Научная статья на тему 'Оценки экономической политики в 2004 г. '

Оценки экономической политики в 2004 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аукуционек Сергей Павлович

Результаты регулярных опросов руководителей предприятий, проводимых Российским экономическим барометром (РЭБ), свидетельствуют, что в целом в 2004г. отношение к экономической политике правительства не улучшилось по сравнению с 2003г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценки экономической политики в 2004 г. »

С Т А Т Ь И И А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 2004 Г.

С.Аукуционек

Результаты регулярных опросов руководителей предприятий, проводимых Российским экономическим барометром (РЭБ), свидетельствуют, что в целом в 2004г. отношение к экономической политике правительства не улучшилось по сравнению с 2003г.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Доля респондентов, ПОНИМАЮЩИХ (полностью или в основном) экономическую политику правительства, составила 32%. Это на 3 процентных пункта превосходит результат 2003г., и является наивысшим значением данного показателя за последние двенадцать лет.

Одновременно возросла доля НЕПОНИМАЮЩИХ действий правительства (полностью или в основном). В среднем за 2004г. она составила 31%, что на 4 процентных пункта превышает результат 2003г. Хотя здесь говорить о рекордах не приходится: в 90-х годах прошедшего века доля респондентов, не понимающих политику правительства, долгое время держалась на уровне 50-60%.

Как и прежде, самую многочисленную группу составляли те, кто затруднился поставить правительству оценку - 37%. Правда, по сравнению с прошлым годом (44%) их стало значительно меньше.

При ответе на вопрос об экономической политике руководителям предприятий предлагается выбрать одну из пяти: «полное непонимание», «непонимание в основном», «трудно сказать», «понимание в основном» и «полное понимание». Используя эту пятиступенчатую шкалу, мы строим более точный индекс понимания (ИП), который учитывает все варианты ответов с разными весами: 0, % % % и 1. Ситуация, когда ИП=100 означает всеобщее и полное понимание, а ИП=0, наоборот, - всеобщее и полное непонимание политики правительства.

При таком измерения минувший год выглядит чуть менее «понятным», чем 2003г.: индекс понимания снизился на 1 пункт и составил 49 (см. таблицу 1).

Сходные тенденции обнаруживаются при измерении уровня одобрения экономической политики правительства. С одной стороны, доля руководителей промышленных предприятий, ОДОБРЯЮЩИХ эту политику (полностью или в основном), за год увеличилась на 1 процентный пункт и составила 16%; а с другой стороны, выросла и доля руководителей, которые НЕ ОДОБРЯЮТ политику правительства - с 34 до 37%.

Так же как и в предыдущем случае, измерение производится по пятиступенчатой шкале: от полного неодобрения до полного одобрения. Подобно индексу понимания строится индекс одобрения экономической политика (ИО). В 2004г. его среднее значение равнялось 41, что в точности повторяет результат 2003г.

Интересно, что и в данном случае наиболее многочисленную группу образуют те респонденты, которые затруднились поставить оценку правительству, хотя и здесь эта группа заметно уменьшилась - с 51% до 47%.

Таблица 1.

Оценки экономической политики правительства (за последние 3-4 месяца) и остаточной продолжительности кризиса директорами промышленных предприятий

(усредненные результаты четырех ква ртальных опросов)

Индекс понимания экономической политики правительства (Уо)1' Индекс одобрения экономической политики правительства (%)1) Число лет, оставшееся до окончания экономического 2) кризиса. ' Доля респондентов, считающих, что экономический подъем уже начался (%).

19923) 47 41 6.0 -

1993 40 36 6.0 -

1994 34 26 6.3 -

1995 35 28 7.1 -

1996 32 25 6.7 -

1997 35 25 7.8 -

1998 34 25 7.4 -

1999 39 34 7.7 3

2000 46 43 6.0 9

2001 50 46 6.4 10

2002 51 45 7.1 6

2003 50 41 7.5 6

2004 49 41 7.6 10

ПРИМЕЧАНИЯ.

11 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью

понимают (одобряют) политику, «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2 В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

3 Без первого квартала.

Источник: опросы РЭБ.

Как и прежде, приводим также косвенную оценку деятельности правительства, а именно: ожидаемое число лет до окончания экономического кризиса. В среднем за 2004г. ОСТАТОЧНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА, по мнению респондентов, составила 7.6 лет. Это на 0.1 года превышает прошлогоднюю величину. Круг руководителей предприятий, полагающих, что экономический подъем уже идет, хотя и расширился до 10% (в прошлом году было всего 6%), но все еще узок. Напомним, впрочем, что оценки продолжительности кризиса не следует трактовать буквально. Они, скорее, отражают уровень оптимизма (пессимизма) промышленников и их общее восприятие состояния российской промышленности на данный момент и в перспективе.

