Научная статья на тему 'Реформы образования в политике Тони Блэра'

Реформы образования в политике Тони Блэра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1913
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОНИ БЛЭР / TONY BLAIR / "НОВЫЙ ЛЕЙБОРИЗМ" / БРИТАНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / BRITISH EDUCATION SYSTEM / ПРИВАТИЗАЦИЯ / PRIVATIZATION / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СРЕДНИЕ ШКОЛЫ / STATE SECONDARY SCHOOLS / ГОРОДСКИЕ АКАДЕМИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / "NEW LABOURISM" / CITY ACADEMIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Охошин Олег Валерьевич

Статья посвящена реформам в образовательной политике в период правления Тони Блэра и правительства «новых лейбористов» в 1997-2007 гг. В связи со вступлением Великобритании в начале XXI века в новый этап современной глобальной экономики перед правительством встала серьезная проблема по сохранению конкурентоспособности страны на мировом рынке. Главным инструментом для решения данной проблемы стала реформа образовательной системы, поставленная лейбористами на повестку дня. Актуальность темы обусловлена тем, что новые подходы, применявшиеся правительством, полностью изменили британскую образовательную систему, сделали ее более современной и эффективной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education reforms in the Policy of Tony Blair''s "New Labour"

The article is devoted to reforms in educational policy in the period when Tony Blair and his New Labour government were in power in 1997-2007. In connection with the entry of Great Britain in a new stage of modern global economy at the beginning of the XXIst century there was a serious problem before the government on preservation of competitiveness of the country in the world market. The reform of educational system put by the labourists on the agenda became the main tool for the solution of this problem. Relevance of this subject is caused by the fact that the new approaches applied by the government, completely changed the British educational system, made it more modern and effective.

Текст научной работы на тему «Реформы образования в политике Тони Блэра»

УДК 165.7:530.145.1 ББК 87.2:22.3В

РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИТИКЕ «НОВОГО ЛЕЙБОРИЗМА» Т. БЛЭРА

I О.В. Охошин

Аннотация. Статья посвящена реформам в образовательной политике в период правления Тони Блэра и правительства «новых лейбористов» в 1997-2007 гг. В связи со вступлением Великобритании в начале XXI века в новый этап современной глобальной экономики перед правительством встала серьезная проблема по сохранению конкурентоспособности страны на мировом рынке. Главным инструментом для решения данной проблемы стала реформа образовательной системы, поставленная лейбористами на повестку дня. Актуальность темы обусловлена тем, что новые подходы, применявшиеся правительством, полностью изменили британскую образовательную систему, сделали ее более современной и эффективной.

Ключевые слова: Тони Блэр, «новый лейборизм», британская система образования, приватизация, государственные средние школы, городские академии, высшее образование.

EDUCATION REFORMS IN THE POLICY 32 OF TONY BLAIR'S «NEW LABOUR»

I O.V. Ohoshin

Abstract. The article is devoted to reforms in educational policy in the period when Tony Blair and his New Labour government were in power in 1997-2007. In connection with the entry of Great Britain in a new stage of modern global economy at the beginning of the XXIst century there was a serious problem before the government on preservation of competitiveness of the country in the world market. The reform of educational system put by the labourists on the agenda became the main tool for the solution of this problem. Relevance of this subject is caused by the fact that the new approaches applied by the government, completely changed the British educational system, made it more modern and effective.

Keywords: Tony Blair, "New Labourism", British education system, privatization, state secondary schools, City Academies, higher education.

Для всех послевоенных правительств Великобритании развитие национальной образовательной системы являлось одним из приоритетных направлений в области социальной политики. Консерваторы и лейбористы сходились во мнении, что от образовательного потенциала населения напрямую зависели процветание и конкурентоспособность страны на мировом рынке.

Новые лейбористы после прихода к власти в 1997 г. ставили улучшение качества образования главной целью своей социальной политики. Известный слоган «образование, образование и еще раз образование», который придумал Тони Блэр, как нельзя лучше охарактеризовал стремление лейбористов произвести кардинальные преобразования в данной сфере [1].

Программа реформирования, разработанная администрацией Тони Блэра предполагала комплексные и структурные изменения, которые должны были затронуть все ступени британского образования и все виды учебных заведений. В первую очередь, лейбористское правительство интересовал вопрос повышения уровня грамотности среди школьников и улучшение образовательных стандартов. Министерство образования стало ведущим государственным учреждением в стране в период премьерства Тони Блэра. Его возглавил опытный лейбористский политик Дэвид Бланкетт, который с искренним энтузиазмом стал претворять в жизнь проект реформ.

