Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНЫХ БОЛЕЛЬЩИКОВ: НАЦИОНАЛЬНОЕ, ЗАРУБЕЖНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ*'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНЫХ БОЛЕЛЬЩИКОВ: НАЦИОНАЛЬНОЕ, ЗАРУБЕЖНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ* Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / СПОРТИВНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СПОРТИВНЫЕ БОЛЕЛЬЩИКИ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко Е.Ю., Кирюшина И.В., Тыдыкова Н.В.

В статье анализируются вопросы ответственности спортивных болельщиков за противоправноеповедение во время массовых спортивных мероприятий. Исследуются формы проявления противоправного поведения болельщиков, действующее российское и зарубежное законодательство в даннойсфере. Рассматривается законодательство Европейского союза, в том числе Европейская конвенцияо предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и,в частности, футбольных матчей, законодательство иных государств, устанавливающее ответственность за противоправное поведение болельщиков. Представлен анализ отдельных норм российского права, устанавливающих ответственность за нарушение Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, в том числе такая административная мера, как запретна посещение спортивно-массовых мероприятий. Делается вывод о необходимости усиления ответственности за правонарушения, совершаемые спортивными болельщиками, принятие в РоссийскойФедерации ряда специальных норм, устанавливающих уголовную ответственность за такого родапреступления, и принятие специального закона, регулирующего сферу профессионального спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коваленко Е.Ю., Кирюшина И.В., Тыдыкова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY FOR ILLEGAL BEHAVIOR OF SPORTS FANS: NATIONAL, FOREIGN AND INTERNATIONAL LEGAL REGULATION

The article analyzes the issues of responsibility of sports fans for illegal behavior during mass sportsevents. The forms of manifestation of illegal behavior of fans, the current Russian and foreign legislation in this area are investigated. The legislation of the European Union is being considered, including theEuropean Convention on the Prevention of Violence and Hooligan Behavior of Spectators during SportingEvents and, in particular, football matches, the legislation of other states establishing responsibility forthe illegal behavior of fans. The article presents an analysis of certain norms of Russian law that establishresponsibility for violating the Rules of behavior of spectators during official sports competitions, includingsuch an administrative measure as a ban on attending sports events. It is concluded that it is necessary tostrengthen responsibility for offenses committed by sports fans, the adoption in the Russian Federation ofa number of special norms establishing criminal liability for such crimes, and the adoption of a special lawregulating the sphere of professional sports

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНЫХ БОЛЕЛЬЩИКОВ: НАЦИОНАЛЬНОЕ, ЗАРУБЕЖНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ*»

УДК 342.796 ББК 67.404.2

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНЫХ БОЛЕЛЬЩИКОВ: НАЦИОНАЛЬНОЕ, ЗАРУБЕЖНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ*

Е. Ю. Коваленко

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) И. В. Кирюшина

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) Н. В. Тыдыкова

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

В статье анализируются вопросы ответственности спортивных болельщиков за противоправное поведение во время массовых спортивных мероприятий. Исследуются формы проявления противоправного поведения болельщиков, действующее российское и зарубежное законодательство в данной сфере. Рассматривается законодательство Европейского союза, в том числе Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей, законодательство иных государств, устанавливающее ответственность за противоправное поведение болельщиков. Представлен анализ отдельных норм российского права, устанавливающих ответственность за нарушение Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, в том числе такая административная мера, как запрет на посещение спортивно-массовых мероприятий. Делается вывод о необходимости усиления ответственности за правонарушения, совершаемые спортивными болельщиками, принятие в Российской Федерации ряда специальных норм, устанавливающих уголовную ответственность за такого рода преступления, и принятие специального закона, регулирующего сферу профессионального спорта.

Ключевые слова: профессиональный спорт, спортивное соревнование, противоправное поведение, спортивные болельщики, безопасность.

