Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЫЕЗДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА С ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЫЕЗДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА С ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
267
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ / ДЕПОРТАЦИЯ / РЕАДМИССИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ / МИГРАЦИЯ / ADMINISTRATIVE REMOVAL / DEPORTATION / READMISSION / FOREIGN CITIZEN / STATELESS PERSON / ENFORCEMENT OF A DECISION / MIGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Москвина Юлия Валентиновна, Запорожский Никита Сергеевич

Статья посвящена исследованию актуальных проблем межведомственного взаимодействия государственных органов Российской Федерации при организации принудительного выезда иностранных граждан и лиц без гражданства с учетом недостаточной регламентации отдельных механизмов в законодательстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION OF STATE BODIES IN ORGANIZING THE FORCED DEPARTURE OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS FROM THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of actual problems of interdepartmental interaction of state bodies of the Russian Federation in the organization of forced departure of foreign citizens and stateless persons, taking into account the insufficient regulation of certain mechanisms in the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЫЕЗДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА С ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ю. В. Москвина, Н. С. Запорожский

кандидат юридических наук

К ВОПРОСУ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЫЕЗДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА С ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ON THE ISSUE OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION OF STATE BODIES IN ORGANIZING THE FORCED DEPARTURE OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS FROM THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Статья посвящена исследованию актуальных проблем межведомственного взаимодействия государственных органов Российской Федерации при организации принудительного выезда иностранных граждан и лиц без гражданства с учетом недостаточной регламентации отдельных механизмов в законодательстве Российской Федерации.

The article is devoted to the study of actual problems of interdepartmental interaction of state bodies of the Russian Federation in the organization of forced departure of foreign citizens and stateless persons, taking into account the insufficient regulation of certain mechanisms in the legislation of the Russian Federation.

В современном мире перемещение людей происходит в беспрецедентных масштабах. Количество людей, проживающих не в тех странах, в которых они родились, на сегодняшний день возросло как никогда. В 2019 году число мигрантов достигло отметки в 272 миллиона. В 2000 году в мире их количество составляло порядка 173 миллионов человек. Доля международных мигрантов в общем числе жителей планеты почти не меняется в течение последних десятилетий: 3,4% в 2017 году, 2,8% в 2000 году и 2,3% в 1980 году. Для одних миграция является вопросом выбора, для других — вопросом жизни и смерти. Сегодня в мире

насчитывается 70 миллионов принудительно перемещенных лиц, включая 26 миллионов беженцев, 3,5 миллиона искателей убежища и более 41 миллиона внутренне перемещенных лиц [1].

Россия активно участвует в миграционных процессах, занимая второе место в мире по количеству мигрантов. Количество ежегодно въезжающих иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию составляет 13—15 миллионов человек.

Современные масштабные миграционные процессы в России и в мире становятся одним из доминирующих факторов, влияющих на состоя-

ние экономической, политической и демографической обстановки [2].

Иностранные граждане и лица без гражданства нередко совершают противоправные действия на территории России либо нарушают режим пребывания (проживания).

Так, за период с 2017 по 2020 год иностранными гражданами и апатридами, в среднем показателе, совершается ежегодно свыше 250 тыс. административных правонарушений, а преступлений — свыше 30 тыс. [3].

Наличие грубых и (или) системных нарушений законодательства России со стороны иностранных граждан и апатридов приводит к адекватной реакции уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации, которая нередко выражается в фактическом удалении таких лиц с территории России путем исполнения процедуры по административному выдворению, депортации либо реадмиссии.

До исполнения решений об административном выдворении, депортации и реадмиссии иностранцы и апатриды в некоторых случаях содержатся в специальных учреждениях системы МВД России — Центрах временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению, депортации или реадмиссии (далее — ЦВСИГ).

Согласно сведениям Главного информационно-аналитического центра МВД России за 2019 год в ЦВСИГ в целом по стране содержалось 42 666 иностранных гражданина и лиц без гражданства, из них: подвергнуто административному выдворению — 37 223 чел., депортированы — 4767, подвергнутых реадмиссии — 548. За 9 месяцев 2020 года в ЦВСИГ содержались 15 852 иностранных гражданина и апатрида, некоторое снижение этого показателя произошло в связи с мероприятиями, вызванными пандемией СОУГО-19, по закрытию границ России [3].

Актуальной проблемой в настоящее время остаётся длительность сроков содержания иностранных граждан и апатридов в специальных учреждениях и в нередких случаях невозможность исполнения решений об их удалении с территории Российской Федерации в связи с отказами иностранных государств принять таких лиц на своей территории, а также в связи с имеющимися ограничениями на выезд из России.

