деятельность правоохранительных органов по устранению угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов в российской Федерации
Смирнов Артем Иванович,
аспирант, Федеральное государственное научно-исследовательское учреждение «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»
E-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается деятельность правоохранительных органов по устранению угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации. В статье рассматриваются различные направления деятельности правоохранительных органов, перечень внешних и внутренних экономических угроз, способ их устранения. Обосновывается необходимость внедрения новой методики оценки деятельности правоохранительных органов. Также рассматриваться вопрос по предотвращению экономических угроз, отечественным предприятиям при использовании ими в своей деятельности различных показателей.
Ключевые слова: запросы правоохранительных органов, виды экономических угроз безопасности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, опрос должностных лиц организаций, фото и видеосъемка.
Правоохранительные органы в Российской Федерации в ходе расследования уголовных дел по экономическим преступлениям, имеют возможность направлять запросы в кредитные учреждения Российской Федерации, в отношении организаций, руководители которых совершили экономические преступления. Кредитные учреждения Российской Федерации по запросам правоохранительных органов предоставляют испрашиваемую информацию, в том числе выписки с расчетных счетов организаций о движении денежных средств, а также перечень наложенных инкассовых поручений Федеральной налоговой службой Российской Федерации в рамках применения мер принудительного взыскания ст. 46 НК РФ1.
При расследование экономических преступлений, следователь имеет возможность привлечь лицензированного аудитора, специалиста по бухгалтерской и экономический деятельности. Лицензированный аудитор, по результатам своей деятельности предоставляет заключение, которое в свою очередь позволит выявить факт противоправной экономической деятельности. Указанное заключение, будет являться одним их доказательств факта нарушений действующего законодательства, в том числе в сфере налогообложения.
Раскрытию экономических преступлений и угроз безопасности хозяйствующих субъектов способствует предотвращению, выявлению и пресечению противоправной экономической деятельности.
Одним из примеров можно привести дело «ЮКОСА». Руководство вышеуказанной фирмы было привлечено к уголовной ответственности за отмывание денежных средств, неуплаты обязательных платежей (налогов). Указанные противоправные действия нанесли значительный экономический ущерб Российской Федерации (учитывая огромные финансовые обороты компании). В рамках расследования уголовных дел, были привлечены лицензированные аудиторы, заключения которых и подтвердили факты экономических преступлений совершенные руководством «ЮКОСа». В рамках расследования вышеуказанных уголовных дел, правоохранительными органами были направлены запросы в кредитные учреждения Российской Федерации и проведена обширная аналитическая работа по анализу финансовой документации компании. Помимо самого руково-
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 Ж46-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // Собрание законодательства РФ, N31, 03.08.1998, ст. 3824
5 -о
сз ж
■с
дителя «ЮКОСА» к уголовной ответственности также был привлечен главный бухгалтер.
Информационно - аналитическое обеспечение борьбы с экономической преступностью также применяется правоохранительными органами Российской Федерации.
Следователи правоохранительных органов помимо выписок о движении денежных средств и перечней открытых и закрытых счетов, также запрашивают сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Ведение ЕГРЮЛ согласно Приказа Министерства финансов Российской Федерации1, возложен на Федеральную налоговую службу Российской Федерации. Анализ данных выписок позволяет правоохранительным органам получить необходимую информацию, а именно: перечень учредителей организации и их адреса регистрации, телефоны, виды деятельности юридического лица, даты регистрации организаций, размер уставного капитала. Благодаря полученной информации у следователей правоохранительных органов формируется перечень должностных лиц, непосредственно осуществляющих руководство финансовой деятельности проверяемой организации. По результату оперативных мероприятий данные лица, вызываются для дачи показаний в раках возбужденного уголовного дела.
Существуют также разновидности экономических угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов Российской Федерации.
Можно привести следующие примеры, а именно: манипуляции курсом валют, ставками таможенных тарифов, занижение налогооблагаемой базы, которые в свою очередь могут противоречить интересам предприятий, их стабильному функционированию и развитию.
