Научная статья на тему 'Направления формирования привлекательности туристско-рекреационных ресурсов Волгоградской области'

Направления формирования привлекательности туристско-рекреационных ресурсов Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
959
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТЕРРИТОРИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / РЕКРЕАЦИЯ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / РЕГИОН / КРУПНЫЕ СПОРТИВНЫЕ СОБЫТИЯ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / TOURISM / TERRITORY / SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS / TOURISM DEVELOPMENT PROGRAMS / RECREATION / TOURIST DESTINATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TERRITORIES / REGION / MAJOR SPORTING EVENTS / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беликова Е.В.

В статье рассмотрены особенности формирования туристско-рекреационных ресурсов Волгоградской области, выявлены проблемы и острые вопросы, препятствующих развитию туризма в г. Волгограде и Волгоградской области. Рассмотрены вопросы формирования туристической привлекательности территории. Формирование туристической привлекательности территории вопрос долгосрочный, здесь необходимо накопить и грамотно использовать репутационный капитал, разработать и внедрить маркетинговую стратегию развития территории. Концепция территориального маркетинга приобретает на сегодняшний день все большую популярность не только на Западе, существует ряд примеров российских регионов, проводящих грамотную маркетинговую политику. В Волгоградском регионе предпринимаются попытки разработки и внедрений программы развития на основе маркетинговой концепции, однако они не всегда успешно внедряются ввиду различных политических и конъюнктурных причин. Город Волгоград и Волгоградская область готовятся принять проведение матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. С момента объявления Волгограда одним из городов-организаторов чемпионата к Волгограду и Волгоградской области обращено пристальное внимание со стороны мировой общественности к политической и общественной ситуации, ходу подготовки, степени готовности в период подготовки к событию, развитию инфраструктуры привлекательности для посещения города в период проведения матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF FORMATION OF ATTRACTIVENESS OF TOURIST-RECREATIONAL RESOURCES OF VOLGOGRAD REGION

In this article, the peculiarities of the formation of tourist and recreational resources of the Volgograd region are considered, problems and acute issues that hamper the development of tourism in Volgograd and the Volgograd region are identified. The issues of formation of the tourist attraction of the territory are considered. The formation of the tourist attraction of the territory is a long-term issue, it is necessary to accumulate and use reputation capital competently, to develop and implement a marketing strategy for the development of the territory. The concept of territorial marketing is acquiring today more and more popularity not only in the West, there are a number of examples of Russian regions conducting a competent marketing policy. In the Volgograd region, attempts are made to develop and implement a development program based on the marketing concept, but they are not always successfully implemented due to various political and business reasons. The city of Volgograd and the Volgograd Region are preparing to host the 2018 World Cup soccer matches. Since the announcement of Volgograd, one of the cities-organizers of the championship to Volgograd and the Volgograd region paid close attention from the world community to the political and public situation, the course of preparation, the degree of readiness during the preparation for the event, the development of the attractiveness infrastructure for visiting the city during the matches FIFA World Cup 2018.

Текст научной работы на тему «Направления формирования привлекательности туристско-рекреационных ресурсов Волгоградской области»

УДК: 379 ББК 65.04 Б 39

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Беликова Екатерина Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансово-экономических дисциплин Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград. Тел.: (8442) 59 03 74, e-mail: polabel@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования туристско-рекреационных ресурсов Волгоградской области, выявлены проблемы и острые вопросы, препятствующих развитию туризма в г. Волгограде и Волгоградской области. Рассмотрены вопросы формирования туристической привлекательности территории.

Формирование туристической привлекательности территории - вопрос долгосрочный, здесь необходимо накопить и грамотно использовать репутационный капитал, разработать и внедрить маркетинговую стратегию развития территории. Концепция территориального маркетинга приобретает на сегодняшний день все большую популярность не только на Западе, существует ряд примеров российских регионов, проводящих грамотную маркетинговую политику.

В Волгоградском регионе предпринимаются попытки разработки и внедрений программы развития на основе маркетинговой концепции, однако они не всегда успешно внедряются ввиду различных политических и конъюнктурных причин.

Город Волгоград и Волгоградская область готовятся принять проведение матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. С момента объявления Волгограда одним из городов-организаторов чемпионата к Волгограду и Волгоградской области обращено пристальное внимание со стороны мировой общественности - к политической и общественной ситуации, ходу подготовки, степени готовности в период подготовки к событию, развитию инфраструктуры привлекательности для посещения города в период проведения матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Ключевые слова: туризм, территория, социально-экономические проблемы, программ развития туризма, рекреация, туристская дестинация, устойчивое развитие территорий, регион, крупные спортивные события, культурное наследие.

DIRECTIONS OF FORMATION OF ATTRACTIVENESS OF TOURIST-RECREATIONAL RESOURCES OF VOLGOGRAD REGION

Belikova Ekaterina Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of "Financial and Economic Disciplines" of the Volgograd Institute of Business Volgograd. Ph.: (8442) 59 03 74, e-mail: polabel@mail.ru

Summary. In this article, the peculiarities of the formation of tourist and recreational resources of the Volgograd region are considered, problems and acute issues that hamper the development of tourism in Volgograd and the Volgograd region are identified. The issues of formation of the tourist attraction of the territory are considered.

The formation of the tourist attraction of the territory is a long-term issue, it is necessary to accumulate and use reputation capital competently, to develop and implement a marketing strategy for the development of the territory. The concept of territorial marketing is acquiring today more and more popularity not only in the West, there are a number of examples of Russian regions conducting a competent marketing policy.

