Научная статья на тему 'Оценки экономической политики в 2005 г. '

Оценки экономической политики в 2005 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аукуционек Сергей Павлович

Результаты регулярных опросов руководителей предприятий, проводимых Российским Экономическим Барометром (РЭБ), свидетельствуют, что в целом в 2005 г. отношение к экономической политике правительства несколько ухудшилось по сравнению с 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценки экономической политики в 2005 г. »

С Т А Т Ь И И А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 2005 Г.

С.Аукуционек

Результаты регулярных опросов руководителей предприятий, проводимых Российским Экономическим Барометром (РЭБ), свидетельствуют, что в целом в 2005г. отношение к экономической политике правительства несколько ухудшилось по сравнению с 2004г.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Доля респондентов, ПОНИМАЮЩИХ (полностью или в основном) экономическую политику правительства, составила 32%. Это повторение результата 2004г., который, напомним, является рекордным за последние тринадцать лет.

Одновременно возросла доля НЕПОНИМАЮЩИХ действий правительства (полностью или в основном). В среднем за 2005г. она составила тоже 32%, что на 1 процентный пункт превышает результат 2004г. Здесь говорить о рекордах не приходится, поскольку в 90-х годах прошедшего века доля респондентов, не понимающих политику правительства, несколько лет держалась на уровне 50-60%.

Как и прежде, самую многочисленную группу составляли те, кто затруднился поставить правительству оценку - 36%. Правда, по сравнению с прошлым годом (37%) их стало несколько меньше. Причем размывание группы «затруднившихся», судя по всему, имеет характер долгосрочной тенденции. Относительное уменьшение числа тех, кто затрудняется дать определенный ответ на вопрос о ясности политики, происходит непрерывно с 2001-2002гг, когда доля таких респондентов была рекордно высокой и составляла 45%.

При ответе на вопрос об экономической политике руководителям предприятий предлагается выбрать одну из пяти позиций: «полное непонимание», «непонимание в основном», «трудно сказать», «понимание в основном» и «полное понимание». Используя эту пятиступенчатую шкалу, мы строим более точный индекс понимания (ИП), который учитывает все варианты ответов с разными весами: 0, % % % и 1. Ситуация, когда ИП=100 означает всеобщее и полное понимание, а ИП=0, наоборот, - всеобщее и полное непонимание политики правительства.

При таком измерении минувший год выглядит примерно столь же «понятным» (или «непонятным»), как 2004г.: индекс понимания и тогда и теперь составил 49 (см. таблицу 1).

Менее обнадеживающие тенденции обнаруживаются при измерении уровня одобрения экономической политики правительства. Доля руководителей промышленных предприятий, ОДОБРЯЮЩИХ эту политику (полностью или в основном), за год уменьшилась на 3 процентных пункта и составила 13%. Одновременно выросла и доля руководителей, которые НЕ ОДОБРЯЮТ политику правительства - с 37 до 41%.

Интересно, что и в данном случае наиболее многочисленную группу образуют те респонденты, которые затруднились поставить оценку правительству, хотя и здесь эта группа уменьшилась с 47% до 46%. (В 2002г., когда данный показатель достигал наивысшего значения за весь период его измерения, он был равен 55%).

Так же как и в предыдущем случае, измерение производится по пятиступенчатой шкале: от полного неодобрения до полного одобрения. Подобно индексу понимания строится индекс одобрения экономической политика (ИО). В 2005г. его среднее значение равнялось 39, что на 2 пункта меньше, чем в 2004г., и является самым низким значением показателя, начиная с 1999г.

Таблица 1.

Оценки экономической политики правительства (за последние 3-4 месяца) и остаточной продолжительности кризиса директорами промышленных предприятий

_ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)_

Индекс понимания экономической политики правительства 11 Индекс одобрения экономической политики правительства 11 Число лет, оставшееся до окончания экономического кризиса.2) Доля респондентов, считающих, что экономический подъем уже начался (%).

19923) 47 41 6.0 -

1993 40 36 6.0 -

1994 34 26 6.3 -

1995 35 28 7.1 -

1996 32 25 6.7 -

1997 35 25 7.8 -

1998 34 25 7.4 -

1999 39 34 7.7 3

2000 46 43 6.0 9

2001 50 46 6.4 10

2002 51 45 7.1 6

2003 50 41 7.5 6

2004 49 41 7.6 10

2005 49 39 7.8 7

ПРИМЕЧАНИЯ.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью

понимают (одобряют) политику, «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

3) Без первого квартала.

