Научная статья на тему 'Морфофизические характеристики организма студентов как показатель адаптации к условиям среды'

Морфофизические характеристики организма студентов как показатель адаптации к условиям среды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
152
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / СТУДЕНТЫ ТУВИНСКОЙ И РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ / STUDENTS TUVINIAN AND RUSSIAN NATIONALITY / ANTHROPOLOGICAL MEASUREMENTS TO FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Будукоол Лариса Кара-саловна

Изучены морфофизические характеристики и уровень физического развития студентов разных этнических групп, проживающих в условиях Республики Тыва. Показано, что студенты, проживающие в дискомфортных климатогеографических условиях, имеют не только возрастно-половые, но и региональные особенности физического развития. Обнаруженная разница в более низких антропометрических показателях и «широкогрудости» тувинских студентов свидетельствует об этнических особенностях, обусловленных генетическими факторами и влиянием условий среды, формирующими определенный адаптивный тип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORFOPHYSICAL FEATURES of the ORGANISM STUDENT AS FACTOR to ADAPTATION To CONDITION of the AMBIENCE

Studied morfophysical of the feature and level of the physical development student miscellaneous ethnic groups, living in condition of the Republic Tuva. It Is shown that students, living in nonsuitable climatic geographical condition, have not only age -sexual, but also regional particularities антропометрических factors and physical development. The Discovered difference in more low anthropological measurements to factor and "broad bosom" tuvinian student is indicative of ethnic particularity, conditioned genetic factor and influence of the conditions of the ambience, forming determined adaptive type.

Текст научной работы на тему «Морфофизические характеристики организма студентов как показатель адаптации к условиям среды»

вой Л.А. в Тере-Хольский кожуун с. Кунгуртуг и в Тоджинский кожуун с.Тоора-Хем.

Для создания эталонных экспозиций тувинской флоры (альпийской горки) и лекарственного огорода ботсада ТувГУ были привезены на базу ботсада: лук тувинский, лук Алтайский, очиток, вероника однолетняя, карагана гривастая, курильский чай, береза карликовая, бадан толстолистный, сосна сибирская и тд. Кроме этого было собрано лекарственное сырье из растений местной флоры, которое используется в официальной и народной медицине тувинцев: листья смородины, малины, бадана толстолистного, хвоща полевого, подмаренника настоящего, вероники седой, манжетки, горца живородящего, ветки березы карликовой и березы бородавчатой, караганы гривастой и тд. Собран гербарный материал около 300 гербарных листов.

Сохранность видов в основном напрямую зависит от зимостойкости. Виды успешно прошедшие адаптацию в ботсаду можно рекомендовать как перспективные для опытного использования в насаждениях различного целевого назначения.

Наши предки относились к природе и глубоко верили, что духи тайги, земли, воды, животных оберегают их от неприятностей или несчастных случаев. Запрещались действия наносящие вред окружающей среде и ее обитателям. Особое внимание всегда уделялось этноэкологическому образованию. Для коренного населения культ природы всегда был выше материальных интересов.

Жители республики Тува, а также гости столицы смогут не выезжая из города ознакомиться с растительным миром нашего края. Студенты и школьники Республики хорошо будут знать свой растительный мир, использовать их в пище, лекарственных, кормовых и технических целях.

Литература

1. Баханова М.В., Намзалов Б.Б. Интродукция растений. Улан-Удэ, 2009. - 207 с.

2. Лекарственные растения СССР (культивируемые и дикорастущие) Издательство «КОЛОС» Москва -1967).С. 190-191.

3. Определитель растений Республики Тывы. Новосибирск 2007. С. 30-90.

4. Красная книга Республики Тыва. Растения. Новосибирск, 2002. С.7-9.

МОРФОФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ

Л. К. Будук-оол Тувинский государственный университет, Кызыл

MORFOPHYSICAL FEATURES of the ORGANISM STUDENT AS FACTOR to ADAPTATION To

CONDITION of the AMBIENCE L.K. Buduk-ool

Изучены морфофизические характеристики и уровень физического развития студентов разных этнических групп, проживающих в условиях Республики Тыва. Показано, что студенты, проживающие в дискомфортных ютиматогеографических условиях, имеют не только возрастно-половые, но и региональные особенности физического развития. Обнаруженная разница в более низких антропометрических показателях и «широкогрудости» тувинских студентов свидетельствует об этнических особенностях, обусловленных генетическими факторами и влиянием условий среды, формирующими определенный адаптивный тип.

