Королёв А.С. Бюджетные инвестиции в инфраструктуру чемпионата мира по футболу 2018 // Научный результат.
Технологии бизнеса и сервиса. Т.5, № 2, 2019.
R.ESEARCH RESULT
Обзор Reviu
УДК 338.48
DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-2-0-3
Королёв А. С.
Бюджетные инвестиции в инфраструктуру чемпионата мира по футболу 2018_
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, дом 20, г. Москва 101000, Россия e-mail: korolev.a.s@yandex.ru
Аннотация. Масштабные событийные мероприятия влияют на повышение туристической привлекательности стран и городов, на все сферы городского устройства, но в тоже время требуют огромных инвестиций. Проведение Чемпионата мира по Футболу 2018 года задействовало масштабные государственные и частные инвестиции и привело к преобразованию многих городов, привлечению международных и российских туристов. Цель данной работы - проанализировать структуру и объем инвестиций в развитие инфраструктуры, а также оценить влияние Чемпионата на городские преобразования. В работе использовались аналитические материалы консалтинговых агентств, отчеты Оргкомитета «Россия-2018» и FIFA, данные Росстата, материалы различных информационных агентств, аналитические материалы о зарубежном опыте использования «инфраструктуры наследия» крупных мировых событий. Автором раскрыто понятие бюджетных инвестиций, принципы выбора городов для проведения Чемпионата, рассмотрены правовые и концептуальные документы Чемпионата, реализация модели управления и финансирования подготовки Чемпионата, структура источников финансирования Чемпионата, объемы бюджетных инвестиций, основные объекты инфраструктуры, созданные в рамках подготовки Чемпионата мира, соотношение расходов России и других стран на подготовку Чемпионата в своей стране, влияние Чемпионата на экономику страны. Автор пришел к заключению, что Чемпионат мира по футболу оказал влияние на развитие инфраструктуры, благоустройство, появление новых рабочих мест, изменение туристического продукта и туристического потенциала городов и в тоже время будет оказывать долгосрочное влияние на экономику страны.
Ключевые слова: событийный туризм; чемпионат мира по футболу; инвестиции; развитие инфраструктуры.
Для цитирования: Королёв А.С. Бюджетные инвестиции в инфраструктуру чемпионата мира по футболу 2018 // Научный результат. Технологии бизнеса и
сервиса. - Т. 5, № 2, 2019, С. 25-35, DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-2-0-3
Статья поступила 13 мая 2019 г.; принята 29 мая 2019 г.; опубликована 30 июня 2019 г.
UDC 338.48
Artem S. Korolev_| Budget investment in infrastructure 2018 FIFA world Cup
National Research University Higher School of Economics, Myasnitskaya street 20, Moscow 101000, Russia E-mail: korolev.a.s@yandex.ru
Abstract. Large-scale events affect the increase of tourist attractiveness of countries and cities, all areas of urban structure, but at the same time require huge investments. The organization and holding of the 2018 FIFA world Cup involved large-scale public and private investments and led to the transformation of many cities, attracting international and Russian tourists. The purpose of this work is to analyze the structure and volume of investments in infrastructure development, as well as to assess the impact of the Championship on urban pre-education. Analytical materials of consulting agencies, reports of the organizing Committee "Russia-2018" and FIFA, Rosstat data, materials of various news agencies, analytical materials on foreign experience of using the "infra-structure of heritage" of major world events were used in the work. The author defines the notion of public investment, principles for selection of cities for the Championship, examines the legal and conceptual documents of the Championship, the implementation of models of management and financing of preparation of the Championship, the structure of sources of financing of the Championship, the volume of public investment, basic infrastructure created in preparation for the world Cup, the expense ratio Russia and other countries in the preparations for the world Cup in your own country, the impact of the Championship on the economy of the country. The author came to the conclusion that the football world Cup had an impact on the development of infrastructure, improvement, the emergence of new jobs, changing the tourism product and the tourism potential of cities, at the same time will have a long-term impact on the economy.
Keywords: event tourism; football world Cup; investments; infrastructure development.
