Научная статья на тему 'Коррекция функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток СМГ средствами подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности'

Коррекция функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток СМГ средствами подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
162
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦМЕДГРУППЫ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА / ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горелов А.А., Румба О.Г., Ковалева М.В.

Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, направление «Гуманитарные науки», мероприятие 1.2.1 «Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук», конкурс № НК-416П, проект «Психолого-педагогические технологии повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения у студентов в процессе образовательной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горелов А.А., Румба О.Г., Ковалева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток СМГ средствами подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности»

УДК 796.015:796.078

КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОК СМГ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР УМЕРЕННОЙ

ИНТЕНСИВНОСТИ

А.А. Горелов - доктор педагогических наук, профессор О.Г. Румба - кандидат педагогических наук, доцент

М.В. Ковалева Белгородский государственный университет Белгород

CORRECTION OF THE FUNCTIONAL STATE OF CARDIOVASCULAR SYSTEM OF SMG STUDENTS BY MEANS OF MOVING AND SPORTS GAMES OF MODERATE INTENSITY

A.A. Gorelov - Doctor of Education, Professor O.G. Rumba - Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor

M.V. Kovaleva Belgorod State University Belgorod

e-mail: alexagorr@r ambler. ru

Ключевые слова: спецмедгруппы, экспериментальная методика, подвижные и спортивные игры.

Аннотация. Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, направление «Гуманитарные науки», мероприятие 1.2.1 «Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук», конкурс № НК-416П, проект «Психолого-педагогические технологии повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения у студентов в процессе образовательной деятельности».

Key words: special medical groups, experimental methods, moving and sports games.

Summary. The paper was prepared within the framework of Federal Target Program «Research and scientific-pedagogical cadres of innovative Russia» for 2009-2013, the direction of «Humanities», the event 1.2.1 «Carrying of scientific research by research groups led by doctors of sciences», tender № NK- 416P, the project «Psychological and educational technology to improve the mental and physical performance, reduce the neuro-emotional stress of students in the educational activity process».

Заметное увеличение количества студентов СМГ и отсутствие единой программы по дисциплине «Физическая культура» для специального учебного отделения (СУО) обусловили актуальность научных исследований по проблеме оптимизации занятий физической культурой со студентами, имеющими различные отклонения в здоровье. Обобщая представленные в специальной литературе мнения, можно заключить, что в настоящее время выделяются три основных условия, от выполнения которых зависит успешность решения проблемы:

• выбор подходов к комплектованию учебных групп для занятий физической культурой со студентами СУО;

• выбор средств физической культуры и видов двигательной активности, используемых в занятиях со студентами СУО;

• формирование у студентов СУО мотивации к занятиям физической культурой.

В связи с тем, что большинство специалистов наиболее перспективным вариантом считают комплектование учебных групп для занятий физической культурой по нозологическому принципу [1, 2, 5, 7, 8], особую актуальность приобретают поиск эффективных средств и разработка оздоровительных программ для студентов конкретных нозологических групп.

Данные специальной литературы свидетельствуют, что одними из самых распространённых как среди взрослого населения, так и в студенческой среде, являются различного рода нарушения в состоянии сердечно-сосудистой системы (ССС). В частности, в 2008 г. в РФ из 2,5 млн. умерших около 50% россиян скончались именно по причине этих заболеваний [3]. В вузах на долю нарушений в состоянии ССС приходится до 60% всех отклонений в здоровье студентов [4]. Всё сказанное убедительно указывает на острую необходимость поиска эффективных мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний уже на ранней стадии их выявления, в том числе среди студентов.

Анализ специальной литературы позволяет заключить, что на занятиях физической культурой с лицами, имеющими нарушениями в состоянии ССС, как правило, рекомендуются такие средства, как оздоровительная ходьба на свежем воздухе, дыхательная гимнастика, физические упражнения умеренной интенсивности. Состоятельность этих рекомендаций нашла своё подтверждение в ходе проведённых сотрудниками кафедры физического воспитания №1 БелГУ педагогических экспериментов [2, 7]. Однако анкетирование и беседы со студентами СМГ показывают, что многие из них желали бы заниматься подвижными и спортивными играми. Студентов привлекает эмоциональность этого вида двигательной активности, а также наличие элементов состязания и возможности командного вовлечения в игру. Очевидно, занятия подвижными и спортивными играми позволили бы повысить интерес студентов СМГ к занятиям физической культурой в целом. С другой стороны, необходим тщательный отбор игр такой интенсивности, которые бы, вовлекая студентов в активные занятия, ни в коем случае не навредили их здоровью.

Подробное изучение специальной литературы позволило установить следующее:

1) ряд специалистов, занимающихся исследованием организации занятий физической культурой со студентами СМГ, считают целесообразным использование подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности для укрепления состояния ССС [1, 5, 6];

2) вопрос использования на занятиях физической культурой со студентами с нарушениями в состоянии ССС подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности изучен явно недостаточно;

3) существует большое число подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности, которые возможно использовать на занятиях со студентами с нарушениями в состоянии ССС с целью повышения разнообразия таких занятий и повышения интереса занимающихся к двигательной активности.

