Е.Г. Зубова
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ВЫДВОРЕНИЮ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья посвящена проблемным аспектам организации специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ. Выявляются пробелы правового регулирования в этой сфере; предлагаются возможные пути совершенствования национального законодательства.
Ключевые слова: специальные учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, административное выдворение, органы Федеральной миграционной службы.
E.G. Zubova
ABOUT SOME PROBLEMS OF ORGANIZATION OF SPECIAL INSTITUTIONS FOR THE DETENTION OF FOREIGN NATIONALS AND STATELESS PERSONS SUBJECT TO ADMINISTRATIVE EXPULSION OUTSIDE THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION
TO
т
Article is devoted to the problematic aspects of the organization of special institutions for U
detention of foreign citizens and stateless persons subject to administrative expulsion outside С
the territory of the Russian Federation. Identify gaps in the legal regulation. Proposes possible а
ways of improving the national legislation. о
Key words: special institutions for the detention of foreign nationals and stateless persons о
subject to administrative expulsion outside the territory of the Russian Federation, provision г (
procedure measure of administrative offences cases, administrative expulsion, the authorities у
of the Federal migration service. P
с
—I
I
На основании п. 5 ст. 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ю
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. д
от 21 июля 2014 г.)1 (далее - Закон о правовом положении иностранных граж- n
дан) иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за |
пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально от- I
веденных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях |
федерального органа исполнительной власти в сфере миграции до исполнения •
решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации. (
Так, в соответствии со статистическими данными только на территории Сара- )
товской области в специальных помещениях в 2011 г. содержались 236 лиц, а в g
2013 г. - уже 3402. 4
Однако, несмотря на участившуюся практику применения судами принудительного выдворения, помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворе-© Зубова Елена Григорьевна, 2014
Аспирант кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: ponochka7772@rambler.ru 49
нию за пределы Российской Федерации, как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях3 все еще нуждается в комплексном правовом регулировании. Отсутствие эффективно работающих нормативно закрепленных правовых механизмов реализации данной меры существенно затрудняет работу правоприменителя в данной сфере и напрямую затрагивает права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых в качестве меры административного наказания избрано принудительное выдворение.
Так, одной из первоочередных проблем выступает отсутствие на федеральном уровне положения о порядке и условиях содержания в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы территории Российской Федерации. Вместе с тем наличие подобного положения напрямую предусмотрено п. 5 ст. 34 Закона о правовом положении иностранных граждан. На сегодняшний день данные вопросы лишь частично регулируются Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2013 г. № 310 «Об утверждении требований, предъявляемых к зданиям и (или) помещениям, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы (далее - ФМС) для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии»4, затрагивающим лишь необходимые характеристики упомянутых учреждений. Отдельные вопросы регламентированы на й ведомственном уровне5, что противоречит действующему законодательству § и в принципе представляется недопустимым, поскольку нормативные акты т центральных органов исполнительной власти не свободны от адвокатирования | ведомственных интересов.
| Другим проблемным моментом выступает длительность сроков оформления
| территориальными органами ФМС необходимых документов для пересечения ° государственной границы, что приводит к возможности продолжительного,
0
| ничем не ограниченного, содержания иностранных граждан и лиц без граж-| данства в специальных помещениях. Такое положение вещей обоснованно вызывает возмущение со стороны лиц, содержащихся в специальных поме-| щениях, сопровождающееся в т.ч. объявлением групповой голодовки, неодно-| кратными угрозами причинения вреда своему здоровью, попытками суицида, & совершением побегов.
'§ Вместе с тем право на свободу и личную неприкосновенность граждан явля-
ё ется одним из основных конституционных прав (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ), § обеспечение и защита которого всецело гарантированы государством.
1 Одна из причин задержки проведения всех мероприятий по установлению | личности правонарушителя состоит в неоказании содействия со стороны консульских учреждений в оформлении необходимых документов.
