Раздел 6. Проблемы юридической науки и правоохранительной практики: взгляд молодых исследователей
Научная специальность: 5.1.2
Особенности административного выдворения за пределы Российской Федерации несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства
Андрей Владимирович Лупенков,
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Тюмень, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8710-3568
Аннотация. В статье рассматриваются особенности административного выдворения за пределы Российской Федерации несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства. Автором изучается правовой статус таких лиц, определенный действующим российским законодательством. Анализируется влияние особенностей правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на реализацию административной ответственности, применение процессуальной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренной статьей 27.19 КоАП РФ. Рассматривается порядок производства по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним иностранным гражданином, а также реализации его помещения в центр содержания иностранных граждан и лиц без гражданства и в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. По результатам исследования формулируются выводы, предлагаются пути разрешения выявленных проблем.
Ключевые слова: несовершеннолетний иностранный гражданин, административное выдворение, правовой статус, помещение в специальное учреждение, специальные учреждения органов внутренних дел
Для цитирования: Лупенков А.В. Особенности административного выдворения за пределы Российской Федерации несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2022. N 4 (62). С. 66-74.
Peculiarities of administrative expulsion of minor foreign citizens and stateless persons from the Russian Federation
Andrey V. Lupenkov,
Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Tyumen, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8710-3568
Abstract. The peculiarities of administrative expulsion of minor foreign citizens and stateless persons from the Russian Federation are analyzed in the article. The author studies the legal status of such persons determined by the current Russian legislation. The influence of the peculiarities of the legal status of foreign citizens and stateless persons on the process of implementing the administrative responsibility, as well as the application of a procedural measure to ensure the administrative proceedings provided by Article 27.19 of the Administrative Code of the Russian Federation, is examined. The procedures for considering the administrative offence committed by a minor foreign citizen and placing the minor in detention center for foreign citizens and stateless persons and in juvenile temporary detention center are analyzed. Basing on the results of the study, the conclusions are formulated and the ways of solving the identified problems are proposed.
Keywords: minor foreign citizen, administrative expulsion, legal status, placing in a special institution, special institutions of internal affairs bodies
For citation: Lupenkov A.V. Peculiarities of administrative expulsion of minor foreign citizens and stateless persons from the Russian Federation // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2022. No. 4 (62). P. 66-74.
© Лупенков А.В., 2022
Действующим российским законодательством несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства (далее - иностранные граждане) не выделяются в качестве особого субъекта административно-правовых отношений, они лишь однократно упоминаются как члены семьи иностранного гражданина -высококвалифицированного специалиста (абз. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»)*. При этом указанные субъекты являются участниками данных правоотношений, что определяет необходимость осуществления ряда функций, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в сфере миграционного законодательства [1, с. 30]. Согласно ст.ст. 17, 38 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) и федеральным законам Российской Федерации** права и законные интересы несовершеннолетних подлежат защите безотносительно к их гражданству. Независимо от возраста, иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Главная особенность правового статуса несовершеннолетних иностранных граждан - это зависимость от правового статуса их родителей или иных законных представителей, являющихся также иностранными гражданами. Правовой статус родителей - иностранных граждан, в свою очередь, зависит от цели их прибытия на территорию Российской Федерации, срока нахождения на территории Российской Федерации и вида полученных ими разрешительных документов.
На территории Российской Федерации несовершеннолетние иностранные граждане могут находиться либо в связи с прибытием из иностранного государства с родителями либо иными законными представителями или самостоятельно в порядке, регламентированном Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»***, либо с момента рождения на территории Российской Федерации.
Во время нахождения на территории Российской Федерации на несовершеннолетних иностранных граждан, как и на их родителей - иностранных граждан, распространяется правило о необходимости оформления свидетельства о регистрации по месту пребывания в установленные законом сроки. Место их пребывания законодательством не определяется. Как правило, они проживают со своими родителями или иными законными представителями, в обязанность которых входит постановка указанных несовершеннолетних на миграционный учет по месту пребывания либо регистрация по месту жительства. Несовершеннолетних иностранных граждан запрещено регистрировать по адресу юридического лица, по которому могут быть зарегистрированы их родители. Срок пребывания несовершеннолетних иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации определяется сроком пребывания их родителей или иных законных представителей****.