In the Volgograd region, attempts are made to develop and implement a development program based on the marketing concept, but they are not always successfully implemented due to various political and business reasons.

The city of Volgograd and the Volgograd Region are preparing to host the 2018 World Cup soccer matches. Since the announcement of Volgograd, one of the cities-organizers of the championship to Volgograd and the Volgograd region paid close attention from the world community - to the political and public situation, the course of preparation, the degree of readiness during the preparation for the event, the development of the attractiveness infrastructure for visiting the city during the matches FIFA World Cup 2018.

Keywords: tourism, territory, social and economic problems, tourism development programs, recreation, tourist destination, sustainable development of territories, region, major sporting events, cultural heritage.

Волгоградская область - регион, обладающий значительным потенциалом и динамично развивающийся в сегодняшних условиях. Целый ряд конкурентных преимуществ, в числе которых выгодное географическое положение, богатый ресурсный и рекреационный потенциал, потенциал для развития и перевооружения некоторых отраслей промышленности, в том числе машиностроения, металлургии, лесной промышленности. На территории Волгоградской области расположены транспортные узлы, имеющие важное логистическое значение [1].

При этом, природные катаклизмы и нерентабельность некоторых отраслей сельского хозяйства также заставляет традиционно ориентированные на данную отрасль территории искать новые точки роста и пути своего развития. Начало 2015 года ознаменовалось для региона падением индекса промышленного производства, закрытием или приостановкой работы крупных промышленных предприятий г. Волгограда. Все эти факты и факторы обостряют социально-экономические проблемы и заставляют искать новые точки роста экономики региона, что предопределяет актуальность рассматриваемого в данной статье вопроса.

В этой связи особенно важно раскрыть некоторые основные аспекты формирования туристической привлекательности города Волгограда и Волгоградской области и определить возможные перспективы ее дальнейшего совершенствования [7, 10].

В «Стратегическом плане устойчивого развития Волгограда до 2025 года» отмечается, что «туризм в Волгограде и области не является приоритетной отраслью городской и региональной экономики, и видимо не будет являться таковой в течение ближайших 3-5 лет». Однако эта сфера признается привлекательной для экономики Волгограда и наиболее приспособленной к рыночным отношениям и предпринимательской деятельности. А поскольку туризм - это крупнейший межотраслевой комплекс, развитие которого обладает значительным мультипликативным эффектом, стоит ожидать позитивных последствий от реализации

программ развития туризма. Потенциал региона в данной отрасли значителен1.

Волгоградская область и г.Волгоград имеют большое историческое и культурное наследие - 34 музея, 923 памятников архитектуры, 1222 памятника археологии, 1164 памятника искусства и истории более 1500 памятников природы.

Согласно официальным данным, за 2015-2016 годы объем предоставления туристических услуг в Волгограде выросли в 2,2 раза, услуг гостиниц на 19,7%. По динамике развития указанные данные показывают наибольший рост в сравнении с прочими видами предоставления платных услуг на территории Волгограда. При этом их доля в общем объеме предоставления услуг не является существенной. Так оказание туристических услуг от общей доли платных услуг составляет 2,2%, услуг гостиниц - 1,2%. К показателю туристического потенциала города (как к особому виду историко-культурного туризма) можно также отнести услуги учреждений культуры (1,4%), (к виду спортивного туризма) предоставление услуг физической культуры и спорта (0,5%) и санаторно-оздоровительные услуги (0,5%)2.

Помимо значительного туристско-рекреа-ционного потенциала, город и область имеют ряд проблем и острых вопросов, препятствующих развитию туризма.

Основными из них являются:

- отсутствие, или плохое состояние инфраструктуры туризма на территории области;

- загрязнение рек;

- невыполнение экологического законодательства, наличие несанкционированных свалок;

- недостаточное количество мест отдыха для горожан и туристов;

- формирование имиджа области и города исключительно на основе военно-патриотической тематики;

1 Постановление Администрации Волгоградской области от 8 мая 2015 г. п 217-п «Обутверждении государственной программы Волгоградской области «Развитие культуры и туризма в Волгоградской области» на 2015-2020 годы» / СПС «КонсультантПлюс».

2 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vologdastat.gks.ru/ - Загл. с экрана (дата обращения: 15.09.2017).

- недостаточное имиджевое продвижение региона;

- низкое качество сервиса, предоставляемое в секторах туристкой инфраструктуры.

- отсутствие координации между властями различных уровней в вопросах развития туризма;

- проблемы обеспечения безопасности [2].

Все это является препятствием для привлечения инвестиций в сферу туризма.

Из всех вышеперечисленных вопросов, основным, пожалуй, является отсутствие инфраструктуры должного качества, в первую очередь, дорожной и транспортной. Качество дорог в Волгограде и области уже несколько лет является одной из самых злободневных проблем. И это несмотря на то, что регион имеет исключительно выгодное логистическое положение.

Что касается гостиничной инфраструктуры, сегодня в Волгограде действует 82 гостиницу на 2480 номеров, в г. Волжском на 5210 гостей.

Между тем к 2018 году, ввиду проведения матчей Чемпионата мира по футболу, согласно требованиям, должен располагать номерным фондом на 7760 человек. Дополнительные номера - около полутора тысяч обеспечат теплоходы, турбазы, и еще столько же мест будет обеспечено за счет реконструкции студенческих общежитий. Таким образом, как отмечают специалисты, власти волгоградского региона планируют даже превысить поставленную планку, подготовив 9210 мест [3].