For citation: Korolev A. S. (2019). Budget investment in infrastructure 2018 FIFA world Cup. Research Result. Business and Service Technologies, 5(2), 25-35. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-2-0-3
Введение. Масштабные мировые события, проводимые в городах, оказывают влияние практически на все сферы городского устройства: городскую экономику, инфраструктуру, сферу услуг, имидж города, работу городских служб и сервисов. В данной работе будет рассмотрен уникальный по масштабу пример бюджетных инвестиций в современной России - инвестиции в организацию и проведение Чемпионата мира по Футболу 2018 года, который стал драйвером развития для многих российских городов. Данная тема интерес-
на для детального изучения как минимум по 3 причинам.
1. Объем инвестиций: в реализации проекта были задействованы масштабные бюджетные и частные инвестиции порядка 683 млрд. руб.
2. Географический охват преобразований: в реализации проекта участвовало одновременно более 40 городов России: помимо 12 городов, непосредственно участвующих в Чемпионате, в более чем 40 городах были созданы новые публич-
RESEARCH
. Е S И L. Т
Королёв А.С. Бюджетные инвестиции в инфраструктуру чемпионата мира по футболу 2018 // Научный результат.
Технологии бизнеса и сервиса. Т.5, № 2, 2019.
ные пространства и фан-зоны для болельщиков (Программа обустройства..., 2018).
3. Комплексность развития инфраструктуры: строительству и масштабной реконструкции были подвержены различные типы инфраструктурных объектов: от спортивных объектов, аэропортов и автомобильных дорог до систем водоснабжения и линий электропередачи.
Цель данной работы - проанализировать структуру и объем инвестиций в развитие инфраструктуры, а также оценить влияние Чемпионата на городские преобразования.
Материалы и методы исследования. При написании работы использовались аналитические материалы консалтинговых агентств, отчеты Оргкомитета «Рос-сия-2018» и FIFA, данные Росстата, материалы различных информационных агентств, а также аналитические материалы о зарубежном опыте использования «инфраструктуры наследия» крупных мировых событий.
Результаты исследования и их обсуждение. Бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (Бюджетный кодекс, 2019). Бюджетные инвестиции могут осуществляться как за счет федерального, так и за счет регионального или местного бюджета. Как правило, бюджетные инвестиции вкладываются в создание (или улучшение) объектов капитального строительства и инфраструктуры.
Бюджетный кодекс определяет ряд условий, наличие которых необходимо для осуществления бюджетных инвестиций:
1. Наличие всей необходимой проектной документации;
2. Инвестиционный проект обязан быть обоснован как с экономической, так и с технической стороны;
3. Должен быть заключен контракт между заказчиком, в роли которого выступает государство, и исполнителем;
4. Наличие проекта передачи недвижимости в государственную собственность.
Объектами бюджетных инвестиций могут быть разнообразные общественно-значимые проекты: строительство жилых и общественных зданий, объектов транспортной инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры и др.
Наиболее обсуждаемыми и медийными примерами бюджетных инвестиций, реализованными в последнее десятилетие в Российской Федерации, можно назвать:
- строительство Крымского моста и моста Русский во Владивостоке;
- создание инфраструктуры для Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году;
- создание нового города Иннопо-лис (самый молодой город России);
- строительство космодрома «Восточный»;
- строительство парка «Зарядье» в Москве;
- создание инфраструктуры для Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Выбор России, как организатора Чемпионата состоялся в 2010 году, а итоговый список городов, в которых должен был пройти Чемпионат, утвердили в сентябре 2012 года. В итоговый перечень вошли 11 городов, которые были разделены на 5 кластеров по территориальному признаку:
1) Центральный: Москва;
2) Северный: Калининград, Санкт-Петербург;
3) Волжский: Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саранск;
4) Южный: Ростов-на-Дону, Сочи;
5) Уральский: Екатеринбург.
Распределение городов на различные
кластеры, согласно концепции, позволяло представить Россию во всём её культурном и природном многообразии.
При составлении окончательного списка городов организаторы руководствовались следующими критериями:
- обеспеченность инфраструктурой;
RESEARCH
. Е S ü L Т
Королёв А.С. Бюджетные инвестиции в инфраструктуру чемпионата мира по футболу 2018 // Научный результат.
Технологии бизнеса и сервиса. Т.5, № 2, 2019.
