Научная статья на тему 'Оценки экономической политики в 2008г'

Оценки экономической политики в 2008г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА / КРИЗИС / СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА / ПОНИМАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / ОДОБРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценки экономической политики в 2008г»

С Т А Т Ь И И А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 2008 Г.

С. Аукуционек

Результаты опросов руководителей предприятий, проводимых Российским экономическим барометром (РЭБ), свидетельствуют, что в 2008г. отношение к экономической политике правительства в разных секторах экономики менялось в разную сторону. При том, что влияние начавшего кризиса было ещё не всегда заметным.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Доля респондентов, ПОНИМАЮЩИХ (полностью или в основном) экономическую политику правительства, составила 36%. Это на 1 процентный пункт меньше результата 2007г. (который, напомним, являлся рекордом последних пятнадцати лет.) Более высоким этот показатель был только во втором и третьем кварталах 1992г. - 47-49% (до этого измерение не производилось). Но тогдашние оценки, конечно, трудно сравнивать с нынешними. В первые месяцы 1992г. большое значение имел фактор оптимистических ожиданий. Рыночной экономики еще фактически не было, а экономическая политика правительства в тот период для многих ассоциировалось главным образом лишь с либерализацией цен, проведенной в начале 1992г.

Выросла в 2008г. доля НЕПОНИМАЮЩИХ действий правительства (полностью или в основном). В среднем она составила 26%, что на 3 процентных пункта больше результата 2007г. (Что тоже было рекордом пятнадцатилетия. Предыдущий минимум был зафиксирован в 2002г. и составил 24%. Для сравнения: в 1992г. доля непонимающих экономическую политику правительства не опускалась ниже 40%.).

На протяжении большей части постдефолтного периода самую многочисленную группу составляли те, кто затруднился поставить правительству оценку. Однако, начиная с 2001-2002гг, когда доля таких респондентов была рекордно высокой (45%), происходило непрерывное относительное уменьшение числа тех, кто затруднятся дать определенный ответ на вопрос о ясности политики. В 2008г. доля колеблющихся составила 38%, что на 2 процентных пункта меньше, чем годом ранее.

При ответе на вопрос об экономической политике руководителям предприятий предлагается выбрать одну из пяти позиций: «полное непонимание», «непонимание в основном», «трудно сказать», «понимание в основном» и «полное понимание». Используя эту пятиступенчатую шкалу, мы строим более точный индекс понимания (ИП), который учитывает все варианты ответов с разными весами: 0, % % 3Л и 1. Ситуация, когда ИП=100 означает всеобщее и полное понимание, а ИП=0, наоборот, - всеобщее и полное непонимание политики правительства.

При таком измерении действия правительства в 2007 году выглядели самыми «понятными» для руководителей предприятий, по сравнению со всеми остальными годами реформы - 53 (см. таблицу 1). В 2008г. понимание в среднем осталось почти таким же - 52.

Доля руководителей промышленных предприятий, ОДОБРЯЮЩИХ экономическую политику правительства (полностью или в основном), за год снизилась на 1 процентный пункт и составила 21%. Одновременно снизилась доля руководителей, которые НЕ ОДОБРЯЮТ политику правительства - с 30 до 27%. Как по одному, так и по другому

показателю 2008г. оказался одним из лучших за последние годы. Хотя говорить об абсолютных рекордах за весь период рыночных реформ пока не приходится. Так, например, доля одобряющих экономическую политику правительства в 1992г. доходила до 30%. Что касается не согласных с политикой правительства, то в 2001 -2002гг. их было чуть больше, чем теперь, - 28-29%.

Наиболее многочисленную группу образуют те респонденты, которые затруднились поставить оценку правительству, - 52%. Это на 4 процентных пункта больше, чем было год назад.

ТАБЛИЦА 1.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики 1) правительства 1) Индекс одобрения экономической политики 1) правительства 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического 2) кризиса.) Доля респондентов, считающих, что экономический подъем уже начался (%).

