Научная статья на тему 'Лингвокультурологическое осмысление понятий "ислам" и "мусульманство" в контексте "религиозного возрождения" России нач. Xxi В. 1'

Лингвокультурологическое осмысление понятий "ислам" и "мусульманство" в контексте "религиозного возрождения" России нач. Xxi В. 1 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
332
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНСТВО / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / КОНФЕССИЯ / ЯЗЫК / КУЛЬТУРА / ЭТНОС / ISLAM / MOSLEM / RELIGIOUS REVIVAL / FAITH / LANGUAGE / CULTURE / ETHNOS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильинова Надежда Александровна, Коновалова Лидия Аслановна, Авагимян Ани Владимровна

Авторы отмечают, что глобализация дает импульс глокализационным процессам, что, в свою очередь, актуализирует исследование культуры отдельных народов. Отмечается роль «религиозного возрождения» России в развитии такого междисциплинарного научного среза, как лингвокультурология, задачей которого является изучение взаимовлияния языка и религии. На основе анализа социологических исследований, проведенных различными научными коллективами, авторы приходят к выводу о значительном месте религии в жизни современных россиян. Рассматривая понятия «ислам» и «мусульманство», авторы отмечают специфику российского мусульманства, которое выступает в качестве социальных практик россиян, исповедующих ислам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguoculturological elucidation of the concepts "Islam" and "Moslem" in the context of "religious revival" of Russia in the early 21st century

Authors demonstrate that globalization gives an impulse to globalization processes that in turn actualize a research of culture of the separate people. The role is shown of "religious revival" of Russia in development of such cross-disciplinary scientific layer as cultural linguistics, the task of which is studying interference of language and religion. Based on the analysis of the sociological researches conducted by various research teams, the authors arrive at a conclusion that religion occupies an important place in life of modern Russians. Considering the concepts "Islam" and "Moslem", the authors note specifics of the Russian Moslem, which acts as social practices of the Russians professing Islam.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурологическое осмысление понятий "ислам" и "мусульманство" в контексте "религиозного возрождения" России нач. Xxi В. 1»

УДК 297-1:(316.74:81) ББК 86.38 И 46

Н.А. Ильинова,

доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: + 79184926097, e-mail: nady_i@bk.ru

Л.А. Коновалова,

аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79094718229, e-mail: liliyadzybova@yandex.ru

А.В. Авагимян,

студентка 4 курса филологического факультета Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79094693314, e-mail: avagimyan.ani@bk.ru

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

ПОНЯТИЙ «ИСЛАМ» И «МУСУЛЬМАНСТВО» В КОНТЕКСТЕ «РЕЛИГИОЗНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ»

РОССИИ НАЧ. XXI В.1

(Рецензирована)

Аннотация. Авторы отмечают, что глобализация дает импульс глокализаци-онным процессам, что, в свою очередь, актуализирует исследование культуры отдельных народов. Отмечается роль «религиозного возрождения» России в развитии такого междисциплинарного научного среза, как лингвокультурология, задачей которого является изучение взаимовлияния языка и религии. На основе анализа социологических исследований, проведенных различными научными коллективами, авторы приходят к выводу о значительном месте религии в жизни современных россиян. Рассматривая понятия «ислам» и «мусульманство», авторы отмечают специфику российского мусульманства, которое выступает в качестве социальных практик россиян, исповедующих ислам.

Ключевые слова: ислам, мусульманство, религиозное возрождение, конфессия, язык, культура, этнос.

N.A. Ilyinova,

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Head of Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maikop,ph.: 79184926097, e-mail: nady_i@ bk.ru

L.A. Konovalova,

Post-graduate student of Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maikop,ph.: 79094718229, e-mail: liliyadzybova@yandex.ru

A.V. Avagimyan,

Four-Year Student of Philological Faculty, Adyghe State University, Maikop, ph.: 79094693314, e-mail: avagimyan.ani@bk.ru

1 Исследование проводится в рамках гранта Президента РФ для поддержки ведущих научных школ НШ-6738.2018.6 «Ислам в региональном социокультурном пространстве России: диагностика состояния и трансформаций (на примере Республики Адыгея)».

