Научная статья на тему 'ОТЗЫВ НА МОНОГРАФИЮ "ИСЛАМ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. АТЛАС (ИЗДАНИЕ 2-Е, ДОП.). [З.А. ЖАДЕ, Н.А. ИЛЬИНОВА, Е.С. КУКВА, С.А. ЛЯУШЕВА, В.Н. НЕХАЙ]; ПОД ОБЩ. РЕД. ПРОФ. С.А. ЛЯУШЕВОЙ. - МАЙКОП : ИЗДАТЕЛЬСТВО АГУ, 2021"'

ОТЗЫВ НА МОНОГРАФИЮ "ИСЛАМ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. АТЛАС (ИЗДАНИЕ 2-Е, ДОП.). [З.А. ЖАДЕ, Н.А. ИЛЬИНОВА, Е.С. КУКВА, С.А. ЛЯУШЕВА, В.Н. НЕХАЙ]; ПОД ОБЩ. РЕД. ПРОФ. С.А. ЛЯУШЕВОЙ. - МАЙКОП : ИЗДАТЕЛЬСТВО АГУ, 2021" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / УММА / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ РАДИКАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акаев Вахит Хумидович

Рецензия посвящена теоретико-методологическому анализу социокультурных трансформаций духовного пространства ислама в поликонфессиональном регионе. Отмечается, что нарастание деструктивной риторики в современных средствах массовой информации выступает фактором дестабилизации межконфессиональных отношений в общественной жизни. Проведенное авторским коллективом Адыгейского государственного университета исследование позволило теоретически обосновать и эмпирически подтвердить ценность нравственных принципов ислама в укреплении гражданского общества в России. Особое внимание уделяется анализу ритуально-обрядовой практики мусульманской уммы, перспектив их воспроизводства в условиях постсекулярного общества, а также трансформационных процессов в социоаксиологическом пространстве, затронувших жизненный уклад верующих. Рассматриваются особенности взаимодетерминации религиозных и этнокультурных ценностей, выступающих в качестве базовых идентификационных установок мусульманского сообщества Адыгеи. На основе анализа результатов проведенного социологического исследования выделяются наиболее устойчивые этноконфессиональные стереотипы в мусульманской среде, сохраняющие консолидационный потенциал в условиях глобализации. Делается вывод об эффективности исследовательской модели, предложенной авторским коллективом в изучении консолидационного ресурса ислама в поликультурном российском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE MONOGRAPH “ISLAM IN THE ADYGHEA REPUBLIC AT THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY: AN EMPIRICAL STUDY”. ATLAS (2ND ED., SUPPLEMENTED). [Z.A. ZHADE, N.A. ILYINOVA, E.S. KUKVA, S.A. LYAUSHEVA, V.N. NEKHAY]; ED. PROF. S.A. LYAUSHEVA. - MAYKOP: AGU PUBLISHING HOUSE, 2021"

The review is devoted to the theoretical and methodological analysis of socio-cultural transformations of the spiritual space of Islam in a multi-confessional region. The work shows that the increase in destructive rhetoric in modern media is a factor in the destabilization of interfaith relations in public life. The study conducted by the author's team of Adyghe State University made it possible to theoretically justify and empirically confirm the value of the moral principles of Islam in strengthening civil society in Russia. Special attention is paid to the analysis of the ritual practice of the Muslim Ummah, the prospects for their reproduction in a post-secular society, as well as transformational processes in the socioaxiological space that affected the way of life of believers. The study also considers the peculiarities of mutual determinateness of religious and ethnocultural values, acting as basic identification guidelines of the Muslim community of Adyghea. Based on the analysis of the results of the sociological research carried out, the most stable ethno-confessional stereotypes in the Muslim environment, preserving the consolidation potential in the context of globalization, are highlighted. It is concluded that the research model proposed by the author's team is effective in studying the consolidation resource of Islam in the Russian multicultural region.

Текст научной работы на тему «ОТЗЫВ НА МОНОГРАФИЮ "ИСЛАМ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. АТЛАС (ИЗДАНИЕ 2-Е, ДОП.). [З.А. ЖАДЕ, Н.А. ИЛЬИНОВА, Е.С. КУКВА, С.А. ЛЯУШЕВА, В.Н. НЕХАЙ]; ПОД ОБЩ. РЕД. ПРОФ. С.А. ЛЯУШЕВОЙ. - МАЙКОП : ИЗДАТЕЛЬСТВО АГУ, 2021"»

УДК 28(470.621)(084.4)

ББК 86.38(2Рос.Ады)я61

А 38

B.Х. Акаев,

Грозненский государственный нефтяной технический университет имени

академика М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия, e-mail: akaiev@mail.ru

