Научная статья на тему 'Чемпионат мира по футболу-2018 и перспективы развития туризма на примере Волгоградской области'

Чемпионат мира по футболу-2018 и перспективы развития туризма на примере Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2170
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ-2018 / ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельских И.Е.

В статье представлен положительный и отрицательный международный опыт проведения чемпионатов Европы, мира (ЧМ) по футболу и Олимпийских игр. Предложены рекомендации по оптимизации экономических эффектов в среднесрочной перспективе для развития туризма в Волгоградском регионе, касающиеся соблюдения принципа окупаемости инфраструктурных затрат, ориентации на европейских болельщиков и учета региональных особенностей при проведении спортивных соревнований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чемпионат мира по футболу-2018 и перспективы развития туризма на примере Волгоградской области»

зарубежный опыт

УДк 796.03; 332.12

ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ — 2018 И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

И. Е. ВЕЛЬСКИХ, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и организации производства E-mail: igbelvolgograd@rambler.ru Волгоградский государственный технический университет

В статье представлен положительный и отрицательный международный опыт проведения чемпионатов Европы, мира (ЧМ) по футболу и Олимпийских игр. Предложены рекомендации по оптимизации экономических эффектов в среднесрочной перспективе для развития туризма в Волгоградском регионе, касающиеся соблюдения принципа окупаемости инфраструктурных затрат, ориентации на европейских болельщиков и учета региональных особенностей при проведении спортивных соревнований.

Ключевые слова: чемпионат мира по футболу — 2018, туризм, региональная экономика, Волгоградская область.

Всемирное значение футбола

В современных условиях развития мировой экономики, которые характеризуют определенная стагнация экономической активности и снижение темпов роста стран-лидеров, приобретает особую популярность стимулирование экономической активности бизнеса и домашних хозяйств стран с помощью событий мирового уровня. Значительное информационное сопровождение такого события, повышение туристических потоков в страну организатора приводят к определенным экономическим эффектам. Общеизвестно, что современные люди стремятся к здоровому образу жизни, правильному пи-

танию и проявляют большой интерес к спортивным мероприятиям. Проведение различных олимпиад, чемпионатов, больших турниров и т. д. стимулирует рост потока туристов в страну-организатор, способствует популяризации мест проведения соревнований на внешних рынках, повышению значения здорового образа жизни. Наша страна оказалась в числе тех, кто проводит в 2014 г. зимние Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу — 2018 г. Проведение этого спортивного мероприятия в разных регионах России имеет большое исследовательское значение для развития туризма. Задача автора заключается в попытке спрогнозировать возможные экономические эффекты, а также в оценке перспектив реализации данного мероприятия.

Спорт (как особый вид бизнеса и социально-экономической активности людей) приобретает в настоящее время всемирное значение. Мировые спортивные достижения, рекорды протоколируются с большой тщательностью, чемпионы и призеры разных соревнований приобретают большую мировую и национальную известность. В настоящее время созданы условия и инфраструктура для проведения соревнований разного уровня практически во всех странах. Большое количество международных организаций занимается координацией спортивной жизни и проведением соревнований в мире. В ус-

ловиях современного информационного общества страны [17], народы конкурируют между собой не только в вопросах экономических или политических возможностей, но в сфере спортивных достижений [1, 3, 5]. Этот тип международной конкуренции — один из самых зрелищных. И мировые потребители готовы за это заплатить.

На взгляд автора, футбол относится к самому востребованному потребителем спортивному со-ревнованю, он передает национальный спортивный дух, волю к победе [11, 13]. Футбольный бизнес четко структурирован (разработаны правила ведения этически безупречных международных сделок по покупке клубов, игроков, тренеров). Многомиллиардный околофутбольный бизнес опирается на высокий зрительский интерес и организованную территориальную клубную программу лояльности болельщиков. Футбольные звезды — это национальные герои (ориентированные на потребительскую известность среди домашних хозяйств болельщиков) с огромными зарплатами, которые им платят болельщики или спонсоры. Только высокие результаты «звезд» окупают эти зарплаты, бывают и исключения, когда зарплаты платятся, а результатов почти нет. Отечественные болельщики эту тему готовы активно обсуждать [12, 14].

