DOI 10.22337/2077-9038-2018-2-11-18
Глобальные события и архитектурно-градостроительная реновация города (на примере подготовки Волгограда к Чемпионату мира по футболу 2018 года)
А.В.Антюфеев, ВолгГТУ, Волгоград
В статье освещаются градостроительные проблемы, возникающие на фоне сложившейся в последние десятилетия тенденции проведения в крупнейших российских городах масштабных мероприятий мирового уровня. Глобальные события обеспечивают городам возможность проведения стремительной модернизации своей инфраструктуры и улучшения качества среды за счёт строительства уникальных объектов. Одним из наиболее массовых мировых событий являются спортивные мероприятия. В связи с проведением в этом году в России чемпионата мира по футболу большой интерес представляет опыт российских городов по их архитектурно-градостроительному преобразованию.
На примере Волгограда рассматриваются вопросы реновации города, обеспечивающей подготовку к проведению матчей Чемпионата мира по футболу-2018. Автор принимал непосредственное участие в работе междисциплинарной команды от региона в этой работе. Определены особенности территориально-пространственного размещения основных объектов чемпионата в городе с линейной планировочной структурой. Оценка осуществлённых градостроительных преобразований позволила выявить положительные результаты и негативные тенденции в развитии города, которые проявляются при вторжении в градостроительную ткань мегаполиса инфраструктуры глобального события. Среди отрицательных последствий выделяются вопросы, связанные с утратами объектов культурного наследия. Особо выделены вопросы, связанные с дальнейшей судьбой наследия чемпионата мира. Намечены направления градостроительных преобразований, позволяющих организовать последующую эффективную эксплуатацию объектов инфраструктуры завершившегося глобального события. В частности, потребуется переработка положений генерального плана и правил землепользования и застройки с учётом использования объектов наследия чемпионата мира.
Ключевые слова: градостроительное развитие, глобальные события, реновация, инфраструктура, историко-культурное наследие.
Global Events and Architectural and Urban Renovation of
the City (on the Example of the Preparation of Volgograd
for the FIFA World Cup-2018)
A.V.Antyufeev, VSTU, Volgograd
The article highlights the basic urban problems arising in cities, hosting major world events during the latest decade.
Major sports events become a good accelerator of urban developments and environmental improvements of the city due to the construction of unique objects. One of the most large-scale world events are sports games. In connection with the fact that the World Football Championship is held in Russia this year, the experience of Russian cities in architectural and town-planning redevelopment is of great interest.
The author considers the issues of architectural and urban redevelopment of the city on the example of Volgograd, one of the Russian cities in which the FIFA World Cup 2018 will be held.The author of the article was directly involved in the work of interdisciplinary project team as a part of a regional team. The peculiarities of territorial-spatial placement of major objects of the championship in the linear city are defined. Evaluation of infrastructure renovations allowed the author to identify positive outcomes and negative urban trends that have emerged when infrastructure of a global event invades urban fabric of a megalopolis. Among negative consequences the articles highlights issues related to cultural heritage loss. Particular focus is made on future of championship legacy. Urban renovations are planned which allow to organize effective exploitation of infrastructural objects after the global event took place. In particular, redevelopment of master plan statements along with development and land-use rules will be required taking into account the use of championship legacy.
Keywords: urban development, global events, renovation, infrastructure, historical and cultural heritage.
В последнее время российские города включились в работу по организации проведения глобальных событий. Ещё в советский период, начиная со второй половины прошлого века, Москва начала принимать такие мероприятия как Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1956 года, 0лимпиада-1980. К началу XXI века в России был наработан большой опыт проведения подобных мероприятий. География российских городов, в которых проводятся события мирового значения, существенно расширилась. В их числе Владивосток (форум АТЭС-2012), Казань (Всемирная Универсиада-2013), Сочи (0лимпиада-2014) и другие.
Решение о проведении Чемпионат мира по футболу в 2018 году в России стало новой поворотной точкой в этом направлении. Особенность настоящего этапа состоит в том, что в процесс проведения глобального мероприятия будут включены не только столицы, а целая группа крупнейших российских горо-
дов. В их число, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, входят Казань, Екатеринбург, Калининград, Ростов-на-Дону, Самара, Волгоград, Нижний Новгород, Сочи, Саранск. Во всех городах подготовка к такого рода мероприятиям рассматривалась как возможность резкого экономического и градостроительного подъёма [1-3].
