Научная статья на тему 'Эколого-физиологическая характеристика «Адаптивного портрета» студентов тувинской и русской национальности'

Эколого-физиологическая характеристика «Адаптивного портрета» студентов тувинской и русской национальности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
187
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ADAPTATION / STUDENTS / MORPHOFUNCTIONAL PARAMETERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Будукоол Л. К., Сарыг С. К., Ховалыг А. М.

В статье представлен «адаптивный портрет» студентов, проживающих в дискомфортных климатогеографических условиях. Показано, что тувинские студенты имеют более совершенные механизмы физиологической адаптации, по сравнению с русскими, что указывает на адекватность их адаптивных механизмов условиям среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE “ADAPTIVE PORTRAIT” TUVA STUDENTS AND RUSSIAN NATIONALITY

This paper presents “a portrait of an adaptive” Students living in uncomfortable climatic conditions. It is shown that the Tuvan students have better mechanisms of physiological adaptation in comparison with Russian, which indicates the adequacy of their adaptive mechanisms environments.

Текст научной работы на тему «Эколого-физиологическая характеристика «Адаптивного портрета» студентов тувинской и русской национальности»

Bibliography

1. Yamalo-Gihdanskaya oblastj. Fiziko-geograficheskaya kharakteristika / pod red. R.K. Sisko. - L., 1977.

2. Resursih poverkhnostnihkh vod SSSR. Altayj i Zapadnaya Sibirj. - L., 1969. - T. 15. - Vihp. 1.

3. Polihmskiyj, V.N. Biologo-promihslovaya kharakteristika ikhtiofaunih i rihboproduktivnostj ozer Gihdanskogo poluostrova // Problemih rihbnogo khozyayjstva Sibiri. - Tyumenj, 1971.

4. Bogdanov, V.D. Retrospektiva ikhtiologicheskikh i gidrobiologicheskikh issledovaniyj na Yamale / V.D. Bogdanov, E.N. Bogdanova,

O.A. Gosjkova, I.P. Meljnichenko. - Ekaterinburg, 2000.

5. Popov, P.A. Kharakteristika ikhtiofaunih vodoemov Gihdanskogo poluostrova // Vestnik TGU. - 2011. - № 3 (15).

6. Reshetnikov, Yu.S. Sovremennihe problemih izucheniya sigovihkh rihb // Vopr. ikhtiologii, 1995. - T. 35. - Vihp. 2.

7. Bogdanov, V.D. Sovremennoe sostoyanie vosproizvodstva sigovihkh rihb Nizhneyj Obi // Rihbovodstvo i rihbnoe khozyayjstvo. - 2008. - № 9.

8. Popov, P.A. Vidovoyj sostav i kharakter rasprostraneniya rihb na territorii Sibiri // Vopr. Ikhtiologii. - 2009. - T. 49. - № 4.

9. Reshetnikov, Yu.S. Ehkologiya i sistematika sigovihkh rihb. - M., 1980.

10. Gundrizer, A.N. K sistematike i ehkologii sigov Tuvinskoyj ASSR // Voprosih biologii. - Tomsk, 1978.

11. Popov, P.A. Rihbih Sibiri. - Novosibirsk, 2007.

12. Venglinskiyj, D.L. Ehkologicheskie chertih adaptacii sigovihkh k usloviyam suthestvovaniya v vodoemakh Subarktiki // Ehkologo-fiziologicheskie adaptacii zhivotnihkh i cheloveka k usloviyam Severa. - Yakutsk, 1977.

13. Voskoboyjnikov, V.A. Obthiyj ocherk ikhtiofaunih ozera Chanih // Ehkologiya ozera Chanih / V.A. Voskoboyjnikov, A.N. Gundrizer, B.G. loganzen [i dr.]. - Novosibirsk, 1986.

14. Popkov, V.K. Rezuljtatih i posledstviya akklimatizacii rihb v vodoemakh Altayjsko-Sayanskogo nagorjya // Problemih gidrobiologii Sibiri. -Tomsk, 2005.

15. Bogdanov, V.D. Sovremennoe sostoyanie populyaciyj sigovihkh rihb reki Obj // Biologiya i biotekhnika razvedeniya sigovihkh rihb. - SPb., 1994.

16. Kizhevatov, Ya.A. Sovremennoe sostoyanie ikhtiofaunih r. Taz // Ehkologicheskie problemih basseyjnov krupnihkh rek. - Toljyatti, 2003.

17. Yankova, N.V. Sovremennoe sostoyanie biologii i promihsla nizhneobskoyj populyacii siga-pihzhjyana / N.V. Yankova, A.M. Kadihrov,

E.N. Kotovthikov // Materialih vtoroyj Vseros. nauch. konf. - Tyumenj, 2003.

18. Priroda Yamala / pod red. L.N. Dobrinskogo. - Ekaterinburg, 1995.

19. Kolomin, Yu.M. Ehkologiya siga-pihzhjyana iz reki Nadihm // Biologicheskie problemih Severa. - Yakutsk, 1974. - Vihp. 2.

20. Koporikov, A.R. Osobennosti prostranstvennogo raspredeleniya nekotorihkh vidov sigovihkh rihb v ustjevoyj zone r. Messoyakhi (basseyjn Tazovskoyj gubih) v letniyj period / A.R. Koporikov, P.l. Chertihkovcev // Problemih i perspektivih ispoljzovaniya vodnihkh bioresursov Sibiri v XXI v.: materialih Vseros. konf. -Krasnoyarsk, 2008.

21. Knyazev, I.V. Rost i estestvennaya smertnostj sigovihkh rihb Tazovskogo basseyjna // Problemih i perspektivih racionaljnogo ispoljzovaniya rihbnihkh resursov Sibiri. - Krasnoyarsk, 1999.

22. Vihshegorodcev, A.A. K biologii siga-pihzhjyana reki Yuribeyj (basseyjn Gihdanskogo zaliva) // Produktivnostj vodoemov raznihkh klimaticheskikh

zon RSFSR i perspektivih ikh rihbokhozyayjstvennogo ispoljzovaniya. - Krasnoyarsk, 1978. - Ch. 2.

