Научная статья на тему 'Юридическая ответственность депутата органа законодательной власти (представительной) субъекта Российской Федерации'

Юридическая ответственность депутата органа законодательной власти (представительной) субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2258
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ / ДЕПУТАТ / СУБЪЕКТ / НОРМА / LEGAL RESPONSIBILITY / CONSTITUTIONAL AND LEGAL / DEPUTY / SUBJECT / NORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чувашев Максим Александрович

Рассмотрена проблема юридической ответственности депутата органа законодательной власти (представительной) субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL RESPONSIBILITY OF A DEPUTY OF REGULATORY AUTHORITY (REPRESENTATIVE) SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyses problems of a deputy of regulatory authority (representative) as a subject of the Russian Federation and his legal responsibility

Текст научной работы на тему «Юридическая ответственность депутата органа законодательной власти (представительной) субъекта Российской Федерации»

УДК 342.24

М. А. Чувашев

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТА ОРГАНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ) СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Рассмотрена проблема юридической ответственности депутата органа законодательной власти (представительной) субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова: юридическая ответственность, конституционно-правовой, депутат, субъект, норма.

M. A. Chuvashev

LEGAL RESPONSIBILITY OF A DEPUTY OF REGULATORY AUTHORITY (REPRESENTATIVE) SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article analyses problems of a deputy of regulatory authority (representative) as a subject of the Russian Federation and his legal responsibility

Key words: legal responsibility, constitutional and legal, deputy, subject, norm.

В юридической науке под термином «юридическая ответственность» понимается применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное им правонарушение. При возникновении юридической ответственности в правоотношение, с одной стороны, вступает государство в лице своих компетентных органов, с другой - правонарушитель, на которого возлагается ответственность за совершенное правонарушение.

Термин «принуждение» означает, что государство подавляет отрицательные волевые стремления отдельных субъектов -граждан и юридических лиц.

Юридическая ответственность является одним из основных элементов правового статуса депутата органа законодательной власти (представительной) субъекта и соответственно представляет собой форму государственного принуждения.

Конституционно-правовая ответственность депутата органа законодательной власти обусловлена его положением как представителя законодательного органа, населения, которое проживает на территории субъекта Федерации, и избирателей, депутатского объединения (фракции).

Конституционно-правовая санкция - это определенная нормами конституционного права мера государственного воздействия, которая применяется в случае недолжного поведения и содержит итоговую оценку этого поведения. Основная цель санкций состоит в предупреждении отклонений от требуемой модели поведения. А если это произошло, то применение санкций направлено на восстановление нарушенного конституционного правопорядка.

Можно выделить следующие особенности санкций: имеют четко выраженный политический характер и их применение должно ограничиваться только конституционно-правовой сферой; применяются широким кругом уполномоченных субъектов; высшие органы государственной власти и должностные лица во многом определяют собственную ответственность, при установлении санкций следует исходить из принципа «сдержек и противовесов»; не влекут судимости или иного состояния наказанно-сти [1]

Л. А. Нудненко предлагает выделять следующие санкции юридической ответственности депутата: процессуальные санкции; признание выборов депутатов недействительными, если были нарушены требования действующего законодательства о выборах; уход депутата в отставку под давлением обстоятельств и обвинений; прекращение полномочий депутата по решению представительного органа в случае нарушения правил несовместимости депутатского мандата с занятием государственных, муниципальных должностей; если вступил в законную силу обвинительный судебный приговор по решению парламента субъекта РФ; прекращение полномочий депутата в случае роспуска, прекращения полномочий парламента субъекта РФ; отзыв депутата [2].

А. А. Кондрашев в свою очередь выделяет следующие санкции, применяемые к депутатам: лишение полномочий, если депутатом было совершено уголовное преступление и в законную силу вступил обвинительный приговор суда; лишение полномочий вследствие систематического неисполнения своих депутатских обязанностей; процедурно-процессуальные санкции; отзыв депутата избирателями [2].

Депутаты как на федеральном, так и на региональном уровнях несут конституционно-правовую ответственность по различным основаниям.

В настоящее время в субъектах РФ отсутствует единство правового регламента оснований и порядка привлечения депутата органа законодательной (представительной) власти к конституционно-правовой ответственности, также по-разному определены конституционно-правовые деликты, система и виды конституционно-правовых санкций. Некоторые виды санкций вовсе лишены карательных свойств, так как на первом месте у них правовосстановительная функция, они необходимы для устранения недолжного поведения.

