ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО РЕФОРМИЗМА «НОВЫХ ЛЕЙБОРИСТОВ» ВЕЛИКОБРИТАНИИ В 90-Е ГГ. ХХ В.
Е.В. Давыденко
Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена социальной политике «новых лейбористов» Великобритании в конце ХХ в. Лейбористы, изучив опыт либералов, традиционных лейбористов и консерваторов в социальной политике, разработали другой путь социальных преобразований. В статье рассматриваются основные направления социальной программы «новых лейбористов». Главной целью их политики стало общество, граждане которого получают социальные блага путем собственной деятельности.
Ключевые слова: программа «новых лейбористов», Тони Блэр, либералы, традиционные лейбористы, консерваторы, социальная политика.
Социальные изменения, происходящие в той или иной стране, всегда привлекали внимание российских и зарубежных исследователей. При этом наибольший интерес вызывает социальная политика «новых лейбористов» Великобритании, так как она была предложена в качестве выхода из социального кризиса 90-х гг. ХХ в. Для разработки программы социальных преобразований «новыми лейбористами» был рассмотрен опыт либералов, традиционных лейбористов и консерваторов, что привело к переосмыслению роли государства и общества в решении социальных вопросов.
Впервые социальные проблемы были выявлены либерализмом конце XIX - начале XX в. Для их решения была разработана программа по перераспределения бюджетных средств. Социальные реформы, проводимые английскими либералами, положили начало формированию системы обеспечения граждан.
В начале ХХ в. окончательно оформилась традиционная идеология лейборизма, определившая принцип социальной справедливости, равенство возможностей, опоры на профсоюзы. Для социальной модели традиционных лейбористов отличительной была определяющая роль государства, целью которого было обеспечение всех граждан «от колыбели до могилы» путем раздачи различных пособий и социальных выплат, создание «государства всеобщего благосостояния». Реализация этой модели социальной политики обеспечивала определенную защищенность людей. Однако, как результат, это привело к спаду активности граждан и росту финансовых отчислений на социальную сферу (1). Наблюдался рост затрат государства на социальную
поддержку граждан. То есть население стало полностью рассчитывать на государство.
Консерваторы, возглавлявшие государство с 70-х по 90-е гг. XX в., проводили в жизнь свой вариант решения социального вопроса. Они выступали за использование средств на поддержку лишь самых нетрудоспособных граждан и тех, кто не по своей вине лишен возможности работать. Таких людей обозначили как «социально отверженных». Консерваторы считали, что целью социальной политики является предоставление возможности гражданам страны сделать свою жизнь лучше, рассчитывая на собственные силы, и утвердить их независимость от государства. То есть социальная политика заключалась в снижении государственных расходов на социальные программы, включала курс на приватизацию социального обслуживания, введение в него рыночных элементов. Эта политика привела к усилению неравенства в обществе к 1997 г.
В 90-е гг. XX в. в Лейбористской партии Великобритании появляется течение под названием «новый лейборизм». Его представители предлагали решение социальных задач, основанное на принципе «от государства всеобщего благосостояния - к обществу всеобщего благоденствия». Понятие «общества всеобщего благоденствия» определялось как общество, граждане которого достигают социальных благ не только за счет социальной помощи государства, а, прежде всего, благодаря самостоятельной активной деятельности. Концепция социальной политики «:новых лейбористов» содержала отказ и от раздачи всем равной социальной поддержки, и от сокращения социальных затрат. Предлагалось сосредоточить финансовые усилия лишь на решении наиболее важных социальных задач и устранении «болевых точек» в социальной сфере общества.
Тони Блэр, возглавлявший Лейбористскую партию с 1994 г. (2), находил положительные и отрицательные стороны в деятельности в социальной сфере как у консерваторов, так и у либералов (3). Большое значение «новые лейбористы» придавали закону 1908 г. «О регулировании труда в шахтах» для трудящихся, занятых на подземных работах (4). Данный закон стал одним из завоеваний английского пролетариата в начале XX в. Согласно этому закону «...рабочий не должен был работать в шахте... более восьми часов непрерывно, включая и время спуска в шахту и выхода из нее». В законе предусматривается возможность сверхурочных, но не более 60 дней в году. Английские историки положительно оценивают этот закон, так как тем самым было положено начало последующим преобразованиям в социальной сфере. Закон о регулировании труда в шахтах был ориентирован на улучшение условий работы и жизни рабочих. Эта точка зрения прослеживается в трудах английских историков Д. Рида, Дж. Эдвардса, X. Эми (5).
