Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
679
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ДЕПОРТАЦИЯ / УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / КОНТРОЛИРУЕМОЕ ПРЕБЫВАНИЕ / НАДЗОР / ГРАЖДАНЕ СССР / ЛИЦА БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО СТАТУСА / ГРАЖДАНСТВО / ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ / MIGRATION / MIGRATION POLICY / ADMINISTRATIVE LEGAL PERSONALITY / MIGRATION REGISTRATION / ADMINISTRATIVE EXPULSION / STATELESS PERSON / FOREIGN CITIZENS / DEPORTATION / IDENTITY CARD OF A STATELESS PERSON / CONTROLLED STAY / SUPERVISION / CITIZENS OF THE USSR / PERSONS WITHOUT A CERTAIN STATUS / CITIZENSHIP / PUBLIC INTERESTS / PRIVATE INTERESTS / UNDESIRABLE STAY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Запорожский Никита Сергеевич

Статья посвящена исследованию актуальных проблем административно-правового статуса лиц без гражданства в Российской Федерации с учетом недостаточной регламентации отдельных механизмов в законодательстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Запорожский Никита Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF STATELESS PERSONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of the most urgent problems of the administrative and legal status of stateless persons in the Russian Federation, taking into account the insufficient regulation of certain mechanisms in the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Н. С. Запорожский

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

FEATURES OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF STATELESS PERSONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Статья посвящена исследованию актуальных проблем административно-правового статуса лиц без гражданства в Российской Федерации с учетом недостаточной регламентации отдельных механизмов в законодательстве Российской Федерации.

The article is devoted to the study of the most urgent problems of the administrative and legal status of stateless persons in the Russian Federation, taking into account the insufficient regulation of certain mechanisms in the legislation of the Russian Federation.

В качестве одного из субъектов миграционных отношений законодательство Российской Федерации закрепляет лицо без гражданства. Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [1] определено понятие лица без гражданства, под ним понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Проблемным вопросом при определении данного статуса становится отсутствие того самого «доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства». Эта норма вызывает неопределённость, в которой и скрывается ключевая особенность административно-правовых отношений между указанной категорией лиц и органами исполнительной власти Российской Федерации. Данная проблематика ранее исследовалась в трудах таких ученых, как М. В. Маматов, И. А. Маслов [2], Е. С. Калина, И. Н. Князева [3] и др.

Большая часть лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, это бывшие граждане СССР, имеющие паспорта об-

разца СССР или утратившие их, редко — их взрослые дети, у которых нет никаких документов, кроме свидетельств о рождении. На тот момент указанные лица зачастую приезжали в Российскую Федерацию из республик бывшего СССР накануне или вскоре после его распада. Многие прибывали в то время в РСФСР по причине обострения межнациональных конфликтов во вновь созданных государствах, националистически настроенного правительства и вооруженных конфликтов, которыми сопровождался распад СССР.

Большинство этих лиц являются коренным населением России, оказавшимся за пределами своей исторической родины.

6 февраля 1992 года вступил в силу первый Закон Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» [4]. Все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РСФСР на день вступления в силу указанного закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР в соответствии с п. 1 статьи 13 этого закона, становились гражданами России. Многим из тех, кто не был

признан гражданином России по этому основанию, а также не приобрел никакого иного гражданства, впоследствии удалось получить российское гражданство в соответствии с пунктом «г» статьи 18 того же закона, позволявшим приобретать гражданство РСФСР в порядке регистрации. Указанная норма действовала до 31 декабря 2000 года. Несмотря на то, что механизм приобретения гражданства в порядке регистрации был относительно простым, воспользоваться им удалось не всем по целому ряду причин.

Во-первых, по причине высокого бюрократизма деятельности органов исполнительной власти и ненадлежащей правовой регламентации в законодательстве о гражданстве. Заявления о гражданстве часто не принимали без регистрации по месту жительства или пребывания. Незаконные действия или бездействие должностных лиц фактически не подлежали обжалованию ввиду отсутствия в тот момент административно-правовых механизмов защиты прав граждан и низкого уровня правовой грамотности населения.

