РАЗРАБОТКА «НОВЫМИ ЛЕЙБОРИСТАМИ» ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ (90-Е ГГ. XX В.)
Е.В. Давыденко
Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена формированию программы социальной политики «новых лейбористов» Великобритании в конце XX в. в сравнении с опытом либералов, традиционных лейбористов и консерваторов. В статье говорится о премьер-министре (Т. Блэре), который являлся идеологом данной социальной политики.
Ключевые слова: программа «новых лейбористов», Т. Блэр, либералы, консерваторы, социальная политика.
Социальная политика как деятельность государства и общества по регулированию социальной сферы и социальных отношений, как совокупность мер по обеспечению жизненно важных потребностей населения всегда привлекала исследователей. В настоящее время наблюдается всплеск интереса к концепциям и моделям социальной политики, способным обеспечить людям достойную жизнь. Особый интерес вызывает британская модель социальной политики «новых лейбористов», вобравшая в себя опыт либералов, консерваторов, традиционных лейбористов.
Социальная политика Великобритании формировалась на протяжении длительного времени. Впервые социальные проблемы общества выявил английский либерализм в конце XIX — начале XX в. и предложил программу их решения за счет перераспределения бюджетных средств. Это был первый вариант решения социального вопроса. Социальные реформы, проводимые английскими либералами, положили начало формированию системы обеспечения граждан и основ социальной политики Англии.
Традиционный лейборизм, оформлявшийся в начале XX в., обозначил принципы социальной справедливости, равенство возможностей, опоры на профсоюзы.
Для социальной модели традиционных лейбористов была характерна определяющая роль государства, ставившего своей целью обеспечить всех граждан «от колыбели до могилы» путем раздачи многочисленных пособий и социальных выплат, провозгласившего итоговой целью создание «государства всеобщего благосостояния». Реализация социальной модели традиционных лейбористов обеспечивала определенную защищенность людей. Но вместе с тем она привела к спаду гражданской активности в обществе и крупным финансовым отчислениям на социальную сферу. Происходил рост государственных затрат на социальные программы в противовес экономике. Это привело к тому, что население, утратив чувство личной инициативы и ответственности, стало полностью рассчитывать на государство.
В 70—90-е гг. XX в. английский консерватизм проводил в жизнь свой — второй вариант решения социального вопроса. Он предполагал использование накопленных средств на поддержку только самых нетрудоспособных граждан и тех, кто на по своей вине лишен возможности работать; их обозначили как «социально отверженных».
Консерваторы полагали, что конечная цель социальной политики — дать возможность гражданам страны сделать свою жизнь лучше, опираясь на собственные силы, и утвердить их независимость от государства.
То есть социальная политика заключалась в снижении государственных расходов на социальные программы, включала курс на широкую приватизацию социального обслуживания, введение в него элементов рынка. Эта политика привела к усилению неравенства в обществе.
В 90-е гг. XX в. в Лейбористской партии Великобритании (ЛПВ) возникает течение, названное «новым лейборизмом». Ее представители выступили за третий вариант (после вариантов либералов, традиционных лейбористов и консерваторов), или «третий путь», решения социальных задач, основанный на принципе «от государства всеобщего благосостояния — к обществу всеобщего благоденствия».
Понятие «общества всеобщего благоденствия» определялось как общество, граждане которого достигают социальных благ не только за счет распределительной деятельности государства в социальной сфере, а, прежде всего, путем самостоятельной активной деятельности.
Идея «третьего пути» не означала отказа от ценностей и принципов неоконсерватизма и традиционного лейборизма, она лишь увязывала их с принципами коллективизма, отвергая государственный социализм и тотальное огосударствление, и в то же время не отрицала государственного вмешательства в экономику и социальную роль государства.
«Новые лейбористы» давали характеристику «третьего пути» как особого способа социального развития, предусматривавшего разграничение функций государства и общества в решении социального вопроса: на государство возлагалась деятельность только по основным направлениям социальной политики с целью обеспечения самых бедных, а общество должно было решать все остальные социальные проблемы путем стимулирования активности граждан.