LINGUOCULTUROLOGICAL ELUCIDATION OF THE CONCEPTS "ISLAM" AND "MOSLEM" IN THE CONTEXT OF "RELIGIOUS REVIVAL" OF RUSSIA IN THE EARLY 21ST CENTURY

Abstract. Authors demonstrate that globalization gives an impulse to globalization processes that in turn actualize a research of culture of the separate people. The role is shown of "religious revival" of Russia in development of such cross-disciplinary scientific layer as cultural linguistics, the task of which is studying interference of language and religion. Based on the analysis of the sociological researches conducted by various research teams, the authors arrive at a conclusion that religion occupies an important place in life of modern Russians. Considering the concepts "Islam" and "Moslem", the authors note specifics of the Russian Moslem, which acts as social practices of the Russians professing Islam.

Keywords: Islam, Moslem, religious revival, faith, language, culture, ethnos.

Глобализация, покоряющая человеческое сообщество начиная с конца ХХ века, по необходимости порождает глокализацию, которая, в свою очередь, актуализирует исследование культуры конкретных народов и этносов. В трансляции духовных ориентиров и сокровенных смыслов значимую роль играет язык, отражающий душу этноса, его ценностные ориентиры и различные социальные практики, конфессиональные традиции. Культура являет себя, прежде всего, в языке. Он есть истинная реальность культуры, он способен ввести человека в культуру. Язык есть фиксированный взгляд культуры на мироздание и себя самое. В связи с этим получает импульс к развитию такой научный срез, как лингвокультурология, исследующая онтологию и корреляцию языка и религии. М.К. Козырева отмечает, что «гносеологический акцент исследований в рамках этой дисциплины «падает» на выявление и описание тех или иных языковых феноменов и уровней национальных языков в зависимости от конкретной конфессиональной принадлежности этноса, преломившейся и отразившейся, в первую очередь, именно в языке как артефакте культуры» [1; 49]. Поскольку в большинстве случаев человек имеет дело не с самим миром, а с его репрезентациями, с когнитивными картинами и

моделями, то мир предстает сквозь призму культуры и языка народа, который видит этот мир. Язык призван не только служить средством аккумуляции знаний и коммуникации, но и способом воспроизведения установок конкретной религии в менталитете народа.

Развитию лингвокультурологии способствует ряд различных факторов, одним из которых можно рассматривать процесс религиозного возрождения России, начавшийся с конца ХХ в. Данный период в сознании россиян ассоциируется с глубочайшим кризисом, который затронул все сферы жизнедеятельности общества. Начавшись в политических кругах, кризисные явления «перекинулись» на экономику, что не замедлило сказаться на умонастроениях граждан реформируемой России конца прошлого века. Культурная аномия, набирающая темпы своего проявления на фоне массового нигилизма, привела к разобщенности российского социума и к духовной деградации преобладающей части населения. Возник вопрос о необходимости поиска путей из создавшейся сложной ситуации.

Демократизация России начала 90-х гг. прошлого столетия выступила одним из основных факторов возвращения религии в жизнь россиян. Крах социальных идеалов, господствующих в массовом сознании

советского народа, привел к необходимости поиска иных духовных смыслов и ориентиров. А так как религия является более устойчивым фактором социального бытия общества, чем политические или идеологические установки, то она и выступила действенным способом солидаризациии символом консолидации россиян в современный период. Данный тезис подтверждается мнением 65% опрошенных

жителей России, называющих повышение роли религии и церкви в обществе основным приобретением для российского социума в 20002010 гг. [2; 12]. Преобладающая часть россиян считают себя верующими людьми, либо относят себя к какой-либо конфессии, либо верят ывысшие силывне конфессии, незначительная часть респондентов характеризуют себя как атеистов (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение верующих и атеистов среди участвующих

в опросероссиян^в^о)

Считаем необходимым отметить, что возродившаяся в 90-е гг. ХХ в. религиозность россиян существенно отличается от религиозных убеждений современников первой четверти века XXI. Для конца ХХ в. религиозность являлась скорее некоей модой, трендом, а не личным убеждением, тогда как сегодня религиозность воспринимается скорее как личное дело, чем некий социальный тренд. По данным ВЦИОМ [3], за период с 1990-2015 гг. количество

признающих поддержку веры в конкретных ситуациях увеличилось более чем вдвое, а численность не припомнивших случаи, когда религия помогла бы им в жизни, значительно сократилась(рис.2).

