Научная статья на тему 'Оценка здоровья и физического развития студентов, проживающих в дискомфортных климатогеографических условиях Южно-Сибирского региона'

Оценка здоровья и физического развития студентов, проживающих в дискомфортных климатогеографических условиях Южно-Сибирского региона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТЫ ТУВИНСКОЙ И РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ / HEALTH / PHYSICAL DEVELOPMENT / TUVINIAN AND RUSSIAN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Будукоол Лариса Кара-саловна

Изучено состояние здоровья и физического развития студентов разных этнических групп, проживающих в условиях Республики Тыва. Показано, что студенты, проживающие в дискомфортных климатогеографических условиях, имеют не только возрастно-половые, но и региональные особенности как в самооценке своего здоровья, так и в физическом развитии. Обнаруженная разница в более низких антропометрических показателях и широкогрудости тувинских студентов свидетельствует об этнических особенностях, обусловленных генетическими факторами и влиянием условий среды, формирующими определенный адаптивный тип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of health and physical development of students living in discomfort climatic and geographic conditions of South-Siberian region

State of health and physical development of students of different ethnical groups living in Republic of Tuva has been researched. It has been shown that students living in discomfort climatic and geographic conditions have not only gender and age, but regional differences in self-appraisal of their health and physical development. It has been shown that Tuvinian students have broad chests and lower anthropometrical indicators than Russian ones, that tells us about ethnical features conditioned by genetic and environment factors, forming a certain adaptive type.

Текст научной работы на тему «Оценка здоровья и физического развития студентов, проживающих в дискомфортных климатогеографических условиях Южно-Сибирского региона»

Рис. 3. Частота зоба по данным пальпации с 1997 по 2008 гг.

ВОЗ в 2000 г. была поставлена задача ликвидации ЙДЗ. В настоящее время при ослаблении контроля за профилактикой ЙДЗ проблема возвращается и в месте с тем, соответственно растет количество умственно неполноценного и

больного населения.

Таким образом, однонаправленная динамика снижения частоты ТНГ и эпидемических показателей с 2000 по 2005 гг. до легкой степени тяжести ЙДЗ в Иркутской области явилась результатом многолетней борьбы с йодным дефицитом. С 2005 г. наблюдается увеличение степени тяжести йоддефицита, приблизившись в 20072008 гг. к критериям тяжелой степени. Мы прогнозируем неблагоприятную ситуацию в отношении йоддефицита и предполагаем его утяжеление в будущем при отсутствии мер профилактики. Основными причинами нарастания йоддефицитной напряженности являются ослабление контроля за ЙДЗ на уровне как массовой, так и индивидуальной профилактики. Проблема усугубляется непросвещенностью населения в отношении последствий йоддефицита. Общий принцип профилактических мероприятий должен заключаться в систематической, контролируемой, массовой «немой» программе обогащения популяции йодом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авцын А.П. и др. Микроэлементозы человека. - М.: Медицина, 1991. - С.126-144.

2. Велданова М.В., Скальный А.В. Йод - знакомый и незнакомый. - М., 2001. - 111 с.

3. Дедов И.И. и др. Врожденный гипотиреоз у детей: Метод. рекомендации. - М., 1999. - 24 с.

4. Дедов И.И., Свириденко Н.Ю. Йододефицитные заболевания в Российской Федерации // Вестн. РАМН. - 2001. - №6.

- С.3-17.

5. Деланж Ф. Неонатальный скрининг врожденного гипотиреоза: результаты и перспективы // Проблемы эндокринологии. - 2000. - Т. 46. №1. -С.37-46.

6. Савченков М.Ф. и др. Йод и здоровье населения Сибири.

- Новосибирск: Наука, 2002. - 287 с.

7. Коваленко Т.В. Неонатальный транзиторный гипотиреоз: прогноз для здоровья и развития детей // Проблемы эндокринологии. - 2001. - Т. 47. №6. - С.23-27.

8. Муратова Н.М. Современный гигиенический анализ йоддефицитных заболеваний у населения Сибири: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. - Иркутск, 2002. - 35 с.

9. Покатилов Ю.Г. Биогеохимия биосферы и медикобиологические проблемы. - Новосибирск: Наука, 1993. -168 с.

