Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ И МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ И МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глушков Сергей Александрович, Санташов Андрей Леонидович

В статье анализируются проблемы предупреждения противоправных деяний, связанных с нарушением требований в области транспортной безопасности, при проведении спортивных и иных массовых мероприятий. Рассматриваются вопросы межотраслевой дифференциации ответственности в указанной сфере общественных отношений. Обосновывается вывод о том, что дальнейшее совершенствование законодательства в сфере обеспечения соблюдения требований в области транспортной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий предполагает соответствующую унификацию норм уголовного, административного и спортивного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Глушков Сергей Александрович, Санташов Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF REQUIREMENTS IN THE FIELD OF TRANSPORT SAFETY DURING SPORTS AND PUBLIC EVENTS

The article analyzes the problems of preventing illegal acts associated with violation of requirements in the field of transport security, during sports and other mass events. The article deals with the issues of intersectoral differentiation of responsibility in the specified sphere of social relations. The conclusion is substantiated that further improvement of legislation in the field of ensuring compliance with the requirements in the field of transport security during sports and other mass events presupposes the appropriate unification of the norms of criminal, administrative and sports law.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ И МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_3_1_66 УДК 351.81:656

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ И МАССОВЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ

Глушков Сергей Александрович,

старший преподаватель кафедры физической культуры инженерно-экономического факультета, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Россия, e-mail: mrgunich@mail.ru

Санташов Андрей Леонидович,

доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, г. Москва, Россия, e-mail: santashov@list.ru.

В статье анализируются проблемы предупреждения противоправных деяний, связанных с нарушением требований в области транспортной безопасности, при проведении спортивных и иных массовых мероприятий. Рассматриваются вопросы межотраслевой дифференциации ответственности в указанной сфере общественных отношений. Обосновывается вывод о том, что дальнейшее совершенствование законодательства в сфере обеспечения соблюдения требований в области транспортной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий предполагает соответствующую унификацию норм уголовного, административного и спортивного права.

Ключевые слова: спортивные мероприятия; транспортная безопасность; транспортная инфраструктура; транспортное средство; уголовная ответственность; административная ответственность.

UDC 351.81:656

RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF REQUIREMENTS IN THE FIELD OF TRANSPORT SAFETY DURING SPORTS

AND PUBLIC EVENTS

Glushkov Sergey Alexandrovich,

Senior Lecturer, Department of Physical Education, Faculty of Engineering and Economics, Vologda Institute of Law and Economics, Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia, e-mail: mrgunich@mail.ru

Santashov Andrei Leonidovich

Chief Researcher of the Research Department, Doctor of Law, Associate Professor, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: santashov@list.ru

The article analyzes the problems of preventing illegal acts associated with violation of requirements in the field of transport security, during sports and other mass events. The article deals with the issues of intersectoral differentiation of responsibility in the specified sphere of social relations. The conclusion is substantiated that further improvement of legislation in the field of ensuring compliance with the requirements in the field of transport security during sports and other mass events presupposes the appropriate unification of the norms of criminal, administrative and sports law.

Keywords: sports events; transport security; transport infrastructure; vehicle; criminal liability; administrative responsibility.

Транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности приобретают все большее значение. Собственники транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, работники предприятий и организаций транспорта и рядовые граждане не всегда неукоснительно выполняют требования в области транспортной безопасности. В этой связи важное значение имеют нормы действующего законодательства в сфере охраны транспортной безопасности, в том числе при проведении спортивных и массовых мероприятий.

Вопросы организации перевозок участников и гостей соревнований составляли неотъемлемую часть государственных гарантий, принятых Российской Федерацией в связи с проведением Чемпионата мира по футболу 2018 г. и Кубка конфедераций по футболу 2017 г. Чемпионат мира по футболу 2018 г. -двадцать первый Чемпионат мира по футболу FIFA. Для России это было первое спортивное событие такого уровня, проведение которого было сопряжено с дополнительными большими объемами пассажирских перевозок, связанных с пребыванием в стране иностранных болельщиков, официальных делегаций стран-участниц и FIFA, спортивных команд, перемещением болельщиков. Проведение турнира предусматривалось в 11 городах - организаторах соревнований, которые относительно компактно распределены по четырем кластерам с отдельной зоной в Уральском федеральном округе.