«Новые лейбористы» рассмотрели законодательство либералов по решению социальных проблем рабочих. Как следствие, они предприняли меры по улучшению условий жизни рабочих: был введен минимальный уровень
заработной платы, был снижен обязательный трудовой стаж, увеличились штрафные санкции для работодателей и т.д. (6).
Лидер лейбористской партии Т. Блэр отводил особое место в социальном законодательстве либерального кабинета «Закону о пенсиях по старости» от 1 августа 1908 г. Этот закон, несмотря на недоработку, стал одним из первых документов по регламентации выплат пенсий по старости. Т. Блэр подчеркивал этот факт при анализе деятельности либералов в социальной сфере (7). На тот момент времени пенсии пожилым людям выдавались в Новой Зеландии и в 2 провинциях Австралийского Союза. При консерваторах в Англии пенсиями занимался специальный комитет. Этот закон широко афишировался либеральным правительством.
В социальной политике «нового лейборизма» важное место занимала выплата государственных пособий в системе социального страхования. В этом направлении ими была рассмотрена соответствующая практика либерального правительства в связи с тем, что либералы предприняли первые шаги по созданию системы социального страхования. В декабре 1911 г. был принят «Закон о государственном социальном страховании». В Англии данный закон шел значительно дальше соответствующего законодательства в других странах. Закон состоял из двух частей - государственное страхование по болезни и страхование по безработице. Государственному страхованию по болезни подлежали лица от 16 лет, вне зависимости от того, работают ли они в данное время по найму или нет (8). Этот закон впервые предусматривал пособия по безработице, до его появления в стране выплачивались только пособия по бедности.
Становление программы социальной политики консерваторов можно отнести к периоду 2-й половины XIX в. Затем социальная политика консерваторов приспосабливалась к новым историческим условиям. Принципиально другой в отличие от прошлых правительств была деятельность консервативных кабинетов в отношении функций государства: ограничение государственного регулирования, отказ от контроля над ценами и заработной платой. Иначе говоря, была активизация рыночных механизмов стимулирования деловой активности. Г осударственное участие в экономике стало проводиться через налоговые поступления в бюджет (9).
Консерваторы считали, что окончательной целью социальной политики является предоставление возможности гражданам страны сделать свою жизнь лучше, опираясь на собственные силы, и утвердить их независимость от государства. Это означало снижение государственных расходов на социальные программы, курс на приватизацию социального обслуживания, введение в него рыночных элементов. Кроме того, предполагалось, что государство должно прекратить заботиться о тех группах населения, которые не могут обеспечить себя сами: хронически больных, недееспособных, инвалидах, пожилых, семьях с невысоким доходом (10).
Отдельные стороны социальной политики консерваторов изучены в работе Д. Каванаха (11). Автор рассмотрел реформы, проводимые в социаль-
ной сфере. Сущность социальной политики консервативной партии можно увидеть в понимании ею вопросов бедности и социального неравенства. Консерваторы считали социальное неравенство благом, задатком экономической эффективности, поскольку оно представляло собой стимул к труду. Общество, по мнению консерваторов, не должно брать на себя весь комплекс обязательств перед бедными; достаточно создать точечную систему социального страхования и проводить частичную поддержку (12). Эта идея возымела свое практическое воплощение, и, как следствие, социальное неравенство в Великобритании с конца 1970-х гг. получило новый импульс в развитии.
Усиление социального неравенства оказало влияние на темпы экономического подъема страны, спровоцировало маргинализацию широких слоев населения. Государству пришлось преумножать затраты на борьбу с преступностью и выплату социальных пособий. При этом особое внимание консерваторы уделяли системе образования населения, социального страхования и здравоохранения. Системы образования и здравоохранения, оставаясь в ведении государства, были открыты и для частного сектора. Наблюдался рост дифференциации по характеру и качеству услуг для разных категорий населения с разным доходом.