ОТЗЫВ НА МОНОГРАФИЮ

«ИСЛАМ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. АТЛАС

(издание 2-е, доп.). [З.А. Жаде, Н.А. Ильинова, Е.С. Куква,

C.А. Ляушева, В.Н. Нехай]; под общ. ред. проф. С.А. Ляушевой. -

Майкоп: Издательство АГУ, 2021»

Аннотация. Рецензия посвящена теоретико-методологическому анализу социокультурных трансформаций духовного пространства ислама в поликонфессиональном регионе. Отмечается, что нарастание деструктивной риторики в современных средствах массовой информации выступает фактором дестабилизации межконфессиональных отношений в общественной жизни. Проведенное авторским коллективом Адыгейского государственного университета исследование позволило теоретически обосновать и эмпирически подтвердить ценность нравственных принципов ислама в укреплении гражданского общества в России. Особое внимание уделяется анализу ритуально-обрядовой практики мусульманской уммы, перспектив их воспроизводства в условиях постсекулярного общества, а также трансформационных процессов в социоаксиологическом пространстве, затронувших жизненный уклад верующих. Рассматриваются особенности взаимодетерминации религиозных и этнокультурных ценностей, выступающих в качестве базовых идентификационных установок мусульманского сообщества Адыгеи. На основе анализа результатов проведенного социологического исследования выделяются наиболее устойчивые этно-конфессиональные стереотипы в мусульманской среде, сохраняющие консолида-ционный потенциал в условиях глобализации. Делается вывод об эффективности исследовательской модели, предложенной авторским коллективом в изучении кон-солидационного ресурса ислама в поликультурном российском регионе.

Ключевые слова: ислам, Республика Адыгея, умма, межконфессиональные отношения, религиозный радикализм.

V.Kh. Akaev,

Academician M.D. Millionschikov Grozny State Petroleum Technical University,

Grozny, Russia, akaiev@mail.ru

REVIEW OF THE MONOGRAPH

"ISLAM IN THE ADYGHEA REPUBLIC AT THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY: AN EMPIRICAL STUDY". ATLAS

(2nd ed., supplemented). [Z.A. Zhade, N.A. Ilyinova, E.S. Kukva, S.A. Lyausheva, V.N. Nekhay]; Ed. Prof. S.A. Lyausheva. - Maykop: AGU

Publishing House, 2021"

Abstract. The review is devoted to the theoretical and methodological analysis of socio-cultural transformations of the spiritual space of Islam in a multi-confessional region. The work shows that the increase in destructive rhetoric in modern media is a factor in the destabilization of interfaith relations in public life. The study conducted by the author's team of Adyghe State University made it possible to theoretically justify and empirically confirm the value of the moral principles of Islam in strengthening civil society in Russia. Special attention is paid to the analysis of the ritual practice of the Muslim Ummah, the prospects for their reproduction in a post-secular society, as well as transformational processes in the socioaxiological space that affected the way of life of believers. The study also considers the peculiarities of mutual determinateness of religious and ethnocultural values, acting as basic identification guidelines of the Muslim community of Adyghea. Based on the analysis of the results of the sociological research carried out, the most stable eth-no-confessional stereotypes in the Muslim environment, preserving the consolidation potential in the context of globalization, are highlighted. It is concluded that the research model proposed by the author's team is effective in studying the consolidation resource of Islam in the Russian multicultural region.

Keywords: Islam, Adyghea Republic, Ummah, interfaith relations, religious radicalism.

Духовная жизнь была объектом пристального внимания ученого сообщества во все времена. Однако если в недалеком прошлом духовный мир человека рассматривался как ойкумена господства традиционных институтов, к числу которых можно было отнести религию, семью, этнос и т.д., то уже в эпоху модерна понятие «духовность» стало наполняться утилитарно-гедонистическими принципами, которые форсировали вызревание секулярного общества. Ускорение трансформационных процессов происходило под влиянием глобализации и интенсификации кросс-культурных взаимодействий, в результате чего картина мира современного человека радикально изменилась: взгляды на окружающую его действительность утратили примордиальную целостность, традиционная идентичность встроилась в структуру «мондиализаци-онных» координат, а демаркационные линии межцивилизационного взаимодействия обрели весьма условный характер. Вследствие этого над традиционными институциями, как «дамоклов меч», нависла угроза их тотальной эрозии, а в дальнейшем - проблема реак-туализации их аксиологического

содержания через призму современных категорий, не способных воспроизвести аутентичный ценностно-нормативный контент. Особую тревожность по поводу размывания идентификационной архитектоники выражают региональные социумы, к числу которых относится мусульманское сообщество Адыгеи, испытывающее на себе бифуркационное воздействие глобализации и регионализации, призванной остановить культурный ирредентизм.

Как известно, одним из наиболее стойких институциональных ресурсов сохранения традиционных ценностей является религия.

