Научная статья на тему 'Проблемы административно-правового регулирования положения несовершеннолетних мигрантов'

Проблемы административно-правового регулирования положения несовершеннолетних мигрантов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3115
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MINOR / MIGRANT / LEGAL STATUS / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF MIGRATION RELATIONS / EXPULSION / ADMINISTRATIVE EXPULSION FROM THE RUSSIAN FEDERATION / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / МИГРАНТ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МИГРАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЫСЫЛКА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полякова Наталья Викторовна

В статье анализируется состояние действующего законодательства Российской Федерации об административно-правовом статусе несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства как участников миграционных отношений, анализируются проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности органов внутренних дел при определении правового положения несовершеннолетних мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROVISIONS OF REGULATING THE SITUATION OF UNDERAGE MIGRANT

The article examines the state of the current legislation of the Russian Federation about administrative and legal status of minors foreign nationals and stateless persons as participants in migration relations, analyzes the problems arising in the law enforcement bodies of internal affairs in the determination of the legal status of underage migrant.

Текст научной работы на тему «Проблемы административно-правового регулирования положения несовершеннолетних мигрантов»

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

МИГРАНТОВ

PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROVISIONS OF REGULATING THE SITUATION OF UNDERAGE MIGRANT

В статье анализируется состояние действующего законодательства Российской Федерации об административно-правовом статусе несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства как участников миграционных отношений, анализируются проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности органов внутренних дел при определении правового положения несовершеннолетних мигрантов.

The article examines the state of the current legislation of the Russian Federation about administrative and legal status of minors foreign nationals and stateless persons as participants in migration relations, analyzes the problems arising in the law enforcement bodies of internal affairs in the determination of the legal status of underage migrant.

Миграционные процессы, происходящие в Российской Федерации, затрагивают все сферы государственного управления, а субъектами таких отношений выступают различные категории населения. В современном мире миграция рассматривается как глобальное явление, затрагивающее различные государства, а также как фактор, влияющий на демографическую обстановку в государствах и на состояние безопасности в мире.

Дети выступают особыми субъектами административно-правовых отношений, характеризующихся миграционной направленностью.

Миграционное законодательство достаточно детально регламентирует административно-правовые статусы иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Ведущую роль в системе административно-правового регулирования миграционных отношений играют международные нормативные правовые акты и

федеральное законодательство Российской Федерации. Так, на международном уровне права несовершеннолетних мигрантов закрепляют следующие нормативные акты: Всеобщая декларация прав человека (принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), которая регламентирует отношения, связанные с перемещением граждан и возможностью определения их гражданской принадлежности, Конвенция о правах ребенка (принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.), содержащая нормы, направленные на регулирование перемещений несовершеннолетних мигрантов.

В российском законодательстве вопросы въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда за ее пределы регламентирует Федеральный закон от 15 августа 1996 г. .№114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», вопросы их пребывания (проживания) — Федеральный закон от 25 июля 2002 г.

№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Актуальность исследования вопросов административно-правового положения несовершеннолетних мигрантов обусловлена отсутствием в российском законодательстве правовых норм, регламентирующих особенности их правового статуса как субъектов миграционных отношений. Однако необходимость урегулирования административно-правового статуса несовершеннолетних иностранных граждан неоднократно отмечалась в научной литературе. Так, О. М. Дорошенко указывает, что иностранные граждане и лица без гражданства, дети, не достигшие 18-летнего возраста, также являются участниками данных правоотношений, что определяет необходимость осуществления ряда функций, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в сфере соблюдения правил проживания и пребывания для лиц, не достигших совершеннолетия [1].