Подобная ситуация, с одной стороны, обусловлена отсутствием законодательно закрепленных сроков предоставления сведений или документов на запросы территориальных органов ФМС, а с другой стороны, невозможностью привлечения к ответственности посольств за непредоставление или несвоевременное 50 представление таких сведений или документов.
Парадоксально, что такое положение вещей не противоречит действующему законодательству. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 27.19 КоАП РФ срок применения помещения в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, обусловлен целевой направленностью и длится до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Следует согласиться с имеющимися в науке утверждениями, что, тем не менее, подобный подход не согласуется с установленными ст. 22 Конституции РФ положениями, допускающими арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению и ограничивающими срок досудебного задержания лица 48 ч6. В этой связи решение о содержании иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого принято решение о выдворении за пределы Российской Федерации или продление его содержания сверх 48-часового срока должно приниматься исключительно судом.
Более того, представляется обоснованным ограничение срока применения рассматриваемой меры7. Вместе с тем предлагаемый месячный срок ограничения применения помещения в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, не всегда может быть соблюден ввиду необходимости проведения всех мероприятий, требующих значительного времени, что автоматически приведет к его продлению. Представляется, что в данной ситуации приемлемым предельным сроком будет являться двухмесячный срок.
В качестве одного из вариантов решения проблемы неисполнения назначенного судом административного наказания в виде принудительного выдворения е предлагается в случае невозможности определения гражданства данных лиц и и оформлении выездных документов за пределы России Управлению ФМС со- а ставлять заключения о невозможности выдворения лица за пределы территории о
в
Российской Федерации с дальнейшей передачей их в службу судебных приста- о
вов для решения вопроса о прекращении исполнительного производства и их а
освобождения8. |
Трудно согласиться с подобным подходом к разрешению данной ситуации, е
поскольку, даже несмотря на отсутствие принципа неотвратимости наказания °
в производстве по делам об административных правонарушениях, подобное р
прекращение производства недопустимо в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ Ч
и может привести к появлению т.н. «индульгенции», позволяющей избежать о
административного наказания. Мы полностью разделяем позицию О.Э. Лейста, К
отмечающего, что «безнаказанность правонарушения, хотя бы малозначительного, м
не только может побудить правонарушителя к более вредным противоправным I
деяниям, но и подрывает авторитет как самой юридической обязанности, на на- ¡§
ш
рушение которой соответствующие должностные лица не отреагировали, так и 00 других обязанностей, установленных правом»9. 22
Видимым выходом из сложившейся ситуации является включение в между- 4 народные договоры о взаимной правовой помощи, заключаемые с зарубежными государствами, положений, регламентирующих порядок и обязательственность предоставления таких сведений.
Таким образом, следует констатировать наличие значительных пробелов в правовом регулировании организации специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих администра- 51
тивному выдворению за пределы Российской Федерации, которые, вне всякого сомнения, должны быть восполнены российским законодателем.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3032; 2014. № 16, ст. 1831.
2 См.: Информация «Актуальные вопросы организации исполнения постановлений судов о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» // Архив ГУ МВД России по Саратовской области за 2013 г.
3 Урегулирована ст. 27.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (см.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. I, ст. 1; 2013. №44, ст. 5644).
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013 г. № 15, ст. 1795; 2013. № 40, ч. III, ст. 5083.
5 См.: Приказ ФССП России от 2 мая 2012 г. № 232 «Об организации работы по исполнению постановлений судов о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ. 2012. № 7; Приказ ФСБ РФ от 23 декабря 2008 г. № 631 «Об утверждении Инструкции об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства» // Российская газета. 2009. 20 февр.
6 См.: Соколов А.Ю. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2012. № 10. С. 47-48.
7 См.: Там же. С. 48.
8 Информация «Актуальные вопросы организации исполнения постановлений судов о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» // Архив ГУ МВД России по Саратовской области за 2013 г.
9 Лейст О.Э. Санкции в советском праве. М., 1962. С. 63.