Вскоре стало очевидным, что Министерству образования требуется дополнительное ведомство, которое будет непосредственно отвечать за улуч-

шение образовательных стандартов в школах. Анализ, проведенный Дэвидом Бланкеттом и подкрепленный выводами его заместителя Майкла Би-чарда, убедительно доказывал, что в нынешнем виде Министерство образования не способно провести реформы нового правительства [2, с. 29]. Для повышения эффективности работы Министерства образования создавался специальный Отдел стандартов и эффективности, который возглавил Майкл Барбер. Он был уверен в том, что начинать успешно модифицировать всю систему английского образования следует с улучшения качества преподавания в средней школе, прежде всего, тех предметов, по которым учащиеся сдают выпускные экзамены. Министерство образования сосредоточило свою работу на достижении улучшенных показателей по математике и английскому языку и официально заявило о следующих целях: «К 2002 году 80% детей в возрасте 11 лет достигнут заявленных стандартов по английскому языку и 75% по математике» [3, р. 175]. Для реализации своих __ целей Министерство образования пе- 33 ресмотрело Национальный учебный план, сократив количество часов на изучение гуманитарных предметов и занятия по физкультуре, чтобы ученики смогли сконцентрировать свое внимание на английском языке и математике. В сентябре 1998 г. стартовал «Национальной проект улучшения грамотности», который был введен в начальных школах. Для изучения английского языка ежедневно выделяли дополнительный час. Спустя год такой же дополнительный час был выделен для математики [3, р. 176].

Оценивая деятельность работы Отдела стандартов и эффективности,

можно сделать вывод, что в целом по стране произошли положительные сдвиги в системе начального образования. Согласно международному сравнительному исследованию, проведенному в 2001 г., успеваемость английских школьников в возрасте 10 лет существенно повысилась относительно других стран. Великобритания вышла на третье место в мире по этому показателю [2, с. 34].

В годы правления лейбористов реформирование государственных средних школ велось по трем основным направлениям. Во-первых, правительство для сокращения бюджетных расходов предоставляло школьным учреждениям полную финансовую самостоятельность. После того как школы получили право по своему усмотрению распоряжаться собственным бюджетом без консультаций с местными органами образования, они обратили внимание на возможность дополнительного финансирования со стороны спонсоров или благотворителей, в том числе родителей учеников, которые стремились обеспечить достойный уровень 34 образования для своих детей. Во-вторых, Министерство образования предоставило школам больше свободы в выборе учебных планов и программ, которые позволяли скорректировать образовательный процесс таким образом, чтобы снизить отставание по основным дисциплинам. В-третьих, правительство поощряло ориентацию школ на профильное обучение, которое в большей степени учитывало интересы и способности детей, направляло их в выборе будущей профессиональной деятельности.

Выбор этих трех основных направлений в реформировании школьного образования был обусловлен тем, что

Тони Блэр стремился предоставить родителям из среднего класса широкий выбор различных школ, в которые они могут отправить учиться своих детей. Он не побоялся отдать часть государственных служб образовательного сектора в руки частных компаний, продолжая курс приватизации, начатый при консерваторах. Другой аспект реформы образования заключался в том, что «новый лейборизм» остался верен теме социальной справедливости. Улучшение качества образования, по мнению Тони Блэра, являлось важным средством для достижения солидарности в обществе, которая выражалась в предоставлении всем гражданам равных возможностей.

В июле 1998 г. вступил в силу «Билль о школьной структуре и стандартах», подготовленный правительством Тони Блэра [4]. Согласно этому закону на территории страны создавались образовательные зоны, каждая из которых включала две или три средних школы. Основной замысел этой реформы заключался в том, чтобы снизить нагрузку на государственный бюджет и наладить частное спонсирование школьного образования. В качестве спонсоров выступили такие промышленные гиганты, как «Шелл», «Теско», «Бритиш Аэроспэйс» и др. [5, р. 278]. Спонсоры получали значительную выгоду от своих инвестиций в образование. С одной стороны, активно рекламировалась их деятельность, повышая тем самым прибыль от продажи их товаров и услуг, с другой стороны, они в будущем могли удовлетворить свои потребности в квалифицированных специалистах.

В каждой образовательной зоне действовал Форум, который включал родителей учеников, представителей

от бизнеса и местных образовательных округов. В обязанности Форума входило составление плана повышения образовательных стандартов, который принимался и финансировался правительством. Образовательные зоны финансировались через правительственные и частные фонды и могли выписывать премии директорам и учителям школ за прекрасно проделанную работу.

