С Т А Т Ь И И А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 2012 Г.
С. Аукуционек
Результаты опросов руководителей предприятий, проводимых Российским экономическим барометром (РЭБ), свидетельствуют, что в 2012г. отношение к экономической политике правительства среди руководителей предприятий в целом несколько улучшилось.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Доля респондентов, ПОНИМАЮЩИХ (полностью или в основном) экономическую политику правительства, составила 28%. Это на 1 процентный пункт больше результата
2011 г. и является одним из самых низких значений показателя за последние 11 лет.
И наоборот, доля НЕПОНИМАЮЩИХ в 2011г. действий правительства (полностью или в основном) повысилась. В среднем она составляла 32%, что на 7 процентных пунктов больше результата 2010г., что является одним из худших показателей, начиная с 1992г.
На протяжении большей части постдефолтного периода самую многочисленную группу составляли те, кто затруднился поставить правительству оценку. Начиная с 20012002гг., когда доля таких респондентов достигла пика (45%), происходило непрерывное относительное уменьшение числа тех, кто затруднялся дать определенный ответ на вопрос о ясности политики. Но в 2010г. эта тенденция была нарушена: относительное число колеблющихся с оценкой респондентов несколько выросло по сравнению с 2009г. и составило 40%. Таким же оно оставалось и в 2011г., а в 2012г. возросло почти до рекордного уровня 44%.
При ответе на вопрос об экономической политике руководителям предприятий предлагается выбрать одну из пяти позиций: «полное непонимание», «непонимание в основном», «трудно сказать», «понимание в основном» и «полное понимание». Используя эту пятиступенчатую шкалу, мы строим более точный индекс понимания (ИП), который учитывает все варианты ответов с разными весами: 0, % % 3Л и 1. Ситуация, когда ИП=100 означает всеобщее и полное понимание, а ИП=0, наоборот, - всеобщее и полное непонимание политики правительства.
При таком измерении действия правительства в 201 2 году тоже выглядели довольно-таки «непонятными» для руководителей предприятий на фоне последнего десятилетия. Индекс понимания равнялся 48 (см. таблицу 1). За последние 11 лет он был хуже только в кризисном 2009 г. (45).
Доля руководителей промышленных предприятий, ОДОБРЯЮЩИХ экономическую политику правительства (полностью или в основном), за год не изменилась и составила 9%. Одновременно снизилась доля руководителей, которые НЕ ОДОБРЯЮТ политику правительства - с 37 до 32%.
Наиболее многочисленную группу образуют те респонденты, которые затруднились поставить оценку правительству, - 59% - на 5 процентных пунктов выше, чем годом ранее.
ТАБЛИЦА 1.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)
Индекс понимания экономической политики 1) правительства 1) Индекс одобрения экономической политики 1) правительства 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического 2) кризиса.) Доля респондентов, считающих, что экономический подъем уже начался (%).
19923) 47 41 6.0 -
1993 40 36 6.0 -
1994 34 26 6.3 -
1995 35 28 7.1 -
1996 32 25 6.7 -
1997 35 25 7.8 -
1998 34 25 7.4 -
1999 39 34 7.7 3
2000 46 43 6.0 9
2001 50 46 6.4 10
2002 51 45 7.1 6
2003 50 41 7.5 6
2004 49 41 7.6 10
2005 49 39 7.8 7
2006 52 44 7.1 12
2007 53 47 6.8 16
2008 52 45 5.9 13
2009 45 40 4.2 2
2010 50 44 4.4 6
2011 47 40 4.9 12
2012 48 41 5.7 10
ПРИМЕЧАНИЯ.
1)100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают (одобряют) политику, «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.
2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.
3) Без первого квартала.
Источник: опросы РЭБ.
Также как и для предыдущего показателя, измерение производится по пятиступенчатой шкале: от полного неодобрения до полного одобрения. Подобно индексу понимания строится индекс одобрения экономической политики (ИО). В 201 2 г. его среднее значение равнялось 41. Это на 1 пункт выше, чем в 2011г., и является одним из худших значений показателя за последние 10 лет.
В качестве косвенной оценки деятельности правительства можно привести еще один показатель РЭБ: ожидаемое число лет до окончания экономического кризиса. В среднем за
2012 г. ОСТАТОЧНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА, по мнению респондентов, составила 5.7 лет. Это на 0.8 года больше, чем оценка, полученная в 2011г. При этом круг руководителей предприятий, полагающих, что экономический подъем уже идёт, сузился до 10% (в прошлом году было 12%).
Оценки экономической политики правительства существенно разнятся по отраслям. Благоприятный (для правительства) сдвиг в понимании отмечен в машиностроении (+8 процентных пунктов по сравнению с 2011г.), в производстве стройматериалов (+4 процентных пункта) и в лёгкой промышленности (тоже +4 п.п.). А самое большое понижение произошло в химической промышленности (- 19 процентных пунктов).