23. Popov, P.A. O roste i vremeni nastupleniya polovoyj zrelosti u chira i siga-pihzhjyana reki Tanama // Vopr. Ikhtiologii. - 1976. - T. 16. - Vihp.

3 (98).

24. Gundrizer, V.A. Materialih po izucheniyu gidrobiontov r. Tanamih i ikh rolj v pitanii nekotorihkh vidov rihb / V.A. Gundrizer, N.A. Zaloznihyj,

N.N. Osipova, P.A. Popov, A.I. Ruzanova // Voprosih biologii. - Tomsk, 1977.

25. Koshelev, B.V. Ehkologiya razmnozheniya rihb. - M., 1984.

26. Volodin, V.M. K voprosu o polovom cikle sigovihkh rihb ozera Tayjmihr // In-t biologii vnutr. vod RAN / Dep. VINITI 18.11.93, № 2858-V93. -

Borok, 1993.

27. Kuznecov, V.V. Rost morfologicheskikh form lenskogo muksuna i vliyanie na nego abioticheskikh faktorov // Vopr. Ikhtiologii. - 1994. - T. 34. Vihp. 2.

28. Kuznecova, E.N. Rost rihb i strategii ikh zhiznennihkh ciklov: avtoref. dis. ... d-ra biol. nauk. - M., - 2003.

29. Krokhalevskiyj, V.R. Problemih ispoljzovaniya vodnihkh biologicheskikh resursov ehstuariev Karskogo morya / V.R. Krokhalevskiyj, S.I. Stepanov,

A.V. Vihlezhinskiyj, V.E. Tunge // Vodnihe ehkosistemih Sibiri i perspektivih ikh ispoljzovaniya. - Tomsk, 2011.

Статья поступила в редакцию 14.05.12

УДК 612.017.2

Buduk-ool L.K., Saryg S.K., Hovalyg A.M. ECOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE “ADAPTIVE PORTRAIT” TUVA STUDENTS AND RUSSIAN NATIONALITY. This paper presents “a portrait of an adaptive” Students living in uncomfortable climatic conditions. It is shown that the Tuvan students have better mechanisms of physiological adaptation in comparison with Russian, which indicates the adequacy of their adaptive mechanisms environments.

Key words: adaptation, students, morphofunctional parameters.

Л.К. Будук-оол, д-р биол. наук, проф. Тувинского гос. университета, г. Кызыл, E-mail; buduk-ool@mail.ru;

С.К. Сарыг, канд. биол. наук, преподаватель Тувинского гос. университета, г. Кызыл, E-mail: s.k.sailyk13@mail.ru; А.М. Ховалыг, аспирант Тувинского гос. университета, г. Кызыл, E-mail: choixam@mail. ru

ЭКОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «АДАПТИВНОГО ПОРТРЕТА» СТУДЕНТОВ ТУВИНСКОЙ И РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

В статье представлен «адаптивный портрет» студентов, проживающих в дискомфортных климатогеографических условиях. Показано, что тувинские студенты имеют более совершенные механизмы физиологической адаптации, по сравнению с русскими, что указывает на адекватность их адаптивных механизмов условиям среды.

Ключевые слова: адаптация, студенты, морфофункциональные показатели.

Многовековое проживание различных популяций в привычных условиях среды обитания определило не только их внешний облик и культуральные черты, но и физиологические особенности жизнедеятельности организма. Экстремальные эколого-кли-матогеографические условия проживания вызывают в организме напряжение адаптационных механизмов [1; 2]. Современные представления о проблемах адаптации человека к климатогеог-

рафическим условиям свидетельствуют о значительных морфофункциональных и психофизиологических различиях у населения [3; 4]. В этой связи этнически изолированные народности представляют огромный интерес для изучения морфологических, функциональных, психологических особенностей организма как примера завершенной адаптации. Особенно это актуально для студенческого контингента, поскольку обучение в вузе про-

текает не только на фоне природно-экологического, но и социального прессинга.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что характер адаптивных сдвигов в экстремальных условиях проживания зависит не только от длительности проживания и возраста исследуемого, но и от национальных особенностей [5-9]. В связи с этим все большее внимание уделяется изучению этнических особенностей учащейся молодежи в различных климатогеографических регионах, однако эти работы касаются преимущественно коренного этноса [6; 8].

Территория Республики Тува находится в центральной части Азиатского материка, по своим климатическим, природным и социальным условиям не имеет аналогов в Российской Федерации. Ультраконтинентальный климат характеризуется чрезвычайно высоким атмосферным давлением (до 1042 миллибар зимой, что соответствует максимальным значениям для всей Земли), отрицательной среднегодовой температурой (-50 - 70 С), очень высокой годовой амплитудой температур (свыше 1000 С), малым количеством осадков (150 - 250 мм/год) и их необычным концентрированным выпадением в середине лета. Несмотря на то, что Тува расположена на юге Сибири, из-за суровых климатических условий она отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

В связи с отсутствием комплексных исследований по адаптации студентов, проживающих в экстремальных эколого-кли-матогеографических и социальных условиях Тувы, актуальным является изучение «адаптивного портрета» организма юношей и девушек тувинской и русской национальности в процессе обучения в вузе.

Цель работы - выявить особенности адаптации к обучению студентов тувинской и русской национальности, проживающих в эколого-климатогеографических и социальных условиях Тувы.

Исследование проводилось на базе Тувинского государственного университета. Объектом исследования служили студенты тувинской и русской (пришлые, во 2-м и более поколениях) национальности. Всего обследовано 1102 студента 1-5 курсов. Исследования проводились в период функционального покоя в первой половине октября каждого учебного года.

Антропометрические измерения длина (ДТ), масса (МТ) тела и окружность грудной клетки (ОГК) проводились по стандартным методическим рекомендациям. На основании полученных данных рассчитывались индексы Эрисмана (ИЭ) и Кетле (ИК).

