Научная статья на тему 'ГАРМОНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛЮРАЛИЗМА'

ГАРМОНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛЮРАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ / ПРАВОСЛАВИЕ / ИСЛАМ / ДОБРОСОСЕДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КРИЗИС ЧЕЛОВЕЧНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / HARMONIZATION / ETHNO-CONFESSIONAL PLURALISM / RELIGIOUS PRACTICES / ORTHODOXY / ISLAM / GOOD-NEIGHBORLY RELATIONS / CRISIS OF HUMANITY / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильинова Надежда Александровна, Хачецуков Заур Махмудович

В рамках проблематики II Всероссийского научно-практического форума «Народы Кубани и Адыгеи: традиционный опыт, современное состояние, перспективы духовной интеграции» авторы рассматривают добрососедские отношения сквозь призму конфессиональной принадлежности. На протяжении всей истории человечества религия занимала немаловажное значение в жизни человека и общества, выступая духовным интегратором и регулятором социального взаимодействия. В современных условиях отношение к религии существенным образом изменилось. Считая себя верующими, религиозными людьми, современные россияне в большинстве своем не считают обязательным системное исполнение религиозных (ритуальных) практик. Данное обстоятельство, по мнению авторов, способствует благоприятному построению межконфессионального взаимодействия. Авторами отмечается исторически сложившаяся диалогичность этноконфессионального взаимодействия православных жителей Кубани и мусульманского населения Адыгеи, что позитивно сказывается на выстраивании добрососедских отношений между народами рассматриваемых регионов. Авторы считают, что гармонизация социального взаимодействия в условиях этноконфессионального плюрализма может рассматриваться условием преодолением кризиса человечности, характерного для XXI века, и повышением уровня национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ильинова Надежда Александровна, Хачецуков Заур Махмудович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF SOCIAL INTERACTION IN CONDITIONS OF ETHNO-CONFESSIONAL PLURALISM

Within the framework of the issues of the II All-Russian Scientific and Practical Forum "Peoples of the Kuban and Adyghea: traditional experience, modern state, and prospects for spiritual integration", the authors examine good-neighborly relations through the prism of confessional affiliation. Throughout the history of mankind, religion has been of great importance in the life of man and society, acting as a spiritual integrator and regulator of social interaction. In modern times, the attitude towards religion has changed significantly. Considering themselves believers, religious people, modern Russians for the most part do not consider it mandatory to systematically perform religious (ritual) practices. This circumstance, according to the authors, contributes to the favorable construction of interfaith interaction. The authors note the historically established dialogue between the ethno-confessional interaction of the Orthodox inhabitants of the Kuban and the Muslim population of Adyghea, which positively affects the building of good-neighborly relations between the peoples of the regions under consideration. The authors believe that the harmonization of social interaction in conditions of ethno-confessional pluralism can be considered a condition for overcoming the crisis of humanity characteristic of the 21st century and increasing the level of national security.

Текст научной работы на тему «ГАРМОНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛЮРАЛИЗМА»

УДК 141.113:21/29 ББК 86.210.0 И 46

Н.А. Ильинова,

доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: + 79184926097, e-mail: nady_i@bk.ru

З.М. Хачецуков,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: + 79604994884, e-mail: xzm@list.ru

гармонизация социального взаимодействия в условиях

этноконфесСионального плюрализма

(Рецензирована)

Аннотация. В рамках проблематики II Всероссийского научно-практического форума «Народы Кубани и Адыгеи: традиционный опыт, современное состояние, перспективы духовной интеграции» авторы рассматривают добрососедские отношения сквозь призму конфессиональной принадлежности. На протяжении всей истории человечества религия занимала немаловажное значение в жизни человека и общества, выступая духовным интегратором и регулятором социального взаимодействия. В современных условиях отношение к религии существенным образом изменилось. Считая себя верующими, религиозными людьми, современные россияне в большинстве своем не считают обязательным системное исполнение религиозных (ритуальных) практик. Данное обстоятельство, по мнению авторов, способствует благоприятному построению межконфессионального взаимодействия. Авторами отмечается исторически сложившаяся диалогичность этноконфессионального взаимодействия православных жителей Кубани и мусульманского населения Адыгеи, что позитивно сказывается на выстраивании добрососедских отношений между народами рассматриваемых регионов. Авторы считают, что гармонизация социального взаимодействия в условиях этноконфес-сионального плюрализма может рассматриваться условием преодолением кризиса человечности, характерного для XXI века, и повышением уровня национальной безопасности.