Главным в идее «третьего пути» является принцип коммунитаризма. По мнению Тони Блэра, основной ценностью коммунитаризма является развитие различных форм участия населения в решении социальных, экономических и политических проблем общества. Эта идея нашла свое выражение в теории «общества соучастия» (stakeholders society), основанного на различных формах взаимодействия всех его основных слагаемых снизу доверху.
В создании новой модели социальной политики лейбористов большую роль сыграл так называемый субъективный фактор. Речь идет о деятельности Т. Блэра, который, изучив и проанализировав существовавшие модели социальной политики, определил основные задачи в социальной сфере, стоящие перед английским обществом.
Хотя в студенческие годы Т. Блэр увлекался политикой левого толка, он никогда не работал в общественных организациях или профсоюзах. По мнению его официального биографа Дж. Сопела, именно отсутствие какой-либо принадлежности к лейбористской партии помогло Тони Блэру объективно проанализировать ситуацию в ней, ее идеологическую базу, провести модернизацию и подготовить новую социальную программу (1). В период обучения в университете Тони Блэр особенно увлекался трудовым правом, анализировал современную ему ситуацию в сфере занятости и пришел к выводу о необходимости проведения в ней изменений.
Тони Блэр рассматривал социальную политику консерваторов, их деятельность по социальному вопросу и итоги этой деятельности. Главное различие в политике лейбористов и консерваторов он видел в том, что лейбористы считают государственное вмешательство неизбежным, но одновременно признают ограниченные возможности рынка.
В 1989—1991 гг. Т. Блэр пересмотрел концепцию полной занятости, что во многом предопределило его интерес к решению не только проблем безработицы, но и других социальных вопросов (2).
В начале 1996 г. Тони Блэр посвящает одно из своих выступлений идее «общества соучастия». В отличие от разработчиков идеи «общества соучастия» (У. Хаттон), Т. Блэр в своем выступлении интерпретирует эту идею в контексте решения проблем социального государства и «государства благосостояния». Главная мысль концепции «обществ соучастия» в социальной политике — сочетание государственного обеспечения и того, которое индивид, семья и комьюнити могут обеспечить путем взаимного сотрудничества. Тони Блэр придерживался концепции смешанной системы социальных услуг и не выступал за возвращение к монополии государства в данной области (3).
В процессе подготовки новой программы социальной политики лейбористы выдвинули тезис о необходимости укреплять гражданскую солидарность и взаимопомощь; они настаивали на возрождении традиции благотворительности, подчеркивали взаимообусловленность прав и обязанностей граждан. В своей речи после победы на выборах Т. Блэр заявил: «Основа современного гражданского общества — это этика взаимной ответственности или долга. Это значит, что ничего не дается даром. Это общество, где мы играем по правилам. Вы получаете только в том случае, если вы даете. Это и есть общественный договор» (4).
Большое внимание «новые лейбористы» уделяли закону 1908 г. «О регулировании труда в шахтах» для рабочих, занятых на подземных работах (5). Данный закон явился одним из завоеваний английского пролетариата в начале XX в. В соответствии с этим законом «...рабочий не должен был работать в шахте... более восьми часов непрерывно, включая и время спуска в шахту и выхода из нее». Закон допускал сверхурочные, но не свыше 60 дней в году. Этот закон положил начало последующим преобразованиям социальной сферы. Закон о регулировании труда в шахтах был направлен на улучшение условий работы и жизни рабочих.
«Новыми лейбористами» было изучено законодательство либералов по социальным проблемам рабочих: был введен минимальный уровень заработной пла-
ты, снизился обязательный трудовой стаж, увеличились штрафные санкции для работодателей и т.д. (6).
Особое место, по мнению лидера лейбористской партии Тони Блэра, в социальном законодательстве либерального правительства занимал «Закон о пенсиях по старости» 1 августа 1908 г. Этот закон, несмотря на недостаточную проработку, стал одним из первых документов, регламентировавших выплату пенсий по старости. Данный факт подчеркивается в работах Тони Блэра при анализе им социальной политики либералов (7).
