Развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 г.
с. в. Харлашкин, Чтобы привести улично-дорожную сеть Северной столицы в соот-
ш^ЩЬ председатель комитета ветствие требованиям Р1 РА по обеспечению транспортной доступ-
Т по развитию ности в период проведения матчей Кубка Конфедераций 2017 г. и
у ^ I I транспортной полуфинала чемпионата мира по футболу 2018 г., реализуется ком-
[ инфраструктуры плекс мер по улучшению транспортной ситуации, прежде всего - в
к^В^И I Санкт-Петербурга историческом центре города. Программа развития транспортной
инфраструктуры включает строительство Пулковско-Дунайской развязки, моста через остров Серный, двух станций метро и ряда других масштабных объектов.
12 | «Транспорт Российской Федерации»
Выполняя требования FIFA по обеспечению высокого уровня транспортной инфраструктуры городов, в которых будут проходить матчи чемпионата мира по футболу 2018 г. (ЧМ-2018), Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга создает альтернативные маршруты движения транспорта. Стоит отметить, что в условиях быстрого роста автомобильного трафика возрастает нагрузка на центральную улич-но-дорожную сеть Санкт-Петербурга, поэтому в первую очередь Комитет разработал комплекс мер по улучшению транспортной ситуации в центре города. В частности, речь идет о создании и развитии дуговых и радиальных маги-
стралей, чтобы повысить пропускную способность дорог Санкт-Петербурга и перенаправить транспортные потоки от спортивных объектов в обход исторического центра.
В настоящее время Комитет в строгом соответствии со сроками, намеченными федеральным и региональным законодательством о подготовке к проведению ЧМ-2018, ведет строительство таких объектов транспортной инфраструктуры, как Пулковско-Дунайская развязка и мост через остров Серный, пробивку Невско-Василеостровской линии метро до станции «Улица Са-вушкина», включая станцию «Новокрестовская», а также возведение пешеход-но-транспортного моста с выходом на Крестовский остров в створе Яхтенной улицы и реконструкцию Тучкова моста.
Прежде всего гости Санкт-Петербурга увидят парадный въезд в город - Пулковское шоссе. Далее в непосредственной близости от ансамбля площади Победы перед ними предстанет путепроводная развязка на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом (рис. 1). Это уникальное масштабное сооружение (вантовый участок над Пулковским шоссе, 21 съезд, пять подземных пешеходных переходов) даст возможность не только организовать беспрепятственное движение транспорта по всем востребованным направлениям, но и обеспечить безопасность автомобилистов и пешеходов, что крайне важно для любого современного мегаполиса.
Специальный выпуск / 2015
Рис. 2. Проект моста через остров Серный, который обеспечит круглогодичную транспортную связь Васильевского острова с Петроградским районом
Цель строительства Пулковско-Ду-найской развязки - обеспечение беспрепятственных транспортных связей межрайонного, внутригородского и даже федерального значения. Автомобилистам не придется тратить время на простаивание в пробках, в ближайших районах улучшится экологическая обстановка.
Знакомство с программой подготовки Санкт-Петербурга к ЧМ-2018 будет неполным, если не сказать о Васильевском острове - одном из участков транспортной инфраструктуры города, требующих повышенного внимания. К Васильевскому острову нет качественной транспортной доступности, и улично-дорожная сеть района перегружена. Этим обусловлена необходимость пробивки набережной Макарова от Западного Скоростного Диаметра (ЗСД) со строительством моста через остров Серный (рис. 2). Стоит отметить, что после реализации данного проекта появится возможность не только разгрузить Васильевский остров и увести с него транзитные потоки, но и обеспечить непрерывную транспортную доступность стадиона на Крестовском острове. Практически бессветофорный участок дороги протяженностью 24 км создаст кратчайшую транспортную автомобильную связь Васильевского острова с Петроградской стороной
(а значит, и с северо-восточными районами города), в частности, с ее северо-западной частью, где размещается морской пассажирский порт, принимающий паромы и круизные суда.
Кроме того, перераспределение транспортных потоков позволит значительно разгрузить существующие мостовые переходы с Петроградской стороны на Васильевской остров и в целом снизить загрузку улично-дорожной сети при организации маршрутов перевозок участников мероприятий ЧМ-2018 и зрителей. Это маршруты между стадионом на Крестовском острове, Петровским стадионом, гостиницами в центре Санкт-Петербурга, железнодорожными вокзалами, пассажирским портом «Морской фасад», аэропортом «Пулково», местами базирования команд в пригородах и пр.