Чемпионат Европы по футболу, близкий географически, запомнился старшим жителям нашей страны по Югославии 1976 г. Тогда в финальном турнире участвовали четыре команды. Этот этап прошел за четыре дня и на двух стадионах!

В 2012 г. уже 16 команд играли 24 дня на восьми стадионах двух стран - Польши и Украины! Почему? Ответ прост: мировая популярность данного вида спорта приносит значительный доход инвесторам в спортивный бизнес.

Последние чемпионаты Европы по футболу небольшие страны проводили парами: Бельгия и Нидерланды - в 2000-м, Австрия и Швейцария -в 2008-м и Польша и Украина - в 2012-м. В 2002 г. Япония и Республика Корея (Южная Корея) также совместно проводили ЧМ. Россия (как Германия, Бразилия, ЮАР и т. д.) — это страна, которая способна провести ЧМ самостоятельно.

Проведение чемпионата мира — это большая возможность для национального футбольного бизнеса получить мировое потребительское признание, а регионы России (напомним список городов, принимающих чемпионат: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи, Казань,

Калининград, Волгоград, Нижний Новгород и Екатеринбург) обязаны в этот период завоевать потребительскую туристскую лояльность болельщиков со всех стран мира.

Чтобы было лучше, а не «как всегда», надо изучать имеющиеся возможности и мировой опыт.

Волгоградская область и туризм

Данный регион находится в преддверии Юга России, через него проходят дороги с Урала, центральной России к здравницам Кавказа и морскому побережью Черного моря. В целом, область обладает хорошими статистическими данными о развитой инфраструктуре гостеприимства и туризма. На территории региона действуют 127 гостиниц, которые способны одновременно принять 5 720 чел., 26 объектов санаторного типа и 206 баз сезонного отдыха (турбазы) [7, 8, 9, 10]. Последние несколько лет чиновники планируют и заявляют о строительстве отелей цепочки Hillton, Radisson и Park Inn (современных трехзвездочных сертифицированных гостиниц в Волгограде пока нет). В 2011 г. количество туристов составило около 650 тыс. чел. (в 2009 г. — около 456 тыс. чел.). Однако следует подчеркнуть, что в 2011 г. из общего числа туристов только 12 тыс. чел. составили иностранцы [2, 10]. Наибольшая популярность Волгоградской области отмечается у туристов из Германии, Соединенных Штатов Америки и Италии. Большая часть иностранцев и приезжающих туристов - это наши соотечественники, выехавшие на ПМЖ за рубеж или в столицу.

Необходимо отметить тот факт, что многие жители, особенно молодежь, планируют и уезжают жить за границу или в столичные регионы [12, 13]. Волгоградская область по сравнению с соседними областями (Саратовской, Ростовской, Астраханской и т. д.) является одним из депрессивных регионов Юга России (даже губернатором области был назначен бывший мэр Астрахани).

По данным статистики, в Волгоградской области насчитывается 1 164 памятника культуры и истории, 923 архитектурных памятника и более 20 тыс. объектов археологии. В регионе функционирует 963 развлекательных учреждения, 289 музеев и 9 театров. Однако на самом деле, международных символов привлекательности территории области только два: патриотическая «Родина-мать зовет!» и «танцующий мост» (построили только один пролет по цене нескольких мостов, который превратился в символ рос-

сийского «бюрократического и партийного воровства»). Удивительно, но ГКУ ВО «Агентство развития туризма» (структура администрации Волгоградской области) считает его привлекательным для развития государственных программ по туризму! [10].