Для исследования функционального состояния дыхательной системы определяли жизненную емкость легких (ЖЕЛ), жизненный индекс (ЖИ) и должную ЖЕЛ (ДЖЕЛ).

Измерения артериального давления (САД и ДАД) проводились аускультативным методом Н.С. Короткова. Пульс (ЧСС) определялся пальпаторно за 30 сек. На основании регистрируемых величин рассчитывались показатели гемодинамики: пульсовое (ПД), среднее (АДср) давление, ударный (УОК) и минутный (МОК) объемы крови. В качестве интегральной оценки ССС вычислялся адаптационный потенциал (АП), двойное произведение (ДП) и уровень физического состояния (УФС) [10].

Характеристика социально-демографического статуса и образа жизни студентов проводилась методом анонимного анкетирования.

Все исследования выполнены с добровольного согласия испытуемых в соответствии с биоэтическими требованиями.

Для сравнения величин при их нормальном распределении, использовали t - критерий Стьюдента. Различие считалось статистически достоверным при рd”0,05. При непараметрическом распределении использовали критерий Манна-Уитни и Краскала-Уоллиса (более 2-х сравниваемых групп). Использовали факторный и корреляционный анализы.

До поступления в университет 59,8% студентов проживали в сельской местности. 42,6% родителей студентов имели среднее специальное, 34,8% - высшее образование. Достаточно низкий образовательный ценз родителей студентов объясняется общим низким социально-экономическим положением республики и преобладанием сельского населения, где уровень образования ниже, чем в городе.

Социальные аспекты образа жизни студентов характеризуются уровнем материального состояния. Основными источниками существования для студентов являются помощь родителей - 54%, стипендия - 39%. Почти четверти студентов (21%) «средств хватает только на питание». Еще у 24,6% студентов «средств не хватает даже на питание», причем все эти студенты оказались тувинцами. В связи с высоким уровнем безработицы в Республике Тува, занимающей одно из первых мест среди регионов России, совмещает работу с учебой всего 1,3% студентов. Оценка студентами своего материального положения

достоверно не зависит ни от пола, ни от курса обучения. Полученные данные отличаются от исследований других авторов, где 97,3% студентов столичного вуза оценивают свое материальное положение как «хорошее» [11].

43,8% студентов считают, что обладают «хорошим здоровьем», отсутствие интереса к своему здоровью показали 7,8% студентов, затруднившихся дать оценку своему здоровью - 49,4%.

Хуже оценивают свое состояние здоровья студенты 1-2 курсов. Вероятно, это объясняется процессом адаптации, связанным со стрессовыми нагрузками по окончании школы, при поступлении в вуз и значительными нагрузками на младших курсах обучения.

Оценка состояния здоровья в значительной степени различалась по половому признаку. Среди опрошенных юношей признают своё здоровье хорошим 47%, удовлетворительным -31,7%, слабым - 6,5%. Оценки девушек хуже - 36%, 44,6%, 10,8% соответственно.

В соответствии с оценкой студентов только 38,2% из них «питаются полноценно» и 2,1% «недоедают постоянно». Уровень качества питания в значительной мере зависит от места проживания студентов. Очевидно, что хуже других питаются студенты, проживающие в общежитии, у них ниже доля лиц «питающихся полноценно» (15,5% против 52,6% у проживающих дома) и выше

- количество студентов, «питающихся недостаточно» и «недоедающих постоянно» (22,0% против 5,3%). Поскольку среди проживающих в общежитии оказались только тувинские студенты, у них больше лиц «недоедающих постоянно». Девушки оценивают своё качество питания хуже, чем юноши, в связи с большей требовательностью к организации и пищевому рациону.

С состоянием здоровья тесно связано физическое развитие, хотя эти понятия, как известно, не тождественны. По результатам проведённого исследования показано, что 49,2% респондентов оценивает своё физическое развитие как «хорошее», 28,7% - как «удовлетворительное» и 6,3% - как «слабое». 56,3% тувинских и 54,4% русских студентов считают свое физическое развитие хорошим.

Как и в случае со здоровьем, юноши оценивают своё физическое развитие выше, чем девушки: «хорошим» считают своё физическое развитие 53% юношей и 45% девушек, «слабым» -3% юношей и 12% девушек. При этом тувинские девушки оценивают свое здоровье хуже, чем русские, а юноши обеих национальных групп - практически одинаково.

Следует отметить, что студенты, независимо от половой принадлежности, оценивают свое физическое развитие лучше, чем здоровье. При этом, в спортивных секциях регулярно занимается только 4,7% девушек и 25,5% юношей.

Между посещением спортивных секций и оценкой своего физического развития имеется положительная корреляционная связь (г=0,75) ^”0,01).

Таким образом, характеристика образа жизни студентов и их демографическая характеристика свидетельствуют о низком уровне физической активности, материального положения студентов, преобладании сельских студентов над городскими.

Антропометрические данные свидетельствуют о более низких показателях ДТ, МТ и ОГК у тувинских студентов. Наиболее существенные различия касались ДТ, поскольку это наиболее стабильный, наследственно контролируемый показатель. МТ генетически менее детерминирована, чем ДТ, и в большей степени зависит от конкретных социально-экологических условий жизни [12], поэтому изменения МТ в период обучения были значительно выше: у русских юношей МТ увеличилась на 14,5%, у тувинских - на 9,2%. В группе девушек динамика обратная: у тувинских девушек МТ увеличилась на 3,7%, а у русских девушек она снизилась на 3,3%.

Различная тенденция изменения МТ у русских и тувинских девушек объясняется как этническими особенностями более позднего созревания организма тувинских девушек, так и модой на похудение у русских, что для тувинского менталитета не столь важно.

Абсолютные значения МТ ниже у тувинских студентов в сравнении с русскими, однако, должная МТ как у русских, так и тувинских студентов была в пределах границ нормы (±15%), что указывает на необходимость оценки морфологического статуса студентов не только по абсолютным антропометрическим показателям, но и по их соотношениям (должная МТ).