RESPONSIBILITY FOR ILLEGAL BEHAVIOR OF SPORTS FANS: NATIONAL, FOREIGN AND INTERNATIONAL LEGAL REGULATION

E. Y. Kovalenko

Altai State University (Barnaul, Russia) I. V. Kiryushina

Altai State University (Barnaul, Russia) N. V. Tydykovа

Altai State University (Barnaul, Russia)

The article analyzes the issues of responsibility of sports fans for illegal behavior during mass sports events. The forms of manifestation of illegal behavior of fans, the current Russian and foreign legislation

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01 1-00053 А «Правовое регулирование спортивных отношений в Российской Федерации» / «Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 20-01 1-00053 А «Legal regulation of sports relations in the Russian Federation».

in this area are investigated. The legislation of the European Union is being considered, including the European Convention on the Prevention of Violence and Hooligan Behavior of Spectators during Sporting Events and, in particular, football matches, the legislation of other states establishing responsibility for the illegal behavior of fans. The article presents an analysis of certain norms of Russian law that establish responsibility for violating the Rules of behavior of spectators during official sports competitions, including such an administrative measure as a ban on attending sports events. It is concluded that it is necessary to strengthen responsibility for offenses committed by sports fans, the adoption in the Russian Federation of a number of special norms establishing criminal liability for such crimes, and the adoption of a special law regulating the sphere of professional sports.

Keywords: professional sports, sports competition, illegal behavior, sports fans, security.

Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2022)3.10

Спорт — это возможный источник самосовершенствования для каждого человека. Спорт — это удел сильных, смелых людей, умеющих работать в команде, умеющих побеждать и проигрывать, но не сдаваться. Вместе с тем спорт — это всегда соперничество, противостояние себе и соперникам, поэтому рядом с ним всегда есть место тем, кто выносит это соперничество за пределы спортивной арены, подвергая тем самым опасности других людей, спокойную жизни общества. Прежде всего речь идет о спортивных болельщиках, которые понимают сопереживание любимой команде, игроку как нечто извращенное, выражающееся в агрессии, дискриминации, девиантном поведении.

Многие болельщики совершают правонарушения во время или сразу после окончания спортивных соревнований, выступлений их любимых игроков и команд. Одна из специфических форм противоправного поведения спортивных болельщиков — это насилие и хулиганство. Данная проблема присуща многим видам спорта, но особенно часто встречается у футбольных и хоккейных болельщиков, так как это наиболее массовые игры, которые предполагают неизвестность исхода и определенную эмоциональную напряженность до самого окончания игр.

Агрессия болельщиков может проявляться в различных видах и формах, но наиболее распространенными формами являются следующие: пение или выкрикивание издевательских или оскорбительных высказываний; демонстрация остальным присутствующим на спортивном мероприятии непристойных или угрожающих жестов или знаков; бросание предметов, таких, как продукты питания, напитки, кирпичи, сломанные зрительские сиденья; попытки проникнуть на поле игры; причинение вреда чужому имуществу, например, нанесение повреждений сиденьям для зрителей, звуковым системам спортивного объекта, в котором проводится массовое спортивное зрелищное соревнование; попытки причинения и причинение вреда здоровью других зрителей, а также иных лиц, присутствующих на спортивном мероприятии: избиение, применение холодного или огнестрельного оружия [1, с. 28-29].

Проблема предотвращения правонарушений, которые совершают болельщики во время и после спортивных мероприятий, является актуальной не только в нашей стране, но и за рубежом. Тамара Д. Мэденсен и Джон Экк отмечают, что проблема нарушения закона спортивными болельщиками на спортивных объектах, на которых проводятся массовые спортивные мероприятиями, является частью более крупного комплекса проблем, связанных с недостойным поведением в спорте в целом [2]. Другой зарубежный автор отмечает, что несмотря на все усилия, предпринятые для искоренения расизма в европейском футболе, прецедентное право УЕФА за последние годы показывает, что случаи проявления расизма в отношении зрителей в европейском футболе по-прежнему остаются в порядке вещей. Было опубликовано несколько дел о предполагаемом дискриминационном или расистском поведении футбольных болельщиков. В 2016 г. Управление УЕФА по контролю и этике наложило санкции на команду «Фейеноорд» за расистское поведение болельщиков после того, как на поле в матче Лиги Европы против команды «Рома» был брошен надувной банан. В свете этого конкретного случая автор проводит анализ того, как факт расистского поведения футбольных болельщиков должен быть установлен в соответствии с Дисциплинарным регламентом УЕФА и применимым прецедентным правом Апелляционного органа УЕФА [3, с. 226-232].