Одной из угроз для юридического лица является нарушение действующего законодательства в области предпринимательской деятельности со стороны контролирующих государственных органов, превышения ими своих должностных полномочий, необоснованное вмешательство в финансовую и производственную деятельность.
Также экономической угрозой для отечественных юридических лиц является значительная конкуренция со стороны иностранных компаний, ведущих ожесточенную борьбу за доли рынков сбыта, при активной поддержке (лоббизме) своих правительств.
1 Приказ Минфина России от 30.10.2017 Ж65н (ред. от 29.10.2018) «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям,
2 содержащимся в документах, на основании которых внесены сэ такие записи (исправление технической ошибки), и о признаем нии утратившим силу приказа Министерства финансов Россий-т^ ской Федерации от 18 февраля 2015 г. №5н» (Зарегистрирова-^ но в Минюсте России 16.01.2018 N49645)
Недобросовестная конкуренция, которая выражается в применении промышленного шпионажа, распространении ложных сведений о конкуренте и его продукции для подрыва его деловой репутации, также является существенной экономической угрозой для российских компаний. Одним из частых способов незаконного устранения экономического конкурента является, «криминальное рей-дерство», целю которого являеться захват корпоративного управления хозяйствующего субъекта.
Одним из примеров «рейдерства» можно привести случай, произошедший в г. Саратове: Путем рейдерского захвата, злоумышленники за минимальную стоимость выкупили акции ПАО «ВНИ-ПИГАЗдобыча», для приобретения статуса мажоритарного акционера. Экономическая угроза службой экономической безопасности акционер-но общества своевременно обнаружена не была, и добывающие предприятие практически было продано за «копейки», а в последствии обанкрочено. К уголовной ответственности за экономическое преступление повлекшее потерю субъекта экономической деятельности, ни кто привлечён не был.
Кризисные явления в мировой экономике влияют на экономики практически всех стран, связанных между собой внешнеэкономическими связями, и в конечном итоге эта зависимость оказывает влияние на Российские юридические лица. Чем больше национальная экономика Российской Федерации вовлечена в мировой воспроизводственный процесс, тем больше она подвержена внешним угрозам.
Для обеспечения собственной безопасности юридического лица, должна быть учтена политика государства и центрального банка Российской Федерации, деятельность конкурирующих структур, динамику развития научно-технического прогресса, тенденции мировой экономики и политики.
Все из вышеизложенного, представляет собой внешние угрозы экономической безопасности юридических лиц в Российской Федерации.
Помимо них, существуют и внутренние угрозы, исходящие от самих сотрудников и руководства компаний.
Например: нарушения технологии производства и производственные недостатки, подрыв деловой репутации в бизнес - кругах, потери реальных и потенциальных партнеров - контрагентов, а также неэффективная работа службы экономической безопасности и лиц, отвечающих за проверку контрагентов.
Видами внутренних экономических угроз юридического лица являются: наемный персонал, финансы, информация, технология и техника.
Рассмотрим деятельность недобросовестных сотрудников компании, несущих угрозу разглашения коммерческой тайны, наличия передовых технологий производства, технических изобретений и новаций. Используя указанных сотрудников, «рейдеры» получаю доступ к информационным носителям компании и внедряют вредоносное про-
граммное обеспечение, которое блокирует важную информацию или уничтожает ее. Низкая квалификация персонала также представляет собой угрозу экономической деятельности компании. Неблагоприятные социальные факторы оказывают негативное влияние на мотивацию сотрудников и желание приносить пользу своему предприятию.
Рассмотрим понятие финансовой угрозы - это недостаточный контроль над структурой вложений юридического лица, его рентабельностью, а также обстоятельства непреодолимой силы. Обстоятельства непреодолимой силы могут нанести значительный вред юридическому лицу.
Информационные угрозы - представляют собой ошибки и просчеты в работе службы информационно - аналитического обеспечения юридического лица.
Также видом экономической угрозы является: технико - технологическая угроза юридического лица. Она проявляется в отставании уровня технологических достижений отечественных компаний, по сравнению с мировыми конкурентами.
