References
1. Brtsiyeva Z.G. Collision of Norms on Transmission to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of a Part of Powers on Compilation of Protocols on Administrative Offenses by Territorial Subjects of the Russian Federation // the Russian Investigator. 2016. No. 15. P. 27-31.
2. Sokolova O. Laws Are Regional but Observers - Federal // EZh-Yurist. 2015. No. 39.
3. Rogachiova (Zakharova) O.S. Demarcation of Areas of Jurisdiction and Powers as a Condition of Efficiency of Norms about Administrative Responsibility // Administrative law and process. 2010. No. 6. P. 28-33.
4. Starostin B.A. Some Problems of Establishment and Implementation of Administrative Responsibility Laws of Territorial Subjects of the Russian Federation // Administrative Law and Process. 2013. No. 8. P. 27-28.
5. Rossinsky B.V. About Powers of the Russian Federation and Territorial Subjects of the Russian Federation in the Field of Establishment of Administrative Responsibility // Administrative Law and Process. 2015. No. 6. P. 26-31.
УДК 342.922.1-053.6 Т.А. Смагина
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ*
Введение: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены новые критерии административно-правового статуса несовершеннолетних обучающихся. При этом возникают вопросы относительно возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность обучающихся, о регламентации понятия «дисциплинарный проступок обучающегося» и связанных с ним правовых категорий. Цель: охарактеризовать материальные нормы российского законодательства, устанавливающие статус обучающихся уровня основного общего образования как субъектов дисциплинарной ответственности и предложить пути их совершенствования. Сформулировать позицию по установлению единого федерального перечня дисциплинарных проступков обучающихся. Методологическая основа: общие и частные научные методы познания объективной действительности, к которым относятся диалектический, методы дедукции и индукции, сравнительный и логический методы. Результаты: обоснована позиция по исключению обучающихся уровня основного общего образования из числа субъектов дисциплинарной ответственности и применения к ним мер воспитательного характера; по наличию дисциплинарного иммунитета у несовершеннолетних обучающихся; по разработке на федеральном уровне Кодекса дисциплинарных проступков
i © Смагина Тамара Алексеевна, 2018
Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Smagina Tamara Alekseyevna, 2018
Candidate of Law, Associate Professor of the Administrative and municipal law department (Saratov State Law Academy)
* Результаты исследования получены в рамках выполнения Государственного задания Минобрнауки России № 29.12821.2018/12.1 «Научно-методическое обеспечение деятельности комиссий по делам не-68 совершеннолетних и защите их прав (продолжение)».
обучающихся. Вывод: установленные в федеральном законодательстве возрастные критерии несовершеннолетних обучающихся в части привлечения к дисциплинарной ответственности не совершенны, что требует изменений и установлений в кодифицированном законодательстве.
Ключевые слова: административно-правовой статус несовершеннолетних; возраст дисциплинарной ответственности несовершеннолетних обучающихся; дисциплинарный проступок и дисциплинарное взыскание, применяемое к несовершеннолетнему обучающемуся; дисциплинарный иммунитет несовершеннолетних обучающихся.
T.A. Smagina
ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF UNDERAGE STUDENTS: MATERIAL AND LEGAL REGULATION
Background: the Federal law of December 29, 2012 No. 273-FL «On Education in the Russian Federation» establishes new criteria for the administrative and legal status of minors. This raises questions about the age when the disciplinary responsibility of students comes, on the regulation of the concept «disciplinary misconduct of a trainee» and legal categories related to it. Objective: to characterize the material norms of the Russian legislation, establishing the status of students at the level of basic General education as subjects of disciplinary responsibility and to suggest ways to improve them. Formulate a position on the establishment of a unified Federal list of disciplinary offenses of students. Methodology: doing the research the following methods of study were used: general and particular scientific methods of cognition of objective reality, which include dialectical, deduction and induction, comparative and logical. Results: the position on the exclusion of students of the basic General education level from the number of subjects of disciplinary responsibility and the application of educational measures to them; on the presence of disciplinary immunity of underage students; on the development at the Federal level of the Code of disciplinary offenses of students. Conclusions: the author states that the age criteria of underage students when bringing to disciplinary responsibility established in the federal legislation are not perfect. It requires modification and establishment in the codified legislation.