Анализ значений ОГК свидетельствовал, что ОГК у тувинских юношей была меньше, чем у русских. Увеличение ОГК в период обучения было значительнее у тувинских юношей: ОГК у них увеличилась на 6,3%, у русских - только на 2,5%.

Таблица 1

Среднегрупповые показатели индекса Эрисмана у студентов (см) (М±т)

Группа курсы

1 2 3 4 5

Тувинские юноши 5,7±0,8* 5,3±1,4 6,3±1,0 6,8±1,8 9,1±1,3*

Русские юноши 3,3±0,5 4,0±1,3 5,9±2,0 6,0±1,3 5,1±0,9

Тувинские девушки 5,1 ±1,2 4,6±0,5 5,1±0,3* 6,3±0, 5* 6,9±0,2*

Русские девушки 5,6±1,3 3,9±0,6 1,9±0,7 2,4±0,4 2,4±0,4

Примечание: *р<0,05 достоверные различия между тувинскими и русскими студентами одного пола. Полужирным выделена «широкогрудость», остальное - норма.

В группе девушек ОГК у тувинок, по сравнению с русскими, была достоверно меньше на 1-2 курсах. Степень увеличения ОГК в период обучения у девушек была ниже, чем у юношей, причем у тувинских девушек ОГК увеличилась на 3,9%, а у русских - достоверно не изменилась.

ИК у девушек, независимо от национальности, находился в пределах границ «нормы» на всех курсах обучения. В динамике обучения ИК у русских юношей увеличился на 11,7%, а у тувинских - всего на 5,7%, причем у первых ИК, соответствующий «повышенной упитанности», регистрировался на 3-5 курсах, а у тувинских юношей - только начиная с 4 курса.

Важной характеристикой телосложения является его пропорциональность. Анализ ИЭ студентов в зависимости от национальности показал, что тувинские юноши характеризовались «широкогрудостью» на 3-5 курсах, а у русских юношей этот показатель соответствовал «нормальной» ширине груди на всех этапах обследования. Тувинские девушки, независимо от курса обучения, характеризовались «широкогрудостью», а русские девушки имели ИЭ, соответствующий «широкогрудости» только на младших курсах (таблица 1). В период обучения происходило снижение доли лиц с «широкогрудостью» у русских студентов и увеличение - у тувинских.

Поперечное расширение организма при низком росте является важным показателем адаптации к экстремальным климатическим условиям проживания [13], следовательно, можно говорить о лучшей морфологической адаптированности тувинских студентов к условиям среды проживания.

Таким образом, обнаруженные различия в более низких антропометрических показателях и пропорций телосложения тувинских студентов свидетельствуют об этнических особенностях, обусловленных генетическими факторами и влиянием условий среды, формирующими определенный адаптивный тип. При этом важно отметить, что у тувинских студентов больший рост антропометрических показателей в период обучения может свидетельствовать о более позднем онтогенетическом созревании их организма, на что указывает [14].

Значительная роль дыхательной системы в развитии и функционировании организма общеизвестна, особую роль она играет в процессах адаптации к различным средовым факторам и видам деятельности. Система дыхания входит в состав кислородно-транспортной системы и обеспечивает поддержание достаточного напряжения кислорода в крови. Показатель жЕл в значительной степени детерминирован наследственностью.

Более низкие показатели ЖЕЛ характерны для девушек в сравнении с юношами независимо от национальности. Сравнительный анализ ЖЕЛ у тувинских и русских студентов показал, что более низкий жизненный объем имели тувинские студенты на младших курсах, на старших курсах различия оказались не достоверны.

Анализ динамики ЖЕЛ с 1 по 5 курсы свидетельствует

0 более значительном приросте данного показателя у тувинцев. Так, к 5 курсу тувинских юношей произошло увеличение ЖЕЛ на 6,7%, а у русских - на 3,3%, у тувинских девушек - на 15,4%, у русских - на 8,5%, что, вероятно, связано с более поздним онтогенетическим развитием организма тувинских студентов.

Ни в одной группе исследуемых студентов не отмечены среднегрупповые значения ЖЕЛ выше нормы. У тувинских юношей ЖЕЛ была ниже ДЖЕЛ на всех курсах, а у русских - только на

1 курсе, где величина ЖЕЛ соответствовала нижней границе оптимального диапазона.

В группе девушек, как у тувинок, так и у русских, на всех курсах среднегрупповые значения ЖЕЛ были ниже нормы, при-

чем степень отклонения от ДЖЕЛ на младших курсах у девушек выше, чем на старших.

На более низкие показатели системы внешнего дыхания у студентов указывают и другие авторы. Так, [15] отмечается, что только 20-25% девушек студенток, проживающих на Севере, имели ЖЕЛ соответствующую возрастным нормам, при этом она была ниже, чем у студенток, проживающих на юге Сибири.

Таким образом, сравнение среднестатистических значений объемной характеристики дыхательной системы позволяет констатировать, что ЖЕЛ у студентов в основном ниже, чем должный диапазон значений. Тувинские студенты в отличие от русских характеризовались достоверно меньшей ЖЕЛ на младших курсах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В абсолютных значениях ЖЕЛ в период обучения изменяется незначительно, более существенно она меняется относительно МТ и ДТ. Поскольку изменения МТ больше, чем ДТ, важным показателем функционирования дыхательной системы можно считать ЖИ, характеризующий соотношение ЖЕЛ и МТ.

Среднегрупповой показатель ЖИ у юношей в национальных группах достоверно не различался и имел тенденцию к снижению (от среднего до ниже среднего) к концу обучения: у русских на 9,9%, у тувинских на 2,5%. Достоверных различий в группе девушек также не обнаружено, при этом у них, наоборот, происходило увеличение ЖИ: у русских девушек на 12,0%, у тувинок -на 11,3%. Такие различия, вероятно, объясняются большим приростом МТ у юношей в сравнении с девушками.

Состояние сердечно-сосудистой системы - наиболее информативный показатель адаптационных возможностей организма человека различным условиям проживания и профессиональной деятельности.