10. Решетник Л.А. Клинико-гигиеническая оценка ми-кроэлементных дисбалансов у детей Прибайкалья: Дис. ... д-ра мед. наук. - Иркутск, 2000. - 21 с.

11. Самсонова Л.Н., Киселева Л.Е, Зыков Е.П. и др. Транзиторный неонатальный гипотиреоз: особенности неврологического и интеллектуального статуса детей в возрасте 5-7 лет // Проблемы эндокринологии. - 2003. - Т. 49. №6.

- С.29-32.

12. Теппермен Дж., Теппермен Х. Физиология обмена веществ и эндокринной системы. - М.: Мир. - 1989. - 254 с.

13. Щеплягина Л.А., Макулова Н.Д., Маслова О.Н. Йод и интеллектуальное развитие ребенка // Рус. мед. журн. - 2002.

- Т. 10. №7. - С.358.

14. Brook C.G.D. // Clin. Endocrinol. - 1995. - Vol. 42. -P.431-432.

15. Laberge C. Congenital Hypothyroidism / Eds. J.H. Dussault, P. Walker. - New York, 1983. - P.209-216.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, e-mail: garmaeva-irc@list.ru,

Решетник Любовь Александровна - заведующая кафедрой детских болезней ИГМУ профессор, д.м.н., Заслуженный врач РФ; Гармаева Сэрэгма Борисовна - ассистент кафедры детских болезней ИГМУ к.м.н.; Самчук Денис Петрович -студент 6 курса лечебного факультета ИГМУ; Михалева Оксана Григорьевна - ассистент кафедры эндокринологии ИГИУВА, к.м.н.; Алексеенко Светлана Николаевна - врач-лаборант медико-генетической лаборатории Иркутского областного перинатального центра ГУЗ «Иркутская ордена «Знак Почета» Областная клиническая больница»

© БУДУК-ООЛ Л.К. - 2011 УДК 616-057.875-022.361

ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ДИСКОМФОРТНЫХ КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА

Лариса Кара-Саловна Будук-оол (Тывинский государственный университет, ректор - д.б.н., проф. С.О. Ондар, кафедра анатомии, физиологии, зав. - к.б.н., доц. В.А. Красильникова)

Резюме. Изучено состояние здоровья и физического развития студентов разных этнических групп, проживающих в условиях Республики Тыва. Показано, что студенты, проживающие в дискомфортных климатогеографических условиях, имеют не только возрастно-половые, но и региональные особенности как в самооценке своего здоровья, так и в физическом развитии. Обнаруженная разница в более низких антропометрических показателях и «широкогрудости» тувинских студентов свидетельствует об этнических особенностях, обусловленных генетическими факторами и влиянием условий среды, формирующими определенный адаптивный тип.

Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, студенты тувинской и русской национальности

EVALUATION OF HEALTH AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS LIVING IN DISCOMFORT CLIMATIC AND GEOGRAPHIC CONDITIONS OF SOUTH-SIBERIAN REGION

L.K. Buduk-ool (Tuvinian State University)

Summary. State of health and physical development of students of different ethnical groups living in Republic of Tuva has been researched. It has been shown that students living in discomfort climatic and geographic conditions have not only gender and age, but regional differences in self-appraisal of their health and physical development. It has been shown that Tuvinian students have ”broad chests” and lower anthropometrical indicators than Russian ones, that tells us about ethnical features conditioned by genetic and environment factors, forming a certain adaptive type.

Key words: health, physical development, Tuvinian and Russian students.

Образ жизни студентов характеризуется множеством факторов риска, таких как условия проживания, гиподинамия, несбалансированность режима дня, нерациональное питание, эмоциональное перенапряжение из-за дефицита времени и больших умственных нагрузок [9]. В связи с этим возникают проблемы со здоровьем, что приводит к снижению адаптационных возможностей организма [6]. По данным литературы, у студентов во время учебы в вузе наблюдаются сдвиги со стороны многих систем [3]. Наложение неблагоприятных социальных условий на климатогеографические особенности региона проживания еще больше усугубляют ситуацию со здоровьем и функциональным состоянием организма студентов.