Как отмечают исследователи, самая острая правовая проблема, касающаяся несовершеннолетних иммигрантов, - это истечение разрешенного 90-дневного срока пребывания со дня их въезда на территорию Российской Федерации. Даже если у родителей есть разрешение на ра-
* Рос. газ. 2002. 31 июля.
** См.: Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации: федер. закон от 27 дек. 2018 г. N 501-ФЗ // Там же. 2018. 29 дек.; Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ // Там же. 1998. 5 авг.
*** Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 34. Ст. 4029.
**** См.: О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 14 июля 2022 г. N 357-ФЗ // Там же. 2022. N 29 (ч. III). Ст. 5324.
боту или патент и они могут пребывать на территории Российской Федерации более 90 дней, не выезжая из страны, то для несовершеннолетних детей указанный срок является пресекательным [2, с. 38].
Следует учитывать, что в случае рождения на территории Российской Федерации ребенка, родители которого являются иностранными гражданами, приобретения им гражданства Российской Федерации не происходит, соответственно, статус и порядок нахождения несовершеннолетнего иностранного гражданина на территории Российской Федерации не изменяются.
Административная ответственность несовершеннолетних иностранных граждан реализуется в порядке ст. 2.6 КоАП РФ на общих основаниях с некоторыми исключениями в части применения специального наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, а также процессуальной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренной ст. 27.19 КоАП РФ, - помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации. К таким учреждениям в системе МВД России относятся Центры временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - ЦВСИГ), обладающие специальным административно-правовым статусом, предопределенным спецификой их деятельности и регламентированным федеральными законами [3, с. 30].
Таким образом, можно согласиться с выводом М.Ю. Понежина и Л.Ю. Поне-жиной о том, что «для данной категории лиц в России установлен национальный режим, то есть правило об уравнивании, за некоторыми исключением, в правах и обязанностях с гражданами Российской Федерации» [4, с. 83].
В случае совершения находящимся на территории Российской Федерации несовершеннолетним иностранным гражданином, достигшим возраста 16 лет, административного правонарушения, за совершение которого в качестве на-
казания предусмотрено административное выдворение за пределы Российской Федерации, данный гражданин самостоятельно несет за него ответственность и к нему может быть применена процессуальная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.19 КоАП РФ).
Согласно п. 15 Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1306*, несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства содержатся в специальных учреждениях совместно с родителями или иными совершеннолетними близкими родственниками - иностранными гражданами.
Случаи применения указанной процессуальной меры в отношении иностранных граждан в возрасте от 16 до 18 лет без сопровождения законных представителей являются единичными. По данным Е.А. Летаевой, в 2020 и 2021 годах в ЦВСИГ содержалось 14 несовершеннолетних иностранных граждан [5, с. 98]**. При этом административному выдворению в 2020 году подлежало
* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 2 (ч. I). Ст. 130.
** В Отчете о результатах деятельности территориальных органов МВД России по содержанию (пребыванию) в специальных учреждениях МВД России или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, сведения о данной категории лиц отражаются только на конец отчетного периода (месяц, год), что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом данному вопросу.
9768 иностранных граждан, а в 2021 году
- 9009*.
Несовершенство нормативных правовых актов, регламентирующих помещение иностранных граждан в возрасте от 16 до 18 лет в ЦВСИГ, стало причиной сделанного Н.В. Поляковой вывода о том, что «дети, не достигшие 18 лет, не могут содержаться в специальных учреждениях без сопровождения родителей и иных законных представителей» [6, с. 193]. М.Ю. Семенец подчеркивает отсутствие необходимых условий для пребывания в ЦВСИГ несовершеннолетних иностранных граждан [7, с. 114], а Е.А. Летаева отмечает отсутствие законодательного закрепления требований к указанным условиям [8, с. 48].