Оценки экономической политики правительства существенно разнятся по отраслям промышленности. В минувшем году она находила понимание прежде всего среди

респондентов металлургии, машиностроения, химии и лесопромышленного комплекса: во всех перечисленных отраслях промышленности индекс понимания в 2004г. превышал половинный рубеж, держась на уровне 52-55 пункта. Гораздо худшее понимание политики обнаруживалось в легкой и пищевой промышленности, а также на предприятиях, производящих стройматериалы. Здесь уровень понимания составлял всего лишь 41-48 пунктов. Самым низким, причем второй год подряд, он был в пищевой промышленности - 41 пункт (см. таблицу 2).

Что касается поддержки экономической политики, то здесь тоже выделяются две группы отраслей: с пониженным и повышенным уровнем одобрения. К первой группе относятся металлургия, машиностроение и химическая промышленность (индекс одобрения в 2004г. здесь держался в диапазоне 45-50 пунктов). Ко второй - лесопромышленный комплекс, производство стройматериалов и легкая промышленность (34-40 пунктов). Промежуточное положение занимала пищевая промышленность (43 пункта).

Руководители всех отраслей демонстрировали больше понимания, чем поддержки экономической политики, причем разность между двумя индексами была практически всюду одинаковой - примерно 5-7 пунктов. Исключение представляли лишь предприятия лесопромышленного комплекса, где эта разница (второй год подряд) достигала 20 пунктов. По-видимому, по отношению к этой отрасли хозяйства политику правительства, по мнению наших респондентов, можно охарактеризовать, как самую неудачную.

Таблица 2.

Оценки экономической политики правительства (за последние 3-4 месяца) директорами промышленных предприятий (усредненные результаты четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики правительства (%) Индекс одобрения экономической политики правительства (%) Разница между пониманием и одобрением

2003 2004 2003 2004 Прирост 2004

(1) (2) (3) (4) (5)=(4)-(3) (6)=(4)-(2)

Металлургия 50 53 41 48 +7 -5

Машиностроение 53 52 49 45 -4 -7

Химическая промышленность 55 54 50 50 0 -4

Лесопромышленный комплекс 54 54 34 34 0 -20

Производство стройматериалов 46 45 39 40 +1 -5

Легкая промышленность 44 41 32 34 +2 -7

Пищевая промышленность 47 48 46 43 -3 -5

Заметные изменения произошли в списке СТИМУЛИРУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ, которыми, по мнению респондентов, правительству следовала бы заняться в первую очередь. Облегчение налогового бремени по-прежнему остается здесь первым номером. Но по сравнению с 1998-2000гг. прослеживается явная тенденция к снижению её остроты. В 2004г. на первоочередность ослабления налогового бремени указывали 66% руководителей

предприятий. Это рекордно низкая отметка для данного показателя за семь последних лет (см. таблицу 3).

Вторым по важности, как и год назад, идет стимулирование капитальных вложений -48%. По сравнению результатом прошлогодних измерений, этот показатель вырос на 3 процентных пункта.

По-прежнему довольно широка популярность таких мероприятий, как предоставление льготных кредитов, дотаций и т.п. (43%) и снижение банковского процента (44%). На протяжении последних лет эти направления экономической политики идут практически вровень, попеременно меняясь местами.

Существенно снизилась притягательность идеи оптимизации структуры налогов. В 2004г. о необходимости провести такую оптимизацию говорили только 30% респондентов (напомним, что в 1998-2000гг. их было более 40%).

В нижней части таблицы 3 обращает на себе внимание, что число сторонников стабилизации курса рубля перестало снижаться. В 2004г. их доля составила 14%, что на 1 процентный пункт даже превышает результата прошлогодних измерений.

Число тех, кто выиграл бы от ограничений импорта, по-прежнему заметно превышает число заинтересованных в облегчении экспорта. Причем это превосходство по сравнению с прошлым годом еще более укрепилось: 25% против 10% (было 25 против 13%). Не изменилась доля руководителей, желающих повышения курса рубля - 5%. А тех, кто видит интерес своего предприятия в понижении курса рубля, стало чуть больше - 4%. Хотя говорить о долгосрочной тенденции к их увеличению пока не приходится.

Таблица 3.

Рейтинг различных мероприятий по стимулированию производства (доля респондентов, считающих данный пункт важным для своего предприятия, среднее по двум полугодовым опросам, %).