Руководство школ было обязано увольнять некомпетентных учителей, а также предоставлять родителям учеников контракты, в которых будут точно указаны их права и обязанности. Таким образом, родители имели больше представления о школе, в которую они отдают своих детей. В каждом комитете местного образовательного округа обязательно должен был присутствовать представитель от родителей учеников. В результате деятельность школьных учреждений стала более прозрачной, был налажен активный диалог между школьной администрацией и родителями.

Главной особенностью «Билля о школьной структуре и стандартах» стало упразднение грантовых школ. История создания этих школ началась с эпохи Маргарет Тэтчер, когда консерваторы провели через Парламент «Закон об образовании» 1988 г. Грантовые школы были выведены из подчинения местным образовательным округам, в них создавались собственные школьные советы. Им разрешалось самостоятельно назначать правила приема учащихся, которые могли включать как тестирование, так и собеседование. Финансирование грантовых школ осуществлялось государством. К 1997 г. приблизительно 1000 средних образова-

тельных учреждений из 4460 получили статус грантовых школ. Большинство из них повысили требования к вступительным экзаменам [6, р. 101]. «Билль о школьной структуре и стандартах» создавал сразу три категории школ, которые отличались друг от друга степенью автономии и способами финансирования: стипендиальные, коммунитарные и добровольческие.

Стипендиальные школы, пришедшие на смену грантовым, возвращались под контроль местных образовательных округов, согласовывали с их руководством правила приема учеников и следовали государственному учебному плану. Однако за стипендиальными школами сохранялась относительная самостоятельность, в их собственности находились здания и территория школы, а их руководство набирало преподавательский состав без согласования с местными образовательными округами. Существовавшие ранее школы графств были переименованы в коммунитарные школы и по-прежнему управлялись и финансировались руководством местных об- 35 разовательных округов. Школы, финансирование которых осуществлялось за счет местных организаций и спонсоров, были объединены в категорию добровольческих школ. В основном эти школы были организованы религиозными организациями, их территория и постройки принадлежали местной церкви. В апреле 1999 г. было закрыто Агентство по финансированию, которое раньше распределяло средства центрального правительства в грантовые школы [6, р. 101].

Правительством Тони Блэра был также продолжен начатый консерваторами курс на расширение сети спе-

36

циализированных школ. Эти школы стали открываться в Великобритании с 1993 г. Они представляли собой особый тип средней школы, которая организовывала преподавание по Национальному учебному плану и дополнительно вводила ряд дисциплин, которые не изучались обычных школах. Начиная с июля 1997 г. лейбористами проводилась программа «Новый Старт», которая предусматривала закрытие средних школ с самой низкой успеваемостью. На практике эти школы переходили к новому руководству, которое обычно превращало их в специализированные. Школы, получавшие статус специализированных, приватизировались и получали финансовую поддержку от частных инвесторов. Открытие специализированной школы по подсчетам правительства стоило 100 тыс. фунтов [6, р. 102].

В течение второго и третьего премьерских сроков Тони Блэра тенденция по созданию специализированных школ только усилилась. К 2003 г. по всей стране насчитывалось около 992 средних специализированных школ, которые выбрали в качестве профильных предметов искусство, иностранные языки, математику, спорт, обучение бизнесу и менеджменту [6, р. 126]. Летом 2004 г. Министерство образования опубликовало свой пятилетний план развития, который предполагал массовое превращение обычных государственных школ в специализированные с автономным статусом. Казначейство пообещало выделить к 2008 г. на его реализацию сумму, составлявшую £12 млн. [6, р. 129].

Быстрое увеличение количества школьных учреждений с автономным статусом и финансовой самостоятель-

ностью требовали от правительства формирования необходимой законодательной базы, которая расширила бы полномочия директоров школ, родительских и попечительских советов. В 2002 г. вступил в силу новый «Закон об образовании», который при Тони Блэре стал правовой основой для школьных учреждений [7]. Согласно этому закону министр образования имел полномочия разрешить школам с автономным статусом вводить усовершенствования для повышения образовательных стандартов, теперь они могли изменять учебный план, плату за обучение и условия поступления, набирать преподавательский состав. Несколько школ могли объединяться в федерации в рамках местных сообществ, а каждый местный орган образования был обязан организовать форумы, который ставили на повестку дня формирование бюджетов школ и условия приема учеников. Директора школ получили больше полномочий для исключения учащихся за плохую успеваемость, а министр образования — для закрытия школ, не справлявшихся с учебным планом. Главной целью изменения законодательства в сфере школьного образования стала передача части полномочий местных властей непосредственно министру образования и директорам школ.

