Научная статья на тему 'Отзыв на диссертацию В.А. Морозова «Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России»'

Отзыв на диссертацию В.А. Морозова «Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное выдворение / депортация / иностранный гражданин / лицо без гражданства / реадмиссия / специальное учреждение содержания иностранных граждан / специальное учреждение МВД России / центр временного содержания иностранных граждан / administrative expulsion / deportation / foreign national / stateless person / readmission / special institution for detention of foreign nationals / special institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia / center for temporary detention of foreign nationals

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ванюшин Ян Леонидович, Летаева Елена Андреевна

Представленный отзыв посвящен критическому анализу основных положений диссертационного исследования проблем административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России. В отзыве отражены основные положения исследования, рассмотрены актуальность, степень теоретической разработанности, положения, выносимые на публичную защиту, иные выводы и предложения, сформулированные диссертантом. Подробно рассмотрены суждения соискателя, вызывающие сомнения с точки зрения актуальности и изученности проблем, аргументируется необходимость дальнейшего изучения ряда вопросов, высказаны замечания и обозначены моменты, нуждающиеся в уточнении. Отмечено, что диссертация представляет интерес как одна из посвященных специальным учреждениям МВД России работ, в которой предпринята попытка рассмотрения ряда вопросов деятельности данных учреждений и вопросов правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. С положительной стороны оценивается изучение диссертантом зарубежного опыта. Сделан вывод о том, что диссертация В.А. Морозова является самостоятельной работой, выполненной единолично по актуальной теме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ванюшин Ян Леонидович, Летаева Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of the dissertation by V.A. Morozov “Administrative and legal status of foreign nationals and stateless persons detained in special institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia”

The presented review is devoted to the critical analysis of the main provisions of the dissertation research on the problems of the administrative and legal status of foreign nationals and stateless persons detained in the special institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The review reflects the main provisions of the research and considers its relevance, the degree of theoretical elaboration, the provisions to be defended and a number of other conclusions and proposals formulated by the dissertationist. The applicant’s judgments, raising doubts regarding the relevance and knowledge of the problems, are considered in detail. The need for further study of a number of issues is argued. Some comments are made and some points that need clarification are identified. It is noted that the dissertation is of interest as one of the scientific works devoted to the special institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which attempts to consider a range of issues of the activities of such institutions and also issues of the legal status of foreign nationals and stateless persons. The dissertationist’s study of foreign experience is positively evaluated. It is concluded that the dissertation of V.A. Morozov is an independent work, performed individually on a relevant topic.

Текст научной работы на тему «Отзыв на диссертацию В.А. Морозова «Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России»»

Раздел 8. Обзоры, рецензии, критика

Научная специальность: 5.1.2

Отзыв на диссертацию В.А. Морозова «Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России»*

Ян Леонидович Ванюшин,

кандидат юридических наук, доцент, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Тюмень, Россия, janych@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-1139-444X

Елена Андреевна Летаева,

кандидат юридических наук, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Тюмень, Россия, letaeva_lena@mail.ru

Аннотация. Представленный отзыв посвящен критическому анализу основных положений диссертационного исследования проблем административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России. В отзыве отражены основные положения исследования, рассмотрены актуальность, степень теоретической разработанности, положения, выносимые на публичную защиту, иные выводы и предложения, сформулированные диссертантом. Подробно рассмотрены суждения соискателя, вызывающие сомнения с точки зрения актуальности и изученности проблем, аргументируется необходимость дальнейшего изучения ряда вопросов, высказаны замечания и обозначены моменты, нуждающиеся в уточнении. Отмечено, что диссертация представляет интерес как одна из посвященных специальным учреждениям МВД России работ, в которой предпринята попытка рассмотрения ряда вопросов деятельности данных учреждений и вопросов правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. С положительной стороны оценивается изучение диссертантом зарубежного опыта. Сделан вывод о том, что диссертация В.А. Морозова является самостоятельной работой, выполненной единолично по актуальной теме.

Ключевые слова: административное выдворение, депортация, иностранный гражданин, лицо без гражданства, реадмиссия, специальное учреждение содержания иностранных граждан, специальное учреждение МВД России, центр временного содержания иностранных граждан

Для цитирования: Ванюшин Я.Л., Летаева Е.А. Отзыв на диссертацию В.А. Морозова «Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России»// Юридическая наука и правоохранительная практика. 2023. N 4 (66). С. 104-111.

