МОРОЗОВ Владимир Александрович,
адъюнкт кафедры административного права факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя
e-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, СОДЕРЖАЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ СОТРУДНИКАМИ ДАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. В статье проанализирована проблема профессиональной компетентности сотрудников полиции, проанализирована взаимосвязь необходимости систематического обучения сотрудников полиции и качественного выполнения ими служебных обязанностей. Раскрыты правовые основания и условия возникновения специального административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, возникающего при водворении и дальнейшем содержании их в специальных учреждениях МВД России.
Ключевые слова: иностранный гражданин, лицо без гражданства, административно-правовой статус, специальные учреждения, миграция, права и свободы, реализация, административное выдворение, правосубъектность, знания, навыки и умения.
MOROZOV Vladimir Alexandrovich,
а^ипС of the Department of Administrative Law Faculty of training of scientific and pedagogical and scientific personnel, Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
IMPLEMENTATION OF THE ADMINISTRATIVE LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS AND PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP CONTAINED IN THE SPECIAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN MIA EMPLOYEES BY THE EMPLOYEES OF THESE INSTITUTIONS
Annotation. The article analyzes the problem of professional competence of police officers, analyzes the relationship between the need for systematic training of police officers and the quality of their performance of official duties. The article reveals the legal grounds and conditions for the emergence of a special administrative-legal status of foreign citizens and stateless persons arising from their placement and further detention in special institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Key words: foreign citizen, stateless person, administrative and legal status, special institutions, migration, rights and freedoms, realization, administrative expulsion, legal personality, knowledge, skills.
В настоящее время в системе органов внутренних дел Российской Федерации существует ряд вопросов, к решению которых необходимо подходить по-новому, учитывая предпосылки их возникновения, изменения в действующем законодательстве, а также условия постоянно совершенствующейся государственной политики.
В системе МВД России проходят службу сотрудники разных возрастов, разных индивидуально-мировоззренческих взглядов, имеющих разные уровни образования. Ряд сотрудников являются квалифицированными, профессионально-ориентированными индивидами. Некоторые из них, в силу своих личностных качеств, нацелены
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
на постоянное самосовершенствование, саморазвитие, на систематическое обучение. Некоторые из тех, кто получил профильное высшее образование в системе МВД России, после окончания вуза теряют интерес к обучению. И это, в свою очередь, негативно отражается на качестве выполняемой ими работы. Однако и те, и другие сотрудники, пройдя обучение в ведомственном вузе, получают базовые знания, определенный опыт, навыки и умения, необходимые для достаточно эффективной служебной деятельности. После окончания профильного учебного заведения данные сотрудники назначаются для прохождения службы на должности среднего и, как исключение, старшего начальствующего состава
в подразделения, соответствующие выбранной ими специальности. Такими подразделениями являются: следствие, дознание, уголовный розыск, служба участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, экспер-тно-криминалистическая служба и др.
В противопоставление данной категории сотрудников МВД существует категория сотрудников, при поступлении на службу которые имеют среднее, средне-специальное образование. Такие сотрудники назначаются для прохождения службы в подразделения системы МВД на должности рядового состава, а также на должности младшего начальствующего состава. К таким подразделениям можно отнести патрульно-постовую службу, изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Центр временного содержания иностранных граждан и др. При поступлении на службу такие лица проходят минимальную подготовку в центрах профессиональной подготовки. За время обучения в данных центрах сотрудникам преподают лишь азы, необходимые для прохождения службы в системе МВД. В процессе службы от своих «старших» коллег данные сотрудники по преемственности получают необходимые для наиболее качественного прохождения службы знания, навыки и умения. Однако данные знания, навыки и умения не всегда можно назвать профессиональными, в т.ч. по этой причине сотрудники полиции являются субъектами дисциплинарных, административных и иных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции» «полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности» [12].
Особого внимания заслуживает обеспечение сотрудниками органов внутренних дел прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства. В этой связи актуальным является вопрос об обеспечении прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России, в виде Центров временного содержания иностранных граждан, являющихся структурным подразделением территориальных органов МВД России. Это, в первую очередь, обусловлено временным изменением режима, в условиях которого они пребывают на территории Российской Федерации. Изменение режима также обусловливает ограничение их правосубъектности. У содержащихся в специальных учреждениях МВД России иностранных граждан и
лиц без гражданства существенно ограничены их права и свободы. Однако в условиях содержания в данных учреждениях у таких лиц возникают иные права и свободы, характерные для указанного режима. Права, свободы иностранных граждан и лиц без гражданства, гарантии их реализации, вместе с их обязанностями и запретами, образуют специальный административно-правовой статус.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России закреплен в постановлении Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1306 «Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» (далее - Постановление Правительства РФ № 1306) [8].
