Научная статья на тему 'ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА'

ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
64
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / РАЗУМ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джумабаева А.Э., Жумабаева А.Т., Жороева А.Р., Зулпукарова А.К.

В статье рассматриваются особенности оценочной категоризации интеллектуальных качеств человека. В работе определяются средства оценочной категории интеллектуальных качеств человека в современном английском языке. Выведение положительной или отрицтельной оценки интеллектуальных способностей человека базируется на выявлении причинно-следственных связей. А также описывается система содержания понятия “интеллектуальное качество человека”, на которую накладывается оценка, выявляются языковые средства оценочной категоризации данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Джумабаева А.Э., Жумабаева А.Т., Жороева А.Р., Зулпукарова А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION CATEGORIZATION OF INTELLECTUAL HUMAN QUALITIES

The article discusses the features of the evaluation categorization of intellectual qualities of a person. The paper defines the means of assessing the category of intellectual qualities of a person in modern English. The derivation of a positive or negative assessment of a person's intellectual abilities is based on the identification of cause-and-effect relationships. It also describes the system of the content of the concept of “intellectual quality of a person”, on which an assessment is imposed, the linguistic means of evaluation categorization of this area are identified.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА»

ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

ЧЕЛОВЕКА

А.Э. Джумабаева А.Т. Жумабаева А.Р. Жороева А.К. Зулпукарова

Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-4-122-126

Аннотация. В статье рассматриваются особенности оценочной категоризации интеллектуальных качеств человека. В работе определяются средства оценочной категории интеллектуальных качеств человека в современном английском языке. Выведение положительной или отрицтельной оценки интеллектуальных способностей человека базируется на выявлении причинно-следственных связей. А также описывается система содержания понятия "интеллектуальное качество человека", на которую накладывается оценка, выявляются языковые средства оценочной категоризации данной области.

Ключевые слова: интеллект, разум, интеллектуальные способности, когнитивная лингвистика, оценочная категоризация, статистический аспект, динамический аспект.

Интеллектуальные качества человека представляют собой абстрактную сущность. Можно предположить, что все члены данной области объединены по принципу «семейного сходства», предложенному Л. Витгенштейном [12]. Интеллектуальные способности включают в себя многие составляющие интеллекта, от способности к обучению и воображения до музыкальных и физико-кинестетических способностей, которые проявляются в различных сферах деятельности человека, его социальном статусе и моральных качествах.

Моральные качества человека - это свойства человека, которые определяют его приверженность принятым в обществе моральным нормам (идеалам добра и зла, долгу, совести, ответственности, справедливости, порядочности, такту и т.д.). Моральные качества человека - это свойства, которые определяют его приверженность принятым в обществе моральным нормам (идеалам добра и зла, долгу, совести, ответственности, справедливости, порядочности, такту и т.д. [5, с. 840; 6, с. 292-293].

Оценка интеллектуальных способностей человека отражается в языке. Именно

в языковых единицах представлены специфические особенности интеллектуальных способностей человека, на основе которых мы делим их на классы и выявляем лучших представителей этих групп, что и является сутью оценочной категоризации. По выражению Е.С. Кубряковой, язык является единственным «ключом к познанию когнитивных способностей человека» [4, с. 51].

Оценочная категоризация, а не категоризация природных объектов, задается языком. В оценочной категоризации язык непосредственно участвует в формировании соответствующих категорий и изменении оценок, и вся система ценностей в индивиде и обществе в целом формируется с помощью языка [3, с. 112].

Оценочная категоризация

интеллектуальных способностей человека - сложный процесс, включающий статические и динамические аспекты. Статический аспект оценочной категоризации интеллектуальных

способностей человека представлен системой лексических единиц английского языка, непосредственно выражающих по своему значению оценку интеллекта, которую можно разделить на три группы:

1 группа. Лексические единицы, называющие способность вообще (ability, inability, capability, incapability, able, unable, capable, incapable, talent, gift, talented, gifted и т.д.) и интеллект как особую способность человека мыслить (intellectual, conscious, mental, intellect, mind, brain, consciousness, mentality, non-intellectual, unconscious, unconsciousness и т.д.). Например:

'But dear, the truth is you have no ability for music...' [8, с. 151].

Ali's cutting edge was his intellect: not only was he a renowned sportsman of brilliance, but he also commanded the world's attentions through his insight, sarcasm and satire.

Данные слова репрезентируют теоретическое знание о способностях. Поскольку сами понятия «способность» и «интеллект» предполагают оценку (успешность выполнения деятельности), то и слова, называющие их, содержат оценочный компонент. В данном случае имеет место рациональная оценка.

2 группа лексических средств представляет собой субъективную оценку интеллектуальных способностей человека. Сюда входят слова, которые называют интеллектуальную способность и дают ей положительную или отрицательную оценку: clever/smart, stupid, intelligent, unintelligent и их синонимы quick-witted, sharp-witted, active-minded, stolid, a blockhead, a dunderhead и др. Проанализировав словарные толкования данных единиц, можно сделать вывод, что указанные прилагательные подразумевают наличие базовых, конститутивных компонентов (по терминологии М. Бирвиша), таких как «способный / неспособный легко понимать и быстро мыслить». Например: He was intelligent, he was presentable, he appeared to have a serious link with his work, which was obscurely governmental, vaguely important, and took him to Washington several days a week [8, с. 153].