Review of the dissertation by V.A. Morozov "Administrative and legal status of foreign nationals and stateless persons detained in special institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia"

Yan L. Vanyushin,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Tyumen, Russia, janych@bk.ru, https://orcid. org/0000-0003-1139-444X

* Морозов В.А. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России: дис. ... канд. юрид. наук: 5.1.2. Москва, 2023. 217 с.

© Ванюшин Я.Л., Летаева Е.А., 2023

Elena A. Letaeva,

Candidate of Legal Sciences, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Tyumen, Russia, letaeva_lena@mail.ru

Abstract. The presented review is devoted to the critical analysis of the main provisions of the dissertation research on the problems of the administrative and legal status of foreign nationals and stateless persons detained in the special institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The review reflects the main provisions of the research and considers its relevance, the degree of theoretical elaboration, the provisions to be defended and a number of other conclusions and proposals formulated by the dissertationist. The applicant's judgments, raising doubts regarding the relevance and knowledge of the problems, are considered in detail. The need for further study of a number of issues is argued. Some comments are made and some points that need clarification are identified. It is noted that the dissertation is of interest as one of the scientific works devoted to the special institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which attempts to consider a range of issues of the activities of such institutions and also issues of the legal status of foreign nationals and stateless persons. The dissertationist's study of foreign experience is positively evaluated. It is concluded that the dissertation of V.A. Morozov is an independent work, performed individually on a relevant topic.

Keywords: administrative expulsion, deportation, foreign national, stateless person, readmission, special institution for detention of foreign nationals, special institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia, center for temporary detention of foreign nationals

For citation: Vanyushin Ya.L., Letaeva E.A. Review of the dissertation by V.A. Morozov "Administrative and legal status of foreign nationals and stateless persons detained in special institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia" // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2023. No. 4 (66). P. 104-111.

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России в соответствии с приказом МВД России от 29 августа 2012 г. N 820 «О профилизации образовательных организаций МВД России» осуществляет функции учебно-научного центра по реализации приоритетного профиля подготовки «Деятельность охранно-конвойных подразделений полиции». Одним из направлений приоритетного профиля является деятельность специальных учреждений, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии (далее - специальные учреждения МВД России). Например, только в период с 2020 по 2023 год сотрудниками института в инициативном порядке и по заявкам подразделений центрального аппарата МВД России было проведено три научных исследования, издано две работы по вопросам деятельности специальных учреждений МВД России.

В связи с этим проведение научных исследований, посвященных вопросам специальных учреждений МВД России, на-

пример таких, как диссертация В.А. Морозова «Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России» на соискание ученой степени кандидата юридических наук по научной специальности 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки, не могла не вызвать научный интерес и стала объектом пристального внимания со стороны профильной образовательной организации МВД России.

Актуальность рассматриваемого диссертационного исследования, посвященного административно-правовому статусу иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России, не вызывает сомнения. Об актуальности темы диссертации В.А. Морозова свидетельствует, как уже было отмечено, потребность МВД России в научном разрешении вопросов деятельности специальных учреждений МВД России, которая выражается в ежегодном направлении в адрес Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России и иных образовательных организаций системы МВД России заявок на

проведение научных исследований, значительная часть которых относится к первоочередным научным задачам Министерства.

В диссертации соискатель приводит ряд своих доводов в пользу актуальности темы. Одним из них является отсутствие ведомственных нормативных актов, в частности, устанавливающих типовые требования к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений и определяющих организацию деятельности специальных учреждений, их задачи, функции, порядок деятельности и другие аспекты, составляющие правовой статус данных учреждений (с. 5). Вместе с тем настоящие нормативные правовые акты приняты: Типовые требования к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений ФМС России и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии (приказ ФМС России от 26 сентября 2014 г. N 534)* и Типовое положение о центре временного содержания иностранных граждан территориального органа МВД России на региональном и районном уровнях (приказ МВД России от 29 ноября 2022 г. N 911)**.

