Научная статья на тему 'О дисциплинарной ответственности учащихся'

О дисциплинарной ответственности учащихся Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1025
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРОЩЕНИЕ / МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / DISCIPLINE / LEGISLATION / DISCIPLINE PENALTY / EDUCATIONAL EFFECT / FORGIVENESS / MORAL RESPONSIBILITY / DISCIPLINE OFFENSE / LOCAL ACTS OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ладнушкина Надежда Михайловна

Дисциплина в образовательном учреждении. Законодательные акты, регулирующие поведение учащихся. Проступок учащегося и педагогическое воздействие. Роль образовательного учреждения в вопросах дисциплинарной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О дисциплинарной ответственности учащихся»

О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ответственности учащихся

Надежда Михайловна Ладнушкина,

начальник отдела надзора и контроля за исполнением переданных полномочий Рособрнадзора, кандидат педагогических наук

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Порядок применения к учащимся и снятие с учащихся мер дисциплинарного взыскания, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. № 185 (зарегистрировано в Минюсте России 4 июня 2013 г., регистрационный № 28648) (далее — Порядок).

Такой правовой акт — новый в системе образования и принят в связи с нормой, установленной частью 12 статьи 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

• дисциплина • законодательство • дисциплинарное взыскание

• воспитательное воздействие • прощение • моральная ответственность

• дисциплинарный проступок • локальные акты образовательного учреждения

Вопросы дисциплины в законодательных актах

Подчеркнём, что меры дисциплинарного взыскания к учащимся применялись и ранее, но, несмотря на отсутствие специального нормативного правового акта по дисциплинарным и воспитательным мерам воздействия на учащихся, руководители образовательных организаций опирались на ряд законодательных положений, регламентирующих поведение участников образовательного процесса. Это: • международное законодательство по охране прав и свобод несовершеннолетних (например, Конвенция о правах ребёнка, Конвенция о за-

щите прав человека и основных свобод и другие);

• нормативно-правовые акты федерального уровня (Конституция РФ, Закон Российской Федерации «Об образовании», Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних» и другие);

• локальные акты образовательного учреждения (Устав, Декларация прав учащихся, Правила поведения учащихся, Правила о поощрениях и взысканиях

учащихся, Дисциплинарный устав, иные локальные акты образовательного учреждения).

Направлено всё это было, прежде всего, на соблюдение дисциплины в образовательном учреждении.

Дисциплина в образовательной организации — это строгое и точное соблюдение всеми учащимися, воспитанниками порядка и правил, установленных законодательством, уставом, локальными актами и приказами руководителя образовательной организации, а также соблюдение положений письменного соглашения между администрацией образовательной организации и учащимися, их родителями (законными представителями).

Дисциплина в образовательном учреждении обеспечивает:

• регламентирование поведения всех участников образовательного и воспитательного процесса;

• усвоение ими честных правил и нравственных норм, выработку добрых привычек;

• уважение прав и свобод всех участников образовательного процесса;

• формирование правового, позитивного поведения учащихся;

• предупреждение совершения дисциплинарных проступков как самим учащимся, так

и другими учениками.

Общеизвестно, что каждый обязан воздерживаться от запрещённых действий и выполнять установленные требования, так как нарушение правовых обязанностей со стороны учащегося, воспитанника влечёт дисциплинарную ответственность.

Дисциплинарная ответственность, как разновидность правовой, основывается на общих принципах юридической науки и практики. Многие принципы закреплены в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, иных законодательных актах.

Наложение мер дисциплинарного взыскания в отношении учащихся основано на следующих принципах:

• законность (нет дисциплинарного проступка и нет дисциплинарного взыскания без указания на то в законе и локальном акте учреждения);

• презумпция невиновности ученика (все сомнения в виновности ребёнка толкуются в его пользу);

• неотвратимость дисциплинарного и (или) воспитательного воздействия (каждый проступок без исключений должен быть выявлен, изучен, рассмотрен и осуждён);

• забота, бережное и гуманное отношение к личности ученика;

• личный характер ответственности ученика;

• равенство учащихся независимо от пола, национальности, расы, социального, имущественного и иного положения;

• уважение чести и личного достоинства ученика;

• неприкосновенность жизни и собственности ученика;

• половая свобода и неприкосновенность ученика;

• свобода трудовой и иной экономической деятельности;

• справедливость и гуманизм применяемых дисциплинарных мер1;

• ученик не может подвергаться иным дисциплинарным взысканиям, кроме тех, которые предусмотрены законодательством или локальными актами образовательного учреждения;

• за одно нарушение налагается только одно основное взыскание (если меры взыскания подразделяются на основные и дополнительные);

• дисциплинарное взыскание, ухудшающее положение ученика, обратной силы не имеет.