'Finished', he said, speaking with that omission of syntax stupid people employ when speaking to drunken people or foreigners [9, с. 152].

Субъективный характер оценки заключается в том, что она выносится на основе

личностных суждений говорящего по поводу интеллектуальных способностей конкретных людей. В словарных дефинициях это отражается с помощью личных местоимений и слов соответствующей семантики (ср. smart - shrewd or sharp, as a person in dealing with others or as in business dealings; intelligent - having a high level of mental ability so t\\atyou are good at understanding ideas and thinking quickly and clearly.

3 группа лексики - это единицы, которые дают оценку одному из проявлений интеллектуальных способностей человека. В данном случае оцениваемая характеристика сопоставляется со стандартом, который существует в сознании человека, и оценивается относительно его ожиданий.

Так, оценке подвергаются следующие характеристики интеллекта: Скорость протекания интеллектуальных процессов, например: Не took her out occasionally... to drink at the Cockpit or to dine at the Raffles grill, and they were witty in French together about various subjects [10, с. 165].

Уровень интеллектуальных способностей, например: 'I misjudged you', Harvey said. 'You are not a moron. You're only a case of arrested development' [9, с. 46].

Объем знаний, например: He looks educated, Ben thought, and knew it was a queer conclusion [7, с. 486].

Наличие опыта в определенном виде деятельности, например: Professor Jean Bernard, the world famous blood specialist who had taken charge of Jose's bone-marrow test, walked into the room [11, с. 134].

Здравомыслие, разумность, например:

I know. Please don't remember it. I was crazy [11, с. 181]. Для оценки каждой из этих характеристик в системе английского языка существует ряд слов, которые представляют собой прототипические средства классификации интеллектуальных способностей человека и формируют систему оценочных категорий. В цель нашего исследования не входит обоснование различий между категориями, классами и группами слов, поэтому, исходя из принципа разделения, все рассмотренные выше сочетания слов называются оценочными категориями.

Выделенные лексические единицы представляют собой частную оценку (по классификации Н.Д. Арутюновой, интеллектуальную оценку). Однако существует лексика общей оценки, которая применима к любым объектам и явлениям окружающего мира. Это, в частности, прилагательные good и bad и их синонимы с разными стилистическими и экспрессивными окрасками (great, brilliant, magnificent, awful и другие). Данная лексика может быть использована в любой из вышеперечисленных оценочных категорий: рациональной оценки, субъективной оценки, оценки конкретных проявлений интеллектуальных способностей человека.

При употреблении с такими единицами, как ability, capability, skill общеоценочные прилагательные категоризуют способности человека в разных сферах деятельности: a good musical ability, a bad skill of writing. В данных случаях возможно опущение названия самой способности и употребление общеоценочного прилагательного с названием деятеля: a good/bad musician, а brilliant writer и т.д.

Употребление общеоценочных слов при характеристике самих интеллектуальных способностей подразумевает базовые компоненты: good/bad understanding and thinking. В том же случае, когда дается оценка одной из характеристик интеллекта интеллекта, возможно употребление общеоценочных прилагательных с названием самой характеристики: having good / bad education, reasoning, imagination, competence и т.д.

Рассмотренный выше способ выражения оценки интеллектуальных способностей человека является прямой оценкой. При прямой оценке используются адъективные и номинативные средства английского языка, прямо выражающие отношение субъекта оценки к интеллектуальным способностям объекта оценки. Данный процесс в большинстве случаев реализуется за счет когнитивного механизма профилирования, где на фоне общих концептуальных характеристик выделяется одна, наиболее существенная в данном высказывании.

Динамический аспект оценочной категоризации интеллектуальных способностей человека предполагает отнесение объекта к оценочной категории на функциональном уровне. Как следствие этого, наряду с прямой оценкой в работе выделяется косвенная (описательная) оценка интеллектуальных способностей человека, которая предполагает формирование оценочного смысла из сочетания разных компонентов предложения. При описательной оценке используются словосочетания, фразеологизмы, предложения и тексты. Необходимо отметить, что в данной диссертации рассмотрение фразеологизмов, выражающих оценку интеллектуальных способностей человека, осуществляется не столь подробно, поскольку они составляют объект исследования в работе [1]. В группе косвенной оценки выделяются высказывания, содержащие оценочный компонент в одном из членов предложения, и «квазиоценочные высказывания» (в терминологии Е.М. Вольф), не содержащие оценочных компонентов вообще, однако способных передавать оценочный смысл. Например:

Не seemed to know all about influenza and said there was nothing to worry about [9, с. 227].

