Научная статья на тему 'Оценки экономической политики в 2006 г'

Оценки экономической политики в 2006 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РОССИИ / ОДОБРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА / ПОНИМАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА / СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценки экономической политики в 2006 г»

С Т А Т Ь И И А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 2006 Г.

С. Аукуционек

Результаты опросов руководителей предприятий, проводимых Российским экономическим барометром (РЭБ), свидетельствуют, что в целом в 2006г. отношение к экономической политике правительства улучшилось по сравнению с 2005г.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Доля респондентов, ПОНИМАЮЩИХ (полностью или в основном) экономическую политику правительства, составила 36%. Это на 4 процентных пункта превышает результат

2004 -2005г. и является рекордом последних пятнадцати лет. Более высоким этот показатель был только во втором и третьем кварталах 1992г. - 47-49% (до этого измерение не производилось). Но тогдашние оценки, конечно, трудно сравнивать с нынешними. В первые месяцы 1992г. большое значение имел фактор оптимистических ожиданий. Рыночной экономики еще фактически не было, а экономическая политика правительства в тот период для многих ассоциировалось главным образом лишь с либерализацией цен, проведенной в начале 1992г.

Существенно снизилась в 2006г. доля НЕПОНИМАЮЩИХ действий правительства (полностью или в основном). В среднем она составила 25%, что на 7 процентных пунктов меньше результата 2005г. Это тоже рекорд пятнадцатилетия. (Для сравнения: в 1992г. доля непонимающих экономическую политику правительства не опускалась ниже 40%).

На протяжении большей части постдефолтного периода самую многочисленную группу составляли те, кто затруднился поставить правительству оценку. Однако, начиная с 2001-2002гг, когда доля таких респондентов была рекордно высокой (45%), происходило

непрерывное относительное уменьшение числа тех, кто затруднялся дать определенный ответ на вопрос о ясности политики. В 2006г. доля колеблющихся составила 39%, то есть почти сравнялась с долей тех, кто понимал политику правительства.

При ответе на вопрос об экономической политике руководителям предприятий предлагается выбрать одну из пяти позиций: «полное непонимание», «непонимание в основном», «трудно сказать», «понимание в основном» и «полное понимание». Используя эту пятиступенчатую шкалу, мы строим более точный индекс понимания (ИП), который учитывает все варианты ответов с разными весами: 0, % % 3Л и 1. Ситуация, когда ИП=100 означает всеобщее и полное понимание, а ИП=0, наоборот, - всеобщее и полное непонимание политики правительства.

При таком измерении действия правительства в минувшем году выглядят самыми «понятными» для руководителей предприятий по сравнению со всеми остальными годами реформы - 52 (см. таблицу 1). И это, безусловно, успех правительства, по крайней мере, в плане разъяснения своих действий бизнес сообществу.

Обнадеживающие тенденции обнаруживаются и при измерении уровня одобрения экономической политики правительства. Доля руководителей промышленных предприятий, ОДОБРЯЮЩИХ эту политику (полностью или в основном), за год возросла на 6 процентных пунктов и составила 19%. Одновременно снизилась доля руководителей, которые НЕ ОДОБРЯЮТ политику правительства - с 41 до 34%. Как по одному, так и по другому показателю 2006г. оказался одним из лучших за последние годы. Хотя говорить об абсолютных рекордах за весь период рыночных реформ не приходится. Так например, доля одобряющих экономическую политику правительства в 2001г. равнялась 18%, но в 1992г. она доходила до фантастических по нынешним временам 20-30%. Что касается не согласных с политикой правительства, то в 2001-2002гг. их было существенно меньше, чем теперь, - всего 28-29%.

Наиболее многочисленную группу образуют те респонденты, которые затруднились поставить оценку правительству, - 47%. И в данном случае также наблюдается тенденция сокращения этой срединной группы за последние годы (Для сравнения: в 2002г., когда ее относительная численность достигла максимального значения, она составляла 55% от размеров промышленной выборки РЭБ).

