удк 342.9 № 3 (10) / 2016, с. 22-24
ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ВЫДВОРЕНИИ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
Ирина Николаевна Князева
кандидат юридических наук,
Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Мария Анатольевна Устинова
Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема исполнения постановлений об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, возникающая вследствие отсутствия в действующем законодательстве предельно допустимых процессуальных сроков содержания указанных лиц в специальных учреждениях. В результате анализа национальных правовых норм авторами выявляется их несоответствие международным нормам права, гарантирующим защиту прав человека и основных свобод, и предлагается внесение изменений в законодательство.
Ключевые слова: административный процесс, процессуальные сроки, административное выдворение, исполнительное производство, публичные правоотношения.
THE ORDER OF EXECUTION OF THE DECISION ON ADMINISTRATIVE DEPORTATION FROM THE RUSSIAN FEDERATION OF FOREIGN CITIZENS OR STATELESS PERSONS: ENFORCEMENT PROBLEMS
Irina Knyazeva
Candidate of Law,
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Maria Ustinova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The article deals with the problem of execution of the decisions on administrative deportation from the Russian Federation of foreign citizens and individuals without citizenship. That problem arises from the absence of maximum permissible procedural deadlines detention of these persons in special institutions in the legislation. The authors analyzed the national legislation and there reveals its inconsistency with the international law guaranteeing protection of human rights and fundamental freedoms,
and amendments to the legislation are proposed.
Keywords: administrative procedure, procedural terms, administrative deportation, enforcement proceeding,
public legal relationship.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
Статьей 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) определено, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях1. При этом в связи с некоторыми особенностями их правового статуса существующим законодательством об административных правонарушениях установлен особый порядок привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности, который заключается, в частности, в особенностях назначения и исполнения административного наказания, а также предшествующего этому применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
С учетом отсутствия в рамках настоящей статьи необходимости разграничения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» при рассмотрении вопроса о порядке исполнения постановления об административном выдворении, а также во избежание нагромождения правовой терминологии, определим, что указанные термины имеют в данном случае равнозначный характер и охватываются исключительно дефиницией «иностранный гражданин».
С момента введения в 2011 году статьи 27.19 КоАП РФ, которая в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения иностранных граждан за пределы Российской Федерации предусматривает помещение их в специальные учреждения, остро стоит проблема ее применения, заключающаяся в следующем.
Нормативная база, регулирующая процедуру реализации рассматриваемой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, достаточно обширна. Однако ни КоАП РФ, ни иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, не установлен конкретно определенный количеством суток или месяцев срок содержания иностранных граждан в специальных учреждениях, а выбранная законодателем формулировка «до исполнения соответствующего решения об администра-
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2002. - № 1. - Ст. 1.
тивном выдворении за пределы Российской Федерации»2 не ограничивает правоприменителя конкретным периодом времени, что создает предпосылки для волокиты и ослабляет должный императивный характер правовых норм, регулирующих исполнение постановления о выдворении. При этом в соответствии со статьей 31.9 КоАП РФ срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания составляет два года, и только эта норма, исходя из анализа действующего законодательства, устанавливает предельный срок пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении. Как справедливо отметил Европейский Суд по правам человека, не ясно, что может произойти после истечения двухлетнего срока, поскольку содержащееся в специальном учреждении лицо будет оставаться в неурегулированном положении с точки зрения иммиграционного законодательстваисноваокажетсяподугрозой выдворения и, следовательно, задержания на этом основании3.
Согласно статье 35.1 Федерального закона от 25 февраля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»4, содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них лиц что, безусловно, представляется эффективным для ускорения процесса выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации. Однако, не устанавливая предельный разумный срок ограничения свободы, законодатель фактически игнорирует закрепленное в части третьей статьи 1.6 КоАП РФ нормативное предписание, по смыслу которого применение мер административного принуждения не должно нарушать, в первую очередь, гарантированные на международном
2 Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы или ее территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии : постановл. Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1306 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 2 (часть I). - Ст. 130.
3 Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Халиков против Российской Федерации» от 26 февраля 2015 г. // Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Российское издание. - 2015. - № 7(19).
4 О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. -№ 30. - Ст. 3032.
уровне права и свободы человека, в числе которых также право на свободу и личную неприкосновенность.
Многочисленные поданные в Европейский Суд по правам человека жалобы иностранных граждан, подвергнутых помещению в специальные учреждения и подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, на длительные сроки содержания в таких учреждениях, свидетельствуют о длительно не устраняемом пробеле в национальном законодательстве об административных правонарушениях. Более того, при рассмотрении жалоб Судом установлено, что ввиду отсутствия срока исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан, Российской Федерацией нарушается подпункт пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года5, которыйпредусматривает,чтониктонеможет быть лишен свободы иначе, как в случае законного задержания или заключения под стражу лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.
В связи с изложенным представляется необходимым законодательно установить предельный срок содержания в специальных учреждениях иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, который бы отвечал принципам разумности и оперативности производства по делам об административных правонарушениях, объективно определив количество времени, требующегося на исполнение постановления
об административном выдворении. При этом необходимо принять во внимание, что в целях надлежащего документационного оформления процедуры административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации судебный пристав-исполнитель взаимодействует с Федеральной миграционной службой, которая, в свою очередь, предоставляет необходимую информацию по запросу судебного пристава-исполнителя в двухмесячный срок со дня его получения6.
Таким образом, полагаем необходимым дополнить КоАП РФ статьей 27.20, в которой предусмотреть трехмесячный срок помещения в специальные учреждения иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, с возможностью его продления в исключительных случаях судьей, вынесшим постановление о назначении наказания, по ходатайству судебного пристава-исполнителя, осуществляющего исполнение постановления, утвержденного руководи телем территориального органа Федеральной службы судебных приставов, на срок не более одного месяца.
Устранение выявленного в настоящей статье пробела позволит привести законодательство Российской Федерации в соответствие с международным законодательством, упорядочить деятельность должностных лиц, исполняющих судебные акты и акты других органов, а также будет способствовать соблюдению прав человека при исполнении административных наказаний.
5 Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.
6 Об утверждении порядка организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через государственную границу Российской Федерации : совместный приказ Минюста России, МИД России, ФМС России, ФСБ России от 19 мая 2014 г. № 100/7509/375/271 // Российская газета. - 2014. - № 138.