Научная статья на тему 'Оценки экономической политики в 2001 г. '

Оценки экономической политики в 2001 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аукуционек Сергей Павлович

Результаты регулярных опросов руководителей предприятий, проводимых «Российским экономическим барометром» (РЭБ), свидетельствуют, что в целом, в 2001 г. отношение к экономической политике правительства заметно улучшилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценки экономической политики в 2001 г. »

С Т АТ Ь И И А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 2001 Г.

С.Аукуционек

Результаты регулярных опросов руководителей предприятий, проводимых «Российским экономическим барометром» (РЭБ), свидетельствуют, что в целом, в 2001 г. отношение к экономической политике правительства заметно улучшилось.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Доля респондентов, ПОНИМАЮЩИХ (полностью или в основном) экономическую политику правительства, в среднем составила 30%. Это на 4 процентных пункта превосходит результат 2000г., на 10 п.п. - оценку 1998г. и является высшим показателем за последние девять лет. Более широкое понимание мероприятия центральной власти встречали лишь в первый год рыночной реформы (1992).

Еще заметнее изменилась доля НЕ ПОНИМАЮЩИХ действий правительства (полностью или в основном). В среднем за 2001 г. она составила 25%, что на 9 процентных пунктов меньше, чем в 2000г. и на 31 п.п. - чем в 1998г. Это - самый низкий уровень непонимания за все время наших наблюдений. Даже в 1992г., когда поддержка политики реформ была наибольшей, доля промышленников, не понимающих её, находилась в диапазоне 42-49%.

Интересно отметить, что наибольшее изменение по сравнению с тем периодом наблюдалось в числе затруднившихся поставить отметку правительству. По сравнению с 1992г. их доля возросла с 12 до 45% респондентов РЭБ.

При оценке экономической политики руководителям предприятий предлагается выбрать один из пяти вариантов: «полное непонимание», «непонимание в основном», «трудно сказать», «понимание в основном» и «полное понимание». Используя эту пятиступенчатую шкалу можно построить более общий Индекс понимания (ИП), который одновременно учитывает все категории ответов, но с соответствующими весами: 0, %, 1, 3Л и 1. Ситуация, когда ИП = 100, означает всеобщее и полное понимание, а ИП = 0, наоборот, всеобщее и полное непонимание проводимой правительством политики.

При таком способе измерения минувший год также оказывается самым успешным: ИП = 50, в то время как долгое время он был ниже 40 и даже в 1992г. не достигал 50процентного рубежа.

Сходные тенденции обнаруживаются и при измерении уровня одобрения правительственной политики. Доля руководителей промышленных предприятий, ОДОБРЯЮЩИХ эту политику (полностью или в основном) была в 2001г. равна 18%, а НЕ ОДОБРЯЮЩИХ - 28%. Сколь ни удручающими, на первый взгляд, могут показаться эти оценки, но они - лучшие для правительства за последние 9 лет. Для сравнения:

4

Российский Экономический Барометр, №4, 2001

аналогичные данные годовой давности - 15 и 34%, соответственно, а в 1996-1997гг. - 3 и 69% (худший результат за весь период реформ).

Так же как и в предыдущем случае, измерение проводится по пятиступенчатой шкале: от полного неодобрения до полного одобрения. Поэтому подобно Индексу понимания может быть построен Индекс одобрения экономической политики (ИО). В 2001г. его среднее значение равнялось 46. Это - абсолютный рекорд за весь период после либерализации цен. Причем по сравнению с прошлым годом ИО возрос на 3 процентных пункта, а по сравнению с 1996-1998 гг. - почти в два раза (см. табл. 1).

Интересно, что и в данном случае наибольшее изменение за длительный период произошло в числе колеблющихся. Если в 1992г. лишь 29% респондентов не смогли определиться с оценкой, то в 2001г. таких стало большинство - 54%.

Таблица 1.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ (среднегодовые данные )

Индекс понимания экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения экономической политики правительства (%) 2) Число лет, оставшихся до окончания экономического кризиса 3) Доля респондентов, считающих, что экономический подъем уже начался

19924) 47 41 6.0

1993 40 36 6.0

1994 34 26 6.3

1995 35 28 7.1

1996 32 25 6.7

1997 35 25 7.8

1998 34 25 7.4

1999 39 34 7.7 3

2000 46 43 6.0 9

2001 50 46 6.4 10

ПРИМЕЧАНИЯ.

1 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают политику, а «0», - когда, наоборот, все полностью не понимают её.

2) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью одобряют политику, а «0», - когда, наоборот, все полностью не одобряют её.

3) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

4) Без первого квартала.

Источник: опросы РЭБ.

Косвенной оценкой деятельности правительства может служить также ожидаемое число лет до окончания экономического кризиса. В среднем за 2001г. ОСТАТОЧНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА, по мнению промышленных респондентов РЭБ, составляла 6,4 лет. Это на 0,4 года превышает прошлогоднюю величину, но на целый год меньше показателя за 1998г. и почти на полтора - за 1997г. Одновременно расширился круг руководителей предприятий, полагающих, что экономический подъем уже начался. В 1999г. так считали всего 3% руководителей, в 2000г. - 9%, в 2001г. - 10% .

Российский Экономический Барометр, №4, 2001

5

Измерения остаточной продолжительности кризиса за длительный период свидетельствуют о том, что получаемые оценки не стоит трактовать чересчур буквально. Это скорее измерение уровня оптимизма промышленников, их комплексного восприятия состояния дел в российском хозяйстве на данный момент и в перспективе.

