Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
536
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МВД РОССИИ / СОДЕРЖАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ВЫДВОРЕНИЕ / ДЕПОРТАЦИЯ / РЕАДМИССИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Летаева Е.А.

Статья посвящена анализу административно-правового статуса специальных учреждений МВД России, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, которые подлежат принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии. В работе представлена краткая историческая характеристика специальных учреждений для содержания иностранных граждан, формулируется определение административно-правового статуса специальных учреждений МВД России и раскрывается его содержание, предлагается классификация административно-правового статуса. На основе проведенного анализа нормативных правовых актов и правоприменительной практики автором выделяются проблемы, возникающие при организации деятельности специальных учреждений, обосновываются предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Летаева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF SPECIAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE DETENTION OF FOREIGN CITIZENS

The article is devoted to the analysis of the administrative and legal status of special institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation intended for the detention of foreign citizens and stateless persons who are subject to forced expulsion from the Russian Federation, deportation or readmission. The paper presents a brief historical retrospective of special institutions for the detention of foreign citizens. The definition of the administrative and legal status of special institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is formulated, its content is revealed. The classification of the administrative and legal status is proposed. Basing on the analysis of normative legal acts and law enforcement practice, the author of the article identifies the problems that arise when organizing the activities of such special institutions. The proposals for improving legislation in this area are substantiated.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН»

ЛЕТАЕВА Е.А., кандидат юридических наук, eletaeva@mvd.ru Кафедра организации деятельности охранно-конвойных подразделений органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

LETAEVA E.A.,

Candidate of Legal Sciences, eletaeva@mvd.ru Chair of organizing the activity of guard and escort police units of the internal affairs bodies; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ СТАТУС СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ МВД РОССИИ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Аннотация. Статья посвящена анализу административно-правового статуса специальных учреждений МВД России, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, которые подлежат принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии. В работе представлена краткая историческая характеристика специальных учреждений для содержания иностранных граждан, формулируется определение административно-правового статуса специальных учреждений МВД России и раскрывается его содержание, предлагается классификация административно-правового статуса. На основе проведенного анализа нормативных правовых актов и правоприменительной практики автором выделяются проблемы, возникающие при организации деятельности специальных учреждений, обосновываются предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: специальное учреждение МВД России; содержание иностранных граждан; иностранный гражданин; лицо без гражданства; выдворение; депортация; реадмиссия; юридическая ответственность.

Для цитирования: Летаева Е.А. Административно-правовой статус специальных учреждений МВД России для содержания иностранных граждан // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. N 2 (56). С. 26-34.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF SPECIAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE DETENTION OF FOREIGN CITIZENS

Annotation. The article is devoted to the analysis of the administrative and legal status of special institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation intended for the detention of foreign citizens and stateless persons who are subject to forced expulsion from the Russian Federation, deportation or readmission. The paper presents a brief historical retrospective of special institutions for the detention of foreign citizens. The definition of the administrative and legal status of special institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is formulated, its content is revealed. The classification of the administrative and legal status is proposed. Basing on the analysis of normative legal acts and law enforcement practice, the author of the article identifies the problems that arise when organizing the activities of such special institutions. The proposals for improving legislation in this area are substantiated.

Keywords: special institution of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; detention of foreign citizens; foreign citizen; stateless person; removal; deportation; readmission; legal responsibility.

For citation: Letaeva E.A. Administrative and legal status of special institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the detention of foreign citizens // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2021. No. 2 (56). P. 26-34.

Под специальным учреждением МВД России для содержания иностранных граждан понимается учреждение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии* (далее - специальное учреждение для содержания иностранных граждан).

Данная дефиниция является новой для российского законодательства и ориентирована преимущественно на необходимость изоляции иностранного гражданина (лица без гражданства), не имеющего (лишенного) права находиться на территории Российской Федерации. Отсутствие законного права пребывания субъекта на территории Российской Федерации является фактическим основанием для временного помещения субъекта в специализированное учреждение с последующим выдворением за пределы Российской Федерации [1].

Впервые в Российской Федерации специальное учреждение для содержания иностранных граждан было создано в г. Москве в 2004 году на базе приемников-распределителей, которые относились к подразделениям милиции общественной безопасности. Первоначально правовой статус данных учреждений был аналогичен правовому статусу следственного изолятора, однако предполагал более мягкий режим и улучшенные условия проживания**. Период с 2004 по 2014 год в Российской Федерации характеризовал-

* Пункты 4 и 5 ст. 32.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон о правовом положении иностранных граждан). (См.: Рос. газ. 2002. 31 июля).