Указанные Правила действуют во исполнение п. 5 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [11]. В соответствии со ст. 1 Постановления Правительства РФ № 1306 Правилами определяются условия и порядок содержания (пребывания) в специальных учреждениях МВД России. Кроме этого определены:
• порядок приема и содержания иностранных граждан и лиц без гражданства;
• требования к содержанию данных лиц;
• организация первичного медико-санитарного обеспечения и обеспечения лекарственными препаратами;
• их права и обязанности;
• определен порядок убытия данных лиц из специального учреждения [8].
Данный административно-правовой статус возникает в связи с нарушением иностранными гражданами и лицами без гражданства законодательства Российской Федерации в сфере миграции [2].
Как отметил Президент РФ В.В. Путин на Расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел РФ, проводимом 28.02.2019 г. и посвященном итогам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел за 2018 г. и планам работы на 2019 г. (далее - Расширенное заседание коллегии МВД России), важнейшая «комплексная задача - это обеспечение порядка и законности в миграционной сфере. Долгосрочные меры здесь нами принимаются, но надо внимательно относиться к текущей работе. У нас есть
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
Концепция государственной миграционной политики на 2019 - 2025 годы, и хотел бы подчеркнуть главное: любые нарушения миграционного законодательства должны неукоснительно пресекаться. При этом необходимо последовательно повышать качество государственных услуг в сфере миграции, формировать современную систему миграционных правил, комфортную для законопослушных людей, которые хотят жить и работать в России, уважая наши традиции, культуру и законы Российской Федерации» [9].
Считаем необходимым акцентировать внимание на том, что глава государства подчеркивает важность обеспечения порядка и законности в миграционной сфере, необходимость неукоснительного пресечения любых нарушений российского законодательства, а также создание благоприятных условий для проживания на территории России законопослушных иностранных граждан и лиц без гражданства [7]. Министр внутренних дел РФ, генерал полиции В.А. Колокольцев, выступая на Расширенном заседании коллегии МВД России, пояснил, что в 2018 г. «утверждена новая Концепция государственной миграционной политики. В её реализации задействовано 22 министерства и ведомства. Одна из задач, обозначенных в документе, - обеспечить соотечественникам, проживающим за рубежом, максимально благоприятные условия для переселения в Россию» [3].
Согласно п. 12 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 (далее -Концепция, утв. Указом Президента РФ № 622), «эффективность миграционной политики зависит от качества правового регулирования, а также от практического применения миграционного законодательства Российской Федерации, результативности мер противодействия коррупции при осуществлении государственного контроля (надзора) и предоставлении государственных услуг в сфере миграции, степени информированности иностранных и российских граждан о требованиях законодательства Российской Федерации и мерах ответственности за их нарушение» [10].
Кроме того, в п. 19 отмечено, что «реализация миграционной политики, являющейся неотъемлемой частью государственной политики Российской Федерации, осуществляется в соответствии с принципами демократического правового государства, установленными Конституцией Российской Федерации, и общепризнанными принципами и нормами международного права, а также с учетом принципов, определенных в стратегических документах» [10]. Однако с учетом тенденции увеличения количества мигрантов в России, а также нацеленной на это увеличение государ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
ственной политики Российской Федерации следует полагать, что пропорционально увеличится количество правонарушений в сфере миграции. Соответственно в данных условиях необходимо усовершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации, регламентирующей правовое регулирование миграционных процессов, в т.ч. порядок и условия содержания иностранных граждан и лиц без гражданства в специальных учреждениях МВД России.
В первую очередь необходимо обратить внимание на формирование действенных административно-правовых механизмов обеспечения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в условиях ограничения их правосубъектности, поскольку права и свободы человека, как неотъемлемая часть его правосубъекто-сти, представляют собой значимые конституционные ценности, которые должны гарантироваться и защищаться государством [1].
Особенным, в этой связи, является вопрос о практическом применении сотрудниками полиции, в т.ч. сотрудниками специальных учреждений МВД России, законодательства Российской Федерации, в т.ч. в сфере миграции, соблюдении ими антикоррупционного законодательства при осуществлении служебной деятельности. Кроме того, особое значение имеет информированность как сотрудников специальных учреждений МВД России для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, так и содержащихся в этих специальных учреждениях лиц о требованиях законодательства Российской Федерации и мерах ответственности за его нарушения. Как отметил Министр МВД России В.А. Колокольцев в своем докладе на Расширенном заседании коллегии МВД России, «постоянно требуем от руководителей всех уровней усилить контроль за подчинёнными, жёстко реагировать на каждый факт злоупотребления или неисполнения ими служебных обязанностей, при этом обеспечивать гласность и объективность в оценке тех или иных действий» [3].