Актуальность оценки этого опыта заключается в том, что мы впервые на практике сталкиваемся с реальной проверкой на соответствие условиям и требованиям к организации и проведению мероприятий мирового значения не в выборочных отдельных городах, но в целом ряде региональных центров. Это практический эксперимент, позволяющий оценить сильные и слабые стороны влияния глобальных событий на развитие городов, стремительность и масштабность реконструкции и нового строительства [4].
Опыт подготовки Волгограда к ЧМ-2018 и связанная с этим архитектурно-градостроительная реновация города, плюсы и минусы этого процесса стали вопросами, рассматриваемыми в настоящей статье. Автор принимал непосредственное участие в работе междисциплинарной команды от региона по обеспечению требований к проведению чемпионата. Одним из результатов этой работы был проект планировки и межевания территории, прилегающей к стадиону, на основе общей концепции подготовки города к чемпионату мира по футболу (2013) (рис. 1). В статье приведены фотографии, выполненные автором в мае 2018 года.
В качестве пролога следует сказать, что при разработке мероприятий по подготовке города к чемпионату изначально власти города предполагали за счет глобального события решить большинство проблем городского развития. В России проведение больших мероприятий традиционно является синонимом освоения огромных бюджетных средств. Исходя из сложившегося стереотипа проведения мероприятий, позволяющих осуществить крупномасштабную реконструкцию городской среды, региональные власти попытались переложить решение вопросов развития города местного значения «на плечи» глобального события. В результате рассмотрения заявки экспертной комиссией FIFA и 0ргкомитетом-2018 в качестве основного показателя, снижавшего конкурентоспособность Волгограда в борьбе за право проведения ЧМ, были отмечены большой объём и высокая стоимость строительства объектов городской инфраструктуры. В частности, в заявке были указаны строительство Третьей Продольной магистрали, реконструкция спортивных сооружений на всей территории города, крупномасштабная замена объектов инженерной инфраструктуры в южной и северной его частях. Иными словами, предполагалась реализация практически всех положений генерального плана.
Специалисты FIFA отметили, что в России они столкнулись с тем, что власти муниципалитетов и регионов за счёт проведения чемпионата мира хотят провести комплексную реконструкцию городов и поднять их экономику. Однако FIFA рассматривает чемпионаты по футболу как своеобразную
мировую «вечеринку». Их задача - привезти «вечеринку» в город, а задача местных властей - её достойно провести. Поэтому FIFA концентрирует своё внимание только на объектах, обеспечивающих проведение этих мероприятий. В число стандартного набора для футбольной «вечеринки» входят следующие объекты: стадион, фан-зона (зона проведения фестивалей болельщиков), аэропорт, гостиничная и транспортная инфраструктура.
В результате именно эти объекты и стали точками «градостроительной акупунктуры» в реновации Волгограда. В настоящее время город готов к проведению чемпионата. Рассмотрим, какие преобразования произошли в Волгограде за короткий срок подготовки, и попытаемся оценить «плюсы» и «минусы» влияния глобального события на архитектурно-градостроительное развитие города.
Объектом, который имеет большой синергетический потенциал для городского развития, стал новый стадион (рис. 2).
Главным преимуществом стадиона «Волгоград-Арена», по заключению экспертов, по сравнению со стадионами в других
Рис.1. Фрагмент иллюстративных материалов к проекту планировки и межевания территории, прилегающей к стадиону. Эспланада Мамаева кургана и реновация территории завода «Красный Октябрь»
Рис.2. Стадион «Волгоград-Арена». Фото 2018 года
Рис.3. Вид на стадион «Волгоград-Арена» в панораме города. Фото 2018 года
городах является его градостроительное размещение. Арена на 45 000 зрительских мест построена на месте бывшего Центрального стадиона. Участок расположен в центре города на бровке берегового склона Волги, рядом с мемориальным ансамблем Мамаева кургана и городским парком. Исторический контекст является мощнейшим градостроительным фактором. Уникальное расположение позволило создать архитектурный объект, который формирует современный облик Волгограда и в то же время гармонично вписан в панораму города и тактично дополняет всемирно известный ансамбль, посвящённый героям Сталинградской битвы (рис. 3). Для соблюдения режима охранных зон Мамаева кургана как объекта культурного наследия федерального значения проектировщикам пришлось обеспечить необходимую в рамках допустимых режимов высотность сооружения.