- социально-экономическое развитие;
- инвестиционная программа подготовки;
- концепция проведения;
эффективное использование наследия.
Эти критерии также подразумевают
способность города принять большой поток туристов и болельщиков, наличие уже готовых, соответствующих требованиям ФИФА стадионов, целесообразность строительства новых стадионов с учетом даль-неийшего их использования и общее экономическое состояние региона.
Главным правовым документом, определяющим политику проведения Чемпионата, стал Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года». Принятие закона положило основу для разработки других стратегических документов, определяющих различные аспекты управления и финансирования проекта. Такими стратегическими документами стали:
- Программа подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу» (Программа..., 2013);
- Концепции наследия Чемпионата мира по футболу 2018 года» (Концепция наследия., 2018);
- Стратегия Чемпионата мира по футболу в области устойчивого развития;
- Концепция транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу (Концепция транспортного., 2013).
Наиболее важным в контексте понимания процессов бюджетного финансирования документом является Программа подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу (далее Программа), именно она определяет модель, источники и объемы финансирования каждого из объектов инфраструктуры и предоставляет возможность, в силу своего правового статуса, проводить дальнейшие мероприятия по финансированию и реализации проекта: разработку технического задания, органи-
зацию конкурентных процедур выбора поставщика работ и услуг, заключение государственных и муниципальных контрактов, передачу объектов недвижимого имущества.
Рассмотрим основные положения Программы подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу более подробно. В Программу включены строительство и реконструкция 281 объекта инфраструктуры, обозначены объемы и источники финансирования, а также ответственные исполнители по каждому из мероприятий.
Мероприятия Программы можно условно разделить на 6 направлений по типу инфраструктуры.
1. Спортивная инфраструктура: стадионы (12 объектов), тренировочные площадки (86 объектов).
2. Инфраструктура размещения: гостиницы, предназначенные для размещения участников соревнования (62 объекта).
3. Транспортная инфраструктура: аэропорты (13 объектов), улично-дорожная сеть и городской транспорт.
4. Инфраструктура связи и информационных технологии □.
5. Социальная инфраструктура: здравоохранение.
6. Инженерная инфраструктура: водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, энергоснабжение.
C точки зрения управления проектами, Чемпионат является довольно сложным проектом с множеством субъектов, принимающих непосредственное участие в управлении.
Главным и единственным организатором чемпионата мира по футболу является FIFA (Federation Internationale de Football Association) - международная федерация футбольных ассоциаций, которая является международным спортивным органом управления, обеспечивающим координацию футбола как вида спорта (Федеральный закон., 2013).
Для взаимодействия с FIFA и осуществления мероприятий по подготовке
RESEARCH
. Е S И L. Т
Королёв А.С. Бюджетные инвестиции в инфраструктуру чемпионата мира по футболу 2018 // Научный результат.
Технологии бизнеса и сервиса. Т.5, № 2, 2019.
Чемпионата от лица Российской Федерации была создана специальная организация Оргкомитет «Россия - 2018» - автономная некоммерческая организация, учрежденная Правительством Российской Федерации и Российским футбольным союзом в 2011 году. Далее было заключено соглашение между FIFA и Оргкомитетом «Россия - 2018», определяющее условия подготовки и проведения Чемпионата мира и устанавливающее статус, права и обязанности сторон. В регионах и городах России, участвующих в проведении Чемпионата, были созданы, соответственно, региональные оргкомитеты «Россия -2018».
Именно к полномочиям Оргкомитета «Россия - 2018» относилось финансовое обеспечение мероприятий и контроль использования средств. Также к полномочи-
ям Оргкомитета «Россия - 2018» относилось (Федеральный закон..., 2013) (в разрезе финансирования Чемпионата):
- привлечение средств инвесторов для подготовки Чемпионата;
- мониторинг исполнения обязательств Российской Федерации;
- координация деятельности региональных организационных комитетов в субъектах Российской Федерации и другие.
Согласно первоначальной оценке, общий объем средств, необходимых на проведение главного футбольного события, составил 664 млрд. руб. (20,9 млрд. долл. по среднему курсу 2013 года). При этом предполагалось, что 51% расходов покроет федеральный бюджет, 15% -бюджеты субъектов РФ и 34% - юридические лица (рис. 1).
