Научная статья на тему 'Оценки экономической политики в 2009 г'

Оценки экономической политики в 2009 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА / ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценки экономической политики в 2009 г»

СТАТЬИ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 2009 Г.

С. Аукуционек

Результаты опросов руководителей предприятий, проводимых Российским экономическим барометром (РЭБ), свидетельствуют, что в 2009г. отношение к экономической политике правительства среди руководителей предприятий заметно ухудшилось.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Доля респондентов, ПОНИМАЮЩИХ (полностью или в основном) экономическую политику правительства, составила 27%. Это на 9 процентных пунктов меньше результата 2008г. Более низким этот показатель был только в 1993-2000гг. (до этого измерение не производилось).

Выросла в 2009г. доля НЕПОНИМАЮЩИХ действий правительства (полностью или в основном). В среднем она составила 38%, что на 12 процентных пунктов больше результата 2008г. и тоже является «антирекордом» минувшего десятилетия.

На протяжении большей части постдефолтного периода самую многочисленную группу составляли те, кто затруднился поставить правительству оценку. Однако, начиная с 2001-2002гг, когда доля таких респондентов достигла пика (45%), происходило непрерывное относительное уменьшение числа тех, кто затруднятся дать определенный ответ, на вопрос о ясности политики. Не явился исключением и 2009г.: доля колеблющихся опустилась ещё на 3 процентных пункта и составила 35%.

При ответе на вопрос об экономической политике руководителям предприятий предлагается выбрать одну из пяти позиций: «полное непонимание», «непонимание в основном», «трудно сказать», «понимание в основном» и «полное понимание». Используя эту пятиступенчатую шкалу, мы строим более точный индекс понимания (ИП), который учитывает все варианты ответов с разными весами: 0, % % 3Л и 1. Ситуация, когда ИП=100 означает всеобщее и полное понимание, а ИП=0, наоборот, - всеобщее и полное непонимание политики правительства.

При таком измерения действия правительства в 2009 году выглядели самыми «непонятными» для руководителей предприятий, по сравнению со всеми годами минувшего десятилетия - 45 (см. таблицу 1). Впрочем, справедливости ради, следует напомнить, что в 90-е годы индекс понимания был ещё примерно на 10 пунктов ниже.

Доля руководителей промышленных предприятий, ОДОБРЯЮЩИХ экономическую политику правительства (полностью или в основном), за год снизилась на 9 процентных пунктов и составила 12%. Одновременно резко повысилась доля руководителей, которые НЕ ОДОБРЯЮТ политику правительства - с 27 до 37%. Таким образом, по первому показателю мы имеем худший результат за последние десять лет, а по второму - тоже худший, но только за последние четыре года.

Наиболее многочисленную группу образуют те респонденты, которые затруднились поставить оценку правительству, - 51% - практически столько же что и годом ранее.

ТАБЛИЦА 1.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики 1) правительства 1) Индекс одобрения экономической политики 1) правительства 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического 2) кризиса.) Доля респондентов, считающих, что экономический подъем уже начался (%).

19923) 47 41 6.0 -

1993 40 36 6.0 -

1994 34 26 6.3 -

1995 35 28 7.1 -

1996 32 25 6.7 -

1997 35 25 7.8 -

1998 34 25 7.4 -

1999 39 34 7.7 3

2000 46 43 6.0 9

2001 50 46 6.4 10

2002 51 45 7.1 6

2003 50 41 7.5 6

2004 49 41 7.6 10

2005 49 39 7.8 7

2006 52 44 7.1 12

2007 53 47 6.8 16

2008 52 45 5.9 13

2009 45 40 4.2 2

ПРИМЕЧАНИЯ.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают (одобряют) политику, «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

3) Без первого квартала.

Источник: опросы РЭБ.

Так же как и для предыдущего показателя, измерение производится по пятиступенчатой шкале: от полного неодобрения до полного одобрения. Подобно индексу понимания строится индекс одобрения экономической политика (ИО). В 2009г. его среднее значение равнялось 40. Это на 5 пунктов ниже, чем в 2008г., и является самым низким значением за 10 лет, если не считать 2005г., когда этот показатель оказался ещё меньше - 39.

