Научная статья на тему 'Методика достижения целей и решения задач социально-экономического развития РФ на основе учета специфических особенностей регионов'

Методика достижения целей и решения задач социально-экономического развития РФ на основе учета специфических особенностей регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1304
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / REGION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / REGIONAL DEVELOPMENT / POTENTIAL OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронов Александр Сергеевич

В статье рассматривается существующая система оценки эффективности достижения национальных целей и решения задач России. Проведен анализ нормативной правовой базы, в частности прогноз социально-экономического развития России до 2030 года, концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, майские указы Президента России. Выявлено, что отсутствует единый консолидированный перечень основных показателей социально-экономического развития, позволяющий дать объективную оценку эффективности региональных экономик; обоснована необходимость формирования перечня показателей социально-экономического развития регионов с учетом их специфических особенностей. Автором предложено унифицировать подход к формированию перечня показателей, содержащихся в майских указах, и на его основе скорректировать и дополнить названный перечень для последующей декомпозиции значений на региональный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods for Achieving Goals and Objectives of the Russian Federation Socio-Economic Development Based on Regional Specific Features

The article discusses the existing system of assessing the effectiveness of achieving Russian national goals and objectives. The analysis of the regulatory legal framework, particularly the forecast of Russian socio-economic development until 2030, the concept of long-term socio-economic development until 2020, the May decrees of the President of the Russian Federation, was carried out. It was revealed that a unified and consolidated list of the main socio-economic development indicators, which allows giving an objective evaluation of the regional economics' effectiveness, does not exist. The necessity to create a list of socio-economic regional development indicators with regard to specific regional features is proved. It is proposed to unify the approach to the process of creating the list of indicators contained in the May decrees and thus to adjust and expand this list for the subsequent target value decomposition to the regional level.

Текст научной работы на тему «Методика достижения целей и решения задач социально-экономического развития РФ на основе учета специфических особенностей регионов»

Региональная экономика

Воронов А.С.

Методика достижения целей и решения задач социально -экономического развития РФ на основе учета специфических

особенностей регионов

Воронов Александр Сергеевич — кандидат экономических наук, доцент, руководитель центра инновационного проектирования, факультет государственного управления, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: voronov@,spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 4606-5045

Аннотация

В статье рассматривается существующая система оценки эффективности достижения национальных целей и решения задач России. Проведен анализ нормативной правовой базы, в частности прогноз социально-экономического развития России до 2030 года, концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, майские указы Президента России. Выявлено, что отсутствует единый консолидированный перечень основных показателей социально-экономического развития, позволяющий дать объективную оценку эффективности региональных экономик; обоснована необходимость формирования перечня показателей социально-экономического развития регионов с учетом их специфических особенностей. Автором предложено унифицировать подход к формированию перечня показателей, содержащихся в майских указах, и на его основе скорректировать и дополнить названный перечень для последующей декомпозиции значений на региональный уровень.

Ключевые слова

Регион, социально-экономическое развитие, региональное развитие, потенциал субъектов Российской Федерации

Актуальность представленного исследования заключается в необходимости определения специфических подходов к оценке степени достижения целей и решения задач социально-экономического развития РФ с учетом особенностей субъектов федерации. Российские регионы значительно отличаются друг от друга по масштабу, ресурсному обеспечению, состоянию экономической базы, национальным, демографическим и этноконфессиональным особенностям. Однако существующие устоявшиеся подходы к диагностике состояния социально-экономического развития предполагают применение единых методик измерения степени достижения целей и решения задач, поставленным на макроуровне применительно к регионам. Поэтому целью работы явилась трансформация существующих подходов к оценке степени достижения целей и решения задач социально-экономического развития РФ на основе учета специфических особенностей регионов, что в корне отличает ее от ныне действующей практики.