Какой же туристический продукт может предложить своим гостям Волгоградский регион на сегодняшний день? Если обобщить все направления, то можно сказать, что существует пять основных туристических маршрутов соответствующей тематики:

1) Военный Сталинград, с посещением таких исторических объектов как историко-мемориаль-ный комплекс «Мамаев Курган»; посещение уникального мемориального комплекса музея - заповедника «Сталинградская битва» содержащего 4 тысячи экспонатов, которые раскрывают историю Сталинградской битвы; мемориальный комплекс «Солдатское поле»; военно-мемориального комплекса в селе Россошки с тематическим названием «Примирение через могилы» и т. д.

2) Историческое наследие Волгограда (Волгоград вчера, сегодня, завтра), с посещением музея - заповедника «Старая Сарепта» с тематическим названием «Легенды и были старого Царицына», посещением крупнейшего оборонительного сооружения Европы первой четверти XVIII в., расположенной между Волгой и Доном; этнографический музей-заповедник народной архитектуры и быта на берегу реки Иловля, который представляет собой

усадьбу казака конца XIX - начала XX века, в которой отражены главные элементы традиционной культуры донского казачества, памятник В.И. Ленину - самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку и т. д.

3) Волгоград, как центр экологического туризма, с посещением 7 природных парков Волгоградской области (таких как Природный парк «Усть-Медведицкий» Серафимовичского района, «Донской», «Эльтонский», «Нижнехоперский», «Цимлянские пески» Чернышковского района, «Щербаковский» Камышинского района, «Волго-Ахтубинская пойма», а также туристических баз отдыха с возможностью охоты и рыбной ловли, байдарочных сплавов по водным ресурсам региона - Волга, Дон, Медведица, Хопер, Иловля, Чир).

4) Православные маршруты, на сегодняшний день в области насчитывается 7 православных монастырей и около 110 православных приходов. Они связаны с тематикой развития православного христианства России на территории Царицына, с посещением мест основания современного Волгограда к современной церкви Иоанна Предтечи на центральной Набережной города, здания синагоги, Храма Никиты Исповедника, лютеранской кирхой в поселке Старая Сарепта, мечетью на «Дар-горе», церковью Св. Параскевы, Казанским собором, посещение Усть-Медведицкого Спасо-Преображен-ского женского монастыря и Кременско-Вознесен-ского мужского монастыря и др.

5) Волгоград, как центр спортивных достижений, с обзорной экскурсионной программой посещения ледового катка, плавательных комплексов Волгоградского государственного социально-педагогического университета, а также открытого в конце 2015 года, плавательного бассейна Волгоградской Академии физической культуры, бассейна МУП «Центральный стадион», аэроклуб «Юный ястреб», клуба подводного плавания, конно-тури-стической базы «Конный двор» и др. [4].

На данный момент ключевым направлением туризма, который эксплуатируется и может в дальнейшем разрабатываться как региональный туристический бренд Волгоградской области является военно-исторический туризм, основные объекты показа, безусловно, связаны именно с военной и патриотической тематикой. И важным вопросом, который остается открытым, является формирование конкурентоспособного туристического регионального бренда. Ожидания и надежды в данном аспекте связаны с предстоящим проведением в г. Волгограде серии матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году и связанными с этим мероприятием инвестициями, в первую очередь, в развитие инфраструктуры. Планируется строительство стадиона на

45000 мест. Предполагается, что на новом стадионе будут также фитнес-центр, три кафе, два ресторана, бары, офисные помещения, игровые детские комнаты, вертолетная площадка, защищенная зона VIP с входами.

На «Победу» планируется перевести к 2018 году все волгоградские государственные спортивные ведомства, открыть офис «Ротора» и спортивный музей. Согласно оценкам, турпоток в нашу область составляет около 870 тысяч человек в год. К чемпионату планируется увеличить туристический поток в три раза.

Таким образом, Волгоградский регион обладает значительным потенциалом для формирования туристической привлекательности и благоприятного имиджа на основе методологии территориального маркетинга, однако существует и целый ряд проблем (низкое качество инфраструктуры, специфика имиджа города, особенности туристического продукта территории и др.), от успешного решения которых будет зависеть судьба отрасли в целом [9]. Если регион сможет использовать и развивать потенциал событийного туризма (Чемпионат мира по футболу), сформировать на его основе конкурентоспособный региональный туристический продукт, то можно предположить, что туризм станет одной из важнейших бюджетообразующих отраслей.

Волгоградская область - один из крупнейших регионов южного федерального округа России обладающий большим туристским потенциалом. За 2009-2015 годы основные количественные показатели отрасли - число туристов, посетивших регион и число предприятий туристской индустрии растут и по итогам 2015 года составляют соответственно 680 тыс. человек (согласно расчётам ГКУ ВО «Агентство развития туризма»). По результатам мониторинга ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации, проводимого Министерством регионального развития РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ Волгоградская область в 2014 году занимала по сводному индексу социально-экономического развития 78 рейтинговое место из 83 субъектов Российской Федерации. По результатам 2015 года в сравнении с предыдущим годом Волгоградская область улучшила позиции в рейтинге на 14 пунктов и занимает 64 место. Угрозами внешней среды для Волгоградской области являются: борьба с другими регионами за квалифицированную рабочую силу, инвестиции, повышение уровня и качества жизни населения.

Другой серьезный вызов связан с необходимостью модернизации промышленного сектора экономики и сельскохозяйственного производства [8]. Внутренней угрозой является утрата привле-

кательности и престижности Волгоградской области для проживания и, как следствие, снижение миграционного притока населения. Состояние социальной и транспортной инфраструктуры требует значительных инвестиций. Отмечается рост демографической нагрузки на трудоспособное население. Значительные возможности для выпуска конкурентоспособной продукции имеются в агропромышленном секторе, нефтехимическом, машиностроительном комплексах, черной и цветной металлургии, строительной индустрии, сфере туризма, логистическом комплексе, а также в новых направлениях фармацевтической промышленности, информационно-коммуникационных технологиях.

