Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА "СОБЛЮДЕНИЕ И УВАЖЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА" В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ВЫДВОРЕНИЮ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА "СОБЛЮДЕНИЕ И УВАЖЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА" В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ВЫДВОРЕНИЮ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫДВОРЕНИЕ / ДЕПОРТАЦИЯ / ПРАВА / СВОБОДЫ / СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / МВД РОССИИ / ЦВСИГ УМВД РОССИИ / ПОЛИЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Летаева Елена Андреевна

В статье рассматриваются вопросы реализации общеправового принципа «Соблюдение и уважения прав и свобод человека и гражданина» сотрудниками специальных учреждений МВД России по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в отношении указанной категории лиц. Автор акцентирует внимание на реализацию данного принципа сотрудниками ЦВСИГ УМВД России в отношении уже ограниченных в своих правах и свобода иностранных граждан и лиц без гражданства, ожидающих исполнения принятого в отношении их решения о выдворении или депортации. В работе рассматриваются часто встречающиеся нарушения реализации рассматриваемого принципа, проблемные аспекты в правоприменительной деятельности сотрудников ЦВСИГ УМВД России, а также пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Летаева Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE "RESPECT AND RESPECT FOR THE RIGHTS AND FREEDOMS OF A PERSON AND A CITIZEN" IN THE ACTIVITIES OF EMPLOYEES OF SPECIAL AGENCIES OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY ON THE MAINTENANCE OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS SUBJECT TO ADMINISTRATIVE EXPULSION OUTSIDE THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the implementation of the General legal principle "Respect and observance of human and civil rights and freedoms" by employees of special institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia for the maintenance of foreign citizens and stateless persons subject to administrative expulsion from the Russian Federation in relation to this category of persons. The author focuses on the implementation of this principle by the employees of the Central intelligence SERVICE of the Ministry of internal Affairs of Russia in relation to the already restricted rights and freedoms of foreign citizens and stateless persons awaiting execution of the decision to expel or deport them. The paper discusses frequently encountered violations of the realization of this principle, problematic aspects of enforcement staff CSIG UMVD of Russia and ways of their solution.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА "СОБЛЮДЕНИЕ И УВАЖЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА" В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ВЫДВОРЕНИЮ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА «СОБЛЮДЕНИЕ И УВАЖЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ВЫДВОРЕНИЮ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛЕТАЕВА Елена Андреевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы реализации общеправового принципа «Соблюдение и уважения прав и свобод человека и гражданина» сотрудниками специальных учреждений МВД России по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в отношении указанной категории лиц. Автор акцентирует внимание на реализацию данного принципа сотрудниками ЦВСИГ УМВД России в отношении уже ограниченных в своих правах и свобода иностранных граждан и лиц без гражданства, ожидающих исполнения принятого в отношении их решения о выдворении или депортации. В работе рассматриваются часто встречающиеся нарушения реализации рассматриваемого принципа, проблемные аспекты в правоприменительной деятельности сотрудников ЦВСИГ УМВД России, а также пути их решения.

Abstract: the article deals with the implementation of the General legal principle "Respect and observance of human and civil rights and freedoms" by employees of special institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia for the maintenance of foreign citizens and stateless persons subject to administrative expulsion from the Russian Federation in relation to this category of persons. The author focuses on the implementation of this principle by the employees of the Central intelligence SERVICE of the Ministry of internal Affairs of Russia in relation to the already restricted rights and freedoms of foreign citizens and stateless persons awaiting execution of the decision to expel or deport them. The paper discusses frequently encountered violations of the realization of this principle, problematic aspects of enforcement staff CSIG UMVD of Russia and ways of their solution.

Ключевые слова: выдворение, депортация, права, свободы, специальное учреждение, МВД России, ЦВСИГ УМВД России, полиция, иностранные граждане, лица без гражданства.

Keywords: expulsion, deportation, rights, freedoms, special institution, Ministry of internal Affairs of Russia, TSVSIG UMVD of Russia, police, foreign citizens, stateless persons.

В настоящее время в российском обществе формируется понимание важности проблем обеспечения прав и свобод человека как основы правового государства. В нормах российского законодательства заложены основные принципы, определяющие смысл, содержание и порядок применения правовых норм.

Принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина был положен в основу многих нормативных правовых актов и прочно укоренил свои позиции во всех структурных элементах системы российского и международного законодательства.