Рис. 1. Структура источников финансирования, % Fig. 1. Structure of funding sources, %
В дальнейшем было несколько редакции □ Программы и по последней доступной оценке Организационного комитета на апрель 2018 года финальные расходы составили 683 млрд. рублей. Превышение расходов над плановыми составило 19 млрд. рублей. При этом несколько изменилось соотношение источников финансирования. Большая часть всех средств
(71%) была выделена из государственного бюджета (как федерального, так и регионального), при этом по первоначальной смете финансирования предполагалось не более 51% (рис. 1). Основной объем инве-стиции^ был направлен на создание транспортной и спортивной инфраструктуры в городах проведения Чемпионата (рис. 2).
Королёв А.С. Бюджетные инвестиции в инфраструктуру чемпионата мира по футболу 2018 // Научный результат.
Технологии бизнеса и сервиса. Т.5, № 2, 2019.
млн. руб.
Рис. 2. Объемы финансирования по типу инфраструктуры, млн. руб. Fig. 2. Funding by type of infrastructure, mln. rub.
Расходы на транспортную инфраструктуру в общей структуре расходов составили более половины всех расходов -
54% или 337,4 млрд. руб. (рис. 3). Расходы
2%_ 1%
на спортивную инфраструктуру составили порядка 28% от общей величины расходов, что в абсолютном выражении составляет 174,7 млрд. руб.
| Транспортная инфраструктура | Спортивная инфраструктура | Инфраструктура размещения Инженерная инфраструктура | Инфраструктура связи и ИТ | Социальная инфраструктура
Рис. 3. Структура финансирования по типу инфраструктуры, млн. руб. Fig. 3. Financing structure by type of infrastructure, mln. rub.
Далее будут рассмотрены созданные объекты инфраструктуры по трем наиболее затратным направлениям: транспортная, спортивная и инфраструктура размещения (Аналитический отчет., 2018).
1. Транспортная инфраструктура. На строительство и реконструкцию транспортной инфраструктуры было потрачено порядка 54% от общего бюджета или 337,4 млрд. руб. в абсолютном выражении.
Объекты транспортной инфраструктуры, на строительство и модернизацию которых были направлены бюджетные инвестиции, можно условно разделить на 3 типа:
- аэропортовая инфраструктура, включая 13 аэропортов;
- улично-дорожная сеть;
- метрополитен и трамвайные сети.
Общая протяженность построенных и отремонтированных дорог составила 178 км. Основные трассы, на которых обновили дорожное покрытие, - это M7 «Волга» в Московской и Владимирской областях, M5 «Урал» в Самарской □ области, Р-239 в Татарстане и Р-22 «Каспии □» в Волгоградской области.
2. Спортивная инфраструктура. К чемпионату мира было построено и отремонтировано 12 стадионов в 11 городах и 95 тренировочных площадок. Общая стоимость спортивных объектов составила 265 млрд. руб. В среднем на один стадион было потрачено 20,3 млрд. руб. Средняя вместимость одного стадиона - 48 166 человек.
3. Инфраструктура размещения. За период 2014 - 2018 годы в России было открыто 56 отелей на 10349 номеров.
Консалтинговая компания JLL сравнила расходы стран-организаторов ЧМ за период с 1998 по 2018 годы по 8 критериям (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение расходов стран-организаторов ЧМ
Table 1
Comparison of the costs of the host countries
Годы 1998 2002 2006 2010 2014 2018
Страны Франция Южная Корея и Япония Германия ЮАР Бразилия Россия
Инвестиции в инфраструктуру 1,4 3,5 5,8 3,1 8,0 7,1
(транспорт, коммуникации и
др.), млрд. долл.
Инвестиции в стадионы, млрд. 0,6 4,6 1,9 2,1 3,6 4,5
долл.
Инвестиции всего, млрд. долл. 2,0 8,1 7,7 5,2 11,6 11,6
Инвестиции всего, % ВВП 0,11 0,18 0,27 1,65 1,36 0,77
Инвестиции в среднем на 0,06 0,23 0,16 0,21 0,30 0,38
стадион, млрд. долл.