Вторым преимуществом градостроительного размещения «Волгоград-арены» является её ключевое расположение относительно других объектов инфраструктуры чемпионата. Одним из требований, предъявляемых к проведению чемпио-
Рис.4. Схема размещения основных объектов инфраструктуры ЧМ-2018 в Волгограде
Рис.5. Начало главной поперечной оси города - площадь Павших борцов. Фото 2018 года
ната мира по футболу, является доступность, - иными словами, компактное размещение абсолютного большинства обслуживающих объектов. Применительно к Волгограду заявленное качество поначалу может быть воспринято по меньшей мере с иронией. Город с линейной планировочной структурой, протянувшейся вдоль Волги на девяносто километров, мало подходит на роль компактного пространства. Но история его градостроительного развития распорядилась таким образом, что все основные объекты инфраструктуры обеспечения матчей чемпионата, заявленные в требованиях FIFA, оказались сосредоточенными вокруг стадиона в радиусе четырёх-пяти километров (рис. 4).
Так, станция железнодорожного и скоростного электротранспорта находятся в 800-х метрах от арены. Транспортно-пересадочный узел, объединяющий станции скоростного трамвая, остановки автобусов, троллейбусов, маршрутных такси, расположен в 400-х метрах; три тренировочные площадки с обслуживающей инфраструктурой - в 350-ти метрах. Основные гостиницы, предназначенные для проживания команд-участниц и болельщиков, крытый тренировочный манеж расположены в пределах четырёх километров от стадиона. Особо следует подчеркнуть, что расстояние до территорий, предназначающихся для проведения ежедневных фестивалей болельщиков (одна основная фан-зона и две резервные), также колеблется от полутора до четырёх километров.
Выбор основной территории для размещения фан-зоны был определён пересечением двух значимых планировочных осей города. Поперечная ось проходит по Аллее Героев -линии, вдоль которой развит главный градостроительный ансамбль возрождённого Сталинграда (рис. 5).
Продольная ось идёт по центральной аллее Парка Победы вдоль Волги. Величественная лестница, поднимающаяся от крупнейшего в Европе речного вокзала, расположенного на нижней террасе набережной, и террасированные откосы - это готовый амфитеатр для проведения больших мероприятий и грандиозных зрелищ. Во время празднования дней рождения города здесь собирается более пятидесяти тысяч волгоградцев и его гостей. Уникальность сложившейся планировочной ситуации, словно специально предназначенной для проведения глобальных культурных и спортивно-массовых мероприятий, ещё и в том, что набережная Волгограда, одна из красивейших речных набережных мира, через сложившуюся систему озеленённых пространств, систему открытых пространств нижней террасы набережной, территории центрального парка культуры и отдыха - это готовый четырёхкилометровый пешеходно-велосипедный маршрут, связывающий зону стадиона и зону ежедневных фестивалей болельщиков (рис. 6).
Аэропорт - ключевой объект приёма и проводов гостей чемпионата. Проведение мирового футбольного первенства стало импульсом для масштабного обновления воздушных ворот Волгограда, которое началось в 2014 году. В результате были выстроены два новых пассажирских терминала и создан
мультимодальный транспортно-пересадочный узел федерального значения, который объединяет пассажиров авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта (рис. 7).
В аэропорту построен перрон и железнодорожная ветка длиной 1,2 км, благодаря чему в 2018 году запущен аэроэкспресс, связывающий аэропорт и центр Волгограда, время в пути до аэропорта занимает 25 минут. За четыре года также была построена новая взлётно-посадочная полоса длиной 2800 и шириной 45 метров, установлено метеооборудование, позволяющее отправлять и принимать самолёты в сложных погодных условиях. Пропускная способность аэропорта достигла требуемых FIFA 1450 человек в час. После проведения ЧМ-2018 предполагается дальнейшая модернизация аэропорта - проведение третьего этапа реконструкции, который подразумевает строительство телетрапов, преобразование терминала «А» в вокзал для железнодорожного и автомобильного транспорта.