Уникальную возможность для развития Волгоградской области дает подготовка и проведение в Волгограде Чемпионата мира по футболу 2018 года. Однако подготовка к такому мега-событию, наряду с инвестиционной и туристической привлекательностью, несет в себе риски экономического влияния на социально-экономическое развитие региона в период такой подготовки и его проведения. Развитию региона будет способствовать подготовка проведения мероприятий Чемпионата мира по футболу 2018 года, которые предусматривают обеспечение развитой инфраструктурой российских и иностранных туристов, высоким уровнем единовременной вместимости гостиниц, мотелей и других объектов размещения, современными бизнес-центрами, конференц-залами для проведения международных и межрегиональных сессий, конгрессов, саммитов, а также инфраструктурой, обеспечивающей безопасность российских и иностранных туристов. Кроме того, предусмотрено комплектование туристических организаций профессиональными кадрами. Необходимо обеспечение условий для занятия молодежи физкультурой и спортом, ведения здорового образа жизни, вовлечения молодежи в активную волонтерскую деятельность в ходе подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Поддержка развития туризма в Волгоградской области из федерального бюджета осуществляется по линии Министерства культура Российской Федерации. Приоритетными направлениями развития туризма определены:

- содействие созданию нового и развитию существующего туристского продукта с целью обеспечения его конкурентоспособности и соответствия запросам современных туристов;

- формирование системы информирования потенциальных туристов и туристических компаний о туристском продукте и туристической инфраструктуре Волгоградской области, обеспечение информационного сопровождения туристов в те-

чение подготовки к отдыху и непосредственно во время пребывания на территории региона.

В результате реализации направлений развития туризма ожидаются:

- расширение базы целевых туристических предложений;

- повышение качества приема и обслуживания туристов;

- увеличение количества сертифицированных гостиниц;

- создание системы мотивирования потенциального туриста к путешествию в Волгоградскую область;

- поддержка туристических компаний и потенциальных индивидуальных туристов в процессе организации путешествия по Волгоградской области;

- создание в Волгоградской области комфортной информационной среды для упрощения ориентирования туристов в регионе;

- привлечение внимания инвесторов, стимулирования их к вложению средств в развитие туристической инфраструктуры региона [5,6].

В целях привлечения туристов, гостей и инвесторов в рамках подготовки к проведению матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года будет созданы гостиничная инфраструктура, новые туристические маршруты, подготовлен квалифицированный персонал ГИДов-переводчиков.

На территории Волгоградской области официально развиваются порядка 78 видов спорта,

функционируют 74 учреждения дополнительного образования детей, из них 58 ДЮСШ с количеством занимающихся детей 27869 под руководством 917 тренеров, и 16 СДЮСШОР с контингентом учащихся - 9972, тренеров - 404 человека [3].

Волгоградская область имеет 4403 спортивных сооружения, из них 2481 плоскостное сооружение, 1049 спортивных залов, 50 бассейнов. (Таблица 1).

Обеспеченность Волгоградской области соответствующими спортивными сооружениями составляет:

- спортивные залы - 36 процентов;

- плоскостные сооружения - 71,7 процента;

- бассейны - 7,8 процента3.

В сфере физической культуры и спорта определены следующие основные направления развития:

- создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

- обеспечение высокой конкурентоспособности волгоградского спорта на всероссийском и международном уровнях, в том числе адаптивного спорта; развитие массовой физической культуры и спорта.

В рамках первого направления основным является совершенствование спортивной инфраструктуры и материально-технической базы для подготовки спортсменов высокого класса и для занятий

Таблица 1

Показатели развития спорта в г.Волгограде

Показатели Ед. измерения 2012 2013 2014 2015 2016

Число спортивных сооружений - всего

спортивные сооружения единица 1004 1023 1049 1120 1186

стадионы с трибунами единица 11 11 7 11 11

плоскостные спортивные сооружения единица 442 458 480 502 519

спортивные залы единица 256 249 252 297 282

плавательные бассейны единица 19 18 20 24 25

Число муниципальных спортивных сооружений

спортивные сооружения единица 748 752 757 787 827

стадионы с трибунами единица 2 2 2 3 4

плоскостные спортивные сооружения единица 366 384 356 393 399

спортивные залы единица 149 149 129 191 180

плавательные бассейны единица 8 8 9 10 11

Число детско-юношеских спортивных школ единица 27 28 28 28 28

Число самостоятельных детско-юношеских спортивных школ единица 28 28 28

Численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах человек 22300 17204 15842 15123 13634

3 Федеральная служба государственной статистики [2016] [Электронный ресурс] / Официальный сайт. URL: http:// www.gks.ru (дата обращения: 10.09.2017).

физической культурой и массовым спортом, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Для привлечения детей к занятиям спортом предусматривается размещение детских спортивных школ, секций с современным оборудованием, тренерским составом в зонах доступности. Предусматривается строительство 9 спортивных объектов в Волгограде, Фролово, Волжском, Старополтавском, Николаевском муниципальных районах. Также предусматривается строительство универсальных спортивных площадок в муниципальных образованиях Волгоградской области и реконструкция стадиона в Жирновском муниципальном районе.

Строительство спортивных объектов позволит привлечь широкие слои населения к физическому развитию и оздоровлению и тем самым увеличить число занимающихся физкультурой и спортом.