Одним из существенных факторов, определивших сравнительно высокий уровень поддержки правительства со стороны директорского корпуса, явилась налоговая реформа, и в частности, - снижение налога на прибыль. Согласно результатам спецопроса рЭб , в связи с ожидающимся налоговым послаблением свыше половины предприятий собираются пересмотреть или уже пересмотрели свои планы капитальных вложений на следующий год в сторону их увеличения. Причем почти пятая часть предприятий оценила это дополнительное увеличение как достаточно существенное.

Вместе с тем, дальнейшее облегчение налогового бремени по-прежнему остается первым номером в списке тех главных СТИМУЛИРУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ, которых производители ожидают от правительства. Именно это, по мнению 74% руководителей, позволило бы увеличить выпуск на их предприятиях. (см. таблицу 2). На втором месте идет стремление заручиться льготными кредитами и дотациями - 44%, на третьем - добиться снижения банковского процента - 34%, и на четвертом - улучшение структуры налогов -33%. До последнего времени этот пункт был вторым, но после принятия пакета законов о налогах его рейтинг (и следовательно, острота данной проблемы) заметно снизился.

Таблица 2.

РЕЙТИНГ РАЗЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА (доля респондентов, считающих данный пункт важным для своего предприятия, среднее по двум

полугодовым опросам, %).

1998 1999 2000 2001

1. Снизить налоги 84 84 83 74

2. Предоставить льготные кредиты, дотации и т.п. 40 37 40 44

3. Добиться снижения банковского процента 36 35 36 34

4. Улучшить структуру налогов 46 42 43 33

5. Использовать систему госзаказа 32 29 26 29

6. Стабилизировать курс рубля 521 46 33 23

7. Ограничить импорт 28 21 22 22

8. Облегчить экспорт 12 7 11 10

9.Повысить курс рубля 111' 12 9 8

10. Понизить курс рубля 0|) 1 2 4

11 .Другое 14 6 5 4

12. Предприятие не нуждается в стимулировании 3 3 4 4

ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Второе полугодие. Источник: опросы РЭБ.

Обращает на себя внимание, что число предприятий, заинтересованных в стабильности валютного курса рубля, заметно превышает число тех, кто заинтересован в его изменении. Особенно ярко эта тенденция проявилась во время дефолта. Но и в 2001г., несмотря на длительный период устойчивости и предсказуемости валютного курса, для большого числа предприятий поддержание его стабильности по-прежнему выглядит предпочтительней, чем изменение в ту или иную сторону.

6

Российский Экономический Барометр, №4, 2001

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Заметно возросла поддержка правительственной политики и в других секторах нашего хозяйства. Индекс понимания деятельности правительства руководителями агропредприятий в 2001г. равнялся 44, а индекс одобрения - 34. По сравнению с прошлым годом оба показателя выросли на 3 пункта.

Нужно сказать, что критическое отношение к реформам и проводимому правительством экономическому курсу в сельском хозяйстве всегда было более выраженным, чем в промышленности. Индекс одобрения здесь ни разу не превысил 35, а в 1995-1997гг. - опускался ниже 20. Тем не менее, его динамика внушает определенный оптимизм.

То же самое относится и к оценкам остаточной продолжительности кризиса. Сроки начала экономического подъёма, по мнению респондентов из агросектора, уменьшились на 0,4 года (с 7,5 до 7,1) по сравнению с прошлогодней оценкой и на 2 года - по сравнению с показателем времён дефолта (см. табл. 3), однако остаются постоянно больше, чем в промышленности.

Таблица 3.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ (среднегодовые данные)

Индекс понимания экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения экономической политики правительства (%) 2) Число лет, оставшихся до окончания экономического кризиса 3)

19924) 6.2

1993 39 29 6.8

1994 32 22 7.8

1995 29 19 8.3

1996 30 18 7.8

1997 34 19 9.0

1998 37 21 9.2

1999 39 32 7.6

2000 41 31 7.5

2001 44 34 7.1

ПРИМЕЧАНИЯ.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью

понимают политику, а «0», - когда, наоборот, все полностью не понимают её.

2) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью одобряют политику, а «0», - когда, наоборот, все полностью не одобряют её.

3) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

4) Без первого квартала.

Источник: опросы РЭБ.

Российский Экономический Барометр, №4, 2001

7

БАНКИ

Самые высокие отметки правительству, как и ранее, «выставили» руководители из банковского сектора. Индекс одобрения в 2001г. здесь достиг 65. Это на 12 пунктов выше показателя за прошлый год и на 30 пунктов превосходит оценку дефолтного 1998г.

Таблица 4.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЦЕНТРОБАНКА РУКОВОДИТЕЛЯМИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ (среднее по двум полугодовым опросам)

Индекс одобрения экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения политики ЦБР (%) !)

19932) 26 24

1994 22 34

1995 25 29

1996 37 33

1997 47 36

1998 34 26

1999 41 33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000 53 40

20013) 65 44

ПРИМЕЧАНИЯ.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все респонденты полностью

одобряют политику, а «0», - когда, наоборот, все полностью не одобряют её.

2) Второе полугодие.3) Первое полугодие.

Источник: опросы РЭБ.

Намного строже, чем деятельность правительства. представители коммерческих банков оценивают в последние годы политику, проводимую ЦБР. Однако и здесь налицо существенное изменение в лучшую сторону. В 2001г. индекс одобрения действий Центробанка составил 44, что на 4 пункта превышает показатель за 2000г. и почти на 20 пунктов - за 1998г. (см. табл. 4).

****

В целом, таким образом, результаты наших измерений приводят к выводу, что поддержка, которую среди руководителей предприятий и банков имела экономическая политика правительства в 2001г., была самой широкой за весь период рыночных реформ. Однако, АБСОЛЮТНЫЙ уровень этой поддержки всё ещё оставляет желать большего. Основной сдвиг в умонастроениях значительной части директорского корпуса состоял в том, что негативное отношение к экономической политике правительства сменилось отношением нейтральным или неопределенным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.