Доля частных инвестиций, % 15 35
Количество городов 10 20 12 9 12 11
Количество стадионов 10 20 12 10 12 12
Сравнение показывает, что Россия дионов, при этом затраты на один стадион
стала единственной страной, построившей также являются самыми высокими - по-
или основательно обновившей все 12 ста- рядка 380 млн. долл. на 1 стадион. При
Основная часть средств была выделена на реконструкцию и строительство авиакомплексов. Аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону был построен с нуля, а другие 12 аэропортов были реконструированы с целью увеличения пропускной способности. В результате появления нового аэропорта Ростовская область стала регионом с самыми высокими расходами (59 млрд. руб.) на транспортную инфраструктуру среди всех регионов России.
Было реконструировано и модернизировано 20 железнодорожных вокзалов и станцииП. В трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде - были построены новые станции метрополитена. В СеверноиП столице открылись две новые станции - «Новокрестовская» и «Беговая», в Нижнем Новгороде - одна, «Стрелка». В Москве были открыты пять новых станции С Третьего пересадочного контура (ТПК) и три станции Люблинско-ДмитровскоиП линии.
этом расходы на спортивную инфраструктуру, как было показано на рисунке 3, составили всего 28% от общего бюджета Чемпионата.
На рисунке 4 показано соотношение инвестиций в стадионы и инфраструктуру. У России и Бразилии общие расходы на стадионы и инфраструктуру примерно равны и в 1,5-2 раза выше, чем у других стран, принимавших Чемпионат за последние 20
14 12 10
лет. При этом в соотношении расходов, практически у всех стран расходы на инфраструктуру выше, чем расходы на стадионы. Такая тенденция присуща всем странам, кроме Южной Кореи и Японии, где расходы на стадионы оказались выше, чем расходы на инфраструктуру. При этом во всех странах мира, за исключением России, использовались существующие стадионы (рис. 5).
Щ
I
Россия
в
-lili
Франция Южная Корея и Германия ЮАР Бразилия
Япония
■ Инвестиции в инфраструктуру ■ Инвестиции в стадионы
Рис. 4. Соотношение инвестиций в стадионы и инфраструктуру ЧМ, млрд. долл. (на основании данных анализа консалтинговой компании JLL) Fig. 4. Ratio of investments in stadiums and infrastructure of the world Cup, billions of dollars (based on the analysis of JLL consulting company)
■
1 1 A 11
Франция Южная Корея Германия ЮАР Бразилия Россия
и Япония
■ Построенные и реконструированные ■ Существующие
Рис. 5. Количество существующих, построенных или масштабно реконструированных стадионов к ЧМ (на основании данных анализа
консалтинговой компании JLL), ед. Fig. 5. The number of existing, built or large-scale reconstructed stadiums for the world Cup (based on the analysis of the consulting company JLL), units
RESEARCH
. Е S И L. Т
Королёв А.С. Бюджетные инвестиции в инфраструктуру чемпионата мира по футболу 2018 // Научный результат.
Технологии бизнеса и сервиса. Т.5, № 2, 2019.
По предварительной оценке Организационного комитета ЧМ-2018, суммарный эффект от проведения Чемпионата страны за 2013-2018 гг. составил 867 млрд. руб., или около 1% годового ВВП (Аналитический отчет., 2018). Несмотря на то, что турнир начал оказывать влияние на ВВП еще в 2013 г., более половины его суммарного эффекта приходится на 2017-2018 гг. В эти годы прирост ВВП в связи с подготовкой и проведением соревновании □ достиг 0,4% годового показателя. 79% общего эффекта было обусловлено влиянием инвестицииС и операционных расходов, что составляет 751 млрд. руб. Основная доля эффекта от инвестиции □ и расходов пришлась на 2016-2017 гг., что соответствует пику вложении □ в строительство или реконструкцию спортивной и транспортной инфраструктуры в эти годы.
Приток туристов в период ЧМ-2018 обеспечил вклад в 201 млрд. руб. в ВВП страны в 2018 г., что составляет 21% общего эффекта от проведения турнира. Эффект от туризма превысил влияние инвестиции □ и операционных расходов на подготовку турнира в 2018 г.