В рамках второго направления основным является подготовка и участие волгоградских спортсменов и спортсменов-инвалидов в соревнованиях различного уровня по видам спорта в соответствии с календарным планом физкультурных и спортивных мероприятий Волгоградской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках третьего направления основным является расширение соревновательной практики, охватывающей различные категории и слои населения области, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках подготовки к этому событию будут приведены в соответствие с требованиями международной федерации футбола следующие объекты: стадион на 45 тыс. зрительских мест в г. Волгограде.

Немалое значение имеет собственно спортивная инфраструктура региона. Стадион «Победа» - футбольный стадион, который должен быть построен к 2017 году в Волгограде для проведения матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года, стадион должен будет отвечать всем требования ФИФА. После чемпионата стадион, как ожидается, будет использоваться как основной стадион футбольного клуба «Ротор». Кроме того, тренировочными базами станут три стадиона Волгограда -«Зенит» и «Трактор», а также поле на территории физкультурной академии. В ходе реконструкции стадионы станут современными тренировочными центрами, на их территории будут сооружены раздевалки, тренажерные залы, душевые, рестораны, зоны отдых и медицинские кабинеты.

- четыре тренировочных площадки в г. Волгограде и одна тренировочная площадка в г. Кранос-лободск;

- гостиница категории 5* в г.Волгограде;

- четыре гостиницы категории 4* в г.Волгограде;

- пять гостиниц категории 3* в г.Волгограде;

- гостиница 1* в г.Волгограде;

Что касается гостиничной инфраструктуры, сегодня в Волгограде действует 82 гостиницу на 2480 номеров, в г. Волжском на 5210 гостей. Между тем к 2018 году, ввиду проведения матчей Чемпионата мира по футболу, согласно требованиям, должен располагать номерным фондом на 7760 человек. Дополнительные номера - около полутора тысяч обеспечат теплоходы, турбазы, и еще столько же мест будет обеспечено за счет реконструкции студенческих общежитий. Таким образом, как отмечают специалисты, власти волгоградского региона планируют даже превысить поставленную планку, подготовив 9210 мест.

- аэропортовый комплекс г. Волгограда;

- улично-дорожная сеть г. Волгограда;

- государственное бюджетной учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №25» в г. Волгограде;

- резервное электроснабжение канализацион-но-очистной станции «Станция Аэрации» о. Голодный;

- водоснабжение пос. Аэропорт;

- водоочистные сооружения Краснооктябрь-ского района г. Волгограда;

- подводный переход через р.Волгу основного и резервного напорных коллекторов в Центральном районе г. Волгограда;

- кабельная линия (110 кВ) и подстанция (110кВ) «Гвардейская» в Центральном районе г. Волгограда.

Таким образом, в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу, планируется масштабная модернизация имеющейся и строительство новой инфраструктуры спорта и туризма, что является положительным фактором развития туристической отрасли в Волгоградской области. В связи с этим, можно констатировать, что событийный туризм, в частности, основанный на спортивных событиях, является перспективным направлением туризма в Волгоградском регионе.

ИСТОЧНИКИ:

1. Беликова Е.В. Основные понятия туристической деятельности // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 34 частях. - Тамбов: Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. - С.24-26.

2. Беликова Е.В. Комплексная оценка факторов формирования ресурсов Волгоградской области / Беликова Е.В., Сырбу А.Н. // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса - 2014. - №2(27) - С.133.

3. Основные показатели коллективных средств размещения Волгоградской области (кроме субъектов малого предпринимательства) за январь - сентябрь 2014 года. Краткий обзор / Терр. орган. Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. Волгоград : Волгоградстат, 2014. - с.

4. Беликова Е. В. Проблемы развития туризма в Волгоградской области // Современное состояние и перспективы общественно политического развития России и зарубежных стран : материалы II междунар. науч.-практ. конф. - Волгоград : МИ-РИА, 2013. - С. 17-19.

5. Полякова Т.В. Маркетинг территорий как инструмент формирования благоприятного имиджа и туристической привлекательности регионов : монография / Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2015. -127 с.

6. Полякова Т.В. О формировании имиджа Волгоградской области // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы:

материалы Междунар. науч.-практ. заоч. конф. -Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2013. - С. 106-110.

7. Казачинский В.П., Хашева З.М. Методика выбора характерных рекреационно-туристских зон для исследования // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-2 (85-2). - С. 1126-1130.

8. Сорокожердьев В.В., Хашева З.М. Современная стратегия социально экономического развития России: вопросы экономики и права // Terra Economicus. - 2008. - Т. 6. - № 4. - С. 141-147.

9. Хашева З.М. Эволюция региональной экономической системы: воспроизводственный подход // Научная мысль Кавказа. - 2006. - № 4-2. - С. 18-23.

10. Kazachinskii V.P., Stepanovskaya G.V., Khasheva Z.M., Shulgatyi O.L. Features of the distribution and placement of objects of cognitive tourism in Kuban and their relationship // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2016. - Т. 6. - № 8. Special Issue. - P. 193-196.

УДК 332.14 ББК 65.04 З 49

КАК УЛУЧШИТЬ ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ?

