УДК 342.951 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10423
ББК 67.401.031 © В.А. Морозов, 2020
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ВЫДВОРЕНИЮ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Владимир Александрович Морозов, адъюнкт кафедры административного права факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Г.Н. Василенко
Аннотация. Рассмотрены условия возникновения административно-правового режима специальных учреждений МВД России для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации; исследована специфика административно-правового регулирования общественных отношений в процессе содержания иностранных граждан или лиц без гражданства в специальных учреждениях МВД России, с учетом имеющегося специального правового режима.
Ключевые слова: административно-правовой статус, режим, регулирование, иностранный гражданин, специальное учреждение МВД России, административное выдворение.
ON THE ISSUE OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIME OF SPECIAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR THE DETENTION OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS SUBJECT TO ADMINISTRATIVE EXPULSION FROM THE RUSSIAN FEDERATION
Vladimir A. Morozov, Adjunct of the Department of Administrative Law Faculty of Training of Scientific and Pedagogical and Scientific Personnel
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Supervisor: Candidate of Legal Sciences, Associate Professor G.N. Vasilenko
Abstract. The conditions of appearance of administrative-legal regime of the special institutions of MIA of Russia for foreign citizens and stateless persons subject to administrative expulsion from the Russian Federation, the peculiarities of administrative-legal regulation of social relations in the process of detention of foreign nationals or stateless persons in special institutions of MIA of Russia, taking into account the existing special legal regime.
Keywords: administrative and legal status, regime, regulation, foreign citizen, special institution of the Ministry of internal Affairs of Russia, administrative expulsion.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Морозов В.А. К вопросу об административно-правовом режиме специальных учреждений МВД России для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(7):241—243.
Реализация правопорядка в стране является ключевой задачей в осуществлении государственной политики. Правопорядок есть явление, характерное для общественных отношений, возникающих посредством соблюдения правовых норм, регулирующих все сферы жизнедеятельности общества.
Однако, каким бы суровым не был закон, какие бы жесткие санкции не предусматривал законодатель за совершение тех или иных правонарушений, наряду с законопослушными гражданами, во все времена были и есть лица, преступающие закон. Причин, способствующих данному асоциальному, отклоняюще-
муся от нормы в правовом смысле поведению достаточно много. Правонарушения совершают миллионеры и бездомные, бизнесмены и государственные служащие, подростки и пенсионеры, граждане страны и иностранные граждане или лица без гражданства.
Причин много, а следствие одно — наказание, предусмотренное законом. Пожалуй, самым суровым наказанием является изоляция от общества [2, с. 217-222].
Иностранные граждане или лица без гражданства, совершившие, как правило, два и более административных правонарушений, подлежат принуди-
тельному административному выдворению за пределы Российской Федерации, и по решению суда содержатся в специальных учреждениях МВД России, на территории которых действует специальный административно-правовой режим.
Стоит согласиться с мнением Д.Н. Шурухновой и Л.С. Комовкиной, которые считают, что «.. .одной из важнейших составляющих успешного выполнения МВД России своих функций по обеспечению реализации специальных административно-правовых режимов, наряду с правовым регулированием, является организационное совершенствование деятельности, а также совершенствование деятельности в рамках государственной системы обеспечения национальной безопасности» [8, с. 139].
Одним из значимых блоков общественных отношений, регулируемых в пределах административно-правовых режимов, являются конституционные права и свободы граждан.
Особенность режима специальных учреждений МВД России для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ (далее — специальные учреждения МВД России) исходит из его цели и взаимообусловлено правовым статусом субъекта. Достижению цели создания специального режима способствует организация условий, в которых жизнь и здоровье охраняемых лиц будут в безопасности. Режим охраняемых лиц осуществляется многими субъектами в рамках, возложенных на них полномочий. Режим специальных учреждений МВД России устанавливается исходя из непосредственных особенностей, содержащихся в них иностранных граждан или лиц без гражданства, и определяется положениями: Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ); постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1306 «Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ, депортации или реадмиссии».
О наличии такого режима свидетельствует то, что на территории данных объектов МВД России действуют специальные правила, существует определенный порядок. Кроме того, на внутренней и на внешней территории осуществляется охрана. В соответствии со ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, иностранные граждане и лица без граж-
данства, содержащиеся в таких учреждениях, не могут свободно передвигаться, а также по собственному решению их покидать1.
Именно в пределах фактического существования на территории данных ведомственных объектов специального административно-правового режима складывается их эффективное функционирование [7, с. 15-19].
В общем смысле административно-правовой режим, установленный в данных учреждениях предназначен для поддержания их устойчивой деятельности в любых условиях [8, с. 139].
Определение административно-правового режима как специального имеет непосредственное отношение к режиму данных ведомственных объектов, поскольку деятельность их должностных лиц, работников, сотрудников регламентирована. Данные лица наделены полномочиями, управленческими функциями, применение которых предполагает ограничение правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в таких специальных учреждениях МВД России. В свою очередь, ограничение правосубъектности указанных выше лиц носит временный характер и служит средством обеспечения безопасности, как данных лиц, так и субъектов управления. Наличие специального правового режима обуславливает изменение административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства [4, с. 46].
Таким образом, государство, сталкиваясь с различными ситуациями, обусловленными необходимостью в особом правовом регулировании общественных отношений, осуществляет особые меры: «.. .нормативно-правовые, организационно-правовые, административно-распорядительные, материально-технические, финансовые, медицинские, карантинные и др., охватываемые понятием «административно-правовой режим»» [3, с. 99].