ТАБЛИЦА 1.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ^ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики 1) правительства 1) Индекс одобрения экономической политики 1) правительства 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического 2) кризиса.) Доля респондентов, считающих, что экономический подъем уже начался (%).

19923) 47 41 6.0 -

1993 40 36 6.0 -

1994 34 26 6.3 -

1995 35 28 7.1 -

1996 32 25 6.7 -

1997 35 25 7.8 -

1998 34 25 7.4 -

1999 39 34 7.7 3

2000 46 43 6.0 9

2001 50 46 6.4 10

2002 51 45 7.1 6

2003 50 41 7.5 6

2004 49 41 7.6 10

2005 49 39 7.8 7

2006 52 44 7.1 12

ПРИМЕЧАНИЯ.

1 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью

понимают (одобряют) политику, «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

3) Без первого квартала.

Источник: опросы РЭБ.

Так же как и для предыдущего показателя, измерение производится по пятиступенчатой шкале: от полного неодобрения до полного одобрения. Подобно индексу понимания строится индекс одобрения экономической политика (ИО). В 2006г. его среднее значение равнялось 44. Это на 5 пунктов больше, чем в 2005г., но пока еще не дотягивает до рекордов 2001 -2002гг. (45-46 пунктов).

В качестве косвенной оценки деятельности правительства можно привести еще один показатель РЭБ: ожидаемое число лет до окончания экономического кризиса. В среднем за 2006г. ОСТАТОЧНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА, по мнению респондентов, составила 7.1 года. Это на 0.7 года меньше, чем оценка, полученная в 2005г. и почти совпадает по средней оценкой за последние 10 лет (2005-1996гг. - 7.2 года). Круг руководителей предприятий, полагающих, что экономический подъем уже идет, по-прежнему

очень узок - 12% (в прошлом году было 7%). Подчеркнем, что оценки продолжительности кризиса не следует трактовать буквально. Они, скорее, отражают уровень оптимизма (пессимизма) промышленников и их восприятие состояния российской промышленности в целом и своих предприятий на данный момент по сравнению с предкризисным 1990г.

С этой точки зрения, для большинства руководителей предприятий кризис может считаться преодоленным лишь тогда, когда объемы производства и загрузка мощностей выйдут на докризисный уровень.

Оценки экономической политики правительства существенно разнятся по отраслям. В 2006г. году она находила относительно большее понимание среди представителей химической, легкой и пищевой промышленности и лесопромышленного комплекса: во всех перечисленных видах производства индекс понимания в 2006г. заметно превышал рубеж 50 пунктов. Гораздо худшее понимание политики обнаруживалось в металлургии, машиностроении и производстве стройматериалов. Здесь уровень понимания составлял всего лишь 49-50 пунктов (см. таблицу 2).

Что касается поддержки экономической политики, то здесь тоже выделяются две крайние группы отраслей: с повышенным и пониженным уровнем одобрения. К первой группе относятся производство стройматериалов, химическая промышленность и производство пищевых продуктов (индекс одобрения в 2006г. здесь держался в диапазоне 47-51 пунктов). Ко второй - металлургия и лесопромышленный комплекс (37-40 пунктов). Легкая промышленность и машиностроение занимают промежуточное положение (44-45 пунктов).

Руководители всех отраслей демонстрировали больше понимания, чем поддержки экономической политики, причем разность между двумя индексами в некоторых отраслях была весьма существенной. Так, например, в металлургии и легкой промышленности она равнялась 11 пунктам, а в лесопромышленном комплексе 14 пунктам. Именно в этих отраслях политика правительства, как можно предположить, в 2006г. встречала наибольшие возражения. Особенно это относится к предприятиям лесопромышленного комплекса: респонденты здесь не поддерживали политику не потому, что затруднялись оценить или не уверены, что понимают, а напротив, именно потому, что они ее хорошо понимали (или думали, что понимают), она им казалась неприемлемой. По крайней мере, для своих предприятий.