19923) 47 41 6.0 -

1993 40 36 6.0 -

1994 34 26 6.3 -

1995 35 28 7.1 -

1996 32 25 6.7 -

1997 35 25 7.8 -

1998 34 25 7.4 -

1999 39 34 7.7 3

2000 46 43 6.0 9

2001 50 46 6.4 10

2002 51 45 7.1 6

2003 50 41 7.5 6

2004 49 41 7.6 10

2005 49 39 7.8 7

2006 52 44 7.1 12

2007 53 47 6.8 16

2008 52 45 5.9 13

IV кв. 46 44 5.7 2

ПРИМЕЧАНИЯ.

1 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью

понимают (одобряют) политику, «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

3) Без первого квартала.

Источник: опросы РЭБ.

Так же как и для предыдущего показателя, измерение производится по пятиступенчатой шкале: от полного неодобрения до полного одобрения. Подобно индексу понимания строится индекс одобрения экономической политика (ИО). В 2008г. его среднее значение равнялось 45. Это на 2 пункта ниже, чем в 2007г., который был, напомним, рекордным в данном отношении за весь период наблюдений.

В качестве косвенной оценки деятельности правительства можно привести еще один показатель РЭБ: ожидаемое число лет до окончания экономического кризиса. В среднем за 2008г. остаточная продолжительность кризиса, по мнению респондентов, составила 5.9 лет. Это на 0.9 года меньше, чем оценка, полученная в 2007г. При этом круг руководителей предприятий, полагающих, что идёт экономический подъем, сузился до 13%. (в прошлом году было 16%).

Заметим, что начавшийся в конце 2008г. экономический кризис не успел сказаться в полной мере на среднегодовых оценках политики правительства. Его влияние становится ощутимым только начиная с четвёртого квартала (см. таблицу 1). Причем, обращает на себя внимание парадоксальное изменение оценок остаточной продолжительности кризиса. Вместо того, чтобы возрасти (как, это обычно бывало в период экономических затруднений), ожидаемая продолжительность кризиса, наоборот, уменьшилась почти на год. Объяснение этому эффекту можно дать такое: для многих предприятий понятие «кризиса» наполнилось конкретным содержанием, связанным с текущими хозяйственными проблемами (падение спроса, сжатие и удорожание кредита и т.д.). В то время как до этого оно было несколько абстрактным, размываясь в более масштабных проблемах слома системы централизованного планирования и рыночного реформирования как такового.

Оценки экономической политики правительства существенно разнятся по отраслям. В 2008г. она находила относительно большее понимание среди представителей легкой и пищевой промышленности, на предприятиях металлургии и машиностроения: во всех перечисленных видах производства индекс понимания в 2008г. был равен или превышал рубеж 50 пунктов. Худшее понимание политики обнаруживалось в промышленности стройматериалов, в лесопромышленном комплексе и в химической промышленности. Здесь уровень понимания составлял всего лишь 47-49 пунктов (см. таблицу 2).

ТАБЛИЦА 2.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ОТРАСЛЕЙ (усредненные результаты

четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики правительства Индекс одобрения экономической политики правительства Разница между пониманием и одобрением

2006 2007 2008 2006 2007 2008 2008

(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)=(3) - (6)

Металлургия 49 59 60 37 50 51 9

Машиностроение 50 55 52 45 49 48 4

Химическая промышленность 60 40 48 51 26 44 4

Лесопромышленный комплекс 54 52 49 40 44 40 9

Производство стройматериалов 50 50 47 47 48 47 0

Легкая промышленность 55 56 50 44 45 48 2

Пищевая промышленность 53 53 53 47 51 52 1

Что касается поддержки экономической политики, то здесь тоже выделяются две крайние группы отраслей: с повышенным и пониженным уровнем одобрения. К первой

группе относятся производство пищевых продуктов и металлургия (индекс одобрения в 2008г. здесь держался в диапазоне 51-52 пунктов). Ко второй - все остальные отрасли (4048 пунктов).

Как обычно, руководители почти всех отраслей демонстрировали больше понимания, чем поддержки экономической политики. Хотя на этот раз разность между двумя индексами была не столь существенной, как в 2007г. Наибольшая величина этого расхождения зафиксирована в металлургии и лесопромышленном комплексе (по 9 процентных пунктов).