Пенсии престарелым людям выдавались в то время в Новой Зеландии и в двух провинциях Австралийского Союза. В Англии при правительстве консерваторов пенсиями занимался специальный комитет. Этот закон широко рекламировался либеральным правительством.
Английский историк Дж. Эдварде писал о том, что эти пенсии придется получать только мертвым, так как, помимо установления высокого пенсионного возраста (70 лет), до которого немногие рабочие в то время доживали, закон устанавливал и ряд других ограничений: пенсии отменялись или сокращались, если данное лицо имело какой-либо другой доход, или даже не имело, но могло иметь, или получало иной вид пособия или помощи. Ежегодный доход не должен был превышать 31 фунт стерлингов 10 шиллингов (8).
Лица, приговоренные к тюремному заключению, лишались права на пенсию на последующие десять лет после выхода из тюрьмы. Для получения пенсии по старости лица должны были предоставить пенсионному учреждению удовлетворительные сведения о том, что, по меньшей мере, в течение 20 лет до получения пенсии они являлись британскими подданными и проживали в Соединенном Королевстве.
«Новые лейбористы», критикуя пенсионные реформы либералов начала XX в., в целом одобрительно относились к этим реформам. Они считали необходимым выплату пенсий как обязательного элемента социальной политики. Отличало «новых лейбористов» от либералов требование постоянного увеличения расходов на эту статью.
В социальной политике «нового лейборизма» важное место занимала выплата государственных пособий в системе социального страхования. В этой связи ими была изучена соответствующая практика либерального кабинета, так как либералами были предприняты первые шаги по созданию системы социального страхования. В декабре 1911 г. был принят «Закон о государственном социальном страховании» (9). В Англии этот закон шел значительно дальше соответствовавшего законодательства в других странах. Закон состоял из двух частей — государственное страхование по болезни и страхование по безработице. Государственному страхованию по болезни подлежали лица от 16 лет, вне зависимости от того, работают ли они в данный момент по найму или нет (10).
Данный закон впервые предусматривал пособия по безработице. До появления этого закона в стране выплачивались лишь пособия по бедности. Они были введены еще специальным законом в XVI в. при королеве Елизавете I. Этот закон затем был дополнен в 1843 г. (11).
Согласно закону 1911 г. каждый наемный рабочий, потерявший работу, получал право на пособие по безработице, выплачиваемое еженедельно (12). Причем пособие должно было выплачиваться до тех пор, пока данное лицо не утрачивало право на получение пособия.
Страховой фонд для выплаты пособий по безработице создавался частично из взносов рабочих, взносов работодателей и из средств, субсидируемых парламентом. Парламент ежегодно ассигновал сумму, равную одной трети от совокупности суммы взносов работодателей и рабочих за тот же год. Рабочий, потерявший работу в результате трудового конфликта, терял право получение пособия по безработице на время данного трудового конфликта (13).
Отвергая дерегулирование и уравнивание, предлагаемое традиционными лейбористами, «новые» лейбористы разработали способы комплексного инвестирования во всех основных сферах социальных услуг — образовании, здравоохранении, социальном страховании, политики занятости и переподготовки рабочей силы (14). В этом заключалась одна из новаций «новых» лейбористов в социальной политике.
«Новые лейбористы» использовали опыт либералов в отношении финансирования определенных статей бюджета за счет повышения косвенных налогов на табак, спиртные напитки, почтовые марки, что было ударом по широким слоям населения; увеличения налогов на крупные состояния, земельную собственность (в том числе на необработанные земли) и наследство, что вызвало возмущение английской аристократии.
Эти действия либералов позволили впоследствии «новым лейбористам» сформулировать первый вариант социальной политики в Англии, который заключался в выделении бюджетных средств на проведение реформ в социальной сфере за счет перераспределения и повышения налогов. Большое значение для социальных реформ видели в рациональном расходовании государственных средств. «Новые лейбористы» восприняли этот опыт. Это было выражено в принципе «облагай налогом и трать» (tax-and-spend).