«Новые лейбористы», изучив развитие британского общества в социальной сфере, провозгласили движение к более справедливому общественному устройству. Эта мысль не означала отказа от ценностей и основ консерватизма и традиционного лейборизма, она только увязывала их с принципами коллективизма, отклоняя государственный социализм и всеобщее огосударствление, при этом не опровергалось государственное вмешательство в экономическую и социальную сферу жизни страны.
Главным в данной идее являлся принцип коммунитаризма. Это означает развитие форм участия населения в решении различных социальных, экономических и политических проблем. Целью «новых лейбористов» был возврат «социально отверженных» граждан к самостоятельной экономической жизни. Эта идея была заимствована «новыми лейбористами» из социальной политики консерваторов (тори), которые, в свою очередь, предлагали решать социальные проблемы общества через оказание помощи лишь «социально отверженным». «Новые лейбористы» видели главную задачу своей социальной политики в создании «общества всеобщего благоденствия» посредством инвестирования главных четырех направлений этой социальной политики.
Первое направление - обеспечение занятости населения и борьба с безработицей. Безработица является характерной чертой рыночной экономики. При рассмотрении безработицы как экономического явления она представляет собой не зависящее от воли работника приостановление трудовой деятельности на длительный срок из-за невозможности устройства на работу, в большинстве случаев вследствие расторжения соглашения между лицом на-
емного труда и нанимателем. Лейбористы, приступив к созданию нового «государства благосостояния», вынуждены были признавать, что государство, скорее, лишает равных возможностей миллионы безработных и бедных, чем наделяет ими. Для изменения в сторону «государства благосостояния» необходимо, как отмечали лейбористы, дать возможность работать тем, кто ищет работу; оплачивать любую работу (13). Для этого правительство «новых лейбористов» проводило практику «побуждения к работе» через значительное сокращение пособий по безработице.
Для того чтобы прийти к обеспечению полной занятости населения, лейбористское правительство предложило следующие основные действия:
- переход от политики раздачи пособий к политике обеспечения полной занятости;
- обеспечение финансовой стабильности при таком переходе;
- обеспечение оплаты любой работы, при использовании введенного ранее минимального размера заработной платы;
- поощрение продвижения по службе вследствие постоянного обучения.
Важным в политике правительства относительно безработицы стали
меры по сокращению количества семей с детьми, где оба супруга безработные.
Второе направление - поддержка семьи и детства. «Новые лейбористы» считали крепкую семью с должным материальным достатком одним из главных гарантов социальной стабильности. Для поддержания семьи предоставлялись налоговые льготы для работающих семей, дополнительные льготы на детей, существенно расширялась сеть яслей и детских садов (14). Для маленьких детей, живущих в наиболее бедных районах страны, была разработана специализированная программа «Уверенный старт» («Sure Start»), которая предполагала посещение бедных семей с маленькими детьми врачами и педагогами, создание яслей, мобильных игровых автобусов, предоставление родителям информации по вопросам воспитания и ряд иных мер. Были повышены субсидии одиноким родителям и людям пенсионного возраста, в том числе субсидии, которые предоставлялись для улучшения качества жилья. Известно, что в 1997 г. в Великобритании был 1 млн одиноких родителей, воспитывающих 2 млн детей на пособие. Только в 1998 г. было потрачено 200 млн фунтов на создание программы, которая позволяет обеспечить обучение и предоставление рабочих мест этой категории населения.
Если младшему ребенку было меньше 16 лет, родителей приглашали на собеседования по оказанию помощи в поиске работы, которая бы удовлетворяла всем требованиям и условиям родителя. Были увеличены детские пособия, выплачиваемые еженедельно: на первого ребенка пособия возросли с 11,45 до 15 фунтов, а на второго - с 9 до 10 фунтов. Для наиболее нуждающихся из них были предоставлены льготные кредиты. Количество начальных классов для детей от 5 до 7 лет, в которых учились больше 30 человек, снизилось вдвое.