Существующие алгоритмы межведомственного взаимодействия государственных органов исполнительной власти в части оперативного и превентивного реагирования, а том числе документирования выезда иностранных граждан, не позволяют решить указанный проблемный вопрос.

Полиция в России защищает права и свободы не только граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан и лиц без гражданства. Одной из обязанностей полиции является осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и апатридами порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въездом и выездом с территории Российской Федерации, транзитным проездом через территорию России и трудовой деятельностью иностранных работников [4].

Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет государственное управление в сфере миграции в структуре МВД России [5].

Реализация функций подразделений полиции по вопросам миграции без активного взаимодействия с различными государственными структурами при удалении иностранного гражданина или апатрида с территории России была бы крайне затруднительной и малоэффективной.

Межведомственное взаимодействие должно чётко и однозначно регулироваться нормативными правовыми актами, обеспечивая своевременное удаление иностранцев и апатридов с территории России, защищая их права и законные интересы в процессе удаления, при этом защищая права и законные интересы граждан России.

В процессе удаления иностранных граждан и апатридов с территории Российской Федерации подразделения по вопросам миграции наиболее активно взаимодействуют со следующими службами и учреждениями: Федеральная служба исполнения наказаний (далее — ФСИН); Консульские учреждения стран предполагаемой гражданской принадлежности лица; Федеральная служба судебных приставов (далее — ФССП); Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор); Федеральное медико-биологическое агентство; суд. Реже взаимодействие осуществляется с органами прокуратуры, Следственным комитетом России.

Особого внимания заслуживает регулирование процесса межведомственного взаимодействия при удалении иностранных граждан и лиц без гражданства, которые содержатся в ЦВСИГ. Такого рода внимание в первую очередь объяснимо нахождением в ЦВСИГ наиболее опасной группы иностранных нарушителей, то есть тех, кто грубо нарушал нормы миграционного законодательства Российской Федерации либо представляет реальную угрозу обороноспособности,

безопасности государства, общественному порядку, здоровью населения России.

Основанием для помещения иностранного гражданина или лица без гражданства в ЦВСИГ являются:

1) постановление суда о назначении административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного перемещения через Государственную границу Российской Федерации с помещением и содержанием до исполнения решения суда в ЦВСИГ;

2) решение о депортации.

Для организации выезда иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся в ЦВСИГ, осуществляется работа по сбору необходимых документов для пересечения Государственной границы.

Исполнение постановлений о принудительном выдворении осуществляется ФССП [6]. В процессе же практической реализации принудительного выдворения ФССП активно взаимодействует с подразделениями полиции по вопросам миграции. Например: в процессе установления личности иностранных граждан или апатридов, при взаимодействии с консульскими учреждениями предполагаемой гражданской принадлежности лица, подлежащего удалению с территории России, при подготовке документов, удостоверяющих личность выдворяемого для пересечения им Государственной границы Российской Федерации.

Трудности при исполнении административного выдворения возникают в тех случаях, когда мигрант утратил документ, удостоверяющий личность. Такие ситуации встречаются часто по причине желания мигранта уйти от ответственности и остаться на территории Российской Федерации с помощью утраты паспорта, полагая, что невозможность установить его личность станет препятствием для пересечения границы.

При отсутствии документа, удостоверяющего личность, суд может принять во внимание доказательства подтверждения личности иностранца или лица без гражданства, которые предоставлены возбудившим административное производство сотрудником МВД России.

Другими доказательствами подтверждения личности мигранта могут быть сведения, полученные из автоматизированной дактилоскопической идентификационной системы «Папилон», или личность устанавливается с помощью досье иностранного гражданина СПО «Мигрант-1», досье из информационно-поискового сервиса «Следопыт-М», который активно используется дежурными частями и оперативными подразделениями МВД России.

Статьей 24 ФЗ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в

Российскую Федерацию» установлена возможность выезда иностранных гражданин и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации на основании указанных решений, даже при отсутствии документа, удостоверяющего личность.

Стоит отметить, что в силу отсутствия документа, удостоверяющего личность, у таких лиц установить их принадлежность к конкретному решению (о депортации либо выдворении) органам пограничного контроля России не представляется возможным и на практике такого решения недостаточно для пересечения границы России.

При отсутствии документа, удостоверяющего личность, мигрант может пересечь границу на основании свидетельства о возвращении, которое выдаётся консульским учреждением страны, гражданином которой является мигрант, подлежащий выдворению.

Запросы в консульские учреждения стран направляются, как правило, подразделениями полиции по вопросам миграции. Обычно для инициации направления запроса в консульские учреждения сотрудниками подразделений миграции из ФССП поступает ходатайство об этом.