Т. Блэр включал в идею «третьего пути» не только социально-экономическую сферу, но и проблемы развития политической демократии, «политический центризм», весь комплекс конституционных реформ. Идея «третьего пути» представляет собой систему органически связанных между собой направлений деятельности. Ее определяющим фактором является установление более тесных связей между государством и обществом (15).
Подготовкой этой программы занимались две группы, два «мозговых центра» в лейбористской партии — «Нексус» («Nexus») и «Демос» («Demos»).
Позиция группы «Нексус» заключалась в рассмотрении социальной политики сквозь призму экономики, в установлении связи между процессами глобализации экономики и социальными проблемами общества и способами их решения. Сторонники этой концепции (Э. Гидденс, Ф. Ванденбрук и др.) считали, что государство не должно влиять на экономические события и проводить внутри страны социальную политику, нацеленную на достижение всеобщей социальной справедливости, как это делали традиционные лейбористы.
Руководителем этой группы стал Энтони Гидденс, консультант Тони Блэра, директор Лондонской школы экономики, один из разработчиков «третьего пути».
Программа социальных преобразований «новых лейбористов» базировалась на социальной философии Э. Гидденса. Современность (Modernity) как социальная система возникла вместе с национальным государством и индустриальным обществом с присущим ему капиталистическим производством, считал Э. Гидденс. Согласно его теории, современность не сменяется новой стадией (постсовременностью — postmodernity), а находится на этапе своего интенсивного развития, которое сопровождается рисками глобального характера. К ним относится: растущая социализация жизни, изменение системы ценностей, их переориентация с материальных объектов на нематериальные, процессы глобализации как таковые.
Власть не ограничена политической сферой, она присуща всем формам социальной жизни, рассуждал Э. Гидденс, в этой связи концентрация власти в одном центре может привести к неподконтрольности всего общества. Данный тезис Э. Гидденса обосновывал такую форму государства, при которой субъекты социальной деятельности могут действовать самостоятельно; государство является в этом случае генерирующим органом, а не директивным (16).
Социальные отношения нельзя принимать как нечто раз и навсегда данное и неизменное, они создаются самим человеком, утверждал Э. Гидденс, это ведет к возрастанию неопределенности, но в то же время способствует открытости общества.
По этой причине Э. Гидденс разрабатывает концепцию «позитивного уэлфэ-ризма» (17) и призывает к созданию «государства социальных инвестиций» как механизма социального страхования индивидуального риска. Равенство возможностей (например, в образовании), а не равенство доходов, должно играть ведущую роль, считал Э. Гидденс. Равенство возможностей приведет к снижению неравенства доходов, перераспределение доходов за счет интенсивного налогообложения сокращает налоговую базу и снижает государственные расходы на социальные нужды (18).
Установление равенства важно само по себе, так как неравенство приводит к конфликтам, подрывающим социальную сплоченность (social cohesion), утверждал Э. Гидденс. Он предлагал свое определение равенства («равного достоинства индивидов» — equal worth), используя понятия социальной включенности и ис-ключенности. Равенство рассматривалось им как включенность в общество и высших, и низших слоев общества, а неравенство — как препятствие для достижения социальной гармонии.
Включенность распространялась Э. Гидденсом на все сферы социальной жизни — труд, образование, пенсионное обеспечение, участие в политической жизни и т.д. Кроме того, он предлагал использовать концепцию «радикальной политики» (radical politics) в направлении социальных преобразований. Это означало, что принимаемые решения должны носить комплексный характер: система государственного социального обеспечения, возникшая как «компромисс» по перераспределению доходов «сверху вниз» в обществе, должна быть перестроена с упором на социальные инвестиции.
