Научная статья на тему 'Исследование влияния комплексного применения профилактических средств физической культуры на оздоровление студентов с диагнозом плоскостопие'

Исследование влияния комплексного применения профилактических средств физической культуры на оздоровление студентов с диагнозом плоскостопие Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
156
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кондаков В. Л., Школина Т. И.

В статье излагаются результаты педагогического эксперимента по оздоровлению студентов специальной медицинской группы (СМГ) с диагнозом плоскостопие путём комплексного использования наиболее известных профилактических средств физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кондаков В. Л., Школина Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния комплексного применения профилактических средств физической культуры на оздоровление студентов с диагнозом плоскостопие»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ДИАГНОЗОМ ПЛОСКОСТОПИЕ

© Кондаков В. Л.*, Школина Т.И.*

Белгородский государственный университет, г. Белгород

В статье излагаются результаты педагогического эксперимента по оздоровлению студентов специальной медицинской группы (СМГ) с диагнозом плоскостопие путём комплексного использования наиболее известных профилактических средств физической культуры.

Ежегодно увеличивающееся количество студентов, занимающихся физической культурой в СМГ, обуславливает необходимость поиска наиболее эффективных, с точки зрения профилактики имеющихся у молодых людей нарушений в состоянии здоровья, средств повышения их двигательной активности. В настоящее время вопросами оптимизации неспециального физкультурного образования студентов СМГ занимается целая плеяда российских учёных. Среди них: О.Э. Аксёнова, Т.И. Волкова, А. А. Горелов, А.Г. Гостев, С.П. Евсеев, А.Н. Каинов, В.Л. Кондаков, А.И. Пустозеров, О.Г. Румба, И.Н. Тимошина, И.Ю. Шалаева и др. [1, 2, 3, 5, 8, 10, 11]. По мнению большинства специалистов, наиболее рациональной формой организации работы со студентами СМГ является распределение их на группы по нозологическому принципу, т.е. по типу заболеваний.

Одними из самых распространённых в студенческой среде заболеваний являются различного рода нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В частности, в Белгородском государственном университете (БелГУ) эта группа заболеваний в 2007-2008 уч.г. была на 2-м месте по распространённости - они были обнаружены у 31 % студентов, в 2008-2009 уч.г. - уже на 1-м месте - обнаружены у 41,7 % студентов. К наиболее часто встречающимся нарушениям ОДА относятся: сколиоз, остеохондроз, артрит, плоскостопие, болезнь Шляттера.

Анализ данных специальной литературы позволяет заключить, что в занятиях с лицами, имеющими плоскостопие, показаны умеренные физические нагрузки. Не рекомендуется длительная ходьба по твердой поверхности, бег на длинные дистанции (500 и более метров), прыжки с возвышенности, упражнения с отягощениями. Основным средством восстановления являются профилактические упражнения, направленные на уст-

* Заведующий кафедрой Физического воспитания № 1, кандидат педагогических наук, доцент

♦ Ассистент кафедры Физического воспитания № 1

ранение функциональной недостаточности ступней и укрепление связоч-но-мышечного аппарата нижних конечностей [1, 4, 6, 9].

На основании изученной литературы и бесед со специалистами, в том числе - с медиками, была разработана экспериментальная методика занятий физической культурой со студентами СМГ, имеющими плоскостопие. Программа занятий была рассчитана на один учебный год и разделена на четыре части: 1-я и 3-я части (сентябрь-октябрь и февраль-март) предполагали поочерёдные занятия в залах ЛФК и спортивной гимнастики; 2-я и 4-я части (ноябрь-декабрь и апрель-май) - поочерёдные занятия в бассейне и зале ЛФК. Для занятий в зале ЛФК были разработаны комплексы оздоровительных упражнений, направленных на профилактику и коррекцию плоскостопия, использовались упражнения на месте, в ходьбе, в положении сидя и лежа, а также с предметами (гимнастические палки, мед-болы, карандаши, камешки разных размеров и др.). В зале спортивной гимнастики, помимо упражнений в ходьбе, на месте использовались гимнастические снаряды: канат, бревно, батут, гимнастическая стенка. В бассейне студенты осваивали плавание стилем кроль на груди и кроль на спине, использовалось дополнительное оборудование: ласты, плавательные доски и др. Наряду с перечисленными оздоровительными упражнениями использовался самомассаж нижних конечностей. Проводился массаж мышц голени и ступни, применялось поглаживание, растирание и разминание. Особое внимание уделялось массажу передней и задней большеберцовых мышц голени, сгибателя первого пальца и мышц свода стопы.