За последнее время заметные изменения произошли в списке стимулирующих мероприятий, которыми, по мнению респондентов, правительству следовало бы заняться в первую очередь. Проблема облегчения налогового бремени по-прежнему остается здесь первым номером. Но, начиная с 1998-2000гг., прослеживается тенденция к уменьшению ее остроты. В 2007г. на первоочередность ослабления налогового бремени указывали 58% руководителей предприятий. Это рекордно низкая отметка для данного показателя за девять последних лет (см. таблицу 3). В 2008г. этот показатель вырос на 2 процентных пункта. Но всё равно оставался (по историческим меркам) довольно низким.

Вторым по важности, как и год назад, идет стимулирование капитальных вложений -47%. За последние годы этот показатель колебался около уровня 50% и казалось, что вот-вот он выйдет на первое место. В этом случае мы стали бы свидетелями весьма примечательного сдвига в сознании директорского корпуса: впервые за все время реформ задача стимулирования капитальных вложений оказалась бы, по мнению его представителей, не менее, а может быть и более насущной, чем снижение налогов. Собственно говоря, уже сейчас, когда рейтинги двух указанных направлений экономической политики весьма близки, это вполне правомерно интерпретировать, как косвенное свидетельство качественного сдвига, который произошел в российской экономике за последние годы. Сдвига в сторону большей нормальности, отлаженности, если так можно выразиться. Изменения в умонастроениях директорского корпуса в этой связи - лишь один из заключительных симптомов происходящего «выздоровления». Однако, не исключено, что начавшийся мировой финансовый кризис внесёт в эти возможные тенденции свои изменения. Скорее всего, движение в сторону «нормализации» если и не остановится, то, по крайней мере, прервётся на некоторое время.

По-прежнему довольно широка популярность таких мероприятий, как предоставление льготных кредитов, дотаций и т.п. (40%) и снижение банковского процента (45%). На протяжении последних лет эти направления экономической политики идут практически вровень, попеременно меняясь местами. И все же между ними начинает обнаруживаться заметная разница. Она - в динамике. Если популярность льготных кредитов и дотаций колеблется на протяжении девяти лет примерно вокруг одного и того же уровня, то рейтинг снижения банковского процента, постепенно прибавляет. Пять последних лет он превышает 40%, в то время как в 1998-2001гг. колебался в диапазоне 34-36%.

Существенно снизилась притягательность идеи улучшения структуры налогов. В 2008г. о необходимости такого улучшения говорили только 21% респондентов. Это - самое низкое значение данного показателя, начиная с 1998г., когда он собирал голоса почти половины (46%) респондентов. Можно предположить, что чем менее тяжким выглядит общее налоговое бремя, тем меньше нареканий вызывает его структура, поскольку недостатки последней в этом случае становятся мало ощутимыми.

Число тех, кто выиграл бы от ограничений импорта (27%), по-прежнему заметно превышает число заинтересованных в облегчении экспорта (7%). Причем это превосходство по сравнению с прошлыми годами еще более укрепилось: 20 процентный пункт против 15 в 2004г. , 18 - в 2005г., 21 - в 2006г. и 14 - в 2007г. То есть, в минувшем году зафиксирована почти рекордная разница между долями двух указанных групп за все время наблюдений. Даже в год дефолта (1998г) численное преимущество сторонников импортных ограничений над теми, кто выступал за облегчение экспорта, было меньшим (16 процентных пунктов).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что, несмотря на относительное расширение (на 2 пункта по сравнению с 2007 и на 5 пунктов - по сравнению с 2001-2002гг.), группа руководителей предприятий, требующих проведения более жесткой протекционистской торговой политики, все еще далека от преобладания - всего около одной четверти респондентов. Основная же масса российских производителей по-прежнему остается мало чувствительной к импорту.