Принципы составляют основные правила применения мер дисциплинарного взыскания к учащимся и воспитанникам.

Как уже отмечалось, меры воздействия на ребёнка могут быть как дисциплинарного, так и воспитательного порядка:

1 Справедливость означает соответствие, соразмерность применяемой дисциплинарной меры взыскания личности ученика, тяжести совершенного дисциплинарного проступка, обстоятельствам (причинам и условиям) совершения, предшествующему и последующему поведению, возрастным особенностям ребёнка.

1. Меры педагогического, воспитательного характера не предусмотрены локальными актами

и не имеют юридического значения, не являются обязательными для исполнения виновными учениками. Позволяют оказывать влияние на личность и поведение ребёнка.

2. Дисциплинарные взыскания, предусмотренные локальными актами, в отличие от воспитательных, обязательны для исполнения детьми, нарушившими дисциплину.

Применение дисциплинарных мер не во всех случаях могут повлиять на ребёнка (выговор и замечание педагога не устранят курение или потребление пива, исключение из школы вряд ли в большинстве случаев способно искоренить привычку нецензурно ругаться в общественных местах, хулиганить во дворе), в то время как меры воспитательного характера, применяемые системно, достаточно часто дают хорошие результаты. Меры воспитательного характера в большей степени способны удержать ребёнка от зла.

Воспитательные меры призваны не напугать ребёнка, а осудить, выразить неодобрение и порицание, показать возникшее недоверие к словам и поступкам виновного. Важно своевременно указать на неправильность поведения ребёнка. Немаловажная задача, которая стоит перед педагогом и целым педагогическим коллективом, по рассмотрению каждого случая нарушения дисциплины — проявление особого педагогического и психологического умения найти индивидуальный подход к учащемуся, разобраться в ситуации. Несмотря на то, что дисциплина имеет определённую долю принуждения, настоящая дисциплина в образовательном учреждении всегда основывается исключительно на авторитете и уважении педагога.

Меры педагогического воздействия на учащихся

Моральное воспитательное воздействие на ученика, несомненно, предпочтительнее дисциплинарного. От пагубного влияния друзей-«заправил» значительнее легче оградить детей, испытывающих чувство стыда и угрызения совести. Оценка произошедшего, прошлого, слова наставления, совет должны быть даны в подходящий момент и в подходящем месте. Они будут звучать по-разному в кабинете директора и на родительском собрании, в присутствии педагогов и одноклассников.

Необходимо убедить виновного учащегося попросить прощение за совершённый проступок. Просьба простить будет иметь воспитательное значение, когда она происходит по доброй воле ребёнка, является результатом раскаяния и сожаления о случившемся, нежели при назначении её в обязательном порядке.

Особое внимание необходимо уделять детям, не посещающим или систематически пропускающим по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях. Применение мер дисциплинарного характера не во всех случаях адекватная и единственно возможная мера. Иногда достаточно провести разъяснительную беседу с учащимся, который ленится, нерадиво относится к учёбе, неприлежно себя ведёт.

Не стоит забывать и о возрастных особенностях детей. Количество и характер дисциплинарных мер взыскания не могут быть одинаковы в отношении учащихся начальных, средних и старших классов школы.

На ступени начального образования школа, прежде всего, выполняет функции воспитательного характера. Школа не только дополняет, но порой и замещает собой семью, особенно в учреждениях закрытого типа, для детей-сирот. Меры воздействия носят в таких случаях воспитательную направленность. Следует помнить, применение принуждения в любой форме вместо убеждения, ограничение прав, свобод и законных интересов недопустимо и влечёт юридическую ответственность.

Суть любого взыскания состоит в ограничении, умалении, стеснении в благах, интересах либо ограничивается порицанием.

Запреты по своей форме могут быть писаные (зафиксированные в локальных актах) и неписаные (моральные нормы, обычаи, религиозные каноны, которые не имеют официального выражения).

Нарушение неписаных норм может повлечь моральную ответственность (голос совести к самому себе, осуждение общественностью).

Юридическую силу имеет только нарушение писаных актов, признанных государственной властью. Так, за совершение дисциплинарного проступка образовательное учреждение в лице уполномоченных лиц или органов вправе применить к виновным учащимся меры дисциплинарного характера, предусмотренные локальными актами.