Подобная точка зрения отражена в работе Н.Н. Милина, где автор акцентирует внимание на нескольких направлениях социальной политики: в сфере занятости, здравоохранения, налоговых льгот в контексте концепции «третьего пути», не предлагая тщательного рассмотрения проблемы социальных преобразований лейбористов. Основная идея социальной политики лейборизма, по мнению
Н.Н. Милина, — финансирование социальных программ и присоединение Великобритании к «Социальной главе» Договора о Европейском Союзе (19).
Вторая группа «Демос» была создана в 1993 г. Мартином Джейксом, бывшим редактором журнала «Марксизм Тудей» («Marxism Today») и лейбористом Джоном Малганом. Эта группа предлагала рассматривать социальную политику через решение ее главной проблемы — «социальной отверженности» («social exclusion»).
Понятие «социальной отверженности» впервые появилось во Франции и первоначально относилось к людям, не охваченным системой социального обеспечения.
Группа «Демос» предложила понимать «социальную отверженность» в более широком смысле, так как «социально отверженные», по ее мнению, не просто бедны, они полностью лишены возможности вести образ жизни среднего класса в общекультурном смысле. Эти люди жили в районах с высоким уровнем безработицы, их дети после окончания школы с легкостью попадали в преступные группировки.
Таким образом, «социальная отверженность» являлась результатом сочетания взаимосвязанных проблем — безработицы, низкой квалификации, низких доходов, плохих жилищных условий, криминогенного окружения, некачественного медицинского обслуживания, проблем в семье и т.п.
«Новые лейбористы» были намерены поощрять одиноких матерей, желающих работать. Эта мера была призвана расширить их социальные возможности.
Группа «Демос» предлагала повысить общий уровень образования работников, так как плохое образование являлось серьезным препятствием к искоренению бедности, принять и ввести в действие новое законодательство, которое бы максимально искоренило преступность, бороться со всеми формами дискриминации, поощрять заинтересованность общества решить проблему возрождения городов (20).
«Новые лейбористы» видели свою цель в возврате граждан, включенных в категорию «социально отверженных», к самостоятельной экономической жизни. Этот аспект был заимствован «новым лейборизмом» из социальной практики неоконсерваторов, которые предлагали решать социальные проблемы общества, помогая только «социально отверженным».
«Социально отверженные» граждане должны стать, по мнению группы «Демос», теми «болевыми точками», на которые было необходимо воздействовать при помощи эффективной программы социальной политики.
Выполнение всех этих действий должно было стать фундаментом для создания в Великобритании «общества всеобщего благоденствия», что являлось главной целью социальной политики «новых» лейбористов.
«Новые» лейбористы также обратились к этой идее, однако определенным образом ее трансформировали. Некоторые исследователи полагают, что они обратились к концепции «государства благосостояния» как гаранту сохранения социального равновесия в стране. Эта точка зрения прослеживается в работе А.Н. Байковой «Великобритания: о специфике социального равновесия на фоне новолейбористской модели власти». По мнению автора этой работы, для поддержания в стране социального равновесия Тони Блэр предложил преобразование идеи «государства благосостояния». Им была выдвинута задача перехода ко второй стадии развития («второму поколению) такого общества, в котором социальный прогресс будет опираться не на бенефиты (государственные пособия), а на средства граждан (21).
Подобное видение этой проблемы прослеживается и у А.А. Громыко. Автор делает вывод о том, что к 1997 г. отчетливо выявились социальные проблемы британского общества, которые требовали оптимального механизма решения, и такой механизм был предложен «новым лейборизмом». Период 1997—2001 гг. был охарактеризован автором как период высокой законодательной активности лейбористского правительства Тони Блэра, которое приступило к осуществлению крупных реформ, в том числе и социальных (22).
К маю 1997 г. была завершена разработка программы социальных реформ лейбористской партии.
Были определены приоритетные направления бюджетной политики в социальной сфере, которые представлены в виде основных статей для государственного финансирования.