В пятилетней перспективе влияние ЧМ-2018 оценивается в 150-210 млрд. руб. в год, что сопоставимо с эффектом, наблюдаемым во время подготовки и проведения чемпионата. Ожидается, что около трети будущего эффекта от Чемпионата придется на развитие туризма, в то время как основная часть долгосрочного влияния будет достигнута за счет эффекта катализатора от инвестиции □.
По уровню влияния на экономику страны ЧМ-2018 в России сопоставим с другими чемпионатами, как в абсолютном, так и в относительном выражении. Доля туризма в общем объеме влияния на ВВП России также сравнима с соответствующими показателями подобных турниров.
Суммарное влияние ЧМ-2018 на ВВП России составило около 17 млрд. долл. США, что превосходит эффект от аналогичных чемпионатов в Бразилии, ЮАР, Германии и Южной Корее и наибо-
лее близко к показателю Японии (Аналитический отчет., 2018).
Экономика России получила около 3 млрд. долл. США за счет развития туризма во время проведения Чемпионата, что превышает уровень Бразилии, ЮАР и Японии. При этом в Германии туризм внес еще более заметный вклад в общий объем экономического влияния, что объясняется, помимо прочего, более высоким средним уровнем цен на проживание, транспорт и прочие расходы.
Заключение. Интерес рассмотрения Чемпионата мира по футболу связана с уникальностью и сложностью проекта с точки зрения масштаба, географии бюджетных инвестиций и влияния на жизнь российских городов. Его рассмотрение с точки зрения бюджетных инвестиций позволило проанализировать различные процессы, связанные с финансированием и реализацией проекта на разных стадиях.
Влияние Чемпионата отражается практически на всех сферах жизнедеятельности городов. В наибольшей степени изменения коснулись развития инфраструктуры, благоустройства, стимулирования промышленности и бизнеса, появления новых рабочих мест, изменения туристического продукта и туристического потенциала городов. Что особенно важно, реализация проекта позволила привлечь не только бюджетные инвестиции в развитие городов и инфраструктуры, но и масштабные частные инвестиции.
Согласно оценкам экспертов, инвестиции в инфраструктуру в рамках подготовки к Чемпионату способны оказать долгосрочное влияние на экономику страны по ряду направлении □. Основной эффект заключается в последующем развитии тер-ритории^, участвовавших в проведении чемпионата. Дополнительный эффект связан с активной эксплуатацией новой транспортной, спортивной и другой инфраструктуры.
RESEARCH
. Е S И L. Т
Королёв А.С. Бюджетные инвестиции в инфраструктуру чемпионата мира по футболу 2018 // Научный результат.
Технологии бизнеса и сервиса. Т.5, № 2, 2019.
Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the author have no conflict of interests to declare.
Список литературы
Аналитический отчет консалтинговой компании JLL «Инвестиции в футбольные страсти: эффект чемпионата мира в России». 2018. URL:
http://www.jll.com/russia/ru-ru/Research/FIFA_World_Cup_2018.pdf (дата обращения 02.05.2018)
Аналитический отчет Оргкомитета «Россия-2018» «Исследование влияния Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России на экономическую, социальную и экологическую сферы». 2018. URL: https://rfs.ru/news/208313 (дата обращения
04.05.2018)
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от
06.06.2019) Статья 6 и 79. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_19702/ (дата обращения 01.05.2019)
Исследование отношения к Чемпионату мира по футболу-2018 среди населения России и городов проведения Чемпионата / ВЦИОМ, 2018.