К концу второго срока премьерства Тони Блэра в «Закон об образовании» внесли новые дополнения [8]. В результате он стал одним из самых объемных за всю британскую историю и включал 124 статьи и 19 графиков [6, р. 130]. Главным вопросом, который ставился на повестку дня, было финансирование учебных заведений. «Закон об образовании» 2005 г. обозна-

чил резкий и неожиданный поворот в сторону централизации государственного финансирования школ. Теперь средства из государственного бюджета на нужды школ выделял непосредственно министр образования, а не местные органы власти. Количество школьных инспекций было урезано, большую часть работы теперь проводили Королевский инспектор и школь -ное управление. Тем не менее, на местные образовательные органы были возложены дополнительные требования. Они должны были сделать школы профильными, организовывать высшие образовательные курсы. Кроме того, они стали нести повышенную ответственность за медицинскую помощь и обеспечение бесплатного питания в школьных учреждениях.

Важной составляющей лейбористского курса стало совершенствование принципа непрерывности образования, который с раннего детства обеспечивал выявление и развитие у детей способностей и навыков к определенному виду профессиональной деятельности. На завершающем этапе школьного обучения, когда перед выпускниками вставала проблема поиска работы, правительство пыталось максимально эффективно помочь им трудоустроиться и быстро адаптироваться в новых условиях. В июле 2000 г. новые лейбористы приняли закон о создании Совета по обучению и специализации в Англии и Уэльсе. Он представлял собой вневедомственный общественный орган, который финансировался из фондов Департамента

бизнеса, инноваций и специализации и Департамента по вопросам семьи, детей и школьного образования. В обязанности Совета по обучению и специализации входили подготовка и проведение занятий и тренингов в основном для студентов в возрасте от 16 до 19 лет. Сами тренинги носили разнообразный характер и могли включать кроме подготовки к будущей специальности обучение навыкам общения и социального взаимодействия, а также спортивные занятия. Основываясь на одном из главных постулатов нового лейборизма о предоставлении всем гражданам равных возможностей, правительство предписало Совету по обучению и специализации проводить занятия для студентов, не делая различий между здоровыми людьми и людьми с ограниченными способностями, а также по расовому, половому и социальному признакам.

С особыми трудностями Тони Блэру пришлось столкнуться, когда подошла очередь реформы высшего образования. В годы правления консерваторов, которые оставались приверже- „., ны монетаристскому курсу1, государ- 37 ственное финансирование высшего образования постепенно сокращалось и грозило привести к ухудшению качества преподавания. В качестве решения данной проблемы лейбористы воспользовались крайне непопулярной мерой — повышением платы за обучение для студентов. В июле 1998 г. правительство Тони Блэра приняло «Закон о преподавании и высшем образовании», который уп-

1 Монетаризм представляет собой макроэкономическую теорию, согласно которой количество денежной массы, находящейся в обращении, является главным фактором экономического развития. В Англии идеи монетаризма стали особенно популярны в годы правления консервативного кабинета Маргарет Тэтчер (1979-1990 гг.), который ввел жесткий контроль над государственными расходами, для того чтобы вывести страну из экономического кризиса.

разднил государственные гранты [9]. От платы за обучение освобождались только студенты из бедных семей, они составляли примерно 30% от общего числа. Еще 30% студентов, чьи родители зарабатывали в год менее 35 тыс. фунтов, платили за обучение меньше. В среднем плата за обучение в университете составляла 1000 фунтов в год [10]. Государство предоставляло для студентов кредит на обучение, который они выплачивали после устройства на работу и только по достижении уровня годового дохода в 10 тыс. фунтов.

В июле 2004 г. Парламент принял «Закон о высшем образовании», который вызвал широкие общественные дебаты и оппозицию не только со стороны консерваторов, но и со стороны левого крыла правящей партии. Согласно новому закону стоимость обучения в британских университетах с 2006 г. возросла до 3 тыс. фунтов в год. Правительство объяснило повышение цен нехваткой денег в государственном бюджете на финансирование высшего образования и завери-38 ло, что студентов из бедных семей эта реформа не коснется.

Правительственная стратегия в области реформирования высшего образования должна была решить сразу три важные задачи: уменьшить нагрузку на государственный бюджет, повысить самоокупаемость университетов и снизить уровень безработицы среди молодежи. Тем не менее, результаты выглядели скромнее, чем ожидалось вначале. Повышение платы за обучение в высших учебных заведениях не стало панацеей от нехватки государственных средств на финансирование университетского образования. Чарльз Кларк, занимавший

в то время пост министра образования, оценил совокупный доход, который принесли эти меры, всего в £1 млрд. в год [11, р. 478]. Выпускники университетов, которые должны были в срочном порядке трудоустраиваться для выплаты ссуды, становились должниками новой системы, созданной лейбористами. С другой стороны, снижение доступа к получению высшего образования должно было заставить работодателей лучше оценивать труд дипломированных специалистов и повысить их заработную плату и конкурентоспособность на рынке труда.