Первое направление — обеспечение занятости населения и борьба с безработицей. Безработица, как известно, неотъемлемая черта рыночной экономики. Как экономическое явление безработица — это «не зависящее от воли работника приостановление трудовой деятельности на длительный срок по причине невозможности трудоустройства, как правило, вследствие расторжения соглашения между лицом наемного труда и нанимателем» (23).
Причины безработицы разнообразны.
1. Структурные сдвиги в экономике (внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы).
2. Экономический спад или депрессия.
3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработанной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.
4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.
5. Изменения в демографической структуре населения, в частности, рост численности населения.
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы: фрикционная безработица — связана с перемещением людей с одной работы на другую; структурная безработица — связана с изменениями в технологиях; сезонная безработица — связана с неодинаковыми объемами производства,
выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени; циклическая безработица — связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся; скрытая безработица, суть которой состоит в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (24).
Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны.
1. Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть созданы, если бы человек работал.
2. Снижаются налоговые поступления.
3. Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице значительно меньше, чем заработанная плата.
4. Ухудшается психологическое состояние безработного.
В этой связи одной из функций государства становится борьба с безработицей и регулирование занятости. Занятость означает «участие в трудовой деятельности» (25).
Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной. Следовательно «полная занятость» определяется как занятость, составляя-ющая мене 100% рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен уровням фрикционной и структурной безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы.
Из всего комплекса социальных проблем, требовавших своего разрешения, для лейбористов наиболее приоритетной являлась борьба с безработицей. За несколько дней до выборов Тони Блэр в интервью еженедельнику «The Observer» назвал безработицу главной причиной социального неравенства. По мнению Тони Блэра, снизить уровень неравенства возможно путем улучшения качества и доступности образования и повышения квалификации рабочей силы. Премьер-министр называл «справедливым» то общество, где существуют «равные возможности» и где нет места крупномасштабному перераспределению доходов (26).
Лейбористы, приступив к созданию нового «государства благосостояния», вынуждены были признавать, что пока государство скорее лишает миллионы безработных и бедных равных возможностей, чем наделяет ими. Для реформирования «государства благосостояния» необходимо, отмечали лейбористы, предоставить возможность работать тем, кто ищет работу; оплачивать любую работу.
Во время пребывания у власти «новыми лейбористами» были внесены корректировки в отношении сферы занятости — это предоставление возможности работы для всех социальных групп. В соответствии с этим правительство предполагало, что к концу 2010 г. процент работающих граждан будет гораздо выше, чем в предыдущие годы.
Программа «Новый контракт» для одиноких родителей была расширена и включала помощь при устройстве на работу, обучении, дополнительную субсидию на детей. Для того чтобы как можно больше одиноких родителей были в курсе этой программы, с апреля 2002 г. по всей стране проводились специальные информационные разъяснения.
Для обеспечения полной занятости лейбористским правительством были предложены следующие ключевые действия:
— переход от политики раздачи пособий к политике обеспечения полной занятости;
— обеспечение финансовой стабильности при таком переходе;
— обеспечение оплаты любой работы, используя введенный ранее минимум заработной платы;
— поощрение продвижения по службе за счет непрерывного обучения.
Важной частью политики правительства относительно безработицы стали
меры по сокращению количества семей с детьми, где оба супруга безработные.
Второе приоритетное направление социальной политики ЛПВ — поддержка семьи и детства. Вся программа Лейбористской партии Великобритании по социальному реформированию имела своей целью обеспечение социальной справедливости и стабильности британского общества.
Тони Блэр в своей работе «Новая Британия: мое видение молодой страны», рассматривая социальную деятельность традиционных лейбористов, пишет о необходимости постоянного расширения заботы о детях как одной из «социально уязвимых» категорий современной Великобритании, что впоследствии получит свое выражение в социальной политике «новых лейбористов» (27).
«Новые лейбористы» считали крепкую семью, с должным материальным достатком, одним из важных гарантов социальной стабильности.
Третье приоритетное направление новой социальной программы лейбористов — развитие здравоохранения, сферы медицинского обслуживания.