Источник: опросы РЭБ.

В качестве косвенной оценки деятельности правительства можно привести еще один показатель РЭБ: ожидаемое число лет до окончания экономического кризиса. В среднем за 2005г. ОСТАТОЧНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА, по мнению респондентов, составила 7.8 лет. Это на 0.2 года превышает оценку для 2004г. и повторяет печальный рекорд 1998г. Круг руководителей предприятий, полагающих, что экономический подъем уже идет, по-прежнему очень узок - 7% (в прошлом году было 10%). Подчеркнем, что оценки продолжительности кризиса не следует трактовать буквально. Они скорее отражают уровень оптимизма (пессимизма) промышленников и их общее восприятие состояния российской промышленности на данный момент по сравнению с предкризисным 1990г.

Оценки экономической политики правительства существенно разнятся по отраслям. В 2005г. году она находила относительно большее понимание среди представителей металлургии, лесопромышленного комплекса и пищевой промышленности: во всех перечисленных отраслях промышленности индекс понимания в 2005г. превышал рубеж 50 пунктов. Гораздо худшее понимание политики обнаруживалось в легкой промышленности и в машиностроении. Здесь уровень понимания составлял всего лишь 46-47 пунктов.

Заметим, что третий год подряд самым низким индекс понимания был в легкой промышленности - 46 пунктов (см. таблицу 2).

Что касается поддержки экономической политики, то здесь тоже выделяются две крайние группы отраслей: с повышенным и пониженным уровнем одобрения. К первой группе относятся: машиностроение, производство стройматериалов и пищевая промышленность (индекс одобрения в 2005г. здесь держался в диапазоне 42-46 пунктов). Ко второй - легкая промышленность, химическая промышленность и металлургия (32-37 пунктов).

Руководители всех отраслей демонстрировали больше понимания, чем поддержки экономической политики, причем разность между двумя индексами в некоторых отраслях была весьма существенной. Так, например, в легкой промышленности и лесопромышленном комплексе она равнялась 14 пунктам, а в металлургии - 18 пунктам. Именно в этих отраслях политика правительства, как можно предположить, в 2005г. встречала наибольшие возражения. Респонденты не поддерживали ее не потому, что затруднялись оценить или не уверены, что понимают, а напротив: именно потому, что они ее хорошо понимали (или думали, что понимают), она им казалась неприемлемой. По крайней мере - для своих отраслей.

Таблица 2.

Оценки экономической политики правительства (за последние 3-4 месяца) директорами промышленных предприятий разных отраслей (усредненные результаты __четырех квартальных опросов)__

Индекс понимания Индекс одобрения Разница

экономической политики экономической политики между

правительства правительства пониманием и одобрением

2003 2004 2005 2003 2004 2005 2005

(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)=(3) - (6)

Металлургия 50 53 52 41 48 34 18

Машиностроение 53 52 47 49 45 42 5

Химическая 55 54 49 50 50 37 12

промышленность

Лесопромышленный 54 54 54 34 34 40 14

комплекс

Производство 46 45 48 39 40 42 6

стройматериалов

Легкая 44 41 46 32 34 32 14

промышленность

Пищевая 47 48 51 46 43 46 5

промышленность

Заметные изменения произошли в списке СТИМУЛИРУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ, которыми, по мнению респондентов, правительству следовало бы заняться в первую очередь. Облегчение налогового бремени по-прежнему остается здесь первым номером. Но по сравнению с 1998-2000гг. прослеживается явная тенденция к снижению остроты этой проблемы. В 2004г. на первоочередность ослабления налогового бремени указывали 61% руководителей предприятий. Это рекордно низкая отметка для данного показателя за восемь последних лет (см. таблицу 3).

Вторым по важности, как и год назад, идет стимулирование капитальных вложений -53%. За последние два года, этот показатель вырос на 8 процентных пунктов. И если тенденция к росту сохранится, то уже в 2006-2007гг. мы можем стать свидетелями весьма примечательного сдвига в сознании директорского корпуса: впервые за все время реформ

задача стимулирования капитальных вложений окажется, по мнению его представителей, более насущной, чем снижение налогов.