Сотрудники подразделения по вопросам миграции направляют запросы в ФССП о наличии временных ограничений на выезд из России иностранного гражданина, являющегося должником по исполнительному производству [7].

Процедуры взаимодействия с ФССП лишь отчасти урегулированы Порядком депортации иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России и его территориальными органами [8]. Направление запросов в территориальный орган ФССП в рамках подготовки МВД России и его территориальными органами материалов для принятия решения о депортации в отношении иностранного гражданина осуществляется в течение 15 рабочих дней. Сроки направления ответов на них устанавливаются исполнителями произвольно, что влечёт необоснованное затягивание сроков нахождения мигранта в ЦВСИГ. В связи с этим целесообразно урегулировать процедуру взаимодействия соответствующим регламентом, который носил бы межведомственный характер.

Необоснованное затягивание сроков нахождения мигранта в ЦВСИГ нарушает его право на разумный срок нахождения в специальном учреждении, которое гарантировано каждому Конвенцией о защите прав человека и основных свобод [9], а также право на свободу и личную неприкосновенность.

Европейский Суд по правам человека в постановлении от 17 июля по делу «Ким против России» [10] счёл возможным указать российским

властям на необходимость осуществления мер общего характера, которые позволили бы избежать необоснованного содержания иностранных граждан в специализированных учреждениях.

Порядок взаимодействия МВД России и его территориальных подразделений и ФСИН урегулирован Правилами взаимодействия МВД России и ФСИН России при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии [11] и Регламентом взаимодействия, утверждённым совместным приказом [12]. Это взаимодействие осуществляется лишь при реализации международных договоров России о реадмиссии. Стоит отметить, что с 1 января 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ [13] из перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, исключен Минюст России. В этой связи возникает дополнительная актуальность утверждения межведомственного регламента деятельности между МВД России и ФСИН.

Взаимодействие в рамках указанного Регламента осуществляется по нескольким направлениям. В частности, это обмен информацией между ФСИН России и МВД России при осуществлении мероприятий, связанных с исполнением принятых Минюстом России решений о нежелательности пребывания (проживания), вынесенных ФСИН России (территориальным органом ФСИН России). Что не отражает реального положения дел в связи с фактической передачей полномочий от Минюста России к ФСИН России. Взаимодействие происходит и в сфере организации оформления документов в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, как подлежащих освобождению из мест лишения свободы, так и отбывающих наказание, осужденных за совершение умышленного преступления.

Взаимодействие в рамках утвержденного межведомственного приказа Минюста России и МВД России носит в большей степени организационный характер и не закрепляет процедуру по удалению иностранных граждан и лиц без гражданства с территории Российской Федерации, что подтверждает необходимость комплексного межведомственного регламента деятельности органов.

В настоящее время является затруднительной депортация иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих инфекционные заболевания (например, туберкулёз), в связи с отсутствием нормативных документов, регулирующих процесс перемещения таких лиц, предоставления специального транспорта и сотруд-

ников, которые работают с такой категорией граждан. Не разработан механизм взаимодействия с конвойными подразделениями полиции, которые могут конвоировать лиц, имеющих инфекционные заболевания.

Указанный профиль деятельности тесно связан с функциями и полномочиями Роспотребнадзора.

Взаимодействие Роспотребнадзора с подразделениями по вопросам миграции осуществляется в порядке, утверждённым совместным приказом [14].

Основными направлениями взаимодействия являются:

- обмен информацией между МВД России и Роспотребнадзором (их территориальными органами) при осуществлении мероприятий, связанных с принятием Роспотребнадзором и его территориальными органами решений о нежелательности пребывания (проживания) и контролем МВД России за их исполнением;

- организация оформления документов на иностранных граждан или лиц без гражданства, включая свидетельство на возвращение в страну их гражданской принадлежности (для лиц без гражданства — в страну постоянного (преимущественного) проживания), в случае отсутствия у них документов, дающих право на выезд за пределы Российской Федерации, и, при необходимости, визу для выезда из Российской Федерации.

В течение трех рабочих дней после направления (передачи) Роспотребнадзором или его территориальным органом уведомления лицу, в отношении которого было принято решение о нежелательности пребывания (проживания), копии указанного уведомления и решения о нежелательности пребывания (проживания) с сопроводительным письмом направляются в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне.

Таким образом, процедура удаления иностранных граждан с территории РФ носит комплексный характер и реализуется совместными усилиями ряда уполномоченных органов исполнительной власти России для достижения единой цели. Эта цель — удаление с территории России иностранного гражданина или апатрида, пребывание которого нежелательно или опасно.

