С Т А Т Ь И И А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 2010 Г.
С. Аукуционек
Результаты опросов руководителей предприятий, проводимых Российским
экономическим барометром (РЭБ), свидетельствуют, что в 2010г. отношение к экономической политике правительства среди руководителей предприятий несколько улучшилось.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Доля респондентов, ПОНИМАЮЩИХ (полностью или в основном) экономическую политику правительства, составила 35%. Это на 8 процентных пунктов больше результата 2009г. Более высоким этот показатель был только в 2006-2008гг.
Снизилась в 2010г. доля НЕПОНИМАЮЩИХ действий правительства (полностью или в основном). В среднем она составила 25%, что на 13 процентных пунктов меньше результата 2009г. и тоже является одним из лучших значений показателя за всю историю его измерения, начиная с 1992г.
На протяжении большей части постдефолтного периода самую многочисленную группу составляли те, кто затруднился поставить правительству оценку. Начиная с 20012002гг, когда доля таких респондентов достигла пика (45%), происходило непрерывное относительное уменьшение числа тех, кто затрудняется дать определенный ответ на вопрос о ясности политики. Но в 2010г. эта тенденция была нарушена: относительное число колеблющихся с оценкой респондентов несколько выросло по сравнению с 2009г. и составило 40%.
При ответе на вопрос об экономической политике руководителям предприятий предлагается выбрать одну из пяти позиций: «полное непонимание», «непонимание в основном», «трудно сказать», «понимание в основном» и «полное понимание». Используя эту пятиступенчатую шкалу, мы строим более точный индекс понимания (ИП), который учитывает все варианты ответов с разными весами: 0, % % 3Л и 1. Ситуация, когда ИП=100 означает всеобщее и полное понимание, а ИП=0, наоборот, - всеобщее и полное непонимание политики правительства.
При таком измерении действия правительства в 2010 году выглядели довольно-таки «понятными» для руководителей предприятий на фоне последнего десятилетия. Индекс понимания равнялся 50 (см. таблицу 1). Это лишь немногим уступало рекордным значениям ИП - 52-53 пунктов, зафиксированным в предкризисные 2007-2008 гг.
Доля руководителей промышленных предприятий, ОДОБРЯЮЩИХ экономическую политику правительства (полностью или в основном), за год выросла на 4 процентных пункта и составила 16%. Одновременно резко снизилась доля руководителей, которые НЕ ОДОБРЯЮТ политику правительства - с 37 до 30%. Это примерно соответствует средним значениям показателя минувшего десятилетия.
Наиболее многочисленную группу образуют те респонденты, которые затруднились поставить оценку правительству, - 54% - на 3 процентных пункта больше, годом ранее.
ТАБЛИЦА 1.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)
Индекс понимания экономической политики 1) правительства ) Индекс одобрения экономической политики 1) правительства 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического 2) кризиса.) Доля респондентов, считающих, что экономический подъем уже начался (%).
19923) 47 41 6.0
1993 40 36 6.0 -
1994 34 26 6.3 -
1995 35 28 7.1 -
1996 32 25 6.7 -
1997 35 25 7.8 -
1998 34 25 7.4 -
1999 39 34 7.7 3
2000 46 43 6.0 9
2001 50 46 6.4 10
2002 51 45 7.1 6
2003 50 41 7.5 6
2004 49 41 7.6 10
2005 49 39 7.8 7
2006 52 44 7.1 12
2007 53 47 6.8 16
2008 52 45 5.9 13
2009 45 40 4.2 2
2010 50 44 4.4 6
ПРИМЕЧАНИЯ.
1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают (одобряют) политику, «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.
2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.
3) Без первого квартала.
Источник: опросы РЭБ.
Также как и для предыдущего показателя, измерение производится по пятиступенчатой шкале: от полного неодобрения до полного одобрения. Подобно индексу понимания строится индекс одобрения экономической политики (ИО). В 2010г. его среднее значение равнялось 44. Это на 4 пункта выше, чем в 2009г., и является одним из лучших значений показателя за последние 10 лет.
