Научная статья на тему 'Оценки экономической политики в 2013 г'

Оценки экономической политики в 2013 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА / ИНДЕКС ОДОБРЕНИЯ / ИНДЕКС ПОНИМАНИЯ / МЕРОПРИЯТИЯ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА / ОСТАТОЧНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА / RUSSIA / INDUSTRY / ECONOMIC POLICY / ASSESSMENT OF ECONOMIC POLICY OF THE GOVERNMENT / INDEX OF COMPREHENSION / INDEX OF APPROVAL / PRODUCTION INCENTIVES / REMAINING DURATION OF THE CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аукуционек Сергей Павлович

В статье описано, как руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий России респонденты Российского экономического барометра оценивают экономическую политику правительства. Приведены данные о доли руководителей, понимающих и одобряющих экономическую политику правительства, а также о первоочередных, по их мнению, мерах, необходимых для стимулирования производства. Данные представлены по 2013 год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of economic policy in 2013

The article depicts how Russia’s managers of industrial and agricultural enterprises Russian Economic Barometer respondents’ assess the economic policy of the Government. There are presented the shares of managers who understand and who approve of the Government's economic policy, as well as the priority of measures, in their opinion, necessary to stimulate production. Data are presented up to the year 2013.

Текст научной работы на тему «Оценки экономической политики в 2013 г»

С Т А Т Ь И И А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 2013 Г.

С. Аукуционек

Результаты опросов руководителей предприятий, проводимых Российским

экономическим барометром (РЭБ), свидетельствуют, что в 2013г. отношение к экономической политике правительства среди руководителей предприятий в целом практически не изменилось.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Доля респондентов, ПОНИМАЮЩИХ (полностью или в основном) экономическую политику правительства, составила 28%. Это на 1 процентный пункт меньше результата 2012г. и является одним из самых низких значений показателя за последние 12 лет.

Доля НЕПОНИМАЮЩИХ в 2013г. действий правительства (полностью или в основном) в среднем составляла 27% - ровно столько же, что и 2012г., и это является одним из худших показателей, начиная с 1992г.

На протяжении большей части постдефолтного периода самую многочисленную группу составляли те, кто затруднился поставить правительству оценку. Начиная с 20012002гг., когда доля таких респондентов достигла пика (45%), происходило непрерывное относительное уменьшение числа тех, кто затруднятся дать определенный ответ на вопрос о ясности политики. Но в 2010г. эта тенденция была нарушена: относительное число колеблющихся с оценкой респондентов несколько выросло по сравнению с 2009г. и составило 40%. Таким же оно оставалось и в 2011г., а в 2013г. повторило рекордный уровень 45%.

При ответе на вопрос об экономической политике руководителям предприятий предлагается выбрать одну из пяти позиций: «полное непонимание», «непонимание в основном», «трудно сказать», «понимание в основном» и «полное понимание». Используя эту пятиступенчатую шкалу, мы строим более точный индекс понимания (ИП), который учитывает все варианты ответов с разными весами: 0, V4 / % и 1. Ситуация, когда ИП=100 означает всеобщее и полное понимание, а ИП=0, наоборот, - всеобщее и полное непонимание политики правительства.

При таком измерении действия правительства в 2013 году тоже выглядели довольно-таки «непонятными» для руководителей предприятий на фоне последнего десятилетия. Индекс понимания равнялся 48 (см. таблицу 1). За последние 12 лет он был ниже только в кризисном 2009 г. (45).

Доля руководителей промышленных предприятий, ОДОБРЯЮЩИХ экономическую политику правительства (полностью или в основном), за год возросла на 1 процентный пункт и составила 10%. Одновременно чуть снизилась доля руководителей, которые НЕ ОДОБРЯЮТ политику правительства - с 32 до 31%.

Аукуционек Сергей Павлович - кандидат экономических наук, руководитель Центра по изучению переходной экономики ИМЭМО РАН.

Наиболее многочисленную группу образуют те респонденты, которые затруднились поставить оценку правительству, - 59% - столько же, что и годом ранее.

