Научная статья на тему 'Ответственность ученика'

Ответственность ученика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1662
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / DISCIPLINARY RESPONSIBILITY / OFFENSES / LEGAL RESPONSIBILITY / EDUCATION MEASURES / PREVENTION OF OFFENSES / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болотова Елена Леонидовна

Законодательная база и типология ответственности учащихся. Виды правонарушений и меры воспитательного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответственность ученика»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНИКА

Елена Леонидовна Болотова,

профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО, доктор педагогических наук

Одно из важнейших качеств личности — способность отвечать за свои поступки. Поступки, связанные с нарушением чьих-либо прав, относят к правонарушениям. Способ ответа за правонарушения называют ответственностью.

• дисциплинарная ответственность • правонарушения • юридическая ответственность • меры воспитательного воздействия • профилактика правонарушений • административная ответственность

Учащиеся несут ответственность за несоблюдение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в процессе образования. Но проблема применения тех или иных видов ответственности к учащимся нормативными правовыми актами Российской Федерации не урегулирована. Не определены не только виды проступков учащегося, которые можно квалифицировать как правонарушение в сфере образования, но не определены и виды юридической ответственности, которую можно применять в таких случаях.

Дисциплинарная ответственность

В педагогической литературе юридическая ответственность учащихся называется дисциплинарной.

Материал подготовлен с использованием справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Однако при этом возникает противоречие с правовым пониманием дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность как вид государственного принуждения применяется при нарушении трудовых прав, должностных обязанностей и используется для принятия мер в рамках правонарушения работников и государственных служащих. Например, согласно статье 192 Трудового кодекса (ТК) РФ дисциплинарная ответственность возникает при неисполнении или ненадлежащем исполнении работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Учащиеся не находятся в трудовых отношениях со школой, поэтому применять к ним меры дисциплинарной ответственности не совсем корректно. Более того, несовершенство образовательного законодательства, регламентирующего образовательные отношения, дефицит процессуальных норм по вопросам применения

дисциплинарном ответственности также не позволяют квалифицировать нарушение дисциплины в школе как деяние, в отношении которого может применяться эта форма государственного принуждения.

Анализ нормативных правовых актов в сфере образования позволяет сделать вывод, что современные отношения в сфере образования вообще исключают применение к учащемуся «дисциплинарного взыскания» — такое понятие было в документах органов управления образованием советского времени.

Современные позиции в отношении применения видов ответственности при нарушении учащимся дисциплины в школе базируются на положениях пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 15 Закона РФ «Об образовании». Эти две нормы, по сути, об одном и том же — о поведении учащегося и способах реагирования на него педагогов. Согласно пункту 6 статьи 19 закона к ученику, который нарушает дисциплину, применяются меры воспитательного характера.

Меры педагогического воздействия согласно положениям теории воспитания могут быть разделены на основные и дополнительные. К основным относят методы убеждения (беседа, рассказ, лекция, объяснение, диспут, внушение) и методы формирования опыта повеления (приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации). К дополнительным относят методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (похвала, благодарность, награждение), наказание (замечание, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, исключение из школы), соревнование.

Таким образом, комплекс мер педагогического воспитательного воздействия на личность ученика гораздо шире, чем меры дисциплинарного взыскания, применяемые в сфере трудовых и служебных отношений.

Виды правонарушений

В уставе школы должны быть указаны виды правонарушений, за которые учащийся привлекается к юридической ответственности.

Выделим виды грубых правонарушений, поскольку только к ним применяется мера воздействия в виде исключения из школы.

Меры юридической ответственности применяются на основе принципов: законность основания; гуманизм ответственности; индивидуализация возложения; правовая регламентированность; недопустимость сочетания двух и более видов ответственности за одно правонарушение; обоснованность и своевременность установления юридической ответственности.

Виды правонарушений, которые учащиеся могут совершить, связаны с их отношением к себе, к другим ученикам, к работникам школы и к самой школе. Основные нарушения, которые может совершить ученик, связаны с нарушениями учебных обязанностей, причинением вреда, нарушениям дисциплины в школе (грубыми или негрубыми).

В качестве грубого нарушения устава школ могут быть: 1) причинение ущерба жизни и здоровью учащихся, сотрудников, посетителей школы; 2) дезорганизация работы школы.

Понятие дезорганизации в образовательном законодательстве не представлено. Дезорганизация означает ослабление или нарушение организации действий, работ, разрушение, расстройство сложившейся организации без замены её новыми формами, внесение разлада в слаженные действия.

Опираясь на положения статьи 321 Уголовного кодекса (УК) РФ сформулируем понятие «дезорганизация деятельности образовательного учреждения». К дезорганизации деятельности образовательного учреждения следует относить действия лица, связанные с применением насилия в отношении детей, работников организации при исполнении должностных обязанностей, действия, совершаемые с угрозой для жизни и здоровья людей.