** О специальных учреждениях Москвы для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации: закон г. Москвы от 8 дек. 2004 г. N 84 // Ведомости Московской городской Думы. 2005. N 1.

ся отсутствием депортационных центров, что привело к содержанию иностранных граждан, ожидающих выдворения, в изоляторах временного содержания, спецприемниках и следственных изоляторах. Новым этапом развития стало принятие Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции»*** (далее — Закон о полиции), ч. 1.2 ст. 54 которого установлено, что действовавший в то время порядок содержания иностранных граждан возможен до 1 апреля 2014 г. Именно к этому сроку необходимо было обеспечить создание специальных учреждений.

С этого момента специальные учреждения для содержания иностранных граждан начали активно создаваться и вводиться в эксплуатацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, к 2014 году уже начало действовать 81 учреждение в 78 субъектах Российской Федерации (из 85)****.

В 2016 году в связи с передачей функции в сфере миграции МВД России функции и полномочия по организации специальных учреждений были отнесены к ведению органов внутренних дел*****.

Несмотря на значительное количество научных исследований, посвященных правовому статусу иностранных граждан, лиц без гражданства, вопросам их пребывания (проживания) и ответственности, административно-правовому статусу специальных учреждений МВД России для содержания иностранных граждан учеными не уделялось должного внимания. В настоящее время практически отсутствуют исследования, раскрывающие вопросы административно-правового статуса специальных учреждений для содержания иностранных граждан. Данный пробел

*** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.

**** Росинформбюро: сайт. 11К1_: http://www. rosinform.ru

***** о совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: указ Президента Российской Федерации от 5 апр. 2016 г. N 156 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 15. Ст. 2071.

требуется устранить. Анализ административно-правового статуса организации дает представление о том, каковы место и роль этой организации в системе административных правоотношений, в каких юридических связях находится эта организация с другими субъектами указанных отношений [2, с 129]. При этом специальные учреждения признаются самостоятельными субъектами административного права, основной государственной целью которых является обеспечение реализации исполнения принятых судом постановления о принудительном выдворении и решения должностного лица о депортации или реадмиссии (п. 1 ст. 35.1 Закона о правовом положении иностранных граждан; ч. 1 ст. 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В административном праве под административно-правовым статусом принято понимать правовое положение субъекта в сфере публичного управления. Это комплексная категория, отражающая взаимоотношения субъекта с органами публичного управления, гражданами и другими субъектами правоотношений [3, с. 50]. Содержание административно-правового статуса государственных учреждений предполагает несколько подходов.

Первый подход определяет в качестве элементов статуса общие и специальные права, а также обязанности; ограничения общих и специальных прав юридических лиц в административно-публичной сфере; меры юридической ответственности, применяемые к юридическим лицам за совершаемые ими в административно-публичной сфере правонарушения [4, с. 121]. В ряде случаев настоящий подход дополняется такими элементами, как организационно-правовой аспект деятельности субъекта [5, с. 13] или совокупность его функций [6, с. 63].

Следует отметить, что в литературе при исследовании административно-правового статуса правоохранительных государственных учреждений в качестве элементов предлагается рассматривать: место в системе органов исполнительной власти, сферу деятельности, цель создания и деятельности, публичные задачи и функции, общие и специальные административные права учреждения [7, с. 24].

Второй подход основан на структурировании элементов правового статуса по следующим блокам: целевой, включающий цели, задачи, функции деятельности организации; структурно-организационный, содержащий порядок образования, легализации, реорганизации, ликвидации организации, ее подчиненность, организационную структуру, процедуры деятельности, и компетенционный, включающий подведомственность дел и властные полномочия организации [8, с. 155].

Полагаем, что при изучении административно-правового статуса специального учреждения наиболее приемлемым является первый обозначенный подход, поскольку его концепция основана на исследовании государственных учреждений правоохранительной направленности.

Таким образом, к административно-правовому статусу специальных учреждений для содержания иностранных граждан следует отнести такие элементы, как права, обязанности и юридическая ответственность. Кроме того, необходимо отметить, что специальные учреждения в Российской Федерации осуществляют свою деятельность в качестве структурного подразделения территориальных органов МВД России на региональном (например, ЦВСИГ УМВД России по Тюменской области) или районном (ЦВСИГ ОМВД России по Надымскому району) уровне.