Во-вторых, бывшие граждане СССР, как получившие автоматически российское гражданство, так и не получившие его, не имели никакого представления об институте гражданства, не осознавали важности его получения. В СССР оно было общим для всех, приобреталось с рождением, то есть было чем-то само собой разумеющимся.

В первое десятилетие после распада СССР в Российской Федерации с паспортом гражданина СССР можно было спокойно жить: по ним регистрировали, принимали на работу, в образовательные учреждения, платили пенсии и пособия, выдавали заграничные паспорта.

Кардинальные изменения произошли 8 июля 1997 года, когда вышло Постановление Правительства РФ № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» [5], предусматривающее осуществление до 31 декабря 2005 года поэтапной замены паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации. При этом сроки замены паспорта предусмотрены для МВД России, а не для граждан. Так, в частности, МВД России предписывалось до 01.07.2004 поэтапно произвести замену паспортов гражданина СССР на паспорта гражданина Российской Федерации, однако из этого не следовало, что по истечении указанного срока паспорт образца 1974 года не может использоваться, что отражено в п. 2 упомянутого Постановления Правительства Российской Федерации. Это касалось только граждан Российской Федерации, но то, что паспорта СССР оставались при соблюдении условий дей-

ствительными, убеждало других обладателей этих паспортов, что у них с документами все в порядке. Следовало учитывать, что гражданам, обратившимся с требованием о вклеивании в паспорт СССР фотографий при достижении сорока пяти лет, органами внутренних дел отказывалось и такой отказ признавался судом обоснованным, то есть при достижении гражданином, имеющим паспорт СССР, возраста двадцати пяти и сорока пяти лет паспорт становился недействительным и подлежал замене на паспорт гражданина Российской Федерации [6]. Указанные меры дали свой положительный результат, и большинство граждан произвели замену паспорта СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.

При этом оставалась многочисленная группа граждан, которые не изъявляли желания произвести замену паспортов СССР, и это никак не ущемляло их права на получение необходимого им перечня государственных, региональных и муниципальных услуг. Например, паспорт СССР указан среди документов, удостоверяющих личность граждан РФ и необходимых для осуществления регистрационного учета (до замены его в установленный срок на паспорт гражданина РФ), предоставления гостиничных услуг, при проведении расходных операций в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета, при совершении нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, при предоставлении услуг почтовой связи.

Однако Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 2006 года № 1226 [7] в пункт 45 названного Положения были внесены изменения, которые исключают паспорт гражданина СССР образца 1974 года из числа документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации. Обоснованность исключения паспорта гражданина СССР из перечня документов, удостоверяющих гражданство России, была подтверждена федеральными судами Российской Федерации [8—10].

Вместе с тем, более 5 тысяч лиц без гражданства, находились на территории Российской Федерации с неурегулированным правовым статусом [11] и не имели документа, который бы удостоверял их личность, и на них фактически не распространялись нормы главы VIII Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [12]. По словам заместителя директора ФМС России Н. М. Смородина в интервью «Российской газете» в 2011 году, около 30 тысяч человек, которые в разное время прибыли из государств бывшего СССР по советским паспортам и свидетельствам о рождении, находятся на территории Российской Федерации и по разным причинам не приобрели российское граж-

данство и не оформили иных статусов [13]. Безусловно, говорить о снижении числа находящихся на территории Российской Федерации лиц без гражданств более чем в 5 раз по сравнению с 2011 годом не приходится, однако точных цифр ни одно ведомство не приводит, что лишний раз подчеркивает проблемы в данной сфере.

К указанной категории чаще всего относятся лица: ранее освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых вынесены решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации в порядке, установленном приказом ФСИН России от 23.12.2019 № 1180 [14], а депортировать их за пределы Российской Федерации не представляется возможным ввиду отсутствия у них гражданства иностранного государства; лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания после 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке и не имеющие другого гражданства; иные лица, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в соответствии с частью четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [15], либо судом вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, с помещением в специальные учреждения, либо МВД России или его территориальным органом вынесено решение о депортации за пределы Российской Федерации, либо принято решение о передаче лица без гражданства иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, однако отсутствует государство, готовое принять такое лицо. Причем отдельное внимание стоит уделить лицам без гражданства, которые продолжают содержаться в специализированных учреждениях продолжительный период времени, а именно до двух лет, согласно ст. 31.9 КоАП РФ. Несмотря на то, что Конституционный Суд РФ в постановлении от 23.05.2017 № 14-П [16] признал ст. 31.9 КоАП РФ частично не соответствующей Конституции Российской Федерации, каких-либо изменений до настоящего времени законодателем внесено не было.