В качестве косвенной оценки деятельности правительства можно привести еще один показатель РЭБ: ожидаемое число лет до окончания экономического кризиса. В среднем за 2009г. ОСТАТОЧНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА, по мнению респондентов, составила 4.2 лет. Это на 1.7 года меньше, чем оценка, полученная в 2008г. При этом круг руководителей предприятий, полагающих, что экономический подъем уже идёт, сузился до 2%. (в прошлом году было 13%).

Год назад мы уже обращали внимание на парадоксальное изменение оценок остаточной продолжительности кризиса. Вместо того, чтобы возрасти (как, это обычно бывало в период экономических затруднений), ожидаемая продолжительность кризиса, наоборот, уменьшилась почти на год. Объяснение этому эффекту предлагалось такое: для многих предприятий понятие «кризиса» наполнилось конкретным содержанием, связанным с текущими хозяйственными проблемами (падение спроса, сжатие и удорожание кредита и т.д.). В то время как до этого оно было несколько абстрактным, размываясь в более масштабных проблемах слома системы централизованного планирования и рыночного реформирования как такового. Что касается дальнейшего снижения оценок остаточной продолжительности кризиса в 2009г. (сразу на полтора с лишним года), то оно уже не носит

парадоксального характера. И видимо, отражает реальные надежды на приближение экономического подъёма, связанные с преодолением текущих хозяйственных затруднений.

Оценки экономической политики правительства существенно разнятся по отраслям. В 2009г. в результате кризиса произошло всеобщее снижение индекса её понимания по всем отраслям. Наибольший сдвиг в неблагоприятном (для правительства) направлении отмечен в металлургии (-13 процентных пунктов по сравнению с 2008г.), в лёгкой (-10 п.п.) и в химической отраслях (-9 п.п.). В конечном счёте, только на предприятиях лесопромышленного комплекса экономическая политика правительства оставалась более или менее понятной их руководителям. Во всех остальных отраслях ИП был ниже 50-% (см. Табл. 2).

Примерно такая же картина наблюдалась и в динамике оценок одобрения экономической политики правительства. Только здесь падение оказалось ещё более выраженным: во всех отраслях ИО стоял заметно ниже 50%-ного уровня.

ТАБЛИЦА 2.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ОТРАСЛЕЙ (усредненные

результаты четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики правительства Индекс одобрения экономической политики правительства Разница между пониманием и одобрением

2007 2008 2009 2007 2008 2009 2009

(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)=(3) - (6)

Металлургия 59 60 47 50 51 36 11

Машиностроение 55 52 47 49 48 42 5

Химическая промышленность 40 48 39 26 44 33 6

Лесопромышленный комплекс 52 49 51 44 40 37 14

Производство стройматериалов 50 47 42 48 47 38 4

Легкая промышленность 56 50 40 45 48 37 3

Пищевая промышленность 53 53 45 51 52 48 -3

Обратимся теперь к списку стимулирующих мероприятий, которыми, по мнению респондентов, правительству следовала бы заняться в первую очередь. Несмотря на кризис больших изменений здесь не произошло. Проблема облегчения налогового бремени по-прежнему идёт первым номером. Начиная с 1998-2000гг., прослеживалась тенденция к уменьшению ее остроты. В 2009г., под влиянием кризиса, казалось, что эта тенденция будет сломана, и что частота требований снизить налоги заметно возрастёт. Однако рейтинг этого «мероприятия», наоборот, понизился до 56%. Это - рекордно низкая отметка для данного показателя за девять последних лет (см. таблицу 3).

Второе место заняло требование добиться снижения банковского процента - 46%. Это практически тот же результат, что и год назад. Несколько сдала свои позиции идя стимулирования капиталовложений - 43% (на 4 пункта меньше, чем в опросе годовой давности), что, в общем, понятно в силу общего снижения инвестиционной активности в период кризиса. Заметный рост был зафиксирован лишь по одной позиции: рейтинг идеи госзаказа вырос с 31 до 41%, сравнявшись по популярности с идеей льготных кредитов и дотаций.

Притягательность идеи улучшения структуры налогов продолжала снижаться. В 2009г. о необходимости такого улучшения говорили только 16% респондентов (-4 процентных пункта).

Это - самое низкое значение данного показателя, начиная с 1998г., когда он собирал голоса почти половины (46%) респондентов. Можно предположить, что чем менее тяжким выглядит общее налоговое бремя, тем меньше нареканий вызывает его структура, поскольку недостатки последней в этом случае становятся мало ощутимыми.