Концепции наследия Чемпионата мира по футболу 2018 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 24 июля 2018 г. № 1520-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc /71909238/ (дата обращения 01.05.2019)
Концепция транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу, утвержденная Министром транспорта РФ М.С. Соколовым 16.12.2013 г. URL: https://www.favt.ru/public/materials/1/1/a/d/3 /11ad3d0510a14936184f2cd6ee31721c.pdf (дата обращения 01.05.2019)
Программа обустройства публичных пространств и фанзон в 40 городах России, реализованная в 2016-2018 гг. АИЖК и Стрелка. 2018. URL: https://города-будущего.рф/ (дата обращения 03.05.2019)
Программа подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу», утвержденная Постановлением Правительства от 20 июня 2013 года № 518. URL: https://base.garant.ru/70403652/ (дата обращения 06.05.2019)
Статья РБК: Операция «Наследие»: что будет со спортивными объектами после ЧМ. 2018, 21 июня. URL: ttps://www. rbc.ru/society/21/07/2018/5b51f8c79a79470d f8d82 c46?from=center_2 (дата обращения 03.05.2019)
Статья РБК: Чемпионат мира в России. Главные цифры. 2018, 17 июля. URL: https://www.rbc.ru/society/17/07/2018/5 b488dc59a794765ace87fe2. (дата обращения 04.05.2019)
Стратегия Чемпионата мира по футболу в области устойчивого развития. URL:
https://www.fifa.com/mm/document/tournam ent/competition/02/66/69/50/fwc2018 sustain abilitystrategy_ru_russian.pdf (дата обращения 02.05.2019)
Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года» от 07.06.2013 №108-ФЗ. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_147218/(дата обращения
01.05.2019)
BMI Research, Industry Forecast - Russia - Q1 2018 / BMI Research, 2018, 5 января.
References
Analytical report of the consulting company JLL "Investments in football passions: the effect of the world Cup in Russia", 2018, [Online], available at: http://www.jll.com/russia/ru-ru/Research/FIFA_World_Cup_2018.pdf (accessed 02.05.2018)
Analytical report of the organizing Committee "Russia-2018" "Study of the impact of the 2018 FIFA world Cup in Russia on the economic, social and environmental
Королёв А.С. Бюджетные инвестиции в инфраструктуру чемпионата мира по футболу 2018 // Научный результат.
Технологии бизнеса и сервиса. Т.5, № 2, 2019.
spheres", 2018, [Online], available at: https://rfs.ru/news/208313 (accessed
04.05.2018)
BMI Research, Industry Forecast - Russia - Q1 2018 / BMI Research. - 2018, January 5th.
Federal law No. 108-FZ of 07.06.2013 "On preparation and holding of the 2018 FIFA world Cup and the 2017 FIFA confederations Cup" in the Russian Federation, [Online], available at:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc LAW 147218/ (accessed 01.05.2009) "
Programme for the development of public spaces and Hanson in 40 cities of Russia, implemented in 2016-2018, the seller and the shooter, [Online], available at: https://ropoga-6ygy^ero.p$/ (accessed 03.05.2009)
RBC article: Operation Heritage: what will happen to sports facilities after the world Cup, 2018, June 21, [Online], available at: ttps://www.
rbc.ru/society/21/07/2018/5b51f8c79a79470d f8d82 c46?from=center_2 (accessed 03.05.2009)
RBC article: world Cup in Russia. The main figures, 2018, July 17, [Online], available at: https://www.rbc.ru/society/17/07/2018/5 b488dc59a794765ace87fe2. (accessed 04.05.2009)
Research of attitude to the World Cup 2018 among the population of Russia and cities of the Championship / VTSIOM, 2018
Strategy of the World Cup in the field of sustainable development, [Online], available at: https://www.fifa.com/mm/document/tournam ent/competition/02/66/69/50/fwc2018_sustain abilitystrategy_ru_russian.pdf (accessed
02.05.2019)
"The budget code of the Russian Federation" of 31.07.1998 N 145-FZ (edition of 06.06.2009) Article 6 and 79, [Online], available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_19702/ (accessed 01.05.2019)
" The concept of heritage of the world Championship on football of 2018", approved edenna the Decree of the RF Government of July 24, 2018, No. 1520-R. [Online], available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc /71909238/ (accessed 01.05.2019)
The concept of transport support of the world Cup, approved by the Minister of transport of the Russian Federation MS Sokolov 16.12.2013 [Online], available at: https://www.favt.ru/public/materials/1/1/a/d/3 /11ad3d0510a14936184f2cd6ee31721c.pdf (accessed 01.05.2009)
"The program of preparation for the World Cup", approved by the Government decree of June 20, 2013, No. 518, [Online], available at: https://base.garant.ru/70403652/ (accessed 06.05.2009)
ДAННЫЕ ОБ AВТОРЕ Королев Артем Сергеевич, магистрант 1 года обучения факультета городского и регионального развития Высшей школы экономики
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Artem S. Korolev, master's student of 1 year of study at the FACULTY of urban and regional development of the National Research University Higher School of Economics