Казалось бы, что исторически сложившийся поликонфессиональный характер российского социума должен переводить религиозный фактор жизнедеятельности общества в плоскость рисков, однако межконфессиональное взаимодействие

1 Составлено авторами по: Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / [М.К. Горшков и др.]; под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М.: Весь Мир, 2017. С. 287-307.

Рис. 2. Роль религии в повседневной жизни россиян

оценивается россиянами как самая благополучная сфера с циального общежития. М.К. Горшков отмечает, что «согласно оценкам большинства рареления,за посладнар 25яро межрелирионаошстношениясксрее улучшилисьивРоссиявцелом, я в конкретных регионах проживания респондентов»[2; 29].

М.М. Меад лова н тмечает, р тв «при^^^.осз^]аон^ 1С традицаон-н^^м,а^с[^сиис[кс^1^(Вн ссиям, так же кркивера вБогроСевыш аетпа-триотиреркин арсгросния россиян

желг^1^1^(СР1 ненжить»[0;Р6 8];Поэттт му наличие в российском обществе достаточного количества разноо-бразнын

ставн^^^^лсад^^гаонтта нид пре^раси межкорфррриооодьнсш вшющнт-ности. НВнтлитики Лстсда-Ценора отмт^и^рня,т^тт со гс^тт^аднив 10 нат отношение ооррирн в ваедcтaмитe-лям й в целом

не изменилось (рис. 3, составлен авторами по материалам опроса Левада-Центра, проведенного 15-20 декабря 2017 г. [5]). По отношению к представителям всех конфессий превалируют позиции «очень положительно» и «в какой-то мере

псложттеллно». Знаоятeлыю гуч-ше росс я е относятся к христианам, что объясняется большей численностью представителей данной рслигии, прожисающлх ватеррн, всрти яншpйpтиaты. танот^дарторти вартсвр ражает некое безразличие в оценке собственного отношения к предста-пителям щоличаых ppаяниoзнoIx традиций. Читлрнность неттисно насороннных кпpсдетвтидpлярpяс-ныис^т^Т^^^с^1^^ роррияа соаомитгнк нулю, что пoзвoлнслlн(нaoт вывод о мирнон рорущеетвоврвоии вpтерия-ском соцонмн еррдртавителрй рас-личных конфессий.

Приведенные данные свиде-тpньpтвяют с талинек мржкотрюр-аионаланого яяaнoст в доциотулн; тврном првноранертр оотррмрнногв роррийрвосо coдиyмa,автпoзвooяем рралoръаывoд oнанpаpyнаявнамна(-доКртввс аоарождн-

ния России на единение ее граждан, а также способствует осознанию необходимости изучения взаимовлияния языка и религии. На страницах данной статьи мы намерены рассмотреть лингвокультурологический аспект таких понятий, как «ислам» и «мусульманство».

1 - очень положительно; 2 - в какой-то мере положительно; 3 - ни положительно, ни отрицательно;4-вкакой-томере отрицательно;5- очень отрицательно;

б - затрудняюсьответить

Рис. 3. Отношение россиян к представителям различных конфессий

Арабо-мусульманская культура получила широкое распространение цдтдирозуичныу нородов, исповедуют; ик дтоам, д; дробикийязык сдар языком, лдмиолкскрующим т^^ло];-еную конНосяию.Ноиоыам «аспро-еиранинся ио части

планеты, и мусульмане говорят на языкахраилниныя ^откос языке сущедс-яит дватер-о^и^нС;^^о£^сд^еяиыхе^У^Я4^'^]он-С[ религия: уисламги «Усоyлбмунcтву», о многими уиединнамионивосн ри-с^х^з^он^т^я сад аимакимь», еюпробу-ем выяснить, правильно ли это.