Третье направление - развитие здравоохранения, сферы медицинского обслуживания. Каждое демократическое общество решает вопрос повышения эффективности системы здравоохранения страны, совершенствования его структуры. Задачей системы здравоохранения является оказание населению доступной, высококачественной помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Лейбористы выстроили собственную программу на контрасте с тори, которые сократили государственное инвестирование в Национальную службу здравоохранения (НСЗ) и тем самым принудили население платить за медицинские услуги. Лейбористы говорили, что консерваторы пытались приватизировать НСЗ. Эта служба базируется на принципе предоставления медицинских услуг для каждого человека. Все налогоплательщики, работники, работодатели должны были инвестировать средства так, чтобы те члены общества, которым медицинская помощь не требуется, помогли оплатить ее тем, кто в ней нуждается. В основном лечение предоставляется безвозмездно, хотя некоторые услуги оплачиваются. Финансовые поступления в НСЗ осуществляются работающими гражданами и их работодателями.
Лейбористы основным считали обеспечение разнообразного обслуживания и возможности выбора через повышение требований стандартов здравоохранения и социальной защиты посредством помощи независимых инспекций. Они должны были публиковать результаты своих проверок. Помимо этого обеспечение осуществлялось через предоставление пациентам права выбора где, когда и каким образом получать необходимое лечение и право оплачивать это лечение по факту исходя из результатов. Реформирование системы оплаты персонала НСЗ представляет собой отказ от фиксированной оплаты труда.
Одними из основных целей в области здравоохранения считались:
1) сокращение количества граждан, ожидающих лечения, на 100 тыс. чел.;
2) сокращение числа смертных случаев от рака, сердечных болезней и психических расстройств;
3) улучшение жизни и здоровья для детей (15).
Стратегия предлагала проведение общей совместной деятельности правительства, комитетов по здравоохранению и обычных граждан. Правительство «новых лейбористов» выступало за ликвидацию причин плохого здоровья нации, таких как бедность, безработица, неудовлетворительные жилищные условия. Такие программы, как «Уверенный старт», «Благосостояние за труд» и др., были ориентированы на улучшение здоровья нации. Кроме этого, разрабатывались стратегии по устранению других проблем (наркомания, алкоголизм, качество пищи и т.д.).
Четвертое направление - создание доступных и равных условий для получения образовательных услуг, поддержка образования. Лейбористы считали, что в век глобализации только образование может помочь человеку обеспечить себя работой, исключительно через образование появляется воз-
можность вырваться из замкнутого круга социального обеспечения, исключительно решение проблемы качественного образования приведет к решению проблем низкой производительности труда и долговременного, хронического отсутствия работы и т.п. Лейбористы предполагали при помощи реформы изменить британцев и создать нацию с лучшим образованием в Европе.
Реформа высшего образования является одной из самых противоречивых общественных преобразований. Правительство Т. Блэра предложило переход от принципа «бесплатного наставничества» («free tuition») к введению «наставнической платы» в сумме 1 тыс. фунтов для всех учащихся вузов, поступающих в вузы. Эта мера определила новую направленность перехода к системе смешанной оплаты, в соответствии с которой граждане, компании и государство совместно платят за обучение специалиста.
Одна из целей «:новых лейбористов» в образовании представляет собой организацию обучения в течение всей жизни. Они говорили, что обучение не может завершаться окончанием среднего учебного заведения и вуза. Лейбористы считали, что обучение может длиться на протяжении всей жизни, что достигается посредством переподготовки, повышения квалификации и т.д.
Обучение финансировалось на протяжении всей жизни обучающегося за счет индивидуальных образовательных счетов. Каждый гражданин, имея такой счет, имел возможность на протяжении всей своей трудовой деятельности вкладывать деньги на последующую переподготовку или повышение квалификации.