Зелинская Мария Владимировна,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 448 68 12, е-mail: zelinskaya@inbox.ru

Витмайер Агнесса Вильгельмовна,

аспирант Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (908) 693 90 03, е-mail: vilgelmovna@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются условия для развития науки и предпринимательства в Краснодарском крае. Изучаются причины того, почему результаты научно-исследовательских работ в большинстве вузов и НИИ патентуются, но в хозяйственный оборот почти не вовлекаются. Перечисляются цели функционирования консультативного совета Краснодарского края. Также проанализирована структура источников финансирования внутренних затрат на исследования и разработки в Краснодарском крае, оценены индикаторы, характеризующие степень развития научного и инновационного потенциала региона. В итоге авторами выявлено, что значимым препятствием на пути перехода разработки из лаборатории в бизнес - это проблема изготовления прототипов технических изделий. Без действующего прототипа перейти к продуктивным переговорам с инвестором практически невозможно, но у разработчика не всегда есть собственные средства и иные ресурсы, в том числе информационные, которых было бы достаточно для производства и испытания опытного образца. Таким образом, возникает замкнутый круг, разорвать который на системном уровне до сих пор не удалось. Выход авторы видят в изменении системы взаимодействия науки и бизнеса, в которую должен включиться новый игрок - власть, которая выполняла бы функцию информационного катализатора. Таким образом, для улучшения инновационного климата изучаемого региона предложена классическая модель тройной спирали «власть-бизнес-наука».

Ключевые слова: наука, инновации, общественные организации, рейтинг, предпринимательство, Краснодарский край, инновационная активность, власть, модель тройной спирали, источники финансирования.

HOW TO IMPROVE THE INNOVATIVE CLIMATE OF THE KRASNODAR TERRITORY?

Zelinskaya Maria Vladimirovna,

doctor of economical science, professor of chair of the Accountant, Analysis and Audit's of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 448 68 12, e-mail: zelinskaya@inbox.ru

Vitmayer Agnessa Vilgelmovna,

graduate of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (908) 693 90 03, e-mail: vilgelmovna@yandex.ru

Summary. The article considers the conditions for the development of science and entrepreneurship in the Krasnodar Territory. The reasons for why the results of research work in most universities and research institutes are being patented are being studied, but they are almost not involved in economic turnover. The objectives of the advisory council of the Krasnodar Territory are listed. The sources of financing of internal expenditures for research and development in the Krasnodar Territory, as well as the main indicators characterizing the state and level of development of the scientific and innovative potential of the region, were also studied. s a result, we found that a significant obstacle to the transition of development from the laboratory to business is the problem of manufacturing

prototypes of technical products. Without an operational prototype, it is almost impossible to switch to productive negotiations with an investor, but the developer does not always have his own resources and other resources, including information, which would be sufficient for the production and testing of the prototype. Thus, there is a vicious circle, which at the system level has not yet been broken. We propose that the interaction of science and business includes a power that fulfills the function of an information catalyst. Thus, in order to improve the innovative climate, the classical model of the triple helix "government-business-science".

Keywords: science, innovations, public organizations, rating, entrepreneurship, Krasnodar region, innovative activity, power, triple helix model, sources of financing.

На протяжении последнего десятилетия Краснодарский край стал лидером по темпам движения вверх в рейтинге инновационных регионов нашей страны. В частности в 2013 году, как отмечают аналитики Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИ-РИТ), Краснодарский край совершил настоящий прорыв, поднявшись сразу на девятнадцать позиций и заняв 4 место в рейтинге инновационной активности регионов1.

На Кубани сформированы оптимальные условия для развития и научной сферы, и предпринимательских структур, обеспечивающие привлекательность инновационной деятельности. К благоприятным факторам в этом направлении следует отнести следующее:

- экономико-географическое положение;

- природно-ресурсный потенциал;

- состояние региональной инфраструктуры;

- доступность и качество рабочей силы;

- научно-технический потенциал и инновационная активность;

- потребительский потенциал;

- институциональная и административная среда;

- внешнеэкономическая деятельность и экспортный потенциал.

Основным нормативным инструментом, регулирующим вопросы в инновационной сфере края, является Закон Краснодарского края от 05.04.2010 № 1946-КЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае»2.

Но, не смотря на наличие достаточно широкой системы нормативного регулирования инновационной деятельности в виде законов и подзаконных актов, во многих случаях действия администрации региона и участников инвестиционных процессов носят в этой сфере по-прежнему фрагментарный характер. Кроме того, результаты научно-иссле-

1 Интернет-портал администрации муниципального образования город Краснодар и городской думы Краснодара URL: http://krd. ru/departament-ekonomicheskogo-razvitiya-investitsiy-i-vneshnikh-svyazey/innovation/infrastruktura/

2 Закон Краснодарского края от 5 апреля 2010 г. N 1946-КЗ "О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant. ru/23941946/#ixzz4sJTBZZw2

довательских работ в большинстве вузов и НИИ хоть и патентуются, но в хозяйственный оборот вовлекаются слабо. Причиной этого является инициативный характер НИР, в первую очередь фундаментальных, что не всегда отвечает потребностям реального сектора экономики. В целом можно констатировать, что давно назревший запуск в России западной модели «наука - бизнес», в которой именно бизнес приходит в университеты и ставит научно-технические задачи, выделяя под это соответствующие бюджеты, до сих пор не может осуществиться в наших условиях хозяйствования.

Неоднократные попытки органов государственной власти, общественных организаций, самих разработчиков научных тем преодолеть барьеры между бизнесом и наукой, не привели к значимому системному результату. В частности, организованная Министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности работа по поддержке инноваторов, начиная от формирования специализированного Интернет-ресурса и до выделения бюджетных средств, в форме субсидий на компенсацию затрат инновационных компаний, была приостановлена ввиду административной реформы. Объединение с министерством экономики, занявшее некоторое время, и последовавшие кадровые перестановки отчасти привели к тому, что предусмотренный в качестве инновационной информационной базы региона ресурс http://www.innovatorkubani.ru/ так и не заработал в полную силу [1].