Наряду с аэропортом особо важная роль отведена железнодорожному вокзалу «Волгоград-1». Вокзальный комплекс уже сегодня является крупным транспортным узлом, объединяющим пригородное железнодорожное сообщение, поезда дальнего следования, систему городского транспорта (троллейбус, автобус), легкового и маршрутного такси. Реконструкция комплекса железнодорожного вокзала предусматривала благоустройство и освобождение привокзальной площади от торговых павильонов и перепланировку помещений здания вокзала «Волгоград-1».
Следует также назвать и реконструкцию существующей железнодорожной станции Мамаев курган, находящейся в непосредственной близости от футбольной арены.
Среди плюсов городского развития, безусловно, важнейшее значение имеет реконструкция транспортной инфра-
структуры. Вдоль Волги в центральной части города построена рокадная дорога, которая уменьшила транспортную нагрузку на Первую и Вторую Продольные магистрали1 (рис. 8).
Кроме того, прошла масштабная реконструкция шоссе Авиаторов. Реконструкция шоссе - один из ключевых инфраструктурных проектов в подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года. Трасса является основным «клиентским маршрутом» FIFA - соединяет город и международный аэропорт «Волгоград».
Подготовка к мундиалю затронула и коммунальную сферу. В Волгограде модернизированы четыре крупных объекта, в том числе водоочистные сооружения.
Таким образом, главными направлениями подготовки Волгограда к чемпионату мира по футболу стали: возведение нового стадиона; строительство и реконструкция гостиниц; ремонт дорог, расширение существующих трасс и строительство новых транспортных развязок; обустройство ряда инженерных сооружений, модернизация аэропорта; обновление ряда спортивных площадок (стадионы Волгоградской академии физической культуры, «Зенит», «Пищевик»).
Итак, это достижения, о которых писать всегда легко и приятно. Но известно, что рядом с плюсами таких масштабных и стремительных преобразований, о которых идёт речь в статье, всегда возникают минусы. Непродуманные или
1 Название магистралей связано с тем, что они проходят через весь город, соединяя наиболее удалённые друг от друга части Волгограда. В настоящее время существует три продольных магистрали. Нумерация осуществляется от Волги. К 2018 году построен отрезок Нулевой Продольной (рокадной) дороги, проходящей в непосредственной близости от берега Волги в центральной части города. Несмотря на отсутствие официального статуса термин «продольные магистрали» используется в Генеральном плане Волгограда и в Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области.
Рис.6. Схема пешеходно-велосипедного маршрута, связывающего зону стадиона и фан-зону
Рис. 7. Новые терминалы аэропорта Волгограда. Фото 2018 года
Рис. 8. Рокадная дорога вдоль Волги. Фото 2018 года
скоропалительные решения могут в будущем стать помехами градостроительного развития городских территорий, которые вовлечены в обслуживание глобального события.
Одним из самых сложных вопросов является вопрос содержания наследия спортивной инфраструктуры чемпионата мира [5]. Когда отгремят фанфары церемонии закрытия чемпионата, наступят рутинные будни. Всем известно, что объекты спортивной инфраструктуры, такие как стадионы, очень трудно сделать прибыльным или хотя бы не слишком убыточным бизнесом. Важно заложить в основу будущего существования домашней арены регионального футбольного клуба «Ротор» принцип её многофункционального использования в круглогодичном режиме эксплуатации. Футбольные матчи - это не слишком частые и непродолжительные по времени отрезки в жизни футбольного стадиона. Необходимо сделать так, чтобы спортивная, физкультурная, оздоровительная, развлекательная, культурно-ознакомительная и информационная жизнь стадиона не прекращались в течение всего года. И вот здесь возникает первый и, возможно, самый сложный вопрос: как эксплуатировать стадион после мундиаля? Не в смысле привлечения новых больших событий - спортивных или культурных, а для обеспечения стабильного функционирования городской жизни. Дело в том, что на время проведения четырёх матчей чемпионата2 в городе будет действовать специальная схема движения, а именно, перекрывать будут все главные дороги. Фактически на время матчей вся центральная часть Волгограда будет полностью превращаться в одну большую пешеходную зону. Затронут ограничения не только транспортное движение в Центральном районе, но и в соседних - Красноок-тябрьском и Ворошиловском. За основу этих решений был принят план управления перевозками, созданный специалистами Высшей школы экономики.