В настоящее время несовершеннолетних граждан до их административного выдворения, ввиду отсутствия четкой регламентации порядка их содержания, помещают в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел (далее
- ЦВСНП), что подтверждают статистические данные, согласно которым количество доставленных в органы внутренних дел несовершеннолетних иностранных граждан не снижается. Так, в 2021 году в ОВД доставлено 1857 несовершеннолетних иностранных граждан (государств -участников СНГ), за 6 месяцев 2022 года
* Сборник по России. Отчет о результатах деятельности территориальных органов МВД России по содержанию (пребыванию) в специальных учреждениях МВД России или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии за январь - декабрь 2020 г.; Сборник по России. Отчет о результатах деятельности территориальных органов МВД России по содержанию (пребыванию) в специальных учреждениях МВД России или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии за январь - декабрь 2021 г. Документы опубликованы не были. Доступ из информационно-справочного портала МВД России.
- 1548**. В частности, только в ЦВСНП ГУ МВД России по Свердловской области и ЦВСНП МУ МВД России «Нижнетагильское» в 2020 году содержалось 45 несовершеннолетних иностранных граждан, в 2021 году - 26, за 6 месяцев 2022 года
- 30***.
Фактическими основаниями помещения несовершеннолетнего иностранного гражданина в ЦВСНП являются: неустановление личности несовершеннолетнего иностранного гражданина, отсутствие места жительства, места пребывания на территории Российской Федерации, совершение правонарушения на территории другого субъекта Российской Федерации (вне места проживания) либо невозможность передать родителям или иным законным представителям в течение трехчасового срока в случае проживания на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено правонарушение****.
По мнению М.Ю. Семенец, для помещения несовершеннолетнего иностранного гражданина, подлежащего административному выдворению, в ЦВСНП необходимо законодательное расширение круга лиц, помещаемых в данные центры, и, соответственно, введение категории несовершеннолетних, оставивших государство постоянного проживания без раз-
** Сборник по России. Отчет о работе территориальных органов МВД России по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за январь - декабрь 2021 г.; Сборник по России. Отчет о работе территориальных органов МВД России по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за январь - июнь 2022 г. Документы опубликованы не были. Доступ из информационно-справочного портала МВД России.
*** В итоговой статистике ГИАЦ МВД России сведения о помещении несовершеннолетних иностранных граждан в ЦВСНП не обобщаются, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом данному вопросу.
**** Пункты 5 и 6 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». (См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 26. Ст. 3177).
решения родителей или иных законных представителей и подлежащих возвращению в государство постоянного проживания. Как отмечает автор, введение указанной категории позволит не только урегулировать вопросы передачи несовершеннолетних иностранных граждан родителям или иным законным представителям, но и законодательно закрепить возможность содержания детей в ЦВСНП до решения в суде вопроса о применении к ним административного наказания в виде административного выдворения [9, с. 193]. Указанная позиция имеет право на существование, так как законодательную регламентацию данного вопроса нельзя признать удовлетворительной.
После помещения в ЦВСНП несовершеннолетние иностранные граждане могут находиться там в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен на основании постановления судьи до 15 суток*.
В качестве исключительных обстоятельств для продления срока содержания несовершеннолетних иностранных граждан в ЦВСНП сотрудниками правоохранительных органов, как правило, указывается необходимость дополнительного времени для оформления соответствующих документов (получение необходимых разрешений и их согласование) и приобретения проездных билетов. Примером может послужить административный иск начальника ЦВСНП ГУ МВД России по Самарской области о продлении срока содержания несовершеннолетнего гражданина Республики Таджикистан**.
Не являются исключением случаи неоднократного продления срока содержания несовершеннолетних иностранных граждан в ЦВСНП, а также вынесение представителями правоохранительных органов ходатайств о продлении сроков содержания бо-
* Часть 6 ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
** Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 6 мая 2019 г. по делу N 2А-1460/2019 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. 11К1_: https://sudact.ru
лее чем на 15 суток. Например, УМВД России по Псковской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к гражданину Социалистической Республики Вьетнам Ч. о продлении срока содержания последнего в ЦВСНП сначала на 15 суток, а затем, ввиду того, что срок нахождения Ч. в ЦВСНП УМВД России по Псковской области истек и законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации несовершеннолетний гражданин Социалистической Республики Вьетнам не имеет, в связи с нарушением правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации, а также отсутствием у него законных представителей на территории Российской Федерации, проведением в отношении его процедуры реад-миссии, - на срок 180 суток***.