Число тех, кто выиграл бы от ограничений импорта (31%) несколько выросло и, по-прежнему заметно превышает число заинтересованных в облегчении экспорта (9%). Причем это превосходство по сравнению с прошлым годам еще более укрепилось: 22 процентных пункта (против 20 в 2008г.). Это - рекордная разница между долями двух указанных групп за все время наблюдений. Даже в год дефолта (1998г) численное преимущество сторонников импортных ограничений над теми, кто выступал за облегчение экспорта, было меньшим (16 процентных пунктов). Впрочем, как и все предыдущие годы основная масса российских производителей по-прежнему остается мало чувствительной к импорту.

ТАБЛИЦА 3.

РЕЙТИНГ РАЗЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА (доля респондентов, считающих данный пункт важным для своего предприятия, среднее по двум

полугодовым опросам, %).

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

І.Снизить налоги 84 84 83 74 68 76 66 61 59 58 60 56

2.Стимулировать капитальные 1) вложения ) 45 48 53 56 54 47 43

З.Добиться снижения банковского процента 36 35 36 34 42 39 44 42 43 47 45 46

4.Предоставить льготные кредиты, дотации и т.п. 40 37 40 44 40 41 43 40 41 44 40 41

5.Использовать систему госзаказа 32 29 26 29 34 28 34 32 28 26 31 41

б.Улучшить структуру налогов 46 42 43 33 32 32 30 23 23 25 21 16

7.Ограничить импорт 28 21 22 22 31 25 25 30 32 25 27 31

8.Стабилизировать «правила игры» 1) - - - - - - - 272) 20 17 17 15

9.Стабилизировать курс рубля 522) 46 33 23 21 13 14 8 5 7 10 10

ІО.Облегчить экспорт 12 7 11 10 10 13 10 12 11 11 7 9

11.Повысить курс рубля 112) 12 9 8 7 5 5 5 4 5 6 7

12.Понизить курс рубля 02) 1 2 4 2 2 4 3 3 4 3 3

13.Другое 14 6 5 4 4 2 3 4 4 4 2 3

14.Предприятие не нуждается в стимулировании 3 3 4 4 3 3 3 3 2 3 4 2

ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Включение данного мероприятия' в список, скорее всего, не сказалось существенно на остальных рейтингах, поскольку число вариантов ответа на этот вопрос в анкете не ограничивается. 2) Второе полугодие.

Источник: опросы РЭБ.

На протяжении последних нескольких лет практически не меняется доля руководителей, желающих повышения курса рубля - 4-7%, и доля тех, кто видит интерес своего предприятия в понижении курса рубля, - 2-4%. Причем, интересно, что уровень популярности мер валютного регулирования в несколько раз ниже, чем торговой политики в целом: 2-7% против 9-31%. Это можно понимать таким образом, что, говоря об экспортной

или импортной политике, респонденты в большинстве своем предполагают осуществлять ее не валютным регулированием, а иными методами (торговыми пошлинами, квотами и т.п.).

Помимо оценки конкретных направлений экономической политики с точки зрения предприятий, респондентам РЭБ задается вопрос о сравнительной важности стимулирования производства и снижения инфляции для российской экономики в целом. Как видно из таблицы 4, на протяжении всего рассматриваемого периода численный перевес сторонников стимулирования производства над сторонниками замедления инфляции был подавляющим. Таким же остался он и в 2009г.: 82% респондентов считали, что в тот период производство важнее инфляции, и лишь 9% придерживались противоположного мнения. Правда, здесь интересно другое: несмотря на кризис, оценки 2009г. в пользу стимулирования производства отнюдь не самые высокие, если сравнивать с другими годами. Скорее наоборот: за вычетом 2008г. они являются рекордно низкими за весь 13-летний период наблюдений. Это отражает долговременную тенденцию постепенного сдвига в сознании большинства респондентов в сторону всё большего и большего понимания важности антиинфляционной политики.

ТАБЛИЦА 4.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВАЖНЕЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ЗАМЕДЛИТЬ ИНФЛЯЦИЮ ИЛИ СТИМУЛИРОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО?» (доля респондентов, выбравших данный вариант ответа, среднее по четырем

квартальным опросам, %).