Примерно такая же картина наблюдалась в динамике оценок одобрения экономической политики. В машиностроении, производстве стройматериалов и в лёгкой промышленности наблюдался рост ИО, но всего на 3-4 процентных пункта. В остальных отраслях он снизился. И во всех - стоял ниже 50-процентной отметки.
ТАБЛИЦА 2.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ОТРАСЛЕЙ (усредненные
результаты четырех квартальных опросов)
Индекс понимания экономической политики правительства Индекс одобрения экономической политики правительства Разница между пониманием и одобрением
2010 2011 2012 2010 2011 2012 2012
(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)=(3) - (6)
Металлургия 53 52 49 43 38 37 12
Машиностроение 53 44 52 46 40 44 8
Химическая промышленность 38 45 26 32 42 35 -9
Лесопромышленный комплекс 54 51 50 48 45 42 6
Производство стройматериалов 43 46 50 49 41 45 5
Легкая промышленность 51 46 50 37 33 36 14
Пищевая промышленность 56 54 49 53 51 45 4
Обратимся теперь к списку стимулирующих мероприятий, которыми, по мнению респондентов, правительству следовало бы заняться в первую очередь. Проблема облегчения налогового бремени по-прежнему идёт первым номером. Начиная с 1998-2000гг. прослеживалась тенденция к уменьшению ее остроты. Даже в кризисном 2009г., когда казалось, что эта тенденция должна была быть, частота требований снизить налоги держалась около рекордно низкой отметки 56% и упала ещё на 2 пункта в 2010г. В 2011г.
казалось, что всё возвращается на круги своя: 74% респондентов посчитали снижение налогового бремени первостепенной по важности проблемой экономической политики. Это практически повторяет результаты 2001-2003гг. Но в 2012 г. тенденция к уменьшению остроты налоговых проблем снова возобладала, и соответствующий рейтинг опустился до 58 (см. таблицу 3).
ТАБЛИЦА 3.
РЕЙТИНГ РАЗЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА
(доля респондентов, считающих данный пункт важным для своего предприятия, среднее по
двум полугодовым опросам, %).
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
1. Снизить налоги 84 84 83 74 68 76 66 61 59 58 60 56 54 74 58
2.Стимулировать капитальные 1) вложения ) 45 48 53 56 54 47 43 44 39 46
З.Добиться снижения банковского процента 36 35 36 34 42 39 44 42 43 47 45 46 43 38 37
4.Предоставить льготные кредиты, дотации и т.п. 40 37 40 44 40 41 43 40 41 44 40 41 38 31 33
5.Использовать систему госзаказа 32 29 26 29 34 28 34 32 28 26 31 41 42 29 34
б.Улучшить структуру налогов 46 42 43 33 32 32 30 23 23 25 21 16 17 22 22
7.Ограничить импорт 28 21 22 22 31 25 25 30 32 25 27 31 25 23 21
8.Стабилизировать «правила игры» 1) - - - - - - - 2) 1"- 2 20 17 17 15 15 16 20
9.Стабилизировать курс рубля 5 2) 46 33 23 21 13 14 8 5 7 10 10 10 9 13
ІО.Облегчить экспорт 12 7 11 10 10 13 10 12 11 11 7 9 11 10 5
11 .Повысить курс рубля 112) 12 9 8 7 5 5 5 4 5 6 7 4 3 5
12.Понизить курс рубля 02) 1 2 4 2 2 4 3 3 4 3 3 4 3 4
13.Другое 14 6 5 4 4 2 3 4 4 4 2 3 3 3 3
14.Предприятие не нуждается в стимулировании 3 3 4 4 3 3 3 3 2 3 4 2 2 2 1
ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Включение данного мероприятия в список, скорее всего, не сказалось существенно на остальных рейтингах, поскольку число вариантов ответа на этот вопрос в анкете не ограничивается. 2) Второе полугодие.
Источник: опросы РЭБ.
На втором - четвёртом местах идут мероприятия, которые долгое время имели близкие рейтинги, колеблющиеся вокруг или около отметки 40%. Так, требование добиться снижения банковского процента получило на этот раз 37%. Это - самое низкое значение показателя за последние 11 лет. Что является слабым симптомом того, что возможности предприятий привлекать банковские кредиты за последний год чуть расширились. Идея стимулировать капиталовложения получила 46%. Это на 7 пунктов больше, чем в опросе
годовой давности и является рекордом последних 9 лет. Хотя до повторения рекордов здесь ещё далеко.
Осталась примерно на прежнем уровне популярность требования предоставить льготные кредиты и дотации - 33% (год назад было 31%). Это рекордно низкие рейтинги данного мероприятия за весь период измерения, начиная с 1998г.
Наконец, частота упоминания госзаказа, поднявшаяся по ходу кризиса до рекордных отметок в 41-42% в 2009-2010гг., составила в 2012г. всего 34%.