Достижение состояния экономики, социальной сферы, которое определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями, является целью государственной политики на макро- и мезоуровне. Результат социально-экономического развития — фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями и направлено на обеспечение устойчивого развития и повышение благосостояния граждан1. Одним из принципов стратегического планирования является измеримость целей, что означает потенциальную возможность оценки показателей социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации с использованием унифицированных целевых показателей, критериев и методов их оценки2, которые не всегда учитывают специфику региональной организации.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением

3

Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее — Концепция), отсутствует единый консолидированный перечень основных показателей социально-экономического развития страны, позволяющий дать объективную оценку с учетом особенностей субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. № 1234 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и

1

Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=42910438906395452995663284&cacheid=15B 29BD98348AB6EECB67560C65696CC&mode=splus&base=LAW&n=287039&md=E2C8009439AB6374089

A45E16C13AA52#8mx7v3q8sr8 (дата обращения: 30.10.2018). Ст. 3.

2

ГиринаА.Н. Методика оценки социально-экономического развития региона // Вестник ОГУ. 2013. № 8(157). С. 82-87; Медведева И.А. Целевые ориентиры социально-экономического развития региона // Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. № 3-4. С. 148-152; Минко И.С. Критерии оценки потенциала развития региона // Проблемы современной экономики. 2016. № 1(57). С. 109-112; ФераруГ.С., ОрловаА.В. Методика оценки уровня устойчивого социально-экономического развития регионов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 1-7; Slepneva L.R. Socio-economic development of regions of Russia: Assessment of the state and directions of improvement // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Vol. 6. No. 2. P. 179-187.

3

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // КонсультантПлюс [Справочная правовая система].

URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=88030901809296012304450869&cacheid=BB3 CC46B65F0ED1B0ED6956DEED3CA2E&mode=splus&base=LAW&n=308069&rnd=E2C8009439AB637408 9A45E16C13AA52#a22ey51gq80 (дата обращения: 30.10.2018).

контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» устанавливаются следующие показатели социально-экономического развития, включаемые в состав среднесрочного прогноза:

а) оценка достигнутого уровня социально-экономического развития;

б) характеристика условий социально-экономического развития в среднесрочном периоде, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов;

в) основные показатели развития мировой экономики на среднесрочный период, включая прогноз мировых цен на отдельные сырьевые ресурсы;

г) оценка факторов и ограничений социально-экономического развития на среднесрочный период;

д) показатели одного или нескольких вариантов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

е) направления и основные показатели социально-экономического развития, балансы по основным видам экономической деятельности и институциональным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры на среднесрочный период с учетом реализации мероприятий, содержащихся в государственных программах Российской Федерации;

ж) сводный топливно-энергетический баланс, рассчитанный в соответствии с методологией Министерства энергетики Российской Федерации;

з) основные показатели регионального развития на среднесрочный период, в том числе величина валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации;

и) прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на среднесрочный период;

к) динамика изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на среднесрочный период;

л) иные показатели, определенные Правительством

4

Российской Федерации .

Подпункт, позволяющий дополнять перечень иными показателями, введен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 года № 10905, что свидетельствует об объективной необходимости формирования перечня основных показателей.

Разработанный Министерством экономического развития Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года содержит основные показатели прогноза социально-экономического развития страны на период 2010-2030 гг. Перечни показателей отличаются, что указывает на потребность в корректировке и дополнении. В Прогнозе перспективы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации представлены также в рамках развития федеральных округов, что объясняется недостаточной проработанностью соответствующего информационного обеспечения и прогнозного инструментария, основным элементом которого является перечень основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации, учитывающий региональные особенности.

В 2012 году были изданы указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606 (далее — майские указы), определяющие целевые значения показателей социально-экономического развития страны без дальнейшей декомпозиции на уровень субъектов Российской Федерации. В то же время все субъекты Российской Федерации обладают определенным потенциалом, уровнем и возможностями развития в каждой отдельно взятой социально-экономической сфере. Особенности развития регионов Российской Федерации по их пространственному

4

Постановление Правительства РФ от 14.11.2015 N 1234 (ред. от 29.11.2018) "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=7964471080010921112579012737&cacheid=E BBDB72AD801568285E93917A5326D80&mode=splus&base=LAW&n=312533&rnd=E2C8009439AB63740 89A45E16C13AA52#173hx9zha3o (дата обращения: 30.10.2018).