Своевременная и качественная подготовка транспортной инфраструктуры, обеспечение удобного, быстрого и безопасного перемещения участников и гостей соревнований являлись одним из основных условий успешного проведения любых крупных массовых спортивных мероприятий. Проведение указанных футбольных турниров представляло серьезный вызов транспортному комплексу России в связи со значительными расстояниями перевозок и недостаточным развитием транспортной инфраструктуры. В этих условиях особую важность приобретали вопросы концептуального и операционного планирования транспортного обеспечения соревнований, в том числе стадийной реализации

различных подготовительных мероприятий. Мировой опыт показывает, что чем раньше начинается работа в сфере транспортного планирования подобных спортивных мероприятий, тем успешней они проходят.

Первым этапом планирования транспортного обслуживания соревнований являлась разработка Концепции транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России [1]. Разработка концепции позволила заложить конструктивную основу для последующего операционного транспортного планирования соревнований. В рамках данного документа решались задачи анализа передового зарубежного опыта в области транспортного обеспечения чемпионатов мира и Европы по футболу, оценки транспортного спроса различных клиентских групп, разработки транспортных схем прибытия и убытия гостей и участников чемпионата с определением основных, транзитных и запасных транспортных узлов, проведения оценочных расчетов и моделирования работы транспортной системы при обеспечении перевозок в международном и междугородном сообщении.

Это, в свою очередь, позволило определить потенциально узкие места инфраструктуры внешнего транспорта, необходимое количество и типы транспортных средств, задействованных в перевозках гостей и участников чемпионата, сформулировать рекомендации по транспортному обслуживанию и своевременно принять необходимые меры по внесению соответствующих корректив в инвестиционные программы развития транспортной инфраструктуры субъектов Российской Федерации.

Транспортное планирование футбольных первенств осложняется трудно предсказуемым характером транспортных корреспон-денций, связанных с перемещением как национальных футбольных команд, так и их болельщиков, высокой неравномерностью объемов пассажирских и грузовых перевозок в период проведения соревнований. Это обусловливает дополнительные требования к пропускной способности транспортной инфраструктуры, ее надежности, безопасности и эффективности в целом. Заявка Российской Федерации на проведение чемпионата мира по футболу предусматривала создание современной транспортной инфраструкту-

ры (высокоскоростные дороги, аэропорты и т. д.), соответствующей международным требованиям. Это потребовало как реконструкции и модернизации существующих объектов транспортной инфраструктуры, так и создания новых высокотехнологичных транспортных систем. При этом создаваемая транспортная инфраструктура должна была удовлетворять иногда противоречивым условиям: с одной стороны, соответствовать пиковым нагрузкам в период проведения футбольных первенств, а с другой - возможности ее эффективного использования после окончания соревнований.

В соответствии со ст. 1 «О транспортной безопасности» [2] обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. При этом под последними понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Например, основной задачей в области охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры является предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц и транспортных средств, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию аэропортов (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» [3]). Организация выполнения указанных мер, а также осуществление пропускного режима формулируются в виде конкретных требований, неисполнение которых и образует объективную сторону административного правонарушения либо преступления. Во-первых, в ст. 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти

действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Причем данная ответственность ужесточается правотворцем в случае повторного совершения данного административного правонарушения (ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ), а также если данное про -тивоправное действие (бездействие) совершено умышленно (ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ). Во-вторых, ст. 263.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

Порядок обеспечения организаторами официальных спортивных соревнований и собственниками (пользователями) объектов спорта общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований устанавливается Правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований [4]. Эти правила применяются при проведении соревнований, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Основной задачей обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований является предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в местах проведения соревнований. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований осуществляется их организаторами совместно с собственниками (пользователями) объектов спорта во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Места проведения соревнований должны иметь соответствующую инфраструктуру и техническое оснащение, необходимые для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведе-

нии соревнований. Требования к техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Инфраструктура мест проведения соревнований должна соответствовать требованиям технических регламентов или подлежащим применению до дня вступления их в силу обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза, а также не противоречащим им требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Инфраструктура мест проведения соревнований включает в себя следующие объекты, предназначенные для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований: а) помещение для работы организатора соревнования или координационного органа либо место, специально подготовленное в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел; б) помещения для работы сотрудников органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел либо места, специально подготовленные в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел; в) помещение для хранения предметов, запрещенных для проноса, либо место, специально подготовленное в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел; г) парковочные места для размещения транспортных средств, в том числе автомобилей и специальной техники оперативных служб, а также транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения; д) медицинский пункт; е) санитарные узлы; ж) зоны (контрольно-пропускные пункты) для возможности осмотра входящих граждан и въезжающего транспорта с применением технических средств, требования к которым утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Объекты спорта в целях обеспечения общественного порядка и общественной без-