В свою очередь качественная работа правоохранительных органов по устранению угроз экономической безопасности и ущерба от них, позволит хозяйствующим субъектам эффективно достигать поставленных целей и способствовать развитию различных отраслей отечественной экономики.
Из изучения деятельности правоохранительных органов, можно сделать вывод о том, что они нуждаются в действенном механизме противодействия преступности в сфере экономической деятельности. В рамках своих полномочий правоохранительными органами проводиться мониторинг, моделирование деятельности по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями. Этапами мониторинга являются:
1. Идентификация объекта мониторинга;
2. Формирование системы показателей оценки экономической безопасности объекта мониторинга;
3. Подготовка и сбор информации, характеризующей состояние объекта мониторинга;
4. Прогноз периода проведение анализа показателей экономической безопасности объекта мониторинга;
5. Стратегия развития объекта мониторинга или моделирование;
6. Реализация мер по предупреждению угроз экономической безопасности объекта мониторинга;
7. Определение факторов, характеризующих перспективные направления развития объекта мониторинга;
8. Прогноз периода расчета технико - экономических показателей объекта мониторинга. Вышеуказанный алгоритм мониторинга позволяет правоохранительным органам прогнозировать процесс обеспечения экономической безопасности. Принцип непрерывности наблюдения при осуществлении мониторинга за финансовым состоянием юридических лиц, представляет со-
бой вид деятельности правоохранительных органов по устранению угроз экономической безопасности.
Противодействие отечественных правоохранительных органов криминальным проявлениям предполагает разработку и принятие комплексных мер по своевременному выявлению экономических угроз, предупреждению и пресечению их.
Следовательно, необходимая цель, это выработка механизма противодействия правоохранительных органов по устранению угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации.
В правоохранительных органах Российской Федерации существует специальное структурное подразделение - Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБ и ПК МВД России). Вышеуказанное, Управление является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции:
- функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию;
- правоприменительные полномочия в области обеспечения экономической безопасности государства;
- противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности. Оперативным подразделением ГУЭБ и ПК МВД
России выступает оперативно-розыскное бюро (ОРБ), которое осуществляет борьбу с налоговыми и экономическими преступлениями.
Предшественником вышеуказанного Управления являлся Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДЭб МВД России), который указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», в структуре центрального аппарата МВД России преобразован в ГУЭБиПК МВД России.
Непосредственно сама хозяйственная деятельность имеет своей целью получение максимальной прибыли при минимальных затратах1. Для юридического лица прибыль основополагающая цель, а безопасность является главным условием ее получения.
Невозможность предвидеть и избежать экономических угроз - заведомый проигрыш для хозяйствующего субъекта в Российской Федерации. На практике для уменьшения экономических угроз применяют анализ условий, которые определяют развитие бизнеса, а также с выяснением взаимо- р действия и взаимоотношений между различными Д факторами экономической безопасности ведения Е бизнеса. К
1 Ганенкова Е.К. Классификация угроз экономической без- К опасности хозяйствующего субъекта. >
В бизнесе важную роль имеет экономическая безопасность, которая является сложной системой управления совокупностью опасностей и угроз, функционирующая с ними. В настоящее время нет определения термина экономическая угроза хозяйствующего субъекта в действующем законодательстве Российской Федерации.
Однако на основании вышесказанного можно предложить следующее определение термина экономическая угроза хозяйствующего субъекта -это состояние экономических угроз юридическому лицу, при котором осуществляется его защита от непредвиденных обстоятельств и обеспечивается стабильное развитие в современных не стабильных рыночных условиях отечественной экономики. Указанный термин или его аналог, имело бы место ввести в действующее законодательство Российской Федерации.
Для наиболее эффективной работы по предотвращению экономических угроз, отечественным предприятиям стоит использовать в своей деятельности такие показатели, как:
1. Высокий уровень конкурентоспособности;
2. Финансовая стабильность и независимость;
3. Эффективно функционирующая служба собственная безопасности;
4. Результативный правовой отдел;
5. Грамотная служба управления персоналом.
Руководители юридических лиц также должны
понимать, что правоохранительные органы имеют возможность оказание помощи в устранении экономической угрозы, путем применения видео и фото съемки.
