Научная статья на тему 'Роль местной образовательной администрации в процессе предоставления дополнительных социальных услуг расширенными школами Великобритании'

Роль местной образовательной администрации в процессе предоставления дополнительных социальных услуг расширенными школами Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСШИРЕННАЯ ШКОЛА / УСЛУГИ РАСШИРЕННОЙ ШКОЛЫ / МЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ УСЛУГ РАСШИРЕННОЙ ШКОЛЫ / СОВЕТНИК ПО ПЕРЕПЛАНИРОВКЕ РАБОТЫ РАСШИРЕННОЙ ШКОЛЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖЕР РАСШИРЕННОЙ ШКОЛЫ / КООРДИНАТОР РАСШИРЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вознюк Виктория Викторовна

В статье проанализированы функции местной образовательной администрации в процессе предоставления дополнительных социальных услуг расширенными школами Великобритании. Выяснено, что местная образовательная администрация (LEA) является органом местного самоуправления в Англии, который несет ответственность за образование в пределах своей юрисдикции и оказывает помощь расширенным школам путем предоставления квалифицированных человеческих ресурсов, а именно советника по перепланировке работы расширенной школы, стратегического менеджера расширенной школы, одного или двух координаторов расширенной школы местной администрации, которые могут вносить конкретные предложения по развитию расширенной школы. Очерчен также круг функциональных обязанностей каждого из них. Отмечено, что наряду с оказанием помощи человеческими ресурсами, местные образовательные администрации могут также подавать конкретные советы относительно повышения разнообразия предложения услуг расширенной школы. Проиллюстрированы примерами особенности взаимодействия местной образовательной администрации с расширенными школами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вознюк Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of local educational authority in the provision of additional social services by extended schools of Great Britain

The article analyzes the role of local educational authority in the provision of additional social services by extended schools of Great Britain. It is determined that a local educational authority (LEA) is a local authority in England, which is responsible for education within its jurisdiction, and helps to extended schools by providing skilled human resources, especially extended school remodeling adviser, extended school strategic manager, extended school LA coordinators, to provide concrete proposals for the development of the extended school. The functions of each of them are defined. Along with the human resources of the local educational authority can also make specific advice regarding diversity of the supply of extended school services are noted. The examples of interaction between the local educational authority and extended schools are given.

Текст научной работы на тему «Роль местной образовательной администрации в процессе предоставления дополнительных социальных услуг расширенными школами Великобритании»

памяти, объеме внимания, концентрации и скорости внимания, средний показатель в мышлении. Сильный неуравновешенный тип продемонстрировал средний уровень восприятия формы, концентрации внимания и словестно-логическом мышлении. Сильный уравновешенный инертный тип показал высокий результат в восприятии формы, средние результаты в опосредованной памяти, объеме внимания, концентрация и скорости внимания, мышлении. Слабый тип показал результаты ниже среднего во всех видах восприятия, памяти, внимания, однако имеет средний показатель в словестно-логическом мышлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панасюк, Т.В. Сочетание различных критериев биологического возраста на рубеже первого и второго детства / Т.В. Панасюк // Спортивная биология и медицина в повышении качества жизни. - М., 1999. - С. 152-157.

2. Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал / В. Л. Шарохина. - М : Прометей, 2003. - 64 с.

3. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность : учеб. пособие / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. - М. : Академия, 2001. - 240 с.

4. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб. : Питер, 2004. - 480 с.

5. Ишков, А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности / А. Д. Ишков. - М. : АСВ, 2004. -224 с.

6. Сафонова, О.А Экспресс-анализ и оценка детской деятельности / О.А. Сафонова. - Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1995. - 70 с.

REFERENCES

1. Panasiuc, T.V. (1999), “The combination of different criteria of biological age at the turn of the first and second childhood”, Sports biology and medicine to improve the quality of life, Moscow, Russian Federation. pp. 152-157.

2. Sharokhin, V.L. (2002), Correctional and developmental activities in the older group, Prome-tey, Moscow, Russian Federation.