Специальные учреждения обладают как общими, так и специальными полномочиями, что предполагает систему прав и соответствующих обязательств. В связи с этим для административно-правового статуса специальных учреждений характерна сложная конструкция, элементы которой следует сгруппировать в отдельные его виды:

1) общий административно-правовой статус;

2) специальный административно-правовой статус.

Под общим административно-правовым статусом в теории административного права принято понимать общую административно-правовую характеристику, включающую наиболее общие административные права (полномочия), ограничения этих прав, административные обязанности этой организации и общие условия привлече-

ния ее к юридической ответственности за правонарушения, совершенные в административно-правовой сфере [2, с. 130].

Общий административно-правовой статус специальных учреждений для содержания иностранных граждан, наряду с иными государственными учреждениями, участвующими в административных правоотношениях, образован положениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов (от 30 мая 2001 г. N З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» и др.), Гражданского кодекса Российской Федерации, а также федеральных законов (от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и др.).

Административная правосубъектность специальных учреждений возникает с момента утверждения территориальным органом МВД России положения о центре временного содержания иностранных граждан.

Обращаясь к вопросу о компетенции специальных учреждений для содержания иностранных граждан, необходимо отметить, что их основная обязанность заключается в осуществлении деятельности согласно целям и задачам данных учреждений в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан. В связи с этим к общим обязанностям рассматриваемых учреждений следует отнести:

1) осуществление взаимодействия с иностранными гражданами в период их пребывания на территории специального учреждения в соответствии с конституционным принципом соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (ст. 17 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5 Закона о полиции);

2) соблюдение в деятельности принципов законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (глава 2 Закона о полиции);

3) обеспечение прав иностранных граждан. Например, предоставление иностранным гражданам информации об их правах, обязанностях, о порядке и условиях пребывания в специальном учреждении, а в случае необходимости обеспечение услугами переводчика (ч. 1 ст. 17 и ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации);

4) обеспечение своевременного рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, поступающих от иностранных граждан, их представителей, иных лиц и организаций (ст. 46 Конституции Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»);

5) организация и проведение профилактических мероприятий по предупреждению и предотвращению совершения иностранными гражданами противоправных действий (п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»). К ним относится, например, профилактика нарушения режима и правил содержания в специальном учреждении, а также самовольного оставления указанного учреждения;

6) обеспечение безопасности персональных данных, используемых в служебной деятельности (чч. 4, 7, 8 ст. 17 Закона о полиции), и др.

Специальные учреждения для содержания иностранных граждан с целью выполнения возложенных на них обязанностей наделены следующими полномочиями:

1) устанавливать отдельные ограничения прав и свобод на период введения чрезвычайного и военного положений, а также проведения контртеррористических операций (ст.ст. 56, 87 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении», ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; п. 31 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

2) требовать от иностранных граждан прекращения противоправных дей-

ствий, а равно действий, препятствующих законной деятельности сотрудников специального учреждения (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

3) проверять служебные удостоверения, временные и разовые пропуска, документы, удостоверяющие личность граждан, при входе на территорию специального учреждения и выходе за его пределы (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

4) применять к иностранным гражданам, нарушившим режим содержания в специальном учреждении или совершающим противоправные действия, меры принуждения, предусмотренные законодательством Российской Федерации (задержание иностранного гражданина при самовольном оставлении специального учреждения) (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

5) использовать информационно-справочные системы МВД России (п. 35 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

6) использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудио-технику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью иностранных граждан (п. 33 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

7) привлекать иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе, для выработки решений по вопросам, отнесенным к деятельности специального учреждения (п. 34 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

8) запрашивать и получать в установленном порядке от органов, организаций, подразделений системы МВД России документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности специального учреждения (ч. 4 ст. 13 Закона о полиции).

В случае несоблюдения вышеуказанных обязательств предусмотрена юридическая ответственность специальных учреждений для содержания иностранных граждан. Например, за причинение иностранным гражданам вреда в процессе содержания в специальном учреждении (ст. 53 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 33 Закона о полиции).

Следует отметить, что если будет доказано, что сотрудник данного учреждения,

нарушая законодательство, действовал исключительно в своих корыстных целях, а заинтересованность самой организации отсутствовала, то субъективный критерий не действует и вина юридического лица исключается.