В последние годы на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства часто пребывают с несовершеннолетними детьми. Так, по данным директора Центра миграционных исследований Д. Полетаева, один только Таджикистан сегодня дает 60 тысяч детей, находящихся в России [2]. Оценить количество детей мигрантов, которые пребывают в Российской Федерации, достаточно сложно. По данным, полученным в ходе анализа миграционных потоков ранее существовавшим государственным органом — Федеральной миграционной службой, в России женщины составляют 14 процентов потока трудовой миграции. Однако эти данные расходятся с экспертными оценками, которые обозначают цифру не менее 25—30 процентов.

По данным Центра миграционных исследований, около трети мигрантов-женщин живут в России с несовершеннолетними детьми (до 16 лет), при этом в детский сад не удается устроить 75 процентов детей, а в школу — не менее 10 процентов. Таким образом, до 600 тысяч мигрантов-женщин живут в России как минимум с одним ребенком, и не менее 40-60 тысяч их детей не посещают школу.

Одновременно следует выделить и несовершеннолетних мигрантов, которые находятся в Российской Федерации без сопровождения родителей либо законных представителей. Как правило, это несовершеннолетние от 14 до 18 лет, зачастую не способные в силу физического и психического состояния самостоятельно защищать себя, во всех сферах они сталкиваются с нарушением своих прав, иногда преступным и влекущим негативные последствия. Такое положение дел является неприемлемым и требует дополнительных превентивных мер воздействия.

Несомненно, такие несовершеннолетние попадают в зону риска, как правило, бродяжничают, нарушают миграционное законодательство и совершают иные правонарушения, в связи с этим представляют категорию населения, потенциальную для трудовой эксплуатации со стороны работодателей в сфере использования дешевого неквалифицированного труда.

Анализ Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» показывает, что законодатель не выделяет в качестве отдельного субъекта несовершеннолетних иностранных граждан и поэтому нормы не отражают особенностей их правового статуса в сфере миграции. Дети, прибывшие с родителями или иными законными представителями, рассматриваются как члены их семей и следуют с ними. Но о членах семьи иностранного гражданина речь идет только в абз. 3 ч. 1 ст. 5 в том случае, если он является высококвалифицированным специалистом.

При наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетние иностранные граждане, как правило, достигшие 16-летнего возраста, могут въехать на территорию Российской Федерации самостоятельно. Как показывает практика, законный въезд осуществляется в основном с частной целью или с целью обучения в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию. С целью осуществления трудовой деятельности въезд невозможен, так как действующее законодательство разрешает осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства только с 18 лет.

Федеральный закон от 22 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет обязанность иностранных граждан стать на миграционный учет при прибытии на территорию Российской Федерации и соблюдать правила пребывания (проживания) при нахождении в Российской Федерации [4].

Несовершеннолетние дети проживают и передвигаются со своими родителями или иными законными представителями. Срок их пребывания определяется сроком пребывания их родителей или иных законных представителей.

Следует остановиться на вопросах образования иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N° 273 -ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации создаются условия для получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образова-

ние, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Если миграционное законодательство предусматривает возможность продления срока пребывания при обучении иностранного гражданина, в том числе несовершеннолетнего, по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, то механизм продления срока пребывания при получении несовершеннолетним общего образования (дошкольного, начального, основного общего, среднего общего) не закреплен.

Вместе с тем и статья 28 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., признает право ребенка на получение образования, в том числе и в государстве его пребывания, на основе принципа равных прав детей независимо от каких-либо обстоятельств и признаков. В законодательстве отсутствует основание для продления срока пребывания несовершеннолетним гражданам в случае получения их родителями (законными представителями) патента или разрешения на работу. В этом случае возникает правовая неопределенность: с одной стороны, образовательные организации в силу действия норм Конвенции о правах ребенка не могут отказать ему в получении общего образования, а с другой стороны, продления сроков их пребывания в этом случае не установлено.

Документы, удостоверяющие личность, выдаются в других государствах, как правило, с 16 лет (в Российской Федерации — с 14). В связи с этим несовершеннолетний, прибывший с родителями в 15 лет, оставаясь в Российской Федерации, попадает в категорию нелегального мигранта. Дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, находящиеся на территории Российской Федерации, как правило, этими вопросами не занимаются.