Специальным учреждением МВД России по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации (далее - специальные учреждения МВД России) является Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по субъекту Российской Федерации (ЦВСИГ УМВД России). Основной целью которого является содержание иностранных граждан в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях[1] (далее - КоАП РФ) постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы России, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерации иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Феде-

рацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством России в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Деятельность ЦВСИГ УМВД России строится в соответствии с общепризнанными принципами, среди которых принцип «Соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина» является основным, как и в деятельности полиции в целом (ст. 5 ФЗ «О полиции») [2].

Следует отметить, что отличительным признаком реализации данного принципа в рамках специального учреждения МВД России является то, что его действия направлены на уже ограниченных в своих правах и свободах лиц, ожидающих исполнения принятого в отношении их решения о выдворении или депортации. Ввиду обозначенной специфики процесс реализации рассматриваемого правового принципа включает в себя:

во-первых, сотрудники специального учреждения в рамках своей дислокации, руководствуясь нормами Конституции Российской Федерации, международного права и радом других норм, обязаны обеспечить недопустимость дискриминации либо предоставление привилегий по признакам национальности, расы, языка, вероисповедания, происхождения, имущественного или должностного положения, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям и организациям, а также по иным обстоятельствам (пункт 39 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1306 «Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Рос-

Административное право; административный процесс

сийской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» (далее - постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил») [3]. В качестве примера следует отметить раздельное содержание лиц мужского и женского пола в комнатах специальных учреждениях МВД России (пункт 12 постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил») [3], за исключением супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья, родные сестры, дедушка, бабушка, внуки иностранного гражданина (пункт 14 постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил») [3];

во-вторых, соблюдать запрет о не применении пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О полиции») [2]. Это реализуется, прежде всего, через первичное медико-санитарное обеспечение, в том числе лекарственными препаратами для медицинского применения иностранных граждан, содержащихся в специальных учреждениях (раздел IV постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил») [3];

в-третьих, воздержаться от сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 6 ст. 5 ФЗ «О полиции»)[2]. Как правило, данное обязательство, как и ранее рассмотренные, содержится в должностном регламенте полицейского отделения обеспечения внутреннего и пропускного режима ЦВСИГ УМВД России;

в-четвертых, обеспечить каждому иностранному гражданину, лицу без гражданства возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Иностранные граждане, содержащиеся в специальном учреждении, наделены специальными правами, так например, правом на получение информации о своих правах и обязанностях, режиме содержания, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб (подпункт «а» пункта 40 постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил») [3].

Вместе с тем, на практике сотрудники специальных учреждений МВД России зачастую сталкиваются с жалобами со стороны лиц, содержащихся в ЦВСИГ на ущемление их прав. Например, на долгое содержание иностранных граждан, лиц без гражданства в ЦВСИГ МВД России. Долгое пребывание иностранных граждан, лиц без гражданства в ЦВСИГ вызвано, прежде всего, отсутствием в законодательстве, регулирующем отношения в сфере миграции, правового механизма по документированию правового статуса лица, личность которого уста-

новлена при отсутствии у последнего гражданства.

В этой связи, совершенно справедливо отмечают И.Ф. Амельчаков и О.В. Катаева, что «неисполнение судебных постановлений в течение длительного времени в части наказания, связанного с административным выдворением иностранных граждан за пределы государства по причине неустановления личности и принадлежности к гражданству конкретного государства, влечет обращения с ходатайствами о прекращении исполнения судебных постановлений, принятых по делам об административных правонарушениях в отношении этих лиц» [4, с.145]. Тем более, согласно статье 31.9 КоАП РФ по истечению двух лет содержания в специальном учреждении МВД России с лица снимаются ограничения на свободу передвижения. Вместе с тем, вновь возникает вопрос о законности его пребывания на территории России без необходимых документов и возможности существовать законными способами.

В этой связи, для урегулирования правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории Российской Федерации и не имеющих документа, удостоверяющего личность, МВД России был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лица без гражданства» [5] (далее - проект). В части 3, статьи 2 проекта предусмотрена выдача временного документа, удостоверяющего личность лица без гражданства на территории России. Нововведение позволило бы лицу без гражданства на законных основаниях временно пребывать на территории России без выезда за ее пределы в течение года.

Такая инициатива вызвана тем, что на территории России по-прежнему находятся достаточно большое количество лиц с неурегулированным правовым статусом и не имеющих документов, удостоверяющих личность, или имеющих паспорт гражданина СССР либо свидетельство о рождении.