ТАБЛИЦА 2.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ОТРАСЛЕЙ ______________(усредненные результаты четырех квартальных опросов)__

Индекс понимания экономической политики правительства Индекс одобрения экономической политики правительства Разница между пониманием и одобрением

2004 2005 2006 2004 2005 2006 2006

(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)=(3) - (6)

Металлургия 53 52 49 48 34 37 11

Машиностроение 52 47 50 45 42 45 5

Химическая промышленность 54 49 60 50 37 51 9

Лесопромышленный комплекс 54 54 54 34 40 40 14

Производство стройматериалов 45 48 50 40 42 47 3

Легкая промышленность 41 46 55 34 32 44 11

Пищевая промышленность 48 51 53 43 46 47 6

Заметные изменения произошли в списке СТИМУЛИРУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ, которыми, по мнению респондентов, правительству следовало бы заняться в первую очередь. Облегчение налогового бремени по-прежнему остается здесь первым номером. Но, начиная с 1998-2000гг., прослеживается тенденция к уменьшению данной проблемы. В 2006г. на первоочередность ослабления налогового бремени указывали 59% руководителей предприятий. Это рекордно низкая отметка для данного показателя за девять последних лет (см. таблицу 3).

Вторым по важности, как и год назад, идет стимулирование капитальных вложений -56%. За последние три года, этот показатель вырос на 11 процентных пунктов. И если тенденция к росту сохранится, то уже в 2007-2008гг. мы можем стать свидетелями весьма примечательного сдвига в сознании директорского корпуса: впервые за все время реформ задача стимулирования капитальных вложений окажется, по мнению его представителей, не менее, а может быть и более насущной, чем снижение налогов. Собственно говоря, уже сейчас, когда рейтинги двух указанных направлений экономической политики практически сравнялись, это вполне правомерно интерпретировать, как косвенное свидетельство качественного сдвига, который произошел в российской экономике за последние годы. Сдвига в сторону большей нормальности, отлаженности, если так можно выразиться. Изменения в умонастроениях директорского корпуса в этой связи - лишь один из заключительных симптомов происходящего «выздоровления».

По-прежнему довольно широка популярность таких мероприятий, как предоставление льготных кредитов, дотаций и т.п. (41%) и снижение банковского процента (43%). На протяжении последних лет эти направления экономической политики идут практически вровень, попеременно меняясь местами. И все же между ними начинает обнаруживаться заметная разница. Она - в динамике. Если популярность льготных кредитов и дотаций колеблется на протяжении девяти лет примерно вокруг одного и того же уровня, то рейтинг снижения банковского процента, постепенно прибавляет. Три последних года он превышает 40%, в то время как в 1998-2001гг. колебался в диапазоне 34-36%.

Существенно снизилась притягательность идеи улучшения структуры налогов. В 2006г. о необходимости такого улучшения говорили только 23% респондентов. Это -повторение результата годичной давности, но на 20 пунктов меньше, чем было в опросах, проводимых в 1998-2000гг. Можно предположить, что чем менее тяжким выглядит общее налоговое бремя, тем меньше нареканий вызывает его структура, поскольку недостатки последней в этом случае становятся мало ощутимыми.

Число тех, кто выиграл бы от ограничений импорта (32%), по-прежнему заметно превышает число заинтересованных в облегчении экспорта (11%). Причем это превосходство по сравнению с прошлыми годами еще более укрепилось: 21 процентный пункт против 18 в 2005г. и 15 - в 2004г. Это самая большая разница между долями двух указанных групп за все время наблюдений. Даже в год дефолта (1998г) численное преимущество сторонников импортных ограничений над теми, кто выступал за облегчение экспорта, было меньшим (16 процентных пунктов). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что, несмотря на относительное расширение (на 2 пункта по сравнению с

2005 и на 7 пунктов - по сравнению с 2003-2004гг.), группа руководителей предприятий, требующих проведения более жесткой протекционистской торговой политики, все еще далека от преобладания - всего около одной трети респондентов. Основная же масса российских производителей по-прежнему остается мало чувствительной к импорту.