Понятие «административно-правовой режим» по своему внутреннему содержанию связано с понятием «административно-правовое регулирование», которое, в свою очередь, отражает сущность явлений и процессов государственного управления.
Базисом построения понятия «административно-правовое регулирование», по нашему мнению, является понимание сущности понятия «правовое регулирование», сформулированное С.С. Алексеевым. Он обозначил правовое регулирование как систему, консолидирующую правовые средства, образуемые для
1 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от
1 марта 2020 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультаньПлюс».
242
Вестник Московского университета МВД России
№ 7 / 2020
гарантированного достижения правового результата [1, с. 264].
Следует отметить, что процедура административно-правового регулирования рассматриваемого выше специального административно-правового режима содержания указанных лиц в специальных учреждениях МВД России, представляется осуществлением комплекса поэтапных управленческих действий, осуществляемых в пределах полномочий должностных лиц и предусмотренных должностными инструкциями, с целью координации и упорядочивания действий лиц, содержащихся в таких учреждениях.
Понятие административно-правового регулирования имеет черты властности, характеризуется возвышением субъекта управления над объектом. Именно поэтому должностным лицам рассматриваемых учреждений присущи административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции. Однако в некоторых случаях могут применяться более либерально-демократические методы управления [6, с. 46-64].
Однако, как справедливо отмечает А.П. Шергин, в последнее время ученые-административисты обращали свое внимание на осмысление и определение отдельных элементов механизма административно-правового регулирования, таких как административно-правовые нормы, административные правоотношения и др., вместо комплексного изучения проблемы. Особенность предмета правового регулирования, по мнению ученого, является определяющей в механизме правового регулирования данной отрасли права [9, с. 102].
В этой связи стоит обратить внимание, что эффективность функционирования механизма административно-правового регулирования общественных отношений в процессе содержания иностранных граждан или лиц без гражданства в специальных учреждениях МВД России, с учетом имеющегося специального правового режима, напрямую зависит от модернизации административно-правовых норм.
В заключение можно резюмировать, что административно-правовой режим специальных учреждений МВД России следует понимать как комплекс административно-правовых средств, гарантирующих осуществление предписаний, установленных законодательными актами РФ и определяющих правила поведения субъектов и объектов управления, складывающегося в процессе административно-правового регулирования общественных отношений в целях исполнения судебного решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации и эффективного функционирования и защищенности рассматриваемых учреждений [5, с. 119-120].
Литература
1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения / Под ред. С.С. Алексеева; 2-е изд., доп. и перераб. М., 2002.
2. Зубач А.В. Административное право: Учебник для СПО / Под общ. ред. А.В. Зубача. М., 2019.
3. Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия «административно-правовой режим» // Журнал российского права. 2017. № 2. С. 99.
4. РыльскаяМ.А. Особенности реализации специальных административных режимов // Административное и муниципальное право. 2012. № 3. С. 46.
5. Седезнев В.А. Административно-правовой режим охраняемых объектов // Журнал российского права. 2017. № 3. С. 119-120.
6. Фомина О.И. Правоведение: Учеб. пособие / Под ред. О.И. Фомина, Е.А. Старова. СПб., 2015.
7. Шурухнова Д.Н. Понятие и классификация административно-правовых режимов // Актуальные вопросы российского права: Сб. науч. статей. Вып. 22. М., 2011.
8. Шурухнова Д.Н., Комовкина Л.С. Особенности реализации специальных административно-правовых режимов в деятельности органов внутренних дел // Вестник экономической безопасности. 2017. № 2. С. 139.
9. Шергин А.П. К концепции механизма административно-правового регулирования // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. 2004. С. 102.
References
1. Alekseyev S.S. Voskhozhdeniye k pravu. Poiski i resheniya / Pod red. S.S. Alekseyeva; 2-e izd., dop. i pererab. M., 2002.
2. Zubach A.V. Administrativnoye pravo: Uchebnik dlya SPO / Pod obshch. red. A.V. Zubacha. M., 2019.
3. Nozdrachev A.F. Sovremennoye soderzhaniye ponyatiya «administrativno-pravovoy rezhim» // Zhurnal rossiyskogo prava. 2017. № 2. S. 99.
4. Ryl'skaya M.A. Osobennosti realizatsii spetsial'nykh ad-ministrativnykh rezhimov // Administrativnoye i munitsipal'noye pravo. 2012. № 3. S. 46.
5. Sedeznev V.A. Administrativno-pravovoy rezhim okhra-nyayemykh obyektov // Zhurnal rossiyskogo prava. 2017. № 3. S. 119-120.
6. Fomina O.I. Pravovedeniye: Ucheb. posobiye / Pod red. O.I. Fomina, E.A. Starova. SPb., 2015.
7. Shurukhnova D.N. Ponyatiye i klassifikatsiya administra-tivno-pravovykh rezhimov // Aktual'nyye voprosy rossiyskogo prava: Sb. nauch. statey. Vyp. 22. M., 2011.
8. Shurukhnova D.N., Komovkina L.S. Osobennosti realizatsii spetsial'nykh administrativno-pravovykh rezhimov v deya-tel'nosti organov vnutrennikh del // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. 2017. № 2. S. 139.
9. Shergin A.P. K kontseptsii mekhanizma administrativno-pravovogo regulirovaniya // Administrativnoye i administrativno-protsessual'noye pravo. Aktual'nyye problemy. 2004. S. 102.