Оценка артериального давления в национальных группах показала, что САД, ДАД, ПД и АДср выше у русских студентов (таблица 2). На 2 и 5 курсах было отмечено повышение артериального давления у всех студентов, при этом оно было более выраженным у русских юношей и девушек в сравнении с тувинскими. Повышение ПД и АДср также регистрировалось на 2 и 5 курсах практически у всех студентов.

На более напряженное состояние ССС у русских студентов указывает тот факт, что на 2 курсе у тувинских юношей произошло увеличение ЧСС на 2,4%, а у русских - на 8,2%, при этом у тувинских пятикурсников ЧСС была ниже в сравнении с первокурсниками, а у русских - выше (таблица 2). Повышение тонической активности центров блуждающего нерва и понижение тонуса симпатической нервной системы приводит к возрастному снижению ЧСС. Однако во многих исследованиях у студентов показана динамика ЧСС, характеризующаяся увеличением частоты пульса к последнему курсу [5; 16].

Нами также отмечено достоверное повышение САД у русских студентов на 5 курсе. Этот факт может рассматриваться как свидетельство повышения центрального симпатического влияния на синусный узел под воздействием психоэмоциональных и социальных нагрузок у студентов в этот период обучения.

Повышение ЧСС у русских юношей на 5 курсе может свидетельствовать о наличии напряжения ССС в связи со снижением функциональных резервов организма русских юношей. Повышение ЧСС на 2 курсе, причем в большей степени у русских студентов, свидетельствует о напряжении ССС в период срочной адаптации к учебной деятельности (таблица 2).

Важным механизмом обеспечения адаптации студентов к умственным нагрузкам является увеличение кровотока в актив-

Таблица 2

Показатели гемодинамики у студентов в зависимости от национальности

Курс / группа 1 2 3 4 5

САД (мм.рт.ст.)

Тувинские юноши 116,7±1,2 122,7±3,2 115,0±1,5** 115,4±1,6*** 119, 8±2,4

Русские юноши 117,6±2,5 129,5±4,8 128,5±4,2 130,3±2,4 122,8±2,0

Тувинские девушки 110,7±2,5 112,9±2, 5* 110,0±1,1 109,9±1,5* 111,8±2,0**

Русские девушки 111,8±1,6 123,2±1,9 115,0±1,6 116,3±1,8 121,5±1,7

ДАД (мм.рт.ст.)

Тувинские юноши 69,4±0,9 72,3±0,9* 70,9±1,0 69,4±1,5 69,8±1,2*

Русские юноши 72,0±1,0 75,7±1,0 73,4±1,9 71,8±1,9 74,6±1,2

Тувинские девушки 68,0±0,7 69,6±1,2* 69,3±1,1 69,6±1,1 70,6±1,2*

Русские девушки 69,8±1,7 73,8±1,9 72,0±1,8 73,3±1,8 75,9±1,8

ПД (мм.рт.ст.)

Тувинские юноши 47,3±1,1 50,4±2,3 44,1 ±1,9*** 46,0±2,8* 48,2±1,3

Русские юноши 45,6±2,3 53,8±2,6 55,1±2,6 58,5±2,3 39,4±1,3

Тувинские девушки 42,7±0,9 43,3±1,5* 40,7±1,2 40,3±1,5 40,2±1,4*

Русские девушки 42,0±2,0 49,4±1,7 43,0±1,9 43,0±1,3 45,6±3,0

АДср (мм.рт.ст.)

Тувинские юноши 85,2±0,9 89,1±1,2 85,6±1,2* 84,7±2,1*** 86,5±1,5

Русские юноши 87,2±1,0 93,6±1,0 91,8±0,6 91,3±1,0 90,7±1,2

Тувинские девушки 82,2±0,6 84,0±1,3* 82,9±0,9 83,0±1,0* 84,0± 1, 1 ***

Русские девушки 83,8±1,5 90,3±2,2 86,3±1,5 87,6±1,5 91,1 ±2,5

ЧСС (уд/мин)

Тувинские юноши 74,3±1,0* 76,1±2,3 72,8±1,7 72,5±1,5 71,4±1,8**

Русские юноши 71,3±1,8 77,1±2,7 74,0±2,5 74,0±2,9 76,8±2,5

Тувинские девушки 77,8±0,7** 75,9±1,9 74,7±1,2* 73,4±1,9* 71,4±1,2

Русские девушки 73,3±1,4 80,4±1,3 79,4±2,9 79,0±2,9 74,0±1,9

УОК (мл)

Тувинские юноши 71,7±0,9 71,3±1,6 68,3±1,7* 68,9±2,2** 70,5±1,2*

Русские юноши 69,6±0,8 71,0±1,0 72,8±1,4 74,6±1,2 67,1 ±1,2

Тувинские девушки 70,3±2,0 69,1±2,2 67,2±1,7 66,4±1,3 65,8±1,3

Русские девушки 69,3±1,7 70,1±1,7 67,0±1,8 65,8±1,4 64,7±1,9

МОК (л/мин)

Тувинские юноши 5,3±0,1* 5,4±0,2 5,0±0,2** 5,0±0,2* 5,0±0,1

Русские юноши 5,0±0,2 5,5±0,2 5,4±0,1 5,5±0,2 5,2±0,2

Тувинские девушки 5,5±0,1* 5,2±0,2* 5,0±0,1* 4,9±0,2* 4,7±0,1

Русские девушки 5,1±0,2 5,6±0,2 5,3±0,1 5,2±0,1 4,8±0,1

Примечание: *р<0,05, **р<0,01, ***р<0,001 достоверные различия между тувинскими и русскими студентами одного пола.

но работающих системах организма. Увеличение МОК за счет УОК тичной динамике УОК МОК обеспечивался различными измене-

свидетельствует о лучшем состоянии сердца и гемодинамики. ниями ЧСС. Так, на 2 курсе увеличение МОК происходило за счет

Корреляционный анализ показал, что в группе юношей при иден- увеличения ЧСС (г=0,7 у русских юношей и г=0,5 у тувинцев).