3. Paramonov, L.A. (2001), “Pre-primary and primary education abroad: history and modernity: studies”, Academia, Moscow, Russian Federation.

4. Kolominsky, Y.L., Panko, E.A., Igumnov, S.A. (2004), Mental development of children in health and disease, Piter, St. Petersburg, Russian Federation.

5. Ishkov, A.D. (2004), Educational activity of students: psychological factors of success, AVB, Moscow.

6. Safonov, O.A. (1995), Express analysis and assessment of children's activities, Nizhny Novgorod Humanities Center, Nizhny Novgorod, Russian Federation.

Контактная информация: vadyuhinps@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.04.2014.

УДК 37.014(410)(045)

РОЛЬ МЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ РАСШИРЕННЫМИ ШКОЛАМИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Виктория Викторовна Вознюк, аспирант,

Сумской государственный педагогический университет имени А. С. Макаренко (СумГПУ имени А. С. Макаренко), г. Сумы, Украина

Аннотация

В статье проанализированы функции местной образовательной администрации в процессе предоставления дополнительных социальных услуг расширенными школами Великобритании.

Выяснено, что местная образовательная администрация (LEA) является органом местного самоуправления в Англии, который несет ответственность за образование в пределах своей юрисдикции и оказывает помощь расширенным школам путем предоставления квалифицированных человеческих ресурсов, а именно - советника по перепланировке работы расширенной школы, стратегического менеджера расширенной школы, одного или двух координаторов расширенной школы местной администрации, которые могут вносить конкретные предложения по развитию расширенной школы. Очерчен также круг функциональных обязанностей каждого из них. Отмечено, что наряду с оказанием помощи человеческими ресурсами, местные образовательные администрации могут также подавать конкретные советы относительно повышения разнообразия предложения услуг расширенной школы. Проиллюстрированы примерами особенности взаимодействия местной образовательной администрации с расширенными школами.

Ключевые слова: расширенная школа, услуги расширенной школы, местная образовательная администрация, предложение услуг расширенной школы, советник по перепланировке работы расширенной школы, стратегический менеджер расширенной школы, координатор расширенной школы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p30-36 THE ROLE OF LOCAL EDUCATIONAL AUTHORITY IN THE PROVISION OF ADDITIONAL SOCIAL SERVICES BY EXTENDED SCHOOLS OF GREAT BRITAIN

Viktoriya Viktorovna Voznyuk, the post-graduate student,

Sumy state pedagogical University named after A.S. Makarenko, Sumy, Ukraine

Annotation

The article analyzes the role of local educational authority in the provision of additional social services by extended schools of Great Britain. It is determined that a local educational authority (LEA) is a local authority in England, which is responsible for education within its jurisdiction, and helps to extended schools by providing skilled human resources, especially - extended school remodeling adviser, extended school strategic manager, extended school LA coordinators, to provide concrete proposals for the development of the extended school. The functions of each of them are defined. Along with the human resources of the local educational authority can also make specific advice regarding diversity of the supply of extended school services are noted. The examples of interaction between the local educational authority and extended schools are given.

Keywords: extended school, extended school services, local educational authority, provision of extended school services, extended school remodeling adviser, extended school strategic manager, extended school LA coordinators.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современных образовательных изменений в развитых странах мира на первое место выдвигается требование обеспечения учебным заведением услуг высочайшего качества. В последнее время структура и функции органов управления образованием развитых стран претерпели значительных преобразований, что обусловило появление новых типов учебных заведений, в частности, расширенных школ. Значительный опыт управленческих инноваций в сфере образования вследствие активных децентрализованных процессов имеет Великобритания. Поскольку результатом последних стало значительное ограничение полномочий местных образовательных администраций, считаем целесообразным осветить роль местной образовательной администрации в процессе предоставления дополнительных социальных услуг расширенными школами Великобритании. Наше исследование опирается на научные труды ведущих британских теоретиков образования А. Дайсона, К. Камингса, А. Милворда, Л. Тод, А. Уилкин, Г. Уайта, К. Хук-сема, Г. Чеминейс, которые непосредственно занимались проблемами функционирования расширенных школ Великобритании.

