Научная статья на тему 'Оценки экономической политики в 2014 г. '

Оценки экономической политики в 2014 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА / ИНДЕКС ОДОБРЕНИЯ / ИНДЕКС ПОНИМАНИЯ / МЕРОПРИЯТИЯ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА / ОСТАТОЧНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА / RUSSIA / INDUSTRY / ECONOMIC POLICY / ASSESSMENT OF ECONOMIC POLICY OF THE GOVERNMENT / INDEX OF COMPREHENSION / INDEX OF APPROVAL / PRODUCTION INCENTIVES / REMAINING DURATION OF THE CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аукуционек Сергей Павлович

В статье приведены данные о том, как руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий России респонденты Российского экономического барометра оценивают экономическую политику правительства. Указана доля руководителей, понимающих и одобряющих экономическую политику правительства, а также рейтинг мероприятий, необходимых для стимулирования производства. Оценена сравнительная важность стимулирования производства и снижения инфляции. Данные представлены по 2014 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of economic policy in 2014

The article depicts how Russia’s managers of industrial and agricultural enterprises the Russian Economic Barometer respondents’ assess the economic policy of the Government. There are presented the shares of managers who understand and who approve of the Government's economic policy, as well as the rating of measures needed to stimulate production. There’s evaluated the relative importance of stimulating of production versus reduction of inflation. Data are presented up to the year 2014.

Текст научной работы на тему «Оценки экономической политики в 2014 г. »

Российский Экономический Барометр, №4, 2014

С Т А Т Ь И И А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 2014 г.

С. Аукуционек

Результаты опросов руководителей предприятий, проводимых Российским экономическим барометром (РЭБ), свидетельствуют, что в 2014г. отношение к экономической политике правительства среди руководителей предприятий в целом оставалось скорее негативным.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Доля респондентов, ПОНИМАЮЩИХ (полностью или в основном) экономическую политику правительства, составила 34%. Это на 6 процентных пунктов больше результата 2013г. и является одним из самых высоких значений показателя за последние 20 лет.

Доля НЕПОНИМАЮЩИХ в 2014г. действий правительства (полностью или в основном) в среднем составляла 27%, - ровно столько же, что и в 2013г. И это также является одним из лучших показателей, начиная с 1992г.

На протяжении большей части постдефолтного периода самую многочисленную группу составляли те, кто затруднился поставить правительству оценку. Таким же оно осталось и в 2014г. - 39%.

При ответе на вопрос об экономической политике руководителям предприятий предлагается выбрать одну из пяти позиций: «полное непонимание», «непонимание в основном», «трудно сказать», «понимание в основном» и «полное понимание». Используя эту пятиступенчатую шкалу, мы строим более точный индекс понимания (ИП), который учитывает все варианты ответов с разными весами: 0, % % * * 3Л и 1. Ситуация, когда ИП=100 означает всеобщее и полное понимание, а ИП=0, наоборот, - всеобщее и полное непонимание политики правительства.

При таком измерении действия правительства в 201 4 году тоже выглядели довольно-таки «непонятными» для руководителей предприятий на фоне последнего десятилетия. Индекс понимания равнялся 49 (см. таблицу 1). Это всего на один пункт выше, чем год назад.

Доля руководителей промышленных предприятий, ОДОБРЯЮЩИХ экономическую политику правительства (полностью или в основном), за год возросла на 9 процентных пунктов и составила 19%. Одновременно чуть снизилась доля руководителей, которые НЕ ОДОБРЯЮТ политику правительства - с 31 до 28%.

Наиболее многочисленную группу образуют те респонденты, которые затруднились поставить оценку правительству, - 53% - на 6 процентных пунктов ниже, чем годом ранее.

Аукуционек Сергей Павлович - кандидат экономических наук, руководитель Центра по изучению переходной

экономики ИМЭМО РАН.

3

Российский Экономический Барометр, №4, 2014

ТАБЛИЦА 1.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики 1) правительства ) Индекс одобрения экономической политики правительства 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического кризиса 2) Доля респондентов, считающих, что экономический подъем уже начался (%).