ТАБЛИЦА 1.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики правительства 1) Индекс одобрения экономической политики правительства 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического кризиса.2) Доля респондентов, считающих, что экономический подъем уже начался (%)■

19923) 47 41 6.0 -

1993 40 36 6.0 -

1994 34 26 6.3 -

1995 35 28 7.1 -

1996 32 25 6.7 -

1997 35 25 7.8 -

1998 34 25 7.4 -

1999 39 34 7.7 3

2000 46 43 6.0 9

2001 50 46 6.4 10

2002 51 45 7.1 6

2003 50 41 7.5 6

2004 49 41 7.6 10

2005 49 39 7.8 7

2006 52 44 7.1 12

2007 53 47 6.8 16

2008 52 45 5.9 13

2009 45 40 4.2 2

2010 50 44 4.4 6

2011 47 40 4.9 12

2012 48 41 5.7 10

2013 48 42 5.7 4

ПРИМЕЧАНИЯ.

ц 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают (одобряют) политику, «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

3) Без первого квартала.

Источник: опросы РЭБ.

Также как и для предыдущего показателя, измерение производится по пятиступенчатой шкале: от полного неодобрения до полного одобрения. Подобно индексу понимания строится индекс одобрения экономической политики (ИО). В 2013 г. его среднее значение равнялось 42. Это на 1 пункт выше, чем в 2012г., но является одним из худших значений показателя за последние 11 лет.

В качестве косвенной оценки деятельности правительства можно привести еще один показатель РЭБ: ожидаемое число лет до окончания экономического кризиса. В среднем за 2013 г. ОСТАТОЧНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА, по мнению респондентов, составила 5.7 лет. Это повторяет оценку, полученную в 2012г. Однако круг руководителей предприятий, полагающих, что экономический подъем уже идёт, резко сузился до 4% (в прошлом году было 10%).

Оценки экономической политики правительства существенно разнятся по отраслям. Благоприятный (для правительства) сдвиг в понимании отмечен в металлургии (+25 процентных пунктов по сравнению с 2012г.), химической промышленности (+6 п.п.) и машиностроении (+3 процентных пункта). В остальных отраслях понимание снизилось, особенно резко - в лесопромышленном комплексе (-16 п.п.).

Напротив, индекс одобрения демонстрировал почти во всех отраслях сравнительную стабильность. Или точнее сказать - неодобрение, поскольку всюду он оставался заметно ниже 50-процентной отметки. В том числе и в машиностроении, где ИО несколько подрос и вплотную к ней приблизился.

ТАБЛИЦА 2.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ОТРАСЛЕЙ (усредненные результаты

четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики правительства Индекс одобрения экономической политики правительства Разница между пониманием и одобрением

2011 2012 2013 2011 2012 2013 2013

(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)=(3) - (6)

Металлургия 52 49 62 38 37 37 25

Машиностроение 44 52 55 40 44 47 8

Химическая промышленность 45 26 32 42 35 36 -4

Лесопромышленный комплекс 51 50 34 45 42 35 -1

Производство стройматериалов 46 50 45 41 45 44 1

Легкая промышленность 46 50 41 33 36 32 9

Пищевая промышленность 54 49 48 51 45 43 5

Обратимся теперь к списку стимулирующих мероприятий, которыми, по мнению респондентов, правительству следовало бы заняться в первую очередь.

ТАБЛИЦА 3.

РЕЙТИНГ РАЗЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА (доля респондентов, считающих данный пункт важным для своего предприятия, среднее по двум полугодовым опросам, %).