Кроме патриотического направления международного туризма (посещение родственниками из Германии могил немецких солдат) Волгоградская область пытается создавать новые туристские маршруты. Позволим напомнить, что на территории области находятся археологические останки Сарай-Берке - столицы Золотой Орды. В Волгоградской области (напротив Волгограда) находится крупнейший речной остров Европы — Сарпинский, где по преданиям, Степан Разин спрятал награбленные в Персии сокровища. Большое значение имеет озеро Эльтон, лечебная грязь которого, по мнению местных врачей, сопоставима с эффектом грязи Мертвого моря [4, 7, 9].

Волгоград, кроме патриотических памятников и военного прошлого, практически не имеет никаких конкурентных преимуществ для развития международного туризма. Застроен город преимущественно типовыми домами и промышленными предприятиями недавнего социалистического прошлого. В свою очередь современный бюрократический бизнес уничтожил большую часть зелени внутри городской территории, которая находится вблизи полупустынь Заволжья. Большинство заводов на областной территории превратились также в пустыни, где оборудование давно сдали на металаллом, а стены и юридические адреса промышленных предприятий стали неликвидными залогами в банках от местных депутатов-бизнесменов. Сельские полупустынные территории давно возделываются пришлыми мигрантами из стран СНГ и южных республик России. По данным региональных исследователей общественного мнения, местных жителей эти вопросы сильно беспокоят [12, 13]. Поэтому чемпионат мира по футболу — исторический шанс вдохнуть новую жизнь город и регион. Автор надеется, что региональная власть максимально и с пользой использует эту возможность.

Международный опыт проведения спортивных мероприятий.

Уроки для российских регионов

В современном мире накоплен огромный практический опыт проведения чемпионатов и других

крупных спортивных мероприятий. Какие уроки и примеры можно взять для регионов России?

Наиболее известным является положительный пример проведения Олимпиады в 1992 г. в Барселоне. Город был промышленным центром Каталонии и Испании, однако за 20 лет он стал одним из самых популярных туристических центров Старой Европы. Специально для спортивного мероприятия был построен стадион, обновлена инфраструктура и т. д. Всех российских туристов в настоящее время везут после посещения ими горы Монжиук (местная при-родно-ландшафтная достопримечательность) обязательно мимо стадиона с рассказом, как изменилась Барселона после Олимпиады-1992. Было потрачено в разы больше средств на строительство новых объектов и инфраструктуры, чем на проведение Олимпиады. Все это сторицей окупилось. Каталонцам повезло, именно в 1090-е гг. крах социализма привел к росту туристических, инвестиционных потоков из стран с переходной экономики, и Барселона оказалась в центре внимания выходцев не только из Латинской Америки, но и из Восточной Европы [3, 4].

Необходимо обратиться и к опыту Канады. Калгари после Олимпиады 1988 г. также превратилось в известный горнолыжный курорт, способствующий популяризации канадских горнолыжных маршрутов в противовес южноамериканским Андам. После проведения Олимпиады произошел рост деловой, спортивной и культурной активности, город превратился в третий по численности населения в Канаде. Количество жителей выросло с 700 тыс. до более 1 млн чел. (необходимо отметить, что 20 % населения Калгари составляют выходцы из стран Азии).

Общеизвестен еще один положительный пример, так, в 2006 г. Германия, проводившая чемпионат мира по футболу, получила прибыль около 12 млрд долл. США (из которых на прямые доходы от иностранных туристов пришлось 1,5 млрд долл.). Однако профессор экономики Вольфганг Маен-ниг из Гамбургского университета определил, что обороты розничной торговли в июне—июле 2006 г., т. е. в период наплыва иностранных болельщиков, оказались даже ниже, чем в тот же период в 2005-м (в «нефутбольный» год) [6]. Оказалось, что футбольные болельщики — это не туристы, они тратят гораздо меньше. Наполняемость новых гостиниц падает уже на следующий год после проведения ЧМ, зачастую футбольные фанаты дорогим гостиницам предпочитают экономные варианты

размещения. Даже доставка болельщиков от аэропортов и мест проживания до стадионов является бесплатной! Достаточно иметь билет на матч или мероприятие, с ним связанное. ЧМ-2006 в Германии ускорил рост экономики этой страны на скромные 0,5 % ВВП [6].