Учитывая рассмотренные выше особенности выражения оценки интеллектуальных способностей человека в английском языке, можно предположить, что что категориальное пространство оценки указанной области состоит из множества частных и общих оценочных категорий: 'able', 'unable', 'intellectual', 'non-intellectual', 'genius', 'idiot', 'clever', 'stupid', 'erudite', 'competent', 'wise', 'foolish', 'ignorant', 'dense', 'good', 'bad' и т.д., основу для формирования которых составляют одноименные оценочные концепты. В качестве названий категорий выступают имена прилагательные, которые по своей природе выражают признак предмета и являются опорными точками языковой репрезентации оценки интеллектуальных способностей человека. Прототипическими средствами оценочной категоризации интеллектуальных способностей человека являются лексические единицы английского языка с системным

значением оценки соответствующей характеристики интеллекта. Непрототипиче-скими являются средства косвенной оценки, при которых формирование оценочного смысла осуществляется за счет сочетания различных компонентов высказывания, а также средства оценки, обусловленные контекстом. Границы данных оценочных категорий являются не жесткими, образуя переходные зоны между соседними категориями. По мнению Н.Н. Болдырева, отсутствие жестких границ, а также обобщающая функция языка обусловливают принципиальную возможность использования любого слова, в том числе и оценочного, в качестве названия категории и, следовательно, точки отсчета в языковой репрезентации знаний [2, с. 19].

Все категории оценки образуют континуум, который характеризуется многомерностью. Это означает, что оценочная категория может граничить не с одной, а с несколькими категориями на основе общих характеристик периферийных элементов. Все члены категории имеют определенное значение и показывают роль каждой языковой единицы, представляющей определенную характеристику, которая соотносит оцениваемый объект с этой категорией.

Категории оценки интеллектуальных способностей человека имеют определен-

ную структуру. В отличие от категорий природных объектов, в данном случае мы можем говорить о двух фокусах категории: центре и центре, которые отражают два типа градации: по наличию признаков и по степени оценки атрибута. Центр категории оценки отражает наибольшее количество концептуальных характеристик, присущих этой категории, в то время как периферия раскрывает меньшее количество характеристик. Полюс категории оценки смещен к ее границе и определяется через градацию атрибута по отношению к противоположным категориям.

Лингвистические средства отнесения объекта к оценочным категориям базового уровня очень распространены, структурно просты и информативны; они требуют наименьшего объема знаний при наибольшей абстрагированности. Восприятие и категоризация объектов осуществляется гештальтно, т.е. не разделяется. Этот уровень включает категории субъективной оценки "умный " и "глупый".

Таким образом, процесс оценочной категоризации интеллектуальных способностей человека оказывается обусловленным, с одной стороны, когнитивными механизмами, обеспечивающими динамику понятийных структур, с другой-реальными лингвистическими механизмами формирования оценочных значений.

Библиографический список

1. Алдаибани, А.А. Сопоставительный анализ фразеологических единиц, выражающих интеллектуальные способности человека, в английском и русском языках: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Алдаибани Ареф Али Салах. - Казань, 2003. - 23 с.

2. Болдырев, Н.Н. О типологии знаний и их репрезентации в языке // Типы знаний и их репрезентация в языке: Сб. науч. тр. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. -С. 12-28.

3. Болдырев, Н.Н. Структура и принципы формирования оценочных категорий // Сб. науч. трудов. Посвящается Е.С. Кубряковой. - Москва-Воронеж: ИЯРАН, Воронежский государственный университет, 2002. - С. 103-114.

4. Кубрякова, Е.С. (2004а) Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - №1. - С. 6-18.

5. СЭС (1980) - Советский Энциклопедический Словарь. - М.: Советская Энциклопедия, 1980. - 1600 с.

6. ФС (1986) - Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. -М.: Политиздат, 1986. - 590 с.

7. Aldrige, J. The Last Inch // Modern English Short Stories. Сборник. - Moscow: Foreign Language Publishing House, 1961. - C. 472-499.

8. Capote, Т. The Grass Harp. Breakfast at Tiffany's. - M.: Progress Publishers, 1974. -223 p.

9. Hemingway, E. Selected Stories. - M.: Progress Publishers, 1971. - 399 p.

10. Murdoch, I. An Unofficial Rose. - London: Chatto and Win-dus, 1962. - 348 p.

11. Reader's Digest-August, 1989.

12. Wittgenstein, L. Philosophical investigations. - Oxford: Blackwell, 1967. - 272 p.

EVALUATION CATEGORIZATION OF INTELLECTUAL HUMAN QUALITIES

A.E. Dzhumabayeva A.T. Zhumabayeva A.R. Zhoroeva A.K. Zulpukarova Osh State University Osh, Kyrgyzstan

Abstract. The article discusses the features of the evaluation categorization of intellectual qualities of a person. The paper defines the means of assessing the category of intellectual qualities of a person in modern English. The derivation of a positive or negative assessment of a person's intellectual abilities is based on the identification of cause-and-effect relationships. It also describes the system of the content of the concept of "intellectual quality of a person", on which an assessment is imposed, the linguistic means of evaluation categorization of this area are identified.

Keywords: intelligence, intelligence, intellectual abilities, cognitive linguistics, evaluative categorization, statistical aspect, dynamic aspect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.