Telnykh Dmitry Aleksandrovich THE LEGACY OF THE WORLD ..
economic sceinces
УДК 338.1:796.06
DOI: 10.26140/knz4-2019-0801-0030
НАСЛЕДИЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA-2018 ДЛЯ ГОРОДОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ
© 2019
Тельных Дмитрий Александрович, преподаватель кафедры физической культуры Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. Чемпионат мира по футболу FIFA-2018 для россиян стал самым ожидаемым спортивным событием последних лет. В исследовании рассмотрены вопросы, которые возникли в ходе подготовки и после чемпионата мира по футболу 2018: источники финансирования подготовки и проведения мероприятия, в том числе строительства спортивной и транспортной инфраструктуры, которая требовала колоссальных затрат. Сейчас актуальным является вопрос, касающийся дальнейшей эксплуатации футбольных объектов, оставшихся в городах России, принимавших соревнования. Согласно исследованиям ученых, положительный эффект для экономики от проведения спортивных мега-событий отмечается как до проведения мероприятия, так и в течение последующих 12 лет, причем на экономике развивающихся стран такой эффект более ощутим. Согласно данным, 73% расходов на подготовку и проведение Чемпионат мира по футболу FIFA-2018 составили затраты на строительство спортивных объектов и транспортную инфраструктуру. Для проведения Чемпионат мира по футболу FIFA-2018 в 11 городах было построено и реконструировано 12 стадионов и 95 тренировочных площадок, реконструированы аэропорты и объекты городского и железнодорожного транспорта, городской дорожно-транспортной сети, объекты коммунального хозяйства, объекты медицинского обслуживания, парковые зоны и приведены в соответствие с международными требования многие объекты гостинично-ресторанного бизнеса. Из стадионов самым дорогим оказалась «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге, а самым дорогостоящим объектом транспортной инфраструктуры стал заново отстроенный аэропорт в Ростове-на-Дону.
Ключевые слова: Чемпионат мира по футболу FIFA-2018, наследие, расходы на организацию, спортивная инфраструктура.
THE LEGACY OF THE WORLD CUP FIFA 2018 T O THE HOST CITIES
© 2019
Telnykh Dmitry Aleksandrovich, teacher of the department of physical culture Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marks St., 3, e-mail: [email protected])
Abstract. The 2018 FIFA world Cup for Russians has become the most anticipated sporting event of recent years. The issues that arose during the preparation and after the 2018 FIFA world Cup were considered in the study: sources of funding for the preparation and holding of the event, including the construction of sports and transport infrastructure, which required enormous costs. The question concerning the further operation of football facilities remaining in the cities of Russia, which hosted the competition, is the most relevant at the moment. The article shows that the positive effect for the economy from the sports mega-events is noted both before the event and during the next 12 years, and this effect is more noticeable in the economies of developing countries. The article revealed that 73% of the costs for the preparation and holding of the FIFA world Cup 2018 amounted to the cost of construction of sports facilities and transport infrastructure. To host the FIFA world Cup 2018 in 11 cities, 12 stadiums and 95 training grounds were built and reconstructed, airports and facilities of urban and railway transport, urban road transport network, public utilities, medical facilities, Park areas were reconstructed and many facilities of the hotel and restaurant business were brought into line with international requirements. The most expensive stadium was the Zenit arena in St. Petersburg, and the most expensive object of transport infrastructure was the newly built airport in Rostov-on-Don.
Keywords: world Cup FIFA-2018, the legacy costs on the organization, the sports infrastructure.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В прошлом году в Российской Федерации состоялся Чемпионат мира по футболу FIFA-2018 (ЧМ-2018), выделяющийся рекордными затратами на подготовку и проведение мероприятия и неожиданно успешным выступлением российской сборной по футболу, дошедшей до % финала. В российском обществе новость о том, что ЧМ-2018 состоится в России, вызвала неоднозначную реакцию. Футбольные фанаты, а также потенциальные подрядчики, которые могли рассчитывать на бюджетные средства в процессе строительства стадионов и реконструкции городской инфраструктуры в 11 городах-организаторах, приняли новость с радостью, но была и часть граждан настроенная скептически, осознавая тяжесть экономической ситуации в стране и масштабы коррупции при реализации государственных заказов. Подготовка к ЧМ-2018 осуществлялась в соответствии с Указом президента «Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации»
[1]. Согласно данным информационного агентства РБК
[2] из бюджетов различного уровня на подготовку и проведение к ЧМ-2018 было затрачено 884 млрд. руб., хотя в Программе подготовки к проведению ЧМ-2018 в Российской Федерации озвучивалась цифра в 683 млрд. руб. [3]. ЧМ-2018 состоялся, и после него в городах-ор-
ганизаторах остались современные стадионы и тренировочные площадки, крупные объекты транспортной инфраструктуры, объекты туристического и ресторанного бизнеса, реконструированная дорожно-транспортная сеть и объекты городской среды. Сложным является вопрос использования и содержания стадионов субъектами, на баланс которых они будут переданы, поскольку не всем регионам это будет под силу. Но касательно реконструированных объектов транспортной инфраструктуры и объектов коммунального хозяйства оценки носят положительный характер, поскольку ЧМ-2018 дал возможность осуществить крупномасштабные и финансово затратные проекты, на которые, вероятнее всего, в обычном режиме у страны не было бы средств.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 24 июля 2018 г. № 1520-р «Об утверждении Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.» [4] были определены модели управления стадионами, источники финансирования расходов на эксплуатацию и содержание, предусмотрены финансовые средства из внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации и сформированы управляющие компании. Стадионы
106
Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
экономические науки
Тельных Дмитрий Александрович НАСЛЕДИЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ...