Инфляция В равной мере то и другое Производство Баланс

(1) (2) (3) (4) = (3)-(1)

1997 2 4 94 92

1998 2 3 95 93

1999 5 6 89 84

2000 5 5 90 85

2001 6 6 88 82

2002 7 7 86 79

2003 7 7 86 79

2004 6 7 87 81

2005 7 4 89 82

2006 9 6 85 76

2007 9 7 84 75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008 17 9 74 57

2009 9 9 82 73

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Поддержка правительственной политики среди респондентов сельскохозяйственных предприятий выборки РЭБ несколько снизилась. Индекс понимания за 2009г. составил 38, что на 6 пунктов меньше прошлогоднего показателя и является анти-рекордом последнего десятилетия. Но что касается индекса одобрения, то он понизился всего на 1 пункт - до 36, оставшись на весьма высоком (по историческим меркам, разумеется) уровне. Напомним, в этой связи, что прошлогоднее значение индекса (37) было рекордным за весь период рыночных реформ (см. табл. 5).

Несколько улучшились оценки остаточной продолжительности кризиса. Сроки начала экономического подъёма, по мнению респондентов из агросектора, составляют 7,7 лет (было ровно на 1 год больше). За весь период наших наблюдений, начиная с 1992г. менее

продолжительные сроки окончания кризиса прогнозировались всего 5 раз. А вот что касается расхождения между оценками представителей агросектора и промышленности, то оно, наоборот, существенно выросло и составило 3,5 года. До этого, ещё большее превышение первых оценок над вторыми наблюдалось только один раз - в 2005г., когда оценки аграриев были на 3.8 года пессимистичнее, чем у промышленников.

ТАБЛИЦА 5.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения экономической политики правительства (%) 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического кризиса 2) ( в скобках дано превышение над оценками по промышленности из таблицы 1)

19923) 6.2 (+0.2)

1993 39 29 6.8 (+0.8)

1994 32 22 7.8 (+1.5)

1995 29 19 8.3 (+1.2)

1996 30 18 7.8 (+1.1)

1997 34 19 9.0 (+1.2)

1998 37 21 9.2 (+1.8)

1999 39 32 7.6 (-0.1)

2000 41 31 7.5 (+1.5)

2001 44 34 7.1 (+0.7)

2002 41 32 8.8 (+1.7)

2003 41 25 9.8 (+2.3)

2004 45 27 10.6 (+3.0)

2005 37 23 11.6 (+3.8)

2006 47 31 10,5 (+3,4)

2007 44 34 9,0 (+2.2)

2008 44 37 8,7 (+2,8)

2009 38 36 7,7 (+3,5)

ПРИМЕЧАНИЯ.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью

понимают (одобряют) политику, а «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

3) Без первого квартала.

Источник: опросы РЭБ.

БАНКИ

Как и раньше, самые высокие отметки правительству «выставили» респонденты из банковского сектора. Индекс одобрения в первом полугодии 2009г. составил 66. Это - одно из самых высоких значений индекса за весь период наблюдений. Меры правительства по преодолению кризиса встретили в банковских кругах, как видим, широкую поддержку. (см. табл. 6).

ТАБЛИЦА 6.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЦЕНТРОБАНКА РУКОВОДИТЕЛЯМИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ (среднее по двум полугодовым опросам)

Индекс одобрения экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения политики ЦБР (%) и

19932) 26 24

1994 22 34

1995 25 29

1996 37 33

1997 47 36

1998 34 26

1999 41 33

2000 53 40

2001 65 46

2002 62 48

2003 67 59

2004 62 63

2005 60 53

2006 70 64

2007 77 75

2008 58 55

20093) 66 61

ПРИМЕЧАНИЯ.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все респонденты полностью одобряют политику, а «0», - когда, наоборот, все полностью не одобряют её.

2) Второе полугодие.

3) Первое полугодие

Источник: опросы РЭБ.

Практически то же самое можно сказать и про политику ЦБР. Хотя здесь, по традиции, оценки «выставляются» более сдержанно, уровень поддержки 61 - один из самых высоких, начиная с 1993г.

****

В целом результаты наших измерений позволяют сделать вывод, что поддержка, которую среди руководителей промышленных предприятий имела экономическая политика правительства в 2009г., по сравнению с предыдущим годом заметно снизилась в промышленности и - не столь заметно - в агросекторе. Наоборот, в банковском секторе антикризисные меры правительства встретили широкое понимание и одобрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.