Поэтому авторский коллектив рецензируемой научной работы неспроста обратился к проблеме анализа современного состояния мусульманской уммы республики и к оценке перспектив ее развития в обозримом будущем.

Предложенная в рамках данного проекта логика социологического исследования, которым были охвачены все муниципальные образования Республики Адыгея, позволила всесторонне проанализировать элементы обрядово-риту-альной жизни мусульман в различных этнокультурных сообществах

региона, показать детерминаци-онные связи между этническими и религиозными ценностями приверженцев ислама. Так, в фокусе внимания ученых оказалась похоронная обрядность, которая репрезентирует элементы культурного синкретизма, сочетающего религиозные и этносоциальные нормы.

Интерес вызывает анализ межконфессиональных отношений в Республике Адыгея. Как справедливо отмечается в атласе, взаимодействие ислама и православия в целом складывается в бесконфликтном ключе: суммарно такое мнение выводится из двух позиций - «позитивное» и «нейтральное» взаимодействие двух конфессиональных сообществ, и составляет 71,7% [1; 65], что демонстрирует межконфессиональное согласие в полиэтничной Адыгее.

Отдельного внимания заслуживает стремление ученых Адыгейского университета найти созидательный потенциал ислама, обосновать бесперспективность рассмотрения мусульманского мира исключительно с позиций деструктивной риторики, которая имеет место в различных СМИ. Как справедливо отмечается в работе, социальный и духовно-нравственный ренессанс мусульманских народов возможен только в случае корректной интерпретации норм, основ вероучения и доктринальных принципов ислама, свободной от положений религиозного радикализма.

Не менее важным компонентом коллективного труда является исследование доверительной среды в мусульманском сообществе Адыгеи. Как показали результаты проведенного опроса, большинство респондентов ориентированы на выстраивание доверительных отношений в рамках первичных социальных групп, которые обеспечивают безопасность и комфорт, составляя тем самым ближний круг межличностных контактов. Поэтому неудивительно, что в поведенческой структуре приверженцев ислама

преобладает авторитет малой группы, которая формируется из числа единомышленников и единоверцев. Таким образом для верующего обозначается высокая значимость оценки его роли и места в этническом и религиозном сообществах, которые обладают для него несомненным авторитетом.

Наконец, импонирует факт признания учеными Адыгейского государственного университета целесообразности учета этнокон-фессионального ресурса мусульманского сообщества региона в деле на-циестроительства России. В этих условиях возрастают роль и ответственность духовного лидера, способного брать ответственность за представителей уммы и выражать консолидированное мнение от ее имени[2; 6]. Поэтому участию муфтия в жизни мусульманского сообщества, а также его умению строить отношения с внешним миром и давать адекватные ответы на возникающие вызовы, уделяется первостепенное внимание.

Подводя итоги, следует отметить, что рецензируемая рукопись является оригинальным исследовательским замыслом, который автором в полной мере удалось реализовать. Пожалуй, данный труд по праву можно назвать путеводителем по миру межконфессиональных отношений в Адыгее, которые долгие годы выстраиваются в нашем поликультурном регионе в духе единства и согласия. Проведенный эмпирический анализ показал жизнеспособность исследовательской стратегии, которая позволила дать объективную и всестороннюю оценку созидательного потенциала ислама в республике, остающейся одним из лидеров в вопросе сохранения межконфессионального мира. Сказанное означает, что ценности мусульман Адыгеи не только не противоречат реалиям современности, а более того - содержат в себе огромный потенциал для развития гражданского общества и демонстрируют

готовность вносить вклад в укрепление будущего Российской Федерации. Думается, что подобная модель изучения религиозных практик с

артикуляцией на созидательном потенциале традиционных конфессий будет успешно апробирована и в других уголках нашей страны.

Примечания:

1. Ислам в Республике Адыгея в начале XXI века: эмпирическое исследование. АТЛАС (издание 2-е, доп.). [З.А. Жаде, Н.А. Ильинова, Е.С. Куква, С.А. Ля-ушева, В.Н. Нехай]; под общ. ред. проф. С.А. Ляушевой. - Майкоп: Издательство АГУ, 2021.

2. Шаов А.А. Чужой/Другой/Свой. Майкоп: издательство «Магарин О.Г.», 2019. 608 с.

References:

1. Islam in the Adyghea Republic at the beginning of the 21st century: an empirical study.ATLAS (2nd ed.,supplemented). [Z.A. Zhade, N.A. Ilyinova, E.S. Kukva, S.A. Lyausheva, V.N. Nekhay]; Ed. Prof. S.A. Lyausheva. - Maykop: AGU Publishing House, 2021.

2. Shaov A.A. Alien/Other/Own. Maykop: Magarin O.G. Publishing House, 2019. 608 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.