19923) 47 41 6.0 -

1993 40 36 6.0 -

1994 34 26 6.3 -

1995 35 28 7.1 -

1996 32 25 6.7 -

1997 35 25 7.8 -

1998 34 25 7.4 -

1999 39 34 7.7 3

2000 46 43 6.0 9

2001 50 46 6.4 10

2002 51 45 7.1 6

2003 50 41 7.5 6

2004 49 41 7.6 10

2005 49 39 7.8 7

2006 52 44 7.1 12

2007 53 47 6.8 16

2008 52 45 5.9 13

2009 45 40 4.2 2

2010 50 44 4.4 6

2011 47 40 4.9 12

2012 48 41 5.7 10

2013 48 42 5.7 4

2014 49 45 5.9 3

ПРИМЕЧАНИЯ.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают (одобряют) политику, «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

3) Без первого квартала.

Источник: опросы РЭБ.

Также как и для предыдущего показателя, измерение производится по пятиступенчатой шкале: от полного неодобрения до полного одобрения. Подобно индексу понимания строится индекс одобрения экономической политики (ИО). В 2014г. его среднее значение равнялось 45. Это на 3 пункта выше, чем в 2013г., и является одним из лучших значений показателя за последние 20 лет. Выше он поднимался лишь дважды: в 2007г. (47) и в 2001г. (46).

В качестве косвенной оценки деятельности правительства можно привести еще один показатель РЭБ: ожидаемое число лет до окончания экономического кризиса. В среднем за 2014г. ОСТАТОЧНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА, по мнению респондентов, 4

4

Российский Экономический Барометр, №4, 2014

составила 5.9 лет. Это на 0.2 года хуже оценки, полученной в 2013г. Круг руководителей предприятий, полагающих, что экономический подъем уже идёт, сузился с 4% до 3%.

Оценки экономической политики правительства существенно разнятся по отраслям. Заметный и благоприятный (для правительства) сдвиг в понимании отмечен в лёгкой промышленности (+16 процентных пунктов по сравнению с 2013 годом), в лесопромышленном комплексе (+9) и в пищевой (+6). А самое большое понижение произошло в металлургии (- 9 процентных пунктов).

Позитивная динамика наблюдалась и в оценках одобрения экономической политики, прежде всего в металлургии (+15 пунктов), в лёгкой и пищевой промышленности (по +10). Контрастировало с общей картиной снижение ИО в химической промышленности (-9).

ТАБЛИЦА 2.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ОТРАСЛЕЙ (усредненные

результаты четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики правительства Индекс одобрения экономической политики правительства Разница между пониманием и одобрением

2012 2013 2014 2012 2013 2014 2014

(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)=(3) - (6)

Металлургия 49 62 53 37 37 52 1

Машиностроение 52 55 53 44 47 50 3

Химическая промышленность 26 32 31 35 36 27 4

Лесопромышленный комплекс 50 34 43 42 35 35 8

Производство стройматериалов 50 45 44 45 44 45 -1

Легкая промышленность 50 41 57 36 32 42 15

Пищевая промышленность 49 48 54 45 43 53 1

Обратимся теперь к списку стимулирующих мероприятий, которыми, по мнению респондентов, правительству следовало бы заняться в первую очередь. Проблема облегчения налогового бремени по-прежнему идёт первым номером. Начиная с 1998-2000 годов, прослеживалась тенденция к уменьшению ее остроты. Даже в кризисном 2009г., когда казалось, что эта тенденция должна была исчерпаться, частота требований снизить налоги держалась около рекордно низкой отметки 56% и упала ещё на 2 пункта в 2010г. В 2011г. казалось, что всё возвращается на круги своя: 74% респондентов посчитали снижение налогового бремени первостепенной по важности проблемой экономической политики. Это практически повторяло результаты 2001-2003гг. Но в 2012г. тенденция к уменьшению остроты налоговых проблем снова возобладала и в 2014г. соответствующий рейтинг опустился до 52% - абсолютный рекорд за 16 лет наблюдений (см. таблицу 3). Подчеркнём, что снижение данного показателя не равнозначно снижению налоговой нагрузки на предприятия. Но речь идёт именно о восприятии относительной остроты проблемы налогов на фоне других проблем. 5

5

Российский Экономический Барометр, №4, 2014

ТАБЛИЦА 3.