Межведомственное взаимодействие подразделений полиции по вопросам миграции с иными компетентными органами не урегулировано надлежащим образом. Отсутствует единый подход к такому взаимодействию, нет строгого определения сроков подготовки и направления необходимых документов. Указанное влечёт необоснованное затягивание сроков исполнения решений об удалении с территории России иностранных граждан и апатридов, а также необос-

нованно длительное нахождения мигранта в ЦВСИГ и, как следствие, нарушение его прав на свободу и личную неприкосновенность.

В связи с этим целесообразно урегулировать процедуру взаимодействия в едином межведомственном регламенте, который позволит решить

проблемы, возникающие в межведомственном взаимодействии уполномоченных органов исполнительной власти России при осуществлении административного выдворения, депортации или реадмиссии иностранного гражданина либо апатрида с территории России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт ООН. — URL: https:// www.un.org/ru/sections/issues-depth/migration/ (дата обращения: 26.12.2020).

2. Катаева О. В. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов : учебник. — Белгород : Бел ЮИ МВД России имени И. Д. Путилина, 2018. — C. 5.

3. Отчёт ГИАЦ МВД РФ за 2017—2020 гг. // ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России» (дата обращения: 25.01.2021).

4. О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (в ред. от 06.02.2020) — Ст. 1, п. 34, ч. 1 ст. 12 // СПС «КонсультантПлюс».

5. О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции : указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 // СПС «Консультант Плюс».

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ. — П. 2 ст. 32.9 // СПС «Консультант Плюс».

7. Об исполнительном производстве : федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ. — Ст. 67 // СПС «Консультант Плюс».

8. Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами : приказ МВД России от 24.04.2020 № 239 // СПС «Консультант Плюс».

9. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950).

— П. 4 ст. 5. // Собрание законодательства РФ.

— 2001. — № 2. — Ст. 163.

10. Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. — 2015. — № 2. // СПС «Консультант Плюс».

11. О порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии : постановление Правительства Российской Федерации от 19.07.2012 № 728 // СПС «Консультант Плюс».

12. Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства внутренних дел Российской Федерации и их территориальных органов при исполнении принятых Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, и вынесенных Федеральной службой исполнения наказаний (территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний) решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных за совершение умышленного преступления : приказ Минюста России № 198, МВД России № 633 от 28.09.2018 // СПС «Консультант Плюс».

13. О внесении изменений в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения : постановление Правительства РФ от 10.05.2019 № 581 // СПС «Консультант Плюс».

14. Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами по контролю за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, вынесенных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами : приказ МВД России № 483, Роспотребнадзора № 653 от 27.07.2018 // СПС «Консультант Плюс».

REFERENCES

1. Oficial'nyj sajt OON. — URL: https://www.un. org/ru/sections/issues-depth/migration/ (data obra-shcheniya: 26.12.2020).

2. Kataeva O. V. Gosudarstvenno-pravovye osno-vy migracii i migracionnyh processov : uchebnik. — Belgorod : Bel YUI MVD Rossii imeni I. D. Putilina, 2018. — C. 5.

3. Otchyot GIAC MVD RF za 2017—2020 gg. // CSI FKU «GIAC MVD Rossii» (data obrash-cheniya: 25.01.2021).

4. O policii : federal'nyj zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ (v red. ot 06.02.2020) — St. 1, p. 34, ch. 1 st. 12 // SPS «Konsul'tantPlyus».

5. O sovershenstvovanii gosudarstvennogo up-ravleniya v sfere kontrolya za oborotom narkotich-eskih sredstv, psihotropnyh veshchestv i ih prekurso-rov i v sfere migracii : ukaz Prezidenta RF ot 05.04.2016 № 156 // SPS «Konsul'tant Plyus».

6. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah : federal'nyj zakon ot 30 dekabrya 2001 № 195-FZ. — P. 2 st. 32.9 // SPS «Konsul'tant Plyus».

7. Ob ispolnitel'nom proizvodstve : federal'nyj zakon ot 02.10.2007 № 229-FZ. — St. 67 // SPS «Kon-sul'tant Plyus».

8. Ob utverzhdenii Poryadka deportacii inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva Minister-stvom vnutrennih del Rossijskoj Federacii i ego ter-ritoriaTnymi organami : prikaz MVD Rossii ot 24.04.2020 № 239 // SPS «Konsul'tant Plyus».

9. Konvenciya o zashchite prav cheloveka i os-novnyh svobod (Zaklyuchena v g. Rime 04.11.1950).

— P. 4 st. 5. // Sobranie zakonodatel'stva RF. — 2001.