Ключевые слова: антропометрические показатели, физическое развитие, студенты тувинской и русской национальности

Studied morfophysical of the feature and level of the physical development student miscellaneous ethnic groups, living in condition of the Republic Tuva. It Is shown that students, living in nonsuitable climatic geographical condition, have not only age -sexual, but also regional particularities антропометрических factors and physical development. The Discovered difference in more low anthropological measurements to factor and "broad bosom" tuvinian student is indicative of ethnic particularity, conditioned genetic factor and influence of the conditions of the ambience, forming determined adaptive type.

Keywords: anthropological measurements to factors, physical development, students tuvinian and russian nationality

Уровень физического развития характе- тельность человека и, следовательно, является ризует состояние функциональных систем актуальным в контексте адаптации студентов к организма, обеспечивающих жизнедея- обучению в вузе. Динамика физического

развития и функционального состояния студентов в период обучения в вузе тесным образом взаимосвязаны и являются одними из важных показателей здоровья, адаптационных возможностей организма.

Физическое развитие современных студентов характеризуется грациализацией телосложения, дефицитом массы тела (МТ), отставанием биологического возраста от календарного, снижением жизненной емкости легких, силы кистей рук. Физическое развитие изменяется в период обучения в вузе, при этом оно зависит от пола, возраста и национальных особенностей соматотипа (Агаджанян Н.А и

др., 1997; Колычева С.С., Кутумова С.Л., 2006; Шкляр А.Л., 2006).

Анализ антропометрических показателей студентов в динамике обучения в зависимости от национальности показал, что в отличие от русских, тувинские студенты обоего пола имели достоверно более низкий рост (ДТ), массу тела и окружность грудной клетки (ОГК) практически на всех курсах (табл. 1).

Обнаруженные различия свидетельствуют об этнических особенностях, обусловленных существенными влияниями генетических факторов и являются следствием адаптации к условиям среды проживания.

Таблица 1

Антропометрические показатели тувинских и русских студентов (М±т)

курс/группа 1 2 3 4 5

ДТ (см)

Тувинские юноши 170,3±0,5*** 171,2±0,8** 171,5±1,2** 172,0±0,9* 173,1 ±0,9*

Русские юноши 175,5±1,4 175,9±1,7 176,1±1,9 176,3±1,0 176,6±1,5

Тувинские девушки 159,0±0,4*** 158,9±0,6*** 159,4±0,7** 161,3±1,0* 162,0±0,9*

Русские девушки 163,9±0,9 164,6±1,6 164,8±2,1 165,3±1,3 165,8±1,4

МТ (кг)

Тувинские юноши 63,9±1,0 64,0±1,5* 64,5±1,4* 68,5±1,2* 69,8±1,5*

Русские юноши 66,9±1,5 69,0±1,9 71,2±2,0 72,5±1,6 76,6±2,1

Тувинские девушки 53,5±0,4** 54,4±0,9* 54,2±0,7* 54,3±1,0* 55,5±1,0

Русские девушки 58,4±1,3 57,8±1,2 57,4±0,9 57,8±1,2 56,5±2,0

ОГК (см)

Тувинские юноши 90,»¿1,1 90,9±1,5 91,1±1,1* 92,8±1,1 95,6±1,4

Русские юноши 91,1±1,3 91,9±1,4 94,0±1,1 94,4±1,1 93,4±1,1

Тувинские девушки 84,6±0,5* 84,0±1,3* 84,8±1,6 87,0±1,2 87,9±0,9

Русские девушки 87,5±1,3 87,2±1,3 85,7±1,2 86,0±1,7 85,4±1,9

Примечание: *р<0,05, ** р<0,01, *** р<0,001 достоверные различия между тувинскими и русскими студентами одного пола. * - всего обследовано 1102 студента

Увеличение ОГК в период обучения было значительнее у тувинских студентов обоего пола по сравнению с русскими: у тувинских юношей она увеличилась на 6,3%, у русских -только на 2,5%, у тувинских девушек увеличение ОГК за время учебы составило 3,9%, а у русских - достоверно не изменилась (табл. 1).