В связи с этим была предпринята попытка разработать экспериментальную методику занятий физической культурой со студентами, имеющими заболевания ССС, в основу которой легли занятия подвижными и спортивными играми умеренной интенсивности. Эффективность методики была исследована в ходе сравнительного педагогического эксперимента, который проходил с февраля по май 2009 г. на кафедре физического воспитания №1 БелГУ. В рамках эксперимента были сформированы две группы студенток 1-11 курсов с нарушениями в состоянии ССС. Возраст девушек 17-19 лет. Контрольная группа (КГ, п=20) занималась по единой программе, разработанной преподавателями кафедры физического воспитания №1 БелГУ для всех студентов с отклонениями в состоянии здоровья без разделения их по нозо-

логическому типу. Экспериментальная группа (ЭГ, n=20) занималась по разработанной нами экспериментальной методике применения подвижных и спортивных игр низкой и умеренной интенсивности (таблица 1). В подготовительной части применялись разнообразные общераз-вивающие упражнения (в ходьбе, на месте, с предметами), бег низкой интенсивности на средние дистанции в чередовании с ходьбой и с чередованием темпа. Сами игры проводились в основной части занятия. В основную часть была также включена комплексная тренировка, направленная на развитие базовых физических качеств. Все упражнения подбирались с учетом противопоказаний для лиц с нарушениями в состоянии ССС. В заключительной части проводились упражнения на расслабление и восстановление.

Эффективность экспериментальной методики выявлялась путём тестирования функционального состояния ССС занимающихся, а также их физического развития и физической подготовленности до и после эксперимента - в феврале и мае 2009 г. Для оценки достоверности различий использовались параметрические критерии Стьюдента и Фишера. До эксперимента обе группы были однородны.

Итоговое тестирование выявило положительную динамику в функциональном состоянии ССС девушек ЭГ. В частности, у девушек этой группы после эксперимента достоверно лучшими оказались результаты ортостатической пробы. Внутри обеих групп достоверных изменений не произошло, однако очевидным является улучшение средних значений ряда исследованных показателей, именно в ЭГ: ЧСС в покое, СОК, пробы Штанге, Генча, Руффье, индексы Кердо и Скибински, результаты степ-теста.

В физическом развитии и физической подготовленности девушек обеих групп произошли достоверные улучшения по ряду показателей: в ЭГ - кистевой динамометрии и коэффициенту координации; в КГ - ЖЕЛ и кистевой динамометрии. Между группами после эксперимента достоверные различия были зафиксированы только в показателе координации: результат лучше у девушек ЭГ.

Подытоживая результаты проведённого педагогического эксперимента, можно сделать предварительный вывод о положительных перспективах использования подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности в занятиях физической культурой со студентами с нарушениями в состоянии ССС. Однако разработанная нами методика, очевидно, нуждается в пересмотре и корректировке. Возможно, следует изменить перечень предлагаемых игр, более тщательно продумать предлагаемую на занятиях интенсивность нагрузки, включить в подготовительную часть занятий упражнения аэробного характера и т.п. Кроме того, время проведения педагогического эксперимента, по всей вероятности, следует увеличить до одного учебного года. Всё вместе, по нашим предположениям, будет способствовать более заметным положительным изменениям в функциональном состоянии ССС студентов СМГ.

Литература

1. Волкова, Т.И. Физическое воспитание студентов, отнесенных по состоянию здоровья в группы лечебной физической культуры (ЛФК) : учебное пособие / Т.И. Волкова. - Чебоксары : ЧИЭМ СПбГПУ, 2007. -235 с.

2. Горелов, А.А. Экспериментальное обоснование целесообразности применения дыхательных упражнений на занятиях со студентками с нарушениями в деятельности сердечно-сосудистой системы / А.А. Горелов, О.Г. Румба, М.Д. Богоева // Научные проблемы гуманитарных исследований : науч.-теоретич. журнал. -2009. - Вып. 2. - С. 66-71.

3. Каджая, В. Страна повышенного давления : сердечно-сосудистые болезни косят наше население в самом цветущем возрасте / В. Каджая // Независимая газета. - 2009. - 28 января.

4. Копейкина, Е.Н. Построение процесса физического воспитания студенток с нарушениями в состоянии дыхательной системы : монография / Е.Н. Копейкина, О.Г. Румба, А.А. Горелов. - Белгород : Политер-ра, 2010. - 133 с.

5. Каинов, А.Н. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп : рекомендации, планирование, программы / А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. - Волгоград : Учитель, 2009. -186 с.

6. Пустозеров, А.И. Оздоровительная физическая культура : учебно-методическое пособие / А.И. Пустозеров, А.Г. Гостев. - Челябинск : ЮУрГУ, 2008. - 85 с.

7. Румба, О.Г. Дозированная оздоровительная ходьба как фактор улучшения состояния здоровья студенток с отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы / О.Г. Румба, Н.В. Перемышленникова // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения : матер. IV Всерос. науч.-практич. конф., 26 декабря 2008 г. / ЦРНС. - Новосибирск, 2009. - С. 252-257.