В соответствии с региональным законодательством Законодательное собрание области вправе по предложению комитета (комиссии), председателя Законодательного собрания или по инициативе не менее одной трети депутатов может применять следующие меры государственного принуждения: порицание -вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения решений (поручений) Законодательного собрания и комитета (комиссии), данных в пределах их компетенции; лишение депутата, который не работает на профессиональной постоянной основе, возмещения расходов, которые связаны с осуществлением им депутатской деятельности, за один месяц в полном размере или частично - за неоднократное неучастие депутата в работе пленарных заседаний Законодательного собрания, в работе комитета (комиссии) без уважительных причин; освобождение депутата от работы на профессиональной постоянной основе - за неоднократное неучастие депутата, который работает на профессиональной постоянной основе, в работе пленарных заседаний Законодательного собрания, в работе комитета (комиссии) без уважительных причин.

Законодательное собрание области на пленарном заседании может принять решение о наложении взыскания на депутата, а следовательно, оно может быть опубликовано в средствах массовой информации. По мнению автора, требование обнародования решения законодательного органа о наложении взыскания на депутата должно носить обязательный характер.

Председательствующий на заседании Законодательного собрания в случае нарушения депутатом порядка работы законодательного органа вправе применить такие процессуальные санкции, как: отключение микрофона без предупреждения, если вдруг, выступающий взял слово без разрешения председательствующего; замечание - выступающий отклонился от обсуждае-

мой темы; предупреждение - за превышение отведенного выступающему времени или если он выступает не по обсуждаемому вопросу; лишение слова - за превышение отведенного для выступления времени или за выступление не по обсуждаемому вопросу после применения к выступающему предупреждения [3].

Процедурными нормами также установлены следующие обязательные нормы поведения: выступающий на заседании Законодательного собрания не вправе нарушать правила этики: употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, которые могут нанести ущерб чести и достоинству депутатов или других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, призывать к насильственным или незаконным действиям, а также не может превышать отведенное для выступления время.

Среди многочисленных проблем значительное место занимает проблема несоблюдения этических норм при осуществлении своей профессиональной деятельности депутатами законодательного (представительного) органа власти. Эта проблема является важной, потому что от этической стороны профессиональной деятельности во многом зависит конечный результат -построение социального государства. В первую очередь требование неукоснительного соблюдения этических норм связано с публичным характером их деятельности, так как их поведение должно олицетворять собой этический стандарт, быть эталоном допустимого и приемлемого.

Особое значение этот аспект приобретает в профессиональной деятельности, поскольку разработка нормативно-правовых актов должна соответствовать нормам общественной жизни ведь от этого зависит, какое воздействие они окажут на морально-нравственное состояние общества, не послужат ли средством стимулирования негативных тенденций в сознании общества. На сегодняшний день в юридической литературе предпринимаются попытки четко определить перечень этических норм, которые должны определять деятельность депутата законодательного (представительного) органа власти [2].

К сожалению, за нарушение (несоблюдение) большинства этических норм ответственность не предусмотрена. Поэтому представляется целесообразным законодательно закрепить обязанность депутата уважать честь и достоинство других депутатов, не употреблять в своей речи выражения, которые могут послужить толчком к насильственным действиям и иным действиям, угрожающим жизни и здоровью, в случае нарушения данных норм он должен принести публичные извинения.

Одним из самых важных моментов деятельности депутата законодательного органа области является работа с избирателями, так как они являются необходимым подспорьем в его политической карьере. Депутат обязан поддерживать связь с избирателями, а также вести прием избирателей в округе, принимать меры к правильному и своевременному рассмотрению их жалоб, заявлений и предложений, регулярно отчитываться о своей работе перед избирателями округа. При этом установлено, что депутат ответствен перед избирателями и подотчетен им, в случае невыполнения своих обязанностей он может быть отозван избирателями в установленном законом порядке.

Право на отзыв не может быть использовано для ограничения самостоятельности и инициативы депутата, а также создания препятствий в его деятельности. Отзыв депутата также невозможен по политическим и идеологическим мотивам, а также по результатам его голосования в Законодательном собрании области.