Республика Тыва характеризуется дискомфортными природными условиями проживания, по своим климатическим характеристикам не имеет аналогов в России [2]. Оценка уровня популяционного здоровья выявила в республике высокую степень выраженности климатогеографического экологически обусловленного стресса у населения и смертности в трудоспособном возрасте [7].

Целью нашего исследования явилось изучение состояния здоровья и физического развития студентов, проживающих в дискомфортных климатогеографических условиях Республики Тыва.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 1102 студента 1-5 курсов тувинской и русской национальности, обучающихся в Тывинском государственном университете. Для изучения характеристик здоровья студентов была использована анкета самооценки состояния здоровья и физического развития, образа жизни.

Физическое развитие определяли методом сигмальных отклонений, по основным антропометрическим показателям

- длина (ДТ), масса (МТ) тела, окружность грудной клетки (ОГК) с использованием стандартных методических рекомендаций [1]. Качественную оценку антропометрических показателей проводили на основании индекса Кетле (ИК кг/ м2 = МТ кг / Рост м2); индекса Эрисмана (ИЭ у.е. = ОГК см -ДТ см/2).

Результаты экспериментов подвергались статистической обработке с помощью пакета программ 81аИ8Иса 6.0. Для сравнения величин использовали ^критерий Стьюдента и хи-квадрат (х2), различие считали статистически значимым, начиная со значений р<0,05. Коэффициент корреляции рассчитывали по Пирсону.

Результаты и обсуждение

В составе респондентов было 53,3% девушек, 46,7% -юношей. До поступления в университет 59,8% проживали в сельской местности, из них тувинские студенты составляют 73,4% - это отражает поселенческую структуру Тувы с низким уровнем урбанизации.

Социальные аспекты образа жизни студентов характеризуются уровнем материального состояния. Основными источниками существования для студентов являются помощь родителей (54%) и стипендия (39%). В связи с высоким уровнем безработицы в Туве, занимающей одно из первых мест среди регионов России, совмещает работу с учебой только 1,3% студентов. Почти четверти студентов (21%) «средств хватает только на питание». Еще у 24,6% студентов «средств не хватает даже на питание», причем все эти студенты оказались тувинцами, что, по-видимому, связано с преобладанием среди них сельских жителей, у которых материальное положение хуже, чем у городских. Эти данные отличаются от

других исследований [4], где более 90% студентов столичного вуза оценивают свое материальное положение как «хорошее».

Важным фактором материального благополучия, влияющим на жизнедеятельность человека, его учебу, отдых, являются жилищно-бытовые условия проживания. Из опрошенных студентов 34,1% живут дома, в семье, проживают в общежитии - 21,7%, остальные либо снимают жилье, либо проживают у родственников или знакомых. Естественно, степень удовлетворенности условиями проживания зависит от места проживания: из проживающих дома более половины студентов «вполне удовлетворены» бытовыми условиями, в «основном удовлетворены» - проживающие в общежитии. Известно, что количество невротических нарушений у студентов, проживающих в общежитии, больше, чем у живущих дома с родителями [5].

43,8% студентов считают, что обладают «хорошим здоровьем», затруднившихся дать оценку своему здоровью - 49,4%. Среди студентов, указавших на хорошее здоровье - примерно половина тувинцев, а среди, затруднившихся дать оценку своему здоровью, - их более 60%.

Хуже оценивают свое здоровье студенты 1-2 курсов, что вероятно, объясняется процессом адаптации, к воздействию новых стресс-факторов: окончание школы, поступление в вуз, значительные умственные нагрузки на младших курсах обучения.

В качестве показателей, характеризующих состояние здоровья студентов, были использованы данные о частоте и длительности заболеваний. «Не болели в течение года» только 31,5% студентов, 34,3% - «болели менее недели», 5% - «болели около двух месяцев». Распределение между национальными группами оказалось практически одинаковым. Как и ожидалось, между числом и длительностью заболеваний, с одной стороны, и самооценкой студентами своего здоровья, с другой, обнаружена положительная (г=0,7) корреляционная связь.

Оценка состояния здоровья в значительной степени различалась по половому признаку: юноши оценивают свое здоровье лучше, чем девушки. Так, 47% юношей и 36% девушек признают своё здоровье хорошим, 6,5% и 10,8% соответственно - слабым.