Введенная в 2013 году статья 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающая опре-

деленную процедуру установления личности, в том числе и лица без гражданства, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, установила соответствующие административные процедуры, которые значительно облегчили урегулирование правового статуса таких категорий граждан.

В то же время законодательством Российской Федерации все ещё не предусмотрен единый документ, удостоверяющий личность лица без гражданства в Российской Федерации, выдаваемый после окончания процедуры установления его личности в соответствии с указанной нормой. Само же заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства фактически носит статус устанавливающего документа, но никак не удостоверяющего, что подтверждается положениями статей 10 и 10.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Одновременно в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 г. № 14-П указано, что федеральный законодатель правомочен установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации не может быть исполнено в связи с отсутствием государства, готового его принять, а также предусмотреть создание механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органов за лицами, в отношении которых применение обеспечительной меры в виде содержания в специальном учреждении отменено. Это, в свою очередь, предполагает выдачу такому лицу соответствующего документа. Такой документ позволит указанной категории лиц легально находиться на территории Российской Федерации и впоследствии в установленном порядке определиться со своим правовым статусом.

25 апреля 2020 года в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства». Указанный законопроект (№ 948528-7) [17] имеет большую значимость для урегулирования статуса лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

В упомянутом выше законопроекте предусмотрено, что временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации будет выдаваться на основании заключения об установлении личности лица без гражданства, составленного в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и будет удостоверять личность его владельца в Российской Федерации. Одновременно законопроект включает положения, уточняющие основания для прекращения содержания в специальном учреждении лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, в случае отмены соответствующих решений, прекращения процедуры реадмиссии, а также признания лиц беженцами либо предоставления им временного убежища на территории Российской Федерации и предусматривает постановку на учет по месту пребывания лиц без гражданства, имеющих временное удостоверение личности, по истечении семи рабочих дней с даты получения указанного документа.

Что касается механизма надзора со стороны уполномоченных органов за лицами, получившими временное удостоверение личности, то его реализация планируется путем установления необходимости ежегодного продления срока действия данного документа, что не всегда будет способствовать надлежащему уровню контроля, так как в указанной сфере должен применяться строго персонифицированный подход с учетом утвержденных критериев. Это всецело будет соответствовать положениям раздела IV Перечня поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019—2025 годы [18] и позволит в будущем создать единообразные стандарты для лиц без гражданства с учетом возможного появления нового миграционного института «контролируемое пребывание».

Учитывая, что выдача временного удостоверения личности предоставляет лицу без гражданства возможность пребывания в Российской Федерации, логично будет выглядеть возможность приостановления ранее принятых в отношении него решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или/и решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации с целью возможной легализации, так как зачастую у указанной категории лиц без гражданства имеются родственные связи только на территории Российской Федерации, а их принудительный выезд за пределы Российской Федерации фактически противоречит положениям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основ-

ных свобод (г. Рим, 04.11.1950) [19]. Однако многие решения о нежелательности пребывания (проживания), неразрешении въезда на территорию Российской Федерации в отношении таких лиц применяются в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, или в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, реальной угрозой обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку. В случае их выезда за пределы Российской Федерации такие лица без гражданства смогут впоследствии беспрепятственно въехать обратно, что фактически даёт им законный механизм обхода ограничений на въезд и пребывание (проживание), создавая дисбаланс между публичными и частными интересами.

В этой связи необходимо предусмотреть четкий механизм предоставления удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, разработать критерии, при которых ранее вынесенные ограничительные меры со стороны компетентных органов исполнительной власти отменялись либо приостанавливались до особых условий, например получения законного статуса с целью легального нахождения на территории Российской Федерации. Особое внимание должно быть уделено категориям лиц без гражданства, создающим реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку и др., так как необходимо соблюдение разумного баланса между правом лиц без гражданства на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации и безопасностью населения и государства в целом.