РЕЙТИНГ РАЗЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА (доля респондентов, считающих данный пункт важным для своего предприятия, среднее по двум

полугодовым опросам,%).

98 99 00 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14

1. Снизить налоги 84 84 83 74 68 76 66 61 59 58 60 56 54 74 58 61 52

2. Стимулировать капитальные вложения ) - - - - - 45 48 53 56 54 47 43 44 39 46 44 36

3. Добиться снижения банковского процента 36 35 36 34 42 39 44 42 43 47 45 46 43 38 37 42 36

4. Предоставить льготные кредиты, дотации и т.п. 40 37 40 44 40 41 43 40 41 44 40 41 38 31 33 45 46

5. Использовать систему госзаказа 32 29 26 29 34 28 34 32 28 26 31 41 42 29 34 43 45

6. Улучшить структуру налогов 46 42 43 33 32 32 30 23 23 25 21 16 17 22 22 22 22

7. Ограничить импорт 28 21 22 22 31 25 25 30 32 25 27 31 25 23 21 23 27

8. Стабилизировать «правила игры» 1) - - - - - - - 272) 20 17 17 15 15 16 20 18 21

9. Стабилизировать курс рубля 522) 46 33 23 21 13 14 8 5 7 10 10 10 9 13 7 25

10. Облегчить экспорт 12 7 11 10 10 13 10 12 11 11 7 9 11 10 5 6 3

11.Повысить курс рубля 112) 12 9 8 7 5 5 5 4 5 6 7 4 3 5 3 5

12. Понизить курс рубля 02) 1 2 4 2 2 4 3 3 4 3 3 4 3 4 2 2

13.Другое 14 6 5 4 4 2 3 4 4 4 2 3 3 3 3 4 3

14. Предприятие не нуждается в стимулировании 3 3 4 4 3 3 3 3 2 3 4 2 2 2 1 0 1

ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Включение данного мероприятия в список, скорее всего, не сказалось существенно на остальных рейтингах, поскольку число вариантов ответа на этот вопрос в анкете не ограничивается. 2) Второе полугодие.

Источник: опросы РЭБ.

На втором и третьем местах идут мероприятия, прямо или косвенно связанные с государственным финансированием. Так, идея предоставления предприятиям льготных кредитов, дотаций и т.п. получила 46% голосов респондентов. А использование системы госзаказа - 45%.

Заметно понизилась (в среднем за 2014г.) привлекательность в глазах респондентов стимулирования капитальных вложений и снижения банковского процента. Оба этих мероприятия набрали по 36% потеряв примерно 10 п.п по сравнению с 2008г. и 6-8 пунктов -по сравнению с их рейтингами годовой давности. Заметим, что для банковского процента 6

6

Российский Экономический Барометр, №4, 2014

текущий уровень рейтинга является один из самых низких за весь период наблюдений. Ниже он бывал только дважды: в 1999г. (35%) и 2001г. (34%).

Из мероприятий «третьего эшелона» хочется отметить заметный скачок частоты требований по стабилизации курса рубля с 7 до 25%. И довольно высокий (для себя) рейтинг идеи ограничения импорта - 27%.

По всем же остальным рубрикам таблицы 3 изменения практически незначительны, да и сами рейтинги в большинстве случаев остаются очень низкими.