Но, подчеркнём ещё раз, что Волгоград - город с линейной планировочной структурой, который объединён в единое целое тремя Продольными магистралями. На главной городской артерии - проспекте Ленина - движение на время проведения массовых мероприятий будет остановлено. Участок длиной в семь километров предполагается только для пешеходного движения. Уже сегодня очевидно, что Вторая и Третья Продольные магистрали не смогут взять на себя всю нагрузку транспортного обеспечения северной и южной частей города. И если на время чемпионата с этим можно примириться, то как быть в том случае, когда такие массовые мероприятия будут происходить часто? В перспективе - при постоянной эксплуатации нового стадиона - встанет вопрос о полном изменении схемы транспортной инфраструктуры, чтобы стадион не превратился в «белого слона»3, с одной стороны, и не ухудшить условия проживания в городе - с другой.
Явной градостроительной ошибкой является предусмотренное генеральным планом города нарушение трассировки рокадной магистрали, которая определена генеральным планом города. Магистраль общегородского значения, идущая вдоль Волги, по генплану должна была связать северные и южные районы города. В настоящее время она фактически проходит в границах только Центрального района и завершается в северной части примыканием к проспекту Ленина у подножия Мамаева кургана (рис. 9). Стоит отметить, что ин-
2 Во время групповой стадии чемпионата мира на «Волгоград-Арене» сыграют сборные Англии и Туниса (18 июня), Нигерии и Исландии (22 июня), Саудовской Аравии и Египта (25 июня), Польши и Японии (28 июня).
3 «Белый слон» -нечто очень ценное и в тоже время чрезмерно дорогое в содержании.
Рис. 9. Примыкание рокадной дороги к проспекту Ленина в одном уровне. В перспективе ■ Фото 2018 года
■ ансамбль на Мамаевом кургане.
женерное обустройство этой дороги (устройство трубошпунта берегоукрепления) фактически ликвидировало возможность выхода к Волге.
Другой градостроительной ошибкой, имевшей также и большие социальные последствия, стала прокладка автострады от аэропорта в центр Волгограда через посёлок Гумрак. Этот посёлок с численностью населения более шести тысяч жителей в настоящее время рассечён по главной улице Ленина шумозащитными экранами высотой четыре метра на два линейных образования (рис. 10). Разрушена социально-экономическая и градостроительная целостность посёлка, что вызвало массовые протесты жителей.
Необходимо уточнить, что в Гумраке построена дорога второй категории. При этом по действующим нормативам дороги первой, второй и третьей категорий должны прокладываться в обход населённых пунктов, а если это невозможно, и дорога идёт транзитом, то должен быть предпринят целый комплекс мер по обеспечению безопасности жителей населённого пункта, а также соблюдены требования санитарных норм, по которым расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки должно быть не менее 50-ти метров, а при условии применения шумозащитных устройств не менее 25-ти метров. В реальности расстояние от домовладений до шумозащитного экрана - менее десяти метров [6]. Также новая трасса оказалась намного ниже уровня прежней дороги. Поэтому у жителей стоящих вдоль дороги домов ограничена возможность подъезда во дворы и гаражи. Недовольство жителей вызвала также и установка шумозащитных экранов вдоль всего посёлка и массовая вырубка деревьев.
Кроме градостроительных ошибок, в процессе архитектурно-градостроительной реновации много потерь понесли объекты культурного наследия. Например, в процессе строительство терминала «В» демонтировано историческое здание старого аэропорта (так называемый «аэровокзал-200»), построенный в 1959 году (рис. 11). На первых этапах обсуждения проекта его авторы заявляли о сохранении отдельных элементов старого терминала, выполненного в стиле сталинского ампира) (рис. 12). Исторический фронтон с колоннами планировалось вписать в проектное решение, разработанное архитектурно-проектным холдингом АТТА-групп. В конечном решении здание было полностью разрушено.
Другой безусловной потерей является утрата скульптурной группы «Апофеоз труда» на фасаде железнодорожного вокзала. Скульптурная группа, установленная в арочном проёме над входом в центральный вестибюль вокзала в 1954 году, была выполнена из железобетона (скульпторы М.Д. и Н.А. Павловские) (рис. 13). В центре композиции - Родина-мать в окружении детей и рабочих держит в воздетых руках лавровый венок. Скульптуру сняли со здания вокзала в 2014 году, отправив её, как подчёркивалось, на реставрацию. Однако по некоторым данным, скульптура была уничтожена, а на её место в 2018 году водрузили медную копию-новодел (рис. 14).