Ислам и пер-ит0- с арабсдотт тз-а^т^чоятс^с^д^оа^дстщ подчинеуиессдя Богу.Нмеино такииназван-спрргн-ще данчойрилигии-исдам. УИ-д^и^с^^ -aздaнкeявляecен иплдсивием того, что духовным фундаментом ислама выступает идея единого Бога, высту-г^^инщ его сос>уцом миpaиьакoьакa. «^с.ннмсккб рсоигимзння ирадиция

приобретает вид исключительно религиозного менталитета, в структуре кoсдаoаoнсьцсмбжнopaздрк-ть pскигиoзньзиcоcосооe,caкpaльиос и бсмыи Длн человект« итр-доид^-ющиаoиcлoб[,взглянyтьнз даиуую бeин4ию «со стороны» невозможно, он полностью погружен в базовые неяамсрие ценпутси ос сдади^и. Т^с^^ро адептами исиамдпуиямается как пocлyшoниепаpeд Бижествен-нымзаконом, доведит-луино ине-oзмиeиo:о«пp иня тис]инбHO гу0oжа-»твонпога pрм»радетвa.

Второй термин, обозначающий ислам — мрcyльмниcодc>, яоляет-ся произвоилым оо слсша «оус-лим» -^00^ тивНт)« с;бозначаю-оцепу ^^-юау^к, липовсдующего ислкм - «митьльмaяин». То исдь слово «мусульманин» обозначает приверженца ислама, дословный перявад уиова «метким» oеяaoаст -«тот, кшимкоряеаияооле Алиииа».

В русском языке эти оба термина

- «ислам» и «мусульманство»

- воспринимаются в качестве синонимов и обозначают название религии - ислам, хотя их этимология и имеет существенные различия. В российской науке разные ученые также используют эти два термина, проследим же, в каком контексте употребляются понятия «ислам» и «мусульманство».

Понятие «ислам» используется в работах, например, следующих авторов: З.Р. Валеева, Л.К. Вычу-жанова, авторы рассматривают возможности применения в обучении студентов по направлению подготовки «Теология» междисциплинарной интеграции [6]; С.Д. Ибрагимов, исследующий возрождение российского ислама в XXI в. в условиях глобализации [7], и др. Однако преобладающая часть современных российских исследователей употребляют данные понятия в качестве синонимов: А.В. Малашенко [8], И.Л. Бабич [9], М.М. Мчедлова [4], А.А. Ярлыков [10] и т.д. Так, И. На-сыров в своей работе «Пост-ислам или культурный ислам?», описывая

реально протекающие в мире ислама процессы секуляризации, ведущие к расширению светского пространства в мусульманском обществе [11], чередует понятия «ислам» и «мусульманство».

Д.В. Мухетдинов в серии работ [12], посвященных российскому мусульманству, отстаивает позицию, согласно которой термин «российское мусульманство» является более корректным, чем термин «русский ислам». Он убедительно доказывает, что ислам не может быть национальным явлением, он един. Однако распространяясь в определенной этнокультурной среде, ислам приобретает специфику, в соответствии с которой трансформируется в особые социокультурные практики.

Подводя итоги, отметим, что так называемое «религиозное возрождение» нашей страны конца XX - нач. XXI вв. актуализировало вопросы влияния религии на жизнь человека, что, в свою очередь, побуждает исследователей к рассмотрению взаимовлияния языка и религии, смыслового наполнения таких понятий, как «ислам» и «мусульманство».

Примечания:

1. Козырева М.К. Исламский мир в лингвокультурной картине мира // Научные ведомости. Сер. Гуманитарные науки. 2016. № 28 (249), вып. 32. С. 48-63.

2. Горшков М.К. Реальности пореформенной России: четверть века социальных трансформаций в социологическом измерении // Россия реформирующаяся: ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. М.: Новый хронограф, 2018. Вып. 16. 472 с.

3. Религия: за и против. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 11-12 июля 2015 г. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=89 (дата обращения: 03.01.2019).

4. Мчедлова М.М. Религиозная ситуация в России и ее регионах // Этническое и религиозное многообразие России / под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИЭА РАН, 2018. 561 с.

5. Отношение к религиям // Левада-Центр. Аналитический центр Юрия Левады. URL: https://www.levada.ru/2018/01/23/otnoshenie-k-religiyam/ (дата обращения: 05.03.2019).

6. Валеева З.Р., Вычужанова Л.К. Интегративность как условие углубленного изучения дисциплин «Ислам и этика» и «Ислам и эстетика» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-5 (86). С. 33-35.