Как показывает практика, несовершеннолетний в возрасте 14—17 лет уже может самостоятельно, отдельно от родителей передвигаться, не состоять нигде на учете и быть потенциальным субъектом правонарушений и преступлений.

Таким образом, следует отметить, что в законодательстве отсутствует обязательная процедура легализации несовершеннолетнего иностранного гражданина.

Необходимо внесение дополнений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», связанных с определением правового статуса несовершеннолетних иностранных граждан и закреплением обязатель-

ности процедуры миграционного учета несовершеннолетних, въезжающих на территорию Российской Федерации.

Проблема дальнейшей интеграции несовершеннолетних мигрантов в российское общество является комплексной. На современном этапе данной проблемой занимаются в основном общественные организации, национальные диаспоры, которые оказывают значительную помощь в защите их прав и законных интересов. Несомненно, этой работой должны заниматься все государственные органы и организации, на которые возложены вопросы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, иные уполномоченные органы и организации должны иметь возможность осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетних мигрантов, предпринимать дополнительные меры профилактики их противоправного поведения с учетом особенностей правового положения на территории Российской Федерации, выявлять и пресекать административные правонарушения и преступления, совершаемые несовершеннолетними мигрантами.

Как было отмечено выше, учет несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации необходим. На практике зачастую родители (законные представители) несовершеннолетних не уделяют данному вопросу внимания. В одних случаях дети ставятся на учет вместе с ними, сроки истекают и далее их никто не продлевает, в других — они просто остаются незарегистрированными.

Административную ответственность за нарушение правил миграционного учета родители и иные законные представители не несут, так как обязанность постановки на учет иностранного гражданина и членов его семьи лежит на принимающей стороне. Вместе с тем родители и законные представители должны осуществлять целый комплекс обязанностей, закрепленных семейным законодательством, связанных с воспитанием и обеспечением прав детей.

В целях обеспечения и защиты прав несовершеннолетних предлагается фиксировать сведения о родителях, с которыми они прибывают на территорию Российской Федерации, и иных законных представителях.

В качестве оснований отказа в выдаче разрешительных документов для пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации или аннулирования ранее выданных предусмотрено неоднократное совершение административного правонарушения

в сфере миграции. Целесообразно будет дополнить данный перечень неоднократным совершением административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ, — неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Сведения о несовершеннолетних мигрантах необходимо учитывать в государственной информационной системе миграционного учета. Одновременно подразделениям по вопросам миграции органов внутренних дел необходимо информировать о несовершеннолетних иностранных гражданах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые должны осуществлять в отношении них функции иммиграционного контроля, а также обеспечивать соблюдение родителями и иными законными представителями обязанности постановки на учет по месту пребывания или по месту жительства несовершеннолетних.

Отсутствие особого внимания и контроля со стороны уполномоченных субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних приводит к негативным последствиям, связанным с ростом правонарушений несовершеннолетних мигрантов, их беспризорности и незаконного привлечения несовершеннолетних мигрантов к трудовой деятельности, которое происходит скрыто, в теневом секторе экономики, или носит криминальный характер.

Миграционное законодательство наряду с различными публичными административно-правовыми процедурами, которые регламентируют механизмы оказания государственных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства по определению их правового статуса на территории Российской Федерации, закрепляет широкий комплекс мер административного принуждения, которые направлены на противодействие незаконной миграции и обеспечение национальной безопасности.

Данные меры можно разделить на две группы:

а) применяемые в рамках производства по делам об административных правонарушениях миграционных правил (помещение иностранных граждан в специальные учреждения, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации);

б) иные меры административного принуждения, применяемые в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение ми-

грационных правил, но не связанные с административной ответственностью (депортация, реад-миссия, сокращение срока пребывания (проживания), запрет на въезд в РФ, принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ).