Key-words: administrative and legal status of minors; age of disciplinary responsibility of underage students; disciplinary offense of a minor student; disciplinary punishment applied to a minor trainee; disciplinary immunity of underage students.
В России последние десятилетия правовому статусу несовершеннолетних уделяется все большее внимание. Их права и законные интересы находятся в поле зрения государственного регулирования, ввиду чего моделируются новейшие перспективы для модернизации уже устоявшихся форм управленческой деятельности. Столетие деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав в целом ознаменовалось достижением запланированных результатов в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы1. При этом вопросы совершенствования способов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности, по соблюдению учебной дисциплины несовершеннолетними гражданами являются актуальными в на-
1 См.: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 23, ст. 2994. 69
стоящее время. Личная ответственность перед обществом, сформированная в сознании несовершеннолетнего в период обучения в образовательной организации, служит гарантией правопорядка в государстве.
Конституция РФ, отражая приоритет общечеловеческих ценностей, устанавливает права и свободы человека как высшую ценность. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»2. Административно-правовой статус несовершеннолетних — сложный механизм, включающий ряд взаимосвязанных элементов. Административно-правовой статус, являясь элементом правового статуса личности, имеет свои особенности, которые получают нормативно-правовое закрепление в правовых актах, регламентирующих различные сферы жизни общества. Государственное регулирование в сфере образования, в том числе механизм реализации прав и законных интересов обучающихся несовершеннолетних в сфере образования, приобрело новые нормативные границы. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 7 марта 2018 г.) (далее — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)3 установлено, что обучающимся является физическое лицо, осваивающее образовательную программу. Также выстроен перечень обучающихся лиц в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, наглядно представляя преемственность образовательных программ, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации. К числу обучающихся относятся:
1) воспитанники — лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
2) учащиеся — лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
3) студенты (курсанты) — лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;
4) аспиранты — лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
5) адъюнкты — лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
6) ординаторы — лица, обучающиеся по программам ординатуры;
7) ассистенты-стажеры — лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;
8) слушатели — лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования;
9) экстерны — лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образо-
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7598; 2018. № 11, ст. 1591.
вательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Ввиду того, что законодатель устанавливает возможность в уставах образовательных организаций, осуществляющих подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе присвоения специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, представленный перечень можно считать открытым.
Административно-правовой статус граждан представляет собой совокупность их прав и обязанностей, закрепленных административно-правовыми нормами и реализуемых в административно-правовых отношениях. В целом административная правосубъектность выражается в сочетании административной правоспособности, административной дееспособности и административной деликтоспособность граждан [1, с. 70].
Проведя анализ действующего законодательства, устанавливающего отдельные элементы административно-правового статуса несовершеннолетних, следует отметить, что характеризуется он в первую очередь через возрастной критерий. Административная правоспособность возникает с момента рождения, что отражено, например, в Конституции РФ и ином федеральном законодательстве4 — право на жизнь, медицинское обеспечение, которые появляются у ребенка сразу после его рождения и возможны для реализации им опосредованно, через родителей, медицинский персонал, государственных служащих органов ЗАГСа.
Административная дееспособность также тесно связана с возрастным критерием и возникает на основании административно-правовых норм, установленных, например, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Впервые в национальном законодательстве установлен возраст, с которого возможно начать получение дошкольного образования в образовательных организациях — по достижении детьми возраста 2 мес. Законодательно предоставляется возможность его получения в двух формах: семейное образование и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность5! Норма, устанавливающая возрастной критерий обучающихся начального общего образования — с 6 лет и 6 мес. (если отсутствуют противопоказания по состоянию здоровья), но не позже достижения возраста 8 лет, является диспозитивной. Также установлена возможность реализовывать право на получение начального общего образования по заявлению родителей (законных представителей) в более раннем или более позднем возрасте. При этом общепринятый возраст, с которого начинается административная дееспособность, административистами определяется в 7 лет [2, с. 49].