Специальный административно-правовой статус специальных учреждений для содержания иностранных граждан предопределен спецификой их деятельности и регламентирован федеральными законами (например, Законом о правовом положении иностранных граждан, Законом о полиции, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), ведомственными правовыми актами (приказом ФМС России от 26 сентября 2014 г. N 534 «Об утверждении типовых требований к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмис-сии» и др.), подзаконными нормативными правовыми актами (постановлениями Правительства Российской Федерации: от 30 декабря 2013 г. N 1306 «Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» (далее — Правила содержания в специальных учреждениях), от 29 марта 2014 г. N 250 «Об осуществлении охраны специальных учреждений Федеральной миграционной службы или ее территориального органа, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» и др.), а также локальными нормативными актами территориальных органов МВД России (приказ УМВД России по Тюменской области от 17 марта 2017 г.

N 181 «Об утверждении Положения о Центре временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области» и др.).

Под специальным административно-правовым статусом принято понимать специальную административно-правовую характеристику данной организации, включающую, в частности, специальные административные права (полномочия), ограничения этих прав (полномочий), административные обязанности организации и специальные условия привлечения ее к юридической ответственности за правонарушения, совершенные в административно-правовой сфере [2, с. 130].

К первому элементу специального административно-правового статуса специальных учреждений для содержания иностранных граждан, на наш взгляд, следует отнести их место в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.

Специальные учреждения являются структурным подразделением территориального органа МВД России (подп. 44 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699*, п. 1 раздела I Правил содержания в специальных учреждениях). Руководство их деятельностью на федеральном уровне осуществляет ГУОООП МВД России, на региональном уровне - У(ГУ) МВД России по субъекту Российской Федерации, МВД России по субъекту Российской Федерации либо на районном уровне - УМВД России по определенному городу субъекта Российской Федерации**.

Ко второму элементу специального административно-правового статуса специальных учреждений для содержания иностранных граждан следует отнести отдельные обязанности, поскольку данные учреждения являются специальными субъектами административно-правовых

отношений, предназначение которых состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 1 ст. 1 Закона о полиции). При этом специальные учреждения выполняют свои обязанности с целью обеспечения исполнения принятых в соответствии с КоАП РФ постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и решения уполномоченного должностного лица*** о депортации либо реадмиссии (п. 1 ст. 35.1 Закона о правовом положении иностранных граждан);

Исходя из вышесказанного на специальные учреждения для содержания иностранных граждан возлагаются следующие специальные обязанности:

1) обеспечение охраны учреждения (п. 6 ст. 35.1 Закона о правовом положении иностранных граждан);

2) обеспечение технического оснащения и оборудования учреждения (п. 7 ст. 35.1 Закона о правовом положении иностранных граждан);

3) содержание иностранных граждан, исключая возможность самовольного оставления указанных учреждений (п. 1 ст. 35.1 Закона о правовом положении иностранных граждан);

4) проведение профилактических мероприятий по предупреждению и предотвращению совершения иностранными гражданами противоправных действий, направленных на нарушение режима, правил содержания (пребывания) в специальном учреждении и самовольное оставление места содержания;

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 52 (ч. V). Ст. 7614.

** Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Рос-

сийской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 // Рос. газ. 2011. 2 марта.

*** См.: Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение: постановление Правительства Российской Федерации от 7 апр. 2003 г. N 199 // Рос. газ. 2003. 11 апр.

5) предоставление информации о правах и обязанностях иностранных граждан, режиме содержания, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб (подп. «а» п. 40 раздела V Правил содержания в специальных учреждениях);

6) обеспечение личной безопасности (подп. «б» п. 40 раздела V Правил содержания в специальных учреждениях);

7) осуществление круглосуточного приема, размещения, учета, содержания иностранных граждан (п. 5 Правил содержания в специальных учреждениях);

8) осуществление досмотровых мероприятий, включая личный досмотр и досмотр вещей и предметов, находящихся при иностранном гражданине (п. 1 ст. 35.3 Закона о правовом положении иностранных граждан, п. 7 Правил содержания в специальных учреждениях);

9) осуществление дактилоскопирования и фотографирования с соответствующим документальным сопровождением (п. 1 ст. 35.3 Закона о правовом положении иностранных граждан, п. 7 Правил содержания в специальных учреждениях);