Педагогический эксперимент продолжался 8 месяцев - с сентября 2008 г. по май 2009 г. Занятия проводились по расписанию 2 раза в неделю по 90 минут. В эксперименте приняли участие 42 студента 1-11 курсов. Возраст юношей 17-19 лет.

Для оценки эффективности разработанной комплексной методики профилактики плоскостопия принимавшие участие в эксперименте студенты были разделены на две группы: экспериментальную группу (ЭГ), которая занималась по экспериментальной методике, и опытную группу (ОГ), которая занималась по общей для студентов СМГ программе, разработанной преподавателями кафедры физического воспитания № 1 БелГУ. Данная программа представляет собой упрощённый вариант Федеральной программы по физической культуре для студентов основной группы здоровья и предназначена для всех студентов с отклонениями в здоровье без учёта их нозологических особенностей.

В начале и в конце семестра проведено обследование уровня физического развития и функциональной тренированности испытуемых по 18-ти показателям: вес, рост, окружности талии и бедер, экскурсия грудной клетки (ЭГК), жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), пробы Штанге и Генча, артериальное давление (АД), ортостатическая проба, проба Руффье, степ-

тест (экспресс), сила (сгибание разгибание рук в упоре лежа, динамометрия), гибкость, координация, проба Ромберга. Кроме того, у всех студентов были взяты отпечатки ступней ног. До эксперимента (в сентябре 2008 г.) обе группы были однородны.

Итоговое тестирование, которое проводилось в мае 2009 г., показало, что в ЭГ по большинству показателей физического развития и функциональной тренированности достоверных изменений не произошло. Тем не менее, положительные тенденции наметились в показателях ЭГК, ЖЕЛ, АД, результатах пробы Руффье и степ-теста, также у испытуемых улучшились сила, гибкость, координация (табл. 1).

Таблица 1

Оценка физического развития и функциональной тренированности студенток экспериментальной группы (ЭГ) до и после эксперимента (п = 25)

Показатели До эксперимента х ± т После эксперимента х ± т разница р

Рост (см) 180,28 ± 1,72 180,13 ± 1,54 - 0,15

Вес (кг) 75,78 ± 3,64 75,87 ± 3,72 + 0,09

Окружность талии (см) 80,16 ± 2,69 78,94 ± 2,66 - 1,22

Окружность груд клетки (см) 92,16 ± 2,0 93,53 ± 2,14 + 1,37

Экскурсия грудной клетки (см) 7,94 ± 0,71 8,59 ± 0,82 + 0,65

ЖЕЛ (л) 4,32 ± 0,16 4,51 ± 0,17 + 0,194

Проба Штанге (сек) 67,15 ± 5,41 60,35 ± 5,94 - 6,8

Проба Генча (сек) 37,68 ± 3,84 35,53 ± 4,33 - 2,15

Динамометрия ^аМ) становая 123,75 ± 5,75 124,06 ± 7,39 + 0,31

правая кисть 38,8 ± 1,67 43,6 ± 1,66 + 4,8

левая кисть 34,75 ± 1,69 41,63 ± 1,86 + 6,88

Коэффициент координации (по Фи-рилёвой) 5,83 ± 0,58 4,46 ± 0,4 - 1,37

Наклон вниз с гимнастической скамейки (см) 2,13 ± 1,74 3,36 ± 2,26 + 1,23

Сгибание разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз) 19,50 ± 2,82 21,13 ± 3,01 + 1,63