5

Постановление Правительства РФ от 09.09.2017 N 1090 "О внесении изменений в Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период" // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 277539/ (дата обращения: 30.10.2018).

207

(географическому) положению6, природно-климатическим условиям, численности и распределению населения по территории, наличию транспортной инфраструктуры, количеству производственных комплексов и эффективно хозяйствующих организаций, в том числе инновационных7, способности формировать региональный бюджет не могут быть полностью оценены и учтены при существующей системе показателей8. Следовательно, решение приоритетных задач может быть выполнено только при условии учета специфических социально-экономических характеристик

9

каждого из регионов .

Поставленные Президентом Российской Федерации целевые значения относительных показателей на уровне страны оказались недостижимы регионами, так как уровень их социально-экономического развития крайне различен, поскольку в стандартной постановке они не являются стимулом для развития того или иного субъекта Российской Федерации. При этом абсолютные значения конкретных показателей на региональном уровне не формируют в сумме целевое значение на уровне страны.

В связи с этим необходимо унифицировать подход к формированию перечня показателей социально-экономического развития Российской Федерации, содержащихся в Майских указах, и на его основе скорректировать и дополнить названный перечень показателей для последующей декомпозиции значений, для чего должен быть решен ряд задач на федеральном уровне совместно с субъектами федерации, среди которых:

6

Zemtsov S.P., Baburin V.L. Assessing the potential of economic-geographical position for Russian regions // Economy of Region. 2016. No. 1. P. 117-138.

7

Воронов А.С. Адаптация федеральной концепции инновационного развития России до 2020 года на региональном уровне // Инновационное развитие российской экономики. М.: МЭСИ, 2014. С. 83-85; Фридман Ю.А. Инновационная модель развития регионов: идентификация рисков // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2011. № 6(88). С. 101-107; Stroeva O., Lyapina I.R., Konobeeva E.E., Konobeeva O.E. Effectiveness of management of innovative activities in regional socioeconomic systems // European Research Studies Journal. 2015. Vol. 18. No. 3. P. 63-76.

8

КузнецовВ.В., РыбкинаМ.В., МиловА.А. Майские указы Президента по проблемам социально-экономического развития регионов России // Вестник УлГТУ. 2018. № 2. С. 70-77; ЛеонтьеваЛ.С., Круглое В.Н. Проблемы развития экономики региона и пути их решения // Устойчивое развитие российской экономики. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. С. 49-56; Трофимова И.Н. Показатели и ориентиры социально-экономического развития регионов России // Политика и общество. 2015. № 4(124). С. 466-473.

9

Nikulina Y., Chistnikova I., Lyschikova J., Orlova A. The formation of priority directions of social and economic development of the region // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 22. No. 5. P. 608-615; Vertakova Y.V., Plotnikov V.A. Theoretical aspects of considering the dynamic characteristics of socioeconomic systems in the management of regional development // Regional Research of Russia. 2016. Vol. 3. No. 1. P. 8995.

1) Сбор данных для проведения анализа существующего перечня показателей на предмет соответствия текущей ситуации в экономике.

2) Проведение анализа перечня существующих показателей социально-экономического развития Российской Федерации на предмет соответствия текущей ситуации в экономике, а также соответствия их Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2030 г.10, стратегиям социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, приоритетам, целям и направлениям социально-экономического развития России.

3) Разработка рекомендаций по корректировке и дополнению перечня показателей на основе результатов проведенного анализа с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации, а также изменения приоритетов, целей и направлений социально-экономической политики на период с 2018 по 2024 гг. на федеральном и региональном уровнях.

4) Подготовка проекта перечня показателей, содержащего описание изменений приоритетов, целей и направлений социально-экономического развития Российской Федерации, с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации.

Предлагаемый перечень показателей составляет аналитическую базу для более рационального распределения федеральных средств с учетом специфики социальных и демографических показателей субъектов Российской Федерации. Изменение перечня показателей социально-экономического развития страны с учетом региональных особенностей позволит выявить региональные точки роста для достижения цели увеличения ВВП в 1,5 раза к 2025 году. Субъекты России имеют разные темпы и ресурсы развития, но благодаря синергии развития их как единого целого возникают ресурсы для роста ВРП. Использование перечня показателей будет направлено на выявление дополнительных пространственных ресурсов, обеспечивающих повышение качества среды обитания и создание современной инфраструктуры федерального и

10

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // КонсультантПлюс [Справочная правовая система].

URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=19377983820846694540718175&cacheid=7F9 768B7F672D846BC027B951D531205&mode=splus&base=LAW&n=144190&rnd=E2C8009439AB6374089A 45E16C13AA52#27h1w66auhy (дата обращения: 30.10.2018).

регионального значения11. Этот перечень показателей также позволит учесть нереализованные потребности населения в услугах социальной сферы: образование, здравоохранение, культура, спорт, что будет способствовать развитию человеческого

капитала как основной стратегической цели развития Российской Федерации на

12

среднесрочную и долгосрочную перспективы .

По итогам сформированного перечня показателей социально-экономического развития России на основе унифицированного подхода осуществляется работа по декомпозиции целевых значений этого перечня на уровень субъектов Российской Федерации с учетом их региональных особенностей. Производимые действия будут способствовать адаптации к изменениям приоритетов, целей и направлений социально-экономической политики страны применительно к региональному уровню.

Таким образом могут быть реализованы и достигнуты основные показатели и цели Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на

13

период до 2024 года» (далее — Указ) за счет декомпозиции базовых целевых значений на уровень субъектов Российской Федерации. Для ее обеспечения должен быть решен ряд задач на федеральном уровне совместно с субъектами федерации, среди которых:

1) Разработка методического обеспечения по выявлению потенциала субъектов Российской Федерации по достижению целевых показателей, которая предполагает:

- разработку основных принципов определения целевых значений показателей перечня с учетом региональных особенностей на основе

11

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 "Послание Президента Федеральному Собранию" // КонсультантПлюс [Справочная правовая система].

URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 29i976/#dst0 (дата обращения: 30.10.2018).

12

Блинова Е.А., Есипова О.В. Математический анализ достижения стратегических целей региона с помощью системы сбалансированных показателей // Фундаментальные исследования. 2018. № 6. С. 6266.

13

Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // КонсультантПлюс [Справочная правовая система].

URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=E2C8009439AB6374089A45E16C13AA52&req=doc& base=LAW&n=303020&dst=100179&fld=134&REFFIELD=134&REFDST=100009&REFDQC=183359&RE FBASE=QUEST001&stat=refcode%3D10881%3Bdstident%3D100179%3Bindex%3D13#6jehqh777j (дата обращения: 30.10.2018).

Прогноза, стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов;

- разработку проекта методики определения целевых значений показателей перечня;

- разработку универсальной методики определения целевых значений показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом рекомендаций представителей субъектов.

2) Выявление региональных особенностей субъектов Российской Федерации (по каждому субъекту Российской Федерации), влияющих на реализацию национальных проектов (программ) Указа.

3) Составление перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в каждом из национальных проектов (программ), зафиксированных в Указе, с целью определения степени приоритетности каждого субъекта в реализации национальных проектов (программ), зафиксированных в Указе.

4) Выявление региональных особенностей субъектов Российской Федерации (по каждому субъекту Российской Федерации) с целью определения перечня показателей по национальным проектам (программам).

5) Выявление потенциала субъектов Российской Федерации по достижению задач Указа.

6) Формирование проекта матрицы целевых значений перечня показателей каждого субъекта Российской Федерации на основе разработанной универсальной методики определения целевых значений показателей для декомпозиции на уровень регионов.

По каждому субъекту Российской Федерации должен быть составлен проект матрицы целевых значений перечня показателей социально-экономического развития по национальным проектам (программам) по всем направлениям и с учетом национальных целей, зафиксированных в Указе, и по степени приоритетности реализации конкретного национального проекта (программы) (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Национальные проекты (программы) по направлениям согласно Указу

14

Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г.

7) Создание проекта объединенной матрицы целевых значений перечня показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по национальным проектам (программам) по всем направлениям, зафиксированным в Указе, и по всем субъектам Российской Федерации.