Цель статьи - проанализировать роль местной образовательной администрации в процессе предоставления дополнительных социальных услуг расширенными школами

Великобритании

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Местная образовательная администрация (LEA) является органом местного самоуправления в Англии, который несет ответственность за образование в пределах своей юрисдикции. В соответствии с законом «О детях», принятом в 2004 году, каждая местная образовательная администрация является также администрацией детских служб и выполняет функции координатора детских служб [5].

Функциями местных образовательных администраций являются: контроль распределения финансирования для школ; координация процесса приема детей в школы, включая количество выделенных мест в каждой школе; принятие на работу всего персонала в государственных школах; ответственность за осуществление образовательного сопровождения и ухода за детьми; рациональное распределение права на пользование школьной территорией и помещениями [5].

Анализируя роль местных образовательных администраций относительно повышения разнообразия предложения услуг расширенной школы, особого внимания заслуживает помощь человеческими ресурсами. Эффективную помощь оказывают отдельные специалисты местных администраций, в частности, советник по перепланировке работы расширенной школы (Extended school remodeling adviser), стратегический менеджер расширенной школы (Extended school strategic manager), один или два координатора расширенной школы местной администрации (Extended school LA coordinators), которые могут вносить конкретные предложения по развитию расширенной школы [5]. Их функции обозначены в таблице 1.

Таблица 1

Поддержка деятельности расширенных школ местными _________образовательными администрациями__________________________

Советник по перепланировке работы расширенной школы Стратегический менеджер расширенной школы Координатор расширенной школы

- оказание поддержки школам в расширении предложения и налаживании связи с центрами для детей и другими учреждениями; - фасилитация школьного мониторинга и оценка качества предоставления услуг расширенной школой; - оказание поддержки руководителям школ по трудоустройству дополнительного персонала; - предоставление советов по рациональному использованию средств; - предоставление консультаций по вопросам охраны здоровья; - предоставление консультаций провайдерам дополнительных социальных услуг; - регулирование размера платы за услуги; - консультирование по вопросам сотрудничества с поставщиками третьего сектора; - обмен опытом со школами, которые в перспективе планируют стать расширенными - разработка рекомендаций для школ - разработка и внедрение стратегии расширенных школ; - управление ресурсами и распределение средств бюджетного фонда для развития расширенных школ; - обеспечение образовательной администрацией мониторинга плана развития расширенных школ по результатам отчетов независимой инспекции стандартов в области образования (О^ТЕЭ); - отчетность перед избранными членами, директором детских служб и другими участниками процесса предоставления услуг расширенной школы в направлении повышения уровня удовлетворенности услугами учебного заведения - выявление и распространение лучшей практики предоставления расширенных услуг; - информирование общественности об услугах расширенной школы; - мониторинг поточной работы школы; - предоставление советов, поддержки школам и кластерам по расширению предложения услуг; - составление графика проведения совещаний сети расширенных школ при местной образовательный администрации; - осуществление поддержки местных проектов или новаторских инициатив; - развитие эффективного партнерства с заинтересованными службами и ведомствами для реализации основного предложения услуг; - отчетность перед детскими объединениями; - поддержка информированности коллектива школы, органов управления на уровне современных требований действующих нормативных актов

Считаем необходимым подчеркнуть, что назначение координатора расширенных школ является необходимым условием для успешного развития и предоставления дополнительных услуг в учебном заведении. Указанный специалист играет ключевую роль в обеспечении расширенного образовательного предложения. Целесообразным, на наш взгляд, является более детальное знакомство с этой должностью. Так, данный специалист несет ответственность за управление и координацию предоставления высококачественных дополнительных услуг, которые соответствуют ожидаемым результатам программы «Каждый ребенок имеет значение» (Every Child Matters).