Поскольку в Законе РФ «Об образовании» отсутствуют положения о применении к учащемуся мер воспитательного характера, а также понятия неоднократного и грубого нарушения, органы местного самоуправления могут определить такие положения в своих актах. Например, администрация г. Полярного утвердила в своём нормативном акте понятие неоднократного нарушения, под которым понимается «совершение учащимся, имеющим два или более дисциплинарных взыскания, наложенных руководителем образовательного учреждения (органом управления образовательным учреждением), грубого нарушения дисциплины.

Грубым нарушением дисциплины признаётся нарушение, которое повлекло или могло повлечь за собой тяжкие последствия в виде: причинения ущерба жизни и здоровью учащихся, сотрудников, посетителей образовательного учреждения; причинения ущерба имуществу образовательного учреждения, имуществу учащихся, сотрудников, посетителей образовательного учреждения».

Юридическая ответственность

Юридическая ответственность представляет собой физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие на личность правонарушителя в целях защиты личных, общественных, государственных интересов.

В школе к ученику, нарушающему дисциплину, не выполняющему свои учебные обязанности, могут применяться три вида ответственности: ученическая (учебная), ученическая (дисциплинарная) и имущественная в случае причинения вреда имуществу участников образовательного процесса.

Ученическая (учебная) и ученическая (дисциплинарная) ответственность регулируются только локальными актами школы: в уставе, правилах внутреннего распорядка, программах учебных дисциплин, положениях о критериях оценки достижений учащихся и т.д. Имущественная ответственность учащегося регулируется гражданским законодательством.

Имущественная ответственность

Если ученик причинит имущественный вред школе или другим участникам образовательного процесса, то согласно гражданскому законодательству, его возмещение может быть осуществлено в натуре (статья 1082 Гражданского кодекса (ГК) РФ) или в форме возмещения причинённых убытков (пункт 2 статьи 15, статьи 1082 ГК РФ). Согласно статьям 1064, 1073, 1074 ГК РФ возмещать ущерб придётся его родителям (иным законным представителям), которые несут за него ответственность, если они не докажут, что вред возник не по вине их ребёнка. Однако в том случае, если учащийся испортит школьное имущество вследствие собственного незнания правил работы на том или ином приборе, ответственность за причинённый вред будет возложена на преподавателя, который должен был ознакомить ученика с правилами пользования этим прибором. Возмещение имущественного вреда, причинённого действиями учащегося, производится согласно гражданскому законодательству.

Ученическая (учебная) ответственность

Если учащийся не выполняет требования учителя по учебной дисциплине, то к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия, замечание, предупреждение, снижение баллов за невыполнение учебных требований педагога, неаттестация по предмету, условный перевод, повторное обучение, перевод в классы компенсирующего обучения.

Условный перевод применяется на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в отношении учащихся, имеющих по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету. Согласно пункту 4 статьи 7 Закона РФ «Об образовании» учащиеся в такой ситуации обязаны ликвидировать академическую задолженность

в течение следующего учебного года, а школы обязаны создать учащимся условия для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью её ликвидации.

Повторное обучение применяется только в отношении учеников классов начального и основного общего образования, не освоивших образовательную программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведённых в следующий класс и не ликвидировавших академическую задолженность по одному предмету. Заметим, что без согласия родителей (законных представителей) педагогический совет школы не может оставить ученика на повторное обучение или перевести в классы компенсирующего обучения с меньшим числом учащихся на одного педагогического работника школы.

Старшеклассников, обучающихся по очной форме, на повторное обучение не оставляют. Таким ученикам предлагают продолжить обучение по другой форме обучения или в другом образовательном учреждении.

Ученическая (дисциплинарная) ответственность

Применение этого вида юридической ответственности связано с нарушением учащимся дисциплины в школе. Такие нарушения называют дисциплинарными проступками. Причиной такого поведения ученика могут быть педагогические упущения со стороны родителей и педагогов.

К дисциплинарным проступкам относят пропуск учебных занятий по неуважительной причине. Ученика, который под разными предлогами преднамеренно избегает посещения учебных занятий в школе, называют прогульщиком.

Согласно пункту 5 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» пропуски учебных занятий контролируются органами местного самоуправления совместно с сотрудниками школы. Пропуски занятий могут быть разовыми (случайными) или регулярными (систематическими). В любом случае классный руководитель, администрация школы обязаны выяснить причину отсутствия учащегося в первый же день пропу-

щенных занятий и в зависимости от ситуации и причины пропуска занятия принять меры воспитательного воздействия. К таким мерам относят: беседу с родителями, индивидуальную беседу психолога с учеником, посещение семьи для обследования его жилищных условий, постановка на внутришкольный учёт для индивидуальной профилактической работы, информирование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав органа местного самоуправления.