8) Сбор рекомендаций от представителей субъектов Российской Федерации по корректировке целевых значений перечня показателей:

- разработка методики привлечения открытых и закрытых профессиональных сообществ (групп экспертов) для сбора предложений по совершенствованию проектов матриц целевых значений перечня показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с целью организации и проведения общественной экспертизы проектов матриц;

14

Источник: Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // КонсультантПлюс [Справочная правовая система].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=E2C8009439AB6374089A45E16C13AA52&req=doc& base=LAW&n=303020&dst=100179&fld=134&REFFIELD=134&REFDST=100009&REFDOC=183359&RE FBASE=QUEST001&stat=refcode%3D10881%3Bdstident%3D100179%3Bindex%3D13#6iehqh777i (дата обращения: 30.10.2018).

- организация и проведение общественной экспертизы проектов матриц целевых значений перечня показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе с целью оценки степени достижения целевых значений показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и возможности их корректировки по мере реализации национальных проектов (программ) по направлениям, зафиксированным в Указе;

- составление плана участия представителей субъектов Российской Федерации в обсуждении возможных изменений целевых значений перечня показателей с указанием сроков и порядка взаимодействия;

- осуществление сбора рекомендаций от представителей субъектов Российской Федерации по корректировке новой методики определения целевых значений показателей перечня;

- в рамках собранных рекомендаций обсуждение целевых значений перечня показателей с представителями субъектов Российской Федерации по федеральным округам и регионам, требующим особого подхода к принятию решений в связи с историческими особенностями развития этих территорий и функционирования их социально-экономических систем;

- формирование систематизированного отчета, включающего все предложения по совершенствованию проектов матриц целевых значений перечня показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, по национальному проекту (программе) по всем направлениям, зафиксированным в Указе.

9) Формирование матриц целевых значений перечня показателей на уровне субъектов Российской Федерации в рамках национальных проектов (программ) по направлениям, зафиксированным в Указе, с учетом рекомендаций от представителей субъектов Российской Федерации.

10) Создание объединенной матрицы целевых значений перечня показателей социально-экономического развития субъектов

Российской Федерации по национальным проектам (программам) по всем направлениям, зафиксированным в Указе, и по всем субъектам Российской Федерации, включая описание основных элементов матрицы целевых значений показателей, с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации. Это позволит учитывать специфику реализации всех направлений на региональном уровне, осуществлять мониторинг и корректировку целевых значений показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, уточнять прогноз социально-экономического развития России до 2024-2030 гг. (см. Таблица 1).

Таблица 1. Матрица целевых значений перечня показателей на уровне субъектов

Российской Федерации

Наименование субъекта Российской Федерации Национальный проект N Национальный проект N...

Показатель 1 Показатель N Показатель 1 Показатель N

ед. измерения ед. измерения ед. измерения ед. измерения

Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Кроме того, необходимо идентифицировать риски, которые могут негативно повлиять на ход реализации и достижение показателей и целей Указа, чему будет способствовать работа по декомпозиции целевых значений перечня показателей. Это позволит выявить потенциальные возможности субъектов Российской Федерации и

сформировать дополнительные региональные ресурсы для наиболее эффективного

16

решения конкретных задач социально-экономического развития , в том числе обозначенных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию

15

Источник: составлено автором.

16

Kalinina A., Petrova E., Buyanova M. Efficiency of public administration and economic growth in Russia: Empirical analysis // European Research Studies Journal. 2015. Vol. 18. No. 3. P. 77-90.

Российской Федерации от 1 марта 2018 г., и достижения национальных целей развития Российской Федерации до 2024 г., зафиксированных в Указе, среди которых:

- обеспечение устойчивого естественного роста численности населения страны;

- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет);

- устойчивый рост реальных доходов граждан, а также рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;

- снижение в 2 раза уровня бедности в Российской Федерации;

- улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно;

- ускорение технологического развития России, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;

- обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

- вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%;

- создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами, и др. 17

Реальное достижение целевых значений перечня показателей, установленных объединенной матрицей, также требует проведения работы по формированию реестра

17

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 "Послание Президента Федеральному Собранию" // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 291976/#dst0 (дата обращения: 30.10.2018); Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // КонсультантПлюс [Справочная правовая система].

URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=E2C8009439AB6374089A45E16C13AA52&req=doc& base=LAW&n=303020&dst=100179&fld=134&REFFIELD=134&REFDST=100009&REFDQC=183359&RE FBASE=QUEST001&stat=refcode%3D10881%3Bdstident%3D100179%3Bindex%3D13#6iehqh777i (дата обращения: 30.10.2018).

рисков недостижения показателей Указа и разработке стратегии управления рисками. На рисунке 2 представлена структура региональных рисков, воздействующих на

отклонения от стратегических направлений социально-экономического развития.

Рисунок 2. Структура региональных рисков, воздействующих на отклонения от

18

стратегических направлений социально-экономического развития

19

Согласно используемой методике Е.М. Хитровой , с учетом выделенных факторов риски соответствующего уровня могут быть оценены с количественной и качественной точек зрения, что является фактическим результатом социально-экономического развития:

= у7(х- , —2г Х3г Х4г Х5 Д^) — а0 ~Ь а- Х- ~Ь 0-2^2 О 3—3 О 4-4 О 5—5 (1),

где х1 — у ( Ь 1 г. . . Ьп) — функция учета природно-экологических факторов Ь; х2 — У (с 1 г. ■ ■ ст) — функция учета социально-демографических факторов с; х 3 — У ( £ 1 г. ■ ■ £ ¡с) — функция учета техногенно-производственных факторов t;

18

Источник: Хитрова Е.М. Управление рисками при разработке программы развития территории // Известия ИГЭА. 2008. № 1(57). С. 54.

19

Хитрова Е.М. Методы оценки регионального риска и управления им// Известия ИГЭА. 2008. № 2(58). С. 57.

х 4 — У (5 1 , ■ ■ ■5д — функция учета экономических факторов s; х5 — у ( й 1, ■ . . й д) — функция учета политических факторов ё; х6 — У ( Ь 1 , ■ ■ •Ьр) — функция учета организационно-управленческих факторов к Те переменные ( а0, ■.. а6), веса которых характеризуют уровень конкретного риска, определяются качественными методами, учитывают базовый риск, то есть тот конкретный вид риска, на который влияют рискообразующие факторы 20.

В связи с этим необходимо разработать систему мониторинга отклонения реальных показателей по национальным проектам (программам). Организация аналитической работы в рамках системы мониторинга направлена на определение перечня рисков отклонения реальных показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по национальным проектам (программам) по направлениям, зафиксированным в Указе, от целевых значений показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации 21.

На основе определения перечня причин (рисков) отклонения реальных показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по национальным проектам (программам) по направлениям, зафиксированным в Указе, формируются группы макроэкономических угроз и факторов (организационные, финансовые, кадровые, политические, институциональные и др.).

Поскольку решение задачи по достижению национальных приоритетов рассчитано на 6 лет, необходима разработка действий по стратегическому управлению рисками отклонения реальных показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по национальным проектам (программам) по

направлениям, зафиксированным в Указе, от целевых значений показателей социально-

22

экономического развития субъектов Российской Федерации . Разработанные мероприятия позволят привлекать дополнительные ресурсы и осуществлять корректирующие действия в случае недопустимого отклонения реальных показателей от целевых значений. Важной процедурой определения региональных потенциалов (дополнительных возможностей) является поиск региональных доминант, которые

20

Хитрова Е.М. Методы оценки регионального риска и управления им// Известия ИГЭА. 2008. № 2(58).

С. 57.

21

Брагина Э.Н. Направления совершенствования системы мониторинга и контроля социально-

экономического развития региона // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 6. С. 68-70.

22

VoronovA.S., KarmanovM.V., KiselevaI.A. Current issues in assessment of risks related to investment projects // International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. Vol. 7. No. 3.15. P. 336-339.

позволят обеспечить полное достижение целевых показателей Указа на региональном уровне. Поэтому необходимо разработать процедуру формирования реестра региональных доминант как дополнительных возможностей каждого субъекта Российской Федерации.