Нельзя согласиться и с доводом В.А. Морозова о том, что актуальность темы диссертационного исследования обусловлена также тем, что специальных исследований в этой области с учетом современных социально-экономических и политических условий не проводилось (с. 6). В 2022 году одним из авторов настоящего отзыва по результатам комплексного исследования, которое выполнялось в течение двух лет, была опубликована монография, посвященная теоретико-прикладному аспекту специальных учреждений МВД России [1], проводились и иные исследования. Скорее всего, диссертантом в недостаточной мере были изучены научные источники, посвященные проблемам деятельности специальных учреждений, обеспечению правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Оче-

* Рос. газ. 2014. 22 дек.

** Доступ из СТРАС «Юрист».

видно, по этой причине в диссертации в разделе «Степень научной разработанности темы» не приводятся такие исследователи деятельности специальных учреждений МВД России, как Ю.В. Герасименко, Е.А. Летаева, А.В. Елисеев, сведения о диссертациях И.Н. Сиренко [2] и Н.В. Поляковой [3], а также отсутствуют сведения в списке литературы о диссертации В.Ю. Горбунова [4]. Более глубокое изучение работ приведенных ученых и нормативной правовой базы, мониторинг ее изменений позволили бы соискателю избежать поспешных суждений и заключений, неактуальных предложений.

В связи с этим новизна диссертации В.А. Морозова, несмотря на то, что в ней все же содержатся отдельные новые исследовательские элементы, и поэтому она может внести определенный вклад в изучение данных вопросов, требует уточнения и обоснования.

Наиболее интересной и важной частью любого диссертационного исследования являются положения, выносимые на публичную защиту, в которых отражаются ключевые выводы и предложения соискателя. Как правило, они отличаются авторским подходом и требуют обсуждения, некоторые из них носят спорный характер, в том числе в плане проработанности, актуальности и новизны. К таковым положениям необходимо отнести следующее:

1. В положении N 1, выносимом на защиту, диссертантом отмечается отсутствие нормативного закрепления термина, объединяющего понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданство» по признаку отсутствия у лица гражданства Российской Федерации. В связи с этим соискателем предложен термин «неситиз» для употребления в нормативных правовых актах, регулирующих правовое положение данных лиц (с. 12-13, 36). С данным предложением нельзя согласиться.

Во-первых, соискатель ошибочно утверждает, что в настоящее время нормативно не закреплен обобщающий термин для обозначения иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Рос-

сийской Федерации»* понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда настоящим федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Во-вторых, автор приходит к выводу об отсутствии в учебной и научной литературе однозначного толкования терминов «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», ограничиваясь обращением к пяти источникам, три из которых советского периода (с. 23-24). Не соглашаясь с использованием в научном обороте термина «неграждане» для обозначения иностранных граждан и лиц без гражданства и полагая, что он имеет негативный оттенок в общественном сознании, диссертант не учитывает, что данный термин широко используется в международных, в частности европейских актах, например в Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 г. N 166 (г. Страсбург)**, то есть является юридически устоявшимся.

В-третьих, предложенный соискателем термин «неситиз», являющийся транскрипцией английского non-citizen, не может быть использован в нормативных правовых актах в силу положения ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-Ф3 «О государственном языке Российской Федерации»***. При этом соискателю следует также учитывать фонетические требования современного русского языка, а именно благозвучность предлагаемого термина. Именно по этой причине в Российской Федерации в отличие от зарубежных стран не используется аналогичное предлагаемому понятие «неграждане», а устоявшимся термином был вначале «иноземец», в дальнейшем и по настоящее время «иностранец». С учетом отмеченного следует предположить, что предлагаемый диссертантом термин «неситиз» в большей степени, чем термин «неграж-

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 30. Ст. 3032.

** Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

*** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. N 23. Ст. 2199.

дане», будет иметь в общественном сознании негативный оттенок. При этом автор в своем диссертационном исследовании использует не предлагаемое им понятие, а термин «иммигрант».

В-четвертых, как уже отмечалось, соискателю следовало более глубоко изучить настоящий вопрос с точки зрения не только нормативного регулирования, но и теоретической разработанности. Предложение о введении в оборот термина, объединяющего понятия иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации, не представляется целесообразным в связи с тем, что в юридической науке для этих целей используется понятие «экстернус» (от лат. еxternus - чужеземный, иноземный).