Однако следует учесть, что как у сотрудников полиции, так и у граждан, в т.ч. мигрантов, возникновение проблем в части нарушения законодательства Российской Федерации, невыполнение или недолжное выполнение своих обязанностей, запретов, злоупотребление своими правами или недолжная, ошибочная их трактовка, возникают, зачастую, от незнания нормативной правовой базы [5]. Однако, по общему правилу, незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому одной из главных задач на пути достижения целей, поставленных в Концепции, утв. Указом Президента РФ № 622, является углубленное обучение сотрудников полиции, в т.ч. выполняющих обязанности по реализации прав и свобод ино-
странных граждан и лиц без гражданства в условиях временного ограничения их свободы в связи с нарушением ими миграционного законодательства России [10].
В.Г. Жуков и В.Е. Сизов отмечают, что «важной характеристикой деятельности должностного лица является наличие у него высокого уровня правовой культуры. Сотрудникам правоохранительных органов свойственна более высокая степень знания, понимания и уважительного отношения к правовым явлениям, умение грамотно применять их в практической деятельности, за исключением случаев деформации правосознания отдельных из них. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел актуализирует проблему нравственной устойчивости, надежности и морально-психологической подготовленности сотрудников» [4, с. 131]. Высокая правовая культура сотрудников специальных учреждений МВД России для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства является наиболее важным показателем обеспечения реализации прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, а также требования выполнения ими своих обязанностей. Это обусловливает необходимость поддержания на необходимом уровне, а также повышения показателя правовой, профессиональной культуры сотрудников данных учреждений. Это может быть достигнуто лишь благодаря изучению всего комплекса нормативной правовой базы, регулирующей их служебную деятельность, а также неукоснительному соблюдению всех требований, включенных в должностные инструкции [4].
Приведенное выше положение подтверждается и тем, что об уровне соответствия сотрудником полиции занимаемой им должности свидетельствуют его знания, навыки, умения, правосознание, ценностные установки, которые проявляются в правильном понимании сотрудником полиции своих функций, в умении толковать нормы права по конкретному делу, в точном исполнении им предписаний закона, в обеспечении прав и законных интересов граждан, в правильном выборе варианта решения и т.д. [6]. Таким образом, следует полагать, что без необходимых для качественного выполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции, в т.ч. сотрудниками специальных учреждений МВД России для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, знаний, навыков и умений отсутствует возможность во всестороннем обеспечении реализации прав и свобод содержащихся в данных учреждениях лиц, а также, в целом, реализации их специального административно-правового статуса. В этой связи предлагается разработать комплекс теоретических и практических мероприятий по повышению профессиональной компетентности сотрудников данных
специальных учреждений, которые необходимо включить в систему профессиональной подготовки.
Список литературы:
[1] Аничкин Е.С., Казанцева О.Л. Конституционные ценности как основополагающие ориентиры государственно-правового развития России // Научные труды. РАЮН. Вып. 13: в 2 т. - М.: ООО «Издательство "Юрист"», 2013. - Т. 1. - С. 548-553.
[2] Василенко Г.Н. Задачи и функции органов исполнительной власти в сфере миграции // Осуществление государственной функции по контролю (надзору) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников: сб. науч. ст. участников межведомственного «круглого стола». - М.: МУ МВД России им. В.Я. Кикотя, 2019. - С. 69-80.
[3] Выступление Министра внутренних дел РФ, генерала полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева на Расширенном заседании коллегии МВД России [Электронный ресурс]. URL: http://ormvd.ru/actual/the-speech-of-the-minister-of-internal-affairs-of-the-russian-federation-general-of-police-of-the-ru/ (дата обращения: 30.10.2019).
[4] Жуков В.Г., Сизов В.Е. Основные проблемы формирования профессионального правосознания сотрудников полиции на современном этапе // Вестник Воронежского ин-та МВД России.
- 2019. - № 1. - С. 131, 132.
[5] Зубач А.В., Бондарь Е.О., Бочаров С.Н. и др. Административное право: учеб. для бакалавриата, специалитета и магистратуры / под общ. ред. А.В. Зубача. - М.: Изд-во «Юрайт», 2019.
- 530 с.
[6] Кикоть В.Я. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учеб. / под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. -480 с. - С. 51.
[7] На коллегии МВД Владимир Путин обсудил основные направления работы органов внутренних дел [Электронный ресурс]. URL: https:// www.1tv.ru/news/2019-02-28/361179-na_kollegii_ mvd_vladimir_putin_obsudil_osnovnye_ napravleniya_raboty_ organov_vnutrennih_del (дата обращения: 29.10.2019).
[8] Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1306 (ред. от 17.06.2016) «Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
реадмиссии» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base= LAW&n=199945&fld=134&dst= 100009,0&rnd=0.750892370150301#005779938736 185253 (дата обращения: 21.10.2019).