Субъектами права инициативы об отзыве депутата выступают краевые политические общественные объединения. Члены и участники иных общественных объединений реализуют право на инициирование процедуры отзыва депутата либо в качестве избирателей, либо при обращении к политическим общественным объединениям.

В соответствии с законодательством депутат может быть отозван при наличии одного либо нескольких оснований: а) неисполнение депутатских обязанностей; б) нарушение Конституции РФ, законодательства РФ; в) совершение действий, порочащих звание депутата [4].

Под невыполнением депутатских обязанностей как основанием для отзыва депутата понимается систематическое, без уважительных причин и умышленное уклонение депутата от осуществления своих прав и обязанностей, установленных Законом субъекта Федерации.

К сожалению, следствием перехода от императивного к свободному мандату депутата явился отказ не только на федеральном уровне, но и в субъектах РФ от применения института отзыва депутата.

Законодательством установлено также, что депутат Законодательного собрания обязан поддерживать связь с политической партией, выдвинувшей его, что он ответствен перед этой партией и подотчетен ей. На сегодняшний день формируется точка зрения, сторонники которой относят к ответственности

лишение мандата вследствие изменения депутатом своей партийной принадлежности.

Депутаты, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Законодательном собрании, входят в депутатские объединения (фракции) [2].

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательство области определило, что депутат Законодательного собрания, избранный в составе списка кандидатов, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит, он может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой был избран. Несоблюдение данных требований влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.

Заслуживают внимания предложения Л. А. Нудненко о том, что «механизм конституционно-правовой ответственности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации нуждается в дальнейшем совершенствовании путем разработки и принятия Федерального закона «Об общих принципах конституционно-правовой ответственности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который должен установить единые подходы к системе оснований, видов, санкций конституционно-правовой ответственности депутатов парламентов субъектов Российской Федерации, процедуре их применения» [1].

Таким образом, юридическая ответственность депутата законодательного органа является одним из основных элементов правовой гарантии, необходимой для создания такого представительного органа государственной власти, который будет эффективно функционировать и иметь достаточно позитивную направленность.

Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ должен понимать свой долг перед избирателями и осознавать, что именно они являются тем фундаментом, на котором стоит его политическая карьера, ведь именно благодаря их поддержке он может выполнить свой долг перед государством и улучшить социальную жизнь общества, а невыполнение возложенных на него обязанностей повлечет за собой конституционно-правовую ответственность.

Основная проблема ответственности депутата заключается в том, что правовая ответственность органов и должностных лиц носит публичный характер. Ответственность опирается на

возможности государственного принуждения, при этом она имеет свой специфический предмет регулирования.

Установленная нормой права ответственность входит в правовой статус депутата органа законодательной (представительной) власти. Не во всех субъектах Российской Федерации приняты и действуют нормативно-правовые акты, которые регламентируют вопросы, касающиеся ответственности депутата. При этом следует отметить, что региональное законодательство в этом вопросе развивается более динамично, чем федеральное.

Библиографический список

1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. -М., 2010. - 935 с.

2. Астафичев П. А. Институт народного представительства в современной России. - Орел, 2009. - 230 с.

3. Конституции (Основного Закона) Российской Федерации -России (принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г.) (с послед. изм.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1978. - № 15. -Ст. 407.

4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

References

1. Baglaj M. V. Konstitutsionnoe pravo Rossijskoj Federatsii. - M., 2010. - 935 s.

2. Astafichev P. А. Institut narodnogo predstavitel'stva v sovremennoj Rossii. - Orel, 2009. - 230 s.

3. Konstitutsii (Osnovnogo Zakona) Rossijskoj Federatsii - Rossii (prinyata Verkhovnym Sovetom RSFSR 12 aprelya 1978 g.) (s po-sled. izm.) // Vedomosti Verkhovnogo Soveta RSFSR. - 1978. - № 15. -St. 407.

4. Ob obshhikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (pred-stavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federatsii: FederaTnyj zakon ot 6 oktyabrya 1999 g. № 184-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami) / / Sobranie za-konodatel'stva RF. -1999. - № 42. - St. 5005.

Информация об авторе

Чувашев Максим Александрович - магистрант, кафедра государственно-правовые дисциплины, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: ivan.nikulu shkin@m ail.ru

Author

Chuvashev Maxim Alexandrovich - master student, department of State and Law Disciplines, Penza State University, 440026, Penza, Krasnaya street 40, e-mail: ivan.nikulushkin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.