Новый федеральный закон не даёт определения понятиям «дисциплина», «дисциплинарное взыскание», но вместе с тем, называет меры дисциплинарного взыскания, которые могут быть применены в отношении учащихся, а также устанавливает категории учащихся, в отношении которых они не могут быть применены. Порядок применения к учащимся и снятие с учащихся мер дисциплинарного взыскания уточняют отдельные позиции статьи 43 Федерального закона и определяют процедуру как применения, так и снятия с учащихся мер дисциплинарного взыскания, что также является новым в образовательном законодательстве.

Согласно части 4 статьи 43 Федерального закона за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к учащимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В качестве гарантии получения всеми учащимися обязательного общего образования такая мера, как отчисление из образовательной организации, может применяться лишь за неоднократное совершение дисциплинарных проступков и лишь по отношению к учащимся, достигшим возраста пятнадцати лет. Кроме того, наиболее суровое дисциплинарное взыс-

кание может применяться только в тех случаях, если меры воспитательного характера, применённые к учащемуся — нарушителю дисциплины, не дали результата и его дальнейшее пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других учащихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность. На защиту прав учащихся направлен запрет на их отчисление во время болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребёнком. Наиболее сложный порядок предусмотрен для принятия решения об исключении несовершеннолетних учащихся, не получивших основного общего образования, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В любом случае об отчислении несовершеннолетнего учащегося образовательная организация обязана уведомить как его родителей или законных представителей, так и орган местного самоуправления, регулирующий управление в сфере образования. Последние обязаны, в свою очередь, в месячный срок принять меры обеспечивающие получение несовершеннолетним основного общего образования. Выбор конкретных мер дисциплинарного взыскания должен быть произведён с учётом различных факторов, при этом запрещено применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся. Привлечение к дисциплинарной ответственности может быть обжаловано в соответствующем порядке.

Администрация образовательного учреждения не может оставаться безразличной к нарушениям дисциплины.

Процессуальная часть дисциплинарной ответственности играет немаловажную роль в воспитании ребёнка. Обнаружение виновного, предание гласности совершенного проступка, рассмотрение дела в присутствии родителей, педагогов, потерпевших,

несомненно, влияют на виновного ребёнка, заставляют его более внимательно вникнуть в последствие произошедшего.

Вместе с тем, такое рассмотрение успокоительно воздействует на других учащихся, укрепляет в сознании принцип неотвратимости наказания о том, что любой проступок неминуемо влечёт «наказание».

Дисциплинарное взыскание может налагаться единолично (педагогическими работниками, руководителем или заместителями руководителя образовательного учреждения) либо коллективно, коллегиально (педагогическим советом, специально создаваемой комиссией).

Любое решение о применении дисциплинарной меры в отношении учащегося оформляется в письменной форме правовым локальным актом (приказом) руководителя образовательного учреждения. О принятом решении следует надлежащим образом (под роспись, вручением копии приказа) ознакомить виновного учащегося и его родителей (законных представителей).

В случае несоблюдения процедуры исключения учащегося из образовательного учреждения (без представления материалов в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, орган опеки и попечительства) мера дисциплинарного характера — незаконна, и в судебном порядке может быть отменена.

До сих пор имеют место случаи незаконного исключения учеников из общеобразовательных учреждений за неуспеваемость, пропуски занятий, несоблюдение устава, совершение правонарушений; исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без согласия органов опеки и попечительства. При этом мер к трудоустройству несовершеннолетних администрациями школ, органами управления образованием, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав не принималось.

Продолжают поступать жалобы на необоснованное отчисление детей из общеобразовательных учреждений до достижения ими 15 лет. В ряде регионов складывается такое положение дел, при котором отчисление детей находится под формальным контролем органов управления образованием, при этом имеет

место так называемый «скрытый отсев» в отношении учащихся, числящихся за общеобразовательным учреждением, но длительное время не посещающих школу.

Превышением дисциплинарной власти может быть несправедливость применённых мер взыскания (слишком строгая мера взыскания за незначительный проступок, несоответствие характеру и степени вины).

Не стоит забывать, что для применения дисциплинарного взыскания необходимо установить вину учащегося, а это требует временных, материальных и моральных затрат.

Дисциплинарный проступок учащегося

Основание для применения мер дисциплинарного взыскания к ученику — состав дисциплинарного проступка. Под «составом дисциплинарного проступка» понимается совокупность юридически значимых элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как проступок.

Термин «проступок» означает переступить через что-то; перейти за грань допустимого; отклониться от дозволенного. Например, неподчинение обязательным школьным правилам, озорство, хулиганство считаются дисциплинарными проступками.

Ученик может перейти грань нравственности, нарушить религиозные каноны. Однако это не считается нарушением дисциплины, если не нарушает правила поведения в стенах образовательного учреждения. Только неисполнение школьных обязанностей влечёт для учащегося, воспитанника правовые (дисциплинарные) последствия.