7. Ибрагимов С.Д. Ислам и глобализация: российский ислам в начале XXI века // Перспективы науки. 2014. № 7 (58). С. 117-120.

8. Малашенко А.В., Старостин А.Н. Ислам на российском Дальнем Востоке // Россия в глобальной политике. 2016. Т. 14, № 4. С. 196-212.

9. Бабич И.Л. Религиозное разнообразие и этническая идентичность в Адыгее // Этническое и религиозное многообразие России / под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИЭА РАН, 2018. С. 507-531; Бабич И.Л. Ислам в КБР: ислам и право в Кабардино-Балкарии. URL: http://www.portal-credo. ru/site/?act=monitor&id=7029 (дата обращения: 06.03.2019).

10. Ярлыкапов А.А. Ислам и традиция на Северном Кавказе // Этническое и религиозное многообразие России / под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИЭА РАН, 2018. 561 с.

11. Насыров И. Пост-ислам или культурный ислам? // Философская антропология. 2018. Т. 4, № 1. С. 46-54.

12. Мухетдинов Д.В. К вопросу о российском мусульманстве // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2015. Т. 11, № 4. С. 81-90; Мухетдинов Д.В. Российское мусульманство: призыв к осмыслению и контекстуализации // Россия и мусульманский мир. 2015. № 6 (276). С. 32-70.

References:

1. Kozyreva M.K. The Islamic world in the linguistic and cultural picture of the world // Scientific sheets. Ser. The Humanities. 2016. No. 28 (249). Iss. 32. P. 48-63.

2. Gorshkov M.K. The realities of post-reform Russia: a quarter-century of social transformations in the sociological dimension / Russia undergoing reform: a yearbook: Iss.16 / executive ed. by M.K. Gorshkov. M.: New Chronograph, 2018. 472 pp.

3. Religion: Pros and Cons. The initiative Russian poll of VTslOM was conducted on July 11-12, 2015 [Electronic resource]. Access mode: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=89 (access date: 03.01.2019).

4. Mchedlova M.M. Religious situation in Russia and its regions / Ethnic and religious diversity of Russia / ed. by V.A. Tishkov, V.V. Stepanov. 2nd ed., revised and enlarged. M.: IEA RAS, 2018. 561 pp.

5. Attitude towards religions / Levada-Center. Analytical center of Yuri Levada. [Electronic resource]. Access mode: https://www.levada.ru/2018/01/23/otnoshenie-k-religiyam/ (access date: 05.03.2019).

6. Valeeva Z.R., Vychuzhanova L.K. Integrativity as a condition for the in-depth study of the disciplines "Islam and Ethics" and "Islam and Aesthetics" // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Problems of theory and practice. 2017. No. 12-5 (86). P. 33-35.

7. Ibragimov S.D. Islam and Globalization: Russian Islam at the beginning of the 21st century // Prospects of Science. 2014. No. 7 (58). P. 117-120.

8. Malashenko A.V., Starostin A.N. Islam in the Russian Far East // Russia in global politics. 2016. Vol. 14. No. 4. P. 196-212.

9. Babich I.L. Religious diversity and ethnic identity in Adygheya / Ethnic and religious diversity of Russia / ed. by V.A. Tishkov, V.V. Stepanov. 2nd ed., revised and enlarged. M.: IEA RAS, 2018. 561 pp. P. 507-531; Babich I.L. "Islam in KBR": Islam and law in Kabardino-Balkaria. [Electronic resource]. Access mode: http://www. portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=7029 (access date: 06.03.2019).

10. Yarlykapov A.A. Islam and tradition in the North Caucasus / Ethnic and religious diversity of Russia / ed. by V.A. Tishkov, V.V. Stepanov. 2nd ed., revised and enlarged. M.: IEA RAS, 2018. - 561 pp.

11. Nasyrov I. Post-Islam or cultural Islam? // Philosophical anthropology. 2018. Vol. 4. No. 1. P. 46-54.

12. Mukhetdinov D.V. On the problem of Russian Islam // Islam in the modern world: domestic and international political aspects. 2015. Vol. 11. No. 4. P. 81-90; Mukhetdinov D.V. Russian Islam: a call for understanding and contextualization // Russia and the Muslim world. 2015. No. 6 (276). P. 32-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.