Направление Т. Блэра на массовую дипломизацию страны объясняется следующим образом: чтобы быть конкурентоспособной в реалиях сегодняшней мировой экономики, страна должна иметь на вооружении хорошо обученную армию высококлассных специалистов. То есть, согласно этому направлению, университетскую корочку должен был бы получить каждый второй выпускник средней школы. Взяв курс на существенное расширение студенческой скамьи, британское правительство столкнулось с вопросом нехватки денежных средств. Т. Блэр считал, что необходимо обучать будущих высокооплачиваемых специалистов не за счет скромно зарабатывающего британского работяги, который сам университетов не кончал, а платить должен сам будущий высокооплачиваемый специалист. И Блэр обложил оброком обучение в вузах, положив конец бесплатному высшему образованию в Британии (16).
На государство возлагалась деятельность только по основным направлениям социальной политики с целью обеспечения самых бедных, а общество должно было разрешать все остальные социальные трудности путем стимулирования активности населения страны. В результате деятельности лейбористского правительства страна избежала экономического кризиса. В Британии были зафиксирован самый низкий за 30 лет уровень инфляции и са-
мый низкий за 16 лет процент безработных. Был виден прогресс в сферах здравоохранения и образования, уровень безработицы значительно снизился. Все больше людей поступают в вузы, качество медицинского обслуживания населения улучшилось. Несмотря на это, расходы на государственную службу, здравоохранение, пенсии и массовое образование сократились, а страна стала постепенно выбираться из трясины острого социальноэкономического кризиса. Правда, это не помогло лейбористам сохранить власть, и в 2010 г. они уступили ее британским консерваторам. Однако это ничуть не умаляет той роли, которую «новые лейбористы» сыграли на самом ответственном этапе новейшей истории Великобритании.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Labour Party. Statement of Democratic Socialist Aims and Values. - London, 1988; Labour Party. Meet the Challenge, Make the Change. - London, 1989; Labour Party. Opportunity Britain. - London, 1991; Labour Party. Labour's Aims and Values. - London, 1995.
(2) Blackburn R. Reflections on Blair's Velvet Revolution // New Left Review. - London, 1997. - № 223. - P. 3-16; Ronsley A. Servants of the People. The Inside Story of New Labour. - London, 2001; Budge I., Crewe I., McKay D., Newton K. The New British Politics. Addison Westly. - London, 1998.
(3) Blair T. Speech at the Labour Party Conference. - Blackpool, 1998.
(4) Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. - М., 1989. - С. 141.
(5) Edwards J.H. The Life of David Lloyd George. - Vol. IV; Emy H.V. Liberals Radicals and Social Politics 1892-1914. - Cambridge, 1973; Read D. Edwardian England 19011915. Society and Politics. - London, 1972.
(6) Because Britain Deserves Better: New Labour's Election Manifesto, May 1997. - L., 1997. - P. 141-142.
(7) Blair T. New Britain. My Vision of a Young Country. - London, 1996.
(8) Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. - М., 1989. - С. 150-154.
(9) Матвеев В.М. Великобритания: итоги политики консерваторов. - М., 1986. - С. 23; Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. - М., 1996. - С. 181-183; Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. - М., 1992. - С. 56.
(10) Conservative care in action: Social security policy // Politics today. - London, 1990. - № 11. - P. 282.
(11) Kavanah D. Thatcherism and British Politics: The End of Consensus? - Oxford, 1987.
(12) Балацкая Е. Монетарные программы и безработица // МЭиМО. - 1995. - № 1.
(13) The Chancellor's 1997 Budget Speech // http://www. hm-treasury.gov.uk.
(14) Ambitions for Britain. Labour's Manifesto 2001, April 2001, Labour Party. - London, 2001. - P. 25.
(15) Stuart White. New Labour: The Progressive Future? - New York, 2000. - P. 47-62.
(16) Дмитриева О. Тони Блэр и его университеты // http://www.rg.ru/2004/01/27/blair. html.
THE POLICY OF SOCIAL REFORMISM OF NEW LABOUR OF THE GREAT BRITAIN IN THE 90th OF 20 CENTURY
E.V. Davidenko
World History Chair Peoples’ Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198
This article explores the social policies of New Labour the Great Britain at the end of the 20th century. The Labour Party reviewed the experience of Liberals, Traditional Labour and Conservatives social policy and developed the way of social transformations for a society whose citizens receive social benefits through their work.
Key words: the New Labour’s program, Tony Blair, Liberals, Traditional Labour, Conservatives, Social policy.