По-прежнему довольно широка популярность таких мероприятий, как предоставление льготных кредитов, дотаций и т.п. (40%) и снижение банковского процента (42%). На протяжении последних лет эти направления экономической политики идут практически вровень, попеременно меняясь местами. И все же между ними начинает обнаруживаться заметная разница. Она - в динамике. Если популярность льготных кредитов и дотаций колеблется на протяжении восьми лет примерно вокруг одного и того же уровня, то рейтинг снижения банковского процента, кажется, постепенно прибавляет. Два последних года он превышает 40%, в то время как в 1998-2001гг. колебался в диапазоне 34-36%.

Существенно снизилась притягательность идеи улучшения структуры налогов. В 2005г. о необходимости такого улучшения говорили только 23% респондентов, - на 7 процентных пунктов меньше, чем год назад. Напомним, что в 1998-2000гг. их было более 40%.

Число тех, кто выиграл бы от ограничений импорта (30%), по-прежнему заметно превышает число заинтересованных в облегчении экспорта (12%). Причем это превосходство по сравнению с прошлым годом еще более укрепилось: 18 против 15 процентных пунктов в 2004г. Это самая большая разница между долями двух указанных групп за все время наблюдений. Даже в год дефолта (1998г.) численное преимущество сторонников импортных ограничений над теми, кто выступал за облегчение экспорта, было меньшим (16 процентных пунктов).

Практически не меняется доля руководителей, желающих повышения курса рубля -5%, и доля тех, кто видит интерес своего предприятия в понижении курса рубля, - 3%.

Таблица 3.

Рейтинг различных мероприятий по стимулированию производства (доля респондентов, считающих данный пункт важным для своего предприятия, среднее по двум _полугодовым опросам, %)_____

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

1. Снизить налоги 84 84 83 74 68 76 66 61

2.Стимулировать капитальные вложения1) - - - - - 45 48 53

3. Добиться снижения банковского процента 36 35 36 34 42 39 44 42

4. Предоставить льготные кредиты, дотации и т.п. 40 37 40 44 40 41 43 40

5. Использовать систему госзаказа 32 29 26 29 34 28 34 32

6. Улучшить структуру налогов 46 42 43 33 32 32 30 23

7. Ограничить импорт 28 21 22 22 31 25 25 30

8. Стабилизировать курс рубля 522) 46 33 23 21 13 14 8

9. Облегчить экспорт 12 7 11 10 10 13 10 12

10.Повысить курс рубля 112) 12 9 8 7 5 5 5

11. Понизить курс рубля 02) 1 2 4 2 2 4 3

12. Другое 14 6 5 4 4 2 3 4

13. Предприятие не нуждается в стимулировании 3 3 4 4 3 3 3 3

ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Включение данного мероприятия в список в 2003г., скорее всего не сказалось существенно на остальных рейтингах, поскольку число вариантов ответа на этот вопрос в анкете не ограничивается. 2) Второе полугодие.

Источник: опросы РЭБ.

Интересно, что уровень популярности мер валютного регулирования в несколько раз ниже, чем торговой политики в целом: 3-5% против 12-30%. Это можно понимать таким образом, что, говоря об экспортной или импортной политике, респонденты в большинстве своем предполагают осуществлять ее не валютным регулированием, а иными методами (торговыми пошлинами, квотами и т.п.).

Помимо оценки конкретных направлений экономической политики с точки зрения предприятий, респондентам РЭБ задается вопрос о сравнительной важности стимулирования производства и снижения инфляции для российской экономики в целом. Как видно из таблицы 4, на протяжении всего рассматриваемого периода численный перевес сторонников стимулирования производства над сторонниками замедления инфляции был подавляющим. Таким же остался он и в 2005г.: 89% респондентов считают, что в настоящий момент производство важнее инфляции, и лишь 7% придерживаются противоположного мнения. Причем, если до 2002г. шло, хоть и небольшое, снижение доли тех, кто выступал за первоочередность стимулирования производства, то после 2003г. наметилась обратная тенденция.

Таблица 4.

Распределение ответов на вопрос «что в нестоящее время важнее для

российской экономики: замедлить инфляцию или стимулировать производство?»