Каждое демократическое общество предпринимает попытки повышения эффективности системы здравоохранения страны, совершенствования его структуры. Любая система здравоохранения имеет цель, которую можно сформулировать как оказание населению доступной, качественной помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Современная социальная медицина выделяет три типа систем здравоохранения: государственную, страховую и частную. Основным принципом построения любой системы здравоохранения является сохранение равновесия трех главных составляющих: населения — потенциального потребителя медицинской помощи, медицинских учреждений и плательщиков за оказанную медицинскую помощь.
Великобритания накопила к приходу «новых лейбористов» к власти большой опыт. У. Беверидж разработал еще в годы Второй мировой войны программу послевоенной социальной реконструкции. «Отчет Бевериджа 1942 года» лег в основу создания будущей Национальной Службы Здравоохранения, поставив здравоохранение в структуру социальной политики. В 1948 г. правительство лейбори-
стов учредило, по существу, всеобъемлющую, всеобщую, бесплатную службу здравоохранения.
Правительство консерваторов во главе с М. Тэтчер провозгласила новую концепцию развития здравоохранения — концепцию «внутреннего рынка».
Разработчики новой социальной программы лейбористской партии, хотя и критически относились к опыту консерваторов в этой области, теме не менее, несмотря на новую фразеологию (вместо «внутреннего рынка» они стали использовать термин «сотрудничество», вместо фондодержателей считалось необходимым образовать группы первичной помощи и т.п.), многое восприняли из этого опыта. Принципиально новое (точнее, возвращение забытого старого) лейбористского плана в здравоохранении — усиление роли государства.
Четвертое приоритетное направление, обозначенное новой социальной программой лейбористов — создание доступных и равных условий для получения образовательных услуг, поддержка образования.
Образование — автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование — это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения образования.
Можно утверждать, что политика направленная на борьбу с безработицей и бедностью, на улучшение здоровья общества, укрепление прав человека и т.п. не даст эффекта без соответствующей стратегии в области образования.
Образование занимало центральное место в концепции «третьего пути» британских лейбористов. Они полагали, что в век глобализации только образование поможет личности найти источники своего дохода и обеспечить себя достойной работой, только через образование возможно вырваться из замкнутого круга социального обеспечения, созданного британским «государством благосостояния», и только решение проблемы качественного образования приведет к решению проблем низкой производительности труда и долговременной, хронической безработицы и т.п.
Они считали, что обучение не должно завершаться окончанием школы и университета. Лейбористы полагали, что обучение может продолжаться на протяжении всей жизни путем переподготовки, повышения квалификации и т.п.
Именно в образовательной сфере, по мнению лейбористского руководства, консерваторы потерпели главное фиаско. Лейбористы обещали с помощью реформы превратить британцев в нацию с лучшим образованием в Европе.
Таким образом, концепция социальной политики «новых лейбористов» содержала отказ и от раздачи всем равномерной социальной помощи, и от сокращения социальных расходов; предлагалось сосредоточить финансовые усилия только на решении важнейших социальных проблем и устранении «болевых точек» в социальной сфере общества.
Модель социальной политики «новых лейбористов» была представлена в виде своеобразного «квадрата». Ежегодно из государственного бюджета выделялись средства на данные приоритетные направления.
«Новые лейбористы», руководствуясь этой концепцией, разработали новую социальную программу и, убедив избирателей в ее будущей эффективности, получили большинство в Палате общин (419 мест) на всеобщих парламентских выборах 1997 г.
Сами «новые лейбористы» видели главный итог своей социальной деятельности в исследуемые годы в создании «общества всеобщего благоденствия» при помощи инвестирования основных направлений социальной политики с целью устранения так называемой «социальной отверженности».
Успехи лейбористов в социальной сфере были достигнуты во многом благодаря благоприятной экономической конъюнктуре в Великобритании: экономика страны развивалась, уровень инфляции составлял около 2%. Здесь следует особо подчеркнуть, что социальная ответственность государства не безгранична, она объективно зависит от бюджета, от экономического благополучия страны (28).