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

1. Снизить налоги 84 84 83 74 68 76 66

2. Стимулировать капитальные вложения1' - - - - - 45 48

3. Добиться снижения банковского процента 36 35 36 34 42 39 44

4. Предоставить льготные кредиты, дотации и т.п. 40 37 40 44 40 41 43

5. Использовать систему госзаказа 32 29 26 29 34 28 34

6. Улучшить структуру налогов 46 42 43 33 32 32 30

7. Ограничить импорт 28 21 22 22 31 25 25

8. Стабилизировать курс рубля 522) 46 33 23 21 13 14

9. Облегчить экспорт 12 7 11 10 10 13 10

10.Повысить курс рубля 112) 12 9 8 7 5 5

11. Понизить курс рубля 02) 1 2 4 2 2 4

12.Другое 14 6 5 4 4 2 3

13. Предприятие не нуждается в стимулировании 3 3 4 4 3 3 3

ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Включение данного мероприятия в список в 2003г., скорее всего не сказалось существенно на остальных рейтингах, поскольку число вариантов ответа на этот вопрос в анкете не ограничивается. 2 Второе полугодие.

Источник: опросы РЭБ.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Несколько возросла поддержка правительственной политики в сельском хозяйстве. Индекс понимания за 2004г. вырос на 4 пункта и достиг 45, Это рекорд за весь период его измерения (с 1993г.). Что касается индекса одобрения, то его он подрос на два пункта - до 27. Здесь, впрочем, до рекорда далеко как в одну (34 в 2001г.), так и в другую (18 в 1996г.) сторону (см. табл. 4).

Существенно ухудшились оценки остаточной продолжительности кризиса. Сроки начала экономического подъёма, по мнению респондентов из агросектора, отодвинулись еще почти на 1 год и достигли 10,6 лет. Это самый пессимистичный прогноз за весь период наших наблюдений, начиная с 1992г. Еще один рекорд 2004г. состоит в том, что зафиксировано максимальное расхождение по данному показателю между оценками представителей агросектора и промышленности. Если до этого наибольшее превышение первых оценок над вторыми наблюдалось в 2003г. и составляло 2.3 года, то теперь этот разрыв вырос до 3 лет.

Таблица 4.

Оценки экономической политики правительства (за последние 3-4 месяца) и остаточной продолжительности кризиса директорами сельскохозяйственных предприятий (усредненные __результаты четырех квартальных опросов)_

Индекс понимания экономической политики правительства (%)1( Индекс одобрения экономической политики правительства (%) 1 Число лет, оставшееся до окончания экономического кризиса 2) (в скобках дано превышение над оценками по промышленности из таблицы 1)

19923) 6.2 (+0.2)

1993 39 29 6.8 (+0.8)

1994 32 22 7.8 (+1.5)

1995 29 19 8.3 (+1.2)

1996 30 18 7.8 (+1.1)

1997 34 19 9.0 (+1.2)

1998 37 21 9.2 (+1.8)

1999 39 32 7.6 (-0.1)

2000 41 31 7.5 (+1.5)

2001 44 34 7.1 (+0.7)

2002 41 32 8.8 (+1.7)

2003 41 25 9.8 (+2.3)

2004 45 27 10.6 (+3.0)

ПРИМЕЧАНИЯ.

11 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью

понимают (одобряют) политику, а «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2 В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Без первого квартала. Источник: опросы РЭБ.

БАНКИ

Как и раньше, самые высокие отметки правительству «выставили» руководители из банковского сектора. Индекс одобрения в 2004г. составил 60. Это, правда, на 7 пунктов меньше, чем год назад, но по историческим меркам по-прежнему является очень высоким показателем.

ТАБЛИЦА 5. ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЦЕНТРОБАНКА РУКОВОДИТЕЛЯМИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ (среднее по двум полугодовым опросам)

Индекс одобрения экономической политики правительства ("/о)1' Индекс одобрения политики ЦБР (%) ''

19932' 26 24

1994 22 34

1995 25 29

1996 37 33

1997 47 36

1998 34 26

1999 41 33

2000 53 40

2001 65 46

2002 62 48

2003 67 59

20043' 60 51

ПРИМЕЧАНИЯ.

11 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все респонденты полностью

одобряют политику, а «0», - когда, наоборот, все полностью не одобряют её.

2 Второе полугодие 33 Первое полугодие.

Источник: опросы РЭБ.

Как и все последние годы, намного строже, чем деятельность правительства, представители коммерческих банков оценивают политику, проводимую ЦБР. Здесь индекс одобрения по сравнению с прошлым (рекордным годом) упал на 8 пунктов и достиг 51. Однако и в данном случае, если рассматривать динамику показателя за более долгий период времени, то следует признать, что уровень поддержки со стороны банков за последний год был весьма высоким.

****

В целом результаты наших измерений позволяют сделать вывод, что поддержка, которую среди руководителей промышленных предприятий имела экономическая политика правительства в 2004г., практически осталась на том же уровне, что и год назад. В агросекторе она даже несколько возросла, хотя в абсолютном выражении остается очень низкой. Что же касается банковского сектора, то здесь наоборот, поддержка действий, как правительства, так и Центрального Банка, заметно уменьшилась, но ее абсолютный уровень пока еще оставался достаточно высоким.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.