(доля респондентов, выбравших данный вариант ответа, среднее по четырем квартальным ___опросам, %).___

Инфляция В равной мере то и другое Производство Баланс

(1) (2) (3) (4) = (3)-(1)

1997 2 4 94 92

1998 2 3 95 93

1999 5 6 89 84

2000 5 5 90 85

2001 6 6 88 82

2002 7 7 86 79

2003 7 7 86 79

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2004 6 7 87 81

2005 7 4 89 82

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Заметно снизилась поддержка правительственной политики среди респондентов сельскохозяйственных предприятий выборки РЭБ. Индекс понимания за 2005г. упал здесь на 8 пунктов и оказался равен всего 37. Это рекордно низкий уровень за весь последефолтный период. Что касается индекса одобрения, то он снизился на 4 пункта - до 23. Это тоже, самое низкое значение показателя, начиная с 1998г. (см. табл. 5).

Существенно ухудшились и оценки остаточной продолжительности кризиса. Сроки начала экономического подъёма, по мнению респондентов из агросектора, отодвинулись еще на 1 год и достигли 11,6 лет. Это самый пессимистичный прогноз за весь период наших наблюдений, начиная с 1992г. Еще один рекорд 2005г. состоит в том, что зафиксировано максимальное расхождение между оценками представителей агросектора и промышленности. До этого наибольшее превышение первых оценок над вторыми наблюдалось в 2004г. и составляло 3.0 года, теперь разрыв вырос до 3.8 лет.

Таблица 5.

Оценки экономической политики правительства (за последние 3-4 месяца)

и остаточной продолжительности кризиса директорами сельскохозяйственных _предприятий (усредненные результаты четырех квартальных опросов)_

Индекс понимания экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения экономической политики правительства (%) 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического кризиса 2) ( в скобках дано превышение над оценками по промышленности из таблицы 1)

19923) 6.2 (+0.2)

1993 39 29 6.8 (+0.8)

1994 32 22 7.8 (+1.5)

1995 29 19 8.3 (+1.2)

1996 30 18 7.8 (+1.1)

1997 34 19 9.0 (+1.2)

1998 37 21 9.2 (+1.8)

1999 39 32 7.6 (-0.1)

2000 41 31 7.5 (+1.5)

2001 44 34 7.1 (+0.7)

2002 41 32 8.8 (+1.7)

2003 41 25 9.8 (+2.3)

2004 45 27 10.6 (+3.0)

2005 37 23 11.6 (+3.8)

ПРИМЕЧАНИЯ.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью

понимают (одобряют) политику, а «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

3) Без первого квартала. Источник: опросы РЭБ.

БАНКИ

Как и раньше, самые высокие отметки правительству «выставили» респонденты из банковского сектора. Индекс одобрения в 2005г. составил 62, повторив результат 2004г. Это, правда, на 5 пунктов меньше, чем в рекордном 2003г., но по историческим меркам по-прежнему является очень высоким показателем (см. табл. 6).

Таблица 5.

Оценки экономической политики правительства и Центробанка руководителями коммерческих банков (среднее по двум полугодовым опросам)

Индекс одобрения экономической политики правительства (%)1} Индекс одобрения политики ЦБР (%) 1

19932) 26 24

1994 22 34

1995 25 29

1996 37 33

1997 47 36

1998 34 26

1999 41 33

2000 53 40

2001 65 46

2002 62 48

2003 67 59

2004 62 63

20 053) 62 50

ПРИМЕЧАНИЯ.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все респонденты полностью

одобряют политику, а «0», - когда, наоборот, все полностью не одобряют её.

2) Второе полугодие.3' Первое полугодие.

Источник: опросы РЭБ.

Намного строже, чем деятельность правительства, представители коммерческих банков оценивают политику, проводимую ЦБР. Здесь индекс одобрения по сравнению с прошлым (рекордным годом) упал на 13 пунктов и достиг 50. Однако и в данном случае, если рассматривать динамику показателя за более долгий период времени, то следует признать, что уровень поддержки со стороны банков политики ЦБР в 2005г. оставался весьма высоким.

****

В целом результаты наших измерений позволяют сделать вывод, что поддержка, которую среди руководителей промышленных предприятий имела экономическая политика правительства в 2005г., немного снизилась. В агросекторе она снизилась довольно существенно. А что касается банковского сектора, то здесь изменения не столь заметны, но поддержка действий, как правительства, так и Центрального Банка, оставалась на достаточно высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.