в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске решено было передать в собственность субъектов РФ после полного формирования их балансовой стоимости. Для стадионов, построенных за счет федерального бюджета, как правило, используют модель управления, когда собственник передает специализированным организациям на аутсорсинг отдельные функции, связанные с содержанием, эксплуатацией и загрузкой стадионов. Для стадионов «Лужники» и «Спартак» (Москва), «Казань Арена» (Казань) и «Фишт» (Сочи) была утверждена модель управления, при которой собственник или принадлежащая ему управляющая компания будут самостоятельно обеспечивать содержание, эксплуатацию и управление операционной деятельностью стадиона. «Зенит-Арена» (Санкт-Петербург) будет управляться по договору концессии, когда все обязанности по содержанию, эксплуатации и управлению операционной деятельностью стадиона собственник передает сторонней внешней компании.
Тренировочные площадки, построенные и реконструированные к ЧМ-2018, планируется передать в пользование прежним владельцам: из 74 действующих 47 принадлежали спортивным организациям, 15 футбольным клубам, 12 использовались по профильному назначению (профессионального и любительского); из 21 построенной 7 площадок будут переданы детско-юношеским спортивным организациям, 4 площадки -футбольным клубам. Объекты временной инфраструктуры на стадионах и прилегающих к ним территориях в Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Саранске и Сочи будут частично пожертвованы в спортивные организации, а частично демонтированы.
Безусловно, с точки зрения развития детско-юношеского футбола, вложения в развитие спортивной инфраструктуры должны возыметь положительный эффект в перспективном будущем [5, 6]. Тем более, что подготовка к проведению ЧМ-2018 в России была совмещена с реализацией Федеральной целевой программы по Развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, в рамках которой удалось существенно нарастить спортивную инфраструктуру в стране и повысить популярность занятий массовым спортом среди населения [7-9].
Высокие затраты на подготовку, организацию и проведение ЧМ-2018 в России побили рекордную сумму, затраченную ранее в Бразилии. Ожидаемый экономический эффект от ЧМ-2018, как показывает мировая практика, пока только впереди, поскольку по опыту Японии, Южной Кореи, Германии и ЮАР становится понятным, что чем больше времени пройдет с момента чемпионата, тем сильнее ощущается социально-экономический эффект [10], а краткосрочный импульс для экономики, созданный в момент подготовки к крупномасштабному спортивному мероприятию, не способен в короткие сроки привести к окупаемости затрат [11, 12]. При этом рост расходов на организацию и проведение чемпионатов обуславливается повышающимися требованиями к стадионам со стороны FIFA, политика которой направлена на увеличение числа участников [13].
Наряду с затратами на создание стадионов, отвечающих требованиям FIFA, в России львиная доля затрат пришлась на реконструкцию и строительство новых объектов транспортной сети.
Организации транспортных потоков при проведении крупномасштабных событий всегда уделялось большое внимание, а в современных условиях для удобства иностранных и отечественных болельщиков необходимо было обеспечить комфортное и безопасное перемещение, как между городами-организаторами мероприятия, так и внутри населенных пунктов, и, что немаловажно, обеспечить эффективное использование инфраструктур-
ных объектов в будущем [14, 15].
В России к проведению ЧМ-2018 суммарно было открыто 56 отелей международных брендов, которые позволили обеспечить туристов качественным обслуживанием, и, как считают некоторые специалисты, развитие туризма в России после проведения ЧМ-2018 должно пойти в гору [16, 17]. По данным Правительства РФ, приток туристов в России в рамках ЧМ-2018 14% экономического эффекта от проведения мероприятия, что сопоставимо по результатам с предыдущими странами (Япония, Бразилия, ЮАР), но гораздо ниже эффекта в Германии (40%), что обусловлено удобством расположения этой страны для европейских болельщиков [18].