На протяжении последних нескольких лет практически не меняется доля руководителей, желающих повышения курса рубля - 4%, и доля тех, кто видит интерес своего предприятия в понижении курса рубля, - 3%. Причем интересно, что уровень популярности мер валютного регулирования в несколько раз ниже, чем торговой политики в целом: 3-4% против 11-32%. Это можно понимать таким образом, что, говоря об экспортной или импортной политике, респонденты в большинстве своем предполагают осуществлять ее не валютным регулированием, а иными методами (торговыми пошлинами, квотами и т.п.).

ТАБЛИЦА 3.

РЕЙТИНГ РАЗЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА (доля респондентов, считающих данный пункт важным для своего предприятия, среднее по двум _________________________полугодовым опросам, %)._______________________

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

1. Снизить налоги 84 84 83 74 68 76 66 61 59

2. Стимулировать капитальные вложения1) - - - - - 45 48 53 56

3. Добиться снижения банковского процента 36 35 36 34 42 39 44 42 43

4. Предоставить льготные кредиты, дотации и т.п. 40 37 40 44 40 41 43 40 41

5. Использовать систему госзаказа 32 29 26 29 34 28 34 32 28

6. Улучшить структуру налогов 46 42 43 33 32 32 30 23 23

7. Ограничить импорт 28 21 22 22 31 25 25 30 32

8. Стабилизировать «правила игры» 1) - - - - - - - 272) 20

9. Стабилизировать курс рубля 522) 46 33 23 21 13 14 8 5

10. Облегчить экспорт 12 7 11 10 10 13 10 12 11

11 .Повысить курс рубля 112) 12 9 8 7 5 5 5 74

12. Понизить курс рубля 02) 1 2 4 2 2 4 3 3

13.Другое 14 6 5 4 4 2 3 4 4

14. Предприятие не нуждается в стимулировании 3 3 4 4 3 3 3 3 2

ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Включение данного мероприятия в список, скорее всего, не сказалось существенно на остальных рейтингах, поскольку число вариантов ответа на этот вопрос в анкете не ограничивается. 2) Второе полугодие.

Источник: опросы РЭБ.

Помимо оценки конкретных направлений экономической политики с точки зрения предприятий, респондентам РЭБ задается вопрос о сравнительной важности стимулирования производства и снижения инфляции для российской экономики в целом. Как видно из таблицы 4, на протяжении всего рассматриваемого периода численный перевес сторонников стимулирования производства над сторонниками замедления инфляции был подавляющим. Таким же остался он и в 2006г.: 85% респондентов считают, что в настоящий момент производство важнее инфляции, и лишь 9% придерживаются противоположного мнения. Причем, если до 2002г. шло, хоть и небольшое, снижение доли тех, кто выступал за первоочередность стимулирования производства, то после 2003г. эта тенденция пока не заметна.

ТАБЛИЦА 4.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВАЖНЕЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ЗАМЕДЛИТЬ ИНФЛЯЦИЮ ИЛИ СТИМУЛИРОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО?» (доля респондентов, выбравших данный вариант ответа, среднее по четырем квартальным опросам, %).

Инфляция В равной мере то и другое Производство Баланс

(1) (2) (3) (4) = (3)-(1)

1997 2 4 94 92

1998 2 3 95 93

1999 5 6 89 84

2000 5 5 90 85

2001 6 6 88 82

2002 7 7 86 79

2003 7 7 86 79

2004 6 7 87 81

2005 7 4 89 82

2006 9 6 85 76

Правда, налицо другая тенденция: долгосрочное снижение разрыва между долями тех, кто выступает (в качестве первоочередной задачи) за стимулирование производства и подавления инфляции. С 92-93%, каким он был в 1997-1998гг., указанный разрыв упал до 76% в 2006г.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Заметно увеличилась поддержка правительственной политики среди респондентов сельскохозяйственных предприятий выборки РЭБ. Индекс понимания за 2006г. возрос здесь на 10 пунктов и оказался равен 47. Это рекордно высокий уровень за весь период наблюдений, начиная с 1993г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. Что касается индекса одобрения, то он повысился на 8 пунктов - до 31. Правда, это не рекорд, но одно из самых высоких значений показателя на рассматриваемом периоде. Выше индекс одобрения поднимался лишь один раз - в 2001-2002г.г. - до 32-34 пунктов (см. табл. 5).