Однако абсолютные значения данных антропометрических показателей не могут в полной мере отражать наличие национальных различий морфологического статуса студентов. В связи с этим, нами были проанализированы взаимосвязи ДТ, МТ и ОГК, а также их соотношения с должными расчетными показателями

Анализ соотношения МТ с должной массой (ДМТ) показал, что у юношей МТ больше

ДМТ на старших курсах, а у девушек - на всех курсах обучения (рис. 1).

Несмотря на то, что во всех исследуемых группах отклонение реальной МТ от ДМТ находилось в пределах нормы (±15%), у русских студентов оно было больше, чем у тувинских.

Таким образом, если абсолютные значения МТ ниже у тувинских юношей в сравнении с русскими, то относительные величины МТ как у русских, так и тувинских юношей и девушек были в пределах нормы, что указывает на необходимость оценки морфологического статуса студентов не только по абсолютным антропометрическим показателям, но и по их соотношениям.

1 1 -

1 '

2 \ 4 5

курс

т.ю. йр.ю.

курс

ВТ Д. вр.д.

□ Т.Ю. ар.ю.

м2

Рис. 1. Соотношение МТ с ДМТ у обследуемых студентов (%). Примечание: здесь и далее: т.ю. - тувинские юноши, р.ю. - русские юноши, т.д. - тувинские девушки, р.д. - русские девушки.

Регрессионный анализ МТ в зависимости от ДТ показал большее увеличение МТ на единицу ДГ на 1 курсе у девушек (Я=0,6 у тувинок и 0,8 у русских), а на 5 курсе - у русских юношей (К=0,9). У тувинских юношей коэффициент регрессии был одинаков на 1 и 5 курсах (К=0,4).

При увеличении МТ на единицу измерения наблюдался больший прирост ОГК на 1 курсе у тувинских юношей (Я=0,5), по сравнению с русскими (К=0,02) (р<0,001), а на 5 курсе у русских (Е.= 0,8 и 0,5 соответственно). В группе девушек, наоборот, у тувинок больший прирост обнаружен на 5 курсе (1^=0,5), а у русских - на 1 курсе (Я=0,3). Это свидетельствует о качественно различных изменениях в пропорциях тела студентов в зависимости от пола, национальности и возраста.

Более тесные положительные корреляционные связи во всех группах студентов были установлены для ОГК и МТ, чем для МТ и ДТ, которые ослабевали на старших курсах.

Площадь поверхности тела (ППТ) является показателем, определяющим интенсивность обменных процессов и зависящим от соотношения МТ и ДТ.

ППТ больше у русских студентов, как юношей, так и девушек, в сравнении с тувинскими (рис. 2). Большие значения ППТ у русских студентов объясняются более высоким ростом и большей массой тела.

Рис. 2. Показатели площади поверхности тела студентов. Примечание: обозначения те же; *р<0,05, ** р<0,01, *** р<0, 001 достоверные различия между тувинскими и русскими студентами одного пола.

Таким образом, по абсолютным значениям ДТ, МТ и ОГК выявились как половые, так и национальные различия. Тувинские студенты в большинстве случаев имели достоверно более низкие показатели ДТ, МТ, ППТ и ОГК, однако относительные показатели находились в пределах нормы и, в основном, различались по половому признаку. При этом важно отметить, что у тувинских студентов антропометрические показатели продолжали увеличиваться в период обучения, что может свидетельствовать о более позднем онтогенетическом созревании их организма в сравнении с русскими студентами.

Известно, что конституциональные типы людей отражают эволюцию человека, проживающего в тех или иных климатогео-графических условиях (Никитюк Б. А., Гладышева A.A., 1989; Щедрина АГ., 2001). Оценка приспособительных механизмов в условиях климатогеографического и антропогенного воздействия дает возможность выработки реального прогноза для поддержания оптимального функционирования организма в различных средовых условиях с учетом конституциональных соматотипов.

Морфологические показатели ДТ, МТ и ОГК характеризуют физическое развитие. Уровень физического развития оценивали методом сигмальных отклонений, в каждой национальной и половой группе определялись М и 8 дифференцированно, поскольку при низких показателях МТ, ДГ и ОГК тувинские студенты имели бы заведомо низкое физическое развитие.