2. Заслуживает внимания попытка сформулировать в диссертации определение административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях, под которым автор предлагает понимать урегулированное нормами административного права положение данных лиц в административно-публичной сфере в условиях правового режима специальных учреждений, характеризующееся совокупностью субъективных прав и свобод, гарантированных государством, обязанностей, юридической ответственности, правовых ограничений и запретов (положение N 2, с. 13). Однако предложенное определение не отражает характерных или специфических черт рассматриваемого статуса иностранных граждан и лиц без гражданства и воспроизводит общепринятое понятие административно-правового (правового) статуса гражданина в расширительном толковании применительно к специальным учреждениям МВД России.

В рамках данного положения вызывает сомнение, что изменение наименования статьи 35.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на «Административно-правовой статус содержащихся в специальных учреждениях иностранных граждан», которое предлагает диссертант на странице 39 диссертации, позволит избежать дублирования в разных нормах права одних и тех же прав, свобод и иных элементов

административно-правового статуса иммигрантов, содержащихся в специальных учреждениях. Аналогичным образом следует оценить и предложение указать в этой статье на специфику административно-правового статуса иммигрантов, обусловленную правовым режимом специального учреждения; наличие элементов (прав, свобод, обязанностей, ответственности, ограничений и запретов) правового статуса со ссылкой на соответствующие положения Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1306 (с. 39).

Вероятно, что для решения обозначенной проблемы права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в специальных учреждениях МВД России должны быть четко сформулированы в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а не в подзаконных нормативных правовых актах.

3. В положении 4, выносимом на защиту, В.А. Морозовым предложены авторские классификации субъективных прав иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России, в основе которых лежат различные основания (в зависимости от механизма реализации, объекта применения и др.). Более подробно они приводятся на страницах 34-36 диссертационного исследования. Несомненно, автором проделана большая работа, и предложенные классификации представляют интерес для теории правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Вместе с тем, формулируя «разновидности административно-правового статуса этих лиц, в зависимости от объема их прав, свобод и обязанностей», диссертант допускает ошибку при определении субъектов, имеющих «неполный (ограниченный)» статус, к которым он относит лиц, не достигших совершеннолетнего возраста (с. 34). Здесь следует учитывать, что с учетом специфики регулируемых отношений в законодательстве о правовом положении иностранных граждан и законодательстве о гражданстве используются понятия «достижение восемнадцатилетнего возраста» или «достижение 18 лет», что отличает данный институт от института совершеннолетия.

4. В положении N 6 соискателем предлагается применение мер взысканий к иностранным гражданам за нарушение установленного режима содержания в специальном учреждении, отмечается целесообразность детализации перечня нарушений режима специального учреждения, за которые могут применяться конкретные меры взыскания (с. 15-16, 50-51). Несомненно, настоящее предложение заслуживает внимания, однако автор ограничивается только обозначением необходимости мер и перечня нарушений и не приводит примеры возможных взысканий и нарушений. При этом предложения о применении мер взысканий к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в специальных учреждениях МВД России, не являются новыми. Например, Е.А. Летаева в целях соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства режима содержания в специальных учреждениях предлагает такие меры взысканий, как выговор, краткосрочное одиночное содержание в изолированных помещениях, ограничения в количестве свиданий, получаемых передач и телефонных разговоров [1, с. 76].

В этом же положении, выносимом на защиту, интересным представляется тезис о необходимости разграничения ответственности несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в специальных учреждениях, и несовершеннолетних лиц, которые могут пребывать в специальном учреждении совместно с родителями (с. 16, 50-51), поскольку п. 42 Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях МВД России или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1306*, закрепляет ответственность несовершеннолетних, содержащихся с родителями или с лицами, их заменяющими. В то же время несовер-

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 2. Ст. 130.

шеннолетние лица могут быть самостоятельными субъектами административных правонарушений, в отношении которых судом принимается решение о назначении административного наказания в виде принудительного административного выдворения, что также уже отмечалось в научной литературе [1, с. 98].