10) ведение личных дел содержащихся в учреждении лиц (п. 7 Правил содержания в специальных учреждениях);

11) изъятие вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, обнаруженных у иностранного гражданина, содержащегося в специальном учреждении, с составлением соответствующего акта (п. 37 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции);

12) обеспечение и организация соответствующих бытовых условий, медико-санитарного, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологических, профилактических требований (п. 3 раздела I, раздел IV, п. 40 раздела V Правил содержания в специальном учреждении, ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»*);

13) организация (или) осуществление сопровождения и охраны во время перемещения содержащихся в специальном учреждении иностранных граждан

Рос. газ. 1999. 6 апр.

в медицинские организации государственной и муниципальных систем здравоохранения (нормативно не регламентировано) и др.

Третьим элементом специального административно-правового статуса специальных учреждений для содержания иностранных граждан следует обозначить их специальные права, классифицировав их на внутренние и внешние.

Внутренние права специальных учреждений направлены на обеспечение содержания иностранных граждан, взаимоотношения между сотрудниками учреждений и иностранными гражданами, между самими сотрудниками учреждений. В качестве примера следует рассмотреть полномочия специальных учреждений для содержания иностранных граждан по отношению к содержащимся в них иностранным гражданам, лицам без гражданства:

1) применять технические средства контроля и надзора за иностранными гражданами, содержащимися в специальных учреждениях (п. 3 ст. 35.2 Закона о правовом положении иностранных граждан);

2) требовать соблюдения Правил содержания специального учреждения, его распорядка дня, контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов (п. 2 раздела I Правил содержания в специальных учреждениях);

3) изымать на хранение телефоны сотовой связи (при наличии) у иностранного гражданина (абз. 1 п. 10 раздела II Правил содержания в специальных учреждениях);

4) размещать в отдельном помещении специального учреждения совместно с иностранным гражданином его близких родственников (п. 14 раздела III Правил содержания в специальных учреждениях);

5) требовать от иностранных граждан выполнения законных требований сотрудников (работников) специального учреждения, не препятствовать выполнению ими служебных обязанностей (подп. «б» п. 41 раздела V Правил содержания в специальных учреждениях) и др.

Внешние специальные права реализуются во взаимодействии с иными подразделениями МВД России, государственными органами, организациями, объединениями

*

по вопросам деятельности специальных учреждений для содержания иностранных граждан (ГУВМ МВД России, ФССП, МИД России, ФСБ России, прокуратурой, судами и др.). Например, полномочие специального учреждения запрашивать у ГУВМ МВД России документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданскую принадлежность иностранного гражданина, необходимые для пересечения им Государственной границы Российской Федерации, у судебных приставов-исполнителей - информацию о наличии ограничений на выезд из Российской Федерации и др.

В качестве четвертого элемента специального административно-правового статуса специальных учреждений для содержания иностранных граждан выступает юридическая ответственность специального учреждения, а также должностных лиц за несоблюдение установленных законодательством требований по содержанию в них иностранных граждан. Предполагаются разные формы ответственности: дисциплинарная, уголовная и др. Например, основанием для привлечения к уголовной ответственности сотрудника специального учреждения может быть факт совершения должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов иностранных граждан (ч. 1 ст. 286 УК РФ).

Анализ результатов проверок прокуратурой деятельности специальных учреждений для содержания иностранных граждан позволил выявить, что наиболее распространенными нарушениями в данной сфере являются:

1) несоблюдение требований, предъявляемых действующим законодательством к параметрам и характеристикам зданий, помещений, территории специального учреждения;

2) необеспечение должной охраны специальных учреждений, технической укрепленности охраняемых объектов, их надлежащего оснащения системами охранной сигнализации, контроля, оповещения и связи;

3) неоформление специальным учреждением лицензии на осуществление медицинской деятельности;

4) неоказание необходимой медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, содержащимся в специальном учреждении;

5) несоблюдение норм санитарной площади на одного человека в специальном учреждении, других санитарно-эпидемиологических норм и правил;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) несоблюдение требований пожарной безопасности в специальном учреждении;

7) несоблюдение требований законодательства при рассмотрении обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальном учреждении [9].