опасности при проведении соревнований должны быть оборудованы или снабжены:

а) информационными табло и (или) стендами;

б) системой контроля и управления доступом;

в) системой охранной телевизионной;

г) системой охранной и тревожной сигнализации;

д) системой охранного освещения;

е) системой экстренной связи;

ж) системой видеонаблюдения, позволяющей осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения соревнований, с выводом в помещение, предназначенное для работы организатора соревнований или координационного органа. Эти требования применяются только при проведении соревнований по таким видам спорта, как баскетбол, волейбол, регби, футбол и хоккей, а также по спортивным единоборствам.

Собственник (пользователь) объекта спорта должен иметь следующую документацию: а) документ, подтверждающий ввод объекта спорта в эксплуатацию; б) паспорт безопасности объекта спорта, разработанный в соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму"; в) инструкцию по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на объекте спорта; г) схему расположения эвакуационных знаков безопасности; д) схему расположения медицинских пунктов; е) схему расположения помещений или специально подготовленных мест для хранения предметов, запрещенных для проноса; ж) схему организации дорожного движения пешеходов и транспортных средств в месте проведения соревнований и на прилегающей к нему территории; з) схему расположения нестационарных торговых объектов; и) лицензию на осуществление медицинской деятельности медицинским пунктом.

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований осуществляется в соответствии с инструкцией и планом мероприятий. Инструкция разрабатывается собственниками (пользователями) объектов спорта на основе типовой инструкции, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта,

согласовывается с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и утверждается собственниками (пользователями) объектов спорта не реже одного раза в три года. План мероприятий разрабатывается и утверждается организатором соревнований совместно с собственником (пользователем) объекта спорта по согласованию с территориальными органами внутренних дел, в соответствии с типовым планом мероприятий и с учетом положения (регламента) о соревнованиях в срок не позднее 10 дней до начала соревнований.

Действующим законодательством также установлено, что соревнования не проводятся:

а) в местах и помещениях, не отвечающих установленным требованиям;

б) в полосах отвода газо-, нефте- и продук-топроводов, высоковольтных линий электропередачи, на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация

которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

в) на объектах транспортного комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в том числе на автомобильных дорогах, при отсутствии решения о временных ограничениях или прекращении движения на них транспортных средств, принятого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при отсутствии организации альтернативных маршрутов движения транспортных средств и информирования о принятом решении участников дорожного движения;

г) в пограничных зонах, если отсутствует специальное разрешение пограничных органов федеральной службы безопасности.

Подводя итог, отметим, что дальнейшее совершенствование законодательства в сфере обеспечения соблюдения требований в области транспортной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий предполагает соответствующую унификацию норм уголовного, административного и спортивного права.

Список литературы_

1. Концепции транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России. - URL.: https://favt.gov.rU/public/materials/1/1/a/d/3/11ad3d0510a14936184f2cd6ee31721c.pdf (дата обращения: 21.07.2021).

2 О транспортной безопасности : федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 11.06.2021). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры : постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 42. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

4. Правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 353 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 18. - Ст. 2194.

References _

1. Koncepcii transportnogo obespecheniya Chempionata mira po futbolu FIFA 2018 goda v Rossii. URL.: https://favt. gov.ru/public/materials/1/1/a/d/3/11ad3d0510a14936184f2cd6ee31721c.pdf (data obrashheniya: 21.07.2021).

2 O transportnojbezopasnosti: federal'ny'j zakon ot 09.02.2007 № 16-FZ (red. ot 11.06.2021). Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».

3. Ob utverzhdenii Pravil oxrany ae'roportov i ob"ektov ix infrastruktury : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 1 fevralya 2011 g. № 42. Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».

4. Pravila obespecheniya bezopasnosti pri provedenii oficial'ny'x sportivny'x sorevnovanij, utverzhdenny'e postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 18.04.2014 № 353, Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2014, no. 18, st. 2194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.