Устанавливая в своих офисах системы видеонаблюдения за сотрудниками, руководители компаний обеспечивают контроль ситуаций внутри коллектива. Просмотр указанных видеозаписей в будущем, позволит правоохранительным органам более эффективно раскрывать экономические преступления. Деятельность правоохранительных органов по устранению экономических угроз безопасности юридических лиц, также заключается в трансляции по телевидению, показательных процессов по раскрытию налоговых и экономических преступлений и придание публичности персоналий преступников, совершивших такие преступления.
Вынесение обвинительных приговоров преступникам за экономические преступления, и трансляция показательных уголовных процессов в сфере экономики, внедряет в гражданское правосознание правила о недопустимости совершать экономические и налоговые преступления.
Устраняя экономические угрозы, правоохранительные органы должны более тщательно анализировать различного рода рекламную деятельность потенциальных финансовых пирамид, а так-^ же более оперативно принимать меры к выявле-2 нию финансовых «махинаций».
В настоящее время серьезную экономией ческую угрозу создают некоторые псевдо-Ц предприниматели в сети «Интернет». Они под ви-
дом добросовестных участников рынка потребительских услуг, создают рекламные сайты с перечнем услуг и товаров предоставляемых ими. Физические лица, регистрируясь на указанных сайтах и оплачивая потенциальный заказ, оплаченный товар или услугу не получают. Спустя непродолжительное время на звонки сотрудники компании не отвечают, договора аренды по месту нахождения организации - продавца, расторгают, денежные средства покупателям не возвращают. Вышеуказанных псевдо-предпринимателей правоохранительные органы за экономические преступления, привлекают к ответственности крайне редко.
Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что правоохранительные органы в Российской Федерации обязаны отслеживать деятельность юридических лиц в сети «Интернет» и в случае, выявления фактов «мошеннических» действий, принимать меры по блокировке данных ресурсов, а руководителей данных юридических лиц, привлекать к уголовной и административной ответственности.
Кроме того профилактическими мерами по устранению угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, должно являться публичное освещение деятельности правоохранительных органов, по устроению данных угроз. Новостные сводки о такой деятельности правоохранительных органов должны размещаться в сети «Интернет» и выпускаться в тираж в виде информационных брошюр и буклетов.
Указанная информация, предоставляет отечественным хозяйствующим субъектам профилактическую информацию, которая в свою очередь позволяет предотвратить многие экономические угрозы, формирую устойчивое правосознание.
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, имеет смысл предложить расширить федеральный закон «О полиции», добавив в него термин - угроза экономической безопасности юридического лица и дополнить его статьей «о мониторинге деятельности правоохранительных органов по устранению угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации».
Внедрить новую методику оценки деятельности правоохранительных органов, одним из оценивающих элементов которой будет перечень предпринятых мер по устранению угроз экономической безопасности для конкретного хозяйствующего субъекта.
литература
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) / Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954// http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?rnd=D2E7077C275F4709C5 6925F6 996041E4&base=LAW&n=330816&dst=429496 7295&cacheid=877B632A0F9899D2E1B41426
4238B74D&mode=rubr&req=doc#03149473032-6499787/ (дата обращения 08.10.2019);
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции» // [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&ts=57463677007979137 976874731&cacheid=7EB1477D0C44EA54948D 27C1F782B33B&mode=splus&base=LAW&n=32 9345&rnd=D2E7077C275F4709C56925F699604-1E4#1ig0l5tqnqr/ (дата обращения 08.10.2019);
3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» / «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3349 // http://www. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base =LAW&n=330818&fld=134&dst=1000000001,0& rnd=0.3561491948887172#0909776215867415/ (дата обращения 08.10.2019);
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019) / Собрание законодательства РФ, N31, 03.08.1998, ст. 3824 // [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/cons /cgi/ online.cgi?rnd=D2E7077C275F4709C56925F69 96041E4&base=LAW&n=334395&dst=42949672 95&cacheid=5CAC04DB474F724C5DC63FCBD 6B58A24&mode=rubr&req=doc#057336811327-53561/ (дата обращения 08.10.2019);
5. Приказ Минфина России от 30.10.2017 № 165н (ред. от 29.10.2018) «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18 февраля 2015 г. № 25н» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.01.2018 № 49645) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.01.2018;
6. Ганенкова Е.К. КЛАССИФИКАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 10(54). URL: https://sibac.info/journal/student/54/134482 (дата обращения: 09.10.2019);
7. Маркова С.В. «Деятельность правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности на предприятиях строительного комплекса регионов» // научный журнал Общество и право. Серия: Экономика и менеджмент. - 2011. - № 5. - С. (37).