8. Румба, О.Г. К вопросу содержания занятий физической культурой со студентами специальных медицинских групп / О.Г. Румба, М.Д. Богоева, Е.Н. Копейкина // Физическая культура, спорт и здоровье : интеграция теории и практики : матер. Междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 60-летию ф-та ФКиБЖ ВГПУ, 2327 октября 2008 г. / ВГПУ. - Воронеж, 2008. - С. 92-95.

Literature

1. Volkova, T.I. Physical education of students classified as health group of medical physical training (MPhT) : a textbook / T.I. Volkova. - Cheboksary : CHIEM SPbPU, 2007. - 235 p.

2. Gorelov, A.A. Experimental substantiation of the feasibility of breathing exercises in the classes with students with disabilities in the cardiovascular system / A.A. Gorelov, O.G. Rumba, M.D. Bogojeva / Scientific problems of human research : scientific-theoretical. journal. - 2009. - Vol. 2. - P. 66-71.

3. Kadjaya, V. A country of hypertension: cardiovascular disease mow our population in the heart of a flourishing age / V. Kadjaya // Nezavisimaya Gazeta. - 2009. - 28 of January.

4. Kopeikina, E.N. Construction of physical education of students with disabilities in the state of the respiratory system : monograph / E.N. Kopeikina, O.G. Rumba, A.A. Gorelov. - Belgorod : Poly-Terra, 2010. - 133 p.

5. Cainov, A.N. Physical culture. The system of work with the students of special medical groups : advice, planning, programs / A.N. Cainov, I.Yu. Shalaeva. - Volgograd : Teacher, 2009. - 186 p.

6. Pustozerov, A.I. Recreational physical culture : manual / A.I. Pustozerov, A.G. Gustev. - Chelyabinsk : South Ural State University, 2008. - 85 p.

7. Rumba, O.G. Dosage wellness walking as a factor in improving the health of students with disabilities in the cardiovascular system / O.G. Rumba, N.V. Peremyshlennikova // Psychology and Pedagogy : methods and problems of practical application : proceedings of the IV All-Russian scientific-practical conference., 26 of December 2008 / TSRNS. - Novosibirsk, 2009. - P. 252-257.

8. Rumba, O.G. On the content of physical training with the students of special medical groups / O.G. Rumba, M.D. Bogojeva, E.N. Kopeikina // Physical culture, sport and health : Integration of theory and practice : proceedings of Intern. scientific-practical. Conference dedicated to the 60 anniversary of the faculty FKiBZh VGPU, 23-27 October 2008 / VGPU. - Voronezh, 2008. - P. 92-95.

Статья поступила в редакцию 29.08.2010 г.

Таблица 1

Экспериментальная методика применения подвижных и спортивных игр низкой и умеренной интенсивности_

Часть занятия Время Задачи Средства Пульсовый режим, уд/мин

подготовительная 20 мин - организация внимания студентов; - подсчет пульса (ЧСС); - ознакомление с задачами занятия; - подготовка организма к предстоящим нагрузкам в основной части занятия. - построение; - ходьба с заданиями (на носках, пятках, на внешнем и внутреннем своде стопы, и др.); бег в медленном темпе, в чередовании с ходьбой, с чередованием темпов; ОРУ (на месте, в движении, с предметами, в парах). 100-120

основная экспериментальный блок 40-45 мин - коррекция функционального состояния ССС: развитие аэробной выносливости, улучшение кровоснабжения органов и тканей, улучшение насосной функции сердца, улучшение трофических процессов в сердце и во всем организме, улучшение сократительной способности миокарда; - повышение психоэмоционального фона; - развитие физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация). февраль - март апрель - май 110-120

Подвижные и спортивные игры низкой интенсивности: - «Слалом», «Удержи палку», «Ловкий перемах», «Поединок с ракетками», «Успей подобрать», «Шайбу в круг» и др.; - настольный теннис Подвижные и спортивные игры низкой и умеренной интенсивности: - «Быстрее перенеси», «Поединок с ракетками», «Успей подобрать», «Шайбу в круг» и др.; - настольный теннис; - волейбол (исключая прыжки); - эстафеты малой и средней интенсивности, с элементами спортивных игр.

120-140

комплексная тренировка 20-25 мин - развитие физических качеств (сила, гибкость, координация); - формирование мышечного корсета; - увеличение легочной вентиляции. - комплексы упражнений в залах на гимнастических ковриках, с фитболами, медбола-ми, гантелями, гимнастическими палками, в парах; - задания на координацию и внимание. - комплексы упражнений в залах на гимнастических ковриках, с фитболами, медбола-ми, гантелями, гимнастическими палками, в парах; - комплексы дыхательных упражнений на улице; - задания на координацию и внимание; - комплексы ЛФК при нарушениях ССС. 110-120

заключительная 10 мин - активизация внесердечных факторов кровообращения; - снятие напряжения, восстановление, расслабление; - подсчет пульса (ЧСС); - подведение итогов занятия. - упражнения на расслабление; - построение. 90-100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.