Судами по своей инициативе также принимаются решения о бессрочном содержании в ЦВСНП несовершеннолетних иностранных граждан. Так, постановлением судьи Свердловского районного суда г. Перми срок содержания несовершеннолетнего иностранного гражданина М. в ЦВСНП ГУ МВД России по Пермскому краю установлен до исполнения решения об административном выдворении****.
Следует согласиться с мнением Е.Ю. Родионовой и С.В. Калининой о том, что практика позиционирования ЦВСНП в качестве специальных учреждений, предназначенных для содержания несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в рамках действующего законодательства не соответствует требованиям правовых норм, составляющих основу регулирования отношений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в миграционной сфере [10, с. 229].
При осуществлении производства по делу об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего иностранного гражданина и применении
*** Решение Псковского городского суда от 18 сент. 2018 г. по делу N 2А-3276/2018 // Там же.
**** Постановление Свердловского районного суда г. Перми от 21 окт. 2013 г. N 5-934/2013 // Там же.
к нему специальной меры обеспечения в виде помещения в специальное учреждение имеются риски ограничения основных конституционных прав правонарушителя, таких как право на свободу и личную неприкосновенность.
На основании ч. 3 ст. 1.3, ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, подведомственны комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. Данное правило не зависит от гражданской принадлежности несовершеннолетнего правонарушителя.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним иностранным гражданином, требуется установление факта нахождения его родителей или иных законных представителей на территории Российской Федерации и наличия у последних гражданства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 29.5, ст. 25.3 КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав с участием законных представителей по месту жительства несовершеннолетнего иностранного гражданина. При этом возникают сложности с определением места жительства несовершеннолетнего иностранного гражданина, так как согласно действующему миграционному законодательству местом жительства на территории Российской Федерации обладают только иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в Российской Федерации и имеющие регистрацию в установленном порядке по адресу проживания (пп. 3 и 5 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»*. В то же время остальные иностранные граждане являются временно пребывающими в Российской Федерации и места жительства не имеют. Кроме того, родители или иные законные представители несовершеннолетнего иностранного гражданина могут находиться за пределами Российской Федерации, в
связи с чем у них отсутствует возможность принять участие в рассмотрении дела. Указанные обстоятельства образуют правовую коллизию, не позволяющую комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав надлежащим образом выполнить необходимые процессуальные действия.
Исполнение административного наказания в виде административного выдворения в отношении иностранных несовершеннолетних граждан осуществляется в порядке, установленном Соглашением о сотрудничестве государств - участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания от 7 октября 2002 г.** Такие лица из ЦВСНП передаются представителям транзитных учреждений государств - участников СНГ или в сопровождении должностных лиц ЦВСНП доставляются в государства постоянного проживания, где передаются законным представителям или органам государственной власти, исполняющим функции органа опеки и попечительства.
Как показывает практика, в случае, если у несовершеннолетнего иностранного гражданина на территории Российской Федерации имеются родители или иные законные представители, то наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации и, соответственно, помещение в специальные учреждения не применяется***.
При решении вопроса о назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судом учитываются требования ст. 9
* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 30. Ст. 3285.
** Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания (Вместе с «Перечнем транзитных учреждений, через которые устанавливается межгосударственная перевозка...») (Заключено в г. Кишиневе 7 окт. 2002 г.) // Бюллетень международных договоров. 2007. N 1. С. 20-25.
*** См.: постановление Ленинского районного суда г. Нижний Новгород N 5-569/2019 от 10 июля 2019 г. по делу N 5-569/2019; Постановление Ленинградского районного суда г. Калининграда N 5-566/2019 от 23 мая 2019 г. по делу N 5-566/2019 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. 11К1_: https://sudact.ru
Конвенции о правах ребенка*, которая запрещает вмешательство в семейную жизнь, а разлучение ребенка с родителями определяет как исключительное обстоятельство.