Рис. 10. Транзитная трасса Аэропорт-Волгоград в посёлке Гумрак. Фото 2018 года
Рис. 11. Старое здание аэропорта. Волгоград
Рис. 12. Проектное предложение по реконструкции Волгоградского аэропорта
Рис. 13. Железнодорожный вокзал Волгограда. Фото 2012 года
Рис. 14. Скульптурная группа «Апофеоз труда»: а)медная копия. Фото 2018 года; б) оригинал. Фото 2012 года
Рис. 15. Арки, перекрывающие силуэт статуи Родины-матери на Мамаевом кургане, 2018.
Следующий пример непродуманных решений связан с городским дизайном. Конструкции 12-метровых светомузыкальных арок появились на переходе от железнодорожной платформы к стадиону в охранной зоне Мамаева кургана. Арки явно диссонируют с панорамой мемориального ансамбля, перекрывая вид на курган. Да и само размещение аттракциона у мемориального объекта неуместно (рис. 15).
Утратой архитектурно-градостроительной традиции в отношении развития ансамбля Мамаева кургана к Волге является принятие решения об устройстве огромной асфальтированной парковки на месте предполагаемой Е.В. Вучетичем и Я.Б. Бело-польским эспланады (рис. 16). Эта планировочная ось начиналась у подножия статуи «Родина-мать» и должна была связывать Мамаев курган с пристанью для пребывающих теплоходов. Замысел авторов после устройства трубошпунта берегоукрепления и парковки реализовать если и возможно, то с большими затратами.
В целом вся территория вокруг стадиона подверглась значительным преобразованиям. Полностью изменился мемориальный парк («Парк сталинградских вдов») (рис. 17). На протяжении последних лет идёт реконструкция центрального парка культуры и отдыха, целью которой является функциональное насыщение. В результате пострадала ландшафтная составляющая парка, уменьшилась площадь озеленённых территорий при увеличении количества новых объектов.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что подготовка к глобальному событию дала большой импульс развитию города. В Волгограде за четыре года были реализованы крупные градостроительные проекты. Среди них:
- строительство нового стадиона и реконструкция других объектов спортивной инфраструктуры;
- реконструкция аэропорта с улучшением качества взлётно-посадочной полосы и приёмом самолётов любых типов, а также реконструкция дорожной сети от аэропорта до стадиона;
- реконструкция железнодорожного вокзала, а также строительство новой железнодорожной станции рядом со стадионом;
- развитие транспортной инфраструктуры города;
- строительство рокадной дороги;
- реконструкция Центрального парка и набережной.
Проделанная работа по подготовке к Чемпионату мира
по футболу 2018 года потребовала от города мобилизации собственных ресурсов. Однако после проведения глобального события наступает ответственный этап, когда потребуются не
Рис. 16. Строительство автопарковки на месте предполагавшейся эспланады Мамаева кургана. Фото 2018 года
Рис. 17. Реконструированный мемориальный парку подножия Мамаева кургана. Фото 2018 года
меньшие усилия по эксплуатации наследия чемпионата для того, чтобы построенные объекты оставались потенциалом будущего успешного социально-экономического и градостроительного развития города.
Опыт подготовки города к глобальным событиям показал, что наиболее уязвимым элементом являются объекты историко-культурного наследия. Обветшавшие подлинники поспешно заменяются копиями-новоделами, некоторые объекты уничтожаются, на их месте возводятся «современные здания из стекла и бетона».
Кроме того, принимаются решения, которые прерывают заложенные историей градостроительные традиции. В Волгограде, например, в результате принятия таких решений стало затруднительным продолжение ансамбля Мамаева кургана к Волге и устройство эспланады.
Безусловно, в будущем потребуются значительные усилия по завершению обустройства главной историко-культурной планировочной оси города - эспланады Мамаева кургана, с организацией выхода к урезу Волги.
Историко-культурная среда Сталинграда-Волгограда понесла потери в сражении за проведение глобального спортивного мероприятия. Главное, чтобы эти потери не оказались безвозвратными и невосполнимыми.