Как отмечает В. А. Лыков, казалось бы, что КоАП РФ в достаточной степени определяет порядок привлечения к административной ответственности несовершеннолетних — согласно ч. 3 ст. 1.3, ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, подведомственны комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав [5].

Однако отдельные процессуальные нормы, связанные с привлечением к административной ответственности несовершеннолетних иностранных граждан, не отражают особенностей возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере миграции в отношении таких субъектов.

Так, например, иностранный гражданин, достигший возраста 17 лет, прибыл на территорию Российской Федерации самостоятельно и совершил административное правонарушение, связанное с нарушением режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации (глава 18 КоАП РФ). Рассмотрение дела об административном правонарушении в соответствии с нормами КоАП РФ осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с участием законных представителей по месту жительства несовершеннолетнего (ч. 3 ст. 29.5, ст. 25.3 КоАП РФ) [6]. В этом случае возникает правовая коллизия, не позволяющая должностным лицам комиссии по делам несовершеннолетних выполнить указанные процессуальные действия.

Место жительства по миграционному законодательству имеют иностранные граждане, временно и постоянно проживающие в Российской Федерации, одновременно у них возникает обязанность регистрации по месту жительства в подразделениях по вопросам миграции органов внутренних дел. Остальные иностранные граждане являются временно пребывающими в Российской Федерации.

Законные представители не могут явиться на рассмотрение дела об административном правонарушении с участием несовершеннолетних в связи с их нахождением за пределами Российской Федерации.

Не менее актуальной проблемой является отсутствие регламентированной законодательством об административных правонарушениях проце-

дуры установления личности несовершеннолетнего. Как показывает анализ деятельности районных судов по делам об административных правонарушениях с участием несовершеннолетних иностранных граждан, не всегда материалы в отношении незаконно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих личность, принимаются к рассмотрению.

Если личность несовершеннолетнего мигранта не установлена, он не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено правонарушение, в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетний, достигший возраста административной ответственности (16 лет), совершивший административное правонарушение, может быть направлен в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел [7].

Однако это не снимает проблему его привлечения к административной ответственности и наложения административного наказания, так как установление его личности и места пребывания (жительства) может затянуться на неопределенное время.

Судами не принимаются во внимание сведения, содержащиеся в центральном банке данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 июля 1998 г. №128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» дактилоскопическая информация может использоваться в целях установления и подтверждения личности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также предупреждения и выявления преступлений и административных правонарушений.

Обязательность государственной дактилоскопической регистрации возникает практически для всех категорий иностранных граждан и лиц без гражданства при получении ими документов на пребывание (проживание), осуществление трудовой деятельности, в том числе незаконных мигрантов.

Необходимым элементом квалификации миграционных правонарушений является установление наличия гражданства иностранного государства.

Ст. 10.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регламентирует процедуру установления личности иностранного гражданина, не

имеющего действительного документа, удостоверяющего личность. Необходимо внести изменения в данную норму и распространить ее на случаи установления личности иностранного гражданина (в том числе и несовершеннолетнего мигранта) подразделениями по вопросам миграции органов внутренних дел при отсутствии у него документов, удостоверяющих личность.

В миграционном законодательстве закреплен ряд административно-правовых мер, реализация которых связана с удалением иностранного гражданина с территории Российской Федерации в различных формах. Это административное выдворение за пределы Российской Федерации, депортация и реадмиссия.

Международными правовыми актами, в частности п. 1 ст. 9 Конвенции о правах ребенка, возможность разлучения ребенка с родителями определяется как исключительное обстоятельство, которое возможно только тогда, когда такое разлучение необходимо в интересах ребенка.

Одновременно п. 4 ст. 9 не исключает возможность разлучения с ребенком на основании решения государства при высылке, депортации одного или обоих родителей или ребенка, но при условии, что государство должно гарантировать предоставление информации о дальнейшем их местонахождении [8].