5. Обращаясь к положению N 7 (с. 16-17), в котором соискатель предлагает установить на территории специальных учреждений МВД России две зоны содержания (постоянного содержания и особого содержания) иностранных граждан, следует отметить, что такое разграничение, а соответственно, и разные условия проживания иностранных граждан в специальных учреждениях должны быть дополнительно обоснованы. Представляется, что изучения только зарубежного опыта (с. 94, 102-103) недостаточно для выводов и предложений о создании двух зон содержания иностранных граждан, которые направлены на создание, по сути, двух систем правовых ограничений в отношении иностранных граждан в специальных учреждениях. То же самое касается и предложения о возможности введения частной модели содержания иммигрантов в специальных учреждениях на территории Российской Федерации (с. 102).

Кроме того, следует обратить внимание В.А. Морозова на то, что используемое в положении на защиту понятие «побег», за которое предлагается помещать иностранного гражданина или лицо без гражданства в зону особого содержания до факта административного выдворения, депортации или реадмиссии (с. 17, 104), является неверным. В соответствии с ч. 1 ст. 18.18 КоАП РФ данное деяние образует такое административное правонарушение, как «самостоятельное оставление иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащими административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, медицинской организации, специального учреждения».

6. Наиболее противоречивыми с точки зрения своевременности и изученности являются выводы и предложения, сформулированные в положении N 8, выносимом на защиту. Отмечая, что правовой статус специ-

альных учреждений регламентирован не в полном объеме, нормативно не определен орган государственной власти, к компетенции которого относится принятие нормативного правового акта, регулирующего порядок создания специальных учреждений, отсутствует правовой документ, определяющий основные задачи, функции, полномочия и организацию деятельности данных учреждений, диссертант предлагает:

- подготовить и издать приказ МВД России на основе разработанного им проекта приказа МВД России «Об утверждении Типового положения о Центре временного содержания иммигрантов»;

- включить специальное учреждение в структуру территориального органа МВД России на региональном уровне;

- в структуре центрального аппарата МВД России создать единый руководящий и контролирующий деятельность специальных учреждений орган - Управление организации деятельности Центров временного содержания иммигрантов, на должностных лиц которого возложить ответственность за организацию служебной деятельности специального учреждения (с. 16-17).

С этим нельзя согласиться по следующим причинам. Во-первых, Типовое положение о центре временного содержания иностранных граждан территориального органа МВД России на региональном и районном уровнях, как уже отмечалось в отзыве, утверждено приказом МВД России от 29 ноября 2022 г. N 911. Настоящее положение определяет основные задачи, функции, полномочия и организацию деятельности специального учреждения, а кроме того, устанавливает его структурно-организационное место в системе МВД России. В связи с этим предложенный соискателем в приложении к диссертации проект Типового положения о центре временного содержания иностранных граждан не представляется актуальным.

Во-вторых, предложение о включении специального учреждения в структуру территориального органа МВД России на региональном уровне не соответствует действительности. Специальные учреждения (центры временного размещения иностранных граждан) предусмотрены в структуре территориальных органов МВД России в соответствии с приказом МВД России

от 30 апреля 2011 г. N 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России»*. Центры временного содержания иностранных граждан были включены в структуру территориальных органов в мае 2016 г. (приказ МВД России от 12 мая 2006 г. N 34). Кроме того, Типовое штатное расписание центра временного содержания иностранных граждан территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, об отсутствии которого говорится в диссертации (с. 91), утверждено приказом МВД России от 29 декабря 2016 г. N 924**.

В-третьих, в структуре центрального аппарата МВД России уже определено подразделение, которое обеспечивает организацию деятельности специальных учреждений МВД России. В соответствии с Положением о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 18 июля 2011 г. N 849, ГУОООП МВД России определен в качестве головного подразделения системы МВД России в области содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии***. ГУОООП МВД России осуществляет координацию и организацию деятельности специальных учреждений МВД России на федеральном уровне, на региональном уровне настоящие функции возложены на территориальные органы МВД России по субъекту Российской Федерации****.

В-четвертых, нельзя согласиться с суждением диссертанта о том, что норма-

* Доступ из СТРАС «Юрист».

** Там же.

***

Там же.

**** Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Рос-

сийской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 // Рос. газ. 2011. 2 марта.