К нарушениям дисциплины относят грубость, дерзость, неуважительное отношение ученика к взрослым. К причинам грубости относят несдержанность, слабоволие, неумение владеть собой.

Недисциплинированность ученика может быть злостной (неситуативной и имеющей стереотипный характер поведения) и незлостной (озорство, шалость).

В отношении правонарушений учащихся, которые могут быть квалифицированы как административные проступки (хулиганство) и уголовные преступления (воровство, жульничество, мошенничество, бандитизм и грабёж) применяются специальные методы воздействия.

Меры воспитательного воздействия

Администрация школы, педагогические работники при нарушениях дисциплины могут применять меры воспитательного воздействия: предупреждение, замечание, выговор, строгий выговор, обсуждение проступка в коллективе учащихся, педагогов (дисциплинарные комиссии), постановка на школьный учёт, исключение из школы.

В учреждениях спортивного профиля применяются также меры: отстранение от занятий (условное исключение), сообщение родителям (законным представителям) о проступке. Учащихся образовательных учреждений для детей с девиантным

поведением при дисциплинарных нарушениях помимо названных мер воспитательного воздействия лишают права выходить за пределы учреждения в воскресные и праздничные дни, во время каникул, сообщают родителям (законным представителям).

Если учащийся, состоящий на внутришколь-ном контроле по поведению, продолжает нарушать дисциплину и отрицательно влияет на других учащихся, школа может обратиться за помощью в подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Эти подразделения ведут профилактическую работу с несовершеннолетними, освобождёнными от уголовной ответственности либо освобождёнными судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Согласно статье 90 УК РФ к принудительным мерам воспитательного воздействия относят предупреждение; передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причинённый вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

При применении мер воспитательного воздействия к учащемуся важно соблюдать запреты, установленные законодательством РФ. Так, согласно статье 336 ТК РФ и пункту 6 статьи 15 Закона РФ «Об образовании» педагогическим работникам запрещено применять, в том числе однократно, методы воспитания, связанные с физическим и (или) психическим насилием.

К физическому насилию относят любое случайное нанесение учащемуся родителем или другим лицом повреждения здоровью. Образовательное законодательство РФ не даёт определение понятию «физическое и психическое насилие над личностью учащегося, воспитанника». В этом случае применяется аналогия уголовного законодательства о физическом насилии как любом физическом причинении вреда учащемуся.

К психическому насилию относят периодическое длительное или постоянное воздействие лиц, занимающихся воспитанием учащегося и иных лиц, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или состоянию, тормозящему развитие личности, причиняющее нравственные страдания. Перечень таких страданий в последние годы формируется по результатам судебных заседаний в отношении увольнения педагогических работников по этому основанию. В современной судебной практике к формам психического насилия над личностью учащегося относят: шантаж; угрозы (в том числе угрозы ударить, выгнать из образовательного учреждения, поставить «двойку» и т.д.); изоляция; предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства; систематическая необоснованная критика ребёнка, выводящая его из душевного равновесия (в том числе высмеивание перед всем классом, распространение негативных слухов и т.д.); постоянная негативная характеристика; демонстративное негативное отношение; принуждение вступать в общественные, общественно-политические организации (объединения) и движения; принудительное участие в агитационных кампаниях и политических акциях, ложь и невыполнение взрослым своего обещания, преднамеренная физическая и социальная изоляция учащегося; система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение; выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету; отчисление из учебного заведения лиц, не достигших 15 лет; перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей ребёнка.

В случае применения к учащемуся мер воспитательного воздействия надо соблюдать общие процедурные правила:

• за одно нарушение к учащемуся применяется только одна основная мера воспитательного воздействия;

• учащийся обязан объяснить причины своего проступка;

• проступок учащегося может быть обсуждён на заседании органа самоуправления школы;

• руководитель школы издаёт приказ о применении к учащемуся мер воспитательного воздействия за совершение конкретного проступка.

В локальных актах школы могут быть внесены уточнения по правилам применения мер воспитательного воздействия на учеников. Например, если ученик совершил незначительный проступок, то до объявления ему выговора с ним проводят воспитательную беседу, чтобы школьник мог осознать, что поступил неправильно. Он должен понимать, что вызов родителей в школу — это крайняя мера воздействия в данной ситуации.

Процедура объявления ученику строгого выговора предполагает его объяснение своих действий в присутствии родителей. Однако неявка родителей в школу не может стать препятствием для применения мер воспитательного воздействия.