Подводя итоги, следует сказать, что лейбористское правительство сделало огромные шаги в сфере улучшения британской образовательной системы. Предоставление автономного статуса школам и упрощение системы их финансирования создали благоприятные условия для повышения качества обучения. Школьное руководство, получившее большую степень свободы от местных органов образования, могло организовывать учебный процесс, который учитывает индивидуальные особенности и интересы детей и дает углубленные знания по профильным дисциплинам. Благодаря нововведениям, которые предложили лейбористы, родители учеников стали активными участниками формирования школьной образовательной стратегии и могли вносить в неё свои коррективы. Лейбористы сделали британскую систему образования более гибкой, ориентированной, прежде всего, на самих учащихся, но этот важный сдвиг не отменял высокие образовательные стандарты. В XXI веке Великобритания по-прежнему сохраняет за собой высокий эталон качества в сфере образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Leader's speech, Blackpool 1996 [Electronic Resource] // British political speech archive.

- URL: http://www.britishpoliticalspeech. org/speech-archive.htm?speech=202 (дата обращения: 21.05.2014).

2. Барбер, М. Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услуг Великобритании [Текст] / М. Барбер. - М., 2011.

3. Stedward G. New Labour's education policy [Text] // New Labour in Power / Ed. by D. Coates and P. Lawler [Текст] / G. Stedward. - New York, 2000.

4. School Standards and Framework Act 1998 [Electronic Resource]. - URL: http://www. legislation.gov.uk/ukpga/1998/31/contents (дата обращения 16.05.2014).

5. Phillips D. The Trojan Horse: the growth of commercial Sponsorship [Text] / D. Phillips, G. Whannel. - New York, 2013.

6. Tomlinson S. Education in a post-welfare society [Text] / S. Tomlinson. - New York, 2005.

7. Education Act 2002 [Electronic Resource].

- URL: http://www. legislation.gov.uk/ukpga/ 2002/32/contents (дата обращения: 18.03. 2014).

8. Education Act 2005 [Electronic Resource].

- URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga /2005/18/contents (дата обращения: 18.03. 2014).

9. Teaching and Higher Education Act 1998 [Electronic Resource]. - URL: http://www. legislation.gov.uk/ukpga/1998/30/contents (дата обращения: 17.03.2014).

10. Student choices: First timers face the test with tuition fees [Electronic Resource] // The Independent. - URL: http://www.indepen dent.co.uk/arts-entertainment/student-choi

ces-first-timers-face-the-test-with-tuition-fees-1153845.html (дата обращения: 2.04.2014). 11. Seldon A. Blair's Britain: 1997-2007 [Text] / A. Seldon. - Cambridge, 2007.

REFERENCES

1. Leader's speech, Blackpool 1996, British political speech archive. URL: http://www. britishpoliticalspeech.org/speech-archive. htm?speech=202

2. Barber M. Prikazano dobit'sja rezul'tata. Kak byla obespechena realizacija reform v sfere gosudarstvennyh uslug Velikobritanii [It is ordered to achieve result. How the realization of reforms in the sphere of the state services of Great Britain was provided], M., 2011.

3. Stedward G. New Labour's education policy, New Labour in Power, ed. by Coates D. and Lawler P., New York, 2000.

4. School Standards and Framework Act 1998, URL: http://www. legislation.gov.uk/ukpga/ 1998/31/contents

5. Phillips D., Whannel G. The Trojan Horse: the growth of commercial Sponsorship, New York, 2013.

6. Tomlinson S. Education in a post-welfare society, New York, 2005.

7. Education Act 2002, URL: http://www.legis-lation.gov.uk/ukpga/2002/32/contents

8. Education Act 2005,URL: http://www.legis-lation.gov.uk/ukpga/2005/18/contents 39

9. Teaching and Higher Education Act 1998, URL: http://www. legislation.gov.uk/ukpga/ 1998/30/contents

10. Student choices: First timers face the test with tuition fees, The Independent, URL: http://www. independent.co.uk/arts-enter-tainment/student-choices-first-timers-face-the-test-with-tuition-fees-1153845.html.

11. Seldon A. Blair's Britain: 1997-2007, Cambridge, 2007.

Охошин Олег Валерьевич, аспирант кафедры всеобщей истории Российского государственного гуманитарного университета, ohoshin89@gmail.com Ohoshin O.V., Post-graduate Student, World History Department, Russian State University for the Humanities, ohoshin89@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.