Таблица 2

Наибольшая доля студентов характеризовалась средним и ниже среднего уровнями физического развития независимо от пола и национальности (рис. 3), в отличие от других

тувинские юноши 78,1

русские юноши 70,3

тувинские девушки

русские девушки

69.0

10,7

И ВЫСОКОЕ

й выше среднего □ среднее В ниже среднего 0 низкое

Рис. 3. Распределение всего контингента студентов по уровням физического развития (%)

Распределение студентов по гармоничности физического развития (%)

группа гармоничное физическое развитие дис г ар монично е физическое развитое по МТ дис г ар монично е физическое развитое по ОГК

Тувинские юноши 69,8 12,8 29,8

Русские юноши 74,1 16,5 11,3

Тувинские девушки 65,8 21,8 28,2

Русские девушки 78,7 24,9 13,5

Примечание: количество, превышающее 100 процентов, означает наличие лиц с одновременным дисгармоничным развитием по МТ и ОГК.

Оценка гармоничности физического развития показала, что большинство студентов имеют гармоничное развитие (более 65%). В других исследованиях показан больший процент лиц с гармоничным развитием у студентов, причем доля русских студентов с гармоничным развитием выше в сравнении с тувинскими (табл. 2).

У тувинских студентов дисгармоничность развития в большей степени связана с ОГК, у русских - с МТ.

У тувинских девушек дисгармоничность физического развития определялась примерно одинаковой долей лиц как с дефицитом, так и с избытком МТ, а у русских девушек преобладали лица с избытком МТ (рис. 4). У русских юношей также было больше лиц с избытком МТ.

регионов, где основная масса студентов имела средний и выше среднего уровень физического развития (Батясов В.Ю. и др., 2003). Высокое физическое развитие имели всего около 3% юношей и 2% девушек независимо от национальности. Юноши имели лучшее физическое развитие в сравнении с девушками, поскольку у них было больше студентов со средним уровнем физического развития. Половые различия, вероятно, связаны с более низкой физической активностью девушек, что подтверждается самооценкой физического развития.

Количество лиц с ниже среднего и низким физическим развитием было больше среди русских студентов, как юношей, так и девушек. Известно, что физическое развитие во многом обусловлено генетическими факторами, однако затем, в период развития организма, оно в большей степени зависит от условий: физической активности, занятий спортом, питания и других социальных факторов.

0 2 4 6 8 10 12 14 16 % идеф.МТ ШИЗб.МТ

...!!||!!

РД. Т.Д. р.ю. ...........................................................................................1 1 1 1........

т.ю. 1

|||||| 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22% ■ деф ОГК IIизб.ОГК

Рис. 4. Распределение студентов с дисгармоничным физическим развитием по МТ и ОГК (%)

Примечание: деф. МТ, деф. ОГК - дефицит МТ и ОГК; изб. МТ и изб. ОГК - избыток МТ и ОГК.

У русских юношей с дисгармоничным физическим развитием доля лиц с избытком и дефицитом ОГК практически не различалась, в то время как у тувинских юношей достоверно преобладали лица с избыточной ОГК.

В группе девушек также у тувинок было больше лиц с избыточной ОГК в сравнении с русскими студентками.

Таким образом, оценка физического развития студентов тувинской и русской национальности показала, что (в соответствии со своими референтными группами) студенты не имеют достоверных различий по уровню физического развития. Уровень физического развития в большей степени зависит от пола: лучшее физическое развитие имеют юноши в сравнении с девушками. Более гармоничным физическим развитием отличаются русские студенты, дисгармоничность у тувинских студентов в основном определялась за счет избыточности ОГК, а у русских - МТ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качественная оценка антропометрических показателей была дана нами на основании весо-ростового индекса Кетле (ИК) и соотношения окружности грудной клетки и роста - индекса Эрисмана (ИЭ).

Анализ ИК в динамике обучения показал, что у русских юношей ИК увеличился на 11,7%, а у тувинских - всего на 5,7%, причем у первых ИК, соответствующий «повышенной упитанности», регистрировался на 3-5 курсах, а у тувинских юношей - только начиная с 4 курса (табл. 3).