Помимо оценки конкретных направлений экономической политики с точки зрения предприятий, респондентам РЭБ задается вопрос о сравнительной важности стимулирования производства и снижения инфляции для российской экономики в целом. Как видно из таблицы 4, на протяжении всего рассматриваемого периода численный перевес сторонников стимулирования производства над сторонниками замедления инфляции был подавляющим. Таким же остался он и в 2014г.: 70% респондентов считали, что в тот период производство важнее инфляции, и лишь 13% придерживались противоположного мнения. Однако обращает на себя внимание, что и на этот раз производство «выиграло» у инфляции с рекордно низким счётом. А число тех, кто полагает, что правительству следует работать по двум означенным направлениям экономической политики «в равной мере», напротив - оказалось необычайно высоким - 17%.

ТАБЛИЦА 4.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВАЖНЕЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ЗАМЕДЛИТЬ ИНФЛЯЦИЮ ИЛИ СТИМУЛИРОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО?» (доля респондентов, выбравших данный вариант ответа, среднее по четырем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

квартальным опросам,%).

Инфляция В равной мере то и другое Производство Баланс

(1) (2) (3) (4) = (3)-(1)

1997 2 4 94 92

1998 2 3 95 93

1999 5 6 89 84

2000 5 5 90 85

2001 6 6 88 82

2002 7 7 86 79

2003 7 7 86 79

2004 6 7 87 81

2005 7 4 89 82

2006 9 6 85 76

2007 9 7 84 75

2008 17 9 74 57

2009 9 9 82 73

2010 11 12 77 66

2011 14 12 74 60

2012 11 12 77 66

2013 13 15 72 59

2014 13 17 70 57

7

Российский Экономический Барометр, №4, 2014

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Поддержка правительственной политики среди респондентов сельскохозяйственных предприятий выборки РЭБ существенно снизилась. Индекс понимания за 2014г. составил 45, что на 8 процентных пунктов ниже результата годичной давности. То же относится и к индексу одобрения: он упал на 8 процентных пунктов - до 35 (см. табл. 5).

ТАБЛИЦА 5.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения экономической политики правительства (%)1) Число лет, оставшееся до окончания экономического кризиса2) ( в скобках дано превышение над оценками по промышленности из таблицы 1)

19923) 6.2 (+0.2)

1993 39 29 6.8 (+0.8)

1994 32 22 7.8 (+1.5)

1995 29 19 8.3 (+1.2)

1996 30 18 7.8 (+1.1)

1997 34 19 9.0 (+1.2)

1998 37 21 9.2 (+1.8)

1999 39 32 7.6 (-0.1)

2000 41 31 7.5 (+1.5)

2001 44 34 7.1 (+0.7)

2002 41 32 8.8 (+1.7)

2003 41 25 9.8 (+2.3)

2004 45 27 10.6 (+3.0)

2005 37 23 11.6 (+3.8)

2006 47 31 10.5 (+3.4)

2007 44 34 9.0 (+2.2)

2008 44 37 8.7 (+2.8)

2009 38 36 7.7 (+3.5)

2010 38 34 8.1 (+3.7)

2011 37 31 9.6 (+4.7)

2012 56 48 7.6 (+1.9)

2013 53 43 9.2 (+3.5)

2014 45 35 9.0 (+3.1)

ПРИМЕЧАНИЯ.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают (одобряют) политику, а «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0. 3) Без первого квартала.

Источник: опросы РЭБ. 8

8

Российский Экономический Барометр, №4, 2014

Параллельно сразу на пару месяцев уменьшилась оценка остаточной продолжительности кризиса - до 9.0 года. Это примерно соответствует среднему уровню таких ожиданий за последние десять лет. Уменьшилось и расхождение между оценками представителей агросектора и промышленности: с +3.5 лет до +3.1 года.

****

В целом результаты наших измерений позволяют сделать вывод, что поддержка, которую среди руководителей предприятий имела экономическая политика правительства в 2014г., по сравнению с предыдущим годом чуть возросла в промышленности и значительно уменьшилась в агросекторе. Как и в предыдущие годы преобладающая часть респондентов оставалась настроенной по отношению к проводимой в 2014г. экономической политике либо нейтрально, либо негативно. 9

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.