Ключевые слова: гармонизация, этноконфессиональный плюрализм, религиозные практики, православие, ислам, добрососедские отношения, кризис человечности, национальная безопасность.

N.A. Ilyinova,

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Head of Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maikop, ph.: +79184926097, e-mail: nady_i@bk.ru

Z.M. Khachetsukov

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maikop,ph.: +79604994884, e-mail: xzm@ list.ru

harmonization of social interaction in conditions of ethno-confessional

pluralism

Abstract. Within the framework of the issues of the II All-Russian Scientific and Practical Forum «Peoples of the Kuban and Adyghea: traditional experience, modern state, and prospects for spiritual integration», the authors examine good-neighborly relations through the prism of confessional affiliation. Throughout the history of mankind, religion has been of great importance in the life of man and society, acting as a spiritual integrator and regulator of social interaction. In modern times, the attitude towards religion has changed significantly. Considering themselves believers, religious people, modern Russians for the most part do not consider it mandatory to systematically perform religious (ritual) practices. This circumstance, according to the authors, contributes to the favorable construction of interfaith interaction. The authors note the historically established dialogue between the ethno-confessional interaction of the Orthodox inhabitants of the Kuban and the Muslim population of Adyghea, which positively affects the building of good-neighborly relations between the peoples of the regions under consideration. The authors believe that the harmonization of social interaction in conditions of ethno-confessional pluralism can be considered a condition for overcoming the crisis of humanity characteristic of the 21st century and increasing the level of national security.

Keywords: harmonization, ethno-confessional pluralism, religious practices, Orthodoxy, Islam, good-neighborly relations, crisis of humanity, national security.

Религия представляет собой одну из форм общественного сознания (наряду с мифологией и наукой), которая синтезирует веру в сверхъестественное, мораль, нормы поведения и систему культовых практик. Одной из ключевых функций религии выступает функция объединения (в переводе с латинского: religare - воссоединять): с одной стороны, люди объединяются в рамках религиозной организации, а с другой стороны - речь идет о масштабном объединении всех жителей планеты Земля в глобальное сообщество, которое становится возможным только лишь благодаря уважению друг к другу и терпимости, транслирующихся любой религией мира. Выстраивание подобных взаимоотношений становится возможным потому, что, невзирая на высокий уровень развития современного человека, колоссальные достижения в области науки и техники, религия занимает значительное место в жизни как отдельного человека, так и всего общества. По

данным Фонда Общественное Мнение (ФОМ) (исследование проводилось в апреле 2019 года), лишь 21% опрошенных россиян не считают себя верующими людьми, женщины традиционно более религиозны, чем мужчины (15% женщин vs 29% мужчин, не считающих себя верующими). Россия - это поликонфессиональное государство. По данным ФОМ, 64% - исповедуют православие, 9% - ислам, 2% - различные христианские течения, 1% - другие религии, 4% - затруднились с ответом (рис. 1) [1].

Следует признать, что современная религиозность принципиально отличается от традиционной. Религиозные идеи пока остаются прежними, а способ мышления у верующих принципиально изменился. Мы наблюдаем существенный разрыв между догмами любой религии и осуществлением религиозных (ритуальных) практик. Так, для православных россиян особое значение имеет такой праздник, как Пасха, что подтверждают 85% из

опрошенных ФОМ православных, при этом лишь 15% пойдут на пасхальную службу в церковь (рис. 2 - количество планирующих пойти в церковь на пасхальную службу с 2002 года), и лишь 11% опрошенных православных соблюдали в 2019 году Великий пост [1].

Как обстоят дела с религиозностью в исламе, второй религии по количеству адептов в нашей стране? Ответ очевиден - практически так же, как и в православии. По данным исследования, проведенного научным коллективом Адыгейского государственного университета

в 2019 году в рамках реализации гранта Президента РФ для поддержки ведущих научных школ НШ-6738.2018.6 «Ислам в региональном социокультурном пространстве России: диагностика состояния и трансформаций (на примере Республики Адыгея)», представители титульного этноса Республики Адыгея - адыгейцы, исповедующие ислам, так характеризуют свое отношение к исламу: 40% считают себя его приверженцами, 37% - проявляют позитивный интерес. При этом отношение к религиозным (обрядовым) практикам неоднозначно (рис. 3).

Рис 1. Распределение респондентов по конфессиям (составлено по данным ФОМ [1]).