Деликтоспособность несовершеннолетних в первую очередь необходимо рассматривать как многоотраслевой правовой институт, предусматривающий уголовный, административный, гражданско-правовой виды ответственности. Во-вторых, следует говорить о деликтоспособности несовершеннолетних как о многофункциональном институте административного права, предусматри-
4 См., например: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 1998. № 31, ст. 3802; 2017. № 1, ч. I, ст. 6.
5 См.: Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»// Российская газета. 2013. № 238. 71
вающем административную и дисциплинарную ответственность. Деликт (лат. delictum) — незаконное действие, проступок, преступление, правонарушение [3, с. 248]. Проступок — это поступок, нарушающий какие-либо нормы, правила поведения; провинность [3, с. 1029]. Теоретиками проступок рассматривается как менее опасное деяние по характеру и последствиям [4, с. 457-458], которые могут совершаться в различных сферах общественной жизни, государственной деятельности и регулироваться нормами различных отраслей права. Административно-правовые нормы лежат в основе привлечения к юридической ответственности несовершеннолетних граждан за административные правонарушения6 и дисциплинарные проступки7, а также при применении мер административного принуждения8.
Административная деликтоспособность наступает с 16 лет за совершение административного правонарушения. Данный вопрос является предметом исследования ученых на протяжении длительного времени [5, с. 29-32].
Дефиниция «дисциплинарный проступок обучающихся» в законодательстве отсутствует. Указывается лишь форма его совершения, причины и обстоятельства, при которых он совершен, психофизическое и эмоциональное состояние обучающегося. Следуя нормам ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», можно сделать вывод, согласно которому дисциплинарный проступок обучающихся — это нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах, а также иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
Субъектом дисциплинарной ответственности выступает несовершеннолетний обучающийся организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом государством установлен дисциплинарный иммунитет в отношении ряда несовершеннолетних обучающихся. Дисциплинарную ответственность за совершаемые дисциплинарные проступки несовершеннолетний обучающийся сможет нести в возрасте, когда будет осознавать значение своих действий. Совершая юридически значимые действия самостоятельно, например, при посещении организации, осуществляющей образовательную деятельность, он самостоятельно участвует в правоотношениях, которые основываются на федеральном законодательстве и локальных актах, в частности, Уставе этой организации. Однако участие в данных правоотношениях не означает, что несовершеннолетний деликтоспособен. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает иммунитет дисциплинарной деликтоспособности, когда меры дисциплинарного взыскания не применяются к следующим группам обучающихся в зависимости:
1) от возраста: а) обучающиеся по образовательным программам дошкольного, б) по программам начального общего образования;
2) от объективных обстоятельств: а) во время нормативно установленных каникул, б) во время академического отпуска;
ё 6 См ст. 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ
(в ред. от 7 марта 2018 г.) (далее — КоАП РФ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1; 2018. № 11, ст. 1577.
7 См. ч. 4 ст. 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
8 См., например: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 7 марта 2018 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 900; 2018. № 11, ст. 1591; Приказ от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
72 2014. № 11.
3) от медицинских показаний: а) ограниченные возможности (задержка психического развития и различные формы умственной отсталости), б) болезнь; в) отпуск по беременности, родам, по уходу за ребенком.
Дисциплинарный иммунитет заканчивается по истечении установленного правовыми актами срока: больничного листа, каникулярного времени и при переходе на уровень основного общего образования. При этом дисциплинарная ответственность обучающихся имеет срок давности применения: не позднее 1 мес. со дня обнаружения проступка и не позднее 6 мес. со дня его совершения, не считая времени отсутствия обучающегося, что установлено Приказом Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (в ред. от 21 апреля 2016 г.)9 (далее — Приказ о применении дисциплинарного взыскания).
Возраст дисциплинарной деликтоспособности несовершеннолетних обучающихся нормативно не установлен, но может быть определен в соответствии с уровнем образовательной программы от основного общего до среднего общего образования, т.е. обучающимися с 5-го до 11-й класс — с 11 до 18 лет.
Перечень мер дисциплинарных взысканий для несовершеннолетнего установлен федеральным законодательством и является исчерпывающим. К ним относятся меры морального воздействия — замечание, выговор и мера ограничительного характера — отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Законодательно установлен возраст, с которого может применяться отчисление — к обучающемуся образовательной организации, достигшему возраста 15 лет.
