Научная статья на тему 'Направления использования зарубежного опыта решения проблемы школьной дисциплины в российском образовании'

Направления использования зарубежного опыта решения проблемы школьной дисциплины в российском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА / SCHOOL DISCIPLINE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / EDUCATIONAL LEGISLATION / МЕРЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / DISCIPLINARY ACTIONS / СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С ПРОГУЛАМИ / ATTENDANCE POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмакова А.П.

В статье рассматривается положительный опыт Великобритании по решению проблемы школьной дисциплины на государственном уровне. На основе сравнительно-правового анализа автор определяет нормы, совпадающие в образовательном законодательстве обеих стран, а также выделяет компоненты дисциплинарных отношений, требующие особого внимания со стороны российских законодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления использования зарубежного опыта решения проблемы школьной дисциплины в российском образовании»

Шмакова А.П. ©

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общественные науки» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Омский филиал)

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В статье рассматривается положительный опыт Великобритании по решению проблемы школьной дисциплины на государственном уровне. На основе сравнительно-правового анализа автор определяет нормы, совпадающие в образовательном законодательстве обеих стран, а также выделяет компоненты дисциплинарных отношений, требующие особого внимания со стороны российских законодателей.

Ключевые слова: школьная дисциплина, образовательное законодательство, меры дисциплинарного воздействия, стратегия борьбы с прогулами.

Keywords: school discipline, educational legislation, disciplinary actions, attendance policy.

Проблема дисциплины во все времена оставалась актуальной, так как это определенный результат воспитания, который важен как для характеристики самих обучающихся, так и оценки качества образования. В условиях перехода от традиционного обучения к новой компетентностной парадигме, смены ценностных ориентиров, расширения свобод обучающихся при недостаточно сформированной у них ответственности за свои действия, вопрос нарушения дисциплины в современной школе встал наиболее остро. Необходимо отметить, что универсального метода решения данной проблемы не существует, так как в основе нарушений лежат различные причины и мотивы. Исследователи предлагают разнообразные способы поддержания дисциплины, обращая особое внимание на методы образования, включая поощрение, проведение дискуссий, внедрение в учебно-воспитательный процесс демократических принципов, воспитание ответственности обучающихся. Как правило, применение тех или иных способов поддержания порядка в классе и школе определяется каждым педагогом самостоятельно, с учетом правовых норм, созданных на уровне образовательной организации и местных органов управления образованием.

В данной статье мы собираемся провести сравнительный анализ регулирования дисциплины образования на государственном уровне в Великобритании и Российской Федерации, чтобы определить, какие нормы совпадают в обеих странах, а какие нормы можно ввести в российское образовательное законодательство с учетом положительного зарубежного опыта решения данной проблемы.

Дисциплина - это форма общественной связи между людьми, которая служит средством поддержания и соблюдения порядка, необходимого для совместной деятельности [9, 41]. Представители образовательного учреждения и сами обучающиеся являются участниками дисциплинарных отношений. Конвенция о правах ребенка, Законы об образовании, локальные акты образовательного учреждения (устав, кодекс поведения) закрепляют основные права обучающихся. Кодекс поведения разрабатывается каждым образовательным учреждением после обсуждения с учащимися, родителями, преподавателями и другим персоналом. В нем содержатся цели, обязанности обучающихся и

© Шмакова А.П., 2016 г.

персонала образовательного учреждения, критерии исключения из школы, стратегии для обеспечения хорошего поведения.

По сравнению с действующим российским образовательным законодательством, которое, по мнению В.М. Сырых, недостаточно полно регулирует вопросы учебной дисциплины [10], английское образовательное законодательство дает полную и четкую формулировку понятия «дисциплина», которое включает в себя регулярное посещение образовательного учреждения и исполнение обязанностей, заложенных в уставе и кодексе поведения образовательного учреждения; определяет виды дисциплинарных проступков и санкции, применяемые к нарушителям норм законов об образовании и локальных актов. С одной стороны, это позволяет местным органам управления образованием вести действенную борьбу за укрепление дисциплины, а с другой стороны, дает субъектам образовательных отношений право на защиту от принимаемых к ним необоснованных мер дисциплинарного воздействия. В обеих странах учителя и руководители образовательного учреждения используют методы воспитательного воздействия, которые не связаны с государственным принуждением: устное замечание, убеждение в справедливости своих требований, удаление из класса, оставление после занятий в школе без родительского согласия, проведение досмотра, временное изъятие личного имущества (мобильных телефонов, планшетов) и так далее. Крайней мерой наказания за неисполнение обучающимися своих обязанностей является исключение из образовательного учреждения. В Великобритании практикуется временное исключение до трех дней как самое эффективное средство. Исследования показывают, что 60% учеников, исключенных из школы на срок до трех дней, не совершают правонарушения в течение 12 месяцев [6]. Большое количество исключений связано с драками (29%), словесным оскорблением (15%), употреблением алкоголя и наркотиков (2%), а также с неприязненными отношениями между преподавателями и учениками. Выделяют еще одну обобщенную категорию дисциплинарных правонарушений (31%) - «девиантное поведение» [1].