Масштаб градостроительных преобразований, осуществлённых к ЧМ-2018, предписывает системное переосмысление некоторых положений генерального плана Волгограда. Это относится в первую очередь к транспортной инфраструктуре, обеспечивающей эффективную эксплуатацию объектов глобальных событий с целью недопущения социальных конфликтов и транспортного коллапса. Автор полагает, что и в других мегаполисах, принимающих матчи чемпионата мира, будет необходима значительная переработка градостроительной документации для адаптации городской инфраструктуры к наследию чемпионата мира, в рамках утверждения которой могут сгладиться неизбежные «шероховатости» и издержки реализованных управленческих решений.
Литература
1. Визгалов, Д.В. Брендинг города / Д.В. Визгалов; Пре-дисл. Л.В. Смирнягина. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. - 160 с.
2. Трубина, Е.Г. Полис и мегасобытия [Электронный ресурс] / Е.Г. Трубина // Отечественные записки. - 2012. - № 3 (48). -Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/users/trubina-elena (дата обращения 03.05.2018).
3. Palmer, R. Eventful Cities: Cultural Management and Urban Revitalization / R. Palmer, G.Richards. - Oxford: Elsevier, 2010.-516 p.
4. Есаулов, Г.В. Архитектура Юга России: от истории к современности / Г.В. Есаулов. - М.: «Архитектура-С», 2016. -491 с.
5. Птичникова, Г.А. Город и глобальное событие: модернизация архитектурной среды / Г.А. Птичникова // Градостроительство. - 2018. - № 2. - С. 48-55.
6. Викторов, С. Шумозащитные экраны жителям Гумра-ка могут заменить деревьями вдоль дороги [Электронный ресурс] / С. Викторов // Комсомольская правда. - 2017. -30 марта. - Режим доступа: https://www.volgograd.kp.ru/ daily/26659/3680961/ (дата обращения 17.05.2018).
Literatura
1. VizgalovD.V. Brending goroda / D.V. Vizgalov; Predisl. L.V. Smirnyagina. - M.: Fond «Institut ekonomiki goroda», 2011. - 160 s.
2. Trubina E.G. Polis imegasobytiya [Elektronnyj resurs] / E.G. Trubina // Otechestvennye zapiski. - 2012.- № 3 (48). -Rezhim dostupa: http://www.strana-oz.ru/users/trubina-elena (data obrashheniya 03.05.2018).
4. Esaulov G.V. Arhitektura Yuga Rossii: ot istorii k sovremennosti / G.V. Esaulov. - M.: «Arhitektura-S», 2016. - 491 s.
5. Ptichnikova G.A. Gorod i global'noe sobytie: modernizatsiya arhitekturnoj sredy / G.A. Ptichnikova // Gradostroitel'stvo. -2018. - № 2. - S. 48-55.
6. ViktorovS. Shumozashhitnye ekrany zhitelyam Gumraka mogut zamenit' derev'yami v dol' dorogi [Elektronnyj resurs] / S. Viktorov // Komsomol'skaya pravda. - 2017. - 30 marta. - Rezhim dostupa: https://www.volgograd.kp.ru/daily/26659/3680961/ (data obrashheniya 17.05.2018).
Антюфеев Алексей Владимирович, 1957 г.р. (Волгоград). Кандидат архитектуры, профессор; член-корреспондент РААСН. Заведующий кафедрой урбанистики и теории архитектуры ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» (400087, Волгоград, ул. Академическая, д. 1. ВолгГТУ). Сфера научных интересов: градостроительство, архитектура, историко-культурное наследие Нижнего Поволжья. Автор более 150 научных работ, из них 3 монографии. Тел.: 8 (8442) 96-98-10. E-mail: [email protected], [email protected].
Antyufeev Alexey Vladimirovich, born in 1957 (Volgograd). Candidate of architecture, professor; corresponding member of the RAACS. Head of the Department of urbanistics and theory of architecture at the federal state budget educational institution of higher education "Volgograd State Technical University" (400087, Volgograd, Akademicheskaya St., 1 VolgGTU). Sphere of scientific interests: town planning, architecture, historical and cultural heritage of the Lower Volga region. Author of more than 150 scientific works, including 3 monographs. Tel.: +7 (8442) 96-98-10. E-mail: [email protected], [email protected].