Согласно исследованиям различных авторов [19, 20], положительный эффект от проведения крупномасштабных спортивных мегасобытий наблюдается не только в период до проведения мероприятия, но и в течение 12 лет после его завершения, причем устойчивая тенденция взаимосвязи между проведением спортивных мегасобы-тий и экономическим ростом прослеживается в развивающихся странах, в то время как в случае с развитыми странами такого эффекта не отмечается.
Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотреть объекты, оставшиеся в городах-организаторах ЧМ-2018 в наследие после окончания соревнований, проанализировать затраты на создание спортивной инфраструктуры и по основным категориям затрат на инфраструктуру.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Структура затрат на подготовку и проведение ЧМ-2018 в России представлена на рисунке 1.
17%
39% ^
А и%
33%
■ Спортивные сооружения ■ Транспортная инфраструктура
■ Прочая инфраструктура ■ Операционные затраты
Рисунок 1 - Структура затрат на подготовку и проведение ЧМ-2018 в России, %
Концепция проведения чемпионатов мира по футболу изменилась в 1994 г., когда при подготовке к соревнованиям странам-организаторам позволили закладывать в бюджет расходы на инфраструктуру, а не только на создание спортивных объектов.
В России на создание спортивных объектов было затрачено 39% от общих расходов, а на транспортную инфраструктуру 33%. В рамках подготовки к ЧМ-2018 был заново построен аэропорт в Ростове-на Дону, и реконструировано и модернизировано еще 12 аэропортов, на что ушло 70% от общих расходов на транспортную инфраструктуру.
Были реконструированы и модернизированы 20 железнодорожных вокзалов, в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде были открыты новые станции метрополитена, а в некоторых городах открыть новые станции метро не удалось ввиду сокращения финансирования. Были приведены в порядок линии трамвайных и железнодорожных путей и объекты городской инфраструктуры.
Среди стадионов, не во всех городах пришлось отстраивать их заново, в Екатеринбурге, Москве (Лужники) и Сочи понадобилась реконструкция, в остальных горо-
Telnykh Dmitry Aleksandrovich THE LEGACY OF THE WORLD .
economic sceinces
дах объекты создавались заново (рисунок 2).
Рисунок 2 - Стоимость стадионов в городах-организаторах ЧМ-2018, млрд. руб.
Самым дорогим стадионом, возведенным к ЧМ-2018, стала «Зенит-арена» или стадион в Санкт-Петербурге, строительство которого сопровождалось громкими коррупционными скандалами. Несмотря на то, что построенный к 0лимпиаде-2014 в Сочи, стадион «Фишт» достаточно молод, на его реконструкцию после окончания Олимпийских игр потребовалось 4 млрд. руб. из 27 млрд. руб. суммарно затраченных на его создание. «Лужники» - крупнейший стадион в России и построенный в 1956 г. нуждался в капитальной реконструкции, на что было затрачено больше, чем на строительство стадионов в других городах. Стоит отметить, что строительство футбольного стадиона «Спартак» производилось за счет средств частного футбольного клуба и обошлось дешевле, чем строительство и реконструкция большинства стадионов, финансировавшихся их бюджетных средств.
Для Москвы и Санкт-Петербурга преобразование городской среды и транспортной инфраструктуры обошлось довольно затратно, но в силу того, что мегаполисы динамично развиваются, эти преобразования не стали столь значимыми, как для других городов-организаторов (рисунок 3).
Рисунок 3 - Преобразования в городах-организаторах ЧМ-2018
Наилучшим образом удалось усовершенствовать транспортную и городскую инфраструктуру в Волгограде и Ростове-на-Дону, где были осуществлены крупнейшие транспортные и коммунальные объекты. Меньше других удались преобразования в Калининграде, где строительство стадиона сопровождалось крупными проблемами и поднимался вопрос о переносе матчей в другие города, а
для городской среды было сделано крайне мало, по сравнению с другими городами-организаторами.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ходе исследования было установлено, что проведение ЧМ-2018 в России обернулось рекордными затратами на подготовку, что в некоторой степени обусловлено возрастающими требованиями к стадионам со стороны FIFA и высокой степенью завышения стоимости осуществления работ подрядчиками, финансируемыми из бюджета, а не из частных средств. Экономический эффект от подготовки и проведения спортивных мега-событий, по опыту других стран, должен ощущаться в течение 12 последующих лет, а на развитие экономик развивающихся стран проведение спортивных мега-событий оказывает больше влияния, чем на экономики развитых стран.