Кроме того, предпринимательское сообщество не ассоциирует возникающие проблемы технологического характера с вузовской средой. А органы власти субъектов РФ не могут реализовать функции «посредника» между бизнесом и наукой. Если же говорить об органах местного самоуправления в муниципальных образованиях, то здесь ситуация еще более сложная: об инновациях узнают понаслышке за редким исключением, когда на территории муниципального образования уже находится инновационное производство.

Рассмотрим сложившуюся структуру источников финансирования внутренних затрат на исследования и разработки в Краснодарском крае в таблице 1.

Таблица 1

Источники финансирования внутренних затрат на исследования и разработки в Краснодарском крае за

2015 год, тыс. руб. [2]

© а

т к е

£

б

£

й и к

с р

ай

« Й

8 * с

а р

о

г

е

с

а в

н и

к

ы т

т о

а б

р а

т р

а з

з а

е р

и н н е и я и

р н

т а

ут в

н о

В д е л с с и

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а в т

с д

е р

с

ы н н е в т с б о

ОС

с в

8 £ ое тс ев

* . 5 = 8

е

Ю я а в во тр

р с

СЧ

о

в том числе по источникам финансирования

В том числе

д

ю б

о н ь л

а р

СЧ

©

^ £ в то ое

£ * ед

£ 2

б б сух

в ы

£ н Й о

д

ю б

СЧ

а й но

I *

не ат ва ов но гз

иа ср

сб а о е е

еж

д

ю б

ван ив ио

з

ца

н о а

г р

о

ОС

х ы н т

е

же д

ю б

в

о д

я § £ ^

в т

р

ОС

а

р

о т

цк ае зс

изо

нг ао гн

ое а в вт тс ср да

ед ру

сс о

ОС

5

йг ио цк а

га р

о л

X --

ь л

еа

и н

и р

сп

дд

рр

° с

т СЧ

й и

цо

3 I

га рг

о а в т

ея и н а в о

аз ра ор тб

ко е

р

х

Л

н т с а ч а в т

с д

е р

с

кий

(3 а ец

ча рз

I §

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х ы н н

ав ро тк

ос

СЧ

Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод, что основным источником финансирования внутренних затрат на исследования и разработки региона являются бюджетные средства. На втором месте в структуре источников финансирования идут средства организаций предпринимательского сектора. Следует обратить внимание, что в структуре средств бюджетов всех уровней доминирует федеральный бюджет, который выделил 3242381 тыс. рублей, что составляет 47,7% от общего объема инвестиций в науку.

Объем средств, выделяемых на НИР из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - 27912 тыс. рублей, что в относительном выражении составляет всего 0,4%. Также стоит отметить, что в источниках финансирования внутренних затрат на исследования и разработки, бюджетные ассигнования на содержание образовательной организации высшего образования, средства внебюджетных фондов, средства организаций государственного сектора, средства организаций сектора высшего образования и средства частных некоммерческих организаций составляют диапазон в абсолютном выражении от 14798 тыс. рублей до 41816 тыс. рублей, что в относительном выражении составляет всего от 0,22% до 0,61% от общего объема инвестиций.

То есть уже сейчас, без использования на практике модели «наука — бизнес», инвестиции в НИР от организаций предпринимательского сектора превышают объем инвестиций от внебюджетных фондов, организаций государственного сектора и организаций сектора высшего образования. Особо

хочется обратить внимание на средства, полученные из иностранных источников. Они равны 242859 тыс. рублей или 3,58% от общего объема инвестиций. Иными словами в нашу науку из-за границы поступает больше денег, чем из отечественных внебюджетных фондов и организаций государственного сектора.

Отметим, что в Краснодарском крае существует консультативный совет по иностранным инвестициям при главе администрации края. Он функционирует для реализации следующих целевых задач:

- поиск иностранных инвесторов и привлечение иностранных инвестиций в регион;

- создание инвестиционного климата, благоприятного для потенциальных инвесторов;

- информирование участников инвестиционных процессов о состоянии рынка;

- сотрудничество и поддержка хороших отношений между администрацией края и инвесторами.

Ключевыми направлениями работы этого совета выступают:

- разработка мероприятий по обеспечению в регионе благоприятного инвестиционного климата;

- обеспечение возможностей для роста инвестиционного потенциала региона [3].

Существенным препятствием на пути перехода разработки из лаборатории в бизнес выступает сегодня проблема изготовления прототипов технических изделий. Без действующего прототипа перейти к продуктивным переговорам с инвестором практически невозможно. Инвестор, в отличие от

ученого, мыслит категориями экономического потенциала, а не технической реализуемости разработки. А к пониманию возможной выручки, а затем и прибыли, невозможно перейти без понимания рыночного сегмента, на который ориентирована разработка. И, наконец, не «пощупав» товар своими руками, бизнесмен не всегда может оценить риски проекта. Характеристики изделия, заявленные на бумаге, могут быть иными «в реальной обстановке». В свою очередь, разработчик не всегда обладает собственными средствами и иными ресурсами, в том числе информационными, достаточными для производства и испытания опытного образца. Таким образом, возникает замкнутый круг, разорвать который на системном уровне до сих пор не удалось.

В результате обобщения приведенных выше фактов, возникает вполне законный практический вопрос: что нужно сделать, чтобы такая модель начала функционировать? По нашему мнению, механизм решения этого вопроса состоит в следующем: нужно, чтобы во взаимодействие науки и бизнеса включилась власть, выполняющая функции информационного катализатора, в том числе Министерство экономики, Министерство промышленности и энергетики и Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.