К основным функциям Координатора расширенных школ относятся:

1) организация и контроль процесса предоставления дополнительных услуг школой;

2) проведение первичного аудита и оценки поточных видов деятельности расширенной школы и процесса предоставления услуг, их ежегодного обновления и составления плана дальнейшего обеспечения. Создание и обновление базы данных предложения расширенных школ, сбор информации. Координатор расширенной школы организует консультации со всеми членами школы и местной общины, включая учеников, родителей, коллектив школы, представителей местной власти и других партнеров относительно процесса предоставления дополнительных услуг;

3) разработка и внедрение плана деятельности расширенных школ в ответ на результаты комплексного анализа потребностей и процесса предоставления консультаций относительно его выполнения;

4) пропаганда преимуществ расширенного обучения;

5) руководство эффективным использованием бюджета расширенной школы, включая поиск дополнительного финансирования для поддержки и развития новых и уже существующих видов дополнительных услуг, а также отчетность о рациональности его использования;

6) поддержка контактов и тесное сотрудничество с администрацией школы, координатором внешкольного обучения, координатором одаренных и талантливых учеников, координатором достижений национальных меньшинств, координатором инклюзивного образования, со всеми соответствующими внешними организациями и поставщиками необходимых дополнительных услуг и создание группы межведомственного партнерства, которая регулярно встречается для поддержки развития предложения;

7) обеспечение охраны здоровья и контроль над соблюдением законодательства, а также проведение процедуры оценки рисков;

8) постоянный сбор информации по развитию расширенных школ на национальном и местном уровнях, обучение персонала школы, поставщиков услуг и других партнеров;

9) мониторинг, анализ и оценка эффективности предоставления дополнительных услуг, направленных на улучшение ученических достижений и благополучия, предоставление отчётов на заседании совета школы, руководителей групп расширенных школ и другим заинтересованным группам;

10) поддержка внешних провайдеров, волонтеров, родителей и коллектива школы путем консультирования относительно дополнительных видов деятельности и услуг;

11) участие в развитии персонала и содействие возможности повышения квалификации специалистов, которые предоставляют дополнительные социальные услуги;

12) посещение соответствующих совещаний расширенных школ в кластере [3].

Кроме указанных функций, координатор расширенных школ должен иметь опыт

управления проектами, направленными на получение внешнего финансирования; иметь позитивные достижения в процессе командной межведомственной работы; быть широко осведомленным о роли школы как общественного источника расширенного образования, обучения в течение всей жизни, образовательной и социальной инклюзии.

Наряду с этим, функциональный круг обязанностей такого специалиста включает в себя владение определенными знаниями, умениями и навыками, в частности:

1) знание и понимание поточных вопросов, влияющих на деятельность школы и местной общины, роли различных учреждений и поставщиков услуг, знание сети национальных служб, ожидаемых результатов программы «Каждый ребенок имеет значение», сети общего оценивания, сети инспектирования деятельности интегрированных детских центров и расширенных школ, осуществляемой Независимой инспекцией стандартов в области образования (OFSTED), равных возможностей, законодательства по инвалидности и культурного многообразия, важности здоровья и безопасности на производстве;

2) способность работать, устанавливать и поддерживать позитивные отношения между различными поставщиками услуг, партнерами и клиентами, привлеченными к процессу предоставления дополнительных социальных услуг школами;

3) способность развивать, поддерживать и осуществлять поиск партнеров, поставщиков услуг через брокерство и предоставление полномочий соответствующим службам, планировать, организовывать и координировать ресурсы, оценивая результаты работы плана действий расширенных школ;

4) способность управлять бюджетом и процедурой сравнения лучших отчетов о расходовании ресурсов;

5) возможность консультировать, поддерживать и поощрять родителей, волонтеров и членов местной общины оказывать помощь расширенным школам в обеспечении их клиентов услугами, уметь мотивировать, поощрять и вдохновлять других, работать самостоятельно, проявлять инициативу и работать совместно с другими;

6) возможность наблюдать за работой участников процесса предоставления услуг, организовывать и проводить совещания по обмену информацией и подготовке кадров;

7 возможность продолжать обучение, проходить соответствующую подготовку, брать ответственность за собственное профессиональное развитие, ставить приоритеты, управлять собственным временем и распределять его соответствующим образом;

8) возможность посещать мероприятия, которые происходят в свободное от работы время, например, в выходные и во время школьных каникул [1].