При этом одни исследователи утверждают, что мало сконцентрировать внимание лишь на действиях болельщиков, следует рассмотреть данные действия в контексте роста преступного поведения среди несовершеннолетних лиц и появления новых субкультур, имеющих девиантный характер поведения. Другие говорят об уникальной природе данного явления. Они выделяют два основных фактора, которые отличают массовые правонарушение спортивных болельщиков от других форм противоправного поведения толпы, а именно частота случаев, когда применяется насилие именно зрителями спортивных состязаний и их взаимосвязь с определенными видами спорта.

Как обоснованно пишут ряд авторов, проблема борьбы с насилием во время спортивных мероприятий приобрела общеевропейский масштаб достаточно давно. Большинство европейских государств и развитых государств других регионов мира в настоящее время реализует активные системные меры по предупреждению совершения правонарушений спортивными болельщиками при проведении спортивных мероприятий. Комплексы таких мер различаются от государства к государству [4, с. 535-589].

В Европе проблема противоправного поведения на спортивных мероприятиях не рассматривалась до 70-х гг. прошлого века. Впервые ее затронули на ряде конференций министров спорта государств-членов Европейского союза, что нашло отражение в принятых ЕС резолюциях: Резолюция «О роли публичных властей в контексте развития спорта для всех» Первой конференции европейских министров спорта (Брюссель, 1975 г.); Резолюция «О сопряженном со спортом насилии» Второй конференции европейских министров спорта (Лондон, 1978 г.). Позже эти вопросы были подняты в Резолюции «О сопряженном со спортом насилия спортивных болельщиков» Четвертой конференции европейских министров спорта (Мальта, 15-16.05.1984), Резолюции № 95/2 «Толерантность и спорт» Второй конференции европейских министров спорта (Лиссабон, 17-18.05.1995) [1, с. 20-22].

Совет Европы стремился подойти к решению данного вопроса более системно. Совет Европы считает, что необходимо обеспечить последовательные меры государственной политики в сфере профилактики данных правонарушений и унифицировать это на международном уровне.

В 1983 г. была принята Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 963 (1983) «Культурные и образовательные средства редуцирования насилия», в 1984 г. — Рекомендация «О сокращении масштабов зрительского насилия на спортивных мероприятиях и, в частности, на футбольных матчах». Данная Рекомендация представляет собой фактически первый документ, который принят на европейском уровне в области исследуемой проблемы. В ней предлагались и организационные основы публичной политики в борьбе с правонарушениями спортивных болельщиков, основываясь на расширении принципа «Fair Play», а также принятие мер по превенции и рестрикции.

В данном документе впервые была сформулирована идея о том, что толпа футбольных болельщиков представляет собой серьезную проблему для обеспечения общественной безопасности, и контроль за ней требует принятия компетентными органами специальных мер. Согласно подпункту 3 пункта «А» части I указанной Рекомендации было предложено незамедлительно сделать акцент на разработке и осуществлении практических мер, предназначенных для редуцирования зрительского насилия в краткосрочной перспективе, в том числе мер надлежащего обеспечения достаточных ресурсов полиции для противодействия ожидаемым вспышкам насилия внутри спортивных стадионов и в непосредственной близости от них, а также вдоль путей следования спортивных болельщиков к спортивному стадиону или от него.