Если в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего иностранного гражданина судом назначено наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, то судам также необходимо учитывать законные интересы самого несовершеннолетнего. Если у несовершеннолетнего иностранного гражданина на территории Российской Федерации отсутствует второй родитель или иной законный представитель помимо родителя, в отношении которого может быть назначено наказание в виде административного выдворения из Российской Федерации, то необходимым условием является участие представителей органов опеки и попечительства при рассмотрении дела об административном правонарушении. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представители органов опеки и попечительства должны ходатайствовать о помещении в ЦВСИГ несовершеннолетнего иностранного гражданина совместно с подлежащим административному выдворению, депортации или реадмиссии за пределы Российской Федерации родителем или иным законным представителем, либо о помещении несовершеннолетнего иностранного гражданина в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждение органов здравоохранения**.
Однако, несмотря на охранительные нормы международного права и законо-
* Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 нояб. 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сент. 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XIV!.
** Необходимость указанного ходатайства
обусловлена положениями ч. 3 ст. 16 Всеобщей декларации прав человека, которая объявляет семью «естественной и основной ячейкой общества», обладающей правом на «защиту со стороны общества и государства», а кроме того, ст. 38 Конституции Российской Федерации, провозглашающей государственную защиту материнства и детства.
дательства Российской Федерации, имеют место случаи вынесения судами постановлений об административном выдворении родителей без учета интересов несовершеннолетнего***.
Если в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего назначено наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, то несовершеннолетний иностранный гражданин, как правило, не помещается в специальные учреждения (ЦВСИГ или ЦВСНП). Однако его права также нуждаются в защите, поскольку в случае оставления несовершеннолетнего иностранного гражданина на территории Российской Федерации у него будет отсутствовать возможность нормального общения с родителями, что нарушает его право на проживание, воспитание в семье и общение с родителями. В данном случае суду, органам опеки и попечительства необходимо разъяснять выдворяемому иностранному гражданину действующее законодательство и возможность наступления указанных негативных последствий.
При этом следует учитывать, что суд при назначении административного выдворения как в принудительной форме, так и в форме самостоятельного контролируемого выезда не полномочен одновременно выдворить и его несовершеннолетних детей, поскольку производство по делу в отношении их не осуществлялось.
В некоторых случаях к лицам, подлежащим административному выдворению за пределы Российской Федерации, невозможно применять данную меру, поскольку это напрямую запрещают нормы международного права. Вследствие этого и применение такой обеспечительной меры, как их помещение в специальные учреждения (ЦВСИГ или ЦВСНП), также представляется невозможным.
К таким случаям относится наличие серьезных оснований полагать, что вы-
*** См.: Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10 февр. 2022 г. N 16-317/2022; Решение Ростовского областного суда от 28 февр. 2020 г. N 7.1193/2020. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
дворяемому из Российской Федерации в административном порядке лицу в другом государстве, в которое оно выдворяется, может угрожать применение пыток*; наличие угрозы жизни или свободе иностранного гражданина или лица без гражданства вследствие его расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений**. Кроме того, запрещена коллективная высылка иностранцев, высылка без принятия законного принятого решения о ней в отношении каждого иностранного гражданина и лица без гражданства***.
Действующее законодательство Российской Федерации не в полной мере
* Статья 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Заключена в г. Нью-Йорке 10 дек. 1984 г.). (См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 45. Ст. 747).
** Статья 33 Конвенции о статусе беженцев (Заключена в г. Женеве 28 июля 1951 г.). (См.: Бюллетень международных договоров. 1993. N 9. С. 6-28).
*** Статья 25 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26 мая 1995 г.). (См.: Рос. газ. 1995. 23 июня).
отражает особенности правового статуса несовершеннолетних иностранных граждан, что существенно затрудняет правоприменительную деятельность. Выработка единообразного подхода к рассмотрению судами дел об административном выдворении несовершеннолетних иностранных граждан за пределы Российской Федерации и к решению вопроса о помещении последних в специальные учреждения будет иметь большое значение для регламентации деятельности по исполнению рассматриваемого наказания.
