Научная статья на тему 'Отзыв депутата Государственной Думы как основание прекращения его полномочий'

Отзыв депутата Государственной Думы как основание прекращения его полномочий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
718
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ОТЗЫВ / ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / ДЕПУТАТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудряшов Евгений Николаевич

В статье анализируются возможность введения такого основания досрочного прекращения полномочий, как отзыв депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отзыв депутата Государственной Думы как основание прекращения его полномочий»

4. Папулова З.А. Некоторые дискуссионные вопросы современного упрощенного производства в российском арбитражном процессе. // Арбитражный и гражданский процесс. М.: Юрист, 2013. № 2. С. 33-34.

5. Федеральный закон от 25 июня 2012 г. №86-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации». // СПС «КонсультантПлюс».

6. Рекомендация Комитета министров Совета Европы Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R(84)5 «О Принципах гражданского судопроизводства, направленных на усовершенствование судебной системы» (Принята 28.02.1984 на 367-ом заседании представителей министров). // СПС «КонсультантПлюс».

7. Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. // СПС «КонсультантПлюс».

8. Федеральный закон от 02.03.2016 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.03.2016. № 10.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве». // СПС «КонсультантПлюс».

ОТЗЫВ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ КАК ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ Кудряшов Е.Н.

Кудряшов Евгений Николаевич — студент магистратуры, кафедра конституционного права, юридический факультет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются возможность введения такого основания досрочного прекращения полномочий, как отзыв депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Ключевые слова: отзыв, прекращение полномочий, депутат, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Учитывая особый статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), которая избирается путем непосредственного голосования и имеет такую функцию, как представительная, введение института отзыва представляется весьма оправданным.

В свою очередь, введение подобного основания требует доскональной проработки. Отзыв выступает как мера ответственности, имеет сложную юридическую природу. С одной стороны, отзыв выступает мерой негативной ответственности в случае совершения отзываемым лицом противоправного и виновного деяния. С другой стороны, отзыв может квалифицироваться и как мера политической ответственности, поскольку может наступать за поступки, не подпадающие под признаки преступления (правонарушения). Кроме того, сам отзыв реализуется не юрисдикционными органами, а посредством голосования избирателей.

Несмотря на отсутствие в законодательстве Российской Федерации института отзыва депутата Государственной Думы, этот вопрос часто исследовался правоведами. Так, Авакьян С.А. утверждает, что еще в советские времена вопрос об ответственности депутатов был разработан достаточно глубоко через категорию императивного мандата. Отказ от императивного мандата сыграл злую шутку с институтом ответственности [1, с. 16-17].

Кроме того, указанная процедура функционирует на уровне законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Безусловно, из опыта функционирования этого института можно сделать определенные выводы и спроецировать их на нормы, регламентирующие отзыв депутата Государственной Думы.

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее - ЦИК РФ) в 1998 -1999 гг. были разработаны два модельных закона о порядке отзыва депутата представительного органа государственной власти Российской Федерации и органа местного самоуправления, в которых ЦИК РФ попыталась конкретизировать основания отзыва депутата, указав на следующие

действия: невыполнение депутатских полномочий, нарушение законодательства Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации, утрата доверия избирателей, совершение действий, порочащих звание депутата. В указанных актах обобщенные основания еще более конкретизируются. Например, такое основание как совершение действий, порочащих звание депутата, расшифровывается как совершение проступков, нарушающих общепризнанные нормы морали и (или) депутатской этики (пункт 1 статьи 10 Модельного закона «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» [2, с. 123]. Другое не менее известное основание отзыва - невыполнение депутатских полномочий - детализируется через такие действия, как систематическое, без уважительных причин и умышленное уклонение депутата от выполнения своих депутатских обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе неучастие в заседаниях (сессиях) представительного органа, работе его комитетов и комиссий, отказ от выполнения или неисполнение их поручений (пункт 1 статьи 7).