В качестве косвенной оценки деятельности правительства можно привести еще один показатель РЭБ: ожидаемое число лет до окончания экономического кризиса. В среднем за 2010г. ОСТАТОЧНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА, по мнению респондентов, составила 4.4 лет. Это на 0.2 года больше, чем оценка, полученная в 2009г. При этом круг
руководителей предприятий, полагающих, что экономический подъем уже идёт, расширился всего до 6% (в прошлом году было 2%).
Оценки экономической политики правительства существенно разнятся по отраслям. В 2009г. в результате кризиса произошло всеобщее снижение индекса её понимания. Но в 2010г. наблюдалось восстановление индексов по большинству отраслей. Наибольший сдвиг в благоприятном (для правительства) направлении отмечен в пищевой (+10 процентных пунктов по сравнению с 2009г.) и в лёгкой (+11 п.п.). В конечном счёте, только на предприятиях, производящих химическую продукцию и стройматериалы, экономическая политика правительства оставалась более или менее непонятной их руководителям. Во всех остальных отраслях ИП был выше 50-% (см. Табл. 2).
Примерно такая же картина наблюдалась и в динамике оценок одобрения экономической политики правительства. Только здесь ИО всё равно остался ниже 50-ного уровня во всех отраслях, кроме пищевой.
ТАБЛИЦА 2.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ОТРАСЛЕЙ (усредненные
результаты четырех квартальных опросов)
Индекс понимания экономической политики правительства Индекс одобрения экономической политики правительства Разница между пониманием и одобрением
2008 2009 2010 2008 2009 2010 2010
(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)=(3) - (6)
Металлургия 60 47 53 51 36 43 10
Машиностроение 52 47 53 48 42 46 7
Химическая промышленность 48 39 38 44 33 32 6
Лесопромышленный комплекс 49 51 54 40 37 48 6
Производство стройматериалов 47 42 43 47 38 49 -6
Легкая промышленность 50 40 51 48 37 37 14
Пищевая промышленность 53 45 56 52 48 53 3
Обратимся теперь к списку стимулирующих мероприятий, которыми, по мнению респондентов, правительству следовало бы заняться в первую очередь. Несмотря на перипетии, связанные с кризисом и последующим выходом из него, больших изменений здесь не произошло. Проблема облегчения налогового бремени по-прежнему идёт первым номером. Начиная с 1998-2000гг., прослеживалась тенденция к уменьшению ее остроты. В 2009г., под влиянием кризиса, казалось, что эта тенденция будет сломана, и что частота требований снизить налоги заметно возрастёт. Однако рейтинг этого «мероприятия», наоборот, понизился до 56%. И ещё более он понизился в 2010 - 54%. Это - рекордно низкая отметка для данного показателя за тринадцать последних лет (см. таблицу 3).
На втором - четвёртом местах идут мероприятия, которые уже давно имеют близкие рейтинги, колеблющиеся вокруг отметки 40%. Так, требование добиться снижения банковского процента получило на этот раз 43%. Это практически тот же результат, что и год назад. Идея стимулировать капиталовложения получила 44%. Это на 1 пункт больше, чем в опросе годовой давности. Но по сравнению с серединой нулевых лет это мероприятие сдало свои позиции. Что, в общем, понятно в силу общего снижения инвестиционной активности в период кризиса. Рейтинг идеи госзаказа вырос в кризисный год с 31 до 41% и
удержался примерно на том же уровне (42%) и в 2010г. Чуть «просела» популярность требования предоставить льготные кредиты и дотации - 38% (год назад было 41%). Но в целом это предложение остаётся на одном и том же уровне весь период наблюдений (с 1998г.).