Существенно улучшились и оценки остаточной продолжительности кризиса. Сроки начала экономического подъёма, по мнению респондентов из агросектора, уменьшились на 1,1 года и достигли 10,5 лет. Хотя, следует признать, что это все равно один из самых пессимистичных прогнозов за весь период наших наблюдений, начиная с 1992г. То же относится и к расхождению между оценками представителей агросектора и

промышленности. До этого наибольшее превышение первых оценок над вторыми наблюдалось в 2005г. и составляло 3.8 года, теперь разрыв снизился , но не на много - до 3.4 лет.

ТАБЛИЦА 5.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ___________ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)___

Индекс понимания экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения экономической политики правительства (%) 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического кризиса 2) ( в скобках дано превышение над оценками по промышленности из таблицы 1)

19923) 6.2 (+0.2)

1993 39 29 6.8 (+0.8)

1994 32 22 7.8 (+1.5)

1995 29 19 8.3 (+1.2)

1996 30 18 7.8 (+1.1)

1997 34 19 9.0 (+1.2)

1998 37 21 9.2 (+1.8)

1999 39 32 7.6 (-0.1)

2000 41 31 7.5 (+1.5)

2001 44 34 7.1 (+0.7)

2002 41 32 8.8 (+1.7)

2003 41 25 9.8 (+2.3)

2004 45 27 10.6 (+3.0)

2005 37 23 11.6 (+3.8)

2006 47 31 10,5 (+3,4)

ПРИМЕЧАНИЯ.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью

понимают (одобряют) политику, а «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

3) Без первого квартала.

Источник: опросы РЭБ.

БАНКИ

Как и раньше, самые высокие отметки правительству «выставили» респонденты из банковского сектора. Индекс одобрения в 2006г. составил 75, на 8 пунктов превысив рекорд 2003г. и на 15 - результат 2005г. (см. табл. 6).

ТАБЛИЦА 6.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЦЕНТРОБАНКА РУКОВОДИТЕЛЯМИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ (среднее по двум полугодовым опросам)

Индекс одобрения экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения политики ЦБР (%) и

19932) 26 24

1994 22 34

1995 25 29

1996 37 33

1997 47 36

1998 34 26

1999 41 33

2000 53 40

2001 65 46

2002 62 48

2003 67 59

2004 62 63

2005 60 53

20063) 75 68

ПРИМЕЧАНИЯ.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все респонденты полностью одобряют политику, а «0», - когда, наоборот, все полностью не одобряют её.

2) Второе полугодие.3) Первое полугодие.

Источник: опросы РЭБ.

Все последние годы, намного строже, чем деятельность правительства, представители коммерческих банков оценивают политику, проводимую ЦБР. В 2006г. эта тенденция сохранилась, хотя две оценки теперь уже довольно близки друг к другу. Причем здесь индекс одобрения тоже достиг рекордного уровня в 68. По сравнению с прошлым годом он возрос сразу на 15 пунктов.

В целом результаты наших измерений позволяют сделать вывод, что поддержка, которую среди руководителей промышленных предприятий имела экономическая политика правительства в 2006г. заметно окрепла (на 3-5 пунктов по индексам понимания и согласия). В агросекторе она повысилась еще существенней (8-10 пунктов). А что касается банковского сектора, то здесь изменения в лучшую сторону самые заметные (15 пунктов прироста для правительства и 15 - для ЦБР).

Вместе с тем, если от приростов показателей перейти к их абсолютным уровням, то говорить об одобрении экономической политики (в смысле превышения числа позитивных оценок над числом негативных) возможно только в банковской сфере. Среди руководителей промышленных и, особенно, сельскохозяйственных предприятий по-прежнему преобладают те, кто считает проводимую экономическую политику неправильной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.