В качестве проблемных субъектов с неурегулированным правовым статусом, вызванным отсутствием гражданства иностранного государства, следует отнести следующие категории лиц:

- освобожденные из мест лишения свободы, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, а также в отношении которых в установленном порядке вынесены решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории России;

- лица, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в России, либо судом вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы России, либо МВД России или его территориальными органами вынесено решение о депортации, либо принято решение о передаче лица без гражданства иностранному государству в со-

ответствии с международным договором о реадмиссии.

Одним из способов решения обозначенной проблемы следует рассмотреть альтернативные меры контроля за гражданами, подлежащих высылке с территории России. Одной из таких мер могла бы стать их передача до исполнения решения суда под надзор российской принимающей стороне, при ее наличии, что позволило бы сократить затраты на содержание иностранных граждан в специальных учреждениях. Кроме того, при реализации данной меры, лица в меньшей степени были бы ограничены в своих правах на свободу передвижения.

Безусловно, введение такой меры потребует внесения изменений и дополнений в главу VI. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [6], где регламентирован порядок содержания иностранных граждан в специальном учреждении, в части возможности передачи иностранного гражданина до исполнения решения о принудительной высылке под надзор российской принимающей стороне, если таковая имеется. Вместе с тем, нужно предусмотреть ответственность российской принимающей стороны за невыполнение обязанностей надзора за иностранными гражданами, в отношении которых принято решение о принудительной высылке из России, путем внесения соответствующей нормы в КоАП РФ либо дополнения положений ч. 1 ст. 18.9 КоАП «Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства».

Еще одной причиной жалоб со стороны лиц, содержащихся в ЦВСИГ МВД России на ущемление их прав, следует отметить отсутствие обеспечения данных лиц необходимыми медикаментами в виду неполной проработки данного вопроса в соответствующих нормативных правовых актах.

В качестве преодоления возникшей ситуации, практические органы вынуждены обращаться за помощью к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для финансирования и обеспечения необходимыми медицинскими препаратами иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России.

Вопросам реализации принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности сотрудников специальных учреждений МВД России по содержа-Библиография:

нию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации уделяют большое внимание сотрудники прокуратуры. Так по результатам прокурорского надзора были выявлены нарушения рассматриваемого принципа, выраженные в несоблюдении режима и условий содержания в специальном учреждении МВД России [7]. К таковым прокуратура отнесла: нарушение сроков содержания, как после истечения установленного судом срока пребывания, так и в случае когда лицу уже предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации; нарушение порядка ведения исполнительного производства (не своевременное возбуждение; незаконное окончание); ненадлежащие исполнение служебных обязанностей сотрудниками полиции по административному выдворению, депортации и реадмиссии; нарушение (не соблюдение) требований к оборудованию помещений спецучреждений, в том числе по их охране.

Таким образом, реализация правового принципа «Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина» в деятельности сотрудников специальных учреждений МВД России по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации обусловлена спецификой несения службы сотрудников полиции. Особенностью реализации данного принципа является применение ограничений к лицам уже ограниченных в своих правах и свободах по основаниям и в порядке предусмотренным законодательством Российской Федерации. Значительно усложняет работу сотрудников специальных учреждений МВД России отсутствие должной регламентации ряда вопросов, обозначенных ранее в тексте. Вместе с тем, следует отметить, что принцип «Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина» сотрудниками специальных учреждений МВД России при осуществлении своей непосредственной деятельности по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства соблюдается, но не в полной мере, порождая жалобы иностранных граждан.

Предлагается внести ряд поправок в нормы российского законодательства с целью урегулирования правового статуса лица без гражданства, а также процедуры оказание необходимой медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, содержащимся в специальном учреждении МВД России.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Рос. газ. 2001. 31 декабря.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Рос. газ. 2011. 8 февраля.

3. Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1306 «Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 2 (часть I). Ст. 130.

4. Амельчаков И.Ф., Катаева О.В. Высылка иностранного гражданина как ограничение его права на свободу передвижения и как способ обеспечения национальной безопасности // Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 3. С. 138-159. / https://www.hse.ru

5. Доработанный текст проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства»

(подготовлен МВД России от 01.08.2018) // https://home.garant.ru/

6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Рос. газ. 2002. 31 июля.

7. Методические рекомендации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при содержании в специальных учреждениях ФМС России отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» // Текст методических рекомендаций официально опубликован не был.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.