В российском образовательном законодательстве точно указан возраст, с которого наступает ответственность за совершение противоправных действий, нарушение устава и допускается исключение из образовательного учреждения - 15 лет. В английском образовательном праве возраст наступления ответственности не определен. Закон об образовании 2011 года гласит, что учащегося можно исключить из школы на суммарный срок не более 45 дней в год. Учащемуся и его родителям должны сообщить о периоде и причинах исключения. Также как и в России, при исключении ученика на срок больше 5 дней, директор должен проинформировать местные органы управления образованием о периоде и причинах исключения. Ребенку, исключенному из школы, необходимо предоставить возможность получения образования в другой школе, или иным способом [2]. Правительство Великобритании оказывает финансовую поддержку тем школам, которые принимают таких учащихся. При местных органах управления образованием существует 370 учреждений оказания помощи учащимся, которые связаны общей компьютерной сетью, чтобы преподаватели могли поделиться опытом работы с «трудными» детьми. Если раньше в данных учреждениях детям предлагали 2-3 часа занятий в неделю низкого качества, что не оставляло им перспективы улучшить свое поведение, то в настоящее время принимаются меры, направленные на повышения качества обучения.

Если подростки обязательного школьного возраста, то им помогают найти такую форму обучения или подготовки, которая соответствует их потребностям и возможностям; для молодых людей старше обязательного школьного возраста подбирают эффективные формы образования, профессиональной подготовки или работу. В нашей стране, несмотря на законодательно закрепленное право исключенного из образовательного учреждения продолжать обучение в другом образовательном учреждении или пойти работать [8], такой ребенок остается вне образования и занятости, так как система вечерних школ разрушена, обучение в форме семейного образования для такой категории детей - неэффективно, а при

существующем уровне безработицы и квалификационных требованиях, трудоустройство несовершеннолетнего подростка маловероятно.

В Великобритании большое внимание уделяют другой составляющей дисциплины -посещаемости. Нужно отметить, что английские начальные и средние школы характеризуются высокой посещаемостью: в начальной школе - 93%, в средней школе -90%. Инспекторской проверкой было зафиксировано 0,5 % незаконных пропусков занятий. Есть две причины организации целенаправленной борьбы с проблемой прогулов - во-первых, только 10% учащихся, которые постоянно пропускали занятия, смогли сдать экзамены на хорошие оценки; во-вторых, как показывают исследования, проведенные Советом по правонарушениям несовершеннолетних, 2/3 всех прогульщиков совершают какое-либо уголовное преступление [3].

Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать вывод, что высокий уровень посещения занятий вносит вклад в развитие достижений учеников, а также препятствует их маргинализации и социальной изоляции. Учитывая важность данного компонента дисциплины, правительство Великобритании проводит политику «нулевой терпимости» к фактам незаконного пропуска занятий и принимает законодательные меры на всех уровнях, опыт осуществления которых может быть полезен для нашей практики. Так, на уровне образовательного учреждения, утром и во второй половине дня проводится регистрация учащихся. Посещение занятий отслеживается на протяжении всего учебного дня. Если родители не уведомили школу о причине отсутствия ребенка, то директор сразу же сообщает о прогуле ребенка. Если ребенок систематически пропускает занятия, то ведется индивидуальный отчет о посещаемости занятий, проводятся регулярные встречи с командой поддержки.

На государственном уровне принимаются меры по установлению ответственности родителей за их нежелание выполнять свои обязанности, например, в соответствии с Законом об образовании (2011г.), если ребенок обязательного школьного возраста, который зарегистрирован как ученик школы, не посещает занятия регулярно, его родители виновны в правонарушении. Не считается прогулом, если ребенок не пришел на занятия по причине, связанной с отъездом, болезнью, а также особыми религиозными праздниками [2].

В сельских районах и пригородах крупных городов некоторые родители разрешают детям пропускать занятия по незначительным причинам, например, чтобы ухаживать за младшими детьми, съездить в город за покупками, отдохнуть всей семьей в межсезонье, посетить родственников. Правительство Великобритании занимает жесткую позицию по отношению к непосещению занятий и рассматривает любое отсутствие в школе без уважительной причины как прогул. Родителям, которые игнорируют прогулы ребенка, местные органы управления образованием дают 12 недель, чтобы они исправили сложившуюся ситуацию. К концу установленного срока назначается слушание в суде. Если посещаемость не улучшилась, то суд выносит решение. Родители, признанные виновными, выплачивают штраф или приговариваются к трехмесячному тюремному заключению.