Позднее в рамках Совета Европы в 1985 г. была принята Европейская Конвенция о насилии и недостойном поведении зрителей на спортивных мероприятиях, в особенности на футбольных матчах, от 19.08.1985, которая и сегодня является основным международным правовым актом, устанавливающим в Европе меры по борьбе с противоправным поведением спортивных болельщиков.

Другими наиболее значимыми европейскими законодательными актами, регулирующими безопасность во время проведения спортивных мероприятий, являются: Декларация Совета Европы «О борьбе с насилием среди зрителей» (1999 г.); Рекомендации Совета Европы по борьбе с хулиганством в футболе (1999 г.); Рекомендации Совета Европы относительно идентификации нарушителей и обмена информацией во время чемпионатов Европы и мира по футболу (2000 г.); Резолюция Европейского союза по профилактике и борьбе против хулиганства в футболе (1997 г.).

Оценивая применение Европейских конвенций о насилии и недостойном поведении зрителей на спортивных мероприятиях, в особенности на футбольных матчах, Анастасия Цукала отмечает,

что политика европейских государств по борьбе с насилием в спорте в настоящее время различается абсолютно разными подходами к установлению наказуемости девиантного поведения, связанного с проведением спортивных соревнований [5, с. 2].

Анализ законодательства 21 государства позволяет выделить следующие группы правонарушений спортивных болельщиков (без разграничения на преступления и административные правонарушения) [6, с. 109-117]:

1) агрессивные и/или насильственные действия в связи с проведением массового зрелищного спортивного мероприятия либо создание реальной угрозы таких действий, в том числе инициирование или активное участие в беспорядках, драках или потасовках с другими зрителями спортивного мероприятия, с персоналом охраны или техническим персоналом спортивного объекта, с сотрудниками правоохранительных органов непосредственно в игровой зоне или в зрительской зоне спортивного объекта, в технических помещениях и зонах спортивного объекта или на прилежащих к нему территориях, а также при организованной транспортировке для посещения проводимого на спортивном объекте спортивного мероприятия или обратно после такого посещения (пункт 1 статьи 2, статьи 7 и 22 Закона Испании от 11.07.2007 № 19/2007 «О борьбе с насилием, расизмом, экстремизмом и нетерпимостью в спорте»); посягательства на жизнь или здоровье участвующих в спортивном мероприятии спортсменов, спортивных судей, спортивных тренеров или иного задействованного в проведении указанного мероприятия спортивного персонала и персонала охраны (пункт 1 статьи 20 Закона Турции от 31.03.2011 № 6222 «О предотвращении беспорядков и насилия в спорте»);

2) грубое нарушение порядка проведения массового зрелищного спортивного мероприятия, непосредственно влекущее его приостановление или срыв его проведения или создающее реальную угрозу таких исходов, в том числе несанкционированное проникновение лица в игровую зону (на игровое поле, в соревновательную зону, на ринг и т. д.) во время проведения спортивного мероприятия или непосредственно до его начала (пункт 1 статьи 2 и статья 7 Закона Испании от 11.07.2007 № 19/2007 «О борьбе с насилием, расизмом, экстремизмом и нетерпимостью в спорте»);

3) действия, направленные на подстрекательство к насилию или провоцирование насилия, в том числе совершение действий, связанных с прямым устным подстрекательством к совершению насилия в отношении зрителей или участников спортивного мероприятия, с созданием враждебного климата неспортивного характера или провоцированием физической конфронтации между болельщиками или участниками спортивных соревнований и болельщиками (п. 1 ст. 4 Закона Хорватии от 2003 г. «О предупреждении насилия на спортивных мероприятиях»); использование в зрительской зоне атрибутики и символики не своей команды в провокационных целях (ст. 29 Закона Аргентины от 21 июня 1985 г. № 23.184 «Уголовный режим и наказания за применение насилия на спортивных мероприятиях. Гражданская ответственность»);