Исходя из неурегулированности статуса нахождения на территории РФ лиц без гражданства, проблемным вопросом является их длительное содержание в специализированных учреждениях с целью дальнейшего выдворения с территории Российской Федерации. В новой редакции КоАП РФ необходимо предусмотреть предельные сроки нахождения данной категории лиц в специализированных учреждениях, что будет соответствовать позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в его постановлении от 23.05.2017 № 14-П.

Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости внесения изменений в отдельные положения КоАП РФ и Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а именно:

1. Часть 1 ст. 31.9 КоАП РФ, изложить в следующей редакции: «Постановление о назначении административного наказания не подлежит ис-

полнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу, а в случае административного выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу».

2. Пункт 4 ст. 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

изложить в следующей редакции: «Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации, либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо его выезда за пределы Российской Федерации, но не более трех месяцев со дня вступления в силу соответствующего постановления либо решения уполномоченного органа».

ЛИТЕРАТУРА

1. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 25 июля 2002 № 115-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002.

— № 30. — Ст. 3032.

2. Маматов М. В., Маслов И. А. О сроках содержания в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению // Актуальные проблемы российского права. — 2018.

— № 2 (87). — URL: https://cyberleninka. ru/article/n (дата обращения: 03.11.2020).

3. Калина Е. С., Князева И. Н. О порядке содержания в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации // Вестник ННГУ. — 2018. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n (дата обращения: 03.11.2020).

4. О гражданстве Российской Федерации : закон Рос. Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 (ред. от 31.05.2002) // Рос. газ. — № 30. — 1992.

— 6 февр. (утратил силу).

5. Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (ред. от 20.11.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 28. — Ст. 3444.

6. В удовлетворении заявления о признании действий миграционного органа незаконными и возложении обязанности вклеить в паспорт СССР фотографию отказано правомерно, так как на момент обращения заявительницы в миграционный орган паспорт гражданина Союза ССР, выданный ей, являлся недействительным и подлежал замене на паспорт гражданина РФ : определение Верховного Суда РФ от 24.12.2008 № 31-В08-10 // СПС «Консультант Плюс».

7. О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Прези-

дента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 : указ Президента РФ от 03.11.2006 № 1226 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 45. — Ст. 4670.

8. Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим подпункта «ж» пункта 1 Указа Президента РФ от 03.11.2006 № 1226 «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325» в части исключения из пункта 45 Положения, определяющего перечень документов, удостоверяющих наличие гражданства РФ, паспорта СССР образца 1974 года с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ : решение Верховного Суда РФ от 16.05.2007 № ГКПИ07-466 // СПС «Консуль-тантПлюс».

9. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Корковидова Артура Константиновича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 29 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 24.01.2008 № 81-О-О // СПС «КонсультентПлюс».

10. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абильмагжанова Равиля Хасано-вича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 № 599-О-О // СПС «Консультант Плюс».

11. Госдума вводит временные удостоверения для лиц без гражданства // URL: https://tass.ru/ obschestvo/8914645 (дата обращения: 03.11.2020).

12. О гражданстве Российской Федерации : федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 22. — Ст. 2031.

13. Шкель Т.: В списках не значились // URL: https://rg.ru/2011/02/15/pligin.html (дата обращения: 03.11.2020).

14. Об утверждении Порядка представления и рассмотрения материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия Федеральной службой исполнения наказаний решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы : приказ ФСИН России от 23.12.2019 № 1180 // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.12.2019).

15. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию : федеральный закон от 15 августа 1996 № 114-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 34. — Ст. 4029.

16. По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н. Г. Мсхиладзе : постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 23 мая 2017 г. № 14-П // Рос. газ. — № 119. — 2017. — 2 июня.

17. О проекте федерального закона № 948528-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства» : постановление Гос. Думы Фед. Собр. Рос. Федерации от 08.07.2020 № 8475-7 ГД // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2020.

— № 28. — Ст. 4360.

18. Перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019—2025 годы : утв. Президентом РФ 06.03.2020 № Пр-469. — URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/62960 (дата обращения: 03.11.2020).

19. Конвенция о защите прав человека и основных свобод : заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2001.

— № 2. — Ст. 163.