В текущем году мы планируем приступить к фактической реализации этого проекта. Так, в июне объявлен первый конкурс на строительство набережной Макарова от Адмиральского проезда до ЗСД. По прогнозам, к 2025 г. интенсивность движения по мосту через остров Серный в том и в другом направлении составит более четырех тысяч автомобилей в час.
Главная задача, стоящая перед Комитетом в рамках подготовки города к
ЧМ-2018 и Кубку Конфедераций, - увеличение провозной способности системы общественного транспорта Крестовского острова. Важными элементами этой системы являются существующая станция метро «Крестовский остров» и строящаяся станция «Новокрестовская» с пропускной способностью по 10 тысяч пассажиров в час каждая.
Для строительства станции «Новокрестовская», необходимых для ее эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры и организации парко-вочных мест для болельщиков сегодня в западной части Крестовского острова идет строительство искусственного земельного участка - намыва. Ожидается, что новая станция метро не только даст возможность большинству зрителей полуфинальных матчей ЧМ-2018 удобно добираться до стадиона, но и оптимизирует транспортную связь густонаселенного Приморского района с рекреационной зоной Крестовского острова.
Стоит отметить, что чрезмерная протяженность перегонного тоннеля от действующей станции метро «Приморская» до будущей станции метро «Беговая» обусловливает необходимость строительства промежуточной станции «Новокрестовская». Чтобы решить эту значимую для эффективной эксплуатации Петербургского метрополитена
Специальный выпуск / 2015
«Транспорт Российской Федерации» | 13
Рис. 3. Так будет выглядеть пешеходно-транспортный мост в створе Яхтенной улицы
техническую задачу, будут использоваться самые передовые технологии. В частности, речь идет о строительстве двухпутного перегонного железнодорожного тоннеля и об использовании современных методов при создании систем вентиляции, обеспечивающих хорошее пролегание объекта под водой.
Объектом, обеспечивающим доступ зрителей к стадиону на Крестовском острове из Приморского района, станет пешеходно-транспортный мост в створе Яхтенной улицы (рис. 3). Кроме того, он будет способствовать развитию еще одного направления транспортной инфраструктуры города - обеспечению велосипедной доступности рекреационных зон. Выделенная велополоса на
переправе создаст беспрепятственную и безопасную связь Крестовского острова и Приморского района.
Занимаясь строительством новых инфраструктурных объектов в рамках подготовки города к крупным спортивным мероприятиям, Комитет не забывает о развитии существующих транспортных связей, о поддержании их состояния на должном уровне. В первую очередь следует отметить значительную перегрузку мостовых переправ через реку Малая Нева, особенно Тучкова моста.
Актуальность реконструкции этого объекта обусловлена его запланированным использованием в качестве резервного маршрута перевозок участников и зрителей ЧМ-2018. В частности,
речь идет об организации через Тучков мост дополнительных маршрутов общественного транспорта и перевозки участвующих в ЧМ-2018 футбольных команд для тренировок на стадионе «Петровский». При этом основной задачей Тучкова моста на время проведения ЧМ-2018 станет перераспределение транспортных потоков, напрямую не связанных с данным спортивным мероприятием. Существенного снижения загрузки Тучкова моста можно ожидать только после того, как будет возведена другая переправа - мост через остров Серный.
Важно подчеркнуть, что реализуемые Комитетом мероприятия по формированию альтернативных транспортных маршрутов и развитию существующих транспортных связей в рамках подготовки к ЧМ-2018 направлены и на то, чтобы помочь жителям Санкт-Петербурга избежать транспортного коллапса вследствие временной чрезмерной загруженности части улично-дорожной сети. Объекты, о которых шла речь, давно нужны Петербургу и не будут простаивать после проведения Кубка Конфедераций и ЧМ-2018. □
Подписка
Подписка на журнал «Транспорт Российской Федерации» оформляется в любом отделении почтовой связи по объединенному каталогу «Пресса России», подписной индекс 15094.
Подписаться на журнал через редакцию можно к течение года с любого месяца,
• выслав заявку по факсу (812) 310-40-97;
• выслав заявку по электронной почте [email protected];
• или заполнив заявку на сайте www.rostransport.com, раздел »Подписка».
Подписку также можно оформить я агентствах:
«Книга-Сервис»,
тел. (495) 680-90-88, http://akc.ru
«Урал-Пресс»
тел. (495) 789-86-36
14 | «Транспорт Российской Федерации:
Специальный выпуск / 2015