Такой тип поведения характерен для европейцев, которые очень экономно ведут свое домашнее хозяйство. Имеет значение и то, что футбольные фанаты — это не элитарные любители большого тенниса - миллионеры и высокооплачиваемые служащие. Скорее всего, что приток иностранных туристов на ЧМ в регионы России придется за счет футбольных фанатов. Поэтому Волгоградская область должна готовиться преимущественно к приему европейских болельщиков уровня «эконом-класса».

Самый большой посчитанный прирост ВВП чемпионат Европы по футболу дал Польше - 2 % ВВП. Оказалось, страны ЕС помогли полякам, они совместно потратили на подготовку к мероприятию 26 млрд евро [6]! Значительная часть средств была выделена стране и муниципалитетам по специальным межгосударственным кредитным линиям по очень низкой стоимости. Это означает, что Правительству РФ и региональным администрациям придется, по аналогии с прошедшим чемпионатом Европы, потратить не менее 52 млрд евро (по текущему валютному курсу это более 2 трлн руб.). Скорее всего, цена вырастет с учетом инфляционной составляющей и больших масштабов ЧМ.

Опыт Германии, ЮАР и Бразилии более показателен, так как эти страны, как и Россия, проводили ЧМ самостоятельно.

Абсолютно достоверными данными о влиянии ЧМ на ВВП ЮАР автор не располагает. Однако количество туристов, посетивших ЮАР в июне и начале июля 2010 г., в период проведения чемпионата, выросло на 30 % по отношению к прошлому году. Международная Федерация футбола (ФИФА) в ожидании большого потока болельщиков решила привлечь к размещению болельщиков не только гостиницы, но и домашние хозяйства. Так, швейцарская компания Match Event Services получила право использовать дома частных граждан в ЮАР для размещения болельщиков. Данная компания наняла агентов, которые платили вступительный взнос в размере 9,5 тыс. рандов (около 1,5 тыс. долл.). Агенты же уже начинали вести переговоры и заключали контракты с теми, кто хотел сдавать свои дома. Каждый домовладелец, желающий разместить

иностранцев, заплатил еще 500 рандов. Интересно, что договора заключались с теми, кто проживал в бедных неблагополучных районах Йоханнесбурга. Однако болельщики в планируемом количестве не приехали. «Футбол сделал нас рабами» [6] - это публичное мнение южноафриканцев, которые в ожидании иностранных гостей взяли кредиты на ремонт и обновление мебели. Их затраты не окупились. Регионы России должны сделать из этого негативного опыта выводы, и планировать размещение болельщиков по более корректным организационным схемам [15, 16].

Традиционные планы организаторов спортивных мероприятий и реальные затраты различаются в разы. Например, затраты на 0лимпиаду-2004 в Афинах планировались на сумму в 1,6 млрд долл. (реально потрачено 16 млрд долл.); затраты на 0лимпиаду-2008 в Пекине планировались на сумму в 1,6 млрд долл. (реально потрачено около 40 млрд долл.); 0лимпиада-2012 в Лондоне потребовала вместо планируемых 4 млрд долл. около 20 млрд долл. Заметив такие изменения расходов, министр по делам Олимпиады Тесса Джоуэлл публично высказалась: «Если бы мы знали сейчас, к чему приведет победа заявки Лондона на проведение летней Олимпиады - разве мы пошли бы на это?» [6].