На протяжении последних нескольких лет практически не меняется доля руководителей, желающих повышения курса рубля - 4-6%, и доля тех, кто видит интерес своего предприятия в понижении курса рубля, - 2-4%. Причем, интересно, что уровень популярности мер валютного регулирования в несколько раз ниже, чем торговой политики в целом: 2-6% против 7-27%. Это можно понимать таким образом, что, говоря об экспортной или импортной политике, респонденты в большинстве своем предполагают осуществлять ее не валютным регулированием, а иными методами (торговыми пошлинами, квотами и т.п.).

Таблица 3.

РЕЙТИНГ РАЗЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА (доля респондентов, считающих данный пункт важным для своего предприятия, среднее по двум

полугодовым опросам, %).

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1. Снизить налоги 84 84 83 74 68 76 66 61 59 58 60

2. Стимулировать капитальные вложения1) - - - - - 45 48 53 56 54 47

3. Добиться снижения банковского процента 36 35 36 34 42 39 44 42 43 47 45

4.Предоставить льготные кредиты, дотации и т.п. 40 37 40 44 40 41 43 40 41 44 40

5. Использовать систему госзаказа 32 29 26 29 34 28 34 32 28 26 31

6. Улучшить структуру налогов 46 42 43 33 32 32 30 23 23 25 21

7. Ограничить импорт 28 21 22 22 31 25 25 30 32 25 27

8.Стабилизировать «правила игры» 1) - - - - - - - 1"- 2 20 17 17

9. Стабилизировать курс рубля 522) 46 33 23 21 13 14 8 5 7 10

10. Облегчить экспорт 12 7 11 10 10 13 10 12 11 11 7

11 .Повысить курс рубля 112) 12 9 8 7 5 5 5 4 5 6

12. Понизить курс рубля 02) 1 2 4 2 2 4 3 3 4 3

13.Другое 14 6 5 4 4 2 3 4 4 4 2

14.Предприятие не нуждается в стимулировании 3 3 4 4 3 3 3 3 2 3 4

Примечания:

1) Включение данного мероприятия в список, скорее всего, не сказалось существенно на

остальных рейтингах, поскольку число вариантов ответа на этот вопрос в анкете не ограничивается.

2) Второе полугодие.

Источник: опросы РЭБ.

Помимо оценки конкретных направлений экономической политики с точки зрения предприятий, респондентам РЭБ задается вопрос о сравнительной важности стимулирования производства и снижения инфляции для российской экономики в целом. Как видно из таблицы 4, на протяжении всего рассматриваемого периода численный перевес сторонников стимулирования производства над сторонниками замедления инфляции был подавляющим. Таким же остался он и в 2008г.: 74% респондентов считают, что в настоящий момент производство важнее инфляции, и лишь 17% придерживаются противоположного мнения. Правда, начиная с 2005г. наблюдалось снижение доли тех, кто выступал за первоочередность стимулирования производства. В 2008г. этот показатель достиг рекордно низкой за последние 12 лет отметки (и это несмотря на начавшийся кризис).

ТАБЛИЦА 4.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВАЖНЕЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ЗАМЕДЛИТЬ ИНФЛЯЦИЮ ИЛИ СТИМУЛИРОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО?» (доля респондентов, выбравших данный вариант ответа, среднее по четырем квартальным опросам, %).

Инфляция В равной мере то и другое Производство Баланс

(1) (2) (3) (4) = (3)-(1)

1997 2 4 94 92

1998 2 3 95 93

1999 5 6 89 84

2000 5 5 90 85

2001 6 6 88 82

2002 7 7 86 79

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2003 7 7 86 79

2004 6 7 87 81

2005 7 4 89 82

2006 9 6 85 76

2007 9 7 84 75

2008 17 9 74 57

И, наоборот, в 2008г. число тех, кто стал выступать за первоочерёдность антиинфляционных мер, выросло в два раза. Чем бы ни объяснялся этот новый тренд, он, возможно, знаменовал бы собою не менее важную подвижку в менталитете директорского корпуса, чем, та, что была отмечена при рассмотрении первых строк таблицы 3. Есть, однако, большие подозрения, что начавшийся кризис вернёт всё на свои прежние места, по меньшей мере временно.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Несколько увеличилась поддержка правительственной политики среди респондентов сельскохозяйственных предприятий выборки РЭБ. Индекс понимания за 2008г., правда, остался тем же - 44 , но что касается индекса одобрения, то он повысился на 3 пункта - до 37. Это - рекорд за весь период рыночных реформ (см. табл. 5).