Из мероприятий «второго эшелона» хочется отметить неожиданное и резкое падение рейтинга импортных ограничений - с 31% до 25% в 2010г. По всем же остальным пунктам движений практически нет. Даже вопрос о том, в какую сторону следует «направлять» курс рубля - к укреплению или к ослаблению - не имел в глазах респондентов того судьбоносного значения, которое ему порой придаётся в прессе: за укрепление рубля высказались представители 4% предприятий, а за ослабление - тоже 4%!
ТАБЛИЦА 3.
РЕЙТИНГ РАЗЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА (доля респондентов, считающих данный пункт важным для своего предприятия, среднее по двум
полугодовым опросам, %)
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
1. Снизить налоги 84 84 83 74 68 76 66 61 59 58 60 56 54
2.Стимулировать капитальные 1) вложения ) 45 48 53 56 54 47 43 44
3. Добиться снижения банковского процента 36 35 36 34 42 39 44 42 43 47 45 46 43
4. Предоставить льготные кредиты, дотации и т.п. 40 37 40 44 40 41 43 40 41 44 40 41 38
5. Использовать систему госзаказа 32 29 26 29 34 28 34 32 28 26 31 41 42
6. Улучшить структуру налогов 46 42 43 33 32 32 30 23 23 25 21 16 17
7. Ограничить импорт 28 21 22 22 31 25 25 30 32 25 27 31 25
8.Стабилизировать «правила игры» 1) - - - - - - - 272) 20 17 17 15 15
9.Стабилизировать курс рубля 522) 46 33 23 21 13 14 8 5 7 10 10 10
10. Облегчить экспорт 12 7 11 10 10 13 10 12 11 11 7 9 11
11 .Повысить курс рубля 112) 12 9 8 7 5 5 5 4 5 6 7 4
12. Понизить курс рубля 02) 1 2 4 2 2 4 3 3 4 3 3 4
13.Другое 14 6 5 4 4 2 3 4 4 4 2 3 3
14. Предприятие не нуждается в стимулировании 3 3 4 4 3 3 3 3 2 3 4 2 2
ПРИМЕЧАНИЯ:
1) Включение данного мероприятия в список, скорее всего, не сказалось существенно на остальных рейтингах, поскольку число вариантов ответа на этот вопрос в анкете не ограничивается.
2) Второе полугодие.
Источник: опросы РЭБ.
Помимо оценки конкретных направлений экономической политики с точки зрения предприятий, респондентам РЭБ задается вопрос о сравнительной важности стимулирования производства и снижения инфляции для российской экономики в целом. Как видно из таблицы 4, на протяжении всего рассматриваемого периода численный перевес сторонников стимулирования производства над сторонниками замедления инфляции был подавляющим. Таким же остался он и в 2010г.: 77% респондентов считали, что в тот период производство важнее инфляции, и лишь 11% придерживались противоположного мнения. Стоит заметить, что даже несмотря на только что пережитый кризис сохраняется длительная тенденция сдвига в сознании большинства респондентов в строну всё большего и большего понимания важности антиинфляционной политики. Оценки 2010 г. в данном отношении оказались самыми «антиинфляционными» за весь период наблюдений, за исключением 2008г.
ТАБЛИЦА 4.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВАЖНЕЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ЗАМЕДЛИТЬ ИНФЛЯЦИЮ ИЛИ СТИМУЛИРОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО?» (доля респондентов, выбравших данный вариант ответа, среднее по четырем
квартальным опросам, %)
Инфляция В равной мере то и другое Производство Баланс
(1) (2) (3) (4) = (3)-(1)
1997 2 4 94 92
1998 2 3 95 93
1999 5 6 89 84
2000 5 5 90 85
2001 6 6 88 82
2002 7 7 86 79
2003 7 7 86 79
2004 6 7 87 81
2005 7 4 89 82
2006 9 6 85 76
2007 9 7 84 75
2008 17 9 74 57
2009 9 9 82 73
2010 11 12 77 66
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Поддержка правительственной политики среди респондентов сельскохозяйственных предприятий выборки РЭБ изменилась незначительно. Индекс понимания за 2010г. составил 38, что повторяет результат годичной давности и является анти-рекордом последнего десятилетия. Что касается индекса одобрения, то он понизился на 2 пункта - до 34, оставшись на сравнительно высоком (по историческим меркам, разумеется) уровне. Напомним, в этой связи, что значение индекса за 2008-2009 гг. (37-36) было рекордным за весь период за весь период рыночных реформ (см. табл. 5).