Таблица 3

Показатели индекса Кетле (М±т)

Примечание: *р<0,05 достоверные различия между тувинскими и русскими студентами одного пола. Полужирным выделена повышенная упитанность, остальное - норма.

У девушек достоверная разница по национальности отсутствовала, у всех среднестатистический ИК находился в пределах «нормы» и достоверно не изменялся в зависимости от курса.

Анализ индивидуальных показателей ИК свидетельствует, что на первом курсе «нормальную» массу тела имели больше половины студентов: русских юношей - 67,9%, русских девушек - 69,4%, тувинских юношей -56,2% и тувинских девушек - 59,9%. Во всех национальных группах от 5 до 10% студентов-первокурсников характеризовались гипотрофией. На последующих курсах гипотрофия

характерна в основном для девушек (14-16%), причем в большей степени - для русских.

Одновременно среди первокурсников 2,8% русских девушек, 1,3% тувинских юношей и 0,5% тувинских девушек имели ожирение 2-й степени. Более того, следует отметить наличие лиц тувинской национальности на 3-4 курсах с ожирением 3 степени (2,3-2,8%).

Это может свидетельствовать о специи-фическом белково-липидном типе энергетического обмена у тувинцев, «северном типе обмена веществ» по В.И. Хаснулину (1998), характеризующимся повышенным жироотложением и обеспечивающим качество адаптации коренных жителей к экстремальным условиям.

Анализ ИЭ показал, что тувинские юноши характеризовались «широкогрудостью» на 3-5 курсах, а у русских он соответствовал «нормальной» ширине груди на всех курсах (табл. 4).

«Широкогрудость» девушек обеспечивалась в основном за счет тувинских студенток, у которых ИЭ соответствовал «широкогрудости» на всех курсах, а у русских девушек - только на 1-2 курсах, на остальных - характеризовался как «норма».

Средиегрупповые показатели индекса Эрисмана у студентов (см) (М±т)

Группа курсы

1 2 3 4 5

Тувинские юноши 5,7±0,8* 5,3±1,4 6,3±1,0 6,8±1,8 9,1±1,3*

Русские юноши 3,3±0,5 4,0±1,3 5,9±2,0 6,0±1,3 5,1±0,9

Тувинские девушки 5,1±1,2 4,6=Ш,5 5,1=Ш,3* 6,3=Ш, 5* 6,9=Ш,2*

Русские девушки 5,6±1,3 3,9=Ш,6 1,9±0,7 2,4±0,4 2,4±0,4

Примечание: *р<0,05, достоверные различия между тувинскими и русскими студентами одного пола. Полужирным выделена «широкогрудость», остальное -норма.

Таким образом, тувинские студенты отличались «широкогрудостью» в сравнении с русскими, причем, если у юношей различия касались старших курсов, то тувинские девушки характеризовались «широкогрудостью» на всех курсах обучения. Поперечное расширение организма при низком росте является важным показателем адаптации к экстремальным климатическим условиям проживания (Алексеева Т.И., 1984), следовательно, можно говорить о лучшей морфологической адаптированности тувинских студентов к условиям среды проживания.

Заключение. Антропометрические исследования тотальных размеров тела и их относительных показателей свидетельствуют о

Группа курс

1 2 3 4 5

Тувинские юноши 22,0±0,2 21,8±0,б 21,9±0,4 23,2±0,б 23,3±0,4

Русские юноши 21,7 ±0,5 22,3 ±0,9 23,0±0,3 23,3±0;9 24 £±0,8

Тувинские девушки 21,2±0,2 21,5 ±0,3 21,3 ±0,2 20,9±0,7 21,1 ±0,4

Русские девушки 21,7 ±0,5 21,3 ±0,6 20,9±0,б 21,2±0,5 20,б±1,0

значительном диапазоне индивидуальных изменений, которые определяются не только возрастно-половыми, но и национальными особенностями, опосредованными длительным проживанием в определенных эколого-климатогеографических условиях. Сравнительный анализ морфофункциональных показате-лей иллюстрирует наличие межэтнических различий соматического статуса. Тувинские студенты отличаются более низкими показателями ДГ, МТ и ОГК, причем значительные различия оказались ДТ, поскольку она в большей степени обусловлена генетически и в меньшей степени зависит от внешних факторов (Година Е.З., Миклашевская Н.Н., 1980). Адаптивный тип тувинских студентов характеризовался большим ИЭ и более низким весо-ростовым индексом у юношей.