Дисциплинарный проступок учащегося — это противоправное, виновное нарушение учащимся предусмотренных законодательством и локальными правовыми актами образовательного учреждения обязанностей.

Порой проступки детей опасны и вредны не только для школьного коллектива. Наиболее общественно опасные поступки могут содержать признаки запрещённых административным и уголовным законодательством деяний. При выраженности признаков административного проступка или преступления учащийся (воспитанник) соответственно привлекается к административной или уголовной ответственности.

К признакам дисциплинарного проступка относятся:

• противоправность деяния (запрет совершать определённые деяния);

• виновность учащегося (умысел или неосторожность);

• наказуемость деяния (возможность применения дисциплинарных взысканий);

• отсутствие признаков преступления либо административного правонарушения;

• достижение возраста наступления дисциплинарной ответственности (11—12 лет).

Состав правонарушения (в том числе и дисциплинарного проступка) включает совокупность юридически значимых элементов:

1) субъект проступка;

2) субъективная сторона проступка;

3) объект проступка;

4) объективная сторона проступка.

Субъект дисциплинарного проступка — учащийся образовательного учреждения, не страдающий психическим расстройством, исключающим его вменяемость, и нарушивший порядок дисциплины в образовательном учреждении.

Субъективная сторона дисциплинарного проступка — психическое отношение учащегося к совершенному проступку и (или) наступившим последствиям. Субъективная сторона характеризуется виной (осознанием и понимаем совершённого деяния), мотивом и целью деяния. Вина может быть двух форм: умышленная и неосторожная.

Дисциплинарный проступок признаётся совершённым умышленно, если учащийся осознавал противоправность деяния, предвидел возмож-

ность или неизбежность наступления негативных последствий, желал или допускал наступление таких последствий.

Дисциплинарный проступок считается совершённым по неосторожности, если учащийся предвидел возможность наступления вредных последствий, но без достаточных оснований легкомысленно рассчитывал на предотвращение или ненаступление таких последствий.

Объект проступка — то, на что посягает несовершеннолетний, чему причиняется либо может быть причинён вред.

Ученики, являясь членами большой школьной семьи, частью целого, живого организма, пользуясь выгодами и благами, нарушают сплочённость и дружеские отношения школьного коллектива, дезорганизуют работу образовательного учреждения. Объектом дисциплинарного проступка могут быть блага (здоровье, честь, достоинство), права, свободы и законные интересы других учеников, педагогических работников, право собственности работников или учащихся, а также порядок управления образовательным учреждением.

При совершении правонарушения вне образовательного учреждения (дома, в гостях, на работе, в общественном месте) ребёнок не посягает на нормальную деятельность школы, не подрывает единство школьной семьи (отсутствует объект дисциплинарного проступка). В последнем случае ребёнок не несёт ответственности как учащийся, совершивший дисциплинарное нарушение правил школьного распорядка.

Объективная сторона состоит в нарушении установленного законодательством и локальными актами образовательного учреждения порядка поведения. Для признания проступка дисциплинарным не обязательно наступление реального негативного последствия в виде материального ущерба, физических страданий и мучений потерпевших. Последствия могут быть моральными (нравственная обида и страдания, унижение чести и достоинства).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Только при выраженности всех четырёх элементов состава дисциплинарного проступка в совокупности возможно привлечь учащегося к дисциплинарной ответственности.

Не является дисциплинарным проступком деяние, совершённое:

• в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости;

• в результате исполнения поручения руководителя образовательного учреждения, педагогического работника или представителя общественности;

• в результате физического или психического принуждения.

Дисциплинарная власть педагога и руководителя образовательного учреждения не имеет юридической силы, если:

• отсутствуют законные основания для её применения;

• педагогический работник не уполномочен локальными актами образовательного учреждения применять меры дисциплинарного характера.

Учащиеся и воспитанники образовательного учреждения образуют целостный живой организм. Каждый из них член большой школьной семьи, которая устанавливает свои правила поведения. Нарушение таких правил влечёт определённое порицание, осуждение и в ряде случаев применение дисциплинарных взысканий.

Поэтому дисциплинарная ответственность в школе применяется не только в интересах конкретного учащегося, но и для поддержания порядка в образовательном учреждении в целом. Дисциплина позволяет организовать и упорядочить отношения между детьми и педагогическим коллективом.

Дисциплинарная ответственность — компетенция образовательного учреждения

Вопросы дисциплинарной ответственности учеников, воспитанников относятся к исключительной компетенции образовательного учреждения.