Еще одно основание отзыва - утрата доверия избирателей - было предложено определять как неудовлетворенность избирателей деятельностью депутата, связанную, совокупно или по отдельности с невыполнением депутатом предвыборной программы, официально объявленным депутатом изменением своей политической ориентации, при условии, что она была одним из определяющих факторов при его избрании, отказом депутата от контактов с избирателями (пункт 1 статьи 9).

Как же можно оценить предложенные процедуры и основания отзыва депутата? Представляется, что попытка юридической детализации оснований отзыва депутата привела к выхолащиванию самой идеи отзыва - «неудовлетворенности избирателей деятельностью избранного представителя». Любая попытка объективизировать эту сугубо личностную субъективную оценку в какие-либо действия изначально обречена на провал. Так, желание квалифицировать такое основание как совершение действий, порочащих звание депутата, привело к закреплению требующей дальнейшей детализации формулировки «совершение проступков, грубо нарушающих общепринятые нормы морали и (или) депутатской этики». Аналогично предложение считать отказ от участия в заседании одним из вариантов действий, связанных с выполнением депутатских полномочий, противоречит сложившейся в практике мирового парламентаризма форме выражения позиции депутата или целой фракции в виде отказа от участия в голосовании или заседании [3, с. 232].

Таким образом, институт отзыва депутата Государственной Думы будет представлять собой следующее.

По аналогии с отзывом депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации отзыв депутата Государственной Думы осуществляется по инициативе лиц, избравших депутата. В рамках существования смешанной избирательной системы институт отзыва возможно применять в отношении депутатов, избранных по одномандатным округам. Соответственно, право отзыва будет принадлежать избирателям соответствующего округа.

Процедура начинается непосредственно с инициативы группы лиц конкретного округа об отзыве депутата Государственной Думы, избранного в их округе в связи с определёнными обстоятельствами, в числе которых может быть невыполнение предвыборных обязательств, утрата доверия, плохая организация либо отсутствие работы с избирателями в округе. В случае поддержки инициативы гражданами (сбор подписей) происходит голосование, на котором стоит конкретный вопрос: «подлежит ли указанный депутат отзыву».

Последствием отзыва в том числе является невозможность баллотироваться в депутаты Государственной Думы в этом избирательном округе.

Отметим, что многие из правоведов разделяют вышеназванную позицию. Например, В.А. Черепанов считает необходимым закрепить в качестве общих принципов ответственности депутата Государственной Думы обязанность выполнять обещания предвыборной программы, за которые необходимо отчитаться перед избирателями, а также предусмотреть конституционно-правовую ответственность за их неисполнение в форме отзыва депутата избирателями. Исследователь обосновывает свое предложение тем, что особенности взаимоотношений депутата с избирателями, партией и народом предполагают императивную модель правового регулирования, в центре которого находится юридическая обязанность и последующая юридическая ответственность, тогда как сегодня в силу распространенного понимания свободного депутатского мандата применяется иная, дозволительная, диспозитивная модель правового регулирования, открывающая простор для действий депутата по своему усмотрению [4, с. 44].

Разумеется, несмотря на определенные плюсы внедрения подобного основания прекращений полномочий, существуют и минусы. В их числе значительные траты на организацию голосования по отзыву депутата Государственной Думы, возможная пассивность избирателей и прочее. Однако все это перевешивает тот факт, что при введении подобной процедуры непосредственная демократия

84

реализуется в полной мере. Отзыв позволяет гражданам влиять на представительный орган не только 1 раз в 5 лет, а постоянно, повышая уровень ответственности депутатов перед избирателями.

Таким образом, представляется целесообразным введение для депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам, института отзыва в целях укрепления непосредственной демократии и повышения ответственности депутатов перед избирателями. В то же время необходимо проработать его с учетом изложенных выше недостатков.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право, 1975. № 10. С. 16-24.

2. Шувалов Е.В. Конституционное право России: учебно-практическое пособие // Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М, 2006. 140 с.

3. Зиновьев А.В. Конституционное право России: учебник // М.: Юридический центр Пресс, 2010. 640 с.

4. Черепанов В.А. К вопросу об отзыве депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. М, 2013. № 5. С. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.