4) действия экстремистского характера, в том числе совершение действий, связанных с публичным выражением вербальным, визуальным (носители текстовой информации или изображений, жесты) или каким-либо иным образом грубого неуважения, унижения человеческого достоинства, оскорбления или угроз в отношении участвующих в спортивном мероприятии спортсменов, спортивных судей, спортивных тренеров или иного задействованного в проведении указанного мероприятия персонала, зрителей спортивного мероприятия по признаку отношения к расе, национальности или религии (п. 2 ст. 2 Закона Испании от 11 июля 2007 г. № 19/2007 «О борьбе с насилием, расизмом, экстремизмом и нетерпимостью в спорте»);

5) серьезное нарушение установленных законодательством правил поведения посетителей спортивных мероприятий, не направленное изначально на совершение насилия либо на срыв спортивного мероприятия, однако создающее предпосылки и риски таких исходов, в том числе воспрепятствование спортивным болельщиком идентификации его личности персоналом охраны спортивного сооружения или представителем правоохранительных органов (ст. 33 Закона Аргентины от 21.06.1985 № 23.184 «Уголовный режим и наказания за применение насилия на спортивных мероприятиях. Гражданская ответственность») и ряд других.

Проблема предотвращения противоправных действий спортивных болельщиков связана в первую очередь с отсутствием точного механизма реализации наказаний. Анализируя законодательство ряда государств, можно выделить следующие основные виды мер ответственности и санкций, при-

меняемых к спортивным болельщикам, совершающим правонарушения вовремя и в связи с проведением спортивных мероприятий:

— выдворение из места проведения спортивного мероприятия (ч. 3 ст. 7 Закона Испании от 11.07.2007 № 19/2007 «Против насилия, расизма, экстремизма и нетерпимости в спорте», ст. 13-А Закона Бразилии от 15.05.2003 № 10.671 «Об установлении правовых норм о защите от агрессивных действий спортивных болельщиков и о других мерах»);

— административный запрет на посещение определенных спортивных мероприятий, посещения мест проведения спортивных мероприятий в дни и время их проведения (ч. 3 ст. 24 Закона Испании от 11.07.2007 № 19/2007 «Против насилия, расизма, экстремизма и нетерпимости в спорте»; ст. 26-36 и 42 Закона Аргентины от 21.06.1985 № 23.184 «Уголовный режим и наказания за применение насилия на спортивных мероприятиях. Гражданская ответственность», ч. II Закона Великобритании «О футбольных болельщиках» от 1989 г.; ст. 18 Закона Турции от 31.03.2011 № 6222 «О предотвращении беспорядков и насилия в спорте»);

— административный арест (ст. 26-36 и 42 Закона Аргентины от 21.06.1985 № 23.184 «Уголовный режим и наказания за применение насилия на спортивных мероприятиях. Гражданская ответственность»);

— лишение свободы (ст. 41-В Закона Бразилии от 15.05.2003 № 10.671 «Об установлении правовых норм о защите от агрессивных действий спортивных болельщиков и о других мерах»; п. 2, 3 и 4 ст. 13, п. 2 ст. 14 и др. Закона Турции от 31.03.2011 № 6222 «О предотвращении беспорядков и насилия в спорте»);

— административный штраф (ч. 1 ст. 24 Закона Испании от 11.07.2007 № 19/2007 «Против насилия, расизма, экстремизма и нетерпимости в спорте», ч. II Закона Великобритании «О футбольных болельщиках» от 1989 г., ст. 41-В Закона Бразилии от 15.05.2003 № 10.671 «Об установлении правовых норм о защите от агрессивных действий спортивных болельщиков и о других мерах»);

— конфискация орудия совершения правонарушения (ст. 29, 30 и 31 Закона Аргентины от 21.06.1985 № 23.184 «Уголовный режим и наказания за применение насилия на спортивных мероприятиях. Гражданская ответственность»).