В России подготовка и проведение ЧМ-2018 обошлась по официальным данным в 683 млрд. руб., но реальные подсчеты говорят о 884 млрд. руб. Самым дорогим стадионом стала «Зенит-арена» или стадион «Санкт-Петербург», дешевле всего обошлась реконструкция в Екатеринбурге. В наследие городам-организаторам остались современные объекты транспортной инфраструктуры - аэропорты (в Ростове-на -Дону новый аэропорт позволит разгрузить московские аэропорты в качестве стыковочной точки) и железнодорожные вокзалы, а также объекты коммунального хозяйства, дорожно-транспортной сети и городского хозяйства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Указ Президента Российской Федерации от 25.03.2013 г. № 282 «Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/36961 (Дата обращения: 19.02.2019 г.).
2. Русское поле: как ФИФА получила рекордную прибыль благодаря ЧМ в России. РБК. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.rbc.ru/business/13/07/2018/5b4637d09a79475a0eeb80e3 (Дата обращения: 19.02.2019 г.).
3. Постановление Правительства РФ от 20.06.2013 № 518 (ред. от 29.12.2018) «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу». Консультант Плюс. [Электронный ресурс■] — Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_148746/(Дата обращения: 19.02.2019г.).
4. Распоряжение Правительства РФ от 24 июля 2018 г. № 1520-р «Об утверждении Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.». Информационно-правовой портал Гарант. ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71909238/ (Дата обращения: 19.02.2019 г.).
5. Тельных Д.А., Бобровский Е.А. О развитии детско-юношеского командного спорта // Наука и практика регионов. 2018. № 4 (13). С. 150-153.
6. Тюфтяков А.А. Инвестиции в создание футбольных полей с искусственным покрытием как фактор роста числа футболистов в России //Наука и практика регионов. 2018. № 3 (12). С. 117-121.
7. Федеральные целевые программы России. Официальный сайт. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/ Fcp/ViewFcp/View/2006/191/ (дата обращения 19.02.2019 г.).
8. Перькова Е.Ю. Результаты реализации федеральной целевой программы в разрезе округов страны // Вопросы социально-экономического развития регионов. 2017. №2 (3). С. 31-36.
9. Зюкин Д.А., Матушанская Е.Е. Массовый спорт как неотъемлемый элемент реализации концепции здорового образа жизни населения //Региональный вестник. 2018. № 6 (15). С. 11-13.
10. Инвестиции в футбольные страсти: эффект Чемпионата мира в России. JLL. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.jH.ru/russia/ru-ru/Research/FIFA_World_Cup_2018.pdf?8f5b1092-2240-448f-b6fd-46fadb8b5b45 (Дата обращения: 19.02.2019 г.).
11. Овчинникова П.В. Экономические траты на строительство к Чемпионату Мира по футболу 2018 в России // NOVA1NFO.RU. 2016. № 57. С. 207-210.
12. Виселёва Ю.О. Сравнительный анализ вложенных инвестиций в организацию Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 // В сборнике Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование. 2017. С. 143-146.
13.Магарамова К.Ш. Проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России: экономический эффект, доходы и расходы // Экономика и социум. 2017. № 2 (33). С. 643-651.
14. Буторина С. А., Котов Е. А. Влияние транспортной инфраструктуры, возводимой для проведения спортивных мегамероприя-тий // Городские исследования. 2016. № 3 (4). С . 70-86.
15.Жоголева А.В., Сатдыкова Л.Р. Особенности организации транспортной инфраструктуры чемпионата мира по футболу на примере России //В сборнике: Градостроительные проблемы поволжских мегаполисов Под ред. Е.А. Ахмедовой, Т.В. Караковой. Самара,
108
Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
экономические науки
Тельных Дмитрий Александрович НАСЛЕДИЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ...
2017. С. 102-113.
16. Васильев А.С. Чемпионат мира по футболу 2018, как фактор развития событийного туризма в России // В сборнике: Туризм и гостеприимство через призму инноваций Сборник статей научно-практической конференции. Под научной редакцией Е.М. Крюковой. 2017. С. 27-30.
17. Рентабельность развития гостиничного бизнеса в преддверии чемпионата мира по футболу в России / Д.Н. Бабенков, Ю.Ю. Колбас, К.Ю. Колбас, Т.И. Соловьева // Качество. Инновации. Образование. 2018. № 3 (154). С. 99-105.
18. Агеев В.И., Алтухов С.В. Сравнительный анализ расходов и экономического эффекта чемпионатов мира по футболу (1998-2018) //Журнал новой экономической ассоциации. 2018. № 4 (40). С. 158-167.
19. Драпкин И.М., Семенова Е.О., Чернега А.Ю. Влияние спортивных мега-событий на экономический рост в принимающей стране: результаты эмпирического анализа//Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2018. Т. 17. № 3. С. 406-422.
20. Сафронов Р.А. Экономические и финансовые последствия крупных спортивных соревнований для стран-организаторов // European Science. 2016. № 12 (22). С. 46-50.
Статья поступила в редакцию 21.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019