Важным компонентом здорового образа жизни человека являются количественные и качественные характеристики его питания. Зависимость состояния здоровья студентов от качества питания имеет тесную положительную (г=0,7) корреляционную связь. В соответствии с оценкой студентов только 38,2% из них «питаются полноценно» и 2,1% «недоедают постоянно».

Уровень качества питания в значительной мере зависит от места проживания студентов. Очевидно, что хуже других питаются студенты, проживающие в общежитии, у них ниже доля лиц, «питающихся полноценно» (15,5% против 52,6% у проживающих дома), и выше - количество студентов, «питающихся недостаточно» и «недоедающих постоянно» (22,0% против 5,3%). Поскольку среди проживающих в общежитии оказались только тувинские студенты, среди них больше «недоедающих постоянно».

Девушки оценивают своё качество питания хуже, чем юноши, в связи с большей требовательностью к организации питания и пищевому рациону.

С состоянием здоровья тесно связано физическое развитие, хотя эти понятия, как известно, не тождественны. По результатам проведённого исследования показано, что 49,2% респондентов оценивает своё физическое развитие как «хорошее», 28,7% - как «удовлетворительное» и 6,3% - как «слабое». 56,3% тувинских и 54,4% русских студентов считают свое физическое развитие «хорошим».

Как и в случае со здоровьем, юноши оценивают своё физическое развитие выше, чем девушки: «хорошим» считают своё физическое развитие 53% юношей и 45% девушек, «слабым» - 3% юношей и 12% девушек. При этом тувинские девушки оценивают свое здоровье хуже, чем русские, а среди юношей - достоверных различий нет.

Следует отметить, что студенты, независимо от половой принадлежности, оценивают свое физическое развитие лучше, чем здоровье.

Важным фактором, определяющим хорошее физическое развитие, для студентов является физическая культура. Исследование показало, что из общего числа студентов университета занимаются физической культурой (дополнительно к учебному плану) только 21% опрошенных, из них 65,7%

- это тувинские студенты. При этом около 24% студентов утверждают, что не делают физических упражнений «так как для этого нет условий», однако 11% студентов не выполняют их даже при наличии условий. Регулярно (не менее двух-трех раз в неделю) посещают спортивные секции от 12% русских до 20% тувинских студентов. Кроме того, ещё около 11% участвуют в работе спортивных секций в среднем один раз в неделю. Девушки, составляющие большинство студентов университета, значительно отстают от юношей в этом отношении. В спортивных секциях регулярно занимается только 4,7% из них. Между посещением спортивных секций и оценкой своего физического развития имеется сильная положительная корреляционная связь (г=0,8).

Антропометрические данные свидетельствуют, что тувинские студенты, как юноши, так и девушки, отличаются более низкими показателями ДТ, МТ и ОГК, в сравнении с русскими.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзман Р.И. Валеология. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии. Ч.1. Возрастная анатомия, физиология и гигиена.- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004. - 224 с.

2. Андрейчик М.Ф. Загрязнение атмосферы, почв и вод Республики Тыва. - Томск: Томский государственный университет, 2005. - 400 с.

3. Гаголина С.В. Оценка и прогнозирование психофизиологического напряжения организма студентов в процессе обучения: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Караганда, 2004. - 24 с.

4. Миннинбаев Т.Ш., Смирнова М.А., Силаев А.А., Кузнецова Л.Ю. Психофизиологические показатели адаптации студентов-медиков к повышенной умственной нагрузке // Профилактическая медицина на рубеже тысячелетий. -

В группе юношей русские студенты отличались повышенной упитанностью, начиная с 3 курса, а тувинские -только с 4-го (табл. 1). У девушек ИК соответствовал норме на всех курсах и значимо не различался по национальности. Во всех национальных группах от 5 до 10% студентов-первокурсников отличались гипотрофией. На последующих курсах недостаток МТ характерен в основном для девушек (14-16%), причем в большей степени для русских.

Важной характеристикой телосложения является его пропорциональность. Тувинские юноши отличались «широкогрудостью» на старших курсах, а тувинские девушки, по сравнению с русскими, характеризовались «широкогрудостью» на всех курсах обучения (табл. 1). В период обучения происходило снижение доли лиц с «широкогрудостью» у русских студентов и увеличение - у тувинских.