Литература

1. Агаджанян Н.А., Руженкова И.В., Старпшнов Ю.П. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма // Физиология человека. 1997. Т.23. № 1. С. 93-97.

2. Алексеева Т.И. Антропологические особенности современных тувинцев. Кефалометрия и кефалоскопия // Антропологические исследования в Туве / Отв. ред. Т.И. Алексеева, М.И. Урысон. - М.: Наука, 1984. С. 75-81.

3. Батясов В.Ю., Ахтямова Р.К., Батясов Ю.И. Физическое развитие студентов некоторых вузов Казани // Казанский медицинский журнал. 2003. №6. Т. 84. С. 459-462.

4. Година Е.З., Миклашевская H.H. Некоторые тенденции соматического развития городских детей и подростков за последние 20 лет (на примере обследования школьников Москвы) // Вестник АМН СССР. 1980. № 8. С. 79-83.

5. Година Е.З. Некоторые тенденции соматического развития московских школьников на рубеже столетий // Воспитываем здоровое поколение: Материалы IV междунар. конф., 2004. С. 36-40.

6. Колычева С.С., Кутумова С.Л. Динамика физического развития студентов-медиков за 40 лет // Успехи современного естествознания. 2006. № 1. С. 87-88.

7. Никигюк Б.А., Гладышева A.A. Анатомия и спортивная морфология. М.: Физкультура и спорт, 1989. 175с.

8. Хаснулин В.И. Введение в полярную медицину. Новосибирск: СО РАМН, 1998. 337 с.

9. Шкляр А.Л. Динамика физического развития и физической подготовленности студентов-медиков женского пола // Фундаментальные исследования. 2006. № 11. С. 53.

10. Щедрина А.Г. В XXI век с новой методологией оценки здоровья // Эколого-физиологические проблемы адаптации. Мат. X Междунар. сими. М.: РУДН, 2001. 618 с.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАЛЕЖНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТУВЫ

А.В. Ооржак., Н.Г. Дубровский.

Тувинский государственный университет, Кызыл

CLASSIFICATION OF DEPOSIT VEGETABLES CENTRAL TUVA Oorzhak A. V., Dubrovskiy N. G.

Tuva state university, Kyzyl

В работе приведены результаты исследований растительности залежных экосистем Тувы. Изучена классификация залежной растительности Центральной Тувы. В результате выделено 20 ассоциаций, 6 формаций и 4 флороценотипа. Последние рассматриваются как временные стадии восстановления или филоценогенеза залежной растительности и соответствует основным 4 стадиям демутации растительности. Полная демутация в условиях горно-склонового земледелия в аридных котловинах Южной Сибири имеет значительно длительный временной отрезок, чем в условиях равнин европейской части.

The result of investigations vegetables deposit ecosystem of Tuva is brined in the work. The classification of deposit vegetables of Center Tuva was leaned. In consequence of 20 associations, 6 formations and 4 floracenotype were picketed out. The lasts is considering how temporary stages rebellitions or filocenogeneze of deposit vegetables and is corresponding to basic 4 stages of re-establishment vegetables. The re-establishment is run slowly in mountainous agricultural to South Siber.

Ключевые слова: сукцессия, классификация залежной растительности, флороценотип, формации, ассоциации.

Keywords: successes, classification of deposit vegetables, floracenotype, formations, associations.

В основу классификации залежной растительности Центрально-Тувинской котловины положена концепция (П.Н. Овчинникова, 1947; Р.В. Камелина, 1973; Б.Б. Намзалова, 1994). При классификации растительности залежей Центрально-Тувинской котловины нами реализован доминантно-детерминантный подход, в качестве детерминантов выступают диагностические группы видов четко реагирующие на изменения факторов среды. Их

присутствие позволяет разграничивать близкие фитоценозы на группы, что служат основным критерием при выделении синтаксонов.

Залежная растительность нами рассматривается как антропогенно обусловленный тип (флороценотип) на месте распаханных под сельскохозяйственные земли степей. Единый их генезис, связанный с коренной трансформацией сообществ степных экосистем в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.