Была введена государственная стратегия улучшения поведения и посещаемости занятий, которая состоит из двух частей - общей и целевой. Общая часть разработана для всех средних школ, с обращением внимания на подростков 11-14 лет. Именно в этом возрасте возникают проблемы с поведением и посещением занятий. Как часть стратегии все средние школы получают методические материалы и квалифицированную помощь экспертов, могут нанимать вспомогательный персонал и привлекать к работе наставников. В свою очередь, школы должны установить четкие правила поведения детей на игровой площадке, и продумать, как увеличить продолжительность учебного дня, вовлечь детей в работу клубов после занятий, в выходные и праздничные дни, эффективнее использовать компьютерную регистрацию опозданий и пропусков занятий. Целевая часть стратегии имеет дело с теми школами, в которых проблема поведения стоит особенно остро. В данных школах открывают специальные службы для детей и их родителей, включая подразделения, где учащиеся, удаленные с занятий, могут получить психологическую поддержку,

способствующую улучшению поведения и овладению знаниями, клубы выполнения домашней работы, обучение взрослых, досуговую деятельность [5].

Местные органы управления образованием сотрудничают с офицерами правоприменения, которые работают с «трудными» детьми. Они приходят к таким детям домой, общаются с семьей и имеют полномочия преследовать судебным порядком родителей. Правительство Великобритании также расширило полномочия директоров и учителей по воздействию на родителей, дети которых плохо ведут себя в школе и прогуливают занятия. Школа заключает с родителями временно исключенного из школы ребенка договор, согласно которому, последние обязаны прослушать курс лекций по воспитанию, следить за тем, чтобы их ребенок избегал общения с «трудными» детьми, посещал клуб выполнения домашней работы, находился ночью дома. Отказ от подписания договора и невыполнение родителями обязанностей по нему влечет за собой судебное разбирательство. Родители в свою очередь могут обжаловать вынесенное решение в магистратском суде [2].

После критического изучения британского опыта решения проблемы школьной дисциплины, можно рекомендовать в российском образовательном законодательстве нормативно закрепить четкие понятия дисциплины и дисциплинарных правонарушений, определить права и обязанности обучающихся, родителей и представителей образовательного учреждения, установить санкции, применимые к нарушителям норм закона. Местным органам самоуправления и руководителям образовательных учреждений должно быть дано право преследовать судебным порядком родителей, не исполняющих свои обязанности. Введение это в практику возможно через принятие образовательным учреждением «Кодекса поведения», в разработке которого примут участие учащиеся, родители и весь школьный персонал или посредством уточнения положений уже существующего устава образовательного учреждения.

Необходимо ввести в школах компьютерную систему мониторинга посещаемости занятий. В случае отсутствия ребенка на занятиях уведомлять об этом родителей в тот же день. Следует разработать на уровне образовательного учреждения четкую стратегию борьбы с прогулами и плохим поведением, основанную на конкретных количественных показателях. Местные органы самоуправления совместно с образовательными учреждениями могут создать специальный отдел для предоставления образовательных программ подросткам, исключенным из школ. Целесообразно обучать таких детей в рамках проектов «открытого обучения», например «Город как школа». Совместно с общественными и молодежными организациями разработать программы вовлечения детей в образование и уменьшения прогулов занятий. Желательно применение мер поощрительного характера, например, введение системы скидок на покупку товаров, бесплатное посещение бассейна, кинотеатров, спортивных секций и так далее.

Таким образом, каждому учащемуся должно быть предложено: отличное преподавание, основанное на его действительных знаниях и помогающее раскрыть потенциал; разнообразный учебный план с широким кругом внеучебной деятельности; хорошая дисциплина; культура регулярного посещения; школа, которая является центром местного сообщества.

Литература

1. Behavior and Discipline in Schools // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.educatn.gov.uk/publications

2. Education Act 2011 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.legislation.gov.uk/ukpga/2011/21/contents

3. Education and Inspections Act 2006 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/40/contents

4. School Standards and Framework Act 1998 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/31/contents

5. Schools Achieving Success 2001 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// dera.ioe.ac.uk/15197/7/Schools%20-%20achieving%20success%20(white%20paper)_Redacted.pdf

6. The School Discipline (Pupil Exclusions and Reviews) (England) Regulations 2012 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/uksi/2012/1033/regulation/7/made

7. Валишина Э.Ф., Рабцевич А.А. Необходимость повышения качества российского образования в школе и ВУЗе // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/02/9803

8. Закон РФ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета от 31 декабря 2012 г. Федеральный выпуск №5976 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www.rg. ru/2012/12/3 0/obrazovanie -dok .html

9. Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем. - М.: Исследовательский центр, 1994.

10. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. - М.: Готика, 2002 - 340 с.

11. Шмакова А. П. Опыт развития правовых отношений в образовательной системе Великобритании на рубеже XX - XXI вв.: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Омск, 2006 - 243 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.