REFERENCES

1. O pravovom polozhenii inostrannyih grazhdan v Rossiyskoy Federatsii : federalnyiy zakon ot 25 iyulya 2002 # 115-FZ (red. ot 31.07.2020) // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. — 2002. — # 30. — St. 3032.

2. Mamatov M. V., Maslov I. A. O srokah soder-zhaniya v spetsialnyih uchrezhdeniyah inostrannyih grazhdan i lits bez grazhdanstva, podlezhaschih ad-ministrativnomu vyidvoreniyu // Aktualnyie prob-lemyi rossiyskogo prava. — 2018. — # 2 (87). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n (data obrascheniya: 03.11.2020).

3. Kalina E. S., Knyazeva I. N. O poryadke soder-zhaniya v spetsialnyih uchrezhdeniyah inostrannyih grazhdan i lits bez grazhdanstva, podlezhaschih admin-istrativnomu vyidvoreniyu za predelyi Rossiyskoy Federatsii // Vestnik NNGU. — 2018. — # 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n (data obrascheniya: 03.11.2020).

4. O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii : zakon Ros. Federatsii ot 28 noyabrya 1991 g. # 1948-1 (red. ot 31.05.2002) // Ros. gaz. — # 30. — 1992. — 6 fevr. (utratil silu).

5. Ob utverzhdenii Polozheniya o pasporte gra-zhdanina Rossiyskoy Federatsii, obraztsa blanka i opisaniya pasporta grazhdanina Rossiyskoy Federatsii : postanovlenie Pravitelstva RF ot 08.07.1997 # 828 (red. ot 20.11.2018) // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. — 1997. — # 28. — St. 3444.

6. V udovletvorenii zayavleniya o priznanii deystviy migratsionnogo organa nezakonnyimi i vo-

zlozhenii obyazannosti vkleit v pasport SSSR foto-grafiyu otkazano pravomerno, tak kak na moment obrascheniya zayavitelnitsyi v migratsionnyiy organ pasport grazhdanina Soyuza SSR, vyidannyiy ey, yavlyalsya nedeystvitelnyim i podlezhal zamene na pasport grazhdanina RF : opredelenie Verhovnogo Suda RF ot 24.12.2008 # 31-V08-10 // SPS «Konsultant Plyus».

7. O vnesenii izmeneniy v Polozhenie o poryadke rassmotreniya voprosov grazhdanstva Rossiyskoy Federatsii, utverzhdennoe Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 14 noyabrya 2002 g. # 1325 : ukaz Prezidenta RF ot 03.11.2006 # 1226 // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. — 2006. — # 45. — St. 4670.

8. Ob ostavlenii bez udovletvoreniya zayavleniya o priznanii chastichno nedeystvuyuschim podpunkta «zh» punkta 1 Ukaza Prezidenta RF ot 03.11.2006

# 1226 «O vnesenii izmeneniy v Polozhenie o poryadke rassmotreniya voprosov grazhdanstva Rossiyskoy Federatsii, utv. Ukazom Prezidenta RF ot 14.11.2002

# 1325» v chasti isklyucheniya iz punkta 45 Polozheniya, opredelyayuschego perechen dokumentov, udosto-veryayuschih nalichie grazhdanstva RF, pasporta SSSR obraztsa 1974 goda s vkladyishem, svidetelstvuyu-schim o nalichii grazhdanstva RF : Reshenie Verhovnogo Suda RF ot 16.05.2007 # GKPI07-466 // SPS «Konsultant Plyus».

9. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhalobyi grazhdanina Korkovidova Artura Konstantinovicha na narushenie ego konstitutsionnyih prav chastyu vto-

roy stati 29 Federalnogo zakona «O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii : Opredelenie Konstitutsion-nogo Suda RF ot 24.01.2008 # 81-O-O // SPS «Konsultant Plyus».

10. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhalobyi grazhdanina Abilmagzhanova Ravilya Hasanovicha na narushenie ego konstitutsionnyih prav punktom 3 Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federatsii «Ob osnov-nom dokumente, udos-toveryayuschem lichnost grazhdanina Rossiyskoy Federatsii na territorii Rossiyskoy Federatsii» i punktom 2 Postanovleniya Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii «Ob utverzhdenii Polozheniya o pasporte grazhdanina Rossiyskoy Federatsii, obraztsa blanka i opisaniya pasporta grazhdanina Rossiyskoy Federatsii : opredelenie Kon-stitutsionnogo Suda RF ot 22.04.2010 # 599-O-O // SPS «Konsultant Plyus».