На 5 курсе механизм обеспечения МОК у русских студентов связан с изменениями ЧСС (г=0,8), в то время как у тувинцев связи МОК-ЧСС были слабые (г=0,4). Следовательно, на этапе срочной адаптации увеличение МОК у юношей происходило за счет увеличения ЧСС. У русских юношей также и на 5 курсе МОК обеспечивался за счет значительного повышения ЧСС, что является неэкономичным для системы кровообращения и снижает эффективность приспособительных реакций.

В группе девушек увеличение МОК на 2 курсе обеспечивалось повышением ЧСС только у русских студенток (г=0,8). На 5 курсе выявлены более тесные положительные корреляционные связи в системе УОК-МОК как у тувинских (г=0,8), так и у русских девушек (г=0,9).

Таким образом, изменения МОК свидетельствуют о более благоприятном режиме работы сердца девушек в сравнении с юношами и тувинских студентов в сравнении с русскими. У русских юношей, в отличие от всех остальных групп, имело место значительное снижение эффективности приспособительных реакций ССС не только на 2-м, но и на 5 курсе.

Юноши также имели достоверно более высокие значения АП по сравнению с девушками (рис. 1). Среднестатистические значения АП у девушек находились в пределах удовлетворительной адаптации (АП<2,1) на всех курсах, кроме 2 - го, а у юношей

- только на 1 курсе, на последующих курсах АП у них соответствовал напряжению (АП=2,1-3,2). Во всех группах студентов произошло достоверное увеличение АП на 2 курсе, причем у юношей в большей степени.

2.5 2,3 2,1 1,9 1,7

1.5

уе.

і

лі:

23

□ т.ю. □ р.ю.

4

5

курс

удовлет.

2.5 2,3 2,1 1,9 1,7

1.5

уе.

3 - і Ї"

митні

2

3

4

5

курс

1

1

Рис. 1. Показатели адаптационного потенциала

Примечание: *р^’0,05, ** р^’0,01, *** р^’0,001 достоверные различия между тувинскими и русскими студентами одного пола; удовлет.- удовлетворительный АП (<2,1), выше - напряжение адаптации; т.ю. - тувинские юноши, р.ю.- русские юноши, т.д. - тувинские девушки, р.д.- русские девушки.

0,850

0,750

0,650

0,550

0,450

0,350

у.е.

\\ I-1 1 Ц- II- ІІІ

1 2 □ т.д. С

34 I р.д —с.у. -

курс

■в.у.

*

5

Рис. 2. Показатели УФС студентов Примечание: *р^’0,05, ** р^’0,01, *** р^’0,001 достоверные различия между тувинскими и русскими студентами одного пола. с.у. - средний, в.с. - выше среднего уровень УФС; т.ю. - тувинские юноши, р.ю.- русские юноши, т.д. - тувинские девушки, р.д.- русские девушки.

Анализ АП студентов в зависимости от национальности показал, что тувинские юноши и девушки имели достоверно более низкие значения АП преимущественно на старших курсах.

В период обучения напряжение адаптации у тувинских студентов отмечено только на 2 и 5 курсах (АП = 2,1-3,2), в то время как у русских юношей - на всех курсах, кроме 1 -го. Для юношей характерна общая динамика повышения АП от 1 к 5 курсу, причем у русских юношей в большей степени, чем у тувинских (на 15,0% и 4,8% соответственно). В группе девушек достоверно более высокое значение АП регистрировалось также у русских студенток на всех курсах, кроме 1-го (рис. 1).

Максимальное значение АП у девушек отмечалось на 2 курсе, причем у русских студенток АП увеличился на 16,6%, а у тувинских - только на 5,1% по отношению к 1 курсу. Значе-

ние АП, соответствующее удовлетворительной адаптации, у тувинских девушек отмечено на всех курсах обучения, а у русских студенток - только на 1 курсе (на остальных - напряжение).

Таким образом, неблагоприятная динамика АП в период обучения характерна для русских студентов. Тувинские студенты, независимо от пола, в основном характеризовались удовлетворительным АП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимосвязь ССС и морфофункциональных показателей характеризует УФС. В группе исследуемых юношей тувинцы, в сравнении с русскими, имели достоверно более высокий уФс на старших курсах, а девушки - на всех, кроме 1-го (рис. 2). Снижение УФС на 2 курсе зарегистрировано у всех студентов, кроме тувинских девушек.

Необходимо также отметить, что доля лиц с низким УФС во всех группах увеличилась на 2 курсе. На 5 курсе большинство (55,2%) тувинских студентов имели высокий уФс. В целом среди контингента тувинских студентов всех курсов оказалось на 19,4% больше лиц, имеющих высокий УФС, чем у русских.

Таким образом, проведенные нами исследования позволили установить, что в функциональном состоянии студентов обеих национальных групп наблюдается ухудшение показателей адаптации на 2 и 5 курсах, причем у русских студентов оно выражено в большей степени.

Результаты факторного анализа показали, что наибольшее влияние на процесс адаптации студентов к обучению оказывают морфологические факторы и пол, на долю которых приходится 20,5%, и доминируют факторные веса показателей величин ДТ (+0,784), МТ (+0,840), пол (+0,746).

На втором месте - функциональная компонента, суммарный вклад которой составляет 17,2% всех наблюдаемых показателей студентов, с доминирующими факторными весами АП (+0,882), ДП (+0,927), УФС (+0,898).

Поскольку национальность играет одну из ведущих ролей в ряде факторов, был проведен дифференцированный анализ показателей в зависимости от национальности. Было установлено, что наиболее значимыми факторами у русских студентов являются - морфологические показатели и пол ^1), на долю которых приходится 20,6%; второй фактор ^2) объединяет функциональные показатели с общим весом 12,6%; третий фактор ^3) - показатели давления и тип вегетативной регуляции (8,3%).