Проба Ромберга (сек) 6,77 ± 1,34 9,03 ± 1,93 + 2,26 0,05

Давление (мм.рт.ст.) сист. 129,88 ± 2,94 126,31 ± 2,59 - 3,57

диаст. 74,44 ± 2,75 74,13 ± 2,3 - 0,31

Ортостатическая проба (уд/мин) лежа 83,02 ± 3,5 81,53 ± 3,97 - 1,49

стоя 106,80 ± 4,24 106,39 ± 4,88 - 0,41

разница 23,78 ± 4,65 24,86 ± 3,39 + 1,08

Проба Руффье (уд/мин) покой 85,99 ± 3,58 83,4 ± 5,0 - 2,59

20 присед. 136,23 ± 6,28 124,59 ± 5,21 - 11,64 0,05

через мин. 90,85 ± 4,4 89,26 ± 5,73 - 1,59

условная ед. 11,31 ± 1,24 9,73 ± 1,42 - 1,58

Степ-тест (уд/30 сек) Р1 42,38 ± 1,98 42,63 ± 2,23 + 0,25

Р2 40,25 ± 2,07 39,81 ± 2,26 - 0,44

Р3 38,06 ± 1,82 38,19 ± 2,38 + 0,13

условная ед. 19,46 ± 0,82 19,7 ± 1,03 + 0,24

В ОГ, как и в ЭГ, достоверных изменений также немного. При этом улучшения зафиксированы в показателях ЖЕЛ, кистевой и становой динамометрии, гибкости, координации, пробы Руффье, степ-теста. Обращает на себя внимание отрицательная тенденция в состоянии кардиореспи-раторной системы у студентов этой группы, о чём свидетельствуют показатели ЭГК, АД, результаты проб Штанге и Генча, ортопробы (табл. 2).

Таблица 2

Оценка физического развития и функциональной тренированности студенток опытной группы (ОГ) до и после эксперимента (п = 17)

Показатели До эксперимента х ± т После эксперимента х ± т разница р

Рост (см) 177,0 ± 1,37 176,4 ± 1,87 - 0,6

Вес (кг) 72,18 ± 3,53 74,17 ± 3,65 + 1,99

Окружность талии (см) 77,1 ± 2,43 79,4 ± 3,9 + 2,3

Окружность груд клетки (см) 87,30 ± 2,57 89,8 ± 2,99 + 2,5

Экскурсия грудной клетки (см) 6,85 ± 0,83 6,55 ± 0,37 - 0,3 0,05

ЖЕЛ (л) 4,0 ± 0,26 4,11 ± 0,26 + 0,11

Проба Штанге (сек) 67,34 ± 8,02 65,84 ± 7,93 - 1,5

Проба Генча (сек) 35,93 ± 5,98 33,20 ± 2,56 - 2,73 0,05

Динамометрия (<1аМ) становая 114,5 ± 9,23 117,0 ± 5,44 + 2,5

правая кисть 35,4 ± 1,68 40,9 ± 3,29 + 5,5

левая кисть 32,9 ± 1,92 38,80 ± 3,15 + 5,9

Коэффициент координации (по Фирилёвой) 5,92 ± 0,75 5,50 ± 1,02 - 0,42 0,05

Наклон вниз с гимнастической скамейки (см) 0,15 ± 3,47 7,10 ± 2,17 + 6,95

Сгибание разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз) 19,3 ± 3,03 17,80 ± 2,6 - 1,5

Проба Ромберга (сек) 10,94 ± 1,55 11,3 ± 2,21 + 0,36

Давление (мм.рт.ст.) сист. 128,6 ± 2,16 131,4 ± 5,41 + 2,8

диаст. 77,2 ± 2,32 74,5 ± 2,3 - 2,7

Ортостатическая проба (уд/мин) лежа 87,29 ± 6,34 82,09 ± 6,8 - 5,2

стоя 102,93 ± 3,7 104,42 ± 4,47 + 1,49

разница 15,65 ± 5,15 22,33 ± 5,19 + 6,68

Проба Руффье (уд/мин) покой 84,76 ± 4,89 78,81 ± 3,41 - 5,95

20 присед. 115,84 ± 4,15 115,25 ± 3,76 - 0,59

через мин. 92,7 ± 5,47 84,64 ± 5,86 - 8,06

условная ед. 9,33 ± 1,29 7,87 ± 1,17 - 1,49

Степ-тест (уд/30 сек) Р1 43,4 ± 2,76 43,8 ± 3,38 + 0,4

Р2 41,2 ± 1,9 40,6 ± 2,83 - 0,6

Р3 38,3 ± 1,71 38,1 ± 3,51 - 0,2

условная ед. 18,45 ± 0,8 19,85 ± 1,72 + 1,4

Сопоставление результатов тестирования студентов обеих групп не позволяет зафиксировать заметных отличий в показателях физического развития и функциональной тренированности ни в одной из обследуемых

групп. Это свидетельствует о том, что разработанная нами комплексная методика профилактики плоскостопия практически не отличается от имеющейся программы по физической культуре для студентов СМГ по степени воздействия на физическое развитие и функциональную тренированность студентов.