Можно провести аналогии и дальше. Общеизвестные финансовые проблемы небольших стран — организаторов спортивных мероприятий (например Греции — Летние Олимпийские игры в Афинах в 2004 г.) привели в дальнейшем к экономическому национальному кризису, который стал катализатором более глобальных современных проблем. Очевидно, что расчетливые европейцы и спортивные чиновники будут давать возможность развивающимся странам из третьего мира тратить ресурсы без соблюдения главного принципа в рыночной экономике - окупаемости проектов [5]. Необходимо отметить, что Олимпийские игры последних лет преимущественно идут в данном направлении: Китай-2008, Россия-2014, Бразилия-2016, Южная Корея-2018. Аналогичная ситуация и с чемпионатами мира по футболу: ЮАР-2010, Бра-зилия-2014, Россия-2018, Катар-2022. Олимпиада в Монреале в 1976 г. и в Лондоне в 2012 г. привели рыночный мир к выводу об убыточности больших спортивных соревнований.

В любом случае спорт (как символ здоровья и правильного образа жизни) должен пропагандироваться всемерно, но с учетом принципа самоокупа-

емости. Регионы России должны стремиться заработать международную туристскую известность, положительную репутацию как места потенциального и качественного отдыха [2, 4, 15].

Анализ международного опыта позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, затраты на проведение спортивных мероприятий значительно превышают полученные доходы (за редким исключением). Это объясняется очень просто большую часть непосредственных доходов забирают международные организаторы спортивного мероприятия (доходы от билетов, прав на теле-, радиотрансляцию, рекламные и спонсорские средства). В 1950-1970-е гг. местные территории имели больше шансов на получение доходов и, как правило, использовали имеющуюся достаточную инфраструктуру. Современный спорт -это спорт высокотехнологичный, требующий особого оборудования, удобств, роста затрат на его организацию. Футбол — это спорт, ориентированный на массовый потребительский сегмент, который требует большого гостиничного хозяйства, удобного транспорта, дешевого общепита и т. д. К сожалению, региональная Россия, на примере Волгограда, не имеет таких возможностей, и местные власти обязаны построить, создать инфраструктуру для кратковременного пребывания болельщиков. Средняя стоимость одного блюда в подавляющем большинстве ресторанчиков центральной части Волгограда составляет примерно 300—400 руб. (однако эти цены сильно вырастут в период проведения ЧМ по футболу). Ни один немец или француз не сможет позволить себе такой стоимости питания (автор почти уверен, что многие иностранцы возьмут с собой сухие пайки или будут питаться за счет сетевых магазинов). Можно привести и другие примеры слабого развития сервиса в региональной экономике Волгограда.

Во-вторых, большая часть стран и территорий, где проходили ЧМ по футболу, не смогли воспользоваться своими историческими шансами из-за особенностей своих экономик и географической удаленности. Регионам России повезло, большая часть городов - организаторов чемпионата находится в непосредственной близости от Европы, где располагаются многие футбольные страны-лидеры и проживает потенциально много болельщиков, готовых на день—два прилететь в город, где состоится матч.

В-третьих, чрезмерные затраты на проведение спортивных соревнований привели небольшие стра-

ны и регионы (госбюджет Греции, бюджет Монреаля) к финансовому краху. Эта тема очень актуальна для России, финансовые затраты, безусловно, будут самыми высокими с учетом отечественного гостеприимства и умения строить «качающиеся мосты».

В-четвертых, большую часть выгоды от проведения чемпионата получает страна в целом и ее руководители, которые принимают международные делегации, формируют повестку кулуарного общения, достигают геополитических и инвестиционных договоренностей. Эта часть остается за пределами возможностей измерения и определяется субъективными аспектами личностного плана. Максимальная эффективность достигается только в том случае, если существует четкий план получения дохода, отдачи от такого мероприятия на международном уровне.