Отметим, что помимо помощи человеческими ресурсами, местные образовательные администрации могут подавать конкретные советы относительно расширения предложения расширенной школы. Причем школа может работать или в рамках взаимного договора о сотрудничестве, или автономно и исключительно отчитываться местной образовательный администрации. Это зависит от уровня вовлеченности и взаимоотношений с расширенной школой. Так, согласно результатам исследования, проведенного Национальной организацией образовательных исследований (National Foundation for Educational Research (NFER)) в пределах действия шести местных образовательных администраций в разных регионах были прослежены особенности их взаимодействия с расширенными школами. Исследователи выделяют три модели взаимодействия указанных субъектов предоставления социальных услуг:

1) совместные рабочие взаимоотношения;

2) независимые, но взаимоподдерживающие отношения;

3) школа работает полностью независимо от местной образовательной администрации.

Исследование охватило шесть расширенных школ разных типов в разных частях Англии. В него вошли: начальная школа Естерсайд (Easterside Primary School (Middles-borough)) в Мидлсборо, городская начальная школа Киблсворс (Kibblesworth Primary School (Gateshead)) в Гейтесхеде, средняя школа Дайк Хаус (Dyke House Comprehensive School (Hartlepool)) в Хартлепуле, сельский колледж (Sawston Village College (Sawston)) в Саустоне графства Кембриджшир (Cambridgeshire), средняя школа имени Арнольда Хилла (Arnold Hill Secondary School (Nottinghamshire)) в графстве Ноттингемшир и специ-

альная школа Ексхол Exhall School (Ash Green, Warwickshire)) в Эш Грине графства Варвикшир. Считаем необходимым подчеркнуть, что каждая из них предоставляет расширенные услуги [2]

Согласно результатам исследования, учебные заведения по-разному сотрудничают с местными образовательными администрациями. Так, в начальной школе Естерсайд (Easterside Primary School (Middlesborough)) в Мидлсборо управление услугами осуществляет координатор расширенных школ местной образовательной администрации. Причем ему непосредственно подчиняется ряд работников организации, в частности, менеджер по организации содержательного досуга, специалист по ИКТ, консультант по работе с родителями и т.д. Местная образовательная администрация предоставляет полную свободу действий для данной школы, поскольку главная ответственность здесь лежит на координаторе, который организует предоставление дополнительных услуг [2, с. 27].

Специальная школа Ексхол (Exhall School) в Эш Грине графства Варвикшир (Ash Green, Warwickshire) имеет аналогичную свободу обеспечения предложения расширенных услуг от местной образовательной администрации. Однако, она получает поддержку через консультации с последней [2, с. 27].

В противовес указанным учебным заведениям, городская начальная школа Кибл-сворс (Kibblesworth Primary School) в Гейтесхеде (Gateshead) и средняя школа Дайк Хаус (Dyke House Comprehensive School) в Хартлепуле (Hartlepool) финансируются местными образовательными администрациями. В указанных расширенных школах директора и местная образовательная администрация тесно сотрудничают, обмениваясь полезной информацией. Например, осуществляется направление школьного персонала для обучения в местную образовательную администрацию [2, с. 28].

Остальные расширенные школы, а именно - сельский колледж (Sawston Village College) в Саустоне графства Кембриджшир (Sawston, Cambridgeshire) и средняя школа имени Арнольда Хилла (Arnold Hill Secondary School) в графстве Ноттингемшир (Nottinghamshire) имеют независимые, но взаимоподдерживающие отношения с местными образовательными администрациями, которые предусматривают желание школы консультироваться с местными образовательными администрациями только по проблемным вопросам, которые они не в состоянии решить самостоятельно [2, с. 28].