У тувинских студентов максимально высокие факторные веса имеют функциональные параметры (21,1%), а уже затем - морфологические и пол (9,8%).

Таким образом, для студентов обеих национальностей в процессе адаптации одними из главных факторов являются функциональные и морфологические показатели. При этом для тувинцев морфологические показатели имеют меньший факторный вес, чем у русских, вероятно, это может быть связано с наличием у тувинцев морфологического адаптивного типа, сформированного генетически в условиях длительного проживания в экстремальных климатических условиях.

Заключение. Сравнительный анализ морфофункциональных показателей иллюстрирует наличие межэтнических различий морфологического и функционального статуса организма студентов. Тувинские студенты отличались более низкими антропометрическими показателями, «широкогрудостью», характеризовались удовлетворительным АП и более высоким УФС.

Эколого-физиологическая характеристика «адаптивного портрета» выявила особенности морфофункционального статуса тувинских студентов, указывающие на адекватность их адаптивных механизмов к условиям среды и наличие у тувинцев адаптивного типа, сформированного генетически в условиях длительного проживания в экстремальных климатических условиях региона. Это согласуется с концепцией экологической физиологии Н.А. Агаджаняна, соответственно которой физиологические механизмы адаптации коренного населения адекватны условиям среды.

Библиографический список

1. Казначеев, В.П. Адаптация и конституция человека / В.П. Казначеев, С.В. Казначеев. - Новосибирск, 1986.

2. Агаджанян, Н.А. Экологический портрет человека на Севере / Н.А. Агаджанян, Н.В. Ермакова. - М., 1997.

3. Агаджанян, Н.А. Экопортрет и здоровье жителей средней полосы России / Н.А. Агаджанян, А.А. Желтиков, А.Е. Северин. - Тула, 2000.

4. Драгич, О.А. Закономерности морфофункциональной изменчивости организма студентов юношеского возраста в условиях Уральского федерального округа: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - Тюмень, 2006.

5. Поборский, А.Н. Функциональные возможности организма студентов, начинающих обучение в неблагоприятных климатогеографических условиях среды / А.Н. Поборский, М.А. Юрина, В.С. Павловская // Экология человека. - 2010. - № 12.

6. Батоцыренова, Т.Е. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптационных реакций организма студентов из различных природно-климатических регионов: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - М., 2007.

7. Мельникова, С.Л. Морфо-функциональные показатели здоровых девушек, проживающих в Забайкалье / С.Л. Мельникова, И.А. Лень-шина // Забайкальский медицинский вестник. - 2011. - № 2.

8. Николаева, Е.Н. Психофизиологические особенности адаптации студентов при обучении в вузе в условиях Севера: автореф. дис. . канд. биол. наук. - Якутск, 2006.

9. Эндокринные и психофизиологические характеристики формирования дизадаптации у студентов Республики Тыва и Ханты-Мансийского Автономного округа / В.И. Хаснулин [и др.] // Экология человека. - 2009. - № 7.

10. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов-на-Дону, 2000.

11. Психофизиологические показатели адаптации студентов-медиков к повышенной умственной нагрузке / Т.Ш. Миннибаев [и др.] // Профилактическая медицина на рубеже тысячелетий: сб. науч. тр. ММА. - 2002. - Вып. 1.

12. Година, Е.З. Некоторые тенденции соматического развития городских детей и подростков за последние 20 лет / Е.З. Година,

Н.Н. Миклашевская // Вестник АМН СССР - 1980. - № 8.

13. Алексеева, Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека. - М., 1986.

14. Зубарева, В.В. Этно-территориальная изменчивость показателей роста и полового созревания детей и подростков республик бывшего СССР: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - М., 2003.

15. Харитонова, Л.Г. Особенности физического состояния организма студенток, проживающих в условиях Крайнего Севера / Л.Г. Харитонова, О.А. Цепко. - Омск, 2006.

16. Соловьев, В.С. Состояние сердечно-сосудистой системы студентов - уроженцев Среднего Приобья / В.С. Соловьев, О.Г. Литовченко,

О.Л. Нифонтова // Гигиена и санитария. - 2004. - № 1.

Bibliography

1. Kaznacheev, V.P. Adaptaciya i konstituciya cheloveka / V.P. Kaznacheev, S.V. Kaznacheev. - Novosibirsk, 1986.

2. Agadzhanyan, N.A. Ehkologicheskiyj portret cheloveka na Severe / N.A. Agadzhanyan, N.V. Ermakova. - M., 1997.

3. Agadzhanyan, N.A. Ehkoportret i zdorovje zhiteleyj sredneyj polosih Rossii / N.A. Agadzhanyan, A.A. Zheltikov, A.E. Severin. - Tula, 2000.

4. Dragich, O.A. Zakonomernosti morfofunkcionaljnoyj izmenchivosti organizma studentov yunosheskogo vozrasta v usloviyakh Uraljskogo federaljnogo okruga: avtoref. dis. ... d-ra biol. nauk. - Tyumenj, 2006.

5. Poborskiyj, A.N. Funkcionaljnihe vozmozhnosti organizma studentov, nachinayuthikh obuchenie v neblagopriyatnihkh klimatogeograficheskikh usloviyakh sredih / A.N. Poborskiyj, M.A. Yurina, V.S. Pavlovskaya // Ehkologiya cheloveka. - 2010. - № 12.

6. Batocihrenova, T.E. Ehkologo-fiziologicheskie i ehtnicheskie osobennosti adaptacionnihkh reakciyj organizma studentov iz razlichnihkh prirodno-klimaticheskikh regionov: avtoref. dis. . d-ra biol. nauk. - M., 2007.

7. Meljnikova, S.L. Morfo-funkcionaljnihe pokazateli zdorovihkh devushek, prozhivayuthikh v Zabayjkalje / S.L. Meljnikova, I.A. Lenjshina // Zabayjkaljskiyj medicinskiyj vestnik. - 2011. - № 2.

8. Nikolaeva, E.N. Psikhofiziologicheskie osobennosti adaptacii studentov pri obuchenii v vuze v usloviyakh Severa: avtoref. dis. ... kand. biol. nauk. - Yakutsk, 2006.