В-пятых, регион выигрывает только в том случае, если сумеет сформировать потребительскую лояльность приехавших гостей на следующий визит (повторный клиент-турист — самый выгодный для региона). Особенно важно сформировать условия для внутреннего, российского туриста, который должен осознать плюсы и минусы пребывания и отдыха на Волгоградской земле. Иностранец — редкий гость в Волгограде, скорее всего, ЧМ по футболу не будет способствовать появлению массового иностранного туризма в регионе. Для иностранных туристов Россия начинается в Москве, а закачивается в Санкт-Петербурге. Так как Волгоград географически расположен очень своеобразно, то иностранного туриста можно привлечь только отдельными сегментами (например оздоровительным или посещением специфических мест Волгоградской области: раскопки Сарай-Берке, о. Сарпинский, Мамаев курган и т. д.). Этнографический или археологический интерес может быть удовлетворен только в очень узком сегменте туристского рынка.

Для Волгоградской области целесообразно сосредоточить усилия не на привлечении новых туристов, а на туристах - бывших жителях, эмигрировавших из региона за последние 3—5 лет. Это десятки тысяч потенциальных туристов с высоким уровнем дохода, имеющих желание приехать и посмотреть на волгоградскую землю, поддержать ее своими деловыми и личными возможностями (инвестиционными, организационными, технологическими). Для таких туристов не нужны гостиницы и дополнительная инфраструктура.

Чемпионат мира по футболу - это очень специфическое спортивное мероприятие, которое

проходит раз в 4 года, оно запоминается мировым потребителям надолго. Задача региональной власти, местного бизнеса, Правительства РФ — сделать все информационно грамотно для телезрителей и качественно предоставить сервис для приехавших гостей. Презентация России и как спортивной державы, и как территории, привлекательной для международного сотрудничества, должна быть продолжена и после Олимпийских зимних игр-2014.

Список литературы

1. Акимова О. Е. Мотивы и стимулы в системе предпринимательской деятельности // Современная экономика: проблемы и решения. 2010. № 9. С.94-105.

2. Акимова О. Е., Волков С. К. Государственно-частное партнерство как инструмент развития индустрии туризма в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 2. С. 43-48.

3. Бельских И. Е. Имидж компании как образ национальной экономики // ЭКО. 2006. № 10. С.161-170.

4. Бельских И. Е. Территориальные стратегии имиджа туристского бизнеса в мировой экономике // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 8. С. 62-67.

5. Бельских И. Е. Факторы экономического роста: стратегия национального развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 30. С. 15-20.

6. Большая игра. 28.07.2012. URL: http:// otchetonline. ru/art/direktoru/16285-20254.html.

7. Волков С. К. Особенности развития туризма в Волгоградской области // Современная экономика: проблемы и решения. 2010. № 8. С. 55-60.

8. Волков С. К. Современное состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг

г. Волгограда // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 24. С. 56-58.

9. Волков С. К. Туристская индустрия Волгоградской области: анализ преимуществ и слабых сторон // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 34. С. 65-68.

10. ГКУ ВО «Агентство развития туризма» URL: http://turizm-volgograd. ru/index. php?option=com_c ontent&view=category&layout=blog&id=34&Itemid =53#1Волгоград.

11. Гуляихин В. Н. Политическое и правовое бессознательное российского общества: «смысло-жизненные» архетипы русского этноса // Политика и общество. 2008. № 7. С. 37.

12. Гуляихин В. Н. Психосоциальные формы правового нигилизма человека // NB: Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108-148.

13. Гуляихин В. Н., Галкин А. П. Политические и правовые ценности граждан в трансформирующемся российском обществе: опыт регионального исследования // Политика и общество. 2010. № 12. С.17-25.

14. Гуляихин В. Н., Широ С. В. Ментальные основания правового нигилизма в российском обществе // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2006. № 5. С. 35-40.

15. Котляров И. Д. Маркетинг конкурентов и связи с конкурентами // Практический маркетинг. 2010. № 4. С. 15-19.

16. Котляров И. Д. Новые формы маркетинга персонала // Практический маркетинг. 2010. № 8. С.16-20.

17. Котляров И. Д. Формы ведения предпринимательской деятельности в виртуальном пространстве: попытка классификации // Экономическая наука современной России. 2011. № 2. С. 89-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.