Обнаруженная разница в более низких антропометрических показателях и «широкогру-дости» тувинских студентов свидетельствует об этнических особенностях, обусловленных генетическими факторами и влиянием условий среды, формирующими определенный адаптивный тип.

Морфологические показатели ДТ, МТ и ОГК характеризуют физическое развитие. Высокое физическое развитие имели около 3% юношей и 2% девушек независимо от национальности. Среди русских студентов было больше лиц с ниже среднего и низким физическим развитием, а тувинских - со средним.

При изучении гармоничности физического развития установлено, что доля лиц с гармоничным развитием выше у русских юношей на 1 курсе, а у тувинских - на всех остальных. Однако в группе девушек доля лиц с гармоничным развитием больше у русских студенток. У тувинских студентов дисгармоничность физического развития определялась примерно одинаковой долей лиц как с дефицитом, так и с избытком МТ и ОГК. У русских девушек дисгармоничность физического развития выявлялась за счет большей доли лиц с дефицитом МТ и ОГК, а у русских юношей - с избытком МТ и ОГК. Максимальное число гармонично развитых студентов оказалось у тувинских юношей (82,0%), по сравнению со всеми остальными группами исследуемых студентов. Тувинские девушки имели наименьшее количество лиц с гармоничным физическим развитием (65,8%), что связано как со значительным числом лиц с дисгармоничным развитием по дефициту (25,7%), так и по избытку МТ и ОГК (24,1%).

Таким образом, студенты, проживающие в дискомфортных климатогеографических условиях, имеют не только возрастно-половые, но и региональные особенности, как в самооценке своего здоровья, так и в основных морфофункциональных показателях организма.

Вып.1. - М.: Изд-во ММА, 2002. - С.1-12.

5. Осадчая Е.А. Адаптация студентов различных психофизиологических групп к учебному процессу // Образование и общество. - 2003. - №2. (Ьйр^/шш^'е^саиоп.гесот. ги/2_2003/76.Ыт1).

6. Севрюкова Г.А. Физиологические аспекты адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения: Автореф. дис. . докт. биол. наук. - Астрахань, 2005. - 40 с.

7. Хаснулин В.И. Особенности охраны здоровья жителей Севера на современном этапе // Казначеевские чтения. Качество социальной жизни в России: История и современность. - Новосибирск: ЗСО МСА, 2010. - С.120-135.

8. Шаренкова Л.А. Динамика функционального состояния организма студентов на начальном этапе обучения в техническом вузе: Автореф. дис. . канд. биол. наук. - Архангельск, 2001. - 26 с.

Таблица 1

Показатели индексов соматического статуса (M±m)

Группа Курс

1 2 3 4 5

(n=327) (n=259) (n=212) (n=168) (n=136)

ИК

Тувинские юноши 22,0±0,2 21,8±0,6 21,9±0,4 23,2±0,6 23,3±0,4*

Русские юноши 21,7±0,5 22,3±0,9 23,0±0,3 23,3±0,9 24,6±0,8

Тувинские девушки 21,2±0,2 21,5±0,3 21,3±0,2 20,9±0,7 21,1±0,4

Русские девушки 21,7±0,5 21,3±0,6 20,9±0,6 21,2±0,5 20,6±1,0

ИЭ

Тувинские юноши 5,7±0,8* 5,3±1,4 6,3±1,0 6,8±1,8 9,1±1,3*

Русские юноши 3,3±0,5 4,0±1,3 5,9±2,0 6,0±1,3 5,1±0,9

Тувинские девушки 5,1±1,2 4,6±0,5 5,1±0,3* 6,3±0,5* 6,9±0,2*

Русские девушки 5,6±1,3 3,9±0,6 1,9±0,7 2,4±0,4 4,0±0,4

Примечание: *р<0,05 - значимые различия между тувинскими и русскими студентами одного пола. Курсивом выделена повышенная упитанность по ИК, «широ-когрудость» - по ИЭ, остальное - норма.

Информация об авторах: 667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Малоенисейская, д. 130, кв. 2, тел. (39422) 2-97-36, e-mail: buduk-ool@mail.ru, Будук-оол Лариса Кара-Саловна - доцент, к.б.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.