11. Gosduma vvodit vremennyie udostovereni-ya dlya lits bez grazhdanstva // URL: https://tass.ru/ obschestvo/8914645 (data obrascheniya: 03.11.2020).

12. O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii : feder. zakon Ros. Federatsii ot 31.05.2002 # 62-FZ (red. ot 13.07.2020) // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. — 2002. — # 22. — St. 2031.

13. Shkel T.: V spiskah ne znachilis // URL: https://rg.ru/2011/02/15/pligin.html (data obrascheniya: 03.11.2020).

14. Ob utverzhdenii Poryadka predstavleniya i rassmotreniya materialov, podtverzhdayuschih ob-stoya-telstva, yavlyayuschiesya osnovaniem dlya prinyatiya Federalnoy sluzhboy ispolneniya nakaza-niy resheniy o nezhelatelnosti prebyivaniya (prozhi-vaniya) v Rossiyskoy Federatsii inostrannyih gra-zhdan ili lits bez grazhdanstva, imeyuschih nesnya-tuyu ili nepogashennuyu sudimost za sovershenie umyishlennogo prestupleniya na territorii Rossiyskoy

Federatsii ili za ee predelami, podlezhaschih osvo-bozhdeniyu iz mest lisheniya svobodyi : prikaz FSIN Rossii ot 23.12.2019 # 1180 // Ofitsialnyiy internetportal pravovoy informatsii. — URL: http://www.pram gov.ru (data obrascheniya: 30.12.2019).

15. O poryadke vyiezda iz Rossiyskoy Federatsii i v'ezda v Rossiyskuyu Federatsiyu : federalny-iy zakon ot 15 avgusta 1996 # 114-FZ (red. ot 31.07.2020) // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii.

— 1996. — # 34. — St. 4029.

16. Po delu o proverke konstitutsionnosti polozhe-niy statey 31.7 i 31.9 Kodeksa Rossiyskoy Federatsii ob administrativnyih pravonarusheniyah v svyazi s zhaloboy litsa bez grazhdanstva N. G. Mshiladze: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda Ros. Federatsii ot 23 maya 2017 g. # 14-P // Ros. gaz. — # 119. — 2017. — 2 iyunya.

17. O proekte federalnogo zakona # 948528-7 «O vnesenii izmeneniy v Federalnyiy zakon "O pra-vovom polozhenii inostrannyih grazhdan v Rossiyskoy Federatsii" i otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii v chasti uregulirovaniya pravovogo statusa lits bez grazhdanstva» : postanovlenie Gos. Dumyi Fed. Sobr. Ros. Federatsii ot 08.07.2020 # 8475-7 GD // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. — 2020. — # 28. — St. 4360.

18. Perechen porucheniy po voprosam realizatsii Kontseptsii gosudarstvennoy migratsionnoy politiki na 2019—2025 godyi : utv. Prezidentom RF 06.03.2020 # Pr-469. — URL : http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/62960 (data obrascheniya: 03.11.2020).

19. Konventsiya o zaschite prav cheloveka i os-novnyih svobod : zaklyuchena v g. Rime 04.11.1950 // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. — 2001. — # 2.

— St. 163.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Запорожский Никита Сергеевич. Преподаватель кафедры административного права.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: [email protected]

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-88.

Zaporozhskiy Nikita Sergeevich. Lecturer of the chair of Administrative Law.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-88.

Ключевые слова: миграция; миграционная политика; административная правосубъектность; миграционный учет; административное выдворение; лицо без гражданства; иностранные граждане; депортация; удостоверение личности лица без гражданства; контролируемое пребывание; надзор; граждане СССР; лица без определенного статуса; гражданство; публичные интересы; частные интересы; нежелательность пребывания.

Key words: migration; migration policy; administrative legal personality; migration registration; administrative expulsion; stateless person; foreign citizens; deportation; identity card of a stateless person; controlled stay; supervision; citizens of the USSR; persons without a certain status; citizenship; public interests; private interests; undesirable stay.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 342.922

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.