Принудительная высылка в соответствии с миграционным законодательством Российской Федерации представляет собой одну из форм административного выдворения и реадмиссии, депортация — это всегда высылка в принудительной форме.

Из смысла норм Конвенции о правах ребенка следует, что дети, не достигшие 18 лет, не могут содержаться в специальных учреждениях без сопровождения родителей и иных законных представителей. Остается открытым вопрос, что будет с ребенком, который останется в Российской Федерации.

Таким образом, процессы административного выдворения, депортации и реадмиссии имеют определенные особенности:

- не допускается помещение несовершеннолетних в специальные учреждения для содержания лиц, подвергнутых административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации и реадмиссии без сопровождения родителей и иных законных представителей;

- при передаче несовершеннолетнего без сопровождения его необходимо передать родителям или иным законным представителям в государство его гражданства или государство последнего места жительства (в случае осуществления процедуры реадмиссии).

Судебная практика показывает, что суды, учитывая нормы Конвенции о правах ребенка, как правило, не принимают решения о применении административных мер, связанных с удалением несовершеннолетних мигрантов с территории Российской Федерации. Так, судья, назначая административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранному гражданину, пребывающему в Российской Федерации вместе с малолетними детьми, не вправе указывать на выдворение такого гражданина вместе с ними, поскольку они возраста наступления административной ответственности не достигли и производство по делу в отношении их не осуществлялось (Постановление Президиума Свердловского областного суда от 20 ноября 2013 г.).

Например, судья городского суда назначил гражданке Узбекистана Р. административное выдворение в форме контролируемого самостоятельного выезда совместно с малолетним ребенком 2011 года рождения, на что указал в резолютивной части постановления, фактически подвергнув наказанию и этого ребенка [9]. В другом случае, наличие малолетнего ребенка у гражданки Кыргызстана А. явилось основанием для замены административного наказания в виде принудительного выдворения контролируемым самостоятельным выездом в связи с тем, что его применение сопровождалось помещением до исполнения наказания в специальное учреждение, в случае чего малолетний ребенок остался бы без попечения родителей. А исполнение принудительного выдворения в отношении А. неизбежно привело бы к тому, что ее малолетний ребенок остался бы в другой стране.

В заключение статьи необходимо сформулировать следующие выводы и предложения:

1. В миграционное законодательство необходимо внести дополнение, связанное с обязательностью установления механизма постановки на учет по месту пребывания несовершеннолетних мигрантов. Это обусловлено необходимостью устранения условий для нарушения правил пребывания иностранных граждан несовершеннолетними, обеспечения их прав в сфере миграции родителями (законными представителями) и ведения информационной системы учета несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, а также их родителей и иных законных представителей. В качестве оснований отказа в выдаче разрешения на временное проживание, патента или разрешения на работу или аннулирования этих документов предусмотреть неоднократное совершение административного правонарушения (ст. 5.35 КоАП РФ).

2. Подразделения по вопросам миграции должны информировать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о несовершеннолетних иностранных гражданах, находящихся на территории Российской Федерации.

3. В законодательстве об административной ответственности следует уточнить процессуальные особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних иностранных граждан, являющихся субъектами административных правонарушений в сфере миграции.

4. Необходимо урегулировать процедуру установления личности несовершеннолетнего мигранта в случае отсутствия у него документов, удостоверяющих личность и гражданство.

5. При осуществлении административного выдворения, депортации и реадмиссии следует учитывать особенности правового положения несовершеннолетних иностранных граждан, оказавшихся без сопровождения родителей и иных законных представителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дорошенко О. М., Морукова А. А. Актуальные проблемы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по контролю за соблюдением правил миграционного учета несовершеннолетних граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства // Миграционное право. — 2016. — № 2. — С. 30—34.

2. Закон «о детях мигрантов»: торжество права для Васи или сегрегация для Джамшута? // http://www.zakonia.ru.

3. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, принятая резолюцией № 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года // Й1р://гошЙи-tion.garant.ru/act/right/megdunar/2561306.

4. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ с изм. на 6 июля 2016 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 30. — Ст. 3032; 2016. — № 1 (ч. 1). — Ст. 86.

5. Лыков В. А. Административная ответственность несовершеннолетних иностранцев // Законность. — 2012. — № 10. — С. 42—43.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ // Рос. газ. — 2001. — 31 дек.

7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 г.

№120-ФЗ (ред. от 23 ноября 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1999. — № 26. — Ст. 3177.

8. Конвенция о правах ребенка : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. — М., 1993.

9. Справка о работе районных (городских) судов Свердловской области по рассмотрению дел об административных правонарушениях, за совершение которых назначено административное выдворение за пределы Российской Федерации : утв. постановлением президиума Свердловского областного суда от 20 ноября 2013 г. // oblsud.twr. sudrf. ru

REFERENCES

1. Doroshenko O. M., Morukova A. A. Aktualnyie problemyi deyatelnosti organov gosudarstvennoy vlasti Rossiyskoy Federatsii po kontrolyu za soblyudeniem pravil migratsionnogo ucheta nesovershennoletnih grazhdan Rossiyskoy Federatsii, inostrannyih grazhdan i lits bez grazhdanstva // Migratsionnoe pravo. — 2016. — # 2. — S. 30—34.

2. Zakon «o detyah migrantov»: torzhestvo prava dlya Vasi ili segregatsiya dlya Dzhamshuta?// http://www.zakonia.ru.

3. Mezhdunarodnaya konventsiya o zaschite prav vseh trudyaschihsya-migrantov i chlenov ih semey,

prinyataya rezolyutsiey # 45/158 Generalnoy As-samblei OON ot 18 dekabrya 1990 goda // http://con-stitution.garant.ru/act/right/megdunar/2561306.

4. O pravovom polozhenii inostrannyih grazhdan v Rossiyskoy Federatsii : federalnyiy zakon ot 25 iyulya 2002 g. # 115-FZ s izm. na 6 iyulya 2016 g. // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. — 2002. — # 30. — St. 3032; 2016. — # 1 (ch. 1). — St. 86.

5. Lyikov V. A. Administrativnaya otvetstven-nost nesovershennoletnih inostrantsev // Zakonnost. — 2012. — # 10. — S. 42—43.

6. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnyih pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001 g. #195-FZ // Ros. gaz. — 2001. — 31 dek.

7. Ob osnovah sistemyi profilaktiki beznadzor-nosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih : federalnyiy zakon ot 24 iyunya 1999 g. #120-FZ (red. ot 23 noyabrya 2015 g.) // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. — 1999. — # 26. — St. 3177.

8. Konventsiya o pravah rebenka : odobrena Generalnoy Assambleey OON 20 noyabrya 1989 g. // Sbornik mezhdunarodnyih dogovorov SSSR. Vyip. XLVI. — M., 1993.

9. Spravka o rabote rayonnyih (gorodskih) sudov Sverdlovskoy oblasti po rassmotreniyu del ob admin-istrativnyih pravonarusheniyah, za sovershenie ko-toryih naznacheno administrativnoe vyidvorenie za predelyi Rossiyskoy Federatsii : utv. postanovleniem prezidiuma Sverdlovskogo oblastnogo suda ot 20 noyabrya 2013 g. // oblsud.twr.sudrf.ru

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Полякова Наталья Викторовна. Доцент кафедры административного права. Кандидат юридических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: [email protected]

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Polyakova Natalia Viktorovna. Associate Professor of the chair of Administrative Law. PhD in Law, Associate Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of Interior of Russia.

E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473)200-52-94.

Ключевые слова: несовершеннолетний; мигрант; правовой статус; административно-правовое регулирование; миграционные отношения; высылка; административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Key words: minor; migrant; legal status; administrative and legal regulation of migration relations; expulsion; administrative expulsion from the Russian Federation.

УДК 342.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.