Одной из наиболее острых проблем в данной сфере является вопрос обеспечения безопасности самих болельщиков. В указанных целях во многих странах действуют законы о статусе болельщиков, например в Италии, Бразилии. Закон Бразилии «О статусе болельщика» предусматривает юридическую ответственность организаторов соревнований за возможные беспорядки на стадионах и причиненные болельщику травмы и моральный ущерб. В Италии Законом «О правилах поведения болельщиков на стадионах» предусмотрена уголовная ответственность для нарушителей порядка. Также в соответствии со Спортивным кодексом Франции бросание предмета, представляющего опасность для людей, на спортивном объекте во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия, согласно ст. Ь. 332-9 Спортивного кодекса Франции, наказывается тремя годами тюремного заключения и штрафом 15 000 евро [7, с. 17-20].

Что касается законодательства Российской Федерации, то ст. 20.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований [8]. Объективная сторона административных правонарушений данной категории в основном выражается в причинении имущественного ущерба собственнику спортивного объекта; нахождении в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; бросании различных предметов в сторону игроков, других зрителей; оскорблении спортивных судей, участников соревнований, болельщиков, контролеров-распорядителей; использовании средств маскировки, а также иных предметов, специально предназначенных для затруднения установления личности; проникновении в места, на территории, доступ к которым ограничен организатором официального спортивного соревнования и (или) собственником (пользователем) объекта спорта (например, на футбольное поле, ледовую арену, ложи для прессы или почетных гостей, технические зоны и помещения); нахождении во время проведения официального спортивного соревнования на лестницах, создании помех движению в зонах мест проведения официальных спортивных соревнований, предназначенных для эвакуации, в том числе в проходах, выходах и входах (основных и запасных);

проносе в место проведения официального спортивного соревнования пиротехнических изделий с их использованием либо без такового, а также в использовании пиротехнических изделий; осуществлении незаконной торговли входными билетами; проносе и размещении баннера без предварительного согласования.

Санкцией данной статьи предусмотрено назначение основного административного наказания в виде административного штрафа или обязательных работ, а за повторное или грубое нарушение — в виде административного штрафа либо административного ареста. Одновременно закреплена возможность применения дополнительного административного наказания в виде административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Такая административная мера, как запрет на посещение спортивно-массовых мероприятий, предусмотрен в законодательстве ряда государств. Первоначально она была ориентирована на недопущение присутствия на футбольных матчах болельщиков, способных совершить серьезные правонарушения. Существуют две основных модели недопущения отдельных болельщиков на футбольные матчи — английская и немецкая, отличает которые друг от друга ряд критериев: нормативная база, продолжительность практического опыта, общий уровень агрессивности болельщиков [9, с. 31-34].

В России запрет посещения спортивно-массовых мероприятий регулируется ст. 3.14 КоАП РФ, согласно которой на основании судебного решения может быть установлен временный запрет на посещение таких мест в дни проведения официальных соревнований за нарушение правил поведения зрителей. Возможность применения этого наказания содержится так же в ст. 20.31 КоАП РФ «Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований».

Одновременно Россией ратифицирована Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей. Согласно Конвенции, договаривающиеся стороны обязуются сотрудничать между собой и независимыми спортивными организациями в целях предотвращения насилия и контроля проблемы насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий [10].

Вместе с тем отдельными авторами указывается на необходимость дифференциации как административной ответственности за нарушение различных видов запретов, установленных правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, в зависимости от степени общественной опасности [11], так и введения уголовной ответственности за правонарушения в данной сфере.