Результативность разработанной методики, с точки зрения воздействия на плоскостопие испытуемых, также не высока. В частности, в ЭГ полученные в мае 2009 г. отпечатки ступней ног студентов практически идентичны осенним отпечаткам. Однако в ОГ весенние отпечатки ступней ног показали более выраженную степень плоскостопия по сравнению с осенней, что позволяет сделать вывод о прогрессировании заболевания у студентов, в занятиях с которыми не использовались профилактические мероприятия.

Полученные данные, с одной стороны, свидетельствуют о необходимости профилактических занятий со студентами, имеющими плоскостопие, хотя бы с целью исключения прогрессировали^ заболевания, с другой стороны, очевидна необходимость корректировки разработанной методики с целью повышения её эффективности.

Список литературы:

1. Аксёнова О.Э. Содержание и организация адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения: уч.-метод. пособие / О.Э. Аксёнова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 88 с.

2. Волкова Т.И. Физическое воспитание студентов, отнесенных по состоянию здоровья в группы лечебной физической культуры (ЛФК): учебное пособие / Т.И. Волкова. - Чебоксары: ЧИЭМ СПбГПУ, 2007. - 235 с.

3. Горелов А. А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А. А. Горелов, О.Г. Румба, В. Л. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск: ПГТУ, 2008. -вып. 6. - С. 28-33.

4. Гуров А. В. Комплексная профилактика продольного, поперечного и комбинированного плоскостопия у спортсменов и лиц, не занимающихся спортом / А.В.Гуров // Теория и практика физической культуры. - 2008, № 1. - С. 15-18.

5. Каинов А.Н. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы / А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 186 с.

6. Потапчук А.А. Физкультурно-оздоровительные технологии при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей: методическое пособие / А.А. Потапчук, Е.В. Клочкова, Т.Г. Щедрина. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. - 148 с.

7. Пустозеров А.И. Оздоровительная физическая культура: учебно-методическое пособие / А.И. Пустозеров, А.Г. Гостев. - Челябинск: ЮУрГУ, 2008. - 85 с.

8. Румба О.Г. К вопросу содержания занятий по физической культуре со студентами специальных медицинских групп / О.Г. Румба, М.Д. Богоева, Е.Н. Копейкина // Физическая культура, спорт и здоровье: интеграция теории и практики: матер. междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 60-летию ф-та ФКиБЖ ВГПУ, 23-27 октября 2008 г. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 92-95.

9. Сназин В.Я. Движения без боли: Ранняя диагностика и лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата / В.Я. Сназин. - М.: Советский спорт, 2006. - 160 с.

10. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник в 2 т / Под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2007. - 448 с.

11. Тимошина И.Н. О физкультурном образовании учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / И.Н. Тимошина, И.М. Купцов, Л. А. Парфёнов // Адаптивная физическая культура: науч.-теоретич. журнал. - СПб.: Изд-во СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - Вып. 2 (26). - С. 22-24.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОК С НАРУШЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР УМЕРЕННОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

© Румба О.Г.*, Ковалёва М.В/

Белгородский государственный университет, г. Белгород

Статья посвящена поиску путей решения актуальной на сегодняшний день проблемы оздоровления студентов с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой системы. В рамках решения проблемы посредством педагогического эксперимента анализируется возможность использования подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности на занятиях физической культурой в вузе со студентками с указанной патологией.

Большинство специалистов, занимающихся изучением здоровья современной студенческой молодёжи, свидетельствуют о негативных тенденциях в данном вопросе [1, 2, 5, 8]. Заметное ухудшение здоровья рос-

* Доцент кафедры Физического воспитания № 1, кандидат педагогических наук, доцент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ Ассистент кафедры Физического воспитания № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.