Таким образом, несмотря на уровень налаженности сотрудничества расширенных школ и местных образовательных администраций, каждое из указанных учебных заведений было отмечено на общегосударственном уровне за положительную инновационную деятельность и является образцом для других расширенных школ.

ВЫВОДЫ

Исходя из вышеизложенного, местная образовательная администрация, кроме осуществления координации и контроля процесса приема детей в расширенную школу, включая количество выделенных мест в каждом учебном заведении, приема на работу персонала, ответственности за осуществление образовательного сопровождения и ухода за детьми, оказывает также помощь человеческими ресурсами, в частности, осуществляет назначение советника по перепланировке работы расширенной школы, стратегического менеджера расширенной школы, одного или двух координаторов расширенной школы местной администрации, которые могут вносить конкретные предложения по развитию расширенной школы. Перспективы дальнейших исследований заключаются в анализе нормативных основ интеграции социальных и образовательных услуг в расширенных школах Великобритании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Cummings, C. Evaluation of the Extended Schools / C. Cummings, A. Dyson, D. Muijs. -Pathfinder Projects : DfES Publications, 2004. - 97 р.

2. DfES (Department for Education and Skills). Extended schools : Access to opportunities and

services for all : A prospectus. - Annesley, Nottinghamshire : DfES Publications, 2005. - 32 p.

3. Dyson, A. Exteded Schools - good future for our young generation. / A. Dyson // URL : http://referat.atlant.htm. - Дата обращения 24.04.2014.

4. Dyson, A. Study of the Extended Schools Demonstration Projects. Research Report 381 / A. Dyson, A. Millward, L. Todd. - London : DfES Publications, 2002. - 69 p.

5. Childcare Act 2006 // URL :

http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/21/pdfs/ukpga_20060021_en.pdf. - Дата обращения

24.04.2014.

6. Huxham, C. Creating Collaborative Advantage / C. Huxham. - London : Sage Publications Ltd., 1996. - 86 p.

7. Wilkin, A. Towards the Development of Extended Schools / A. Wilkin. - London : DfES, 2003. - 136 p.

REFERENCES

1. Cummings, C. et al. (2004), Evaluation of the Extended Schools, Pathfinder Projects.

2. DfES (Department for Education and Skills). Extended schools: Access to opportunities and services for all : A prospectus, (2005), DfES Publications, Ainsley, Nottinghamshire .

3. Dyson, A. (2005), Extended Schools - good future for our young generation, Available at : http://referat.atlant.htm (accessed 15 February 2013).

4. Dyson, A., Millward A. and Todd L. (2002), Study of the Extended Schools Demonstration Projects. Research Report 381, DfES, London.

5. Childcare Act 2006, - Available at :

http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/21/pdfs/ukpga_20060021_en.pdf (accessed 24 April 2014)

6. Huxham, C. (1996), Creating Collaborative Advantage, Sage Publications Ltd., London.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Wilkin, A. (2003), Towards the Development of Extended Schools, DfES, London.

Контактная информация: pvv_13.89@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.05.2014.

УДК 796.352.081: 304.442

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ПИСТОЛЕТА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА МИКРОДВИЖЕНИЙ В СИСТЕМЕ «СТРЕЛОК-ОРУЖИЕ-МИШЕНЬ»

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, докторант, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКиС МГПУ); Анна Витальевна Черных, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Светлана Владимировна Седоченко, заведующая научно-исследовательской лабораторией, Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК)

Аннотация

Статья посвящена изучению устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень» при выполнении выстрела из пневматического пистолета. На основании полученных данных, основанных на современных инструментальных методиках исследования, выявлены критерии, влияющие на устойчивость изготовки при выполнении одиночного выстрела. Представлены некоторые пути решения задачи формирования оптимальной изготовки.

Ключевые слова: устойчивость системы «стрелок-оружие-мишень», стабилографические и билатеральные показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.