— № 2. — St. 163.

10. Byulleten' Evropejskogo Suda po pravam cheloveka. Rossijskoe izdanie. — 2015. — № 2. // SPS «Konsul'tant Plyus».

11. O poryadke vzaimodejstviya Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii i Federal'noj slu-zhby ispolneniya nakazanij pri realizacii mezhdu-narodnyh dogovorov Rossijskoj Federacii o readmis-sii : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 19.07.2012 № 728 // SPS «Konsul'tant Plyus».

12. Ob utverzhdenii Reglamenta vzaimodejstvi-ya Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, Minis-

terstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii i ih terri-torial'nyh organov pri ispolnenii prinyatyh Minister-stvom yusticii Rossijskoj Federacii reshenij o ne-zhelatel'nosti prebyvaniya (prozhivaniya) v Rossijskoj Federacii inostrannyh grazhdan ili lic bez grazhdanstva, podlezhashchih osvobozhdeniyu iz mest lisheniya svobody, i vynesennyh Federal'noj sluzhboj ispolneniya nakazanij (territorial'nym or-ganom Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij) reshenij o nerazreshenii v"ezda v Rossijskuyu Fed-eraciyu v otnoshenii inostrannyh grazhdan ili lic bez grazhdanstva, osuzhdennyh za sovershenie umyshlennogo prestupleniya : prikaz Minyusta Rossii № 198, MVD Rossii № 633 ot 28.09.2018 // SPS «Konsul'tant Plyus».

13. O vnesenii izmenenij v perechen' federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti, upolnomochennyh prin-imat' reshenie o nezhelatel'nosti prebyvaniya (pro-zhivaniya) inostrannogo grazhdanina ili lica bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii, za isklyu-cheniem resheniya o nezhelatel'nosti prebyvaniya (prozhivaniya) inostrannogo grazhdanina ili lica bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii, prinyatogo v svyazi s nalichiem obstoyatel'stv, sozdayushchih real'nuyu ugrozu zdorov'yu naseleniya : post-anovlenie Pravitel'stva RF ot 10.05.2019 № 581 // SPS «Konsul'tant Plyus».

14. Ob utverzhdenii Poryadka vzaimodejstviya Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii i ego territorial'nyh organov s Federal'noj sluzhboj po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka i ee territorial'nymi organami po kontrolyu za ispolneniem inostrannymi grazhdanami i licami bez grazhdanstva reshenij o nezhelatel'nosti prebyvaniya (prozhivaniya) v Rossijskoj Federacii, vynesennyh Federal'noj sluzhboj po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka i ee territorial'nymi organami : prikaz MVD Rossii № 483, Rospo-trebnadzora № 653 ot 27.07.2018 // SPS «Konsul'tant Plyus».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Москвина Юлия Валентиновна. Старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат юридических наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: juli313@yandex.ru

России, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-97.

Запорожский Никита Сергеевич. Преподаватель кафедры административного права. Воронежский институт МВД России. E-mail: zaporozhskiy@yahoo.com

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-88.

235

Moskvina Yuliya Valentinovna. Senior lecturer of the chair of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies. Candidate of Law.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russian.

E-mail: juli313@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-97.

Zaporozhskiy Nikita Sergeevich. Lecturer of the chair of Administrative Law.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russian.

E-mail: zaporozhskiy@yahoo.com

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-88.

Ключевые слова: административное выдворение; депортация; реадмиссия; иностранный гражданин; лицо без гражданства; исполнение решения; миграция.

Key words: administrative removal; deportation; readmission; foreign citizen; stateless person; enforcement of a decision; migration.

УДК 342.95

ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Кузнецов В. В.

Формирование и деятельность всесословного самоуправления в уездных городах Воронежской губернии (1870—1918 гг.) : монография / В. В. Кузнецов ; под общ. ред. А. В. Перепелицына. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2020. — 254 с.

В монографии представлено комплексное конкретно -историческое исследование эволюции выборного всесословного самоуправления одиннадцати уездных городов Воронежской губернии на последнем этапе существования Российской империи. В работе изучена нормативно-правовая база городского самоуправления и особенности ее применения в уездных городах. Проанализирован ход избирательных кампаний, сословный состав дум и управ. Дана системная характеристика городских бюджетов, основных направлений, форм и результатов деятельности органов городского самоуправления. Уделено внимание персональному составу членов городского самоуправления, представлены основные биографические данные многих из них.

Издание предназначено для специалистов и научных работников, постоянного и переменного состава образовательных организаций высшего образования МВД России, а также для всех интересующихся проблемами истории отечественного городского самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.