Решение об отчислении обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не получившего основное общее образование принимается коллегиально родителями (законными представителями), комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и информируется отдел образования органа местного самоуправления10. При вопросе об отчислении ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей решение принимается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом опеки и попечительства. Полагаем, что принятие решения об отчислении коллегиально, с учетом мнения нескольких субъектов, к полномочиям которых относятся вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, является объективно обусловленным. Но при этом нормативно не установлен субъект (субъекты) применения меры ограничительного характера — отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность к обучающемуся, который достиг возраста 15 лет, получил основное общее образование и обучается по образовательной программе среднего общего образования. Также ни в федеральном законодательстве, ни в исследованных автором локальных актах организаций, осуществляющих образовательную деятельность, не установлен субъект (субъекты), которые уполномочены применять иные дисциплинарные меры — замечание и выговор, носящие характер морального воздействия. Установлено лишь, что оформление применения к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания производится приказом (рас-
9 См.: Российская газета. 2013. № 136; URL: // http://www.pravo.gov.ru, 23.05.2016 (дата обращения: 01.03.2017).
10 См. п. 9 ст. 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 11 Приказа о применении дисциплинарного взыскания. 73
поряжением) руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, что указывает не на коллегиальность принятия решения о применении мер дисциплинарной ответственности, а на индивидуальный характер. Следовательно, комиссия по делам несовершеннолетних и органы местного самоуправления в принятии решения о назначении мер морального воздействия могут не уведомляться.
Возникают также вопросы: чем отличается замечание от выговора? Нормативные акты не прописывают этого и не различают их по порядку применения. На наш взгляд, принципиально важно установить соответствующие критерии для провоприменительной практики: различать их по строгости воздействия; по последовательности применения; по правовым последствиям применения данных мер дисциплинарной ответственности; за какие конкретно дисциплинарные проступки применяются. В отношении меры дисциплинарной ответственности — отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность, законодатель четко установил объективную сторону дисциплинарных проступков обучающегося: это действия, каждое из которых будет представлять собой состав дисциплинарного проступка обучающегося (отрицательное влияние на других обучающихся, нарушение прав других обучающихся, нарушение прав работников школы, нарушение повседневной работы организации, осуществляющей образовательную деятельность). Также возможны отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность, если ранее к обучающемуся уже были применены меры дисциплинарного взыскания морального характера (замечание, выговор), но не правовые действия продолжают иметь место.
В целях обеспечения законности правоприменения считаем, что необходимо нормативно на федеральном уровне установить перечень составов дисциплинарных проступков обучающихся и соответствующие им меры дисциплинарные взыскания. Полагаем, акт должен быть кодифицированным федеральным законом, включающим не только материальные (понятие дисциплинарного проступка обучающегося, субъектов дисциплинарной ответственности и субъектов, применяющих ее, составы дисциплинарных проступков, меры ответственности и пр.), но и процессуальные нормы (этапы, порядок и процедуры применения). Это имеет принципиально важное значение ввиду того, что применение отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность относится к компетенции лиц, не являющихся субъектами образовательной деятельности — комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в ряде случаев — органов опеки и попечительства.
Основы правового регулирования дисциплинарной административно-правовой деликтоспособности несовершеннолетних в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находятся в регулятивной деятельности федеральной законодательной власти. Локальными нормативно-правовыми актами устанавливаются лишь специфические вопросы деятельности каждой организации.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 7 июня 2017 г.)11 в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, в центрах временного содержания
74
11 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177; 2017. № 24, ст. 3478.
для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, при нарушении этими несовершеннолетним установленного порядка содержания в этих учреждениях применяются меры взыскания — выговор и строгий выговор. Также к несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, применяются следующие меры взыскания: сообщение родителям (законным представителям); исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения. Следует отметить, что процедура применения мер дисциплинарной ответственности в отношении обучающихся несовершеннолетних является однотипной и не зависит от вида: в организации, осуществляющей образовательную деятельность и в специальных учебно-воспитательных учреждениях осуществляется на основании одного подзаконного акта — Приказа о применения дисциплинарного взыскания.