Несколько улучшились и оценки остаточной продолжительности кризиса. Сроки начала экономического подъёма, по мнению респондентов из агросектора, составляют 8,7 лет (было 9,0 лет). Хотя, следует признать, что это все равно весьма пессимистичные

оценки. За весь период наших наблюдений, начиная с 1992г. более продолжительные сроки окончания кризиса прогнозировались всего 6 раз. То же относится и к расхождению между оценками представителей агросектора и промышленности. До этого наибольшее превышение первых оценок над вторыми наблюдалось в 2005г. и составляло 3.8 года, в 2006г разрыв уменьшился до 3.4 лет, в 2007г. - до 2,2 лет, а в2008г. он снова вырос до 2,8 лет.

ТАБЛИЦА 5.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения экономической политики правительства (%) 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического кризиса 2) ( в скобках дано превышение над оценками по промышленности из таблицы 1)

19923) 6.2 (+0.2)

1993 39 29 6.8 (+0.8)

1994 32 22 7.8 (+1.5)

1995 29 19 8.3 (+1.2)

1996 30 18 7.8 (+1.1)

1997 34 19 9.0 (+1.2)

1998 37 21 9.2 (+1.8)

1999 39 32 7.6 (-0.1)

2000 41 31 7.5 (+1.5)

2001 44 34 7.1 (+0.7)

2002 41 32 8.8 (+1.7)

2003 41 25 9.8 (+2.3)

2004 45 27 10.6 (+3.0)

2005 37 23 11.6 (+3.8)

2006 47 31 10,5 (+3,4)

2007 44 34 9,0 (+2.2)

2008 44 37 8,7 (+2,8)

Примечания.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью

понимают (одобряют) политику, а «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

3) Без первого квартала.

Источник: опросы РЭБ.

БАНКИ

Как и раньше, самые высокие отметки правительству «выставили» респонденты из банковского сектора. Индекс одобрения в 2008г. составил 58. Вместе с тем, именно в банковском секторе отмечено и самое большое падение этого индекса - на 10 процентных пунктов по сравнению с 2007г. (см. табл. 6).

ТАБЛИЦА 6.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЦЕНТРОБАНКА РУКОВОДИТЕЛЯМИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ (среднее по двум полугодовым опросам)

Индекс одобрения экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения политики ЦБР (%) 1)

19932) 26 24

1994 22 34

1995 25 29

1996 37 33

1997 47 36

1998 34 26

1999 41 33

2000 53 40

2001 65 46

2002 62 48

2003 67 59

2004 62 63

2005 60 53

2006 70 64

2007 77 75

2008 58 55

Примечания.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все респонденты полностью

одобряют политику, а «0», - когда, наоборот, все полностью не одобряют её.

2) Второе полугодие.

Источник: опросы РЭБ.

Почти все последние годы намного строже, чем деятельность правительства, представители коммерческих банков оценивают политику, проводимую ЦБР. Но в 2007г. этот «уклон» почти ликвидирован. То же можно сказать и про 2008г.: оценка, «выставленная» ЦБР всего на три пункта ниже, чем правительству.

****

В целом результаты наших измерений позволяют сделать вывод, что поддержка, которую среди руководителей промышленных предприятий имела экономическая политика правительства в 2008г., несколько ослабла в промышленности, чуть выросла в агросекторе и заметно снизилась в банковском секторе.

Вместе с тем, если от приростов показателей перейти к их абсолютным уровням, то говорить об одобрении экономической политики (в смысле превышения числа позитивных оценок над числом негативных) по-прежнему возможно только в банковской сфере. Среди руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий, как и раньше, преобладают те, кто считает проводимую экономическую политику неправильной. Причём, влияние начавшегося экономического кризиса на оценки проводимой политики в 2008г. оставалось ещё незначительным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.