тивно не определен орган государственной власти, к компетенции которого относится принятие нормативного правового акта, регулирующего порядок создания специальных учреждений МВД России. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России в числе предоставленных полномочий организует в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание органами внутренних дел в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии (подп. 44 п. 11)*****. Также в соответствии с абз. 2 подп. 7 п. 20 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации Министр внутренних дел Российской Федерации утверждает типовые положения о структурных подразделениях территориальных органов МВД России.

С положительной стороны следует отметить рассмотрение в диссертации исторических аспектов создания и функционирования специальных учреждений для содержания лиц, подлежащих принудительному выдворению, депортации или реадмиссии (с. 73-80). Автор выделяет три исторических этапа развития правового регулирования специальных учреждений МВД России: I этап - имперский (с конца XIX в. по 1917 год), II этап - советский (1917-1991 годы), III этап - современный (с 1991 года по настоящее время). Вместе с тем диссертационное исследование существенно бы выиграло, если бы в нем был представлен анализ развития современного этапа правового регулирования.

Необходимо поддержать автора в рассмотрении некоторых конституционных прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России, реализация которых ограничена условиями правового режима данных учреждений. Однако в диссертации не обоснована целесообразность объединения настоящих

***** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 52 (ч. V). Ст. 7614.

прав в такие группы, как право на жизнь; право на достоинство личности; право на личную неприкосновенность; право на личную свободу, а также непонятно, как и какие права входят в отмеченные группы, являющиеся сами по себе конституционными правами.

Кроме того, диссертанту в дальнейшем при проведении исследований, посвященных деятельности специальных учреждений МВД России, рекомендуется не ограничивать изучение судебной практики периодом 2015-2020 годов, а также учитывать изменение значения решений Европейского Суда по правам человека для отечественной правовой системы.

Положительно следует оценить изучение зарубежного опыта создания и функционирования учреждений для содержания выдворяемых иммигрантов (США, Великобритания, Испания, Болгария, Польша).

В целом диссертационное исследование В.А. Морозова представляет инте-

рес как как посвященная специальным учреждениям МВД России работа, в которой предпринята попытка рассмотрения ряда вопросов деятельности данных учреждений и вопросов правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Анализ представленной диссертации позволяет судить о том, что она выполнена самостоятельно и единолично на актуальную тему, отдельные предложения соискателя могут заслуживать внимания и получить дальнейшее развитие в публично-правовой (государственно-правовой) науке. Автореферат соответствует диссертации. Как и в любой творческой работе, в ней присутствуют дискуссионные положения, требующие дополнительной аргументации. В связи с этим по результатам публичной защиты диссертант может заслуживать присуждения ученой степени кандидата юридических наук и, как принято говорить в этом случае, - Est in media verum.

Список источников

1. Летаева Е.А. Специальные учреждения МВД России для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации и реадмиссии (теоретико-прикладной аспект): монография. Тюмень: Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2022. 160 с.

2. Сиренко И.Н. Конституционные основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2008. 26 с.

3. Полякова Н.В. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: содержание, проблемы и основные направления совершенствования правоприменительной деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2008. 23 с.

4. Горбунов В.Ю. Административно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по обеспечению режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (по материалам Дальневосточного федерального округа): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2006. 22 с.

References

1. Letaeva E.A. Special institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the detention of foreign citizens subject to administrative expulsion, deportation and readmission (theoretical and applied aspect). Tyumen, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2022. 160 p. (In Russ.).

2. Sirenko I.N. Constitutional foundations of the legal status of foreign citizns and stateless persons in the Russian Federation. Autoabstract Cand. Diss. Moscow, 2008. 26 p. (In Russ.).

3. Polyakova N.V. Administrative expulsion from the Russian Federation of foreign citizens and stateless persons: content, problems and main directions for improving law enforcement activities. Autoabstract Cand. Diss. Voronezh, 2008. 23 p. (In Russ.).

4. Gorbunov V.Yu. Administrative and legal basis for the activities of internal affairs bodies to ensure the regime of stay of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation (based on materials from the Far Eastern Federal District). Autoabstract Cand. Diss. Omsk, 2006. 22 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.