12

9

4,5

0 -

2002 2005 2007 2012 2019

Рис. 2. Количество планирующих пойти в церковь на пасхальную службу с 2002 года по 2019 год (составлено по данным ФОМ [1]).

Рис. 3. Распределение ответов респондентов-мусульман Адыгеи на вопрос: «В чем проявляется Ваша вера?».

Считаем правомерным сделать следующий вывод: современный россиянин - человек, исповедующий определенную религию, считающий себя верующим, но при этом не реализующий регулярные религиозные (обрядовые) практики [2].

Мы предприняли данный анализ религиозности современных представителей православия и ислама с единственной целью - выяснить, влияет ли приверженность народов Кубани и Адыгеи разным конфессиям на установление добрососедских отношений. Современные принципы построения человеческого общежития нуждаются в диалогичности и толерантности как основных мотивах построения добрососедских отношений. А исповедование разных религиозных убеждений очень часто в истории человечества принимало недружественные, а подчас и воинствующие формы.

Краснодарский край и Республика Адыгея, так исторически сложилось, демонстрируют опыт позитивного межэтнического взаимодействия в рамках уникальных отношений между коренным населением данных регионов - казаками и адыгейцами. Это обусловлено географическим расположением Адыгеи

внутри Краснодарского края, условная граница между которыми проходит по рекам Лаба и Кубань. Самый многочисленный район Адыгеи - Тахтамукайский (92035 чел. [3]), примыкает к столице Кубани - городу Краснодар, который демонстрирует значительные темпы развития. Поэтому важно выяснить, конфессиональная принадлежность народов Кубани и Адыгеи носит кон-фронтационный или диалогичный характер.

По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), для россиян характерно уважительно относиться к чувствам верующих, 68% (против 27% убежденных в обратном) респондентов убеждены в том, что всем проживающим в России необходимо руководствоваться в первую очередь принципами политкорректности и вежливости [4].

Мусульмане-адыгейцы также не связывают доверие незнакомому человеку с исповедованием той же религии, что и респондент (рис. 4). 33% участников опроса вообще не доверяют незнакомым людям, лишь 10% доверяли бы незнакомому человеку, исповедующему ту же религию, что и респондент.

Исповедует ту же религию, что и Вы Принадлежит тому же этносу Имеет общие с Вами интересы Имеет общие с Вами политические взгляды Вы почти всегда доверяете людям Вы никогда не доверяете незнакомым людям Затрудняюсь ответить Нет ответа

12 12

17

33

13

10

20

30

Рис. 4. Ранжирование ответов респондентов на вопрос: «Будете ли Вы больше доверять незнакомому человеку, если Вы узнаете, что он...».

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос о том, какого человека они считают самым близким.

По данным опроса, наиболее близким человеком будет родственник (36%), а вариант ответа «человек, исповедующий мою религию» является одним из наименее популярных (8%) (рис. 5).

Таким образом, многообразие и насыщенность конфессионального пространства Юга России в совокупности с этническим разнообразием составляет культурное

богатство нашей страны и способствует установлению добрососедских отношений между народами Кубани и Адыгеи. Опыт добрососедства рассматриваемых регионов достоин масштабирования на всю полиэтноконфессиональную Россию в качестве одного из векторов преодоления кризиса человечности и обеспечения национальной безопасности.

Примечания:

1. Великий пост и Пасха. [Электронный ресурс]. URL:https://fom.ru/ TSennosti/14200 (дата обращения: 17.09.2020).

2. Ильинова Н.А., Авагимян А.В. Способствует ли религия консолидации общества? /В сборнике: Религиозные ценности в Республике Адыгея. Материалы круглого стола. Под редакцией Ляушевой С.А. Майкоп, 2019. С. 31-36.

3. Статистика и показатели. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat. ru/naselenie-adygei/ (дата обращения: 17.09.2020).

4. Религиозные чувства vs свобода слова. [Электронный ресурс]. URL: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=102 (дата обращения: 17.09.2020).

References:

1. Great Lent and Easter. [Electronic Resource]. URL:https://fom.ru/ TSennosti/14200 (application date: 17.09.2020).

2. Ilyinova N.A., Avagimyan A.V. Does religion contribute to the consolidation of society? / In: Religious Values in the Republic of Adyghea. Round table materials. Ed: Lyausheva S.A. Maykop, 2019. P. 31-36.

3. Statistics and indicators. [Electronic Resource]. URL: https://rosinfostat.ru/ naselenie-adygei/ (application date: 17.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.