Причинами и условиями таких нарушений, на наш взгляд, выступают отдельные пробелы в правовом регулировании статуса специальных учреждений для содержания иностранных граждан, связанные прежде всего с отсутствием общей правовой регламентации их деятельности на федеральном уровне, а также конкретизации прав и обязанностей полиции в части организации службы в указанных подразделениях и обеспечения прав и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, в них содержащихся. В частности, отсутствует закрепление обязанности по содержанию, охране и препровождению указанных лиц при реализации функций специальных учреждений для содержания иностранных граждан.

Таким образом, под административно-правовым статусом специальных учреждений МВД России для содержания иностранных граждан следует понимать совокупность прав и обязанностей данных учреждений для последующего исполнения принудительного выдворения конкретного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, а также мер юридической ответственности, которые могут быть к ним применены за нарушения установленного порядка содержания.

Административно-правовой статус специальных учреждений для содержания иностранных граждан нуждается в его четком определении, юридическом оформлении и закреплении. В настоящее время в законодательстве отсутствует норматив-

ный правовой акт, позволяющий унифицировать элементы правового статуса данных учреждений. В связи с этим представляется необходимым:

1) разработка и принятие следующих нормативных правовых актов:

а) «О содержании иностранных граждан, лиц без гражданства в центрах временного содержания иностранных граждан»;

б) Правил внутреннего распорядка центров временного содержания иностранных граждан;

в) Наставления по служебной деятельности центров временного содержания иностранных граждан.

Основные положения настоящих актов создадут необходимые правовые основы для формирования локальных нормативных правовых актов специальных учреждений для содержания иностранных граждан;

2) закрепление в Законе о полиции специальных обязанностей сотрудников специальных учреждений для содержания иностранных граждан по содержанию, охране иностранных граждан в указанных учреждениях, по их сопровождению в медицинские учреждения при госпитализации и обеспечении соответствующего контроля пребывания данных лиц в медицинских организациях.

Список литературы

1. Ефремова О.Н., Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» / под ред. А.Е. Епифанова, В.М. Абдрашитова. 2016. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2. Стахов А.И., Кононов П.И. Административное право России: учебник. М.: Юрайт, 2014. 656 с.

3. Административное право: часть первая: учебник / Т.М. Занина [и др.]. М.: ЦОКР МВД России, 2005.

429 с.

4. Административное право России: учебник / под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. 559 с.

5. Палагин Д.Н. Административно-правовой статус государственных автономных учреждений: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. 22 с.

6. Ерохина Т.В. Некоторые вопросы административно-правового статуса государственных учреждений // Административное право и процесс. 2016. N 8. С. 62-66.

7. Кононов П.И., Кисилев А.В. Особенности административно-правового статуса правоохранительных учреждений // Полицейское право. 2007. N 2. С. 23-27.

8. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. М.: Эксмо, 2006. 816 с.

9. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при содержании в специальных учреждениях ФМС России отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства: метод. рек. (утв. Генпрокуратурой России). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Efremova O.N., Bevzyuk E.A. Commentary to the Federal Law of July 25, 2002 No. 115-FZ "On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation". 2016. Access from the reference legal system "Garant". (In Russ.).

2. Stakhov A.I., Kononov PI. Administrative law of Russia: textbook for bachelors. Moscow, Yurayt Publ., 2014. 656 p. (In Russ.).

3. Zanina T.M. [i dr.]. Administrative law: Part one. Moscow, 2005. 429 p. (In Russ.).

4. Administrative Law of Russia. Moscow, YUNITI-DANA: Zakon i parvo Publ., 2010. 559 p. (In Russ.).

5. Palagin D.N. Administrative and legal status of state autonomous institutions. Autoabstract Cand. Diss. Saratov, 2010. 22 p. (In Russ.).

6. Erokhina T.V. Some questions of the administrative-legal status of state institutions. Administrative law and Process, 2016, no. 8, pp. 62-66. (In Russ.).

7. Kononov P. I., Kisilev A.V. Features of the administrative and legal status of law enforcement agencies. Police law, 2007, no. 2, pp. 23-27. (In Russ.).

8. Bakhrakh D.N. Administrative law of Russia. Moscow, Eksmo Publ., 2006. 816 p. (In Russ.).

9. On the organization of prosecutor's supervision over the execution of laws in the detention of certain categories of foreign citizens and stateless persons in special institutions of the FMS of Russia" (approved by the Prosecutor General's Office of Russia). Access from the reference legal system "ConsultantPlus". (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.