Автономия образовательного учреждения по вопросам дисциплинарной ответственности ограничена нормами международного и федерального законодательства. Ограничение выражено следующим принципом права: «разрешено делать всё,

что дозволено и не запрещено государственной властью».

Многие нормы права прямо не указывают на запреты, но их ближайшее рассмотрение позволяет выделить такие запреты. Например, в Конституции Российской Федерации и Трудовом кодексе РФ предусмотрено право на труд. Это значит, что никто не вправе заставить и обязать кого-либо трудиться, в том числе учащегося. Этот запрет корреспондирует с положениями федерального закона. Привлечение учащихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия их и родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Действующими международными и федеральными нормативно-правовыми актами категорически запрещается в качестве меры дисциплинарного характера (именно как меры за нарушение дисциплины в школе):

• лишать питания (завтраков, обедов, полдников) или уменьшать нормы питания;

• лишать прогулок или сна;

• лишать одежды и иных вещей, принадлежащих учащемуся;

• привлекать к труду или к дежурству

в образовательном учреждении, к общественным или исправительным работам;

• взыскивать штрафы или устанавливать иные санкции материального характера;

• не допускать на уроки или удалять с уроков;

• ставить «в угол», заставлять стоять во время урока;

• проставлять неудовлетворительные оценки по предмету в журнал оценок за недисциплинированность на уроке;

• оставлять после занятий и принуждать

к чтению, правописанию, решению самостоятельных заданий вне учебного процесса;

• переводить на домашнюю форму получения образования, в другое образовательное учреждение;

• применять физическое и психическое насилие (розги, побои, сечения, оскорбления, угрозы, помещение в «карцеры»).

Физическое или психическое насилие представляет собой умышленное причинение учащемуся или воспитаннику физических или нравственных страданий с целью наказания за совершение определённого проступка либо с целью насильственного принуждения к совершению каких-либо действий.

Физическое насилие — это принудительное физическое воздействие на организм учащегося или воспитанника, которое может выражаться в нанесении ударов, побоев, в совершении иных действий, причиняющих физическую боль, в причинении телесных повреждений различной степени тяжести, в принудительной изоляции учащегося, воспитанника.

Факт применения физического насилия может быть установлен не только по внешним признакам (наличие на теле учащегося кровоподтеков, синяков, ссадин), но и по состоянию психики лица, подвергшегося физическому насилию.

Психическое насилие представляет собой негативное воздействие на психику учащегося, воспитанника, причиняющее ему нравственные страдания, которое может проявляться в форме оскорблений, угроз (в том числе угроз применения физического насилия), высказываний, унижающих человеческое достоинство.

Подтвердить факт применения физического и (или) психического насилия можно при помощи медицинского заключения, свидетельских показаний. Однако сбор и исследование доказательств, подтверждающих факт применения по отношению к учащемуся или воспитаннику методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием, представляют собой весьма сложную и кропотливую процедуру.

В большинстве случаев в качестве непосредственных свидетелей могут выступать только дети, которые находились во время совершения акта физического и (или) психического насилия в классе или в группе. Поэтому необходимо обращать особое внимание на конкрет-

ность, последовательность и согласованность показаний свидетелей, а также использовать различные возможности подтверждать показания путём косвенных доказательств.

Обвинения педагогов в физическом, психическом и сексуальном насилии в последнее время участились. Дети фотографируют, снимают на видео ролики с поведением учителя на уроке, размещают их в сети Интернет. Часто дети провоцируют учителя совершить антипедагогический поступок. Если педагог поддался на провокацию, срывается на уроке или перемене, кричит, оскорбляет или бьёт ребёнка, однозначно, его будут привлекать к правовой ответственности.

Применение крайних мер дисциплинарного характера соответствует условиям и правилам, установленным федеральным законом и порядком.

Исключение учащегося из образовательного учреждения не освобождает его родителей от обязанности обеспечить освоения им программы основного общего образования.

Во-первых, ученик не лишается возможности завершить основное общее образование в другом образовательном учреждении. Во-вторых, он может продолжить освоение программы дома, а затем пройти государственную аттестацию в образовательном учреждении. В этом случае вся ответственность за выполнение требований федерального закона возлагается на родителей ребёнка (законных представителей).

Чтобы не допустить ошибки при применении этой нормы к детям — сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, решение об их исключении из образовательного учреждения допускается лишь с согласия органов опеки и попечительства. Соответственно и вся ответственность за выполнение этих требований возлагается на эти органы.

Помните, что основу дисциплины составляют методы педагогического и психологического общения, убеждения, но не принуждения. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.