Условное исключение (временное отстранение от занятий) применяется в отношении учащихся спортшкол или спортивных секций (поскольку такие занятия связаны со случаями травматизма, дисциплина здесь особенно важна). Решение об условном исключении принимает руководитель школы, учитывая мнение педагогов, работающих с учеником. Эта мера применяется, если будет обеспечен надзор за учащимся со стороны его родителей (законных представителей).

Исключение из школы

Исключают из школы, в соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона РФ «Об образовании», при неоднократном совершении грубых нарушений устава школы; нерезультативности мер воспитательного характера; если дальнейшее пребывание ученика в школе отрицательно влияет на других учеников, нарушает права учащихся и работников, мешает школе нормально функционировать.

При этом в законе не разъясняется, что относится к понятию «меры воспитательного характера». Полагают, что это результаты педагогической практики по воспитанию учащихся.

Исключение ученика, совершившего противоправное действие или неоднократно грубые нарушения устава, допускается только по реше-

нию органа управления школы и только в отношении учащихся, достигших 15 лет. Эта процедура должна осуществляться в определённом порядке, который может включать этапы:

• фиксирование фактов грубых нарушений устава, проверка последствий этих нарушений, установление причин его совершения (жалоба педагога, родителей других учащихся; получение объяснений о проступке от учащегося и его родителей; сбор письменных показаний очевидцев правонарушения);

• обсуждение проступка учащегося на заседании органа самоуправления школы и принятие решения об его исключении;

• направление в органы местного самоуправления служебной записки о решении органа самоуправления школы, уведомление родителей (законных представителей) (согласно пункту 7 статьи 19 Закона РФ «Об образовании» это необходимо сделать сразу после принятия решения, а в пункте 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении допускается трёхдневный срок оповещения органов местного самоуправления);

• получение от комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав согласия на исключение ученика;

• заслушивание мнения родителей (законных представителей) ученика;

• оформление приказа руководителя школы об исключении ученика за совершение противоправного действия или неоднократные грубые нарушения устава школы с указанием причины решения;

• оформление для ученика (его родителей) справки о периоде обучения в школе с указанием номера и даты приказ об отчислении, а также документа о результатах аттестации.

Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) ученика, исключённого из школы, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

Отметим, что законодательство в сфере образования не предусматривает исключение учащихся за ношение одежды, не совпадающей с её описанием в уставных документах; за то, что ученик осуждён к условной мере наказания или судимости; за ношение религиозных атрибутов и нестандартных причесок, поскольку это противоречит пункту 1 статьи 5 Закона РФ «Об образовании».

Законодательством не предусмотрено отчисление учащихся, нарушающих устав школы, совершивших противоправные действия, если они не достигли 15 лет. В таких случаях школа обязана использовать воспитательные меры, привлекать к участию в них организации, занимающиеся предотвращением правонарушений несовершеннолетними.

Профилактика правонарушений

Поскольку ответственность за воспитание возложена на родителей, школа в случае дисциплинарных нарушений учеником в первую очередь решает эту проблему вместе с его родителями (законными представителями). Причём угрозы отчисления в таких случаях не обоснованы.

Если меры воздействия на ученика и его родителей неэффективны, школа согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» имеет право обратиться в органы опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы по делам молодёжи, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органы местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, о невыполнении родителями обязанностей по воспитанию ребёнка и необходимости оказать помощь семье по месту жительства. Для этого школа в письменной форме направляет в названные органы предложения об организации совместной работы с семьёй, где указывает причины своего обращения. В этом случае ученик, нарушающий дисциплину, будет находиться под контролем не только школы, но и органов и организаций, входящих в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Важно, чтобы проблема профилактики ранних правонарушений не была заботой только школы, поскольку ее ответственность перед государством заключается, прежде всего, в обеспечении качества образования. А это требует от школы создания необходимых условий для организации образовательного процесса, одно из которых — достойное поведение его участников.

Административная ответственность

Школа относится к местам общественного пользования, поэтому учащийся либо его родители (законные представители) могут быть привлечены к административной ответственности.

Несовершеннолетние учащиеся с 16 лет подлежат административной ответственности. Учащиеся, совершившие, например, мелкое хулиганство (нецензурную брань в общественных местах), привлекаются к административной ответственности в соответствии со статьёй 20.1 Кодекса об административной ответственности РФ (КоАП).

К административной ответственности в соответствии со статьёй 1.3 КоАП РФ учащиеся могут быть привлечены за нарушение статьи 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака». В этом законе определено, что в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака в образовательных организациях.

К административным правонарушениям относится также появление несовершеннолетних в состоянии опьянения, распитие алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (статья 20.22 КоАП РФ).

Факт совершения административного правонарушения фиксируют работники правоохранительных органов по просьбе школы. Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, учащимися рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в органах местного самоуправления. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.