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

І.Снизить налоги 84 84 83 74 68 76 66 61 59 58 60 56 54 74 58 61

2.Стимулировать капитальные вложения1) - - - - - 45 48 53 56 54 47 43 44 39 46 44

З.Добиться снижения банковского процента 36 35 36 34 42 39 44 42 43 47 45 46 43 38 37 42

4.Предоставить льготные кредиты, дотации и т.п. 40 37 40 44 40 41 43 40 41 44 40 41 38 31 33 45

5.Использовать систему госзаказа 32 29 26 29 34 28 34 32 28 26 31 41 42 29 34 43

б.Улучшить структуру налогов 46 42 43 33 32 32 30 23 23 25 21 16 17 22 22 22

7.Ограничить импорт 28 21 22 22 31 25 25 30 32 25 27 31 25 23 21 23

8.Стабилизировать «правила игры» 1) - - - - - - - 272) 20 17 17 15 15 16 20 18

9.Стабилизировать курс рубля 522) 46 33 23 21 13 14 8 5 7 10 10 10 9 13 7

10.0блегчить экспорт 12 7 11 10 10 13 10 12 11 11 7 9 11 10 5 6

11.Повысить курс рубля 112) 12 9 8 7 5 5 5 4 5 6 7 4 3 5 3

12.Понизить курс рубля 02) 1 2 4 2 2 4 3 3 4 3 3 4 3 4 2

13.Другое 14 6 5 4 4 2 3 4 4 4 2 3 3 3 3 4

14.Предприятие не нуждается в стимулировании 3 3 4 4 3 3 3 3 2 3 4 2 2 2 1 0

ПРИМЕЧАНИЯ:

1) Включение данного мероприятия в список, скорее всего, не сказалось существенно на остальных рейтингах, поскольку число вариантов ответа на этот вопрос в анкете не ограничивается.

2) Второе полугодие.

Источник: опросы РЭБ.

Проблема облегчения налогового бремени по-прежнему идёт первым номером. Начиная с 1998-2000гг., прослеживалась тенденция к уменьшению ее остроты. Даже в кризисном 2009г., когда казалось, что эта тенденция должна была быть сломана, частота требований снизить налоги держалась около рекордно низкой отметки 56% и упала ещё на 2 пункта в 2010г.

Лишь в 2011г. был зафиксирован всплеск: 74% респондентов посчитали снижение налогового бремени первоочередной проблемой экономической политики. Это практически повторяло результаты 2001-2003гг. Но в 2012г. и 2013 г. рейтинг указанного мероприятия снова вернулся в окрестность 60%. (см. таблицу 3).

На втором - пятом местах идут мероприятия, имеющие близкие рейтинги в диапазоне 42-45%: стимулирование капитальных вложений (44% и минус 2 процентных пункта по сравнению с прошлым опросом), снижение банковского процента (42% и +5 п.п.), предоставление льготных кредитов и дотаций (45% и +12 п.п.), использование системы госзаказа (43% и +9 п.п.).

Заметим, что для двух последних рубрик мы имеем рекордно высокие рейтинги за весь период наблюдений (с 1998г.).

Среди мероприятий «третьего эшелона» никаких заметных скачков рейтингов не произошло. Кроме, может быть, идеи стабилизировать курс рубля: её популярность снизилась с 13 % в 2012г. до 7% в 2013г. Но поскольку сам по себе этот уровень весьма низок, всерьёз относиться к его перепадам трудно. Вместе с тем, среди низкорейтинговых мероприятий обращает на себя внимание тенденция закрепления некоторых соотношений между ними. Скажем, число тех, кто выступает за ограничение импорта, уже несколько лет в два-четыре раза больше числа тех, кто ратует за облегчение экспорта. И не более того. А вопрос о том, в какую сторону следует «направлять» курс рубля - к укреплению или к ослаблению - вообще не имеет в глазах респондентов особого значения. Рейтинги того и другого не только близки, но и явно не выходят за уровень статистической погрешности.

Помимо оценки конкретных направлений экономической политики с точки зрения предприятий, респондентам РЭБ задается вопрос о сравнительной важности стимулирования производства и снижения инфляции для российской экономики в целом.

Как видно из таблицы 4, на протяжении всего рассматриваемого периода численный перевес сторонников стимулирования производства над сторонниками замедления инфляции был подавляющим. Таким же остался он и в 2013г.: 72% респондентов считали, что производство важнее инфляции, и лишь 13% придерживались противоположного мнения.