activities of law enforcement agencies to eliminate threats to the economic security of economic entities in Russian federation
Smirnov A.I.
Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
This article considers the activities of law enforcement agencies to eliminate threats to the economic security of economic entities in the Russian Federation. The article considers various areas of activity of law enforcement agencies, the list of external and internal economic threats, and the way to eliminate them. The need to introduce a new methodology for assessing the activities of law enforcement agencies is justified. The issue of preventing economic threats to domestic enterprises when using various indicators in their activities should also be considered.
Keywords: requests from law enforcement agencies, types of economic threats to the security of business entities in the Russian Federation, a survey of officials of organizations, photos and videos.
References
1. The Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 No. 63-FZ (as amended on November 12, 2018) / the collection of legislation of the Russian Federation, June 17, 1996, No. 25, Art. 2954 // http: // www.
2. Federal Law of February 7, 2011 No. 3-FZ (as amended on July 18, 2019) «On the Police» // [Electronic source] / http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req = doc & ts = 57463677007979137976874731 & cacheid = 7EB1477D-0C44EA54948D27C1F782B33B & mode = splus & base = LAW & n = 329345 & rnd = D2E7077C275F4709C56925F6996041E4 # 1ig0r9t5tq1l9r9t5t9q9l5t1tqqlt01
3. Federal Law of 08/12/1995 No. 144-FZ (as amended on 08/02/2019) «On the operational-search activity» / «Collection of the legislation of the Russian Federation», 08/14/1995, No 33, Art. 3349 // http://www.consultant.ru/cons/cgi/on-line. cgi? req = doc & base = LAW & n = 330818 & fld = 134 & dst = 1000000001.0 & rnd = 0.3561491948887172 # 0909776215867415 / (accessed 08.10.2019);
4. The tax code of the Russian Federation (part one) dated July 31, 1998 No. 146-FZ (as amended on September 29, 2019) / the collection of legislation of the Russian Federation, N31, 08/03/1998, art. 3824 // [Electronic source] / http://www.con-sultant.ru/cons /cgi/online.cgi?rnd=D2E7077C275F4709C5692 5F6996041E4&base=LAW&n=334395&dst=4294967295&cac-heid=5CAC04DB474F724C5DC63FCBD6B58A24&mode=rubr &req=doc#05733681132753561/ (reference date 08/10/2019);
5. Order of the Ministry of Finance of Russia dated October 30, 2017 No. 165h (as amended on October 29, 2018) «On approval of the Procedure for maintaining the Unified State Register of Legal Entities and the Unified State Register of Individual Entrepreneurs, amending the information included in the records of the Unified State Register of Legal Entities and The Unified State Register of Individual Entrepreneurs on electronic media that do not correspond to the information contained in the documents on the basis of which such entries were made (correction of a technical error), and about revocation of the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated February 18, 2015 No. 25n «(Registered in the Ministry of Justice of Russia on January 16, 2018 No. 49645) // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 17.01. 2018;
6. Ganenkova E.K. CLASSIFICATION OF THREATS TO ECONOMIC SECURITY OF THE ECONOMIC SUBJECT // Student: electron. scientific journal 2019.No 10 (54). URL: https://sibac. info/journal/student/54/134482 (accessed date: 09/10/2019);
7. Markova S.V. "The activity of law enforcement agencies to ensure economic security at the enterprises of the regional construction complex" // Scientific journal Society and Law. Series: Economics and Management. - 2011. - No. 5. - P. (37).
5 -a
C3 ж
<