Используя имеющиеся информационные и административные ресурсы, органы исполнительной государственной власти могут содействовать сбору информации о проблемах технического и технологического характера. По сути, это классическая модель тройной спирали «власть-бизнес-наука», автором которой является Генри Ицковиц. Модель тройной спирали (triple helix model) - экономиче-

ский механизм функционирования инновационной системы. По мнению Ицковица, «именно там, где институциональные сферы частично перекрывают друг друга, встречаются люди, генерируются новые идеи: так появляются инновации» [4].

Однако на практике эта модель до сих пор не работала, либо работала очень медленно, хотя все необходимые предпосылки есть. Очевидно, что необходим некий катализатор, который бы без использования дополнительных материальных ресурсов ускорял вышеуказанный процесс. В нашем случае эту роль могут выполнить общественные организации, объединенные одним вектором перехода к инновационной экономике, такие как ОПОРА России, Агентство содействия инвестициям и развитию инноваций и ККОО ВПП «Директорский корпус».

Модифицированная модель тройной спирали может перейти из плоскости теории в пространство практической реализации. Измерение эффективности модели можно осуществлять по совокупности следующих показателей:

- количество поступивших заявок с четким описанием проблемы в динамике;

- количество организаций, на базе которых возможно решить поставленную научную задачу;

- количество встреч и переговоров в формате «Бизнес - Наука», последовавших за выдачей информации заявителю;

- соотношение Переговоры/Заявки;

- количество заключенных договоров на НИ-ОКР;

- соотношения Договоры/Переговоры и Договоры/Заявки;

- общая стоимость выполненных НИОКР по заказу бизнеса;

Таблица 2

Основные показатели, характеризующие состояние и уровень развития научного и инновационного

потенциала Краснодарского края3

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год

Организации, выполнявшие научные исследования и разработки 56 66 106

Численность персонала, занятого научными исследованиями 6872 7585 9265

Подано патентных заявок на изобретения 478 492 476

Выдано патентов на изобретения 385 414 493

Подано патентных заявок на полезные модели 290 244 247

Выдано патентов на полезные модели 264 224 139

Разработанные передовые производственные технологии 4 10 35

3 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Статистический сборник / С.Н. Егоренко, Н.С. Бугакова, М.И. Гельвановский, Ф.Ф. Глисин и др. - М.: Росстат, 2016. - 1326 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/ region/reg-pok16.pdf

- экономическая эффективность внедрения

Для оценки фактического состояния развития инновационных процессов в крае рассмотрим данные таблицы 2.

Проанализировав данные таблицы 2, можно сделать следующие выводы. В 2014 году в регионе на 10 организаций, выполнявших научные исследования и разработки, стало больше по сравнению с 2013 годом. С 2014 года по 2015 год число таких организаций увеличилось в 4 раза и достигло показателя в 40 единиц. В результате этого, и численность персонала, занятого научными исследованиями тоже увеличилось. С 2013 по 2014 годы исследователей стало больше на 713 человек, а с 2014 года по 2015 год их количество выросло на 1680 человек.

Не смотря на то, что количество организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, с каждым годом росло, количество патентных заявок на изобретения в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилось всего на 14 штук, а с 2014 по 2015 года их количество уменьшилось на 16 штук, таким образом, в 2015 году патентных заявок на изобретения было подано меньше, чем в 2013 году. Что касается количества поданных патентных заявок на полезные модели, то тут дело обстоит так: с 2013 по 2014 год количество заявок уменьшилось на 46, с 2014 года по 2015 год их значение выросло всего на 3 штуки. В период с 2013 год по 2015 год количество поданных заявок уменьшилось на 43 штуки.

В период с 2013 года по 2015 год число выданных патентов на изобретения увеличилось на 108 штук. С выдачей патентов на полезные модели дело обстоит по-другому, с 2013 по 2015 года их количество уменьшилось на 125 штук. Зато количество разработанных передовых производственных технологий с каждым годом увеличивалось: с 2013 год по 2014 год разработали на 6 штук больше, с 2014 года по 2015 год их значение выросло на 25 штук.

По данным администрации региона, в ближайшие годы Краснодарский край в плане инвестиций в науку ставит перед собой цель, направленную на достижение следующих задач [1]:

- создание такой инновационной инфраструктуры, которая способна поддерживать проекты в течение всего их жизненного цикла;

- формирование научно-производственной базы, имеющей возможности коммерциализации результатов исследований;

- создание инструментов для привлечения частных инвесторов к финансированию науки;

- формирование кластеров (объединений науки и бизнеса);

- популяризация инновационно-технологического бизнеса.

По нашему мнению, реализация предложенных мер может обеспечить развитие инновационного потенциала Краснодарского края.

ИСТОЧНИКИ:

1. Грицай В.В. Инновационный и инвестиционный климат Краснодарского края / В.В. Грицай, С.Н. Черномаз, Д.М. Самарский // Инновации - Кубани. Материалы проекта: сборник статей. 2015. С. 18-28

2. Затраты и источники финансирования научных исследований и разработок. Инф.-стат. мат. / Бах-турин Г.И., Березина Е.В., Быстров И.Е. и др. - М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2016. URL: http://www. csrs.ru/archive/stat_2016_finance /finance_2016.pdf

3. Вандрикова О.В. Проблемы инновационного развития Краснодарского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 12 (декабрь). - С. 121-125. - URL: http://e-koncept. ru/2013/13265.htm

4. Томилко Ю.В. Вузы и НИИ как элемент структуры региональных инновационных кластеров // Поиск модели эффективного развития: экономико-правовые аспекты социохозяйственной модернизации на постсоветском пространстве. Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2015. - 418 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.