Годы социальных преобразований показали уязвимость некоторых социальных установок лейбористов, в частности, оказались завышенными их ожидания активности граждан и всего общества в решении своих социальных проблем; активность граждан не всегда может обеспечить им достижение социальных благ в силу неготовности или нежелания государства и общества брать на себя большую ответственность.
Лейбористская партия Великобритании определила деятельность в социальной сфере важнейшим направлением своей внутренней политики и пыталась закрепить все ценное, что было достигнуто в 1997—2001 гг. в социальной сфере. При этом она смело провела корректировку социального курса, демонстрируя при этом преемственность, последовательность и устремленность на совершенствование социальной практики.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Sopel J. Op. cit. — P. 132—133; Blair T. New Britain. My Vision of a Young Country. — London, 1996. — P. 291—293.
(2) Ibid. — P. 291—293.
(3) Blair T. New Britain. My Vision of a Young Country. — London, 1996. — P. 301.
(4) Цит. по: Anderson P., Mann N. Safety First: the Making of New Labour. — London, 1997. — P. 205.
(5) Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. — М., 1989. — С. 141.
(6) Because Britain Deserves Better: New Labour’s Election Manifesto, May 1997. — London: Labour Party, 1997. — P. 141—142.
(7) Blair T. New Britain. My Vision of a Young Country. — London, 1996. — P. 301.
(8) Edwards J.H. The Life of David Lloyd George. — Vol. IV. — P. 97—98.
(9) Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. — М., 1989. — С. 150—154.
(10) Там же. — С. 152.
(11) English Historical Documents 1874—1914. — Vol. XII (2). — London, 1977. — P. 535.
(12) Ibid. — P. 597—602.
(13) Сборник документов по истории нового времени... — С. 154.
(14) Blair T. New Britain. My Vision of a Young Country. — London, 1996. — P. 322.
(15) Ibid. — P. 341.
(16) Giddens A. The Third Way: The Renewal of Social Democracy. Polity Press. — Cambridge, 1998. — P. 146—148, 155—157.
(17) Welfare (англ. — благосостояние).
(18) Giddens A. The Third Way: The Renewal of Social Democracy. Polity Press. — Cambridge, 1998. — P. 162—163.
(19) Милин Н.Н. «Третий путь» Тони Блэра // Международная жизнь. — 1999. — № 7. — С. 40—54.
(20) Blair T. New Britain. My vision of a Young Country. — London, 1996. — P. 322.
(21) Байкова А.Н. Великобритания: о специфике социального равновесия на фоне новолейбористской модели власти. — М., 1999. — С. 5.
(22) Громыко А.А. Политический реформизм в Великобритании (1970—1990-е годы). — М., 2001. — С. 7.
(23) См. Бернер И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. — М., 1997. — T. l. — C. 398.
(24) См. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы, политика. — М., 1996.
(25) См. Большой экономический словарь / Автор и составитель А.Б. Борисов. — М., 2000. — С. 227.
(26) The Observer. — April 27, 1997. — P. 3.
(27) Blair Т. The Third Way: New Politics for a New Century. — London: Fabian Society, 1998. — P. 128—130.
(28) Самэл К. Европейские социальные права: принципы, приоритеты, проблемы реализации // Государственная служба за рубежом. Приоритеты социальной политики. Реферативный бюллетень. — № 5(41). — М., 2001. — С. 125.
THE DEVELOPMENT OF NEW LABOUR’S PROGRAM OF THE SOCIAL POLICY OF GREAT BRITAIN (90th XX CENTURY)
E.V. Davidenko
World History Chair Peoples’ Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is about the development of New Labour’s program of the social policy of Great Britain at the end of the 20th century as compared to the experience of Liberals, Traditional Labour and Conservatives. The article characterizes former Prime Minister (Tony Blair), who was the main idealogue of this social policy.
Key words: the New Labour’s program, Tony Blair, Liberals, Conservatives, Social policy.