[9] Расширенное заседание коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/ events/president/ news/59913 (дата обращения: 29.10.2019).
[10] Указ Президента РФ от 31.10.2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» [Электрон. ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n= 310139&fld=134&dst= 1000000001,0&rnd=0.7077251459332434#0516926 24464834 (дата обращения: 26.10.2019).
[11] Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (послед. ред.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 330827&fld=134&dst=100009,0& rnd=0.24984601501814518#032684085196826973 (дата обращения: 21.10.2019).
[12] Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 16.10.2019) «О полиции» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?from =335680-0&rnd=4F228D522A21D33 91C7CCB10EA522482&req=doc&base=LAW&n =339235&REFD0C=335680&REFBASE=LAW#hhu sxh8swz (дата обращения: 20.10.2019).
Spisok literatury:
[1] Anichkin E.S., Kazanceva O.L. Konstitucionnye cennosti kak osnovopolagayushchie orientiry gosudarstvenno-pravovogo razvitiya Rossii // Nauchnye trudy. RAYuN. Vyp. 13: v 2 t. - M.: OOO «Izdatel'stvo "Yurist"», 2013. - T. 1. - S. 548-553.
[2] Vasilenko G.N. Zadachi i funkcii organov ispolnitel'noj vlasti v sfere migracii // Osushchestvlenie gosudarstvennoj funkcii po kontrolyu (nadzoru) za prebyvaniem i prozhivaniem inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii i trudovoj deyatel'nost'yu inostrannyh rabotnikov: sb. nauch. st. uchastnikov mezhvedomstvennogo «kruglogo stola». - M.: MU MVD Rossii im. V.Ya. Kikotya, 2019. - S. 69-80.
[3] Vystuplenie Ministra vnutrennih del RF, generala policii Rossijskoj Federacii Vladimira Kolokol'ceva na Rasshirennom zasedanii kollegii MVD Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://ormvd. ru/actual/the-speech-of-the-minister-of-internal-affairs-of-the-russian-federation-general-of-police-of-the-ru/ (data obrashcheniya: 30.10.2019).
[4] Zhukov V.G., Sizov V.E. Osnovnye problemy formirovaniya professional'nogo pravosoznaniya sotrudnikov policii na sovremennom etape // Vestnik
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
Voronezhskogo in-ta MVD Rossii. - 2019. - № 1. - S. 131, 132.
[5] Zubach A.V., Bondar' E.O., Bocharov S.N. i dr. Administrativnoe pravo: ucheb. dlya bakalavriata, specialiteta i magistratury / pod obshch. red. A.V. Zubacha. - M.: Izd-vo «Yurajt», 2019. - 530 s.
[6] Kikot' V.Ya. Vospitatel'naya rabota s lichnym sostavom v sisteme Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii: ucheb. / pod obshch. red. V.Ya. Kikotya. - M.: COKR MVD Rossii, 2009. - 480 s. - S. 51.
[7] Na kollegii MVD Vladimir Putin obsudil osnovnye napravleniya raboty organov vnutrennih del [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.1tv.ru/ news/2019-02-28/361179-na_kollegii_mvd_vladimir_ putin_obsudil_osnovnye_napravleniya_raboty_ organov_vnutrennih_del (data obrashcheniya: 29.10.2019).
[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2013 g. № 1306 (red. ot 17.06.2016) «Ob utverzhdenii Pravil soderzhaniya (prebyvaniya) v special'nyh uchrezhdeniyah Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii ili ego territorial'nogo organa inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva, podlezhashchih administrativnomu vydvoreniyu za predely Rossijskoj Federacii v forme prinuditel'nogo vydvoreniya za predely Rossijskoj Federacii, deportacii ili readmissii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base= LAW&n=199945&fld=134&dst= 100009,0&rnd=0.750892370150301 #005779938736 185253 (data obrashcheniya: 21.10.2019).
[9] Rasshirennoe zasedanie kollegii Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/59913 (data obrashcheniya: 29.10.2019).
[10] Ukaz Prezidenta RF ot 31.10.2018 g. № 622 «O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019-2025 gody» [Elektron. resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 310139&fld=134&dst=1000000001,0& rnd=0.7077251459332434#051692624464834 (data obrashcheniya: 26.10.2019).
[11] Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 g. № 115-FZ (posled. red.) «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n= 330827&fld=134&dst= 100009,0&rnd=0.24984601501814518#0326840851 96826973 (data obrashcheniya: 21.10.2019).
[12] Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 g. № 3-FZ (red. ot 16.10.2019) «O policii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?from =335680-0&rnd=4F228D522A21D3391C7 CCB10EA522482&req=doc&base=LAW&n =339235&REFDOC=335680&REFBASE=LAW#hhu sxh8swz (data obrashcheniya: 20.10.2019).