9. Ehndokrinnihe i psikhofiziologicheskie kharakteristiki formirovaniya dizadaptacii u studentov Respubliki Tihva i Khantih-Mansiyjskogo Avtonomnogo okruga / V.I. Khasnulin [i dr.] // Ehkologiya cheloveka. - 2009. - № 7.

10. Apanasenko, G.L. Medicinskaya valeologiya / G.L. Apanasenko, L.A. Popova. - Rostov-na-Donu, 2000.

11. Psikhofiziologicheskie pokazateli adaptacii studentov-medikov k povihshennoyj umstvennoyj nagruzke / T.Sh. Minnibaev [i dr.] //

Profilakticheskaya medicina na rubezhe tihsyacheletiyj: sb. nauch. tr. MMA. - 2002. - Vihp. 1.

12. Godina, E.Z. Nekotorihe tendencii somaticheskogo razvitiya gorodskikh deteyj i podrostkov za poslednie 20 let / E.Z. Godina,

N.N. Miklashevskaya // Vestnik AMN SSSR. - 1980. - № 8.

13. Alekseeva, T.I. Adaptivnihe processih v populyaciyakh cheloveka. - M., 1986.

14. Zubareva, V.V. Ehtno-territorialjnaya izmenchivostj pokazateleyj rosta i polovogo sozrevaniya deteyj i podrostkov respublik bihvshego SSSR: avtoref. dis. . kand. biol. nauk. - M., 2003.

15. Kharitonova, L.G. Osobennosti fizicheskogo sostoyaniya organizma studentok, prozhivayuthikh v usloviyakh Krayjnego Severa / L.G. Kharitonova, O.A. Cepko. - Omsk, 2006.

16. Solovjev, V.S. Sostoyanie serdechno-sosudistoyj sistemih studentov - urozhencev Srednego Priobjya / V.S. Solovjev, O.G. Litovchenko, O.L. Nifontova // Gigiena i sanitariya. - 2004. - № 1.

Статья поступила в редакцию 16.05.12

УДК 51-74

Vragova E.V. EXPERT ASSESSMENT TO THE EVALUATION PROCESS LIMITATIONS OF ENVIRONMENTAL TECHNOLOGIES. The possibilities of new types of humate complex organo-mineral fertilizers offered for use by the Institute of Coal-chemistry and Material Science of the Siberian Branch of the RAS.

Key words: humate fertilizers, immunostimulating effect, environmental technology.

Е.В. Врагова, канд. тех. наук, зав. каф. «Системный анализ в природопользовании» НФ ФАОУ ДПО ГАСИС, г. Новосибирск, E-mail: vragovae@rambler.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НЕКОТОРЫХ ОБРАЗЦОВ ГУМАТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ СУБСТРАТАХ

Исследованы возможности применения новых образцов комплексных гуматных органоминеральных удобрений предложенных к использованию Институтом углехимии и химического материаловедения СО РАН Ключевые слова: гуматные удобрения, иммуностимулирующий эффект, природоохранные технологии.

В настоящее время во всём мире резко возрос интерес к удобрениям гуматного типа. Гуминовые соединения, являясь физиологически активными веществами, регулируют и интенсифицируют обменные процессы в растениях и почве.

Гуматы - это группа естественных высокомолекулярных веществ, которые, благодаря особенностям строения и физикохимическим свойствам характеризуются высокой физиологической активностью. Механизм действия гуминовых веществ заключается в стимулировании всех биохимических процессов в организме растения не только на начальном этапе прорастания семян и образования корневой системы, но и дальнейшего роста и развития растения. Они изменяют проницаемость клеточных мембран, повышают активность ферментов, содержание хлорофилла и продуктивность фотосинтеза, а также стимулируют дыхание, синтез белков, сахаров, аминокислот и витаминов. Наряду с этим гуматы не токсичны, не канцерогенны и не обладают мутагенным действием, что в свою очередь создает предпосылки получения экологически чистой продукции.

Существенное влияние гуматы оказывают на водно-физические и физико-химические свойства почвы:

• повышают влагоёмкость легких почв (в среднем на 30%), способствуя образованию агрономически ценной комковато-зернистой структуры;

• улучшают порозность и водопроницаемость тяжелых почв, препятствуя образованию трещин, корок;

• способствуют аэрации и воздухопроницаемости почвенного профиля, оптимизируя корневое дыхание растений и окислительно-восстановительный режим почвы в целом;

• регулируют реакции ионного обмена между почвой и водными растворами;

• влияют на буферную емкость почв, тем самым способствуя поддержанию естественного уровня рН даже при избыточном поступлении кислых или щелочных агентов.

Являясь биологически активными веществами гуматы способны оказывать стимулирующее действие на рост растений, которое зависит от сроков применения их и концентрации при внекорневом внесении.

Цель исследований заключалась в изучении эффективности гуматов. В рамках выполнения совместного проекта «Разработка научных основ энергосберегающей технологии получения гуматов и ценных химических продуктов из бурых углей для восстановления плодородного слоя земель в борьбе против опустынивания в Монголии

и в качестве стимуляторов роста сельскохозяйственных культур» Учреждения Российской академии наук Сибирского отделения РАН с Академией наук Монголии и Министерством образования, культуры и науки Монголии для исследования Институтом углехимии и химического материаловедения СО РАН были переданы образцов комплексных гуматных органоминеральных удобрений для изучения их использования при возделывании пшеницы и травосмеси.

В задачи исследований входило:

1. Проведение полевых испытаний активности гуматов из различного сырья в качестве стимуляторов роста сельскохозяйственных культур в условиях Новосибирской области.

2. Выдать рекомендации по использованию различных углей в производстве гуматов и дальнейшего использования их

ОТ 2011 05 10 9 в» »1108 2Ъ Ш

Ci ■■■■ »ua^nr fid II—и НГС

Рис. 1. Температурные условия вегетационного периода 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.