Однако обращает на себя внимание, что на этот раз производство «выиграло у инфляции» с рекордно низким счётом. А число тех, кто полагает, что правительству следует работать по двум означенным направлениям экономической политики «в равной мере», напротив - оказалось необычайно высоким - 15%.

ТАБЛИЦА 4.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВАЖНЕЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ЗАМЕДЛИТЬ ИНФЛЯЦИЮ ИЛИ СТИМУЛИРОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО?» (доля респондентов, выбравших данный вариант ответа, среднее по четырем квартальным опросам, %).

Инфляция В равной мере то и другое Производство Баланс

(1) (2) (3) (4) = (3)-(1)

1997 2 4 94 92

1998 2 3 95 93

1999 5 6 89 84

2000 5 5 90 85

2001 6 6 88 82

2002 7 7 86 79

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2003 7 7 86 79

2004 6 7 87 81

2005 7 4 89 82

2006 9 6 85 76

2007 9 7 84 75

2008 17 9 74 57

2009 9 9 82 73

2010 11 12 77 66

2011 14 12 74 60

2012 11 12 77 66

2013 13 15 72 59

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Поддержка правительственной политики среди респондентов сельскохозяйственных предприятий выборки РЭБ несколько снизилась. Индекс понимания за 2013г. составил 53, что на 3 процентных пункта ниже показателя годичной давности и является вторым результатом за два десятилетия наших измерений. То же относится и к индексу одобрения: он снизился на 5 процентных пунктов - до 43, что уступает лишь результату прошлого опроса, заметно превосходя оценки всех без исключения предыдущих лет (см. табл. 5).

Одновременно сразу на полтора года повысилась оценка остаточной продолжительности кризиса - до 9,2 года. Это примерно соответствует среднему уровню таких ожиданий за последние десять лет. Возросло и расхождение между оценками представителей агросектора и промышленности: с +1.9 года до +3.5 лет. Что, впрочем, ещё далеко до рекордных значений этого разрыва.

ТАБЛИЦА 5.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения экономической политики правительства (%) 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического кризиса 2) ( в скобках дано превышение над оценками по промышленности из таблицы 1)

19923) 6.2 (+0.2)

1993 39 29 6.8 (+0.8)

1994 32 22 7.8 (+1.5)

1995 29 19 8.3 (+1.2)

1996 30 18 7.8 (+1.1)

1997 34 19 9.0 (+1.2)

1998 37 21 9.2 (+1.8)

1999 39 32 7.6 (-0.1)

2000 41 31 7.5 (+1.5)

2001 44 34 7.1 (+0.7)

2002 41 32 8.8 (+1.7)

2003 41 25 9.8 (+2.3)

2004 45 27 10.6 (+3.0)

2005 37 23 11.6 (+3.8)

2006 47 31 10.5 (+3,4)

2007 44 34 9.0 (+2.2)

2008 44 37 8.7 (+2,8)

2009 38 36 7.7 (+3,5)

2010 38 34 8.1 (+3,7)

2011 37 31 9.6 (+4,7)

2012 56 48 7.6 (+1,9)

2013 53 43 9.2 (+3,5)

ПРИМЕЧАНИЯ.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают (одобряют) политику, а «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

3) Без первого квартала.

Источник: опросы РЭБ.

В целом полученные данные позволяют сделать вывод, что поддержка, которую среди руководителей предприятий имела экономическая политика правительства в 2013г., по сравнению с предыдущим годом практически не изменилась в промышленности и несколько снизилась в агросекторе.

Причём второй раз за всё время наших наблюдений, оценки руководителей сельскохозяйственных предприятий оказались выше, чем промышленных. Учитывая околокризисную ситуацию в нашем хозяйстве, такие результаты можно было бы признать неплохими для правительства.

Однако нельзя при этом забывать, что в 2013г., как и раньше, преобладающая часть респондентов оставалась настроенной по отношению к проводимой экономической политике либо нейтрально, либо негативно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.