Опыт зарубежных стран является примером эффективной борьбы с общественно опасными деяниями, совершаемыми во время проведения спортивных соревнований. Наиболее прогрессивным оказалось законодательство Англии, крайне остро столкнувшейся со спортивным хулиганством, проявлявшимся в бросании посторонних предметов на поле, в том числе пиротехнических, драках на стадионах и за их пределами. Всерьез проблемой занялись только после серии происшествий, повлекших тяжкие последствия и связанных как с футбольными хулиганами, так и с пренебрежением мерами безопасности. Успешным видится и законодательный опыт Франции по борьбе с правонарушениями, совершаемыми во время проведения спортивных соревнований. Главным инструментом противодействия общественно опасным деяниям, совершаемым в ходе проведения спортивных соревнований, стал принятый 6 декабря 1993 г. Закон о безопасности спортивных мероприятий, устанавливающий уголовную ответственность за использование на стадионах опасных предметов, пребывание в состоянии алкогольного опьянения, призывы к расизму и т. д. Учитывая зарубежный опыт, распространенность аналогичных деяний в отечественном спорте, а также остроту и актуальность решения проблемы противодействия подобным явлениям, видится целесообразным использование уголовно-правовых ресурсов для охраны спортивных отношений от общественно опасных посягательств. Помимо внесения изменений в действующее законодательство, указывается на необходимость принятия специального закона, регулирующего сферу профессионального спорта и учитывающего особенности отдельных видов спорта [12, с. 30-33].

Очевидно, что представленные в действующем российском законодательстве составы возможных правонарушений в сфере спорта не позволяют в полной мере охватить все возможные противоправные действия, совершаемые спортивными болельщиками, которые могут быть весьма разнообразными. Имеющийся зарубежный опыт может быть взят Российской Федерацией на вооружение. Предотвращение правонарушений и возможных преступлений спортивных болельщиков обеспечит

более безопасное пребывание населения на спортивных мероприятиях, что самым лучшим образом скажется на процветании спорта в стране и мире и общенациональной безопасности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Понкин И. В., Соловьёв А. А., Понкина А. И. Правовое обеспечение противодействия противоправному поведению спортивных болельщиков / под ред. И. В. Понкина; Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России; Национальное объединение спортивных юристов Российской Федерации; кафедра спортивного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). М., 2014. 207 с.

2. Madensen T. D., Eck J. E. The Problem of Spectator Violence in Stadiums [Проблема насилия зрителей на стадионах] / Center for Problem-Oriented Policing URL: http://www.popcenter.org/problems/spectator_ violence/

3. De Vlieger M. A. Racism in European football: going bananas? An analysis of how to establish racist behaviour by football supporters under the UEFA disciplinary regulations in light of the inflatable banana-case against Feyenoord // The International Sports Law Journal. 2016. № 15. С. 226-232.

4. Спортивное право России: учебник для магистрантов /отв. ред. Д. И. Рогачев. М. : Проспект, 2016. 640 с.

5. Tsoukala A. Combating Football Crowd Disorder at the European Level: An Ongoing Institutionalisation of the Control of Deviance // Entertainment and Sports Law Journal. 2009. Vol. 7 № 2. URL: http://www2. warwick.ac.uk/fac/ soc/law/elj/eslj/issues/volume7/number2/tsoukala/tsoukala. pdf>.

6. Понкин И. В., Редькина А. И. Составы правонарушений, совершаемых спортивными болельщиками во время и в связи с проведением массовых зрелищных спортивных мероприятий // Право и государство: теория и практика. 2016. № 11 (143). С. 109-117.

7. Шевченко О. А. Обеспечение безопасности при проведении спортивных мероприятий в законодательстве европейских стран // Спорт: экономика, право, управление. 2013. № 1. С. 17-20.

8. Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований: постановление Правительства РФ от 16.12.2013 N 1156 // Собрание законодательства РФ. 2013. N 51. Ст. 6866.

9. Брунер Р. А., Аносов А. А. Административный запрет на посещение спортивно-массовых мероприятий // Современное право. 2017. № 6. С. 31-34.

10. Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей ETS N 120 (Страсбург, 19 августа 1985 г.) // Бюллетень международных договоров. 2000. N 1.

11. Селезнев В. А. Вопросы административной ответственности за нарушение общественного порядка на официальных спортивных соревнованиях // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-administrativnoy-otvetstvennosti-za-narushenie-obschestvennogo-poryadka-na-ofitsialnyh-sportivnyh-sorevnovaniyah.

12. Сорокина Т. С. К вопросу об ответственности болельщиков за неправомерные действия во время проведения спортивных соревнований // Российский следователь. 2013. № 9. С. 30-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.