Итогом решения подобного рода задач с учетом разработанной методики выявления потенциала субъектов Российской Федерации в достижении показателей, зафиксированных в Указе, станет перечень региональных особенностей восьмидесяти пяти субъектов Российской Федерации, влияющих на достижение целевых значений перечня показателей. В феврале 2019 г. Правительство России опубликовало параметры национальных проектов (см. Рисунок 1) и впервые раскрыло показатели проектов в консолидированном виде — до этого они были разрозненными, а объемы

23

финансирования конкретных проектов время от времени менялись . Предложенный Правительством подход на практике может стать первым шагом к декомпозиции целевых значений перечня показателей Указа на региональный уровень, что позволит сформировать своего рода КР1 для региональных властей и использовать накопленный потенциал субъектов Российской Федерации, а также совпадает с предлагаемой автором управленческой концепцией по достижению целей и решению задач социально-экономического развития РФ на основе учета специфических особенностей регионов. Сформированная итоговая матрица целевых значений перечня показателей на уровне субъектов Российской Федерации с учетом рекомендаций от представителей субъектов позволит определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы каждого региона России с учетом его специфики и станет основой для последующих управленческих решений, призванных обеспечить выполнение Указа и достичь положительных результатов как в развитии региональных экономик, так и в повышении благосостояния конкретного гражданина и общества в целом. К тому же появляется возможность сформировать реестр рисков недостижения показателей Указа, разработать стратегию управления рисками и сформировать реестр дополнительных возможностей каждого субъекта Российской Федерации, позволяющих обеспечить полное достижение показателей Указа.

23

Правительство опубликовало параметры нацпроектов. Главное // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/11/02/2019/5c61652d9a794777d978d345 (дата обращения: 11.02.2019).

Список литературы:

1. Блинова Е.А., Есипова О.В. Математический анализ достижения стратегических целей региона с помощью системы сбалансированных показателей // Фундаментальные исследования. 2018. № 6. С. 62-66.

2. Брагина Э.Н. Направления совершенствования системы мониторинга и контроля социально-экономического развития региона // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 6. С. 68-70.

3. ВороновА.С. Адаптация федеральной концепции инновационного развития России до 2020 года на региональном уровне // Инновационное развитие российской экономики. М.: МЭСИ, 2014. С. 83-85.

4. Гирина А.Н. Методика оценки социально-экономического развития региона // Вестник ОГУ. 2013. № 8(157). С. 82-87.

5. Кузнецов В.В., Рыбкина М.В., Милов А.А. Майские указы Президента по проблемам социально-экономического развития регионов России // Вестник УлГТУ. 2018. № 2. С. 70-77.

6. Леонтьева Л.С., Круглов В.Н. Проблемы развития экономики региона и пути их решения // Устойчивое развитие российской экономики. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. С. 49-56.

7. Медведева И.А. Целевые ориентиры социально-экономического развития региона // Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. № 3-4. С. 148-152.

8. Минко И.С. Критерии оценки потенциала развития региона // Проблемы современной экономики. 2016. № 1(57). С. 109-112.

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 "Послание Президента Федеральному Собранию" // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_291976/#dst0 (дата обращения: 30.10.2018).

10. Постановление Правительства РФ от 09.09.2017 N 1090 "О внесении изменений в Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период" // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 277539/ (дата обращения: 30.10.2018).

11. Постановление Правительства РФ от 14.11.2015 N 1234 (ред. от 29.11.2018) "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=79644710800109211125790 12737&cacheid=EBBDB72AD801568285E93917A5326D80&mode=splus&base=LAW&n= 312533&rnd=E2C8009439AB6374089A45E16C13AA52#173hx9zha3o (дата обращения: 30.10.2018).

12. Правительство опубликовало параметры нацпроектов. Главное // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/11/02/2019/5c61652d9a794777d978d345 (дата обращения: 11.02.2019).

13. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=19377983820846694540718 175&cacheid=7F9768B7F672D846BC027B951D531205&mode=splus&base=LAW&n=144 190&rnd=E2C8009439AB6374089A45E16C13AA52#27h1w66auhv (дата обращения: 30.10.2018).

14. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=88030901809296012304450 869&cacheid=BB3CC46B65F0ED1B0ED6956DEED3CA2E&mode=splus&base=LAW&n= 308069&rnd=E2C8009439AB6374089A45E16C13AA52#a22ey51gq80 (дата обращения: 30.10.2018).

15. ТрофимоваИ.Н. Показатели и ориентиры социально-экономического развития регионов России // Политика и общество. 2015. № 4(124). С. 466-473.

16. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=E2C8009439AB6374089A45E16C1 3AA52&req=doc&base=LAW&n=303020&dst=100179&fld= 134&REFFIELD= 134&REFD

ST=100009&REFDOC=183359&REFBASE=QUEST001&stat=refcode%3D10881%3Bdstid ent%3D 100179%3Bindex%3D13#6iehqh777i (дата обращения: 30.10.2018).

17. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=42910438906395452995663 284&cacheid=15B29BD98348AB6EECB67560C65696CC&mode=splus&base=LAW&n=28 7039&rnd=E2C8009439AB6374089A45E16C13AA52#8mx7v3q8sr8 (дата обращения: 30.10.2018).

18. ФераруГ.С., ОрловаА.В. Методика оценки уровня устойчивого социально-экономического развития регионов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 1-7.

19. Фридман Ю.А. Инновационная модель развития регионов: идентификация рисков // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2011. № 6(88). С. 101-107.

20. Хитрова Е.М. Методы оценки регионального риска и управления им// Известия ИГЭА. 2008. № 2(58). С. 56-59.

21. Хитрова Е.М. Управление рисками при разработке программы развития территории // Известия ИГЭА. 2008. № 1(57). С. 52-55.

22. Kalinina A., Petrova E., BuyanovaM. Efficiency of public administration and economic growth in Russia: Empirical analysis // European Research Studies Journal. 2015. Vol. 18. No. 3. P. 77-90.

23. Nikulina Y., Chistnikova I., Lyschikova J., Orlova A. The formation of priority directions of social and economic development of the region // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 22. No. 5. P. 608-615.

24. Slepneva L.R. Socio-economic development of regions of Russia: Assessment of the state and directions of improvement // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Vol. 6. No. 2. P. 179-187.

25. Stroeva O., Lyapina I.R., KonobeevaE.E., Konobeeva O.E. Effectiveness of management of innovative activities in regional socio-economic systems // European Research Studies Journal. 2015. Vol. 18. No. 3. P. 63-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Vertakova Y.V., Plotnikov V.A. Theoretical aspects of considering the dynamic characteristics of socioeconomic systems in the management of regional development // Regional Research of Russia. 2016. Vol. 3. No. 1. P. 89-95.

27. VoronovA.S., KarmanovM.V., KiselevaI.A. Current issues in assessment of risks related to investment projects // International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. Vol. 7. No. 3.15. P. 336-339.

28. Zemtsov S.P., Baburin V.L. Assessing the potential of economic-geographical position for Russian regions // Economy of Region. 2016. No. 1. P. 117-138.

Voronov A.S.

Methods for Achieving Goals and Objectives of the Russian Federation Socio-Economic Development Based on Regional Specific Features

Aleksandr S. Voronov — PhD, Associate Professor, Head of the Center for Innovative Design, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Abstract

The article discusses the existing system of assessing the effectiveness of achieving Russian national goals and objectives. The analysis of the regulatory legal framework, particularly the forecast of Russian socio-economic development until 2030, the concept of long-term socioeconomic development until 2020, the May decrees of the President of the Russian Federation, was carried out. It was revealed that a unified and consolidated list of the main socio-economic development indicators, which allows giving an objective evaluation of the regional economics' effectiveness, does not exist. The necessity to create a list of socio-economic regional development indicators with regard to specific regional features is proved. It is proposed to unify the approach to the process of creating the list of indicators contained in the May decrees and thus to adjust and expand this list for the subsequent target value decomposition to the regional level.

Key words

Region, socio-economic development, regional development, potential of the subjects of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.