Для решения указанной проблемы предлагается законодательно закрепить возможность помещения в ЦВСИГ несовершеннолетних иностранных граждан без сопровождения законных представителей и определить условия их содержания. Другим способом решения проблемы может выступить законодательное расширение круга лиц, помещаемых в ЦВСНП, и введение в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» новой категории несовершеннолетних -подлежащие возвращению в государство постоянного проживания.
Список источников
1. Дорошенко О.М., Морукова А.А. Актуальные проблемы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по контролю за соблюдением правил миграционного учета несовершеннолетних граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства // Миграционное право. 2016. N 2. С. 30-34.
2. Жукова И.А. Правовое положение детей мигрантов в Российской Федерации // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2015. N 2. С. 38-40.
3. Летаева Е.А. Административно-правовой статус специальных учреждений МВД России для содержания иностранных граждан // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. N 2 (56). С. 26-34.
4. Понежин М.Ю., Понежина Л.Ю. Некоторые особенности привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности // Юристъ-Правоведъ. 2015. N 2 (69). С. 83-88.
5. Летаева Е.А. Специальные учреждения МВД России для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии (теоретико-прикладной аспект): монография. Тюмень: Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2022. 160 с.
6. Полякова Н.В. Проблемы административно-правового регулирования положения несовершеннолетних мигрантов // Вестник Воронежского института МВД России. 2017. N 1. С. 189-195.
7. Семенец М.Ю. Особенности административно-правового регулирования помещения несовершеннолетних граждан иностранных государств в центры временного содержания и передачи их законным представителям // Труды Академии управления МВД России. 2018. N 1 (45). С. 114-119.
8. Летаева Е.А. Совершенствование правового регулирования организации службы Центров временного содержания иностранных граждан // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2020. N 2 (15). С. 44-49.
9. Семенец М.Ю. Административно-правовые основы деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. Москва, 2019. 279 с.
10. Родионова Е.Ю., Калинина С.В. Особенности содержания в специализированных учреждениях несовершеннолетних иностранных граждан // Вестник экономической безопасности. 2020. N 6. С. 225-229.
References
1. Doroshenko O.M., Morukova A.A. Actual problems of the activity of state authorities of the Russian Federation in monitoring compliance with the rules of migration registration of minors of the Russian Federation, foreign citizens and stateless persons. Migration Law, 2016, no. 2, pp. 30-34. (In Russ.).
2. Zhukova I.A. The legal status of migrant children in the Russian Federation. The spiritual situation of time. Russia XXI century, 2015, no. 2, pp. 38-40. (In Russ.).
3. Letaeva E.A. Administrative and legal status of special institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the maintenance of foreign citizens. Legal Science and Law Enforcement Practice, 2021, no. 2 (56), pp. 26-34. (In Russ.).
4. Ponezhin M.Yu., Ponezhina L.Yu. Some features of bringing foreign citizens and stateless persons to administrative responsibility. Lawyer-Jurist, 2015, no. 2 (69), pp. 83-88. (In Russ.).
5. Letaeva E.A. Special institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the detention of foreign citizens subject to administrative expulsion, deportation or readmission (theoretical and applied aspect). Tyumen, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2022. 160 p. (In Russ.).
6. Polyakova N.V. Problems of administrative and legal regulation of the situation of minor migrants. Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, no. 1, pp. 189-195. (In Russ.).
7. Semenets M.Yu. Features of the administrative and legal regulation of the placement of minor citizens of foreign States in temporary detention centers and their transfer to legal representatives. Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, no. 1 (45), pp. 114-119. (In Russ.).
8. Letaeva E.A. Improving the legal regulation of the organization of the service of Temporary Detention Centers for Foreign citizensю Bulletin of the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2020, no. 2 (15), pp. 44-49. (In Russ.).
9. Semenets M.Yu. Administrative and legal bases of the activity of temporary detention centers for juvenile offenders. Cand. Diss. Moscow, 2019. 279 p. (In Russ.).
10. Rodionova E.Yu., Kalinina S.V. Features of the detention of minors of foreign citizens in specialized institutions. Bulletin of Economic Security, 2020, no. 6, pp. 225-229. (In Russ.).