Несколько ухудшились оценки остаточной продолжительности кризиса. Сроки начала экономического подъёма, по мнению респондентов из агросектора, составляют 8,1 лет (было ровно на 5 месяцев меньше). Что касается расхождения между оценками представителей агросектора и промышленности, то оно также возросло и составило 3,7 года - рекордно большой разрыв, за исключением 2005г.
ТАБЛИЦА 5.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)
Индекс понимания экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения экономической политики правительства (%) 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического кризиса 2) ( в скобках дано превышение над оценками по промышленности из таблицы 1)
19923) 6.2 (+0.2)
1993 39 29 6.8 (+0.8)
1994 32 22 7.8 (+1.5)
1995 29 19 8.3 (+1.2)
1996 30 18 7.8 (+1.1)
1997 34 19 9.0 (+1.2)
1998 37 21 9.2 (+1.8)
1999 39 32 7.6 (-0.1)
2000 41 31 7.5 (+1.5)
2001 44 34 7.1 (+0.7)
2002 41 32 8.8 (+1.7)
2003 41 25 9.8 (+2.3)
2004 45 27 10.6 (+3.0)
2005 37 23 11.6 (+3.8)
2006 47 31 10,5 (+3,4)
2007 44 34 9,0 (+2.2)
2008 44 37 8,7 (+2,8)
2009 38 36 7,7 (+3,5)
2010 38 34 8,1 (+3,7)
ПРИМЕЧАНИЯ.
1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают (одобряют) политику, а «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.
2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.
3) Без первого квартала.
Источник: опросы РЭБ.
БАНКИ
Как и раньше, самые высокие отметки правительству «выставили» респонденты из банковского сектора. Индекс одобрения в первом полугодии 2010г. составил 66. Это на 6 пунктов ниже, чем в предшествующем году. Но в целом является неплохой оценкой, особенно если сравнивать её со значениями показателя до 2000г. (см. табл. 6).
ТАБЛИЦА 6.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЦЕНТРОБАНКА РУКОВОДИТЕЛЯМИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ (среднее по двум полугодовым опросам)
Индекс одобрения экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения политики ЦБР (%) 1)
19932) 26 24
1994 22 34
1995 25 29
1996 37 33
1997 47 36
1998 34 26
1999 41 33
2000 53 40
2001 65 46
2002 62 48
2003 67 59
2004 62 63
2005 60 53
2006 70 64
2007 77 75
2008 58 55
20093) 66 61
2010 60 60
ПРИМЕЧАНИЯ.
1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все респонденты полностью одобряют политику, а «0», - когда, наоборот, все полностью не одобряют её.
2) Второе полугодие.
3) Первое полугодие
Источник: опросы РЭБ.
Практически то же самое можно сказать и про политику ЦБР. Обычно здесь, по традиции, оценки «выставлялись» более сдержанно. Но в 2010г. уровень поддержки политики ЦБР и правительства совпал на отметке 60.
****
В целом результаты наших измерений позволяют сделать вывод, что поддержка, которую среди руководителей промышленных предприятий имела экономическая политика правительства в 2010г., по сравнению с предыдущим годом заметно повысилась в промышленности и мало изменилась в агросекторе. и среди банкиров. Что касается абсолютных величин показателей поддержки, то она, как и раньше, наблюдается только среди руководителей банков. В двух других секторах преобладающая часть респондентов была настроена по отношению к проводимой в 2010г. экономической политике либо нейтрально, либо негативно.