При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность. Таким образом, установление вины обучающегося в совершении дисциплинарного проступка должно осуществляться в установленном нормативно-правовыми актами порядке, который отсутствует на федеральном и локальном уровне.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка обучающихся ГБОУ СО «Саратовская кадетская школа интернат № 2 имени В.В. Талалихина»12 к кадету (воспитаннику), присвоившему чужие вещи, могут применяться дисциплинарные меры, вплоть до привлечения правоохранительными органами к административной или уголовной ответственности. Положения о юридической ответственности кадетов прописываются отдельной главой Правил внутреннего распорядка. Меры дисциплинарного взыскания могут применяться за неисполнение или нарушение устава кадетской школы, правил внутреннего распорядка, локальных нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми организована и осуществляется образовательная деятельность. При привлечении к ответственности недопустимо ущемление чести и достоинства кадета.
На основании Правил приема в Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский военный Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» кандидатом может стать лицо, имеющее среднее (полное) общее образование. Следовательно, среди обучающихся возможны и несовершеннолетние граждане. При нарушении установленных правил поведения, воинской дисциплины (дисциплины), недобросовестном освоении образовательной программы, а также неисполнении обязанностей, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы войск
12 См. п. 2.9, гл. II Правил внутреннего распорядка обучающихся ГБОУ СО «Саратовская кадетская школа интернат № 2 им. В.В. Талалихина». URL://http://kadetschool.okis.ru/ files/2/9/4/294/2017/Pravila_kadet. Pdf (дата обращения: 20.03.2018).
национальной гвардии Российской Федерации, локальными нормативными актами Военного института, применяется мера дисциплинарной ответственности — отчисление из военного института. Порядок отчисления обучающихся устанавливается нормативными правовыми актами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации1^ Обратим внимание на то обстоятельство, что в соответствии с ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ за ряд административных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, в т.ч. и несовершеннолетние, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
В соответствии с Положением о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Саратова, принятом на заседании педагогического совета от 1 февраля 2017 г. № 9, согласованного с Управляющим Советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Саратова и утвержденного директором МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Саратова, регламентирован порядок прекращения образовательных правоотношений, результатом которого является индивидуальный правовой акт — приказ директора организации, осуществляющей образовательную деятельность14.
При рассмотрении вопроса, касающегося дисциплинарной деликтоспособ-ности несовершеннолетних, следует рассмотреть ряд международных актов. Следуя позиции Конвенции о правах ребенка, где рекомендовано при осуществлении всех действий в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка1^ Исходя из этого полагаем, что установление дисциплинарной ответственности обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования, является исключительной мерой в образовательном процессе. Дефиниция «образование»16 включает в себя понятие единого целенаправленного процесса в первую очередь воспитания и во вторую — обучения. Обратим внимание, что воспитательные формы взаимодействия с несовершеннолетним следует принимать как первоочередные. Локальными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, могут устанавливаться нормы о постановке и снятии с внутриш-кольного учета учащихся, которые разрабатываются в рамках целенаправленной
^ 13 См. пп. 32, 89 Устава ФГКВОУ ВО «СВКИВНГ РФ». URL: // http://svivng.ru/images/ystav/
1 ystav.pdf; Приказы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
i от 30 сентября 2016 г. №№ 201-284, утверждающие уставы ФГКУ УВО (ОВО) войск национальной гвардии по субъектам Российской Федерации. URL: //uvomvd01.ru/index.php/pravovaya-baza/ (дата обращения: 20.03.2018).
14 См. п. 5 «Положения о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления учащихся МОУ «Средняя образовательная школа № 8» г. Саратова. URL: // http://8school.ru/ images/perevod_otchisl.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
15 См.: Конвенция о правах ребенка. Резолюция 56/98 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-I // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.
76 16 См. п. ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
индивидуальной работы с учащимися, находящимися в состоянии школьной дезадаптации и требующими повышенного внимания17.
В одном их выводов Европейский Суд по правам человека вынес решение, опираясь на действующий международный акт — Рекомендацию № Щ87)20 о реакции общественности на правонарушения несовершеннолетних, принятую Комитетом министров Совета Европы 17 сентября 1987 г.: «Молодежь — это поколение, которое развивается, и, следовательно, все меры, предпринимаемые в отношении нее, должны носить воспитательный характер»18.
Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, устанавливают, что «...ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быт привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому...»1^ По мнению теоретиков, противоправное поведение ребенка не является правонарушением, влекущим юридическую ответственность. К ним обычно применяются другие меры, например воспитание, профилактика [6, с. 445].
Таким образом, основным фактором, который может определить правовую категорию вины несовершеннолетнего обучающегося, выступает заключение специалистов по результатам медико-психиатрической консультации. Каждый несовершеннолетний обучающийся, ответственно относящийся к правовым нормам, должен предвидеть последствия своих поступков и соотносить их с социальными нормами.
Обобщая вышеизложенное, можно говорить, что установление законодателем дисциплинарной ответственности в отношении обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования, в силу их возраста является мерой преждевременной. Дети 11-15 лет находятся в стадии становления психики. Считаем обоснованным исключение из федерального законодательства такого субъекта дисциплинарной ответственности, как обучающегося, осваивающего образовательные программы основного общего образования. Целесообразно дифференцировать применение мер воспитательного воздействия к указанной возрастной категории несовершеннолетних обучающихся. По нашему мнению, применением мер воспитательного характера к обучающемуся, осваивающему образовательные программы основного общего образования, совершившему дисциплинарный проступок, поможет обучающемуся социализироваться и самоопределиться в будущем, научит ценить духовно-нравственные начала. В целях пресечения противоправного поведения в будущем для обучающихся,
17 См., например: «Положение о постановке и снятии с внутришкольного учета учащихся в • МОУ «Средняя образовательная школа № 8» г. Саратова, разработанного в рамках целенаправ- Ю ленной индивидуальной работы с учащимися, находящимися в состоянии школьной дезадап- 1 тации и требующим повышенного внимания». URL: // http:// 8school .ru / images /perevod _ ) otchisl.pdf (дата обращения: 20.03.2018). 2
18 См.: Постановление Европейского Суда по правам человека от 23 марта 2016 г. «Дело £3 «Блохин (Blokhin) против Российской Федерации» (жалоба № 47152/06). По делу обжалуется ю жалоба на содержание заявителя в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. По делу допущены нарушения требований ст. 3, п. 1 ст. 5, п. 1, подп. «с» и
«d» п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2016. № 12(174).
19 Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы: Резолюция 45/113 Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г. URL: www.un.org/ru/dokument/dec_conv//convtnt;ons/juveniles_liberty.shtml (дата обращения: 20.03.2018). 77
осваивающих образовательные программы основного общего образования, достигших 15 лет, а также правоприменительной практики уполномоченных субъектов предлагается установление на федеральном уровне Кодекса дисциплинарных проступков обучающихся.
Библиографический список
1. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. А. Ю. Соколова. М.: Норма: ИНФРА М, 2016. 352 с.
2. Конин Н.М. Административное право России: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 448 с.
3. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1536 с.
4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Юристъ, 2005. 541 с.
5. Ильгова Е.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 4. С. 29-32.
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2004. 512 с.
References
1. Administrative Law of the Russian Federation: A Textbook for Bachelors / Ed. A.Yu. Sokolova. Moscow: Norma: INFRA- M, 2016. 352 p .
2. Konin N.M. Administrative Law of Russia: Textbook. Moscow: TK Velbi, Publishing house Prospekt, 2006. 448 p.
CO
0 3. Great Dictionary of the Russian language / œmp. and gl. red. S.A. Kuznetsov. St. £ Petersburg: Norint, 1998. 1536 p.
S 4. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of State and Law: Textbook. 2 ed., revised and
g suplemented. Moscow: Jurist, 2005. 541 p.
Ï 5. Ilgova E.V. Features of the Proceedings for Cases of Administrative Violations in
1 Relation to Minors // Questions of Juvenile Justice. 2006. № 4. P. 29-32.
! 6. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of State and Law: A Textbook. M. : Jurist, 2004. 512 p.
О *
и ai т
s ^
s a
2 >s о ï ï ai m и a га
и О
>s
о *
и ш О