Из мероприятий «третьего эшелона» хочется отметить заметный скачок частоты требований по стабилизации «правил игры» - с 16 до 20%. Сюда же по смыслу примыкает и требование стабилизации курса рубля (рост рейтинга с 9 до 13%). Обращает на себя внимание продолжающееся уже третий год подряд падение рейтинга импортных ограничений: с 31% в 2009г. до 25% в 2010г., затем до 23% в 2011г. и далее до 21% в 2012г.
По всем же остальным рубрикам таблицы 3 изменений практически нет. Даже вопрос о том, в какую сторону следует «направлять» курс рубля - к укреплению или к ослаблению - не имел в глазах респондентов того судьбоносного значения, которое ему порой придаётся в СМИ: за укрепление рубля высказались представители 5% предприятий, а за ослабление - 4%.
Помимо оценки конкретных направлений экономической политики с точки зрения предприятий, респондентам РЭБ задается вопрос о сравнительной важности стимулирования производства и снижения инфляции для российской экономики в целом.
ТАБЛИЦА 4.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВАЖНЕЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ЗАМЕДЛИТЬ ИНФЛЯЦИЮ ИЛИ СТИМУЛИРОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО?» (доля респондентов, выбравших данный вариант ответа, среднее по четырем
квартальным опросам, %).
Инфляция В равной мере то и другое Производство Баланс
(1) (2) (3) (4) = (3)-(1)
1997 2 4 94 92
1998 2 3 95 93
1999 5 6 89 84
2000 5 5 90 85
2001 6 6 88 82
2002 7 7 86 79
2003 7 7 86 79
2004 6 7 87 81
2005 7 4 89 82
2006 9 6 85 76
2007 9 7 84 75
2008 17 9 74 57
2009 9 9 82 73
2010 11 12 77 66
2011 14 12 74 60
2012 11 12 77 66
Как видно из таблицы 4, на протяжении всего рассматриваемого периода численный перевес сторонников стимулирования производства над сторонниками замедления инфляции был подавляющим. Таким же остался он и в 2012г.: 77% респондентов считали, что в тот период производство важнее инфляции, и лишь 11% придерживались противоположного мнения. По-прежнему рекордно много тех, кто полагает, что правительству следует работать по двум означенным направлениям экономической политики «в равной мере». Но абсолютный уровень этого рекорда невысок: всего 12%.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Поддержка правительственной политики среди респондентов сельскохозяйственных предприятий выборки РЭБ изменилась - заметно окрепла. Индекс понимания за 2012г. составил 56, что на 19 процентных пунктов выше результата годичной давности и является абсолютным рекордом двух последних десятилетий. То же относится и к индексу одобрения: он вырос сразу на 17 процентных пунктов - до 48, оказавшись рекордно высоким за весь период проведения рыночных реформ (см. табл. 5).
ТАБЛИЦА 5.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)
Индекс понимания экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения экономической политики правительства (%) 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического кризиса 2) ( в скобках дано превышение над оценками по промышленности из таблицы 1)
19923) 6.2 (+0.2)
1993 39 29 6.8 (+0.8)
1994 32 22 7.8 (+1.5)
1995 29 19 8.3 (+1.2)
1996 30 18 7.8 (+1.1)
1997 34 19 9.0 (+1.2)
1998 37 21 9.2 (+1.8)
1999 39 32 7.6 (-0.1)
2000 41 31 7.5 (+1.5)
2001 44 34 7.1 (+0.7)
2002 41 32 8.8 (+1.7)
2003 41 25 9.8 (+2.3)
2004 45 27 10.6 (+3.0)
2005 37 23 11.6 (+3.8)
2006 47 31 10,5 (+3,4)
2007 44 34 9,0 (+2.2)
2008 44 37 8,7 (+2,8)
2009 38 36 7,7 (+3,5)
2010 38 34 8,1 (+3,7)
2011 37 31 9,6 (+4,7)
2012 56 48 7,6 (+1,9)
ПРИМЕЧАНИЯ.
1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают (одобряют) политику, а «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.
2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.
3) Без первого квартала.
Источник: опросы РЭБ.
Сразу на 2 года снизились оценки остаточной продолжительности кризиса, оставаясь, впрочем, всё ещё весьма большими. Начало экономического подъёма, по мнению респондентов из агросектора, теперь отстоит от нас «всего» на 7,6 лет. Расхождение между оценками представителей агросектора и промышленности уменьшилось с рекордных 4,7 года до почти обычной в 90-е гг. величины +1,9 года.
****
В целом результаты наших измерений позволяют сделать вывод, что поддержка, которую среди руководителей предприятий имела экономическая политика правительства в 2012г., по сравнению с предыдущим годом чуть возросла в промышленности и значительно укрепилась в агросекторе. Впервые за всё время наших наблюдений, оценки руководителей сельскохозяйственных предприятий оказались выше, чем промышленных. Хотя преобладающая часть респондентов оставалась настроенной по отношению к проводимой в 2012г. экономической политике либо нейтрально, либо негативно.